Новости

Правонарушения и девиантное поведение

Работа добавлена:






Правонарушения и девиантное поведение на http://mirrorref.ru

1. Теоретические аспекты девиантного поведения.

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия "правонарушения", "противоправные действия", "безнравственный проступок", "девиантное поведение", отклоняющееся поведение».

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. (Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского А.В. – М., 1990)

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

1.Уклонение от учебной и трудовой деятельности.  У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.

2.Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

3.Антиобщественные   насильственные   действия.   Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

4.Антиобщественные  корыстные  действия,   выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

5.Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

6.Злоупотребление алкоголем.

7.Употребление наркотических и токсических веществ.

8.Уходы из дома, бродяжничество.

9.Азартные игры.

  1. 10.Прочие виды отклоняющегося поведения.( Ковалёв В.В.  «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина 1992»)

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантного поведения учёные также выделяют:

1 группа: причина девиантного поведения - различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих "место наименьшего сопротивления" приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения.

2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведении с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе ("Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше").

3 группа, отклоняющееся поведение - типично подростковая реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе - повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость подростков, т.о. главная причина - отсутствие правильных знаний о подростковом поведении у взрослых.

4 группа: причина девиантного поведения - специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих ("Я хочу, чтобы меня любили").

5 группа: отклоняющееся поведение подростков - одна из естественных форм поведения в этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании - это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Единственный выход - переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведения.

Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют  и социально-педагогические  факторы :

  • недостаточном взаимодействии семьи и школы;
  • формальном исполнении учебно-воспитательной работы, недостатках в её организации;
  • в отсутствии преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
  • подмене воспитательных воздействий администрированием, сдерживании личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
  • в слабом вовлечении учеников в творческую и социально-значимую деятельность, не желании администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению;
  • запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
  • в неумении, а часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;
  • слабом или одностороннем взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • в снижении успеваемости учащихся вследствие учебных перегрузок, нарушение их прав.

Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Роль и значение школы в профилактике правонарушений.

Школа в России традиционно играет определяющую роль в воспитании и развитии представлений подрастающего поколения о перспективах и ценностях жизни.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.

Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.

Таким образом, современное российское законодательство определило роль и место школы в качестве реального общественного и государственного института, обеспечивающего реализацию важнейших прав детей на жизнь, образование, здоровье, на самореализацию.

На сегодня, образовательное учреждение остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.

Комплексное сопровождение как социально-педагогическая технология осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:

- Выявление детей этой категории в детской среде

- Мониторинг социальной ситуации развития

- Организация работы с детьми

- Организация работы с семьёй и ближайшим окружением ребёнка.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требуют участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, может принадлежать команде школьных специалистов.

Центральная роль школы в этом процессе объясняется следующими обстоятельствами:

1) система образования способна отслеживать судьбу ребёнка от трёх летнего возраста (до трёх лет эту работу могут выполнить работники здравоохранения и специализированных детских учреждений) до момента его совершеннолетия;

2) в учреждениях дошкольного, дополнительного, основного и специального образования детей есть специалисты, которые при некотором дополнительном обучении, могут квалифицированно выполнять эту работу;

3) школа имеет давние традиции (методы, технологии) работы с родителями и при некоторой оптимизации этой деятельности может опосредованно (в некоторых случаях напрямую) влиять на тех родителей, которые неэффективно осуществляют свои родительские функции;

4) школа - это устоявшаяся, проверенная временем система общественного воспитания и образования детей, имеющая свои гуманные цели (ценности) и адекватные решению выше поставленных задач средства, методы и технологии.

Таким образом, педагоги школы могут своевременно выявить детей группы риска, определить социальную ситуацию развития ребёнка, факторы риска в его окружении и развитии, ресурсы ребёнка (внутренние и внешние), разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу сопровождения. На этапе реализации программ сопровождения школе целесообразно было бы привлекать тех специалистов, которые в комплексе способны более эффективно решать выявленные проблемы, как ребёнка, так и его семьи. Это позволит создавать простую, но эффективную систему сопровождения, а не проводить отдельные несогласованные мероприятия.

Модель деятельности школы по созданию индивидуальных

программ профилактики девиантного поведения

несовершеннолетних

На сегодняшний день в образовательных учреждениях социальный педагог является одной из ключевых фигур  сферы педагогической профилактики (Приложение к приказу Министерства образования РФ № 3572 от 7 декабря 2000 года).

Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразно и одно из приоритетных  направлений – профилактика девиантного поведения. Наиболее эффективно осуществление данного направления может быть реализовано через организацию на базе образовательного учреждения социально-психологического консилиума.

Консилиум – это постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию профилактики  ребенка в образовательном учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к противоправным действиям.

Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи:

  1. Определение путей  социально-психологического сопровождения ребенка.
  2. Выработка согласованных решений по определению образовательного и  социального маршрута.
  3. Динамическая оценка социального и психологического состояния ребенка и коррекция ранее  намеченной программы.
  4. Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного года).

Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога. В задачи внепланового СПк входит: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления сопровождения ребенка и др.

Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование школьника.

Таким образом, состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках СПк, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в желательно построить такую систему работы по профилактике правонарушений среди подростков, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Следовательно деятельность школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с ПДН и КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск возможностей организации их отдыха в каникулярное время. решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям.

Социальный педагог в деятельности по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет преимущественно функцию социального представительства интересов ребенка. Он объективно не может осуществлять непосредственное консультирование по вопросам, требующим особой компетентности и подготовки, но с другой стороны, специфика проблем правонарушений, заключается в том, что контактным лицом по отношению к ребенку, переживающему подобную проблему, может стать далеко не каждый педагог. Поэтому социальный педагог - ключевая фигура в профилактической работе с детьми группы риска, осуществляющий представительскую и посредническую функции.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и с их родителями.

