Новости

Личность в системе управления: понятие, способности, типы мышления. Командный труд

Работа добавлена:






Личность в системе управления: понятие, способности, типы мышления. Командный труд на http://mirrorref.ru

1. Личность в системе управления: понятие, способности, типы мышления.

Под личностью понимается устойчивая система взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему активно и сознательно действовать. Таким образом, первым свойством личности является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее сторон; вторым — активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; третьим — устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение человека, то есть действия, выражающие его субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение определяется эмоциональными и рациональными факторами, внутренними склонностями людей и внешней обстановкой, их вкусами, взглядами, интересами.

Личностные качества формируются под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов открывает дорогу успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводит в тупик.

Способности в психологии рассматриваются как совокупность черт личности, необходимых для успешного выполнения конкретного вида деятельности, склонности к нему, позволяющие добиться в нем успеха. Способности человека могут быть:

-общими, присущими в той или иной мере всем людям и лежащими в основе остальных способностей (работать, думать, ощущать, действовать);

-элементарными частными (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.);

-сложными частными. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности) и специальные. Последние разделяются на интерсоциальные (к работе с людьми) и конструктивные (к созданию нового, изобретательству); те и другие могут быть теоретическими и практическими.

Направленность способностей бывает технической, организационной, педагогической и пр.

Принято считать, что способности, как склонность к тому или иному виду деятельности, даются человеку от природы. На самом деле таковым психофизиологическим феноменом являются задатки, которые превращающиеся в способности под воздействием жизненных условий и воспитания. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природного и приобретенного личностью в результате развития и саморазвития.

По форме проявления выделяют задатки к репродуктивной (усвоение и применение информации) и творческой деятельности.

По диапазону способности классифицируют по трем уровням: одаренность, талантливость, гениальность.

Одаренность — это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из остальных лиц. Обычно она проявляется в наличии возможности что-то улучшать, совершенствовать. Талант представляет собой задатки, реализуемые через творчество, создание нового, необычного. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда ее обладатели создают новые идеи, а результаты творчества имеют общеисторическое значение.

Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях переориентацию на восприятие нового.

Наряду с навыками можно выделить привычки, то есть автоматизированные формы поведения, которые, благодаря повторению, становятся для человека необходимостью. Как и навыки, привычки могут и облегчать работу (например, подготовка всего необходимого заранее), и усложнять ее (беспорядок на столе).

Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.

Художественному мышлению свойственна образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, абстрактностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.

Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, что дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы и по своему характеру они могут быть двух типов. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.

Другой вид специальных способностей — конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и пр., и их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам.

Степень развития специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование создает определенную базу.

Лицам, занимающим в структуре управления первичные должности, например табельщикам, бригадирам и т.п. , которым необходимо планировать свою работу на срок не более двух месяцев, достаточно обладать лишь так называемым конкретно-чувственным мышлением, для чего иметь перед глазами соответствующий объект. Такое мышление обеспечивается образованием или специальной подготовкой продолжительностью от нескольких дней до двух лет.

Людям, занимающим низшие руководящие должности, например, мастерам, которым требуется планировать свою деятельность на период до полугода, необходимо обладать так называемым конкретно-образным мышлением. Оно дает возможность выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Для развития такого мышления необходимо уже профессиональное образование продолжительностью от двух до четырех лет.

Руководителям небольших предприятий, ведущим специалистам крупных организаций, которым требуется планировать свою работу не менее, чем на год вперед, важно обладать конкретно-умозрительным мышлением, которое дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнохарактерных взаимосвязях друг с другом. Такой уровень мышления обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом.

Наличие у человека абстрактного мышления говорит о том, что для выполнения работы ему не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной послевузовской подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них заглядывать вперед на пятилетку.

Наконец, лица с предвидящим мышлением, получившие второе образование в объеме трех-четырех лет в области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия должностей в руководстве крупнейших корпораций и государственных учреждений.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.

2. Командный труд: различия групп и их команды.

Команда — это группа из двух или более индивидов, которые для достижения оп ределенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность.

Различия между группами и командами.

Группа

Команда

Имеет назначаемого сильного лидера

Роль лидера переходит от одного члена к другому.

Индивидуальная подчиненность

Индивидуальная и взаимная подчиненность

Цель – так же, что и у организации

Специфическое видение цели

На выходе – продукты индивидуального труда

На выходе – продукты коллективного труда

Встречи «необходимы и достаточны»

На встречах ведутся не ограниченные во времени дискуссии и решаются все проблемы

Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес

Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы

Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания

Совместное общение, принятие решений и рабочие задания.

Модель эффективности командного труда.

Эффективность работы команды определяется по двум результатам: производительному выпуску и личному удовлетворению. Под удовлетворением понимается способность команды к насыщению индивидуальных потребностей ее членов, а отсюда к поддержанию в них стремления к командному труду и приверженности ее интересам. Производительный выпускэто количество и качество результатов командного труда и их соответствие заранее установленным целям.

Среди определяющих эффективность командного труда факторов на первом месте — сама организация, вернее тот контекст, в котором функционирует команда. Эффективный командный труд предполагает управление (как членами команды, так и заинтересованными в ее деятельности внешними лидерами) стадиями развития команды, ее внутренней сплоченностью, нормами и конфликтами.

Формальные команды: понятие, вертикальна, горизонтальная, комитет, специализированная.

