Новости

Педагогическое образование Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

Работа добавлена:






Педагогическое образование Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы на http://mirrorref.ru

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Психологический факультет

Кафедра педагогической

психологии и педагогики

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»,

профиль «Дошкольное образование»

Казань – 2013

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин

учебно-методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., Фахрутдинова Р. А.

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работыпо направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» : методические указания / сост. А. И. Скоробогатова, Ф. А. Саглам, Р. А. Фахрутдинова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права (г. Казань), 2013. – 48 с.

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры педагогической психологии и педагогики.

Предназначены в помощь студентам направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» при выполнении выпускных квалификационных (бакалаврской) работ в области научной и практической педагогики. Даны характеристики основных целей и задач квалификационных работ, а также компетенций, которые для этого должны быть развиты. Даются рекомендации по поиску и изучению литературы, написанию теоретической части, планированию и проведению эмпирического исследования, оформлению работы, подготовке и проведению защиты выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

УДК 37.015.3 (075.8)

ББК 88.4я73

 Институт экономики,

управления и права (г. Казань),2013

СОДЕРЖАНИЕ

  • Формы и методы экологического воспитания детей в ДОУ и дома Правовое воспитание дошкольников в семье и дошкольном образовательном учреждении.
  • Роль сказок в правовом воспитании дошкольников.
  • Нравственно-правовое воспитание дошкольников в системе игр.
  • Подготовка будущего воспитателя к правовому воспитанию дошкольников.
  • Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.
  • Развитие речи дошкольников средствами логоритмики.
  • Формирование математических представлений дошкольников в системе игр.
  • Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр.
  • Развитие памяти старших дошкольников в игровой деятельности.
  • Развитие творческого воображения дошкольников в изодеятельности.
  • Развитие мышления дошкольников средствами арт-педагогики.
  • Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школьному обучению.
  • Профилактика и коррекция отрицательных эмоциональных состояний дошкольников средствами арт-терапии.
  • Сказкотерапия как средство коррекции тревожности дошкольников.
  • Профилактика и коррекция страхов дошкольников средствами арт-терапии.
  • Профилактика и коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста в системе (уточнить).
  • Использование мелкой моторики детей в развитии речи и мышления дошкольников.
  • Психолого-педагогические условия формирования мышления детей старшего дошкольного возраста в системе развивающих игр.
  • Развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников в приемной семье.
  • Формирование звуковой культуры речи дошкольников в игровой деятельности.
  • Влияние игровой активности дошкольников на его статус в группе.
  • Роль музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей дошкольников.
  • Формирование морально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
  • Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
  • Музыкальное воспитание дошкольников на традициях татарской народной музыки.
  • Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления.
  • Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти дошкольников.
  • Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в системе сюжетно-ролевых игр.
  • Развитие мышления дошкольников средствами арт-педагогики.
  • Формирование гендерной идентичности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
  • Возможны и иные темы по предложению выпускников (темы необходимо согласовать с зав. кафедрой)

Приложения………………………………………………………………..44

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация

В методических указаниях по выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» обобщен опыт руководства выполнением дипломных работ. Они составлены в соответствии с действующими Инструкцией и Положением по подготовке дипломных работ в высших учебных заведениях и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики направления подготовки и современных требований.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа представляет собой научное исследование студента, выполненное под научным руководством преподавателя института или высококвалифицированного специалиста профильного направления.

Целями написания дипломных работ являются:

– совершенствование педагогических знаний по отдельным темам,

– формирование умений по применению этих знаний для решения прикладных задач,

– формирование умений и навыков проведения теоретического и экспериментального педагогического исследования,

– приобретение умений и навыков практической работы педагога.

Квалификационные работы могут иметь преемственное и последовательное научное или практическое развитие темы, представляющей интерес для студента и его научного руководителя.

Содержание дипломной работы должно отвечать основным требованиям, предъявляемым к студенческим научным трудам.

Основными этапами выполнения дипломной работы являются:

– ознакомление студентов с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению дипломной работы;

– выбор темы, определение цели и задач исследования;

– подбор литературы, ознакомление с источниками и составление библиографического указателя по теме дипломной работы;

– составление обзора литературы;

– освоение основных методов исследования;

– выполнение экспериментальных исследований;

– обработка и анализ полученной информации с применением математико-статистических методов.

– формулировка выводов и выработка рекомендаций;

– оформление дипломной работы и иллюстративного материала в соответствии с установленными требованиями;

– подготовка дипломной работы к защите, составление доклада;

– обсуждение работы на заседании кафедры (предзащита);

– рецензирование дипломной работы;

– защита дипломной работы.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании Положенияоб итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25 марта 2003 г., соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Дипломная работа, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, должна представлять собой законченную разработку актуальной проблемы, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с литературными и другими источниками, анализировать статистический материал с использованием современных математико-статистических методов и компьютерных программ (Excel,Word и др.), логически сформулировать и защитить перед итоговой аттестационной комиссией результаты своего исследования. От того, насколько грамотно подобрана литература, последовательно и логично изложены основные положения исследования, сделаны правильные обобщения и выводы, в значительной степени зависит результат защиты.

3. ОсновныЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К выпускным квалификационным (ДИПЛОМНЫМ) РАБОТАМ

Выпускная квалификационная (дипломная) работа бакалавра предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Тема дипломной работы может выходить за рамки названного профиля. В этом случае необходимо иметь заказ образовательной организации на выполнение дипломного исследования, который оформляется на бланке образовательной организации с указанием ее точных реквизитов, подписью руководителя или его заместителя и печатью, удостоверяющей подпись. Заказ должен содержать фамилии и инициалы автора дипломного исследования, правильно сформулированную тему, описание выходных результатов и условий внедрения их на образовательной организации – заказчике исследования, так и вне данной образовательной организации. По желанию администрации образовательной организации может быть детализирован перечень решаемых задач, в том числе материалов для служебного использования.

В целях рассмотрения заказа от предприятия на выпускающей кафедре создается экспертная комиссия под председательством заведующего кафедрой, в составе 3-4-х ведущих преподавателей.

Экспертная комиссия оценивает актуальность и инновационность предложенной темы дипломного исследования и при необходимости ее корректирует. Утвержденный экспертной комиссией запрос становится основой для формирования приказа на дипломное исследование.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной квалификационной (дипломной) работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО по направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по направлениям подготовки педагогического образования.

Для выполнения дипломной работы необходимо выбрать тему исследования и решить следующие задачи:

– обосновать необходимость и важность проведения исследования по выбранной теме, ее актуальность и значение;

– ознакомиться со справочной, научной и периодической литературой по избранной теме;

– провести анализ и выявить проблемы, которые требуют решения;

– на основе результатов анализа выработать выводы и предложения;

– оформить дипломную работу в соответствии требованиям, предъявляемыми к ней;

– подготовить доклад и иллюстрационный материал.

Дипломная работа должна носить научно-исследовательский характер, выступать в форме самостоятельного исследования. Она является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает, как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении дипломной работы студент должен показать умения:

– обнаружить и сформулировать проблему;

– собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал;

– разработать и провести экспериментальное исследование;

– правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы;

– изложить результаты исследования;

– сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе;

– сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы.

Студент-дипломник несет полную ответственность:

– за научную самостоятельность, теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы,

– за правильность приводимых в дипломной работе данных,

– за достоверность результатов проведенного исследования, выводов и доказательств,

– за качество содержания и оформления дипломной работы.

В процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студент должен показать следующие компетенции:

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Общекультурные компетенции

КОМПЕТЕНЦИИ

Перечень компонентов

Технологии формирования

Форма оценочного средства

Ступени уровней освоения компетенции

ИНДЕКС

ФОРМУЛИРОВКА

ОК-1

владеет культурой мышления,способен к обобщению,анализу,восприятию информации,постановке цели и выбору путей её достижения

Знать

основныезакономерности взаимодействиячеловека и общества

Уметь

анализировать мировоззренческие,социально и личностно значимые философские проблемы

Владеть навыкамирефлексии,самооценкиамоконтроля

Технология традиционного обучения: лекции,  самостоятельная работа.

Экз, защита выпускной квалификационной работы

ПОРОГОВЫЙ

Использует основные способы и приемы мышления для решения профессиональных задач

ПОВЫШЕННЫЙ

Умеет анализировать мировоззренческие,социально и личностно значимые проблемыв профессиональной деятельности,

Владеет навыкамирефлексии,самооценки, самоконтроля при реализации профессиональных задач, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.

ОК - 6

Способен логически верно выстраивать устную и письменную речь

Знать правила и приемы создания логически верных высказываний.

Уметьсоздавать эффективные устные и письменные тексты.

Владеть навыками организации информации в логически верной форме с целью  решения поставленных коммуникативных задач.

Технология традиционного обучения: лекции,  самостоятельная работа.

Экз, защита выпускной квалификационной работы

ПОРОГОВЫЙ

-Воспроизводить методы и принципы логически верного оформления словесного материала

в процессе устных и письменных коммуникаций.

- Совершенствовать навык эффективного  использования языковых единиц в построении логически адекватных текстов.

ПОВЫШЕННЫЙ

-Находить и самостоятельно интерпретировать информацию в профессиональной деятельности.

- Систематизировать представленные идеи по теме исследования,   критически их осмысливать и логично излагать в устной и письменной форме.

ОК - 8

Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как  средством управления информацией.

Знать возможности компьютерного анализа многомерных данных;

Уметь использовать программное обеспечение для статистического анализа данных (например, Excel, Statistiсa);

Владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

Самостоятельная работа с использованием ИКТ технологий

Защита выпускной квалификационной работы

Пороговый:

использует  абстрактную наглядность, анализирует схемы, таблицы, графики, диаграммы, формулы в процессе защиты выпускной квалификационной работы

Повышенный:

систематизирует понятия, закономерности, структурно-логические схемы; обобщает результаты полученной информации в таблицы, графики, диаграммы, способен разработать презентационный материал по теме исследования.

ОК - 12

Способен понимать сущность и значение информации в развитии  современного информационного общества,

сознавать опасности и угрозы,

возникающие в этом процессе, соблюдать

основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Знать основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;

Уметь оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

Владеть базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

Самостоятельная работа

Защита выпускной квалификационной работы

Пороговый:

типологический анализ результатов исследования, соблюдение этики педагогического исследования (сохранение конфиденциальности информации в процессе проведения исследования и представления результатов)

Повышенный:

оперирует понятиями -статистические обобщения, определение средних частот, оценки достоверности результатов исследования; соблюдение этики педагогического исследования (сохранение конфиденциальности информации в процессе проведения исследования и представления результатов),

ОК - 13

готов использовать нормативные правовые документы в своейдеятельности

Знать

правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования.

Уметь -учитывать различные контекст