Новости

Менеджмент Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования

Работа добавлена:






Менеджмент Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования на http://mirrorref.ru

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Нытвенский многопрофильный техникум»

Методические указания и контрольные задания

для студентов-заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по дисциплине:«Менеджмент»

для специальности:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Нытва

2015

разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

РАССМОТРЕНО ОДОБРЕНО

на заседании П(Ц)К

_______________ М.Г. Кылосова

«___»___________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ИМР

       _______________ Т.Г. Мялицина

«___»___________20___г.

Разработчик: преподаватель социально-экономических дисциплин

КГАПОУ «НМТ» Шилова Н.С.

Рецензенты: преподаватель социально-экономических дисциплин

КГАОУ СПО «НПЭТ» Борисенко О.К.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Пояснительная записка

4

Программа учебной дисциплины «Менеджмент»

7

Структура основной профессиональной дисциплины среднего профессионального образования базовой подготовки

8

Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля

по дисциплине: «Менеджмент»

8

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных практических заданий, контрольных работ

9

Требования к оформлению самостоятельных практических заданий, контрольных работ

11

Список рекомендуемой литературы

12

Приложение 1 Титульный лист

13

Приложение 2 Содержание

14

Приложение 3 Тесты

16

Приложение 4 Бланк ответов

33

Приложение 5 Ситуации

34

Приложение  6 Перечень вопросов для подготовки экзамену вопросов по дисциплине: «Менеджмент»

41

Приложение 6 Рецензия на домашнюю контрольную работу

42

Пояснительная записка

Методические указания по изучению учебной дисциплины «Менеджмент» составлены на основании ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) и является единой для всех форм обучения, а также всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основную профессиональную образовательную программы среднего профессионального образования базового уровня.

Учебная дисциплина «Менеджмент» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин.

В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
  • методы планирования и организации работы подразделения;
  • принципы построения организационной структуры управления;
  • основы формирования мотивационной политики организации;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
  • внешнюю и внутреннюю среду организации;
  • цикл менеджмента;
  • процесс принятия и реализации управленческих решений;
  • функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
  • систему методов управления;
  • методику принятия решений;
  • стили управления, коммуникации, принципы делового общения;

уметь:

  • использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
  • анализировать организационные структуры управления;
  • проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
  • принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
  • учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

Используемые сокращения

В настоящих методических указаниях используются следующие сокращения:

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Профессиональный модуль –часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.

Учебный (профессиональный) цикл– совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ– образовательное учреждение;

ППССЗ– программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК– общая компетенция;

ПК– профессиональная компетенция;

ПМ– профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

Бухгалтер должен обладатьобщими компетенциями,включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бухгалтер должен обладатьпрофессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового экономического мышления.

Программа

учебной дисциплины «Менеджмент»

При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины, при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников.

Область профессиональной деятельности выпускников: учет имущества и обязательств организации, проведение и оформление хозяйственных операций, обработка бухгалтерской информации, проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирование бухгалтерской отчетности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • имущество и обязательства организации;
  • хозяйственные операции;
  • финансово-хозяйственная информация;
  • налоговая информация;
  • бухгалтерская отчетность.

Бухгалтер готовится к следующим видам деятельности:

  1. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
  2. Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
  3. Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
  4. Составление и использование бухгалтерской отчетности.
  5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

При изучении дисциплины обращается внимание обучающихся на ее прикладной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.

При изложении материала по соответствующим модулям используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.

Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее содержания на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельной практической работы.

Самостоятельная практическая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. Она является самостоятельной творческой работой обучающихся и выполняется на основе знаний и навыков, полученных при освоении данной дисциплины.

Для проверки знаний студентов проводится рубежный и итоговый контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.

Содержание программы учебной дисциплины полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень) и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса.

Структура основной профессиональной дисциплины

среднего профессионального образования

базовой подготовки

Индекс и наименование общепрофессиональной дисциплины:

ОП.03. Менеджмент

Формируемые компетенции:ОК 1 – 9

ПК 2.2 - 2.4

Перечень тем для самостоятельного изучения и контроля

по дисциплине: «Менеджмент»

Раздел 1. Основы менеджмента

Тема 1.1.Сущность и характерные черты современного менеджмента, история его развития.

Тема 1.2. Связующие процессы в менеджменте.

Тема 1.3. Понятие, сущность и основныепризнаки организации.

Тема 1.4. Внутренняя и внешняя среда организации.

Раздел 2.Управление организацией

Тема 2.1. Сущность планирования и контроля производственной деятельности.

Тема 2.2.  Организация и типы организационных структур.

Тема 2.3. Процесс принятия и реализации управленческих решений.

Раздел 3. Управление персоналом организации и эффективное управление

Тема 3.1. Мотивационная политика организации.

Тема 3.2. Основные элементы управления персоналом и самоменеджмент.

Тема 3.3. Лидерство и стиль руководства.

Тема 3.4. Элементы эффективного управления.

Методические рекомендации для студентов

по выполнению самостоятельных практических заданий, контрольных работ

Настоящие методические указания предназначены для студентов-заочников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), по дисциплине «Менеджмент».

При выборе содержания практического задания и его объема исходим из сложности учебного материала, с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных знаний и умений, составлены на основании ФГОС СПО по данной специальности.

Практические занятия носят репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их   проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий. От обучающихся требуется самостоятельный выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы Работы, носящие поисковый характер отличаются тем, что студенты должны решать новую для них проблему, опираясь на имеющийся у них багаж теоретических и практических навыков и знаний.

Цель выполнения практических заданий:

закрепить теоретические знания;

реализовать   полученные   теоретические   знания   по   дисциплине   на практике.

Методы:

изучение учебной литературы;

проведение исследований;

обработка и анализ собранных материалов;

Средства:

методические указания, практикум, деловые ситуации, рефераты, СМИ, специально подобранные материалы.

Прогнозируемый результат:

-  формируются навыки и умение деятельности специалиста-менеджера, бухгалтера, экономиста: исследование, анализ, формирование оценки ситуаций, умение принять решение, контроль деятельности;

-  развиваются качества конкурентного выпускника целеустремленность, самоорганизованностъ, способность к творчеству.

Правильно организованная работа над самостоятельными практическими заданиями, формируя у учащихся глубокий интерес к предмету, обеспечивает подлинное вовлечение их в творческую деятельность.