Организация контактов социального педагога заключается в следующем:

- установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

- в оформлении обратной связи с несовершеннолетними и близкими им людьми путем разнообразных опросов и нерегламентированного общения.

- в осуществлении посреднической функции в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера.

Структурно схему взаимодействия школы с другими органами и учреждениями по  профилактике правонарушений, в которой социально-психологический консилиум (СПк) является аналитическим и координирующим центром можно представить следующим образом:

«Взаимодействие специалистов по программе профилактики  правонарушений или их рецидивов среди несовершеннолетних»

                       Административное                                         Научно-методическое

                               руководство                                                       руководство

                                          практика                                                     СПк

МО классных руководителей и

СПк образовательных учреждений

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов.

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности  становятся:

- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;

- помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления;

- привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий;

- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;

- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

  • пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей;
  • организация  летних профильных смен для детей «группы риска».

В деятельности школы по профилактике правонарушений тогда можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей:

- создание банка данных детей группы «риска»;

- диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, совершивших или имеющих риск совершения преступления;

- разработка индивидуальных программ профилактики;

- реализация программ.

Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям.  Такая диагностика, на наш взгляд, должна выполнять две основные функции:

1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска;

2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений,  предлагаем         использовать следующую  анкету(Приложение 1)

Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов (можно сократить круг детей до школьников, у которых наблюдаются проблемы в обучении и поведении). Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения. Затем анкеты обрабатываются по формуле «Шкала оценки уровня социальной адаптации», представленной вПриложении 2. После проведения анкетирования социальный педагог предлагает классному руководителю заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по обеим методикам. Таким образом, данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ.

  • Во-первых, за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов;
  • Во-вторых, как показала практика её использования, не провоцирует защитные реакции у подростков, а напротив  вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и излишнего психологизма;
  • В-третьих, достоверность ответов школьников проверяется другой методикой, на основе экспертных оценок педагогов по одним и тем же параметрам;
  • В-четвёртых, она затрагивает все значимые зоны развития ребёнка и позволяет выявить по стопроцентной шкале коэффициент социальной адаптации школьника.

Если оценки респондента и эксперта (коэффициент социальной адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу.

Для получения общей картины и анализа ситуации по правонарушениям в школе, можно использовать следующую методику(Приложении № 3). Эта методика помогает отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в различных формах девиантного, делинквентного и криминального поведения и выявлять степень дезадаптации ребёнка. Она может быть использована как при анализе ситуации в школе или классе, так и применятся в отношении конкретного ребёнка в качестве определителя причин его неблагополучия через симптомы противоправного поведения Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.

Со школьниками, попавшими  в группу особого внимания, проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение социокультурной ситуации развития и поиск системообразующих факторов риска через определение «индикаторов детского неблагополучия», показателей статуса ребёнка и других важных характеристик его развития. После комплексной диагностики социальный педагог заполняет «Карту личности школьника группы риска»(Приложение 4).

В качестве основных методик, позволяющих быстро получить достоверные данные о ребёнке и его ситуации, мы предлагаем использовать: «Анкету для подростка группы риска»(Приложение № 5) и «Методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения»( Приложение № 6).

Методика изучения личности позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка.  Педагоги, сопровождающие подростка, опираясь на результаты диагностики, дают обратную связь своему подопечному в отношении существующих проблем и, оперируя к сильным сторонам его личности, побуждают воспитанника принять решение относительно изменения своего отношения и поведения по определённым направлениям развития. Для получения сведений о некоторых областях, например о характере отношений в семье, собирается информация из разных источников (анкетирование и беседа с подростком, опрос соседей, структурированное наблюдение в ситуациях контакта с родителями).  Замеры по методике изучения личности проводятся периодически, примерно через каждые 6-8 месяцев. На их основе социальный педагог фиксирует результаты проделанной работы, уточняет их по другим методикам и вносит изменения в программу профилактики.

Для того чтобы деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних была эффективной, важно классифицировать детей по группам, каждая из которых предполагает свою, особую систему работы. В качестве основного индикатора классификации был взят "индекс благополучия", т.е. степень включенности ребенка в позитивную для него среду (семья, школа), предложенный А.А.Кибиревым,  И.В.Сеньчуковой.( Приложение № 7).  Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.

Таким образом,  на основе программы мониторинга члены педагогического коллектива:

- проводят первоначальную, динамическую и итоговую диагностику;

- создают профиль (портрет) ребенка;

- составляют индивидуальную программу профилактики правонарушения воспитанника   или его рецидивов;

- распределяют между собой "зоны ответственности" по реализации профилактической деятельности;

- оценивают эффективность профилактических программ;

Программно-целевой подход к профилактики правонарушений несовершеннолетних.

В качестве модели для построения индивидуальных программ  предлагаем использовать «Примерную программу по профилактике правонарушений».

Примерная программа по профилактики правонарушений

     Цель этапа

Основные направления в работе

Методы работы

1 этап

Цель:

Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического  портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или  в ПДН

Первичная диагностика

Определить  "зоны" детского неблагополучия;

Выявить индекс благополучия;

Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу

Методы изучения личности

(анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка).

2 этап

Цель:

Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.

1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);

2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка;

3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;

4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;

5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Методы коррекции

- метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.

3 этап

Цель:

Формирование законопослушного поведения подростка

1. Формирование доверительных отношений с подростком;

2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;

3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности.

Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др.

Индивидуальная педагогическая поддержка

Социальное проектирование.

