Новости

Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум

Работа добавлена:






Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум на http://mirrorref.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет

Психология профессионального самоопределения

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

по дисциплине

Издательство

Иркутского государственного технического университета

2008

Рецензент:к. психол. н. Семенцова С.В., доцент кафедры социологии и социальной работы факультета права, социологии и СМИ Иркутского государственного технического университета

Лабораторный практикум по дисциплине «Психология профессионального самоопределения». Сост.: Л.В. Бызова.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.

Лабораторный практикум содержит стандартизированные методики по исследованию профессиональных наклонностей и способностей личности. Выполнен на основе Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов социально-психолого-педагогического направления очной и заочной форм обучения в высшем учебном заведении.

Лабораторный практикум по курсу «Психология профессионального самоопределения» предназначен для студентов социально-психолого-педагогического направления и проводится параллельно с теоретическим курсом.

Целью лабораторных заданийявляется приобретение у студентов практических навыков проведения мероприятий по профессиональному самоопределению людей.

Для осуществления поставленной цели студентам предлагается решение следующих задач:

  • сформировать навыки проведения диагностической работы (осуществлять подбор диагностического инструментария для решения поставленных задач);
  • научится использовать методики для проведения психодиагностической беседы с клиентами по проблемами профессионального самоопределения;
  • использовать результаты психодиагностики для составления технологий работы по профессиональному самоопределению.

Объем лабораторных работ практикума составляет 17 часов. Исходные данные: стандартизированные методики по исследованию профессиональной направленности личности.

Работы данного практикума помогают на практическом уровне осваивать основную проблематику диагностических процедур, важнейших концепций, установки. На основании грамотного применения психодиагностических методов выявления профессионально значимых качеств возможно строить профессионально эффективную работу по профессиональному самоопределению клиентов.

Лабораторные работы включают цель, основные понятия, используемые при выполнении работы, т.е. теоретические знания, которые были ранее изучены, необходимое оборудование и материалы, порядок выполнения работы.

Для проверки качества усвоения материала приведены варианты контрольных вопросов, которые могут быть изменены или дополнены преподавателем. По завершении работы делается общий вывод.

Тематика лабораторных работ

1. Лабораторная работа № 1Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши.

2. Лабораторная работа № 2 Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)

3. Лабораторная работа № 3Диагностика  мотивационной направленности личности

4. Лабораторная работа № 4Диагностика  коммуникативно-характерологических особенностей личности

5. Лабораторная работа № 5Определение психического выгорания

6. Лабораторная работа № 6Интегральная удовлетворенность трудовой деятельностью

7. Лабораторная работа №7 Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Оформление лабораторных работ должно соответствовать стандарту по оформлению отчета  по лабораторным работам (см. СТО ИрГТУ 005-2007).

Характеристика лабораторных заданий

Лабораторная работа № 1

Определение профессиональных интересов. Методика Л.А. Йовайши

Цель работы: изучение методов определения и анализа профессиональных интересов; формированиеумений и навыковопределения склонностей и интересов к различным сферам профессиональной деятельности личности.

Основные понятия.

Для эффективной профориентационной работы часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотренияинтересакак эмоционально окрашенного стремления личности к определенному виду деятельности. Интерес порождаетсклонность,которая является реализацией интереса к конкретной деятельности. Интерес связанс направленностью на познание каких-либо явлений, а склонность – с деятельностью.

Интерес –этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание.

Склонность –этим термином обозначают любую сильную, постоянную тенденцию к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.

Задание:

  1. Выявить структуру профессиональных интересов и склонностей испытуемого с помощью опросника.
  2. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция:Вам предлагаются вопросы, основанные на выборе ваших предпочтений. Не задумываясь долго над ними, поставьте на листе ответов рядом с буквами «а» и «б» цифру, которая соответствует вашему выбору:

0 – полностью отвергается;

1 – скорее отвергается, чем принимается;

2 – скорее принимается, чем отвергается;

3 – полностью принимается.

Лист ответов:

№ вопроса

А

Б

В

Г

Д

Е

1

а

б

2

а

б

3

б

а

4

б

а

5

б

а

6

а

б

7

б

а

8

б

а

9

б

а

10

б

а

11

а

б

12

б

а

13

а

14

б

а

15

б

а

16

а

б

17

а

б

18

а

б

19

а

б

20

б

а

21

б

а

22

б

а

23

а

б

24

а

б

25

а

б

26

б

а

27

а

б

28

а

б

29

б

а

30

б

а

Сумма

1.Вы считаете, что важнее:

а – много знать или

б – создавать материальные блага?

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

а – прекрасный литературный стиль или

б – яркое изображение смелости и храбрости героя?