Работа над выполнением самостоятельных практических заданий позволяет проявить собственную индивидуальность в самостоятельной собственной исследовательской работе при изучении и осмыслении первоисточников и научной монографической литературы, при анализе и обобщении изученного материала и изложении его в письменном виде.

Важность целенаправленной самостоятельной работы над заданиями определяется также тем, что вводимые новые дисциплины еще не обеспечены специальными стабильными учебными пособиями.

Самостоятельная работа с элементами исследования призвана развивать у студентов умение критически взглянуть на различные точки зрения, самостоятельно ориентироваться во всем возрастающем потоке научной информации, выражать и отстаивать собственные идеи, не отбрасывая при этом опыта предшествующих поколений и современников, но и не поддаваясь влиянию той или иной гипотезы, школы, личности.

Особое внимание обращается на развитие качеств, предопределяющих способность человека к творчеству, а именно особенности:

перцепции (напряженности внимания, впечатлительности, восприимчивости);

интеллекта (фантазии, интуиции, дара предвидения, выдумки, обширности знаний);

характера (индивидуальности, инициативности, оригинальности, самобытности, упорства, работоспособности, высокой самоорганизации);

мотивации и ценностных ориентации (стремления к творческой деятельности, удовлетворения от самого процесса творчества)

В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения КГАПОУ «НМТ» специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)выполняют самостоятельную практическую работу, которая должна выполняться в определенной последовательности:

Изучение теоретического материала по перечню тем для самостоятельного изучения и контроля по дисциплине: «Менеджмент»

Письменная практическая работа состоит из:

  1. Практическая работа № 1 – решение теста(приложение 3), выполняется по вариантам, согласно алфавитного списка в журнале (первый студент по списку решает тест № 1, второй – тест № 2 и т.д.). Отвечая на вопросы теста, заполняет бланк ответов(приложение 4).
  2. Практическая работа № 2 – решение ситуаций(приложение 5). Студент выбирает на свое усмотрение любые пять ситуаций, и решает их, используя как теоретические, так и практические навыки. Объем ответа на одну ситуацию не больше одного стандартного листа печатным текстом (шрифт 14, интервал 1,5)

Сроки сдачи самостоятельной практической работы – не позднее чем за месяц до начала следующей сессии.

Подготовка к итоговому контролю осуществляется по теоретическим вопросамприложение 6.

Требования к оформлению

самостоятельных практических заданий, контрольных работ

Важной стороной исследовательской деятельности является оформление готовой работы. Существует ряд требований, невыполнение которых делает интересное исследование незавершенным, трудным для прочтения и понимания сути проблемы. Самостоятельная практическая работа выполняется в электронном варианте и на бумажном носителе. Текст печатается с полуторным интервалом, размер шрифта 14, отступ абзаца - 1,5см.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы, но цифра на нём не ставится, также не допустимы рисунки и другие иллюстрации. На титульном листе указывается название учебного заведения, специальность, дисциплина, фамилия и имя, Ф.И.О. руководителя (преподавателя). Титульный лист оформляется согласноприложения 1.

2.  Содержание

После титульного листа помещается содержание, в котором последовательно излагаются названия самостоятельных практических заданий. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждое задание. Содержание оформляется согласноприложения 2.

  1. Основная часть

В основной части последовательно излагаются ответы на задания.

Каждое практическое задание начинается с новой страницы. Сначала излагается само задание, а затем ответ на него.

  1. Список использованной литературы

Библиографический список использованной литературы является необходимым элементом оформления   работы.

Библиографический список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2003, введенным в действие с 1 июля 2004 г.

Библиографический список - элемент   библиографического аппарата, который содержит и библиографическое описание использованных источников и помещается в конце работы.

Такой список составляет одну из существенных частей исследования, отражающую самостоятельную творческую работу автора, и поэтому позволяет судить о степени тщательности проведенного исследования.

Библиографическое описание использованных источников составляется непосредственно по произведениям печати или выписывается из каталогов, картотек и библиографических указателей полностью без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

5. Оценка работы

К самостоятельной практической работе студентом прилагается лист «Рецензия на самостоятельную практическую работу», согласноприложения 7. В данной рецензии преподаватель отмечает объем выполненной работы, положительные и отрицательные стороны работы, свои предложения, общую оценку работы.

Список рекомендуемой литературы

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Дело, 2003

2. Виханский О.С. Менеджмент. М.Гардарики,2004

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М. Экономпресс,2007

4. Драчева Е.П. Менеджмент.М.: Академия,2008

5. Андреев А.Ф. Основы менеджмента .М.: Юоайт,2003

6. Глухов В..В. Менеджмент. Санкт-Петербург.: Спец. литература, 2005

7. Журналы «Менеджмент», «Управление персоналом» Приложение 1

КГАПОУ «НМТ»

Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

Самостоятельная практическая работа

по дисциплине: «Менеджмент»

Выполнил студент гр.____________

Ф.И.О.________________________

Проверил преподаватель

Шилова Наталья Сергеевна

Оценка________________

Нытва

2015

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Практическая работа № 1: ………………………………………………….........

3

Практическая работа № 2: ………………………………………………..……..

5

Список используемой литературы………………………………………………

16

Приложение 3

Тест № 1

Менеджмент – это

а) новая система управления организацией в условиях рынка, бизнеса, предпринимательства;

б) научная организация труда;

в) управление внешней и внутренней средами.

Организация – это

а) активная деятельность людей с целью получить доход на вложенный труд и капитал;

б) группа людей, которые взаимодействуют друг с другом с помощью различных условий, для достижения общей цели;

в) группа людей, объединившаяся по одним интересам.

3.Функции – это

а) виды деятельности, с помощью которых объект управления воздействует на управляемый субъект;

б) виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект;

в) виды деятельности, при которых субъект и объект управления воздействуют друг на друга.

4.Планирование - это

а) это процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения;

б) это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;

в) это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотивацияэто

а) процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации;

б) значит затронуть важные интересы сотрудников и дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности;

в) это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем.

6.  Методы, с помощью которых реализуются функции управления:

а) организационно-распорядительный, административный, экономический, социально-психологический;

б) научный, целенаправленный, моделированный, структурный, психологический;

в) планирование, мотивирование, стимулирование, контролирование.