Согласно исследованиям А.А Реан ( Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47.),  сопровождение  «детей группы риска» должно последовательно реализовываться через следующие  этапы:

  1. Выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса:
    • Определить к какой целевой группе риска относится ребёнок.
    • Провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации.
      1. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:
        • Выявить основные факторы риска.
        • Определить факторы защиты.
        • Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка.
        • Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.
          1. Разработка индивидуальной программы сопровождения:
            • Определить оптимальную команду и условия сопровождения (наличие специалистов, инфраструктуры или сети поддержки, административных и материальных ресурсов).
            • Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).
              1. Реализация индивидуальной программы сопровождения:
                • Для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития - организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;
                • Для детей «группы особого внимания» - в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии; организовать программу мер по ресоциализации и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок.
                  1. Измерение результативности работы с ребёнком и его ближайшим окружением:
                    • В качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка.
                    • Методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, одноклассников, входная и выходная диагностика, учёт проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности, социо и референтометрия.
                    • Источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы учителей об активности подростка в делах класса и школы, учёбе и труде, милицейские сводки и др.
                      1. Если действия оказались не эффективны:
                        • Определить причины (что не сработало в программе действий);
                        • Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок;
                        • Подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы;
                        • Рассмотреть вопрос о переводе ребёнка на альтернативную форму обучения или поставить вопрос о его профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве.
                          1. Если программа действий дала положительный результат:
                            • Завершить программу (снять ребёнка с учёта, перевести в вышестоящую группу);
                            • Проанализировать и описать социально-педагогический опыт;
                            • Внести изменения в банк данных.

В условиях школы данные этапы могут быть представлены следующем алгоритмом деятельности педагогической команды.

Диагностическийэтап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному поведению. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения – с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики – с другой.

Кроме этого идёт заполнение «Карты личности подростка группы риска» и диагностика, значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии, ригидности.

Методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, продуктов деятельности, беседы, интервью, результаты медицинских осмотров, экспертная оценка и др.

Социальный педагог и психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом этапе -установить контакт с воспитанником. Л.Б. Филоновым разработана технология установления контакта с дезадаптированными подростками. Он выделяет несколько стадий в разговоре с ним: накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка; поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения; определение отрицательных качеств его личности, его реакции на постороннее влияние; выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Поисковый- организация совместного со школьником  поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие подростком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа; помощь в выявлении связанных с проблемой факторов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Если на первом этапе важно увидеть проблему глазами самого подростка, чтобы понять его состояние, то на втором этапе специалист выстраивает рабочие гипотезы по поводу возможных причин вызвавших ту или иную проблему, отслеживает ситуацию как бы со стороны.

Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период, если не принимать никаких действий. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора: по ходу выяснения факторов и причин проявляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения целей как выхода из проблемы. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

Договорный- проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших специалист применяет ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. На данном этапе определяется также группа лиц (включая самого подростка), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений, каждый на своём уровне. Здесь же к подростку «группы особого внимания» прикрепляется наставник, персонально сопровождающий процесс изменений в личности и поведении воспитанника.

Деятельностный - для обеспечения успеха педагог-наставник должен поддержать подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий. Разрешение проблемы выбора требует привлечения специалистов, выступающих в двух качествах поддержания или "расшатывания" избранной позиции (психолога, социального педагога, учителя предметника и др.). Причём социальный педагог может выполнять функцию расшатывания, развенчания негативных установок, а психолог взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка, как автономную личность, стремящуюся реализовать свой творческий и социальный потенциал.  Педагог-наставник не только обращается к специалистам за консультацией, но и даёт необходимую информацию об особенностях личности и поведения своего подопечного для более эффективной помощи ребенку в разрешении проблем.

Рефлексивный - это совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Этот этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут "открыться" невидимые ранее причины и обстоятельства и понадобиться переформулировать проблему, искать новые пути ее разрешения. Обсуждая с подростком продвижение к разрешению проблемы, выделяются ключевые моменты, подтверждающие правильность либо ошибочность спроектированных действий. Важно помочь подростку замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него! Рефлексивный этап может быть выделен как самостоятельный, а может и пронизывать всю деятельность поддержки.

Литература:

  1. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие.  Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
  2. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. М., 2003.
  3. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.
  4. Ковалёв В.В.  «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина 1992».
  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика – М., 1999.
  6. Наш проблемный подросток. Учебное пособие. /Под ред. Л.А. Реуш. С-Пб., 1998.
  7. . Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского А.В. – М., 1990.

  1. Реан А.А. Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47.
  2. Социальная педагогика.  / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
  3. Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.
  2. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я.  Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьёй. Методические рекомендации специалистам. М., 1999.
  3. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.

Приложение 1

Анкета для подростков

Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!

Укажите:

1. Ваше имя и фамилию______________________________________________

Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер

2.1. Состояние здоровья

2.1.1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал

2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия

2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников

2.1.4. Практически здоров

2.2.    Активность

2.2.1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую

2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания

2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие

2.2.4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел

  1. Учёба

2.3.1. Не вижу смысла во всей этой учёбе

2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет

2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам

2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу

2.4.    Семья

2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать

2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни

2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне

2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем

2.5.    В  моей семье

2.5.1. Отношения  напряжены так, что я готов(а) уйти из дома

2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов

2.5.3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним

2.5.4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту

2.6.    Планы на будущее

2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег

2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться

2.6.3. Когда окончу школу,  тогда буду думать, куда поступать или пойти работать

2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней

  1.    Интересы
    1. Меня больше всего интересуют деньги  и красивая жизнь
    2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
    3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
    4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества
    1.  Я  и  учителя

