Новости

Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (химия)

Работа добавлена:






Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (химия) на http://mirrorref.ru

Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену 2016 года (химия)

Левкин А.Н., доцент кафедры

естественно-научного образования СПб АППО, к.п.н.

председатель предметной комиссии по химии

Домбровская С.Е., ст. преподаватель кафедры

естественно-научного образования СПб АППО,

заместитель председателя предметной комиссии по химии, заслуженный учитель РФ

Основные результаты ЕГЭ по химии 2011-2015 гг.

ГОД

Зарегистрировано на экзамен,

чел.

на экзамен

Получили

100 баллов,

чел.

Число экзаменуемых, не сдавших экзамен в Санкт-Петербурге

чел.

%

2011

2676

2009

75,1

16

121 (6,0%)

2012

3036

2438

80,3

20

217 (8,9)

2013

3070

2523

82,2

108

172 (6,8%)

2014

2821

2265

80,3

24

150 (6,6%)

2015

3197

2552

79,8

18

163 (6,4%)

Минимальное количество баллов единого государственного экзамена по химии, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2015 году –36.

Последние годы средний балл в Санкт-Петербурге изменялся следующим образом:

58,58 (2012 г.)

67,49 (2013 г.)

61,57 (2014 г.)

61,24 (2015 г.)

В этом году средний балл ниже прошлогоднего значения на 0,3%, что позволяет говорить о несущественной разнице с прошлым годом.  И при этом можно отметить, что в последние годы средний балл по химии в Санкт-Петербурге остаётся стабильно высоким.

Если рассматривать результаты в разных категориях экзаменуемых, то можно увидеть следующую картину:

Основные результаты ЕГЭ 2015 г. по категориям участников

Категория участников

Зарегистрировано

Явилось

Средний балл

100

Число экзаменуемых не преодолевших нижний порог

Выпускники текущего года

2452

2123

63,49

17

80

Выпускники СПО

9

8

58,63

0

0

Выпускники прошлых лет

694

403

49,48

1

83

Таким образом, половина из участников экзамена, не преодолевших нижний порог – это выпускники прошлых лет.

Приятно отметить, что в Санкт-Петербурге остаётся стабильным и число учащихся, получивших за экзамен 100 баллов: в 2011 г. таких было 16, в 2012 г.  – 20, в 2014 – 24, в 2015 - 18.

Достаточно высока доля экзаменуемых, получивших в этом году 80 и более баллов: их оказалось 357 (14%).

Организация работы по подготовке к единому государственному экзамену предполагает серьезное изучение таких документов, как кодификатор и спецификация. Кодификатор – специальный документ, который дает представление о содержательной основе контрольно-измерительных материалов по химии. Он представляет собой перечень основных элементов содержания, выносимых на проверку, а потому является для учителя ориентиром в период подготовки учащихся к единому государственному экзамену.

Особенности экзаменационной работы находят свое отражение в спецификации и демоверсии. В спецификации подробно описана структура работы, а также типы заданий, система оценивания. В состав спецификации включен план экзаменационной работы с указанием соответствия всех заданий элементам содержания, предполагаемое время на выполнение каждого задания той или иной части экзаменационной работы.

Демоверсия – это демонстрационный вариант КИМ, представляющий собой возможный вариант (образец) экзаменационной работы. Он содержит инструкцию по выполнению работы, дает примеры типов заданий, критериев оценивания ответов экзаменуемых.

Руководствоваться следует также инструкциями, предлагаемыми в экзаменационной работе по выполнению работы в целом, ее частей и отдельных заданий. Следует обратить внимание учащихся на необходимостьвнимательного ознакомления с инструкциями в экзаменационной работе и строгого следования им, особенно по выполнению заданий с кратким ответом..

Ознакомиться с документами, регламентирующими разработку ЕГЭ по химии, можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измеренийhttp://www.fipi.ru.

Анализируя итоги прошлого года, посмотрим, какие задания вызвализатруднения в 2015 г. Самый низкий результат был при выполнении следующих заданийI части.