7.  Форма общения – это

а) процесс взаимодействия организаций в экономических связях;

б) процесс взаимодействия подразделений организации с учетом иерархии;

в) процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.

Управленческое решение – это

а) необходимые условия для преобразования организации и ее отдельных элементов;

б) это выбор группы лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради стоящих перед ними проблем и достижения общей цели;

в) творческое, волевое действие субъектов управления на основе знаний, состоящее в выборе целей, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Контроль – это

а) новая система управления организацией в условиях рынка, бизнеса, предпринимательства;

б) система наблюдений, проверки и соответствия, развития предприятий принятым и утвержденным ранее показателям;

в) значит затронуть их важные интересы и дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

Конфликт – это

а) осознанная, целенаправленная деятельность человека с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересом других,

б) определенные пропорции между отдельными элементами организации,

в) противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности.

Основные экономические условия, порождающие новую систему управления – менеджмент:

а) формирование рыночных отношений, частная собственность, свободная торговля, существование развитой банковской системы;

б) конкурентная среда, возможность предпринимательства, развитая конъюнктура рынка;

в) формирование рыночных отношений, частная собственность на средства производства, конкурентная среда, возможность предпринимательства.

Конфликт может быть:

а) функциональным,

б) нефункциональным,

в) дисфункциональным.

Элементы организационной структуры:

а) человек, машины, оборудование;

б) объект и субъект управления;

в) самостоятельное структурное подразделение, звено управления, управляющая ячейка.

Функции управления бывают:

а) общие и частные;

б) общие, конкретные, специальные;

в) общие, индивидуальные, специализированные.

Планирование различают:

а) физиологическое, психологическое, социальное;

б) стратегическое, тактическое;

в) содержательное, процессуальное.

Сколько стадий имеет мотивационный процесс?

а) 4

б) 5

в) 6

Методы управления реализуются в соответствии с правилами:

а) научный, целенаправленный,

б) универсальная специализация, последовательность,

в) непрерывность управления, сочетание централизованного управления и самоуправления.

Основные формы общения:

а) контактное и бесконтактное;

б) опосредованное и непосредственное;

в) косвенное и контактное.

Проблема – это

а) ситуация, характеризующая такое состояние управляемой системы, которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию;

б) это нервно-психическое усилие относящееся к умственному труду;

в) деятельность организации, которая подрывает возможность сохранения ее как единого целого, на основании сложившихся отношений, связей, обмена ресурсами, энергии, информации.

Составные части контроля:

а) изучение документации характерных результатов деятельности производственных коллективов;

б) изучение линейных полномочий, предполагающих наличие прямой должностной связи между руководителем и подчиненным

в) изучение состояния производственно-хозяйственной деятельности непосредственно на местах.

Объектом управления называется:

элементы окружающей среды;

элементы, на которые направлена управленческая деятельность;

тот, кто направляет управленческую деятельность.

Организация как среда управления имеет:

внешнюю и внутреннюю среды;

внутреннюю и окружающую среды;

среду прямого и косвенного воздействия.

Универсальные управленческие функции:

инициирование, ратификация, реализация, мониторинг;

планирование, организация, мотивация, контроль;

планирование, организация, адаптация, контроль.

Внутрифирменное планирование – это

а) ведение полной документации, описывающей деятельность предприятия и дающей анализ и оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия

б) составление официального документа, в котором отражается прогноз развития организации в будущем, в промежуточные и конечные задачи, цели, стоящие перед ней и отдельными подразделениями;

в) механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегия на случаи чрезвычайных обстоятельств.

На какие две основные группы можно разделить теории мотивации?

а) процессуальные и ситуационные,

б) физиологические и моральные,

в) содержательные, процессуальные.

Тест № 2

Основные экономические условия, порождающие новую систему управления – менеджмент:

а) формирование рыночных отношений, частная собственность, свободная торговля, существование развитой банковской системы;

б) конкурентная среда, возможность предпринимательства, развитая конъюнктура рынка;

в) формирование рыночных отношений, частная собственность на средства производства, конкурентная среда, возможность предпринимательства.

Конфликт может быть:

а) функциональным,

б) нефункциональным,

в) дисфункциональным.

Элементы организационной структуры:

а) человек, машины, оборудование;

б) объект и субъект управления;

в) самостоятельное структурное подразделение, звено управления, управляющая ячейка.

Функции управления бывают:

а) общие и частные;

б) общие, конкретные, специальные;

в) общие, индивидуальные, специализированные.

Планирование различают:

а) физиологическое, психологическое, социальное;

б) стратегическое, тактическое;

в) содержательное, процессуальное.

Сколько стадий имеет мотивационный процесс?

а) 4

б) 5

в) 6

Методы управления реализуются в соответствии с правилами:

а) научный, целенаправленный,

б) универсальная специализация, последовательность,

в) непрерывность управления, сочетание централизованного управления и самоуправления.

Основные формы общения:

а) контактное и бесконтактное;

б) опосредованное и непосредственное;

в) косвенное и контактное.

Проблема – это

а) ситуация, характеризующая такое состояние управляемой системы, которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию;

б) это нервно-психическое усилие относящееся к умственному труду;

в) деятельность организации, которая подрывает возможность сохранения ее как единого целого, на основании сложившихся отношений, связей, обмена ресурсами, энергии, информации.

Составные части контроля:

а) изучение документации характерных результатов деятельности производственных коллективов;

б) изучение линейных полномочий, предполагающих наличие прямой должностной связи между руководителем и подчиненным

в) изучение состояния производственно-хозяйственной деятельности непосредственно на местах.

Объектом управления называется:

элементы окружающей среды;

элементы, на которые направлена управленческая деятельность;

тот, кто направляет управленческую деятельность.

Организация как среда управления имеет:

внешнюю и внутреннюю среды;

внутреннюю и окружающую среды;

среду прямого и косвенного воздействия.

Универсальные управленческие функции:

инициирование, ратификация, реализация, мониторинг;

планирование, организация, мотивация, контроль;

планирование, организация, адаптация, контроль.

Внутрифирменное планирование – это

а) ведение полной документации, описывающей деятельность предприятия и дающей анализ и оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия

б) составление официального документа, в котором отражается прогноз развития организации в будущем, в промежуточные и конечные задачи, цели, стоящие перед ней и отдельными подразделениями;

в) механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегия на случаи чрезвычайных обстоятельств.

На какие две основные группы можно разделить теории мотивации?