2.8.1  Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство

  1. Когда меня учат,  как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
  2. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых  хорошо знаю и уважаю
  3. Я внимательно выслушаю мнение взрослых  людей, даже если я с ним не согласен
  1. Мое мнение
    1. Я всегда бываю прав, но почему-то не все  взрослые так  считают
    2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
    3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
    4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их  замечания
    1. Отношение к обидчикам
      1. . Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам

2.10.2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком

  1. Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
  2. Я могу простить обиду
  1. Волевые качества
    1. Я способен  стать лидером группировки
    2. Я умею жить по «понятиям»
    3. Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
    4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников
    1. Какая пословица (тост) Вам больше нравится
      1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было
      2. Хочешь жить, умей вертеться
      3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить
      4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
      1. Какое высказывание  вам больше подходит
        1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт
        2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать
        3. Курить, здоровью вредить
        4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда.

Приложение 2

Шкала оценки уровня социальной адаптации

Основные факторы социальной адаптации

              Уровни  социальной адаптации

0%                        25                             50                            75 %

1 уровень -

значительно ниже нормы

2 уровень -

ниже нормы

3 уровень -

близко к соц. норме

4 уровень -

социальная норма

1. Состояние здоровья

Психические патологии

Хронические заболевания

Частые, заболевания

Удовлетвори

тельное

2. Общественная активность

Не участвует в общественной жизни

Пассивный участник общественных дел

Активный участник творческих дел

Организатор коллективных творческих дел

3. Отношение к учёбе

Отрицательное

Избирательное

Положительное

Учится с интересом

4. Семья воспитанника

Асоциальная (криминальная) семья с пьющими родителями

Аморальная семья, присутствует дух наживы и стяжательства

Конфликтная семья (постоянные споры и конфликты)

Внешне благополучная,  но есть проблемы

5. Характер эмоциональных отношений в семье

Напряжённо-конфликтные отношения

Эпизодически возникающие конфликты, отчуждение

Ровные, но без эмоциональной близости

Атмосфера дружбы, поддержки, взаимопонимания

6. Наличие  жизненных планов и профессиональных намерений

Жизненные планы асоциальной (криминальной)  направленности

Планы неопределённые или нереальные

Планы   в основном определились, нет жизненных ориентиров

Проф. планы  выражены чётко, положительные жизненные ориентиры

7. Уровень развития интересов и потребностей

Только материальные потребности, интересы асоциального характера

Преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы

Сочетание культурных и материальных потребностей, разносторонние интересы

Преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы

8. Отношение к педагогическим воздействиям

Резкая, грубая форма неприятия педагогических воздействий

Неприятие педагогических воздействий через пассивное сопротивление

Избирательное отношение к педагогическим воздействиям

К замечаниям прислушивается и воспринимает их правильно

9. Самокритичность и

самооценка

Критическое отношение к себе отсутствует неадекватная самооценка

Критическое отношение к себе проявляется редко, самооценка завышена

Отношение к себе безразличное, самооценка занижена

Позитивное, адекватное отношение к себе и другим людям

10. Внимательное отношение к окружающим, способность к сопереживанию

Проявление жестокости и агрессивности к окружающим

Черствость, невнимательность, грубость проявляются только «за компанию»

Сопереживания могут проявляться только в отношении близких  людей

Действенная эмпатия, сопереживание чужой боли, готовность помочь

11. Волевые качества

Сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках

Слепое подчинение чужой воле

Саморегуляция, позволяющая выходить из под чужого влияния

Способность вести за собой к позитивным целям

12. Культура речи и поведения

Постоянное употребление нецензурных выражений, асоциальные поступки

Частое употребление нецензурных слов, склонность нарушать нормы поведения

Редкое употребление нецензурной лексики, к противоправным поступкам не склонен

Высокая культура речи, следование социальным нормам и правилам поведения

13. Отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, курению

Употребляет наркотики или другие токсические вещества, пьёт, курит регулярно

Наркотик, токсические вещества пробовал, алкоголь употребляет часто, курит

К наркотикам отношение нейтральное, алкоголь пробовал, курит редко

Отношение к наркотикам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит.

Экспертные оценки (уровни социальной адаптации) выставляются как минимум 2 экспертами классным руководителем и психологом. Оценка принимается в случае совпадения мнений экспертов.

факторы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

сумма

уровень

уровень

2

3

2

3

2

1

2

2

2

2

2

1

1

25

Сумма возникает из сложения баллов, соответствующих отмеченному уровню по  13 факторам (показателям социальной адаптации) и может составлять от 13 до 52 баллов.

Коэффициент социальной адаптации вычисляется по формуле:

К.С.А = сумма баллов : 52 х 100%

По приведённому в таблице примеру коэффициент социальной адаптации (экспертная оценка) составляет 25 : 52 х 100% = 48%

Приложение 3

Анализ ситуации правонарушений и преступлений

среди учащихся

1. Формы девиантного

поведения

Степень выраженности

(от 1 до 5)

2005-2006

2006-2007

классы

классы

1-4

5-9

10-11

школе

1-4

5-9

10-11

школе

1.1. Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)

1.2. Грубость, сквернословие

1.3. Курение

1.4. Раннее начало половой жизни (до 16 лет)

1.5. Неподчинение, критика взрослых

1.6. Отрицательное отношение к учёбе

1.7. Унижение других (словами или действиями)

1.8. Употребление пива

1.9. Попрошайничество

1.10. Ношение вызывающей одежды, причёсок

2. Формы делинквентного поведения

Количество случаев

2006

2007

классы

классы

1-4

5-9

10-11

школе

1-4

5-9

10-11

школе

2   2.1. Побеги из дома

2.2. Употребление спиртных напитков

2.3. Употребление токсических веществ (таблетки, бытовая химия)

