Новости

Правонарушения и девиантное поведение

Работа добавлена:






Правонарушения и девиантное поведение на http://mirrorref.ru

1. Теоретические аспекты девиантного поведения.

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия "правонарушения", "противоправные действия", "безнравственный проступок", "девиантное поведение", отклоняющееся поведение».

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. (Психология. Словарь /Под общ. ред. Петровского А.В. – М., 1990)

В.В. Ковалев определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

1.Уклонение от учебной и трудовой деятельности.  У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.

2.Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

3.Антиобщественные   насильственные   действия.   Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

4.Антиобщественные  корыстные  действия,   выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

5.Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

6.Злоупотребление алкоголем.

7.Употребление наркотических и токсических веществ.

8.Уходы из дома, бродяжничество.

9.Азартные игры.

  1. 10.Прочие виды отклоняющегося поведения.( Ковалёв В.В.  «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина 1992»)

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантного поведения учёные также выделяют:

1 группа: причина девиантного поведения - различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих "место наименьшего сопротивления" приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере в виде преступного поведения.

2 группа: несформированность нравственных представлений, неумение контролировать свое поведении с помощью внутренних норм, но с сохранением критичности по отношению к себе ("Я знаю, что я плохой, но я хочу быть лучше").

3 группа, отклоняющееся поведение - типично подростковая реакция на неправильное поведение взрослых, родителей и учителей. В основе - повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, уязвимость подростков, т.о. главная причина - отсутствие правильных знаний о подростковом поведении у взрослых.

4 группа: причина девиантного поведения - специфические особенности самосознания и сознания подростков. Они имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих ("Я хочу, чтобы меня любили").

5 группа: отклоняющееся поведение подростков - одна из естественных форм поведения в этом возрасте. Потребность в самопрезентации, в групповом поведении, агрессивном экспериментировании - это врожденные формы поведения, которые нельзя блокировать. Единственный выход - переориентация инстинктивной деструктивной энергии на социально приемлемые формы поведения.

Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют  и социально-педагогические  факторы :

  • недостаточном взаимодействии семьи и школы;
  • формальном исполнении учебно-воспитательной работы, недостатках в её организации;
  • в отсутствии преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
  • подмене воспитательных воздействий администрированием, сдерживании личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
  • в слабом вовлечении учеников в творческую и социально-значимую деятельность, не желании администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и ответственности школьному самоуправлению;
  • запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
  • в неумении, а часто и не желании учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию и ресоциализацию;
  • слабом или одностороннем взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • в снижении успеваемости учащихся вследствие учебных перегрузок, нарушение их прав.

Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

Роль и значение школы в профилактике правонарушений.

Школа в России традиционно играет определяющую роль в воспитании и развитии представлений подрастающего поколения о перспективах и ценностях жизни.

В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены следующим образом:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

- обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.

Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" рассматривает образовательное учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.

Таким образом, современное российское законодательство определило роль и место школы в качестве реального общественного и государственного института, обеспечивающего реализацию важнейших прав детей на жизнь, образование, здоровье, на самореализацию.

На сегодня, образовательное учреждение остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.

Комплексное сопровождение как социально-педагогическая технология осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Сопровождение включает ряд последовательных (в некоторых случаях пересекающихся) и дополняющих друг друга видов социально-педагогической деятельности:

- Выявление детей этой категории в детской среде

- Мониторинг социальной ситуации развития

- Организация работы с детьми

- Организация работы с семьёй и ближайшим окружением ребёнка.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требуют участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль, по нашему мнению, может принадлежать команде школьных специалистов.

Центральная роль школы в этом процессе объясняется следующими обстоятельствами:

1) система образования способна отслеживать судьбу ребёнка от трёх летнего возраста (до трёх лет эту работу могут выполнить работники здравоохранения и специализированных детских учреждений) до момента его совершеннолетия;

2) в учреждениях дошкольного, дополнительного, основного и специального образования детей есть специалисты, которые при некотором дополнительном обучении, могут квалифицированно выполнять эту работу;

3) школа имеет давние традиции (методы, технологии) работы с родителями и при некоторой оптимизации этой деятельности может опосредованно (в некоторых случаях напрямую) влиять на тех родителей, которые неэффективно осуществляют свои родительские функции;

4) школа - это устоявшаяся, проверенная временем система общественного воспитания и образования детей, имеющая свои гуманные цели (ценности) и адекватные решению выше поставленных задач средства, методы и технологии.