Задание 7. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Задание на выявление знаний химии элементов, знание конкретных свойств элементов. По всей видимости, в ходе подготовки к экзамену выпускники мало внимания уделили повторению этого учебного материала. Возможно, что понижению результативности при выполнении данного задания способствовало его «укрупнение»: два года назад это были два разных вопроса, посвященных химическим свойствам металлов и неметаллов соответственно.

Задание 11.Взаимосвязь неорганических веществ

При выполнении данного задания важно владеть умениями и навыками, связанными с освоением тем «Оксиды», «Основания», «Кислоты» и «Соли». По всей видимости, эти умения в этом году показать не удалось в том объёме, как это было в предыдущие годы, что говорит о некотором формализме в знаниях учащихся.

Задание 13. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).

Думается, что здесь так же, как и при выполнении задания 7, экзаменуемым не хватило знаний свойств конкретных органических веществ, при общем овладении знаниями и умениями по органической химии.

Задание 19. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

Несколько неожиданно, но впервые за долгий период учащиеся существенно снизили результативность выполнения заданий, связанных с закономерностями протекания химических реакций (впрочем, как и заданий по классификации реакций). Это позволяет говорить о необходимости акцентировать внимание учителей при изучении данного материала в 11 классе.

Не очень высокие результаты соответствуют выполнениюзадания 31. Оно всегда вызывает большие затруднения, так как оно связано с характерными химическими свойствами неорганических веществ и охватывает большое количество разделов курса неорганической химии.

Приведём конкретный пример такого задания. В одном из вариантов надо было установить соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать. Среди веществ, к которым надо было подбирать реагенты, были даны: фосфор, оксид железа(III), оксид меди(I) и хлорид аммония. Среди реагентов были следующие группы веществ:

1) HCl, HNO3, Na2CO3

2) O2, Zn, KOH(р-р)

3) BaCl2, AgNO3, CO

4) O2,СО, HCl

5) H2SO4(конц.), KOH, Pb(NO3)2

Действительно, при выборе реагентов учащийся может несколько растеряться: надо учитывать множество факторов. С фосфором могут взаимодействовать кислород, цинк и щелочь (вторая группа реагентов). Причем, взаимодействие фосфора со щелочами – материал, выходящий далеко за рамки базового курса химии. С оксидом железа(III) предполагалось взаимодействие первой группы реагентов. При этом опять-таки предусматривается реакция, которая выходит за рамки базового курса:

Na2CO3 + Fe2O3 = 2NaFeO2 + CO2↑ (сплавление)

Для реакции с оксидом меди(I) надо было выбрать четвертую группу реагентов (медь можно было окислить кислородом до степени окисления +2, можно восстановить угарным газом до простого вещества, и, к тому же, оксид меди(I), разумеется, будет взаимодействовать с соляной кислотой). И, наконец, для реакции с хлоридом аммония надо было выбрать пятую группу реагентов. Соли аммония взаимодействуют со щелочами, хлорид ион можно осадить солями свинца(II), и при взаимодействии кристаллического хлорида аммония с концентрированной серной кислотой будет выделяться хлороводород.

Такое задание было довольно сложным, поэтому требуется достаточно серьёзная работа по подготовке к выполнению заданий такого рода.

Таким образом, анализируя результаты выполнения заданий 1 части можно сделатьобщий вывод:

Наибольшие затруднения у учащихся уже традиционно вызывают вопросы, связанные с характеристикой свойств классов неорганических и органических веществ, с установлением генетической связи меду классами веществ. В связи с этим рекомендуем учителям химии как можно больше внимания уделять при подготовке к экзамену вопросам обобщающего характера, позволяющим систематизировать знания учащихся по данным темам.