2.4. Угон автотранспорта

2.5. Мелкие кражи

2.5. Драки, нанесение телесных повреждений

2.6. Вымогательство вещей, денег

2.7. Мошенничество

2.8. Употребление наркотических веществ

3. Формы криминального поведения

Количество случаев

2006

2007

классы

классы

1-4

5-9

10-11

школе

1-4

5-9

10-11

школе

3.1. Участие в организованном рэкете

3.2. Крупные кражи

3.3. Разбойные нападения

3.4. Изнасилование

3.5. Распространение наркотических веществ

3.6. Случаи злостного хулиганства с нанесением существенного ущерба

Шкала оценки степени выраженности девиантного поведения

Такая ситуация:

1 – Практически не возникает

2  – Возникает, но очень редко

3  -  Иногда  возникает

4 – Возникает часто

5– Очень характерна для данной группы

Информацию целесообразно собирать по каждому классу, фиксируя её по мере возникновения правонарушения в соответствующей графе.

В конце года необходимо вывести средний бал возникновения девиантного поведения по классам и занести в общую таблицу. Показатели делинквентных  проступков и преступлений нужно суммировать.

Приложение 4

Карта личности школьника группы риска

1. Общие сведения о школьнике:

Ф.И.О _____________________________________________________________                   Дата рождения_________          Класс ________     Тип класса______________

2. Сведения о родителях:

Мать:    Ф.И.О ______________________________________________________   Возраст_________      Образование ______________________________________   Место работы и должность_____________________________________________

Отец:   Ф.И.О _______________________________________________________   Возраст_________   Образование________________________________________

Место работы и должность_____________________________________________

Другие члены семьи, проживающие с ребёнком ____________________________________________________________________

Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)

  1. Дополнительные сведения о ребёнке

3.1.   Ребёнок посещает следующие кружки, секции, клубы ____________________________________________________________________

3.2.   Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?) _________________

3.3.   Состоит на учёте в КДН (с какого времени) __________________________

  1. Имеет условную судимость (указать статью и срок); __________________
  2. Является воспитанником детского дома №_____
  3. Был воспитанником спецшколы

3.7. Как часто он пропускает уроки без уважительной причины?

3.7.1.. постоянно

3.7.2.  часто  (4-7 уроков в неделю)

  1. редко (до 3 уроков в неделю)
  2. не пропускает

3.8. Как часто он убегал из дома?

3.8.1. очень часто (более 5 раз)

3.8.2. часто (от 3 до 5)

3.8.3. редко (1-2 раза)

3.8.4. никогда

3.9. Как можно охарактеризовать его положение в классе? Как:

3.9.1 положительного лидера

3.9.2. полноценного члена классного коллектива

3.9.3. отрицательного лидера

3.9.4. человека, которого не принимает большинство учеников его класса

3.9.5.человека, которого активно отвергают, травят, преследуют  сверстники

  1. Дополнительные сведения о семье ребёнка

4.1. Уровень дохода семьи на одного человека:

4.1.1. значительно ниже прожиточного уровня

4.1.2. несколько выше прожиточного уровня

4.1.3. соответствуют прожиточному уровню

4.1.4. несколько ниже прожиточного уровня

4.1.5. значительно ниже прожиточного уровня

4. 2.  Семейная ситуация (нужные пункты подчеркнуть):

4.2.1.  Семья в состоянии развода

4.2.2.  Неполная семья (одна мать или один отец)

4.2.3.  Отчуждённость родителей из-за занятости

4.2.4.  Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей

4.2.5. Жестокое и холодное отношение родителей с детьми

4.2.6. Оба родителя алкоголики, полная семья

4.2.7. Один родитель алкоголик, полная семья

4.2.8. Родитель-алкоголик в неполной семье

4.2.9. Семья с опекунами

а) престарелые;      б) употребляют алкоголь;       в) педагогически неграмотны

4.2.10.  Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

  1. Родители относительно хорошо выполняют свои функции

  1.  Условия проживания:
  1. благоустроенная квартира
  2. одна или две комнаты в общежитии
  3. коммунальная квартира в кирпичном доме
  4. коммунальная квартира в деревянном доме
  5. семья проживает в частном доме.
  6. Другой вариант_______________________________

  1. Опираясь на ответы школьника по анкете укажите:

5.1. Причины пропуска занятий_________________________________________

5.2. Причины побегов из дома (если убегал)_______________________________

5.3. Группы людей нарушающие его права________________________________

5.4. Что ему нравится в школе___________________________________________

5.4. Кому подросток может доверять_____________________________________

5.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?

  1. Используя методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения, оцените по 5-ти бальной шкале степень выраженности следующих характеристик:

№ п/п

Шкала оценки

6.1.

Здоровье ребёнка

1

2

3

4

5

6.2.

Общественная активность

1

2

3

4

5

6.3.

Состав семьи

1

2

3

4

5

6.4.

Степень выраженности аморальных проявлений в семье

1

2

3

4

5

6.5.

Степень выраженности асоциальных взглядов в семье

1

2

3

4

5

6.6.

Характер эмоциональных отношений в семье

1

2

3

4

5

6.7.

Характеристика внешкольных отношений со сверстниками

1

2

3

4

5

6.8.

Наличие жизненных планов и профессиональных намерений

1

2

3

4

5

6.9.

