Новости

Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (химия)

Работа добавлена:






Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (химия) на http://mirrorref.ru

Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену 2016 года (химия)

Левкин А.Н., доцент кафедры

естественно-научного образования СПб АППО, к.п.н.

председатель предметной комиссии по химии

Домбровская С.Е., ст. преподаватель кафедры

естественно-научного образования СПб АППО,

заместитель председателя предметной комиссии по химии, заслуженный учитель РФ

Основные результаты ЕГЭ по химии 2011-2015 гг.

ГОД

Зарегистрировано на экзамен,

чел.

на экзамен

Получили

100 баллов,

чел.

Число экзаменуемых, не сдавших экзамен в Санкт-Петербурге

чел.

%

2011

2676

2009

75,1

16

121 (6,0%)

2012

3036

2438

80,3

20

217 (8,9)

2013

3070

2523

82,2

108

172 (6,8%)

2014

2821

2265

80,3

24

150 (6,6%)

2015

3197

2552

79,8

18

163 (6,4%)

Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по химии, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2015 году –36.

Последние годы средний балл в Санкт-Петербурге изменялся следующим образом:

58,58 (2012 г.)

67,49 (2013 г.)

61,57 (2014 г.)

61,24 (2015 г.)

В этом году средний балл ниже прошлогоднего значения на 0,3%, что позволяет говорить о несущественной разнице с прошлым годом.  И при этом можно отметить, что в последние годы средний балл по химии в Санкт-Петербурге остаётся стабильно высоким.

Если рассматривать результаты в разных категориях экзаменуемых, то можно увидеть следующую картину:

Основные результаты ЕГЭ 2015 г. по категориям участников

Категория участников

Зарегистрировано

Явилось

Средний балл

100

Число экзаменуемых не преодолевших нижний порог

Выпускники текущего года

2452

2123

63,49

17

80

Выпускники СПО

9

8

58,63

0

0

Выпускники прошлых лет

694

403

49,48

1

83

Таким образом, половина из участников экзамена, не преодолевших нижний порог – это выпускники прошлых лет.

Приятно отметить, что в Санкт-Петербурге остаётся стабильным и число учащихся, получивших за экзамен 100 баллов: в 2011 г. таких было 16, в 2012 г.  – 20, в 2014 – 24, в 2015 - 18.

Достаточно высока доля экзаменуемых, получивших в этом году 80 и более баллов: их оказалось 357 (14%).

Организация работы по подготовке к единому государственному экзамену предполагает серьезное изучение таких документов, как кодификатор и спецификация. Кодификатор – специальный документ, который дает представление о содержательной основе контрольно-измерительных материалов по химии. Он представляет собой перечень основных элементов содержания, выносимых на проверку, а потому является для учителя ориентиром в период подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

Особенности экзаменационной работы находят свое отражение в спецификации и демоверсии. В спецификации подробно описана структура работы, а также типы заданий, система оценивания. В состав спецификации включен план экзаменационной работы с указанием соответствия всех заданий элементам содержания, предполагаемое время на выполнение каждого задания той или иной части экзаменационной работы.

Демоверсия – это демонстрационный вариант КИМ, представляющий собой возможный вариант (образец) экзаменационной работы. Он содержит инструкцию по выполнению работы, дает примеры типов заданий, критериев оценивания ответов экзаменуемых.

Руководствоваться следует также инструкциями, предлагаемыми в экзаменационной работе по выполнению работы в целом, ее частей и отдельных заданий. Следует обратить внимание учащихся на необходимостьвнимательного ознакомления с инструкциями в экзаменационной работе и строгого следования им, особенно по выполнению заданий с кратким ответом..

Ознакомиться с документами, регламентирующими разработку ЕГЭ по химии, можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измеренийhttp://www.fipi.ru.

Анализируя итоги прошлого года, посмотрим, какие задания вызвализатруднения в 2015 г. Самый низкий результат был при выполнении следующих заданийI части.

Задание 7. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Задание на выявление знаний химии элементов, знание конкретных свойств элементов. По всей видимости, в ходе подготовки к экзамену выпускники мало внимания уделили повторению этого учебного материала. Возможно, что понижению результативности при выполнении данного задания способствовало его «укрупнение»: два года назад это были два разных вопроса, посвященных химическим свойствам металлов и неметаллов соответственно.

Задание 11.Взаимосвязь неорганических веществ

При выполнении данного задания важно владеть умениями и навыками, связанными с освоением тем «Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли». По всей видимости, эти умения в этом году показать не удалось в том объёме, как это было в предыдущие годы, что говорит о некотором формализме в знаниях учащихся.

Задание 13. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).

Думается, что здесь так же, как и при выполнении задания 7, экзаменуемым не хватило знаний свойств конкретных органических веществ, при общем овладении знаниями и умениями по органической химии.

Задание 19. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Несколько неожиданно, но впервые за долгий период учащиеся существенно снизили результативность выполнения заданий, связанных с закономерностями протекания химических реакций (впрочем, как и заданий по классификации реакций). Это позволяет говорить о необходимости акцентировать внимание учителей при изучении данного материала в 11 классе.

Не очень высокие результаты соответствуют выполнениюзадания 31. Оно всегда вызывает большие затруднения, так как оно связано с характерными химическими свойствами неорганических веществ и охватывает большое количество разделов курса неорганической химии.

Приведём конкретный пример такого задания. В одном из вариантов надо было установить соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать. Среди веществ, к которым надо было подбирать реагенты, были даны: фосфор, оксид железа(III), оксид меди(I) и хлорид аммония. Среди реагентов были следующие группы веществ:

1) HCl, HNO3, Na2CO3

2) O2, Zn, KOH(р-р)

3) BaCl2, AgNO3, CO

4) O2,СО, HCl

5) H2SO4(конц.), KOH, Pb(NO3)2

Действительно, при выборе реагентов учащийся может несколько растеряться: надо учитывать множество факторов. С фосфором могут взаимодействовать кислород, цинк и щелочь (вторая группа реагентов). Причем, взаимодействие фосфора со щелочами – материал, выходящий далеко за рамки базового курса химии. С оксидом железа(III) предполагалось взаимодействие первой группы реагентов. При этом опять-таки предусматривается реакция, которая выходит за рамки базового курса:

Na2CO3 + Fe2O3 = 2NaFeO2 + CO2↑ (сплавление)

Для реакции с оксидом меди(I) надо было выбрать четвертую группу реагентов (медь можно было окислить кислородом до степени окисления +2, можно восстановить угарным газом до простого вещества, и, к тому же, оксид меди(I), разумеется, будет взаимодействовать с соляной кислотой). И, наконец, для реакции с хлоридом аммония надо было выбрать пятую группу реагентов. Соли аммония взаимодействуют со щелочами, хлорид ион можно осадить солями свинца(II), и при взаимодействии кристаллического хлорида аммония с концентрированной серной кислотой будет выделяться хлороводород.

Такое задание было довольно сложным, поэтому требуется достаточно серьёзная работа по подготовке к выполнению заданий такого рода.

Таким образом, анализируя результаты выполнения заданий 1 части можно сделатьобщий вывод:

Наибольшие затруднения у учащихся уже традиционно вызывают вопросы, связанные с характеристикой свойств классов неорганических и органических веществ, с установлением генетической связи меду классами веществ. В связи с этим рекомендуем учителям химии как можно больше внимания уделять при подготовке к экзамену вопросам обобщающего характера, позволяющим систематизировать знания учащихся по данным темам.

Рекомендуем включить в программу подготовки следующие задания обобщающего характера

  1. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения веществ:

а) Алюминий  Хлорид алюминия  Гидроксид алюминия Алюминат    натрия  Нитрат алюминия;

б) Цинк  Хлорид цинка  Гидроксид цинка  Оксид цинка  Цинкат натрия  Сульфат цинка  Нитрат цинка;

в) Алюминий  Нитрат алюминия  Гидроксид алюминия  Оксид    алюминия  Алюминат натрия  Сульфат алюминия;

г) Цинк Тетрагидроксоцинкат натрия  Нитрат цинка  Гидроксид цинка  Оксид цинка  Цинкат калия;

д) Алюминий  Тетрагидроксоалюминат калия  Хлорид алюминия  Гидроксид алюминия  Оксид алюминия  Алюминат натрия  Сульфат алюминия  Тетрагидроксоалюминат калия;

е) Бериллий Оксид бериллия  Нитрат бериллия Гидроксид бериллия  Бериллат натрия  Сульфат бериллия.

2. Свойства концентрированной серной кислоты

Напишите уравнения реакций серной концентрированной кислоты:

1) с натрием

2) с гидроксидом лития

3) с хлоридом калия

4) с серой

5) с серебром

6) с оксидом железа(III)

7) с нитратом натрия

8) с углём

3. Свойства концентрированной азотной кислоты

  • Напишите уравнение реакций концентрированной азотной кислоты:

а) с серебром, б) с цинком, в) с магнием. Составьте схемы электронного баланса.

  • Напишите уравнение реакций азотной кислоты:

а) магнием, оксидом магния, гидроксидом магния, карбонатом магния;

б) медью, оксидом меди(II), гидроксидом меди(II), карбонатом гидроксомеди(II).

Составьте схемы электронного баланса к уравнениям окислительно-восстановительных реакций и ионные уравнения для реакций в растворах электролитов.

Особое внимание в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ следует обратить на выполнениезаданийII части.

ЧастьIIвключает задания высокого уровня сложности, который достигается путем комбинирования проверяемых элементов содержания и видов деятельности.

Задания №36направлены напроверку усвоения сущности окислительно-восстановительных процессов.

36

Баллы

Процент учащихся получивших баллы в 2014 г.

0

19,73%

1

8,88%

2

20,13%

3

51,26%

В заданиях №36 некоторые учащиеся не смогли правильно подобрать вещества, необходимые для осуществления окислительно-восстанови-тельных реакций, но в целом экзаменуемые с заданием справились неплохо. Хочется ещё раз отметить, что при выполнении этого задания следует указывать окислитель и восстановитель отдельно. Учителям важно требовать от учащихся при выполнении такого заданиявыписывать отдельно формулы окислителя и восстановителя, указывать полностью (без сокращений и аббревиатур) «окислитель», «восстановитель». К сожалению, многие экзаменуемые указывают окислитель и восстановитель в схеме электронного баланса, что может привести к неоднозначной оценке задания экспертами.

Варианты заданий 36

Задание

1.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

KMnO4 +MnSO4 +H2OMnO2 + …+ …

2.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

I2 + K2SO3 + ...→ K2SO4  + …+ H2O

3.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

KNO2 + ... + H2O  → MnO2 + ... + KOH

Задания №№ 37 и 38 экзаменационной р