Новости

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки Педагогическое образование

Работа добавлена:






Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки Педагогическое образование на http://mirrorref.ru

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Психологический факультет

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки

44.03.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Дошкольное образование»

Казань – 2015

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А., Ханмурзина Р.Р.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работыпо направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» : методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова, Ханмурзина Р.Р. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2015. – 69 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

Предназначены в помощь студентам направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» при выполнении выпускных квалификационных (бакалаврскых) работ в области дошкольной педагогики. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

 Институт экономики,

управления и права (г. Казань),2015

СОДЕРЖАНИЕ

Приложения………………………………………………………………..44

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация

В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» обобщен опыт руководства выполнением выпускных квалификационных (бакалаврских) работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке выпускных квалификационных (бакалаврских) работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя института или высококвалифицированного специалиста профильного направления.

Целями написания выпускных квалификационных (бакалаврских) работ являются:

– совершенствование педагогических знаний по отдельным темам,

– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,

– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального педагогического исследования,

– приобретение умений и навыков практической работы педагога.

Выпускные квалификационные (бакалаврские) работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.

Содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.

Основными этапами выполнения выпускной квалификационной (бакалаврской) работы являются:

– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы;

– выбор темы, определение цели и задач исследования;

– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме выпускной квалификационной (бакалаврской) работы;

– составление обзора литературы;

– освоение основных методов исследования;

– выполнение экспериментальных исследований;

– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.

– формулировка выводов и выработка рекомендаций;

– оформление выпускной квалификационной (бакалаврской) работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;

– подготовка выпускной квалификационной (бакалаврской) работы к защите, составление доклада;

– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);

– защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных  (бакалаврских) работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положенияоб итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25 марта 2003 г., соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (бакалаврской) работы определяются высшим учебным заведением.

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

В выпускной квалификационной (бакалаврской) работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel,Word и др.), логически сформулировать и защитить перед государственной экзаменационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.

3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным (БАКАЛАВРСКИМ) РАБОТАМ

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Тема выпускной квалификационной (бакалаврской) работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их в образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.

В целях рассмотрения заказа от образовательной организации на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.

Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы выпускной квалификационной (бакалаврской) работы и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной (бакалаврской) работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО и рекомендациями ООП ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по направлениям подготовки педагогического образования.

Для выполнения выпускной квалификационной (бакалаврской)  работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:

– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;

– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;

– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;

– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;

– оформить выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;

– подготовить доклад и иллюстрационный материал.

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении выпускной квалификационной (бакалаврской) работы студент должен показать умения:

– обнаружить и сформулировать проблему;

– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

– разработать и провести экспериментальное исследование;

– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

– изложить результаты исследования;

– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;

– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Студент-выпускник несет полную ответственность:

– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,

– за правильность приводимых в выпускной квалификационной (бакалаврской) работе данных,

– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,

– за качество содержания и оформления выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной (бакалаврской) работы студент должен показать следующие компетенции:

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ

В процессе подготовки и прохождения итоговой государсмтвенной аттестации студент формирует и демонстрирует следующие

Общекультурные компетенции

КОМПЕТЕНЦИИ —Индекс и формулировка компетенции из ФГОСа

Перечень компонентов

Технологии формирования —Технологии формирования: лекция, самостоятельная работа, семинар, лабораторные работы, практические занятия, производственная практика, преддипломная практика, выполнение ВКР

Форма оценочного средства —Форма оценочного средства: коллоквиум Кл; контрольная работа Кнр; собеседование Сб; тестирование письменное, компьютерное ТСп, ТСк; типовой расчет Тр; индивидуальные домашние задания ИДЗ; выполнение расчетно-графических работ (%) РГР; внеаудиторное чтение (в тыс. знаков) Вч; реферат Реф; эссе Э; защита лабораторных работ ЗРЛ; курсовая работа КР; курсовой проект КП; научно-исследовательская работа НИРС; отчеты по практикам ОП; зачет Зач; экзамен Экз; государственный экзамен ГЭ; защита практики Зп; выступление на семинаре С; защита выпускной квалификационной работы Звкр.

Ступени уровней освоения компетенции

ИНДЕКС

ФОРМУЛИРОВКА

ОК-1

владеет культурой мышления,способен к обобщению,анализу,восприятию информации,постановке цели и выбору путей её достижения

Знать

основныезакономерности взаимодействиячеловека и общества

Уметь

анализировать мировоззренческие,социально и личностно значимые философские проблемы

Владеть навыкамирефлексии,самооценкиамоконтроля

Технология традиционного обучения: Обзорные лекции,  самостоятельная работа.

Государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы

ПОРОГОВЫЙ

Использует основные способы и приемы мышления для решения профессиональных задач

ПОВЫШЕННЫЙ

Умеет анализировать мировоззренческие,социально и личностно значимые проблемыв профессиональной деятельности,

Владеет навыкамирефлексии,самооценки, самоконтроля при реализации профессиональных задач, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.

ОК - 6

Способен логически верно выстраивать устную и письменную речь

Знать правила и приемы создания логически верных высказываний.

Уметьсоздавать эффективные устные и письменные тексты.

Владеть навыками организации информации в логически верной форме с целью  решения поставленных коммуникативных задач.

Технология традиционного обучения: Обзорные   лекции,  самостоятельная работа.

Государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы

ПОРОГОВЫЙ

-Воспроизводить методы и принципы логически верного оформления словесного материала

в процессе устных и письменных коммуникаций.

- Совершенствовать навык эффективного  использования языковых единиц в построении логически адекватных текстов.

ПОВЫШЕННЫЙ

-Находить и самостоятельно интерпретировать информацию в профессиональной деятельности.

- Систематизировать представленные идеи по теме исследования,   критически их осмысливать и логично излагать в устной и письменной форме.

ОК – 8

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией

Знать возможности компьютерного анализа многомерных данных;

Уметь использовать программное обеспечение для статистического анализа данных (например, Excel, Statistiсa);

Владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

Самостоятельная работа с использованием ИКТ технологий

Защита выпускной квалификационной работы

Пороговый:

использует  абстрактную наглядность, анализирует схемы, таблицы, графики, диаграммы, формулы в процессе защиты выпускной квалификационной работы

Повышенный:

систематизирует понятия, закономерности, структурно-логические схемы; обобщает результаты полученной информации в таблицы, графики, диаграммы, способен разработать презентационный материал по теме исследования.

ОК – 12

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Знать основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

Уметь оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

Владеть базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

Самостоятельная работа

Защита выпускной квалификационной работы

Пороговый:

типологический анализ результатов исследования, соблюдение этики педагогического исследования (сохранение конфиденциальности информации в процессе проведения исследования и представления результатов)

Повышенный:

оперирует понятиями -статистические обобщения, определение средних частот, оценки достоверности результатов исследования; соблюдение этики педагогического исследования (сохранение конфиденциальности информации в процессе проведения исследования и представления результатов),

ОК - 13

готов использовать нормативные правовые документы в своейдеятельности

Знать

правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования.

Уметь -учитывать различные контексты (социальные, культурные,национальные),в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации.

Владеть -способами использования нормативных правовых документов в своей деятельности

Технология традиционного обучения:  Обзорные лекции,  самостоятельная работа

Государственный экзамен , защита выпускной квалификационной работы

Пороговый:

Знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность.

Владение навыками работы с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими образовательную деятельность.

ПОВЫШЕНННЫЙ

Знание российских и международных нормативно-правовых документов в области прав человека и профессиональной деятельности.

Умение анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовым вопросам в сфере образования.

Владение технологией использования полученных знаний для генерации новых идей в области нормативно-правового обеспечения образования