Степень сознательности по отношению к учебной деят-ти

1

2

3

4

5

6.10

Уровень развития полезных интересов, знаний, умений

1

2

3

4

5

6.11

Отношение к педагогическим воздействиям

1

2

3

4

5

6.12

Коллективистские проявления

1

2

3

4

5

6.13

Способность критически оценивать поступки сверстников

1

2

3

4

5

6.14

Самокритичность. Наличие навыков самоанализа

1

2

3

4

5

6.15

Внимательное, чуткое отношение к окружающим

1

2

3

4

5

6.16

Волевые качества,  восприимчивость к дурному влиянию

1

2

3

4

5

6.17

Внешняя культура поведения, внешний вид, речь

1

2

3

4

5

6.18

Отношение к алкоголю и наркотикам

1

2

3

4

5

6.19

Отношение к курению

1

2

3

4

5

6.20

Отношение к нецензурным выражениям

1

2

3

4

5

Сумма балов:

  1. На ваше усмотрение внесите недостающие сведения о подростке (черты характера, привычки, случаи, требующие к себе внимания и т.п.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Результаты диагностики:

Методики

дата проведения и результат

дата проведения и результат

дата проведения и результат

Потребность в достижениях

Социальный интерес

Творческий потенциал

Психические состояния

Шкала самооценки

Заключение:

Прогноз и рекомендации:

Карту заполнили:                                                             (Ф.И.О. педагога)

1.

2.

3.

Даты заполнения:

Приложение 5

Анкета для подростка

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его.

  1. Сколько Вам полных лет?  ________      Ваш пол:  а) мужской      б) женский

  1. Чем  Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время?

1)  Читаю книги (назовите две любимые)____________________________________________

2)  Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к поступлению в…

3)  Смотрю телепередачи (назовите две любимые) ____________________________________

  1. Смотрю фильмы, в основном в жанре:____________________________________________
  2. Слушаю музыку (назови две любимые группы) ____________________________________
  3. Зарабатываю деньги (каким образом) ____________________________________________

7)   Обучаюсь делу, профессии (какой) ______________________________________________

8)   Гуляю по улице, тусуюсь с друзьями

9)  Занимаюсь спортом (каким) _____________________________________________________

10) Хожу на кружок, клуб (какой) __________________________________________________

3. Как часто Вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе?

1)  постоянно (почти, что каждый день)

2)  часто (5-7 уроков в неделю)

3)  редко (2-3 урока в неделю)

4)  практически не пропускаю

4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?

  1. Их часто выгоняют с уроков за поведение
  2. Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков
  3. К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются
  4. Не видит смысла в учёбе, – всё равно эти знания не пригодятся в жизни.
  5. Учителя не ценят этих ребят, не заслуженно ставят плохие оценки
  6. Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу
  7. Учителя часто придираются по пустякам, делают не справедливые замечания
  8. В школе не интересно, не где себя проявить
  9. Дома родители  контролируют каждый шаг, а в школе можно «выпустить пар»
  10. В школе им угрожают «плохие ребята», требуют деньги
  11. Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе
  12. Слишком сложная программа, чуть пропустил и уже не догонишь

5.Что лично Вам нравиться в школе?

  1. Учиться, получать знания
  2. Общаться со сверстниками, друзьями
  3. Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)
  4. Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)
  5. Отношение учителей, администрации школы
  6. Возможность проявить свои способности
  7. Возможность получить навыки, которые пригодятся в жизни
  8. Другое (напиши) __________________________________________________________

6. Уходили ли Вы когда-нибудь из дома?

а)  Да

б)  Нет

7. Если да, то как часто Вы это делали?

1) очень часто (более 5 раз)

2) часто (от 3 до 5 раз)

3) редко (1 – 2 раза)

  1. Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?

(отметьте один или несколько пунктов)

  1. Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию
  2. Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице
  3. Не находят поддержки и понимания у родственников
  4. Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)
  5. Хотят хоть немного заработать для себя и семьи
  6. Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания
  7. Из-за постоянных конфликтов в семье
  8. Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице
  9. Получают много запретов и нареканий от родителей
  10. Дома их бьют, унижают
  11. Их «подталкивают» на это другие ребята
  12. Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей

  1. Как Вы считаете, какие группы людей часто нарушаются права школьника:
    1. учителя
    2. администрация образовательных учреждений
    3. сверстники, одноклассники
    4. родители
    5. медицинские работники
    6. работники сервисных служб (в магазинах, в автобусах)
    7. работники милиции
    8. «общаг», криминальные структуры
    9. свой вариант ответа _____________________________________________

  1. Кто на Ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника,  заниматься разрешением конфликтов в школе:
    1. школьный психолог или социальный педагог
    2. директор школы
    3. зам директора по воспитательной работе
    4. команда «школьных миротворцев» из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет
    5. школьный инспектор
    6. подростки сами разберутся
    7. конфликтолог, приглашённый со стороны специалист
    8. ваш вариант __________________________________________________________

11. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6

Методика изучения личности социально дезадаптированного

подростка и его ближайшего окружения

1.  Здоровье ребёнка:

Хорошее – 5;   удовлетворительное – 4;    слабое – 3;    хронические заболевания – 2;   инвалидность – 1.

  1. Общественная активность:

Организатор коллективных творческих дел – 5   активный участник коллективных дел - 4  пассивный участник общих дел – 3   в общественной жизни класса не участвует - 2   бойкотирует коллективные мероприятия – 1

  1. Состав семьи:

Мать и отец – 5;   мать и отчим – 4;   одна мать – 3;   отец и мачеха (опекун) – 2;   нет родителей – 1;

  1. Моральный климат в семье:

Семья ведёт здоровый образ жизни – 5;   один из родителей склонен к выпивкам – 4;      оба родителя регулярно выпивают скандалят – 3;    частые дебоши, запои, аморальное поведение – 2;    аморальный образ жизни, алкоголизм – 1.