3. Какая награда вас больше бы обрадовала:

а – за научное изобретение или

б – за общественную деятельность?

4. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

а- директора магазина или

б – главного инженера завода?

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников художественной самодеятельности:

а – то, что они несут людям искусство и красоту или

б – то, что они выполняют общественно – полезную работу?

6. Какая, на ваш взгляд деятельность человека будет иметь доминирующее значение в будущем:

а – физика или

б -  физическая культура?

7. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:

а – на создание необходимых удобств (образцовая столовая, комната отдыха) или

б – на создание сплоченного коллектива?

8. Вы на выставке. Что больше всего вас привлекает в экспонате:

а – цвет, совершенство форм или

б – их внутреннее устройство, из чего они сделаны?

9. Какие черты характера вам больше всего нравятся в человеке:

а – мужество, смелость, выносливость или

б – дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а – занятия литературой или

б - опытам по физике, химии?

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:

а – как известный спортсмен на международные соревнования или

б – как известный специалист внешней торговли с целью покупки товаров для нашей страны?

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас больший интерес:

а – статья о машине нового типа или

б – статья о новой научной теории?

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

а – слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада или

б – внешнее оформление колон (знамена, одежда)

14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

а – практическим трудом, что-нибудь смастерить своими руками или

б – общественной работой на добровольных началах?

15. Какую выставку вы с удовольствием бы посмотрели:

а – выставку новых продовольственных товаров или

б – выставку новинок научной аппаратуры из области физики, химии, биологии?

16. Если бы в вашей школе было только 2 кружка, какой бы вы выбрали:

а – технический или

б - музыкальный?

17. Как вам кажется , на что стоит обратить больше внимание:

а – на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего или

б – на спорт, т.к. это нужно для укрепления их здоровья?

18. Какие журналы вы с большим удовольствием читали бы:

а – научно-популярные или

б – литературно-художественные?

19. Какая работа на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

а – работа с машинами или

б – «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее всего:

а – подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага или

б – подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

21. Жизнь и деятельность каких выдающихся ученых вам более интересна:

а – Попова и Циолковского или

б – Менделеева, Павлова?

22. Что важнее для человека:

а – создавать себе благополучный быт или

б – жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать произведения искусства?

23. Для благополучного будущего человечества важнее:

а – правосудие или

б – техника?

24. Какую из 2-х книг вы бы прочли с большим удовольствием:

а – книгу о достижениях спортсменов или

б – книгу о развитии промышленности?

25. Что принесет больше пользы обществу:

а – забота о благосостоянии людей или

б – изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (шьет одежду, ремонтирует обувь). Считаете ли вы необходимым:

а – и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей или

б – лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?

27. Какие лекции вы слушали бы с большим удовольствием:

а – о выдающихся ученых или

б – о выдающихся художниках?

28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:

а – работу с книгами в библиотеке или

б – работу на свежем воздухе?

29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

а – сообщение о выигрыше в денежно-вещевой лотереи или

б – сообщение о состоявшейся художественной выставке?

30. Вам предоставлен ограниченный выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:

а- физической культуре или другой работе, связанной с движением или

б – работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте общее количество баллов в каждой вертикальной колонке и посмотрите, к чему у испытуемого выявилась большая склонность:

А – склонность к работе с людьми;

Б – склонность к умственному труду;

В – склонность к работе на производстве;

Г – склонность к эстетике и искусству;

Д – склонность к подвижным видам деятельности;

Е – склонность к экономической деятельности.

Контрольные вопросы:

  1. Какую роль в выборе профессии играют склонности и интересы?
  2. Что означает психологический подход к выбору профессии?
  3. Как вы понимаете понятия «прямой» и «косвенный» подход в изучении интересов?

Лабораторная работа № 2

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова)

Цель работы:  изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Основные понятия.

Определение структуры ценностных ориентаций личности, которые рассматриваются в науке  как фактор социально-психологической адаптации. Именно  ценности, установки и нормы являются структурными единицами личности, позволяющими прослеживать и анализировать все виды деятельности человека, в том числе и профессиональной деятельности.

Понятиеценностные ориентации используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно потребностной сфере, то есть, связано непосредственно с регуляцией социального поведения. Ценностные ориентации побуждают к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания, профессионального самоопределения  человека. Кроме того, являются критерием выбора способов действий и  являются основой для принятия решений.

М Рокич в своих исследованиях вводит понятия терминальные ценности и инструментальные ценности.

Терминальными ценностями принято считатьбазовые, стабильные ценности-цели.

Инструментальные ценности –это ценности-средства, т.е. свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели.

