Новости

Менеджмент Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

Работа добавлена:






Менеджмент Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования на http://mirrorref.ru

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Нытвенский многопрофильный техникум»

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по дисциплине:«Менеджмент»

для специальности:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Нытва

2015

разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

РАССМОТРЕНО ОДОБРЕНО

на заседании П(Ц)К

_______________ М.Г. Кылосова

«___»___________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ИМР

       _______________ Т.Г. Мялицина

«___»___________20___г.

Разработчик: преподаватель социально-экономических дисциплин

КГАПОУ «НМТ» Шилова Н.С.

Рецензенты: преподаватель социально-экономических дисциплин

КГАОУ СПО «НПЭТ» Борисенко О.К.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка

4

Программа учебной дисциплины «Менеджмент»

7

Структура основной профессиональной дисциплины среднего профессионального образования базовой подготовки

8

Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля

по дисциплине: «Менеджмент»

8

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных практических заданий, контрольных работ

9

Требования к оформлению самостоятельных практических заданий, контрольных работ

11

Список рекомендуемой литературы

12

Приложение 1 Титульный лист

13

Приложение 2 Содержание

14

Приложение 3 Тесты

16

Приложение 4 Бланк ответов

33

Приложение 5 Ситуации

34

Приложение  6 Перечень вопросов для подготовки экзамену вопросов по дисциплине: «Менеджмент»

41

Приложение 6 Рецензия на домашнюю контрольную работу

42

Пояснительная записка

Методические указания по изучению учебной дисциплины «Менеджмент» составлены на основании ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения, а также всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основную профессиональную образовательную программы среднего профессионального образования базового уровня.

Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
  • методы планирования и организации работы подразделения;
  • принципы построения организационной структуры управления;
  • основы формирования мотивационной политики организации;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • внешнюю и внутреннюю среду организации;
  • цикл менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
  • систему методов управления;
  • методику принятия решений;
  • стили управления, коммуникации, принципы делового общения;

уметь:

  • использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
  • анализировать организационные структуры управления;
  • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
  • учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Используемые сокращения

В настоящих методических указаниях используются следующие сокращения:

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Профессиональный модуль –часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный (профессиональный) цикл– совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ– образовательное учреждение;

ППССЗ– программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК– общая компетенция;

ПК– профессиональная компетенция;

ПМ– профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

Бухгалтер должен обладатьобщими компетенциями,включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бухгалтер должен обладатьпрофессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового экономического мышления.

Программа

учебной дисциплины «Менеджмент»

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины, при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • имущество и обязательства организации;
  • хозяйственные операции;
  • финансово-хозяйственная информация;
  • налоговая информация;
  • бухгалтерская отчетность.

Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:

  1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
  2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
  3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
  4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
  5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

При изучении дисциплины обращается внимание обучающихся на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

При изложении материала по соответствующим модулям используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее содержания на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельной практической работы.

Самостоятельная практическая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. Она является самостоятельной творческой работой обучающихся и выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данной дисциплины.

Для проверки знаний студентов проводится рубежный и итоговый контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.

Содержание программы учебной дисциплины полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень) и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса.

Структура основной профессиональной дисциплины

среднего профессионального образования

базовой подготовки

Индекс и наименование общепрофессиональной дисциплины:

ОП.03. Менеджмент

Формируемые компетенции:ОК 1 – 9

ПК 2.2 - 2.4

Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля

по дисциплине: «Менеджмент»

Раздел 1. Основы менеджмента

Тема 1.1.Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития.

Тема 1.2. Связующие процессы в менеджменте.

Тема 1.3. Понятие, сущность и основныепризнаки организации.

Тема 1.4. Внутренняя и внешняя среда организации.

Раздел 2.Управление организацией

Тема 2.1. Сущность планирования и контроля производственной деятельности.

Тема 2.2.  Организация и типы организационных структур.

Тема 2.3. Процесс принятия и реализации управленческих решений.

Раздел 3. Управление персоналом организации и эффективное управление

Тема 3.1. Мотивационная политика организации.

Тема 3.2. Основные элементы управления персоналом и самоменеджмент.

Тема 3.3. Лидерство и стиль руководства.

Тема 3.4. Элементы эффективного управления.

Методические рекомендации для студентов

по выполнению самостоятельных практических заданий, контрольных работ

Настоящие методические указания предназначены для студентов-заочников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), по дисциплине «Менеджмент».

При выборе содержания практического задания и его объема исходим из сложности учебного материала, с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных знаний и умений, составлены на основании ФГОС СПО по данной специальности.

Практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их   проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий. От обучающихся требуется самостоятельный выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы Работы, носящие поисковый характер отличаются тем, что студенты должны решать новую для них проблему, опираясь на имеющийся у них багаж теоретических и практических навыков и знаний.

Цель выполнения практических заданий:

закрепить теоретические знания;

реализовать   полученные   теоретические   знания   по   дисциплине   на практике.

Методы:

изучение учебной литературы;

проведение исследований;

обработка и анализ собранных материалов;

Средства:

методические указания, практикум, деловые ситуации, рефераты, СМИ, специально подобранные материалы.

Прогнозируемый результат:

-  формируются навыки и умение деятельности специалиста-менеджера, бухгалтера, экономиста: исследование, анализ, формирование оценки ситуаций, умение принять решение, контроль деятельности;

-  развиваются качества конкурентного выпускника целеустремленность, самоорганизованностъ, способность к творчеству.

Правильно организованная работа над самостоятельными практическими заданиями, формируя у учащихся глубокий интерес к предмету, обеспечивает подлинное вовлечение их в творческую деятельность.

Работа над выполнением самостоятельных практических заданий позволяет проявить собственную индивидуальность в самостоятельной собственной исследовательской работе при изучении и осмыслении первоисточников и научной монографической литературы, при анализе и обобщении изученного материала и изложении его в письменном виде.

Важность целенаправленной самостоятельной работы над заданиями определяется также тем, что вводимые новые дисциплины еще не обеспечены специальными стабильными учебными пособиями.

Самостоятельная работа с элементами исследования призвана развивать у студентов умение критически взглянуть на различные точки зрения, самостоятельно ориентироваться во всем возрастающем потоке научной информации, выражать и отстаивать собственные идеи, не отбрасывая при этом опыта предшествующих поколений и современников, но и не поддаваясь влиянию той или иной гипотезы, школы, личности.

Особое внимание обращается на развитие качеств, предопределяющих способность человека к творчеству, а именно особенности:

перцепции (напряженности внимания, впечатлительности, восприимчивости);

интеллекта (фантазии, интуиции, дара предвидения, выдумки, обширности знаний);

характера (индивидуальности, инициативности, оригинальности, самобытности, упорства, работоспособности, высокой самоорганизации);

мотивации и ценностных ориентации (стремления к творческой деятельности, удовлетворения от самого процесса творчества)

В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения КГАПОУ «НМТ» специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)выполняют самостоятельную практическую работу, которая должна выполняться в определенной последовательности:

Изучение теоретического материала по перечню тем для самостоятельного изучения и контроля по дисциплине: «Менеджмент»

Письменная практическая работа состоит из:

  1. Практическая работа № 1 – решение теста(приложение 3), выполняется по вариантам, согласно алфавитного списка в журнале (первый студент по списку решает тест № 1, второй – тест № 2 и т.д.). Отвечая на вопросы теста, заполняет бланк ответов(приложение 4).
  2. Практическая работа № 2 – решение ситуаций(приложение 5). Студент выбирает на свое усмотрение любые пять ситуаций, и решает их, используя как теоретические, так и практические навыки. Объем ответа на одну ситуацию не больше одного стандартного листа печатным текстом (шрифт 14, интервал 1,5)

Сроки сдачи самостоятельной практической работы – не позднее чем за месяц до начала следующей сессии.

Подготовка к итоговому контролю осуществляется по теоретическим вопросамприложение 6.

Требования к оформлению

самостоятельных практических заданий, контрольных работ

Важной стороной исследовательской деятельности является оформление готовой работы. Существует ряд требований, невыполнение которых делает интересное исследование незавершенным, трудным для прочтения и понимания сути проблемы. Самостоятельная практическая работа выполняется в электронном варианте и на бумажном носителе. Текст печатается с полуторным интервалом, размер шрифта 14, отступ абзаца - 1,5см.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы, но цифра на нём не ставится, также не допустимы рисунки и другие иллюстрации. На титульном листе указывается название учебного заведения, специальность, дисциплина, фамилия и имя, Ф.И.О. руководителя (преподавателя). Титульный лист оформляется согласноприложения 1.

2.  Содержание

После титульного листа помещается содержание, в котором последовательно излагаются названия самостоятельных практических заданий. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждое задание. Содержание оформляется согласноприложения 2.

  1. Основная часть

В основной части последовательно излагаются ответы на задания.

Каждое практическое задание начинается с новой страницы. Сначала излагается само задание, а затем ответ на него.

  1. Список использованной литературы

Библиографический список использованной литературы является необходимым элементом оформления   работы.

Библиографический список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003, введенным в действие с 1 июля 2004 г.

Библиографический список - элемент   библиографического аппарата, который содержит и библиографическое описание использованных источников и помещается в конце работы.

Такой список составляет одну из существенных частей исследования, отражающую самостоятельную творческую работу автора, и поэтому позволяет судить о степени тщательности проведенного исследования.

Библиографическое описание использованных источников составляется непосредственно по произведениям печати или выписывается из каталогов, картотек и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

5. Оценка работы

К самостоятельной практической работе студентом прилагается лист «Рецензия на самостоятельную практическую работу», согласноприложения 7. В данной рецензии преподаватель отмечает объем выполненной работы, положительные и отрицательные стороны работы, свои предложения, общую оценку работы.

Список рекомендуемой литературы

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Дело, 2003

2. Виханский О.С. Менеджмент. М.Гардарики,2004

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М. Экономпресс,2007

4. Драчева Е.П. Менеджмент.М.: Академия,2008

5. Андреев А.Ф. Основы менеджмента .М.: Юоайт,2003

6. Глухов В..В. Менеджмент. Санкт-Петербург.: Спец. литература, 2005

7. Журналы «Менеджмент», «Управление персоналом» Приложение 1

КГАПОУ «НМТ»

Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)