Рекомендуем включить в программу подготовки следующие задания обобщающего характера

  1. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения веществ:

а) Алюминий  Хлорид алюминия  Гидроксид алюминия Алюминат    натрия  Нитрат алюминия;

б) Цинк  Хлорид цинка  Гидроксид цинка  Оксид цинка  Цинкат натрия  Сульфат цинка  Нитрат цинка;

в) Алюминий  Нитрат алюминия  Гидроксид алюминия  Оксид    алюминия  Алюминат натрия  Сульфат алюминия;

г) Цинк Тетрагидроксоцинкат натрия  Нитрат цинка  Гидроксид цинка  Оксид цинка  Цинкат калия;

д) Алюминий  Тетрагидроксоалюминат калия  Хлорид алюминия  Гидроксид алюминия  Оксид алюминия  Алюминат натрия  Сульфат алюминия  Тетрагидроксоалюминат калия;

е) Бериллий Оксид бериллия  Нитрат бериллия Гидроксид бериллия  Бериллат натрия  Сульфат бериллия.

2. Свойства концентрированной серной кислоты

Напишите уравнения реакций серной концентрированной кислоты:

1) с натрием

2) с гидроксидом лития

3) с хлоридом калия

4) с серой

5) с серебром

6) с оксидом железа(III)

7) с нитратом натрия

8) с углём

3. Свойства концентрированной азотной кислоты

  • Напишите уравнение реакций концентрированной азотной кислоты:

а) с серебром, б) с цинком, в) с магнием. Составьте схемы электронного баланса.

  • Напишите уравнение реакций азотной кислоты:

а) магнием, оксидом магния, гидроксидом магния, карбонатом магния;

б) медью, оксидом меди(II), гидроксидом меди(II), карбонатом гидроксомеди(II).

Составьте схемы электронного баланса к уравнениям окислительно-восстановительных реакций и ионные уравнения для реакций в растворах электролитов.

Особое внимание в ходе подготовки учащихся к ЕГЭ следует обратить на выполнениезаданийII части.

ЧастьIIвключает задания высокого уровня сложности, который достигается путем комбинирования проверяемых элементов содержания и видов деятельности.

Задания №36направлены напроверку усвоения сущности окислительно-восстановительных процессов.

36

Баллы

Процент учащихся получивших баллы в 2014 г.

0

19,73%

1

8,88%

2

20,13%

3

51,26%

В заданиях №36 некоторые учащиеся не смогли правильно подобрать вещества, необходимые для осуществления окислительно-восстанови-тельных реакций, но в целом экзаменуемые с заданием справились неплохо. Хочется ещё раз отметить, что при выполнении этого задания следует указывать окислитель и восстановитель отдельно. Учителям важно требовать от учащихся при выполнении такого заданиявыписывать отдельно формулы окислителя и восстановителя, указывать полностью (без сокращений и аббревиатур) «окислитель», «восстановитель». К сожалению, многие экзаменуемые указывают окислитель и восстановитель в схеме электронного баланса, что может привести к неоднозначной оценке задания экспертами.

Варианты заданий 36

Задание

1.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

KMnO4 +MnSO4 +H2OMnO2 + …+ …

2.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

I2 + K2SO3 + ...→ K2SO4  + …+ H2O

3.

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции. Определите окислитель и восстановитель:

KNO2 + ... + H2O  → MnO2 + ... + KOH

Задания №№ 37 и 38 экзаменационной работы направлены на проверку усвоения знаний о генетической взаимосвязи веществ и умений составлять уравнения соответствующих реакций. Эти задания предусматривают проверку пяти элементов содержания. Задания№№ 37 и 38 – цепочки превращений с участием соответственно неорганических и органических веществ.

Выполняя задание 37, учащийся должен составить 4 уравнения протекающих химических реакций. Каждое правильно составленное уравнение оценивается 1 баллом.

37

Баллы

Процент учащихся получивших баллы в 2015 г.

0

41,12%

1

21,51%

2

11,60%

3

12,00%

4

13,77%

Показательным является выполнение заданий высокого уровня сложности (37, ранее – С2), которые ориентированы на проверку знаний о свойствах каждого из предложенных веществ как представителя своего класса, а также знания его специфических свойств, в том числе окислительно-восстановительных реакций. При составлении развернутого ответа экзаменуемые должны были продемонстрировать умения составлять уравнения реакций различных типов, учитывать сущность окислительно-восстанови-тельных процессов и реакций ионного обмена.