Задание:

  1. Выявить структуру ценностных ориентаций испытуемого с помощью опросника.
  2. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция: Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте, по возможности, быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В ланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса в бланке ответов.

Бланк ответов

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

Σ

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Опросник

  1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
  2. Любители вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
  3. Часто ли вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?
  4. Часто ли вы помогаете близким по хозяйству?
  5. Считаете ли вы, что любовь – определяющее чувство в жизни?
  6. Любите ли вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам?
  7. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?
  8. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?
  9. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?
  10. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?
  11. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?
  12. Часто ли вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?
  13. Избрали вы свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?
  14. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т.п.?
  15. Если кто-то из ваших знакомых заболел, выберите ли вы время. Чтобы его навестить?
  16. Ваш брак создан (создадите) по любви?
  17. Любите ли вы читать научно-популярные книги?
  18. Хотели вы в школе стать каким-либо организатором?
  19. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?
  20. Считаете ли вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?
  21. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?
  22. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать. Играть в теннис и т.д.)?
  23. Главное для вас – ваше настроение в данный момент, а что будет потом – не так важно?
  24. Считаете ли вы, что главное – это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?
  25. Любите ли вы гулять по лесу, парку?
  26. Как вы считаете, нудно ли помогать материально тем, кто просить милостыню или нет?
  27. Любовь – это чувство, которое рождается и умирает?
  28. Хотели бы вы стать ученым или научным сотрудником?
  29. Власть – это почетно и значимо или в ней больше хлопот и всяких неприятностей?
  30. Хотели бы вы, чтобы у вас было больше друзей?
  31. Приходило ли вам в голову заняться каким-либо переустройством общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?
  32. Много ли своего свободного времени вы хотели бы уделять общению?
  33. Часто ли вы задумываетесь о своем здоровье?
  34. Считаете ли вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?
  35. Если все начать сначала, выбрали бы вы сейчас более высокооплачиваемую работу, чем настоящая?
  36. Хотели бы вы заняться фотографией?
  37. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?
  38. Чувство любви для вас – это первооснова жизни или нет?
  39. Часто ли вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»
  40. Хотели бы вы «делать» политику?
  41. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»
  42. Являются ли для вас общественные явления предметом обсуждения дома или на работе?
  43. Если вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли вы от одиночества?
  44. Катаетесь ли вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?
  45. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?
  46. Главное в жизни – это делать деньги и создавать собственный бизнес?
  47. Часто ли вы покупаете картины и др. художественные изделия или хотели бы их купить?
  48. Если болеет кто-то из близких довольно долго, будете ли вы выполнять за него его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?
  49. Любите ли вы маленьких детей?
  50. Хотели бы вы создать какую-нибудь свою «теорию» («относительности», «таблицу Менделеева» и т.п.)?
  51. Вы хотите быть похожи на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?
  52. Важно ли вам, чтобы вас уважали сослуживцы за ваши профессиональные знания?
  53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в  политике?
  54. Вы человек решительный?
  55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?
  56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно, не так ли?
  57. В жизни чрезвычайно важно накопить материальные средства и передать их детям?

Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

  1. Когда маленький ребенок плачет, это «крик о помощи»?
  2. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?
  3. «Во всем хочется дойти до самой сути» – это про вас?
  4. Вы хотели бы, чтобы ваши дети стали знаменитыми людьми?
  5. Хотели бы вы, чтобы сослуживцы обращались к вам за помощью в личном плане, как к человеку?
  6. В общественной жизни пусть остается все как есть?
  7. Общение – это лишь пустая трата времени?
  8. Здоровье – это не самое главное в жизни, не так ли?

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентаций личности определется с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому, подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «Σ». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого, по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-ти балльной системе), а по горизонтали – виды ценностей.

Ценности в обобщенном виде следующие:

I. Приятное времяпрепровождение, отдых.

II. Высокое материальное благосостояние.

III. Поиск и наслаждение прекрасным.

IV. Помощь и милосердие к другим людям.

V. Любовь.

VI. Познание нового в мире, природе, человеке.

VII. Высокий социальный статус и управление людьми.

VIII. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

IX. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

X. Общение.

XI. Здоровье.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое ценностные ориентации личности?
  2. В чем отличие терминальных и инструментальных ценностей?
  3. Какое влияние оказывает структура ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение?
  4. Как связаны между собой ценностные ориентиры и потребностно-мотивационная сфера личности?

Лабораторная работа № 3

Диагностика  мотивационной направленности личности

Цель работы:изучение и выработка навыков выявления структуры мотивационной направленности личности в процессе профессионального самоопределения.

Основные понятия.