  1. Потребности семьи:

Семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей – 5   духовные потребности недооцениваются – 4    для семьи характерна идейная индифферентность (безразличие) – 3    в семье преобладают стяжательские настроения – 2  семья живёт на нетрудовые доходы, родители преследуют корыстные цели – 1

  1. Характер эмоциональных отношений в семье:

Атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки – 5;     отношения ровные, но без эмоциональной близости – 4;      эпизодически возникающие конфликты – 3;    эмоционально-холодные, отчуждённые отношения – 2;   конфликтные отношения – 1

  1. Отношения со сверстниками:

Общение на основе общих интересов и совместных занятий со сверстниками – 5    проведение совместного досуга и отдыха – 4   общение на основе пустого времяпровождения – 3   асоциальные группы с проявлениями девиантного поведения (выпивки, драки и др.) – 2   криминогенные группы, участвующие в кражах, угонах – 1.

  1. Наличие жизненных планов и профессиональных намерений:

Проф. планы и намерения чётко выражены, идёт подготовка к будущей профессии – 5   планы и намерения в основном определились, но подготовка к профессии не ведётся – 4   планы не определённые или не совсем реальные – 3   планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности – 2    планы и намерения отсутствуют из-за циничного отношения к труду – 1

  1. Степень сознательности в учебной деятельности:

Отношение к учёбе сознательное, увлечённое, добросовестное – 5    отношение в целом сознательное, добросовестное, но интерес проявляется не ко всем предметам – 4    учится добросовестно, но без увлечения, не ради знаний – 3   учится «из под палки», под контролем взрослых – 2   отношение негативное, к урокам не готовится, часто прогуливает – 1

  1. Уровень развития полезных интересов, знаний, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и т.д.).

Глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной социально полезной деят-ти – 5  интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в ЗУНах – 4    интересы не глубокие, формируются больше под чужим влиянием – 3    интересы не устойчивые, поверхностные, развлекательного характера – 2   безразличие к полезной деятельности, преобладание пустого времяпровождения – 1

  1. Отношение к педагогическим воздействиям:

Адекватно реагирует на замечания, корректирует своё поведение – 5   к замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно – 4  избирательное отношение к педагогическим воздействиям, в зависимости от характера отношений с педагогами – 3   неприятие воспитательных воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования – 2   резкая, грубая форма неприятия любых замечаний – 1

  1. Способность считаться с общими интересами и нормами.

Развитое чувство товарищества, справедливости и взаимопомощи – 5;   с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением – 4;   внешне конформное поведение, но не живёт интересами коллектива – 3;   к общественному осуждению относится равнодушно – 2;   бравирует своим негативным отношением к нормам жизни в классе – 1.

  1. Способность морально оценивать поступки сверстников:

Активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними – 5;   способен различать хорошие и плохие поступки, поведение, осуждать и одобрять их – 4;  равнодушное отношение к нарушениям общественных норм – 3;    в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, в соответствии с ними оценивает поступки окружающих – 2;   открытое неприятие норм и правил общественной жизни, одобрительное отношение к циничным, антиобщественным поступкам – 1.

14. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

Самоанализ и самокритичность ярко выражены и являются основой программы по самосовершенствованию и самовоспитанию – 5;   самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию – 4;   самоанализ и критическое отношение к себе выражены слабо – 3;   может иногда и на короткое время задуматься о своём поведении под влиянием осуждения окружающих – 2;   навыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать – 1.

15. Отношение к окружающим, способность к сопереживанию.

Высокоразвитая действенная эмпатия, способность сопереживать чужой боли, чуткое реагирование на состояние других – 5;  эмпатия и сопереживание выражены, но чаще проявляются к родным и товарищам – 4;  делит людей на чужих и своих, к «чужакам» проявляет чёрствость и невнимательность – 3;   способен совершать жестокие поступки за компанию, под влиянием других, способность к сопереживанию выражена очень слабо – 2; проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным – 1;

16. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию.

Сильные волевые качества, направленные на позитивные начинания, развитая саморегуляция, способность направлять коллективные и общественно-полезные действия – 5;  хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера – 4;    стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, принятия решений, сопротивления среде – 3;    слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая регуляция поведения – 2;     Сильные волевые качества и саморегуляция используются в антиобщественных целях – 1.

17. Культура поведения. Внешний вид, культура речи и поведения.

Эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, культуре речи – 5;    аккуратный внешний вид, присутствует чувство вкуса и культура поведения – 4;    безразличие к внешности, отсутствие эстетических представлений о культуре речи и поведении – 3;    безвкусица в одежде, бравирование псевдомодной одеждой, причёской, вульгарность манер – 2;   одежда и причёска запущенные и грязные, отсутствие культурных навыков поведения, примитивная речь – 1.

18. Отношение к алкоголю.

Активная и зрелая позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией – 5;    осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда психоактивных веществ – 4;   нейтральное, терпимое отношение к алкоголю и токсическим веществам, непонимание вреда, который они приносят – 3;    эпизодическое употребление алкоголя или токсических веществ – 2;    злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков и психоактивных веществ – 1.

  1. Отношение к курению.

Активное сознательное неприятие курения, как в отношении себя, так и своих товарищей – 5; осознанный, самостоятельный отказ от курения – 4;    воздержание от курения, благодаря запретам родителей или учителей – 3;    эпизодическое курение, в основном в компании сверстников – 2;   закрепившаяся привычка к курению – 1.

  1. Отношение к нецензурным выражениям.

Активное стремление к очищению речи и языка от сквернословия – 5;    осуждение сквернословий, отсутствие в речи нецензурных выражений – 4;   эпизодическое употребление нецензурных выражений «по случаю» – 3;    привычное сквернословие в кругу сверстников – 2;    сквернословие, употребление нецензурных выражений в присутствии взрослых – 1.