а) процессуальные и ситуационные,

б) физиологические и моральные,

в) содержательные, процессуальные.

Под личностью понимают –

а) индивид, с присущей ему разумной деятельностью и особенностями характера;

б) человека, как субъект активной сознательной деятельности, обладающего конкретной совокупностью социально-значимых черт;

в) разумное существо.

Коммуникативность - это

а) взаимодействие между звеньями управленческой структуры посредством различных каналов;

б) общение между людьми с помощью различных каналов;

в) система образования организационной структуры.

Фазы процесса выработки и принятия управленческого решения:

фаза выработки управленческого решения, фаза реализации управленческого решения;

фаза подготовки, фаза реализации, фаза анализа управленческого решения;

фаза появления проблемы, фаза разработки решения, фаза реализации, фаза анализа.

Виды контроля:

предварительный, текущий, контрольный;

предварительный, оперативный, итоговый;

предварительный, настоящий, итоговый.

 К какому типу конфликта относится борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы?

а) внутриличностный,

б) межличностный,

в) конфликт между личностью и группой,

г) межгрупповой.

Субъектом управления называется:

а) элементы окружающей среды;

б) элементы, на которые направлена управленческая деятельность;

в) тот, кто направляет управленческую деятельность.

Типы организационных структур:

а) линейная и функциональная

б) линейно-функциональная, организационная, структурная;

в) линейная, функциональная, линейно-функциональная.

Современные управленческие функции:

а) планирование, организация, мотивация, контроль;

б) планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, руководство, контроль;

в) планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Цель организации – это

а) это конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность

б) состоит в стремление заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы.

в) достижение результатов, которые зависят от приложенных сотрудниками усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда.

На чем основываются процессуальные теории мотивации?

а) иерархии потребностей,

б) на власти, успехе, причастности,

в) на ожидании, справедливости, приложенных усилиях.

Тест № 3

Объектом управления называется:

а) элементы окружающей среды;

элементы, на которые направлена управленческая деятельность;

тот, кто направляет управленческую деятельность.

Организация как среда управления имеет:

внешнюю и внутреннюю среды;

внутреннюю и окружающую среды;

среду прямого и косвенного воздействия.

Универсальные управленческие функции:

инициирование, ратификация, реализация, мониторинг;

планирование, организация, мотивация, контроль;

планирование, организация, адаптация, контроль.

Внутрифирменное планирование – это

а) ведение полной документации, описывающей деятельность предприятия и дающей анализ и оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия

б) составление официального документа, в котором отражается прогноз развития организации в будущем, в промежуточные и конечные задачи, цели, стоящие перед ней и отдельными подразделениями;

в) механизм координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегия на случаи чрезвычайных обстоятельств.

На какие две основные группы можно разделить теории мотивации?

а) процессуальные и ситуационные,

б) физиологические и моральные,

в) содержательные, процессуальные.

Под личностью понимают –

а) индивид, с присущей ему разумной деятельностью и особенностями характера;

б) человека, как субъект активной сознательной деятельности, обладающего конкретной совокупностью социально-значимых черт;

в) разумное существо.

Коммуникативность - это

а) взаимодействие между звеньями управленческой структуры посредством различных каналов;

б) общение между людьми с помощью различных каналов;

в) система образования организационной структуры.

Фазы процесса выработки и принятия управленческого решения:

фаза выработки управленческого решения, фаза реализации управленческого решения;

фаза подготовки, фаза реализации, фаза анализа управленческого решения;

фаза появления проблемы, фаза разработки решения, фаза реализации, фаза анализа.

Виды контроля:

предварительный, текущий, контрольный;

предварительный, оперативный, итоговый;

предварительный, настоящий, итоговый.

 К какому типу конфликта относится борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы?

а) внутриличностный,

б) межличностный,

в) конфликт между личностью и группой,

г) межгрупповой.

Субъектом управления называется:

а) элементы окружающей среды;

б) элементы, на которые направлена управленческая деятельность;

в) тот, кто направляет управленческую деятельность.

Типы организационных структур:

а) линейная и функциональная

б) линейно-функциональная, организационная, структурная;

в) линейная, функциональная, линейно-функциональная.

Современные управленческие функции:

а) планирование, организация, мотивация, контроль;

б) планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, руководство, контроль;

в) планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Цель организации – это

а) это конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность

б) состоит в стремление заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы.

в) достижение результатов, которые зависят от приложенных сотрудниками усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда.

На чем основываются процессуальные теории мотивации?

а) иерархии потребностей,

б) на власти, успехе, причастности,

в) на ожидании, справедливости, приложенных усилиях.

Элементы структуры личности:

а) направленность личности,

б) способности,

в) характер личности.

По содержанию коммуникационные каналы могут быть:

а) организационные, психологические, логические;

б) информационные, административные, технические;

в) управленческие, иерархические, логические.

Методы принятия решений:

а) формальные, индивидуальные, качественные;

б) неформальные, коллективные, количественные;

в) логические, психологические, ситуационные.

Задачи, решаемые контролем:

а) помогает изучить состояние дел в организации. Обнаружить в ее внутренней и внешней среде факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее деятельность;

б) позволяет отследить тенденцию развития, их направление, глубину и скорректировать планы;

в) помогает своевременно выявить неизбежное в работе любой организации: нарушения, изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять необходимые меры для их устранения.

По степени проявления конфликты классифицируются:

а) скрытые, открытые,

б) случайные, предсказуемые,

в) эпизодичные, постоянные.

Основные виды менеджмента:

а) организационное управление, управление материально-техническим снабжением;

б) управление производством, управление маркетингом, управление кадрами;

в) финансовое управление, управление эккаунтингом.

Организации бывают:

а) цикличные и хаотичные;

б) первичные и вторичные;

в) первичные и вновь созданные.

Существует ли взаимосвязь управленческих функций?

а) нет

б) да

Задачи планирования:

а) текущее планирование ориентированно на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка, на каждом данном этапе развития;

б) перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач.

На чем основывается теория Маслоу?

а) на ожидании, справедливости, приложенных усилиях,

б) на власти, успехе, причастности,

в) иерархии потребностей.

Тест № 4

Субъектом управления называется:

а) элементы окружающей среды;

б) элементы, на которые направлена управленческая деятельность;

в) тот, кто направляет управленческую деятельность.