Одной из ведущих ролей в профессиональном самоопределении личности принадлежит направленности, включающей многообразие мотивационных проявлений. В настоящее время направленность чаще всего рассматривается по трем критериям: знаку, форме и виду. Социально-психологические потенциалы личности рассматриваются с позиций деятельностной продуктивности и самореализации в деятельности.

Мотивация –процесс вмешательства или внутреннего состояния личности, побуждающего или ведущего его к действию. Мотивационные состояния специфичны для определенных влечений и потребностей и должны всегда анализироваться в терминах определенных целей и направленности.  Мотивация характеризуется представлением о том, что определенное поведение или поведенческая тенденция наблюдается по причине наличия определенного мотивационного состояния.

Мотивационные состояниявозникают в результате многочисленных взаимодействий большого числа других переменных, к которым относятся потребности, интенсивность влечений, побудительная ценность цели, доступность соответствующих реакций, бессознательных факторов.

Мотивации тесно связаны с эмоциями.Эмоции –субъективные переживания, аффективно нагруженных состояний.

Эмоциональные состояния имеют тенденцию обладать мотивационными свойствами, а побуждающие элементы имеют эмоциональную окраску.

Задание:

  1. Выявить мотивационную структуру личности в контексте профессиональной направленности с помощью опросника.
  2. Обработать результаты, представить отчет письменно

Инструкция: Из предложенных вариантов ответов выберите один и запишите соответствующее ему число баллов перед номером утверждения. Затем заполните матрицу, поставив на место номеров утверждений соответствующие им баллы ответов.

Ответы оцениваются по шкале:

«безусловно, да» - 2 балла

«пожалуй, да»      - 1 балл

«пожалуй, нет»    - 0 баллов

«безусловно, нет»- минус 2 балла

Бланк ответов:

1       2     3     4     5     6     7     8     9     10

11   12     13   14   15   16   17   18   19   20

21   22     23   24   25   26   27   28   29   30

31   32    33   34    35   36  37   38    39    40

41   42    43   44    45   46  47   48    49    50

___________________________________

I     II     III    IV    V   VI  VII  VIII  IX    X

Опросник:

  1. Я часто беспокоюсь за близких друзей.
  2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
  3. Мне очень приятно, когда все обращают на меня внимание.
  4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
  5. Я люблю острые ощущения.
  6. Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.
  7. Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.
  8. Люблю сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии стихов и музыки.
  9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
  10. Люблю заниматься коллекционированием.
  11. Хочу приносить людям радость и счастье.
  12. Для меня важно одобрение окружающих.
  13. Приятно чувствовать превосходство над соперниками.
  14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
  15. Охотно иду на риск.
  16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
  17. Люблю разбираться в причинах событий, явлений.
  18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.
  19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
  20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
  21. Я всегда жалею неудачников.
  22. Я не смог(ла) бы обойтись без друзей.
  23. Я  могу пойти на многое, чтобы завоевать признание окружающих.
  24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром.
  25. Я человек решительный.
  26. Люблю все таинственное и необычное.
  27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.
  28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.
  29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение.
  30. Люблю делать покупки.
  31. Радуюсь, когда кто-то добивается успеха.
  32. Среди моих родных и знакомых есть люди, которых я обожаю.
  33. Я самолюбив(а).
  34. Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъем, когда работа идет хорошо.
  35. Я люблю преодолевать опасности.
  36. Иногда меня тянет вдаль.
  37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
  38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
  39. Я склон(на)ен к лени.
  40. Я люблю рассматривать свою коллекцию.
  41. Я стремлюсь помогать людям.
  42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне приятное.
  43. Мне хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.
  44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
  45. Азарт, спортивная злость улучшают результаты моей деятельности.
  46. Я люблю мечтать.
  47. Самое приятное переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.
  48. Я испытываю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
  49. Мне хотелось бы жить беззаботно и безмятежно.
  50. Я охотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка и интерпретация результатов:

Подсчет баллов необходимо производить при помощи данной таблицы

I

Альтруистическая направленность

1,11,21,31,41

II

Коммуникативная направленность

2,12,22,32,42

III

Глористическая направленность – на самоутверждение

3, 13,23,33,43

IV

Практическая направленность – радость от процесса работы

4, 14,24,34,44

V

Пугностическая направленность – удовлетворение от преодоления опасности

5,15,25,35,45

VI

Романтическая направленность

6,16,26,36,46

VII

Гностическая направленность

7, 17,27,37,47

VIII

Эстетическая направленность

8,18,28,38,48

IX

Гедонистическая направленность – на удовольствия

9,19,29,39,49

X

Акхизитивная направленность – на коллекционирование, накопление

10,20,30,40,50

Контрольные вопросы:

  1. Дать определение понятиям: мотив; мотивация; мотивационная иерархия; профессиональная мотивация.
  2. В чем вы видите связь мотивации и профессиональной успешности?
  3. Как вы понимаете классификацию направленности личности по критериям: знаку, форме и виду?

