Новости

Структура личности

Работа добавлена:






Структура личности на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение 2

1. Структура личности 3

1.1. Эго и его компоненты 3

1.2. Личное бессознательное 4

1.3. Коллективное бессознательное 5

1.3.1. Архетипы – Персона и Тень 5

1.3.2. Архетипы – Анима и Анимус 7

1.3.3. Архетип – Самость 8

Заключение 9

Список литературы 10

Введение

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог (1875–1961) – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а "психическая энергия как таковая".

Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные "душевные побуждения или силы ", энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.

Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая однако не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама преобразует его в процессе пробуждения феномена сознания.

При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.

1. Структура личности

1.1. Эго и его компоненты

Термин Эго (Ego) использовался Юнгом «для обозначения всего, что мы осознаем. В теории психоанализа – аспект личностной структуры; включает в себя восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром» . Другими словами, Эго можно обозначить как сознание, являющееся в концепции Юнга одной из трех единиц структуры личности. Упомянутый ранее термин Эго уже показал, что сознание содержит в себе такие компоненты, как: восприятие, мышление, воля, эмоции, интуиция, влечения. Изучая эти структуры, Юнг определяет восприятие как психическое проявление, при котором «человек видит, слышит, осязает мир и тем самым его осознает» . Восприятие является значительным для нормального функционирования психики в человеке. Когда восприятие «говорит нам, что есть - нечто» , то оно не говорит конкретно, что это такое. И тут в работу включаются процессы апперцепции – «комплексный процесс работы памяти и мышления, который позволяет нам понять, чем является что-либо» . Однако бывает, что информация еще не проанализирована и обработана мышлением, как уже вступают в силу эмоциональные реакции «приятного и неприятного характера, т.е. чувственные, эмоциональные оценки» . Эмоции – это неотъемлемый компонент человеческого сознания. Кроме перечисленных компонентов существуют и другие. «Интуиция – это восприятие, заключенных в ситуации потенциальных возможностей» и считается одной из основных функций психики. Воля человека представляет собой «направленные мышлением импульсы, которые позволяют человеку действовать по своему усмотрению на основе принятия четкого решения и последовательно реализовывать свои решения» . Процессы влечений у человека побуждают его к «многократным изменениям своих решений и действий, колебаниям, гибкому реагированию» , и являются импульсами, проистекающими из бессознательного и имеющих характер зависимости и принуждения. Итак, Эго или сознание «представляет собой подвижную конструкцию, которая в значительной степени определяется нашей жизнью, а именно жизнью существ, наделенных органами чувств с определенными сенсорными ограничениями» . Функции сознания заключаются в делении целостности мира на маленькие куски такого размера, который позволяет нашему относительно примитивному мозгу их ассимилировать, и проявлении зачаточных в бессознательном изображений . Таким образом, Юнг решил отделить сознательное от бессознательного. И именно во втором понятии заложена вся важность, причинность и актуальность аналитической психологии Юнга.

1.2. Личное бессознательное

В словарной терминологии «личное бессознательное – элемент структуры личности в теории К. Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний, забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании» . По мнению Юнга личное бессознательное это важная часть психики, которая является информационной и творческой базой человека и тем самым, «связующим звеном с миром, с природой и космосом» . Именное бессознательное, с точки зрения Юнга, оказывается вместилищем первичной информации, поступающей из мира. Эта информация еще мало интенсивна и обладает параметрами, «делающими ее недоступной для сознания человека» . Однако в то же время в бессознательном «хранятся вытесненные из сознания, подавленные мысли, чувства, желания, события, о которых человек не хочет и не может думать в силу их запретности или травматичности» . Бессознательные структурные единицы, обнаруженные автором аналитической идеи, содержат комплексы или совокупности психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений, материнский комплекс, комплекс власти), которые имеют свойство объединяться вокруг какого-либо тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами . Комплексы временами могут захватить контроль над сознанием, Эго или личностью и управлять его поведением . Значимость личного бессознательного специфична, потому как «включает в себя все впечатления нашей жизни независимо от того, попадали они в наше сознание или нет» . Поэтому бессознательное сразу не осознается и кажется чем-то неизвестным. К этой мысли следует добавить, что бессознательное в индивидууме скорее «все то, что я знаю, однако о чем не думаю в данный момент, все, что было воспринято моими органами чувств, но не зафиксировалось в моем сознании, все, что я чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю непреднамеренно и невнимательно, то есть бессознательно, все предстоящее, что подготавливается во мне и лишь позже достигает сознания, – все это является содержанием бессознательного» .

1.3. Коллективное бессознательное

Если коротко и обобщенно говорить о коллективном бессознательном, то это скорее «самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков» . Юнг определил этот уровень психики как «хранилище древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от родовых предков и даже от дочеловеческих антропоморфных предков» . Универсальность коллективного бессознательного, в отличие от строго индивидуального личного бессознательного, представлено архетипами. «Архетипы, по определению Юнга, - это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями» . Перечисляя архетипы, которые Юнг определил мы увидим, что это и архетип Матери, архетип Энергии, архетип Бога, Демона, Героя, Мудреца, Ребенка и т.д. Но самые основные архетипы, являющиеся отдельными системами внутри личности это: Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость.

1.3.1. Архетипы – Персона и Тень

Общепринятое понятие персоны представляет два вида определения: «1) особа, личность; 2) архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиям со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие» . Однако для Юнга персона – это та же маска или «социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он надевает в связи с господствующими в обществе установками» . Другими словами, это как бы «публичное лицо» человека, как он себя проявляет в отношениях с людьми, выполняет свою социальную роль согласно социальным требованиям . В процессе жизни человек развивается и адаптируется к социальной ячейке, в которой он растет. Позже он понимает, что необходимо отрегулировать свое поведение так, чтобы оно соответствовало социальным ожиданиям, тем более, что социум, в котором находится человек, расширяется. Динамика роста социума для человека приблизительно такова: семья, детский сад, школа, училище или вуз, работа и т.п. Человек уже фигурирует в большем количестве ячеек общества, поэтому ему приходиться носить и использовать больше масок. Например, «каждой профессии свойственна определенная маска, которую носит член общества» . Функционально персона «служит для того, чтобы производить впечатление на других и утаивать от других свою истинную сущность» . Однако, если же «Эго идентифицируется с Персоной, то человек уходит в эту роль, отчуждаясь в значительной степени от своих истинных реальных особенностей» .

Противоположной сферой коллективного бессознательного является Тень – «архетип в теории К. Юнга, представляющий собой подавленную темную, животную сторону человеческой личности» . В психоанализе принято считать, что это иррациональная, аморальная, содержащая отвергаемые (в том числе сексуальные и агрессивные) импульсы и соответственно подавляемая часть личности . Однако не стоит её поэтому игнорировать, потому что она является еще и «источником энергии, которая может быть использована в творчестве» . Как раз в этом обнаруживается роль Эго – в направлении энергии Тени в нужное русло. Поэтому смело можно отнестись к архетипу Тени, не только как к дурной стороне личности, которую следует искоренять и аннулировать, но и как к продуктивной жизненной силе, спонтанности, творческому началу в жизни человека .

Юнг посчитал, что Персона и Тень это непосредственно архетипическое ядро в коллективном бессознательном, которое частично затрагивает и личное бессознательное, и Эго, потому как оба архетипа проявляются в сознании: Тень как неприятные, отвергаемые мысли; Персона – ощущение своего соответствия социуму .

1.3.2. Архетипы – Анима и Анимус

Архетипы Анимы и Анимуса на прямую связаны с такими образами как: образ Матери и образ Отца.

«Образ Матери представляет собой архетипическое переживание, мать на бессознательном уровне вначале воспринимается не как конкретная личность, а как архетип, как обобщенный образ всех матерей прошлого, как могущественный первообраз, который окрашивает в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение человека к матери, женщине, обществу, чувствам, но делает это настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает» . Исходя из этого, «архетип женщины – «Анимы» – чувственный образ женщины, который тысячелетиями носит в себе мужчина, причем много мужчин до деталей могут описать образ «желанной женщины, чувственный образ желанной любовницы, без черт материнского поведения», и среди огромного числа женщин могут распознать и искать тех, кто больше всего подходит под тип Анимы» . Анима у мужчин может проявляться в виде необузданных эмоций, чувств, капризов и других иррациональных чувств.

«Архетип Отца – это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, а первоначально архетип отца может быть образом Бога, власти, борьбы, образом всех стихийных сил, готовых помочь или навредить» . Поэтому «архетип мужчины – «Анимус» – это образ мужчины, каким его с давних пор знала женщина, это чувственный образ желанного мужчины, героя, либо чувственный образ тирана, которого следует остерегаться» . У женщин это может выражаться проявлением стойкости в жизненных ситуациях, стремлением спорить, используя нелогические аргументы, непризнанием ничьей правоты .

