Новости

Философия и методология науки Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК

Работа добавлена:






Философия и методология науки Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК на http://mirrorref.ru

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет физической культуры»

Философия и методология науки

Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК

Минск 2012

УДК 1 (075)

ББК 1 (075.37)

            Б90

Издано по решению редакционно-издательского совета БГУФК

Автор-составитель:

доктор философских наук, зав. кафедрой философии и истории УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

Т.Н. Буйко

Рецензенты:

доцент, доктор философских наук, заведующий лабораторией

проблем воспитания личности НМУ «Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

А.С. Лаптенок

доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

В.П. Кириченко

Философия и методология науки: Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателейБГУФК / сост. Т.Н. Буйко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2012. – 48 с.

ISBN

Методическое пособие подготовлено в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по философии и методологии науки утвержденной приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179. Целью пособия является оказание помощи студентам магистратуры БГУФК в ихфилософско-методологической подготовке. Пособие включает планы лекций и семинарских занятий с формулировками учебно-методических задач, понятийно-терминологические минимумы по каждой теме, списки учебной справочной основной и дополнительной литературы по всему курсу и по каждому из его разделов, а также материалы для дискуссий по актуальным проблемам философии и методологии науки.

УДК 1 (075)

ББК 1 (075.37)

Введение: цели и задачи преподавания дисциплины

«Философия и методология науки»

Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки утверждена приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 13 августа 2012 г. № 97. Как отмечается в данном документе,программа-минимум предназначена для студентов магистратуры, нефилософских специальностей, сдающих кандидатский экзамен по философии и методологии науки, и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления. В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.

Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.

В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.

Kуpc «Философия и методология науки», адресованный молодым ученым, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.

Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности студентов магистратуры и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов магистратуры устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.

В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.

В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления студентов магистратуры, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.

Таким образом, цель курса –философско-методологическая подготовка будущих ученых и педагогов.

Задачи курса:

- профессиональное и творческое осмысление проблем философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка;

- конструктивно-критическое осмысление проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др;

- определение социальных и гражданских позиций, мировоззренческих и ценностных установок тех, кто идет в науку;

- философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности студентов магистратуры и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования;

- изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки;

  • формирование у студентов магистратуры устойчивых навыков рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания;
  • актуализация и развитие креативности и проективности мышления студентов магистратуры и соискателей.

Существенным моментом программы-минимум является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы студентов магистратуры по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований, выполняемых студентами магистратуры и соискателями. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и методология науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена.Опыт работы с молодыми учеными, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь и странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе их философско-методологической подготовки в целом. Он требует не только от студента магистратуры, но и от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.

Настоящее методическое пособие подготовлено в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по философии и методологии науки утвержденной приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179. Целью пособия является оказание помощи студентам магистратуры и соискателям БГУФК в ихфилософско-методологической подготовке. Пособие включает планы лекций и семинарских занятий с формулировками учебно-методических задач, понятийно-терминологические минимумы по каждой теме, списки учебной справочной основной и дополнительной литературы по всему курсу и по каждому из его разделов, а также материалы для дискуссий по актуальным проблемам философии и методологии науки.Темы дискуссий могут быть избраны магистрантами и соискателями) для подготовки рефератов к кандидатскому экзамену, а дискуссионная литература использоваться ими для начала этой работы.

Тематический план курса «Философия и методология науки»(120 часов)

№ п/п

Содержание курса

Лекции

Семинары и практикумы

Контролируемая самостоятельная работа

Всего

Раздел I

Философия и ценности современной цивилизации

24

20

4

48

Раздел II

Философско-методологический анализ науки

20

16

4

40

Раздел III

Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки

Модуль А. Философия естествознания и техники

Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

8

8

4

20

Вместо заключения

Философия и наука на рубеже XX и XXI веков

8

 

4

12

 

Итого

60

44

16

120

Учебная и справочная литература по курсу

«Философия и методология науки»

  1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Мн., 2004.
  2. История философии: учеб. пособие / под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001.
  3. Козел, А.А. Философская мысль Беларуси / А.А. Козел. – Мн., 2004.
  4. Кохановский, В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, Т.В. Фатхи. – Ростов н/Д., 2004.
  5. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. Пособие / Т.Г. Лешкевич.   – М., 2005.
  6. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005.
  7. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология: учеб. пособие/ А.Л. Никифоров. – М., 1998.
  8. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2001-2002.
  9. Современная западная философия: учеб. пособие / Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов, В.Л Абушенко, М.А. Можейкои др.; под общей ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн., 2000.
  10. Стёпин, В.С. Основы философии науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М., 2006.
  11. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Степини др.; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн., 2006.
  12. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов / А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Т. Тихонови др.; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн., 2007.
  13. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки. Вопросы и ответы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену / Я.С. Яскевич. – Мн., 2007.
  14. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Мн., 2009.

Основная литература (первоисточники)

Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: Даследзіны беларускага сьветагляду / І. Абдзіраловіч. – Мн., 1993.

Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.

Путь в философию. Антология. – М., 2001.Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

Дополнительная учебная и научная литература

Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации.

Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношений с приДоброхотов, А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской филосоКарпинская, Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционРаздел II. Философско-методологический анализ науки

Зеленков, А.И., Новиков В.Т., Карако П.С. Философия и методология гуманитарного и естественнонаучного поКапица,С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущеКопнин, П.В. Гносеологические и логические основы науПорус, В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациоСтаростин, Б.А. К определению понятия науки / Б.А. Старостин.//  Вестник БГУ. Серия 7. ФилосоСтруктура и развитие науки. Из Бостонских исследований по филосоЭволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его криРаздел III. Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки

Модуль А. Философия естествознания и техники

Горохов, В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: учеб. посоЗеленков, А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиКарпенков, С.Х. Концепции современного естествознаОгурцов, А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обосноХакен, Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся систеМодуль Б. Философия социально-гуманитарного познания

Шпенглер, О. Человек и техника // Культурология. ХХ век: Антология О. Шпенглер.– М., 1999.