Лабораторная работа № 4

Диагностика  коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов и др.)

Цель работы: определение базовых особенностей личности в процессе профессионального самоопределения.

Данная диагностика  может осуществляться как в формах самооценки, так и как экспертная оценках или в их сочетаниях.

Основные понятия.

Степень развитости социально ценных коммуникативных качеств: эмпатии, принятия других, доброжелательность в определенных видах профессиональной деятельности играет огромную роль. Своевременное определение стратегий конструктивности – деструктивности поведения в конфликтно – стрессовых ситуациях может повлиять на эффективность профессиональной деятельности человека.

Коммуникативная компетентность –способность к конструктивным формам общения. По мнению Н.Н. Обозова коммуникативная компетентность определяется в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий среды.

Задание:

  1. Выявить коммуникативно-характерологические особенности личности для определения оптимального профессионального выбора испытуемого с помощью опросника.
  2. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция:  Черты характера оцениваются по пятибалльной системе. В данной схеме оценки обозначаются «5», «4», «3», «2», «1».

В графе напротив соответствующей оценки, которую дает сам испытуемый или эксперт, ставится крестик. Баллы соответствуют следующим уровням проявления данной черты:

5 – черта проявляется зримо, характерно, ярко выражено, типично для личности, проявляется постоянно.

4 – чаще проявляется, чем не проявляется.

3 – не выражена достаточно определенно, как правило, не проявляется.

2 – противоположная черта личности проявляется чаще, чем данная. Эта противоположная черта выражена заметнее.

1 – ярко выражена противоположная черта, она проявляется активно, зримо, типично.

Кроме этого, желательно охарактеризовать оцениваемое качество изучаемой личности и с точки зрения не только того, в какой степени обладает этим качеством данная личность, но и старается ли она это качество активно «навязать» другим. В графе «а» ставится крестик (+), если характеризуемая личность активно переносит это свое качество на других, знаком минус (-), оценивается тогда, когда это качество не переносится на других и является сугубо личным свойством, и наконец, знаком равенства (=) обозначается тот случай, когда не выражено ни то, ни другое.

В графе «б» отмечаются изменения данного качества, которые произошли за последнее время: усиление этого качества отмечается знаком плюс (+), ослабление – знаком минус (-), а знаком равенства (=) обозначается  отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и «-».

В графе «в» отмечается тенденция к изменению этого качества в дальнейшем: тенденция усиления обозначается «+», ослабления ««-», а знаком равенства «=» обозначается отсутствие тенденции развития как в сторону «+», так и в сторону «-».

Бланк ответов

А. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

5

4

3

2

1

а

б

В

1.

Принципиальность или беспринципность

2.

Коллективизм или индивидуализм

3.

Правдивость или лживость

4.

Общественная или эгоистическая направленность

5.

Трудолюбие или леность

6.

Бескорыстие или корыстолюбие

7.

Скромность или нескромность

8.

Справедливость или несправедливость в отношении:

А) к сверстникам

Б) к младшим

В) к страшим

9.

Отзывчивость или черствость

10.

Прямота или лицемерие

Общий балл (∑)

Средний балл (М) М = ∑/n

(n – количество качеств)

Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

1.

Наблюдательность или ненаблюдательность

2.

Практическая направленность ума, умение применять знания к практическим задачам или непрактичность ума при наличии знаний

3.

Любознательный или нелюбознательный

В. ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

1.

Уверенность или неуверенность в своих силах и возможностях

2.

Дисциплинированность или недисциплинированность

3.

Осознанная дисциплинированность или простое послушание

4.

Инициативность (предприимчивость) или только исполнительность

5.

Личная организованность или неорганизованность

6.

Самостоятельность или внушаемость

7.

Собранность или несобранность («разболтанность»)

8.

Самообладание, выдержка или невыдержанность

9.

Смелость или трусость

10.

Настойчивость в достижении поставленных целей или неспособность доводить начатое дело до конца

11.

Настойчивость или упрямство

12.

Личная активность или пассивность

Общий балл (∑)

Средний балл (М) М = ∑/n

(n – количество качеств)

Г. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

1.

Веселость или угрюмость

2.

Смешливость или плаксивость

3.

Бодрость или вялость

4.