Типы организационных структур:

а) линейная и функциональная

б) линейно-функциональная, организационная, структурная;

в) линейная, функциональная, линейно-функциональная.

Современные управленческие функции:

а) планирование, организация, мотивация, контроль;

б) планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, руководство, контроль;

в) планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Цель организации – это

а) это конкретные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность

б) состоит в стремление заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы.

в) достижение результатов, которые зависят от приложенных сотрудниками усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда.

На чем основываются процессуальные теории мотивации?

а) иерархии потребностей,

б) на власти, успехе, причастности,

в) на ожидании, справедливости, приложенных усилиях.

Элементы структуры личности:

а) направленность личности,

б) способности,

в) характер личности.

По содержанию коммуникационные каналы могут быть:

а) организационные, психологические, логические;

б) информационные, административные, технические;

в) управленческие, иерархические, логические.

Методы принятия решений:

а) формальные, индивидуальные, качественные;

б) неформальные, коллективные, количественные;

в) логические, психологические, ситуационные.

Задачи, решаемые контролем:

а) помогает изучить состояние дел в организации. Обнаружить в ее внутренней и внешней среде факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее деятельность;

б) позволяет отследить тенденцию развития, их направление, глубину и скорректировать планы;

в) помогает своевременно выявить неизбежное в работе любой организации: нарушения, изъяны, ошибки, промахи и оперативно принять необходимые меры для их устранения.

По степени проявления конфликты классифицируются:

а) скрытые, открытые,

б) случайные, предсказуемые,

в) эпизодичные, постоянные.

Основные виды менеджмента:

а) организационное управление, управление материально-техническим снабжением;

б) управление производством, управление маркетингом, управление кадрами;

в) финансовое управление, управление эккаунтингом.

Организации бывают:

а) цикличные и хаотичные;

б) первичные и вторичные;

в) первичные и вновь созданные.

Существует ли взаимосвязь управленческих функций?

а) нет

б) да

Задачи планирования:

а) текущее планирование ориентированно на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка, на каждом данном этапе развития;

б) перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач.

На чем основывается теория Маслоу?

а) на ожидании, справедливости, приложенных усилиях,

б) на власти, успехе, причастности,

в) иерархии потребностей.

Социальные основы поведения личности:

а) духовная принадлежность, превосходство над другими, взаимопомощь, образование, трудовая специальность;

б) формальные, неформальные;

в) расположение к людям и к своему делу, ценности и верования, принципы, уровень притязания, положение в организации.

Под управленческой информацией понимается:

а) совокупность сведений о том, что происходит в организации и ее окружении;

б) совокупность коммуникатора, аудитории, сообщения, средств общения;

в) совокупность коммуникационных каналов, соединяющих разные уровни управления.

18. Метод «Дельфы» относится к:

а) индивидуальному методу принятия решения;

б) коллективному методу принятия решения;

в) психологическому методу принятия решения.

Этапы процесса контроля:

а) определение контролируемого элемента, текущий анализ, последующий анализ;

б) сбор информации, создание потоков контроля, корректировка деятельности;

в) сбор информации, подготовка к анализу, анализ результатов контроля.

К какому стилю разрешения конфликта относится: «точка зрения одной стороны в любом случае должна быть принята другой стороной»?

а) уклонение,

б) сглаживание,

в) принуждение,

г) компромисс,

д) решение проблемы.

Менеджмент – это

а) новая система управления организацией в условиях рынка,  бизнеса, предпринимательства;

б) научная организация труда;

в) управление внешней и внутренней средами.

Организация – это

а) активная деятельность людей с целью получить доход на вложенный труд и капитал;

б) группа людей, которые взаимодействуют друг с другом с помощью различных условий, для достижения общей цели;

в) группа людей, объединившаяся по одним интересам.

23.Функции – это

а) виды деятельности, с помощью которых объект управления воздействует на управляемый субъект;

б) виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект;

в) виды деятельности, при которых субъект и объект управления воздействуют друг на друга.

24.Планирование - это

а) это процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения;

б) это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;

в) это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

25. Мотивацияэто

а) процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации;

б) значит затронуть важные интересы сотрудников и дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности;

в) это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем.

Тест № 5

Основные виды менеджмента:

а) организационное управление, управление материально-техническим снабжением;

б) управление производством, управление маркетингом, управление кадрами;

в) финансовое управление, управление эккаунтингом.

Организации бывают:

а) цикличные и хаотичные;

б) первичные и вторичные;

в) первичные и вновь созданные.

Существует ли взаимосвязь управленческих функций?

а) нет

б) да

Задачи планирования:

а) текущее планирование ориентированно на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка, на каждом данном этапе развития;

б) перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач.

На чем основывается теория Маслоу?

а) на ожидании, справедливости, приложенных усилиях,

б) на власти, успехе, причастности,

в) иерархии потребностей.

Социальные основы поведения личности:

а) духовная принадлежность, превосходство над другими, взаимопомощь, образование, трудовая специальность;

б) формальные, неформальные;

в) расположение к людям и к своему делу, ценности и верования, принципы, уровень притязания, положение в организации.

Под управленческой информацией понимается:

а) совокупность сведений о том, что происходит в организации и ее окружении;

б) совокупность коммуникатора, аудитории, сообщения, средств общения;

в) совокупность коммуникационных каналов, соединяющих разные уровни управления.

Метод «Дельфы» относится к:

а) индивидуальному методу принятия решения;

б) коллективному методу принятия решения;

в) психологическому методу принятия решения.

Этапы процесса контроля:

а) определение контролируемого элемента, текущий анализ, последующий анализ;

б) сбор информации, создание потоков контроля, корректировка деятельности;

в) сбор информации, подготовка к анализу, анализ результатов контроля.

К какому стилю разрешения конфликта относится: «точка зрения одной стороны в любом случае должна быть принята другой стороной»?

а) уклонение,

б) сглаживание,

в) принуждение,

г) компромисс,

д) решение проблемы.

11.  Менеджмент – это

а) новая система управления организацией в условиях рынка,  бизнеса, предпринимательства;

б) научная организация труда;

в) управление внешней и внутренней средами.

12. Организация – это

а) активная деятельность людей с целью получить доход на вложенный труд и капитал;

б) группа людей, которые взаимодействуют друг с другом с помощью различных условий, для достижения общей цели;

в) группа людей, объединившаяся по одним интересам.