Таким образом, педагоги школы могут своевременно выявить детей группы риска, определить социальную ситуацию развития ребёнка, факторы риска в его окружении и развитии, ресурсы ребёнка (внутренние и внешние), разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу сопровождения. На этапе реализации программ сопровождения школе целесообразно было бы привлекать тех специалистов, которые в комплексе способны более эффективно решать выявленные проблемы, как ребёнка, так и его семьи. Это позволит создавать простую, но эффективную систему сопровождения, а не проводить отдельные несогласованные мероприятия.

Модель деятельности школы по созданию индивидуальных

программ профилактики девиантного поведения

несовершеннолетних

На сегодняшний день в образовательных учреждениях социальный педагог является одной из ключевых фигур  сферы педагогической профилактики (Приложение к приказу Министерства образования РФ № 3572 от 7 декабря 2000 года).

Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразно и одно из приоритетных  направлений – профилактика девиантного поведения. Наиболее эффективно осуществление данного направления может быть реализовано через организацию на базе образовательного учреждения социально-психологического консилиума.

Консилиум – это постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию профилактики  ребенка в образовательном учреждении. Консилиум, прежде всего, ориентирован на работу с детьми, имеющими либо неадекватное требованиям школы поведение, либо предрасположенных к противоправным действиям.

Н. Семаго и М. Семаго предложили классифицировать консилиумы на плановые и неплановые. Плановый консилиум решает следующие задачи:

  1. Определение путей  социально-психологического сопровождения ребенка.
  2. Выработка согласованных решений по определению образовательного и  социального маршрута.
  3. Динамическая оценка социального и психологического состояния ребенка и коррекция ранее  намеченной программы.
  4. Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, социально-психологической работы при завершении обучения (учебного года).

Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста или педагога. В задачи внепланового СПк входит: принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления сопровождения ребенка и др.

Предварительный этап сопровождения ребенка включает в себя обследование ребенка специалистами консилиума. Практика показывает, что первичное обследование должен проводить психолог и социальный педагог. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а социальный педагог собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка группы риска. Они определяют, кто еще из специалистов должен подключиться и дополнить первичное обследование школьника.

Таким образом, состав специалистов, реализующих программу профилактики в рамках СПк, должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый из ее членов обладал определенными полномочиями в желательно построить такую систему работы по профилактике правонарушений среди подростков, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и специалисты дополнительного образования, и волонтеры - старшеклассники, и родительская общественность. Следовательно деятельность школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в первую очередь предполагает совместную работу с ПДН и КДН, а также плановую работу медицинского работника с учащимися, организацию досуга ребят, поиск возможностей организации их отдыха в каникулярное время. решении вопросов по оказанию помощи подросткам и их семьям.

Социальный педагог в деятельности по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет преимущественно функцию социального представительства интересов ребенка. Он объективно не может осуществлять непосредственное консультирование по вопросам, требующим особой компетентности и подготовки, но с другой стороны, специфика проблем правонарушений, заключается в том, что контактным лицом по отношению к ребенку, переживающему подобную проблему, может стать далеко не каждый педагог. Поэтому социальный педагог - ключевая фигура в профилактической работе с детьми группы риска, осуществляющий представительскую и посредническую функции.

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и с их родителями.

Организация контактов социального педагога заключается в следующем:

- установление доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;

- в оформлении обратной связи с несовершеннолетними и близкими им людьми путем разнообразных опросов и нерегламентированного общения.

- в осуществлении посреднической функции в разрешении конфликтов бытового, правового, экономического характера.