Раздражительность или невозмутимость

Общий балл (∑)

Средний балл (М) М = ∑/n

(n – количество качеств)

Д. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Добросовестность или недобросовестность в отношении:

А) к трудовой деятельности

Б) к учебной деятельности

В) к игровой деятельности

Г) к общественной деятельности

Д) к спортивной деятельности

2.

Работоспособность или неработоспособность

Общий балл (∑)

Средний балл (М) М = ∑/n

(n – количество качеств)

Е. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ

1.

Коллективизм или индивидуализм

2.

Замкнутость или общительность

3.

Тактичность или бестактность

4.

Чуткость или черствость

Общий балл (∑)

Средний балл (М) М = ∑/n

(n – количество качеств)

Ж. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ

1.

Критическое отношение к своим силам или излишняя самоуверенность

2.

Уверенность или неуверенность

3.

Требовательность или нетребовательность к себе

4.

Самокритичность или несамокритичность

Общий балл (∑)

Средний балл (М) М = ∑/n

(n – количество качеств)

Обработка и интерпретация результатов.

Обобщение результатов исследования производится либо на основе самооценки, либо сопоставлении независимых экспертных оценок по каждому из «блоков» исследуемых личностных качеств. Завершающим этапом обработки может служить составление личностного профиля на основе предложенной формы.

О степени проявления тех или иных качеств можно судить по усредненным значениям в соответствии с содержательной характеристикой каждого балла, приведенной в инструктивной части.

Профиль коммуникативно-характерологических

особенностей личности

Исследуемые личностные особенности

Степень проявления особенностей

( в баллах)

5

4

3

2

1

Направленность личности

Интеллектуальные черты характера

Волевые черты характера

Эмоциональные черты характера

Отношение к деятельности

Отношение к другим людям

Отношение к самому себе

Контрольные вопросы:

  1. Как вы понимаете термин коммуникативная компетентность? Является ли она врожденным качеством или она может быть приобретена в результате научения?
  2. Как вы считаете, являются ли взаимосвязанными высокий уровень интеллекта и высокий уровень коммуникативной компетенции? Почему?

Лабораторная работа № 5

Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников)

Цель работы: изучение методики интегральной диагностики психического выгорания, включающей различные подструктуры личности.

Основные понятия.

В плане профессионального самоопределения следует уделять внимание такому феномену какличностная  и профессиональная деформация. В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием выполнения профессиональной деятельности – профессиональное выгорание. Профессиональная деятельность человека, ведущая характеристика личности. Вследствие неразрывного единства сознания и деятельности формируется профессиональный тип личности. Заметное влияние оказывает профессия на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми. Личностно-профессиональная деформация может отличаться своей направленностью - носить положительный или отрицательный характер, может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Среди феноменов личностно-профессиональной деформации особое место принадлежит изучению эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоции (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание  приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

Профессиональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности  и отношениях с партнерами.

Задание:

  1. Выявить вид и уровень профессионально-личностного выгорания испытуемого с помощью опросника.
  2. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция: вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», и соответственно ответам "редко", «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.

Бланк ответов

№ вопросов

Формы ответов

Обычно

Часто

Редко

Никогда

Опросник

  1. Я легко раздражаюсь.
  2. Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать.
  3. Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе.
  4. Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.
  5. Меня мучает бессонница.
  6. Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы.
  7. Я работаю с большим напряжением.
  8. Моя работа приносит мне удовлетворение.
  9. Чувствую, что работа с людьми изматывает меня.
  10. Думаю, что моя работа важна.
  11. Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе.
  12. Я доволен профессией, которую выбрал.
  13. Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня.
  14. Я эмоционально устаю на работе.
  15. Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии.
  16. Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня.
  17. Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе.
  18. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе.
  19. Для меня важно преуспеть на работе.
  20. Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим.
  21. Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий.
  22. У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь.
  23. Я полон оптимизма по отношению к своей работе.
  24. Мне нравится моя работа.
  25. Я устал все время стараться.
  26. Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.
  27. Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.
  28. Я удовлетворен свои профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.
  29. Я чувствую физическое напряжение, усталость.
  30. Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.
  31. Работа эмоционально выматывает меня.
  32. Я использую лекарства для улучшения самочувствия.
  33. Меня интересуют результаты работы моих коллег.
  34. Утром мне трудно вставать и идти на работу.
  35. На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился.
  36. Нагрузка на работе практически  не выносима.
  37. Я ощущаю радость, помогая окружающим меня людям.
  38. Я чувствую, что стал более безразличным по отношению к своей работе.
  39. Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.
  40. Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.
  41. Я люблю свою работу.
  42. У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.
  43. Меня раздражает поведение моих учеников.
  44. Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.
  45. Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.
  46. Я замечаю, что становлюсь более черствыми по отношению к людям.
  47. Я чувствую эмоциональное напряжение.
  48. Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.
  49. Я чувствую себя измотанным.
  50. Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.
  51. Временами я сомневаюсь в своих способностях.
  52. Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.
  53. Выполнение повседневных дел для меня – источник удовольствия и удовлетворения.
  54. Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.
  55. Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.
  56. Хочется «плюнуть» на все.
  57. Я жалуюсь а здоровье без четко определенных симптомов.
  58. Я доволен своим положением на работе и в обществе.
  59. Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил.
  60. Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.
  61. Я сомневаюсь в значимости своей работы.
  62. Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.
  63. Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашних обязанности.
  64. Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.
  65. Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.
  66. Мне буквально приходится заставлять себя работать.
  67. Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.
  68. Мне нравится отдавать работе все силы.
  69. Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.
  70. Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.
  71. Верю, что способен выполнить все, что задумано.
  72. У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.