13.Функции – это

а) виды деятельности, с помощью которых объект управления воздействует на управляемый субъект;

б) виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект;

в) виды деятельности, при которых субъект и объект управления воздействуют друг на друга.

14.Планирование - это

а) это процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения;

б) это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;

в) это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Мотивацияэто

а) процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации;

б) значит затронуть важные интересы сотрудников и дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности;

в) это упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем.

16. Методы, с помощью которых реализуются функции управления:

а) организационно-распорядительный, административный, экономический, социально-психологический;

б) научный, целенаправленный, моделированный, структурный, психологический;

в) планирование, мотивирование, стимулирование, контролирование.

17. Форма общения – это

а) процесс взаимодействия организаций в экономических связях;

б) процесс взаимодействия подразделений организации с учетом иерархии;

в) процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу.

Управленческое решение – это

а) необходимые условия для преобразования организации и ее отдельных элементов;

б) это выбор группы лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради стоящих перед ними проблем и достижения общей цели;

в) творческое, волевое действие субъектов управления на основе знаний, состоящее в выборе целей, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

19.Контроль – это

а) новая система управления организацией в условиях рынка, бизнеса, предпринимательства;

б) система наблюдений, проверки и соответствия, развития предприятий принятым и утвержденным ранее показателям;

в) значит затронуть их важные интересы и дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

Конфликт – это

а) осознанная, целенаправленная деятельность человека с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересом других,

б) определенные пропорции между отдельными элементами организации,

в) противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности.

Основные экономические условия, порождающие новую систему управления – менеджмент:

а) формирование рыночных отношений, частная собственность, свободная торговля, существование развитой банковской системы;

б) конкурентная среда, возможность предпринимательства, развитая конъюнктура рынка;

в) формирование рыночных отношений, частная собственность на средства производства, конкурентная среда, возможность предпринимательства.

Конфликт может быть:

а) функциональным,

б) нефункциональным,

в) дисфункциональным.

Элементы организационной структуры:

а) человек, машины, оборудование;

б) объект и субъект управления;

в) самостоятельное структурное подразделение, звено управления, управляющая ячейка.

Функции управления бывают:

а) общие и частные;

б) общие, конкретные, специальные;

в) общие, индивидуальные, специализированные.

Планирование различают:

а) физиологическое, психологическое, социальное;

б) стратегическое, тактическое;

в) содержательное, процессуальное.

Приложение 4

Блан ответов

ФИО

 

балл

Вариант

 

 

вопрос

1

2

3

4

5

 

ответ

 

 

 

 

 

 

вопрос

6

7

8

9

10

 

ответ

 

 

 

 

 

 

вопрос

11

12

13

14

15

 

ответ

 

 

 

 

 

 

вопрос

16

17

18

19

20

 

ответ

 

 

 

 

 

 

вопрос

21

22

23

24

25

 

ответ

 

 

 

 

 

 

Итого

 

Приложение 5

Ситуация 1

Жизнь организации, в том числе взаимоотношения руководителя и подчиненных, не протекают гладко. Иногда руководитель, сам того не замечая, может спровоцировать конфликт.

Вопросы:

1.  Какие виды конфликтов вы помните?

2.  Как вы будете решать конфликтную ситуацию, которую сами спровоцировали своим поведением (даже случайно).

3 . Как вы поведете себя в роли подчиненного при такой конфликтной ситуации?

4. Какие еще действия руководителя, касающееся его поведения, могут вызвать конфликтную ситуацию?

Ситуация 2

Менеджер должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции.

Вопросы:

Какими действиями он может этого добиться?

Расскажите об основных приемах и правилах общения.

3.  Что вы уже применяете и, что намерены использовать в ближайшее время, чтобы расположить к себе людей ?

4. Какие соображения в формировании личного ’’имиджа ’’ представляются вам важными?

Ситуация 3

Эффективное управление организацией невозможно без четко отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении.

Вопросы:

1.Назовите виды, функции и ошибки контроля.

2. Перечислите этапы контроля.

3. Какова, по вашему мнению, роль контроля, его совершенствования в бизнесе.

4. Какие особенности в организации контроля за деятельностью предприятия в целом, и за деятельностью его составных звеньев характерны для российской практики?

5. Какие этапы и элементы контроля, по вашему мнению, имеют особое значение для обеспечения высокого конечного хозяйственного результата работы?

Ситуация 4

Руководитель не может один выполнять все функции организации. Но если задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден выполнять ее сам. Однако его время и способности ограниченны. Поэтому сущность управления заключается в умении ’’ добиться выполнения работы другими’’.

Вопросы:

1. Если вы – менеджер, то какие из свой задач и полномочий вы могли бы  делегировать подчиненным?

2. Назовите правила и ошибки делегирования.

3. Какую систему контроля, за выполнением задач, вы бы избрали?

4. Если вы делегировали часть своих полномочий, то вправе ли вы снять с себя за них ответственность полностью.

5. Какие свои задачи и полномочия вы никогда никому делегировать не будете?

Ситуация 5

Организации, как и люди, обладают своей культурой. Если она высока, с такой организацией все хотят сотрудничать или даже в нее войти. Низкая же культура отпугивает партнеров, не позволяет получить нужных результатов, затрудняет управление.

Вопросы:

Объясните, что такое организационная культура  и как она возникает.

Что входит в слагаемые организационной культуры?

С какими типами организационных культур вам пришлось столкнуться ?

Как вы считаете, от чего в первую очередь зависит организационная культура в организации?

Ситуация 6

Конфликты в коллективе могут стоить менеджеру нервов, а фирме – убытков. Поэтому лучше, если руководителю удается во время их распознавать и сделать выводы.

Вопросы:

1. Признаки конфликтов, формы производственных конфликтов.

2. Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?

3. Если  конфликтная ситуация стала реальностью, то как ею управлять?

4. Каковы должны быть ваши действия, как менеджера, при разрешении конфликта?

Ситуация  7

Жизнь устроена так, что своих руководителей на работе мало кто из подчиненных любит. Нередко возникают конфликтные ситуации, отнимающие много сил и здоровья, мешающие успеху общего дела.

Вопросы:

1. Чем целесообразно руководствоваться менеджеру при возникновении потенциального или реального конфликта?