С 2012 г. такие задания даются в новой формулировке. Результаты показали, что большинство выпускников с хорошим уровнем подготовки выполняют задание С2 (23,5% получили 3 или 4 балла).  Тем не менее, более половины учащихся не справляется с этим заданием (62% экзаменуемых получили 1 балл или не получили ни одного балла).   Такое положение надо менять! Хочется обратить внимание учителей на темы, которые вызывают наибольшие затруднения экзаменуемых при написании уравнений реакций в ходе выполнения заданий С2:

- электролиз растворов солей;

- реакции металлов с азотной и серной кислотами;

- термическое разложение различных солей;

- особенность амфотерных гидроксидов, их переход в гидроксокомплексы и обратно;

- окислительно-восстановительные реакции с участием соединений хрома и марганца.

Вариантызаданий 37

Задание

1.

Через оксид меди(II) при нагревании пропустили оксид углерода(II). Образовавшееся в результате простое вещество растворили в концентрированной азотной кислоте. Полученный в результате бурый газ поглотили гидроксидом натрия. К образовавшемуся раствору добавили подкисленный серной кислотой раствор дихромата калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

2.

Хлорат калия нагрели в присутствии катализатора. Выделившийся бесцветный газ прореагировал с раскаленным железом с образованием железной окалины. Твердый остаток растворили в необходимом количестве концентрированной серной кислоты, при этом происходило выделение газа с резким запахом. К полученному прозрачному раствору добавили раствор карбоната калия и наблюдали образование бурого осадка и выделение газа. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

3.

Хлорат калия нагрели в присутствии катализатора. Выделившийся бесцветный газ прореагировал с раскаленным железом с образованием железной окалины. Твердый остаток растворили в необходимом количестве концентрированной серной кислоты, при этом происходило выделение газа с резким запахом. К полученному прозрачному раствору добавили раствор карбоната калия и наблюдали образование бурого осадка и выделение газа. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

4.

При взаимодействии оксида алюминия с азотной кислотой образовалась соль. Соль высушили и прокалили. Образовавшийся при прокаливании твёрдый остаток подвергли электролизу в расплавленном криолите. Полученный при электролизе металл нагрели с концентрированным раствором, содержащим нитрат калия и гидроксид калия, при этом выделился газ с резким запахом. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Несколько повысились (по сравнению с 2012 г.)  и показатели выполнения задания 38 (ранее - С3). Отметим, что по содержанию и уровню сложности задания С3 стабильны, и существенно не отличаются от заданий прошлых лет.

38

Баллы

Процент учащихся получивших баллы в 2015 г.

0

33,70%

1

7,34%

2

11,56%

3

12,83%

4

15,43%

5

19,14%

Полностью верно задание С3 выполнило только 19% экзаменуемых – это мало! Обнадёживает тот факт, что доля таких учащихся возрастает от года к году. Думается, что причиной невысокой успешности при выполнении таких заданий является опять-таки проявление затруднений, связанных с овладением материала о конкретных свойствах органических веществ.

Говоря о деталях, хотелось бы обратить внимание на ошибки, которые повторяются из года в год:

- экзаменуемые должны составить уравнение реакции, а не просто ограничиться схемой; должны быть вычислены коэффициенты;

-  экзаменуемые часто игнорируют тот факт, что в ходе реакции веществ, имеющих щелочную реакцию, не может образоваться вещество, имеющее реакцию кислую, и наоборот. Так, например, в реакции хлоруксусной кислоты с аммиаком невозможно образование хлороводорода, среди продуктов реакции экзаменуемые должны указывать хлорид аммония.

Хотелось бы отметить ещё одну важную деталь. Экзаменуемые довольно-таки небрежно относятся к указанию условий осуществления реакций. Действительно, указание условий реакции не является императивным требованием заданий КИМ, этот элемент выполнения заданий не оценивается, к сожалению, отдельно. Тем не менее рекомендуем обратить внимание учителей и методистов на необходимость учитывать условия проведения реакций. Во всяком случае верно указанные условия реакции всегда будут дополнительным фактором, который может повысить оценку за выполнение задания на апелляции при возникновении расхождений в оценках экспертов.

Вариантызаданий 38.

Задание

1.

X1CH3BrX2X3

→H2COX4

2.

CH3CHCl2→CH3CHO  X1 →C2H5NH2X2 X3

3.

С2H4Br2X1X2

→CH3COOH X3→ H2NCH2COOH

4.

Пропанол-1X1X2→пропин

X3X4

Задания №№39 и 40– это задачи. Допускается решение нестандартным способом. При этом необходимо руководствоваться общим подходом: последовательность решения может быть различной, однако решение должно содержать совокупность действий, обеспечивающих получение правильного ответа, а именно: составление уравнения (уравнений) химической реакции, необходимого для выполнения стехиометрических расчетов, составление алгебраического уравнения для нахождения ответов на поставленные в условии задачи вопросы, формулирование логически обоснованного ответа на поставленные вопросы.

В задании 39 необходимо рассчитать массу (объем, количество вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке и указано в задании в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества или содержит примеси. Максимальный балл за верное выполнение данного задания - 4 балла (баллы ставятся за каждое промежуточное действие).

39

Баллы

Процент учащихся получивших баллы в 2015 г.

0

48,22%

1

13,97%

2

11,40%

3

12,39%

4

14,01%

Варианты задач № 39.

Задание

1.

При взаимодействии 20 г пиролюзита (минерала, содержащего диоксид марганца) с избытком концентрированной соляной кислоты выделился хлор, поглощенный избытком горячего гидроксида натрия. Последующее добавление к получившемуся раствору избытка раствора нитрата серебра привело к образованию 47,84 г осадка хлорида серебра. Какова массовая доля диоксида марганца в пиролюзите?

2.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном в результате последовательного растворения в 150 мл воды 10,34 г оксида калия и 6,5 г цинка.

3.

Определите массовую долю соли в растворе, полученном в результате последовательного растворения в 150 мл воды 10,34 г оксида калия и 6,5 г цинка.

4.

Смешали 300 мл раствора серной кислоты с массовой долей 10% (плотностью 1,05 г/мл) и 200 мл раствора гидроксида калия с массовой долей 20% (плотностью 1,10 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля соли в ней составила 7%?

Задания №40 –это задачи на установление молекулярной формулы вещества. Поэтому, к вышеуказанным действиям добавляются: написание общей формулы вещества или определенного класса соединений, расчет молярной массы по относительной плотности газа, нахождение простейшей формулы соединения.

Максимальный балл за верное выполнение данного задания - 3 балла (баллы ставятся за каждое промежуточное действие).

40

Баллы

Процент учащихся получивших баллы в 2015 г.

0

49,80%

1

16,34%

2

12,27%

3

4,42%

Вариантызаданий №40.

Задание

1.

При полном сгорании углеводорода образовалось 27 г воды и 33,6 л СО2 (н.у.). Относительная плотность углеводорода по аргону равна 1,05

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной

формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте возможную структурную формулу этого вещества;

4) напишите уравнение реакции сгорания этого вещества

2.

В результате окисления 30 г предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получены продукты реакции общей массой 70 г. Определите молекулярную формулу исходного спирта

На основании данных условия задания:

1) произведите вычисления, необходимые для установления молекулярной

формулы органического вещества;

2) запишите молекулярную формулу исходного органического вещества;

3) составьте возможную структурную формулу этого вещества;

4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II)

Рассмотрим результативность выполнения задания 39 – расчетных задач. Она оказалась выше, чем в 2012 г., и выше, чем в 2014 г. – тенденция благоприятная. Расчетные задачи всегда были камнем преткновения при выполнении части 2. Уровень сложности расчетных задач был примерно таким же, как и в 2012-2014 гг.

Результаты выполнения заданий 39 остаются пока невысокими, и требуется большая кропотливая работа по подготовке экзаменуемых к выполнению этих заданий.

Несколько изменились задания на вывод формул органических веществ (№40) Теперь предполагается, что экзаменуемые при решении данных заданий должны составить уравнение реакции, найти молярную массу неизвестного вещества, вывести его молекулярную формулу. Затем, используя информацию, данную в условии задачи, составить структурную формулу вещества и составить уравнение той или иной реакции с его участием.

Несомненно, такие задания стали более интересными, удалось избежать «трафаретности», характерной для таких заданий, которая имела место в последние годы.

При выполнении заданийII частиследует помнить:

запись краткого условия задачи не учитывается при оценивании, так как не рассматривается в качестве элемента ответа;

выполнение заданий этой части экзаменационной работы требует развернутого ответа;

написание второго возможного решения того или иного задания части С дополнительных баллов не дает, хотя времени потребует.

В методической системе оценивания заданий с развернутым ответом для единого государственного экзамена сохраняется метод поэлементного оценивания. Универсальность этого подхода заключается в возможности выделить в каждом задании элементы содержания, которые являются составными частями ответа на задание с развернутым ответом.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать:

учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ;

пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;

пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Рекомендации руководителям МО районов и школ

Для достижения более высоких результатов при сдаче ЕГЭ по химии рекомендуем на совещаниях МО учителей химии в районах:

  1. Провести анализ результатов ЕГЭ по химии 2015
  2. Рассмотреть проекты кодификатора, спецификации и демоверсии ЕГЭ по химии 2016
  3. Ознакомить преподавателей с планируемыми изменениями в 2016
  4. Обобщить опыт учителей, учащиеся которых систематически показывает лучшие результаты на ЕГЭ по химии. Предложить этим учителям дать открытые уроки. Оказать консультационную помощь малоопытным учителям и рекомендовать педагогам курсы повышения квалификации в СПбАППО
  5. Организовать в первом и во втором полугодии пробное тестирование выпускников в формате ЕГЭc последующим анализом результатов и выявлением проблем в подготовкеучащихся.  Для проверки работ привлекать экспертов ЕГЭ района.

Изменения в КИМ 2016 года по сравнению с 2015 годом

1. В части 1 работы изменен формат шести заданий базового уровня сложности с кратким ответом.

№6, его выполнение предусматривает применение обобщенных знаний о

классификации и номенклатуре неорганических веществ. Результатом

выполнения задания является установление трех правильных ответов из шести предложенных вариантов;

№ 11 и № 18, их выполнение предусматривает применение обобщенных

знаний о генетической связи неорганических и органических веществ.

Результатом выполнения заданий является установление двух правильных ответов из пяти предложенных вариантов.

№ 24, № 25 и № 26, ответом к этим заданиям является число с заданной

степенью точности (вместо номера правильного ответа в работе 2015 г.).

Также в части 1 работы изменен формат двух заданий повышенного уровня сложности -№34 и №35, которые проверяют усвоение знаний характерных химических свойств углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. В работе 2016 года эти задания представлены в формате заданий на установление соответствия (в работе 2015 года это были задания на множественный выбор).

2. На основе анализа результатов ЕГЭ 2015 г. проведена корректировка в отношении распределения заданий по уровню сложности и видам проверяемых умений и способов деятельности. Так, в частности обоснована целесообразность проверки усвоения элемента содержания «Химическое равновесие; смещение равновесия под действием различных факторов» только заданиями повышенного уровня сложности. В то же время, усвоение знаний характерных химических свойств азотсодержащих органических соединений и биологически важных веществ – только на базовом уровне.

Методические рекомендации по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (химия) на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ЛИЦЕНЦИАТА

2. Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

4. Сочинение к государственному экзамену давайте поклоняться доброте

5. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

6. Методические рекомендации по написанию эссе

7. Арбитражный процесс Методические рекомендации

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

9. Методические указания к подготовке и оформлению курсовой работы по «Теории организации»

10. Методические рекомендации по обучению письму в I классе