Обработка и интерпретация результатов:

Данная методика включает три шкалы: психо-эмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО), профессиональной мотивации (ПМ). Для определения психического выгорания в пределах указанных шкал пользуются специальным ключом:

ПИ – 1,5,7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).

ЛО – 3,4, 9, 10, 11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 38, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70, 71, 72 (24 утверждения).

ПМ – 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 ( 23 утверждения)

Количественная оценка психического выгорания по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную системы («часто» – 3 балла, «обычно» – 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» – 0 баллов) и в соответствии с этим суммарного подсчета баллов. Обработка производится по сырому баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.

Таблицы норм

Нормы для компонента Психоэмоциональное Истощения (ПИ)

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

9 и ниже

10-20

21-39

40-49

50 и выше

Нормы для компонента Личностное Отдаление (ЛО)

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

9 и ниже

16-10

17-31

32-40

41 и выше

Нормы для компонента Профессиональная Мотивация (ПМ)

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

7 и ниже

8-12

13-24

25-31

32 и выше

Нормы для Индекса Психического Выгорания (ИПВ)

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

31и ниже

32-51

52-92

93-112

113 и выше

Содержательные характеристик шкал

Психо- эмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим, с признаками депрессии и раздражительности.

Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Профессиональная мотивация – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность по отношению к работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.

Жизненные проявления психического выгорания

на системно-структурных уровнях

Шкалы ПВ

Проявления психического выгорания на уровнях:

Межличностном

Личностном

Мотивационом

ПИ

Психическое истощение. Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других.

Низкая эмоциональная толерантность, тревожность

Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов.

ЛО

Нежелание контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям.

Критичное отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя. Значимость своей правоты.

Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере.

ПМ

Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе.

Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой, как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи.

Снижение потребности в достижениях.

Контрольные вопросы:

  1. Как влияет на эффективность профессиональной деятельности эмоциональное выгорание? Профессиональное выгорание?
  2. В чем заключается влияние профессии на личностные особенности представителей тех специальностей, работа которых связана с людьми?
  3. Назовите известные вам типологии личностных деформаций.

Лабораторная работа № 6

Интегральная удовлетворенность трудовой деятельностью

Цель работы: изучение и оценка общей удовлетворенности своим трудом, его составляющими.

Основные понятия.

Управление любой организацией  должно строиться с учетом принципа максимальнойдеятельностной эффективности. Самым общим образом под мерой деятельностной эффективности можно понимать степень достижения цели, соотнесенную с затратами. Достижение какой-либо цели само по  себе не свидетельствует об эффективной деятельности. Необходимо всегда учитывать, какова ее возможная «цена», которая может измеряться временными, материальными, трудовыми, финансовыми и другими затратами.

Любая организация неразрывно связана с обществом. Поэтому, как правило, результативность той или иной легальной является составляющей результативности общества в целом. Исходя из этого, деятельностная эффективность может определяться через следующие критерии: стратегия достижения цели; субъективное благополучие, комфорт; привлекательность труда; интегральная деятельностная эффективность.

Интегральным показателем, отражающим эффективность трудовой деятельности, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда и др.

Задание:

  1. Выявить уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью испытуемого с помощью опросника.
  2. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция:Прочтите каждое из предложенных утверждений и оцените, насколько оно верно для вас. На отдельном листе бумаги запишите номер утверждения и буквенное обозначение выбранного вами ответа.