2. Если руководитель, по вашему мнению, ’’ не на своем месте ’’ и его действия вызывают у  вас раздражение, то, что  вы бы применили на практике?

3. Какие  пути разрешения конфликтной ситуации вы знаете?

4. Как вы полагаете, главное в привлекательности работы то, что она, ее содержание вызывает у вас интерес или то, что руководитель, его действия не раздражают, связаны с положительными реакциями?

Ситуация 8

Люди работают ради чего-то. Важная задача менеджера – максимально стимулировать работников к эффективному выполнению порученной работы.

Вопросы:

1. Чего ради работают люди?

2. Что может предпринять менеджер для стимулирования своих работников?

3.  Какая из теорий мотивации вам ближе всего и почему?

4.Какие действия менеджера по увеличению творческой отдачи, росту производительности труда, повышению активности  в работе подчиненных вы считаете главными и почему?

Ситуация 9

Главным объектом организационных полномочий является право и обязанность принимать управленческие решения.

Вопросы:

В связи с чем возникает необходимость принятия управленческого решения?

Какие виды управленческих решений вы помните?

Этапы подготовки рационального решения.

Какие факторы влияют на выбор того или иного управленческого решения?

Ситуация 10

На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации.

Вопросы:

1.Какие стили управления вы помните?

2.Какой способ управления сотрудниками фирмы вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему?  Поясните свой выбор.

3. « Многомерное руководство» Что это - дань моде или современная необходимость,

4 Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном заведении:

со стороны администрации;

со стороны преподавателей.

Ситуация 11

Как любое сложное образование, организация состоит из отдельных взаимосвязанных частей, то есть имеет определенную структуру.

Вопросы:

1. Какие организационные структуры управления вы помните?

2. Какая организационная структура, по вашему мнению, является наиболее современной и эффективной?

3. Какие организационные структуры больше подходят к современным экономическим условиям в России?

4. Если бы вы были назначены главным менеджером, какое организационное построение для своей организации вы бы предпочли и почему?

Ситуация 12

На практике власть реализуется в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации.

Вопросы:

1. Какие стили управления вы помните?

2. Какой способ управления сотрудниками фирмы вы полагаете предпочтительным: приказывать или советоваться с подчиненными, как эффективнее решить ту или иную проблему?  Поясните свой выбор.

3. «Многомерное руководство» Что это - дань моде или современная необходимость,

4  Выскажите свое мнение по вопросу о том, какие стили руководства должны применяться в учебном заведении:

со стороны администрации;

со стороны преподавателей.

Ситуация 13

В проектном отделе предприятия «Гидроприбор» работали, в основном, инженеры  соответствующего профиля. Их было 8 человек. Работали слаженно, успешно, работу свою любили. Руководителем был Олег Степанович .Иванов, кандидат технических наук. Многие решения в этой группе принимались коллективно, и всем это нравилось. Случилось так, что их руководитель решил уйти с предприятия. Вскоре «сверху» был назначен новый руководитель отдела. Человек сравнительно молодой, подающий надежды. Некоторое время отдел работал по инерции слаженно и дружно.  Но наступил отчетный период, и нужно было составлять новые планы. Как и прежде, сотрудники отдела хотели внести свои предложения,. Но не тут то было. Новый руководитель дал понять, что работать они будут только по принятым им самим решениям. Каждому из инженеров он дал конкретное задание, которые лишали их инициативы и творчества. Это резко сказалось на отношениях внутри группы.

Оцените ситуацию и ответьте на вопрос:

Какой стиль руководства использовал каждый из руководителей?

Что можно назвать конфликтогенами в данной ситуации. Какой вид носит данный конфликт.

В чем состояла  основная ошибка нового руководителя?

Как бы поступили вы в данной ситуации, если бы оказались:

руководителем?

членом группы?

Ситуация 14

Инженера-программиста вызвал к себе начальник отдела и сказал, что необходимо посидеть недельку-другую сверхурочно. «Пожалуйста, я готов, - сказал инженер, - дело есть дело». Работу принес старший технолог.  Когда рабочий день приближался к концу, инженер программист достал чертеж, чтобы приступить к работе. В это время к нему подошел непосредственный начальник и, услышав объяснения, официально потребовал: «категорически запрещаю выполнять эту работу... Задание самого начальника отдела? Пусть дает его через меня».

Через некоторое время старший   технолог поинтересовался, как идут дела. Узнав, что все осталось на месте, он резко повысил голос на инженера: «для тебя распоряжение начальника отдела ничего не значат? Все отложить, будешь считать в рабочее время!»

Вопросы:

Что послужило причиной конфликта? Найдите конфликтогены.

Почему задание было отменено непосредственным начальником? Определите его стиль конфликтности.

Как должен был поступить инженер-программист?

Как выйти из данного конфликта?

Ситуация 15

Экономический отдел предприятия состоит из 9 человек и только женщин. Руководителем подразделения является Спиридонова И. Г. – женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в данной организации и успешно справляющаяся со своими обязанностями.

        В отдел не так давно (около года) поступил на работу новый сотрудник – Григорьева Н.Н.- молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает экономический  институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников отдела и,  в первую очередь начальника, у которой  есть дочь такого же возраста. Начальник отдела Спиридонова И.Г. некоторое время « по- матерински» опекала новую сотрудницу, но потом наступил перелом в их отношениях, они резко ухудшились. Спиридонова стала постоянно придираться к Григорьевой, стараясь унизить ее как личность, не давая спокойно работать. Для Григорьевой встал вопрос, что делать и не перейти ли на работу в другое подразделение. Другие сотрудники отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. По своему характеру Спиридонова достаточно властный человек, давно находиться на руководящей должности.

Вопросы:

В чем вы видите причины конфликта?

Есть ли точки совпадения интересов конфликтующих сторон?

Определите возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

Конфликт проанализировать с помощью картограммы.

                                               Ситуация 16

В маленький городок Нытва я приехал днем. И тут же в кабинет директора. Юрий Павлович решил, что дело, по которому я приехал, необходимо рассмотреть на совещании, которое было назначено на следующий день. Ровно в 14:00, сразу после перерыва, - сказал директор.

На следующий день я решил прийти пораньше. За 5 минут до назначенного времени в приемной не было ни души. Я поудобнее уселся и решил понаблюдать, как будут собираться. ’’Директор, конечно, опоздает на пол часа. В эти 30 минут руководители отделов в разное время станут заходить, заглядывать и, убедившись, что там пусто, уходить. Когда директор займет место председателя и даст секретарю команду ’’ приглашайте ’’, начнут подходить люди.  Соберется большинство приглашенных и директор спросит: ’’ Что, начнем?’’