Приложение 7

Индикаторы детей  в зависимости от включенности их в жизненные среды

Номер группы

Сохранность семейных отношений

Сохранность связей со школой

Совершение противоправных действий)

Включенность в уличную среду

Индекс благополучия

1)

1

1

1

1

4

2)

1

1

0,5

0,5

3

3)

1

0,5

1

0,5

3

4)

1

1

0

0,5

2,5

5)

1

0,5

0,5

0,5

2,5

6)

1

0,5

0

0,5

2

7)

0,5

1

0

0,5

2

       8)

0,5

0,5

0,5

0,5

2

9)

0,5

0,5

0

0,5

1,5

10)

0,5

0

0,5

0,5

1,5

11)

0,5

0,5

0

0

1

12)

0,5

0

0,5

0

1

13)

0

0,5

0,5

0

1

14)

0,5

0

0

0

0,5

15)

0

0,5

0

0

0,5

16)

0

0

0,5

0

0,5

17)

0

0

0

0

0

Условные обозначения:

Для 1-2-го столбцов (сохранность семейных связей и связей со школой):

1 - полное наличие признака;

0,5 - частичное наличие признака (например, ребенок посещает школу время от времени, но еще окончательно не бросил);

0 - отсутствие признака.

Для 3-4 столбцов (связь с криминалом и включенность в уличную среду):  1 - отсутствие признака;

0,5 - частичное наличие признака (например, ребенка время от времени видят с лицами из  криминальных структур, но в правонарушениях он не задействован);

0 - полное наличие признака.

Характеристика представленных типологических групп:

№ 1 (индекс благополучия - 4) - идеальный вариант: ребенок не имеет  проблем в семье, регулярно посещает школу, не общается с криминальными "элементами", при этом улица не занимает в его жизни важного места.

№ 2  - полностью сохранены связи с семьей и школой, но из-за того, что много времени проводит на улице, замечен был в общении с криминалом. В данном случае необходимо своевременно обратить внимание на вакуум свободного времени у ребенка и организовать его досуг.

№ 3 - полная сохранность связей с семьей, отсутствие  связей с криминальными "элементами". Но возникают проблемы со школой, ребенок много времени предоставлен улице. В перспективе такая ситуация приводит к тому, что ребенок бросает школу, у него возникают проблемы с семьей и он полностью уходит на улицу. В данном случае важно выстраивать позитивные взаимодействие родителей и представителей школы (классный руководитель, психолог, социальный педагог и др.) с целью оказание помощи ребенку.

№ 4 - полная сохранность связей с семьей и школой, но ребенок часто прибывает на улице и замешан в криминальной деятельности. В этой ситуации, пока подросток не усвоил еще ценности уличного мира и криминальные порядки необходимо взаимодействие заинтересованных специалистов (ПДН, КДН, школы) и семьи, а также привлечение   подростка к разнообразной досуговой деятельности.

№ 5 - сохранены семейные отношения, но существуют некоторые проблемы со школой. Соответственно частичная включённость в уличную среду и замечено общение с криминальными "элементами".

№ 6 - семья обладает большим потенциалом для изменения ситуации, ибо у ребенка возникли проблемы  со школой, много времени он проводит на улице, замешен в деятельности криминальных структур.

№ 7 - подросток успешно продолжает обучение в школе, но совершил  противоправные действия. Кроме того, ребенок в семье не получает необходимой помощи, большую часть времени предоставлен улицы.

№ 8-  у ребенка трудности в семье и школе, он пропускает занятия и конфликтует с родителями. Из-за отсутствия поддержки школы и  семьи, он подвержен влиянию улицы и криминальных структур.

№ 9 - ситуация, во многом схожая с описанной в №8, но из-за совершенного правонарушения  сильно усугубляется.

№ 10 - ребенок не ходит в школу, связи  с семьей частично сохраняются. Возможно, дестабилизация состояния в семье произошла в результате трудной жизненной ситуации, так как ребенок много времени проводит на улице и замечен в общении с криминальными структурами. Возможно, к этой группе, можно отнести тех детей, которые вынуждены сами зарабатывать себе на жизнь.

Детей в группах с№11 по 17 можно назвать "уличными" в прямом смысле слова, т.е. подверженными негативному ценностному влиянию уличной субкультуры. Качественная характеристика этих групп - зависимость от уличной среды. Начиная с 11-й группы можно констатировать, что семейные и социальные установки у детей замещаются установками уличной среды.

№ 11 - ребенок  ходит в школу нерегулярно, домой приходит только ночевать, все свободное время проводит на улице, замешан в совершении преступлений.

№ 12 - ребенок не ходит в школу. Все свое время проводит на улице, общается с криминальными "элементами", домой приходит только ночевать.

№ 13 - связи ребенка с семьей утрачены, но он продолжает кое- как учиться. "Живет" на улице, замечен  в общении с криминалом.

№ 14 -17 - дети, полностью утратившие связи с семьей и проживающие на улице.

Правонарушения и девиантное поведение на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Девиантное поведение

2. Норма и отклонение в развитии человека. Девиантное и делинквентное поведение ребенка

3. Понятия «девиация», «девиантное поведение» и т. д. в разных словарях (сравнение различных определений)

4. Административные правонарушения: понятие, признаки, отличия от иных видов правонарушений. Состав административного правонарушения

5. Правонарушения

6. Состав правонарушения

7. Понятие и признаки правонарушения

8. Ответственность за земельные правонарушения

9. Виды ответственности за экологические правонарушения

10. Административные правонарушения в области природопользования