Опросник

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

15. Меня редко поощряют за работу:

в) нет

в) нет

в) нет

в) нет

Обработка и интерпретация результатов

Ключ

Составляющие удовлетворенности трудом

Утверждения

Максималь-ный балл

Интерес к работе

1, 6, 12

6

Удовлетворенность достижениями в работе

2, 7

4

Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками

3, 8, 14

6

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

10, 15, 17

6

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

5, 11

4

Предпочтение выполняемой работы высокому заработку

4, 16

4

Удовлетворенность условиями труда

3, 18

4

Профессиональная ответственность

9

2

Общая удовлетворенность трудом

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,

28

Дешифратор к ключу

Для получения как общей оценки удовлетворенности своим трудом и ее составляющих необходимо ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

Утверждения

Варианты ответов

Утверждения

Варианты ответов

а

б

в

а

б

в

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

2

2

2

2

2

2

2

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

10

11

12

13

14

15

16

17

18

2

2

0

0

0

0

2

0

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

2

2

2

2

0

2

0

Суждение об общей и парциальной удовлетворенности трудом (УТ) производится на основе сопоставления полученных баллов с максимальными показателями, приведенными в ключе обработки.

Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов. Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%, а высокий – выше 56%.

Контрольные вопросы:

  1. Что вы понимаете под выражением «интегральная удовлетворенность трудом»?
  2. Дайте определения таким оценкам деятельностной эффективности как инновационность, оптимальность психоэмоциональных и экономических затрат.

Лабораторная работа 7

Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Цель работы: диагностика, изучение и оценка ролевых позиций человека в управленческой команде.

Основные понятия: В исследованиях организационного поведения обращают внимание на наборролей,которые определяют функции иролевые отношениявнутри группы.

Задание:

  1. Выявить ролевые позиции членов управленческой команды с помощью опросника.
  2. Обработать результаты, представить отчет письменно.

Инструкция:В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению.

Опросник

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я хорошо могу работать со множеством людей.

В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

3. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, чью точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются

новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм

коллег.

Д. Если нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего группе.

3. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их. Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

3. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнять работу, как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты и вне группы.

3. Хотя меня интересуют все точки зрения, я не колеблясь могу принять собственное решение, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

3. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

6. Еслия неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми смогу разделить на части это задание и таким образом уменьшить объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если вижу, что группа не справляется.

3. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности для продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда высказываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

3. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

Обработка и интерпретация результатов:

Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже образцом-ключом, вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

Найдите сумму баллов по каждому из I - VIII столбцов. Выделите те столбцы - роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли человек чаще играет в группе.

Ключ для обработки и интерпретации ответов испытуемого

Роли

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Вопросы

1

Г'

Е

В

3

ж

Б

А

Д

2

Б

Д

Ж

Г

А

Е

В

3

3

А

В

Г

ж

3

Д

Е

Б

4

3

Б

Д

в

Г

А

Ж

Е

5

Е

Г

3

А

Б

В

Д

Ж

6

В

Ж

А

Д

Е

Б

3

Г

7

Ж

А

Е

Б

Д

3

Г

В

Интерпретация ролей и функций членов управленческой команды:

I - председатель. Функции: впитывает всевозможные мнения и принимает решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

11 - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, целой группе.

1 и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

111 - генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность. Тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV- оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности. Тип: рассудительный, волевой склад личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой, решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях, идеях группы.

VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективной, нужно, чтобы все эти роли были представлены в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может играть две и больше ролей.)

Рекомендуемая литература:

  1. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. Новые исследования / Л.И. Анциферова. – М., 1998.
  2. Болотова А.К. Прикладная психология / А.К. Болотова, И.В. Маркова. – М., 2001.
  3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб., 2001.
  4. Занковский А.Н. Организационная психология / А.Н. Занковский. – М., 2000.
  5. Психологическая диагностика: учеб. пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 2000.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практическ5ого психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М., 1995.
  7. Снетков В.М. Психология коммуникаций в организациях / В.М. Снетков. – СПб., 2000.
  8. Социальная психология личности: учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. – М., 2000.
  9. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. козлов, Г.М. Мануйлов. – М., Изд-во Института психотерапии. – 2002.

   10. СТО ИрГТУ 005 - 2007

Психология профессионального самоопределения Лабораторный практикум на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Психология профессионального самоопределения. Понятия профессиональной направленности. Понятие профессионального якоря, типология построения профессиональных карьер

2. Реферат Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения

3. Реферат ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

4. Реферат Создание в учреждении образования условий для профессионального самоопределения учащихся

5. Реферат Лабораторный практикум по физике

6. Реферат Метрология. Лабораторный практикум

7. Реферат Физическая химия лабораторный практикум

8. Реферат Лабораторный практикум по промышленным контроллерам

9. Реферат Безопасность жизнедеятельности лабораторный практикум

10. Реферат Технология отрасли: лабораторный практикум