Несмотря на неполный состав, Юрий Павлович объявит начало работы’’.

’’Картина знакомая, сколько времени уходит зря’’ – сокрушался я. Но на этот раз я ошибся.

За две минуты до начала секретарь уже на своем месте. За одну минуту все были в приемной. В 14:00 сотрудники без приглашения вошли в кабинет и сели на стулья, кто у стола, кто у окна, кто у дверей. Каждый знал свое место. Последним вошел директор.

Не опоздал? – спросил он, - А то бы вынесли порицание. У нас порядки суровые: за опоздание – строгий спрос, не взирая на лица, почти как у Джона Смита.

Это как? – полюбопытствовал я,

Джон Смит пришел на судебное заседание с опозданием. Открывая его, он объявил, что на Джона Смита ( то бишь на себя) накладывается штраф – сказал Юрий Павлович рассмеявшись.

Предлагаемая мной ситуация оказалась ошибочной. Хорошо, если бы так было всегда.

Вопросы

Почему директор решил провести совещание на следующий день?

Определите стиль работы руководителя.

Что вы можете сказать о планировании рабочего времени в этой организации.

Расскажите о культуре приема посетителей.

Какие положительные моменты можно отметить в этой ситуации при организации и проведении совещаний?

Ситуация 17

Финансовые дела завода находились в запущенном состоянии. Достаточно сказать, что многомиллионные неплатежи поставщикам и банку привели к тому, что завод был переведен на особый режим кредитования. Закончилось это тем, что сменили руководство. Вместе с новым директором приехал новый начальник финансового отдела – Борис Павлович Шапкин. Новый директор почти не занимался финансовыми проблемами – ’’ Мое дело – подобрать хороших помощников, и пусть они разворачиваются’’. Шапкин как раз и был одним из таких людей. Он с головой окунулся в работу. Им  были использованы все возможности для привлечения денежных средств. Он употребил свое мнение, знание, дипломатию, чтобы поднять финансовую дисциплину. Постепенно финансовые вопросы пришли в норму, и завод пошел в гору.

Вопросы

Какую организационную структуру управления избрал новый руководитель?

Что являлось основным составляющим успеха?

Охарактеризуйте двух руководителей (директора, начальника финансового отдела)?

Ситуация 18

Сизов Иван Васильевич, новый начальник цеха, добродушно ворчал: ’’Ну почему вы со мной во всем сразу же соглашаетесь, почему не спорите, не могу же я всегда быть правым? Оспаривайте, доказывайте! Тогда ошибок у нас будет меньше’’. Такая речь нового руководителя поразила присутствующих. Они четко усвоили точку зрения бывшего начальника, которая сводилась к следующему: ’’ Если вы со мной не согласны, то спорьте, но только в коридоре и без меня’’. Еще не раз Сизову пришлось просить своих подчиненных высказывать свое мнение. И обстановка постепенно менялась. Росло взаимное доверие между руководством и сотрудниками. По – деловому обсуждались недоразумения, коллективно искались пути решения проблем.

Вопросы:

1. Определите стили управления руководителей, охарактеризуйте их. Который из них вам ближе и почему?

2. Как вы считаете при каком стиле управления социально – психологический климат устойчивее, а производственные успехи выше?

3. Всегда ли можно оспаривать решения руководителя? Если нет, то почему?

Приложение  6

Перечень вопросов для подготовки к итоговому контролю

по дисциплине: «Менеджмент»

Сущность, характерные черты менеджмента: понятие менеджмента, этапы развития, рост масштабов производства, объект и субъект управления.

Элементы управленческой деятельности, понятие управленческих отношений.

Цели менеджмента: классификация, дерево целей, требования предъявляемые к ним.

Принципы менеджмента: понятие, виды.

Основные виды менеджмента.

Организация: определение, общие характеристики организации

Организация как открытая система. Элементы организационной структуры.

Организация как закрытая система. Элементы организационной структуры.

Классификация организаций.

Схема организации как среды управления. Внутренняя и внешняя среда организации.

Законы организации.

Первичные и вторичные организации.

Жизненный цикл организации.

Типы организационных структур.

Организационно-правовые формы организации.

Рабочее место: понятие, классификация, условия труда.

Имидж предприятия: понятие, принципы выбора наименования, символика.

Цикл менеджмента.

SWOT-анализ.

Планирование: сущность, принципы, стадии планирования.

Классификация видов планирования.

Внутрифирменное планирование.

Мотивационный процесс: суть, стадии, виды мотивации

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

Полномочия и их виды.

Делегирование: сущность, принципы, правила.

Методы управленческой деятельности и правила их реализации.

Личность, свойства личности, элементы структуры личности

Социальные основы поведения личности. Статус и типы поведения людей.

Коммуникации в организации: понятие, классификация.

Модель коммуникационного процесса. Факторы, влияющие на восприятие информации.

Коммуникационные каналы: сущность, виды.

Этика делового общения.

Управленческое решения: определение, элементы, принципы, требования, предъявляемые к ним.

Процесс выработки и принятия управленческого решения.

Методы принятия управленческих решений. Причины невыполнения управленческих решений.

Конфликт: понятие, классификация.

Контроль как функция управления: сущность, виды.

Этапы процесса контроля.

Приложение 7

КГАПОУ «НМТ»

Р Е Ц Е Н З И Я

на самостоятельную практическую работу

по дисциплине _______________________________________________________

Обучающегося _______________________________________________________

_______________________________________________________

Группы              _______________________________________________________

Специальность _______________________________________________________

_______________________________________________________

Объем выполненной работы: ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные стороны работы: _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отрицательные стороны работы: _____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения рецензента: ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая оценка работы: ______________________________________________

Рецензент: Шилова Наталья Сергеевна

«___»_________20__г.

Менеджмент Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

2. НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

3. Административное право Методические указания и контрольные задания

4. ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5. Задания и методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине Лексикология

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ ДЛЯ ПОВЫШЕННОГО КУРСА СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ

7. Задания и методические указания для разработки раздела в дипломных проектах «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

8. Финансовый менеджмент. Методические указания по выполнению курсовых работ

9. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»

10. Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы