Новости

Социальная политика: особенности социального развития и его роль в экономике

Работа добавлена:






Социальная политика: особенности социального развития и его роль в экономике на http://mirrorref.ru

Дагестанский Государственный Университет  Народного Хозяйства

по   дисциплине

Макроэкономическое планирование и прогнозирование

на тему:

«Социальная политика: особенности социального развития и его роль в экономике »Выполнила:

студентка 4 к 1гр.

          Ф-та “Бухгалтерский  учет”

                 Гасайниева Загидат

Проверила:

               Магомедова Н. Г.

  Махачкала

                  2014 г.

Социальная политика государства.

Дилемма, которая стоит перед многими странами, – это или универсальная социальная политика по предоставлению важных видов обслуживания и льгот или селективная, которая может стать непосредственным источником социального неравенства и дифференциации. Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип всеобщего охвата и не дискриминационна по своей сути. Роль государства в обеспечении системы социальной защиты должна быть снова усилена, а не передана на откуп приватизации, децентрализации и дерегулированию. Это возможно при условии формирования системы, в которой уровень дохода для обеспечения базисных потребностей (basic income) и защищенность человека становятся основой социальной и экономической свободы.

Такой подход подразумевает развитие институциональных возможностей государства, позволяющих получать адекватные доходы в форме налогов, обеспечивать социальными услугами и проводить мониторинг эффективности своих программ. Для осуществления социальной политики в свою очередь требуется штат профессиональных, высокообразованных и хорошо оплачиваемых государственных чиновников. Обеспечение основных гарантий дохода в настоящее время невозможно во многих странах, страдающих от экономического спада и депрессии, тем не менее, социальная политика должна быть ориентирована на создание такой системы защищенности людей, которая дает некоторую свободу выбора, уделяет особое внимание социально уязвимым слоям населения и обладает финансовой устойчивостью.

Быстрый рост безработицы, а также снижение заработной платы и пенсий в сочетании с высочайшей инфляцией привели к тому, что тысячи людей оказались за чертой бедности. Отличительной чертой этого процесса был резкий рост неравенства. До начала реформ нынешние постсоциалистические государства были относительно эгалитарными. Но сегодня разрыв в доходах между бедными и богатыми гораздо шире.

Доходы населения.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал и предпринимательство).

Поддоходами населенияпонимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходывключают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы.

Номинальные доходыхарактеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.Располагаемые доходы– это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства используемые населением на потребление и сбережение.

Реальные доходыхарактеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

Заработная плата– это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными ра6отниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражаеткривая Лоренца(рис. 32), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов являетсядецильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Общепринятый способ измерения неравенства – использование коэффициента Джини. Его значение для всех стран находится в пределах от нуля (абсолютное равенство) и до единицы (один человек получает все). За период с 1987 по 1993 г. в большинстве стран неравенство возросло. В Болгарии, Чешской Республике, Эстонии, Киргизии и Российской Федерации коэффициент Джини увеличился на 40% и более.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Например, минимальная почасовая оплата труда в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов, в Литве с июля 2005 года – 2,98 лита.

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяетсяиндексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощьюпрожиточного минимума. Последний выражается в двух видах:социальныйи физиологическийминимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являютсяпотребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ)представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

Выделяют 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа– бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа– малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа– обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа– состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа– богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Хотя финансирование проведения социальной политики требует реструктурирования, принципы универсальности должны быть сохранены и усилены для обеспечения социальной интеграции, сокращения бедности и неравенства в обществе и усиления чувства социальной общности. В этом контексте необходимо признать, что во многих странах региона осуществление политики социальной защиты не отвлекает большой части национального дохода, и что ее уровень обычно ниже, чем в других странах Европы.

Первое требование эффективной социальной политики – профессиональное государственное управление. Приведение в исполнение законов и мер по регулированию деятельности предприятий, бизнесменов или местных органов невозможно деморализованными, плохо информированными, низкооплачиваемыми чиновниками. Другими словами, административное функционирование государства должно быть значительно усилено. Наряду с получением приличной оплаты для создания мотиваций и снижения вероятности коррупции на государственной службе, чиновники государственной администрации должны быть хорошо обучены, причем не только в техническом плане, но и в «социальной совместимости», предполагающей сочувственное отношение к людям, переживающим жизненный кризис.

Список литературы:

  1. Основы экономической теории (макроэкономика) Г.Ф. Кравцова, Н.И. Цветков, Т.И. Островская.
  2. Макроэкономика, М. К. Бункина, В.А. Семенов.
  3. Макроэкономическое планирование и прогнозирование, Р. Дорнбуш, С. Фишер.
  4. Экономика, А.С. Булатова
  5. Социальная политика в странах с переходной с переходной экономикой, Р. Макинтайр.

Социальная политика: особенности социального развития и его роль в экономике на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Социальная политика и состояние социального обслуживания населения Вологодской области

2. Реферат Роль кредита в рыночной экономике и направления его развития

3. Реферат Особенности социального развития дошкольников

4. Реферат Общая характеристика социального мировоззрения. Роль научного изучения общества, его функционирования и развития

5. Реферат Социальная сфера жизни общества. Социальная политика

6. Реферат Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса: роль в экономике и инновационном процессе, эволюционный путь развития

7. Реферат Особенности социального развития сирот обусловлены рядом факторов

8. Реферат Объективные законы, определяющие процессы в мировой экономике и особенности ее развития

9. Реферат Дать характеристику строительного комплекса, его роль и значение в национальной экономике. В чем заключаются общие и специальные особенности отрасли строительства

10. Реферат Новая экономическая политика: особенности экономического развития и финансово-экономического образования