Структурно схему взаимодействия школы с другими органами и учреждениями по  профилактике правонарушений, в которой социально-психологический консилиум (СПк) является аналитическим и координирующим центром можно представить следующим образом:

«Взаимодействие специалистов по программе профилактики  правонарушений или их рецидивов среди несовершеннолетних»

                       Административное                                         Научно-методическое

                               руководство                                                       руководство

                                          практика                                                     СПк

МО классных руководителей и

СПк образовательных учреждений

Основные направления работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов.

Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности  становятся:

- помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка;

- помощь подростку в устранении причин, влияющих на совершение преступления;

- привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-значимых мероприятий;

- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных ситуаций, с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций;

- помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

  • пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей;
  • организация  летних профильных смен для детей «группы риска».

В деятельности школы по профилактике правонарушений тогда можно выделить четыре основных, определенных функционалом ее работников, обязанностей:

- создание банка данных детей группы «риска»;

- диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, совершивших или имеющих риск совершения преступления;

- разработка индивидуальных программ профилактики;

- реализация программ.

Поэтому одну из ведущих ролей в системе работы школы по профилактике правонарушений или их рецидивов выполняет диагностика, осуществляемая по единым критериям.  Такая диагностика, на наш взгляд, должна выполнять две основные функции:

1. Вовремя выявлять факторы неблагополучия и относить ребёнка к определённой группе (уровню) риска;

2. Помочь увидеть как проблемы, так и ресурсы внутренние и внешние ребёнка для выработки верной линии в построении профилактических программ.

Для выявления детей, имеющих риск безнадзорности и правонарушений,  предлагаем         использовать следующую  анкету(Приложение 1)

Эту анкету заполняют учащиеся 5-9 классов (можно сократить круг детей до школьников, у которых наблюдаются проблемы в обучении и поведении). Списки таких детей подаются классным руководителем на основе наблюдения, анализа проступков и признаков дезадаптивного поведения. Затем анкеты обрабатываются по формуле «Шкала оценки уровня социальной адаптации», представленной вПриложении 2. После проведения анкетирования социальный педагог предлагает классному руководителю заполнить таблицу из вышеназванного приложения и сравнивает результаты самооценки ребёнка и экспертной оценки педагога. Группы критериев социальной адаптации в обоих случаев совпадают, что позволяет сравнивать результаты по обеим методикам. Таким образом, данная процедура выявления проблемных зон в личности и поведении ребёнка имеет ряд преимуществ.

  • Во-первых, за короткий срок она позволяет диагностировать большое количество респондентов;
  • Во-вторых, как показала практика её использования, не провоцирует защитные реакции у подростков, а напротив  вызывает у них интерес, т.к. лишена назидательности и излишнего психологизма;
  • В-третьих, достоверность ответов школьников проверяется другой методикой, на основе экспертных оценок педагогов по одним и тем же параметрам;
  • В-четвёртых, она затрагивает все значимые зоны развития ребёнка и позволяет выявить по стопроцентной шкале коэффициент социальной адаптации школьника.

Если оценки респондента и эксперта (коэффициент социальной адаптации) не расходятся более чем на 10%, а средний показатель по двум методикам не превышает 50 %, то данный ребёнок помещается в группу особого внимания. При этом результат диагностики помогает увидеть как проблемные зоны развития ребёнка, так и его личностные ресурсы и достижения, на которые педагог может опереться, выстраивая индивидуально-профилактическую работу.

Для получения общей картины и анализа ситуации по правонарушениям в школе, можно использовать следующую методику(Приложении № 3). Эта методика помогает отслеживать и фиксировать правонарушения, проявляющие себя в различных формах девиантного, делинквентного и криминального поведения и выявлять степень дезадаптации ребёнка. Она может быть использована как при анализе ситуации в школе или классе, так и применятся в отношении конкретного ребёнка в качестве определителя причин его неблагополучия через симптомы противоправного поведения Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.

Со школьниками, попавшими  в группу особого внимания, проводится дальнейшая диагностика, направленная на определение социокультурной ситуации развития и поиск системообразующих факторов риска через определение «индикаторов детского неблагополучия», показателей статуса ребёнка и других важных характеристик его развития. После комплексной диагностики социальный педагог заполняет «Карту личности школьника группы риска»(Приложение 4).

В качестве основных методик, позволяющих быстро получить достоверные данные о ребёнке и его ситуации, мы предлагаем использовать: «Анкету для подростка группы риска»(Приложение № 5) и «Методику изучения личности социально дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения»( Приложение № 6).

Методика изучения личности позволяет педагогам, работающим с подростком оценить состояние социальной адаптации или уровень социальной и личностной зрелости подростка.  Педагоги, сопровождающие подростка, опираясь на результаты диагностики, дают обратную связь своему подопечному в отношении существующих проблем и, оперируя к сильным сторонам его личности, побуждают воспитанника принять решение относительно изменения своего отношения и поведения по определённым направлениям развития. Для получения сведений о некоторых областях, например о характере отношений в семье, собирается информация из разных источников (анкетирование и беседа с подростком, опрос соседей, структурированное наблюдение в ситуациях контакта с родителями).  Замеры по методике изучения личности проводятся периодически, примерно через каждые 6-8 месяцев. На их основе социальный педагог фиксирует результаты проделанной работы, уточняет их по другим методикам и вносит изменения в программу профилактики.

Для того чтобы деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних была эффективной, важно классифицировать детей по группам, каждая из которых предполагает свою, особую систему работы. В качестве основного индикатора классификации был взят "индекс благополучия", т.е. степень включенности ребенка в позитивную для него среду (семья, школа), предложенный А.А.Кибиревым,  И.В.Сеньчуковой.( Приложение № 7).  Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.

Таким образом,  на основе программы мониторинга члены педагогического коллектива:

- проводят первоначальную, динамическую и итоговую диагностику;

- создают профиль (портрет) ребенка;

- составляют индивидуальную программу профилактики правонарушения воспитанника   или его рецидивов;

- распределяют между собой "зоны ответственности" по реализации профилактической деятельности;

- оценивают эффективность профилактических программ;

Программно-целевой подход к профилактики правонарушений несовершеннолетних.

В качестве модели для построения индивидуальных программ  предлагаем использовать «Примерную программу по профилактике правонарушений».

Примерная программа по профилактики правонарушений

     Цель этапа

Основные направления в работе

Методы работы

1 этап

Цель:

Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально - психологического  портрета учащегося, стоящего на внутришкольном учете или  в ПДН

Первичная диагностика

Определить  "зоны" детского неблагополучия;

Выявить индекс благополучия;

Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу

Методы изучения личности

(анализ документов, беседа, опрос, социометрия, комплекс методик, связанных с изучением личности подростка).

2 этап

Цель:

Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.

1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);

2. Построение эмоционально-значимых и социально-значимых видов деятельности подростка;

3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;

4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;

5. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Методы коррекции

- метод "педагогического взрыва", метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация, создание ситуации успеха в социально-значимой деятельности и др.

3 этап

Цель:

Формирование законопослушного поведения подростка

1. Формирование доверительных отношений с подростком;

2. Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;

3. Постоянное участие в социально-значимых видах деятельности.

Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков и модификации поведения и др.

Индивидуальная педагогическая поддержка

Социальное проектирование.

Согласно исследованиям А.А Реан ( Семьи и дети группы риска. //Беспризорник. 2004. №3. С. 44-47.),  сопровождение  «детей группы риска» должно последовательно реализовываться через следующие  этапы:

  1. Выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса:
    • Определить к какой целевой группе риска относится ребёнок.
    • Провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации.
      1. Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:
        • Выявить основные факторы риска.
        • Определить факторы защиты.
        • Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка.
        • Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.
          1. Разработка индивидуальной программы сопровождения:
            • Определить оптимальную команду и условия сопровождения (наличие специалистов, инфраструктуры или сети поддержки, административных и материальных ресурсов).
            • Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).
              1. Реализация индивидуальной программы сопровождения:
                • Для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития - организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;
                • Для детей «группы особого внимания» - в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии; организовать программу мер по ресоциализации и коррекции отклоняющегося поведения