Юнг полагал, что «чем сильнее бессознательное влияние родительского образа, тем чаще фигура любимого человека выбирается в качестве положительной или отрицательной замены родителям – т.е. дети как бы заново вступают в брак со своими родителями в облике любимых избранников» . Однако, если Анима и Анимус «слишком расходятся с реальностью и Эго не удается скорректировать это расхождение, человек может глубоко страдать» .

Итак, все мы содержим в себе автономную структуру личности, которая составляет нашу внутреннюю жизнь и проецируется на внешний мир – это душа. Но в случае с Юнгом и его аналитической концепцией, стало очевидно, что «мужчины воспринимают свою душу как женскую, а женщины – как мужскую» .

1.3.3. Архетип – Самость

Отдельной структурой личности у Юнга становится Самость. «Самость – архетип в теории К.Юнга, становящийся центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри нее интегрируются в процессе индивидуации» . Самость определяет «целостность и порядок внутри человеческой души» , охватывает все психические феномены человека, выражает единство и целостность всей личности . Проявление Самости в личности имеет архетипический характер: в сновидениях, мифах, сказках. Поэтому «Самость представляет собой не только центр, но и тот объем, который включает в себя сознание и бессознательное; она является центром этой целостности подобно тому, как Я является центром сознания» , и в виду всего этого, подчиняется сознательному Эго.

Развитие самости связано с индивидуациями, «смещаясь из центра Эго в область, локализованную между сознанием и бессознательным» . Однако «архетип Самости редко достигает совершенства» . Юнг относился к Самости как значительному компоненту личности и называл ее «Богом внутри нас» . А «развитие Самости – это главная цель человеческой жизни» .

Заключение

Мы рассмотрели творчество К.Г. Юнга, и увидели, что оно огромно и разносторонне, отличается глубиной мысли и сложностью структуры аналитической концепции.

Основное, что, пожалуй, отличает аналитическую психологию Юнга от психоанализа Фрейда это, скорее всего в области понимания, что такое бессознательное. «Основные отличия от фрейдовской интерпретации в следующем: 1) меньшее подчеркивание вытеснения – личное бессознательное для Юнга не столько результат вытеснения, сколько следствие тенденции каждого индивида к одностороннему развитию, какая-то часть возможностей вытесняется, открывая простор реализации других возможностей; 2) бессознательное не обязательно содержит неприемлемые черты, положительные особенности оказываются в бессознательном в силу одностороннего развития» .

Концепция архетипов, рассмотренная в данной работе, является особым аспектом системы Юнга, касающийся первобытных образов и «имеет нечто общее с фрейдовским представлением о филогенетической наследственности, как в размышлениях о первобытной орде» . Разница заключается в том, что Юнг «приписывает совершенно другую роль функции бессознательного. Он считает, что коллективное бессознательное является хранилищем мудрости времен, скрытым в мозге. В бессознательном не прекращается активность по созданию комбинаций в целях указания будущего индивида. Результат деятельности бессознательного. По мнению Юнга, превосходит в утонченности и масштабе работу сознания. Поэтому Юнг расценивает коллективное бессознательное в качестве «непревзойденного руководителя» человеческих существ… могущественной духовной наследственности в развитии человека, возрождающейся в каждом индивиде» .

Теория Юнга, по оценкам современников, – одна из самых захватывающих и интересных. Её предметная область включает не только психологию и психиатрию, но также и философию, антропологию, историю культуры, социологию, фольклористику, теологию, историю религий.  Влияние идей этой теории испытали все области гуманитарного знания. Это мировоззрение, система взглядов на мир и место человека в мире.

Список  литературы

1. Юнг К.Г. Критика психоанализа. Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000.

2. Герхард Вер. Карл Густав Юнг: сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Издательство Урал LTD, 1998.

3. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие: Феникс, 2000.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: «Феникс», 1999.

5. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.

6. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Академический Проект; Культура, 2009.

Структура личности на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Правовой статус личности: понятие, принципы, структура и виды. Гарантии прав личности

2. Реферат Структура личности

3. Реферат СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

4. Реферат Структура личности. Развитие в продуктивной деятельности

5. Реферат Понятие личности, ее структура по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову и свойства

6. Реферат Проблема личности в философии. Свобода и ответственность личности. Новые проблемы личности в современном мире

7. Реферат Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева

8. Реферат Жизненный путь личности. История исследований проблемы жизненного пути личности. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна. Пространство и время личности

9. Реферат Свойства и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности

10. Реферат Понятие личности в психологии. Основные концепции личности: психоаналитическая, теория черт, гуманистическая, социально-когнитивная