Вместо заключения. Философия и наука на рубеже XX и XXI веков

Водопьянов, П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсГлобальные проблемы и общечеловеческие ценКастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культуЛиотар, Ж.Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // ФиЧеловек. Наука. Цивилизация: К 70-летию академика В.С. Стёпина. – М., 2004.

Раздел I.ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества

Понятийно-терминологический минимум:философия, мировоззрение, культура, метафизика, онтология, гносеология, аксиология, классическая  и постклассическая, философия, материализм, идеализм, агностицизм, номинализм, реализм, схоластика, эмпиризм, рационализм, субстанция, панлогизм, марксизм, иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, мифология, религия, идеология, национальное самосознание.

Учебно-методические задачи:  Раскрыть специфику философии как личностного знания и рационально-критической формы мировоззрения. Раскрытьприроду философских проблем и охарактеризовать  типы философского мышления в культурных традициях Востока и Запада. Проанализировать  основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии. Рассмотреть проблему научности философии.Показать многомерность феномена философии, ее социокультурный статус и функции в современном мире культурного многообразия, роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления. Определить соотношение философии и национального самосознания.

Лекция 1,2 ч.

1. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения.

2. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.

3. Основные исследовательские стратегии в постклассической западноевропейской философии.

4. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия.

Семинар 1,2 ч.

  1. Философия, мировоззрение, культура.
  2. Природа философских проблем.
  3. Проблема научности философии.
  4. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.

Дискуссии

:

Социокультурный статус и функции философии в современном мире

Литература:

  1. Гусейнов, А.А. Философия как утопия культуры / А.А. Гусейнов // Вопросы философии. – 2009. –  № 1. – С. 11-16.
  2. Лекторский, В.А. Философия как понимание и трансформирование / В.А. Лекторский // Вопросы философии. – 2009. –  № 1. – С. 17-24.
  3. Степин, В.С. Конструктивные и прогностические функции философии / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2009. –  № 1. – С. 5-10.
  4. Философия в современной культуре: новые перспективы. Материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2004. –  № 4. – С. 3-46.

Философия и национальное самосознание

Литература:

  1. Падокшын С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры / С.А. Падокшын; навук. рэд. А.С. Майхровіч. – Мн.: Беларус. навука, 2003. – 315 с.
  2. Падокшын, С.А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі: Ад Францыска Скарыны да Сімяона Полацкага / С.А. Падокшын; пад рэд. А.С. Майхровіча. – Мн.: Навука і тэхніка, 1990. – 285 с.

Тема 2. Философское осмысление проблемы бытия

Понятийно-терминологический минимум:бытие, объективность, субъективность, субстанция, материя, пространство, время, природа, самоорганизация, развитие, система, эволюция, биосфера, ноосфера, коэволюция, экология.

Учебно-методические задачи:Рассмотреть проблему метафизических оснований бытия в различных философских системах. Определить онтологию как учение о бытии. Показать основные формы бытия и их взаимосвязь. Рассмотреть онтологию человеческой субъективности в неклассической философии.Рассмотреть основные философские концепции бытия, субстанции, соотношение материи, движения, пространство и времени.Определить понятие природы как предмета философского и научного познания. Показать особенности системно-эволюционной парадигмы в современном естествознании.

Лекция 2,4 ч.

1. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах.

2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии.

3. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

4. Онтология человеческой субъективности и культура неклассической философии.

5. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи.

6. Пространственно-временная организация материального мира.

7. Природа как предмет философского и научного познания и как среда обитания человека.

Семинар 2,4 ч.

  1. Эволюция представлений о материи.
  2. Современная наука о строении материи.
  3. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.
  4. Специфика биологического пространства и времени. Бытие человека и время.
  5. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
  6. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования.

Дискуссии:

Онтология в классической и постклассической философии

Литература:

  1. Губин, В.Б. Онтология:Проблема бытия в современной европейской философии / В.Б. Губин / Рос. гос. гуманитар. ун-т. – М., 1998. – 191 с.
  2. Кутырев, В.А. Крик о небытии / В.А. Кутырев // Вопросы философии. – 2007. –  № 2. – С. 66-79.
  3. Кутырев, В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика /  В.А. Кутырев // Вопросы философии. – 2000. –  № 5. – С. 15-32.
  4. Селиванов, А.И. Метафизика в культурологическом измерении / А.И. Селиванов // Вопросы философии. – 2006. - № 3. – С. 49-63.

Пространство и время как категории философии, науки и культуры

Литература:

  1. Алюшин, А.Л. Многоуровневое темпоральное строение реальности / А.Л. Алюшин, Е.Н. Князева // Вопросы философии. – 2007. - № 12. – С. 81-96.
  2. Князева, Е.Н. Ускользающее настоящее / Е.Н. Князева // Человек. – 2009. - № 1. – С. 5-18.
  3. Спасков, А.Н. Размерность времени: Философский анализ проблемы / А.Н. Спасков. –Saarbrücken:LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2011. – 172 с.

Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании. Идея коэволюции человека и природы

Литература:

  1. Вельков, В.В. Смысл эволюции и эволюция смысла / В.В. Вельков // Человек. – 2005. - № 5. – С.