Формальные командысоздаются как часть организационной структуры компании. Выделяют три разновидности формальных команд: с горизонтальными и вертикальными структурными взаимосвязями, а также специализированные команды.

Вертикальная команда включает в себя менеджера и его формальных подчиненных. Такую команду иногда еще называютфункциональной.В некоторых случаях она может включать в себя три-четыре уровня иерархии в рамках одного функционального отдела. Как правило, в вертикальную команду входит отдел в целом.

Горизонтальная команда состоит из работников примерно одно и того же уровня, но из разных отделов. Они собираются вместе, получают задачу, а после ее выполнения могут возвратиться к исполнению постоянных рабочих обязанностей. Обычно горизонтальные команды формируются в виде специальных групп или комитетов.

Специальная группа включает в себя сотрудников разных отделов, которым поручено совместное выполнение определенных действий. По достижении поставленной цели специальная группа распускается. Другое название специальной группы —межфункциональная команда.

Комитет, как правило, является более долговечным образованием, нередко становится постоянной частью организационной структуры. Членство в комитете определяется обычно не столько опытом работы, сколько должностью сотрудника. Член комитета должен быть официальным представительным лицом в отличие от члена специальной группы, от которого главным образом требуется наличие необходимых для разрешения проблемы навыков.

Специализированные команды не входят в формальную структуру организации и работают над наиболее важными или требующими уникальных творческих навыков проектами.

Команды по решению проблем и задач.

Команды по решению проблем и задач обычно состоят из 5-12 получающих по часовую оплату сотрудников одного отдела, которые добровольно встречаются между собой и обсуждают способы повышения качества, эффективности и улучшения условий труда. Как правило, такие команды являются первым шагом компании на пути к участию работников в управлении. Наиболее известная их форма — кружки качества, когда усилия рабочих концентрируются на совершенствовании процесса производства и повышении качества продукции.

Самоуправляемые команды.

Постепенно по мере «взросления» компании команды по решению проблем могу т превратиться в самоуправляемые, и в таком виде они представляют собой принци пиально новый способ организации труда на предприятии.Самоуправляемые командысостоят из 5-20 обладающих различными навыками работников, в них осуществляется ротация рабочих заданий, они отвечают за весь цикл производства товара или услуги. Такие постоянно функционирующие команды, как правило, хар актеризуются следующими признаками.

  • Члены команды обладают различными навыками и могут выполнять разные функции , так что их общий опыт позволяет выполнять крупные организационные задачи. Так, в команде могут быть работники из литейного, шлифовального, транспортного и других цехов, а также из отдела сбыта. Каждый из них проходит всестороннюю подготовку и способен выполнять функции любого другого члена команды. Отсутствие границ между функциями позволяет поддерживать высокий уровень координации, производить качественные товары или услуги.
  • Команда имеет доступ к необходимым для выполнения задачи ресурсам (информация, оборудование, транспорт, поставки).
  • Команда имеет право самостоятельно принимать решения (принимать новых членов, решать возникающие проблемы, расходовать выделенные средства, контролировать результаты и составлять планы).

Члены самоуправляемой команды выполняют и функции менеджеров, такие как составление графиков работ, планирование отпусков или закупок материалов.

Виртуальная команда.

Одна из разновидностей самоуправляемой команды, обязанная своим появлением глобализации и развитию технологий, — так называемаявиртуальная команда,члены которой широко используют компьютерные технологии и программное обеспечение совместного доступа. Они объединяют людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга, но имеющих возможность участвовать в совместном труде. Виртуальные команды обычно возникают в организациях, офисы и производственные мощности которых разбросаны по стране или по всему миру.

Характеристика рабочих команд: размер, роли участников.

В большинстве случаев идеальныйразмеркоманды - 7 человек. Впрочем, число участников может варьироваться от 5 до 12, что никак не сказывается на резуль татах. Такие команды достаточно велики, чтобы обладать разнообразными навыка ми, позволяют членам свободно выражать все свои эмоции (и положительными и отрицательные) и агрессивно искать решения проблем. В то же время они достаточно малы, чтобы участники чувствовали особую близость.

В рамках команды имеются своироли.

Специалист по решению задач – главное – рабочее задание, человеческие потребности игнорируются; Важная роль, но если в команде преобладают специалисты, остаются не удовлетворенными социальные потребности участников.

Социально-эмоциональная поддержка – главное – потребности людей, задачи команды не столь важны. Важная роль, но в случае преобладания – снижается производительность.

Двойная роль – главное – и цели, и люди, ее исполнитель может быть лидером команды, Важная, но не главная роль, особенно в тех случаях, когда в команде есть и специалисты и социально-эмоциональная поддержка.

Сторонний наблюдатель – не прилагает особых усилий ни к выполнению задач команды, ни к удовлетворению потребностей ее членов. Второстепенная роль, но если ее исполняют много членов группы, команда разваливается.

Личность в системе управления: понятие, способности, типы мышления. Командный труд на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Мышление как предмет психологии. Основные стадии и формы мышления. Типы и виды мышления

2. Реферат Определение мышления. Психологические характеристики мышления (понятие, суждение, умозаключение). Виды мышления (наглядно-действенное, образное, абстрактно-логическое). Определение понятия «интеллект»

3. Реферат Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации

4. Реферат Понятие об электроприводе, как электромеханической системе, его назначение и функции. Типы электроприводов, структура и основные элементы современного электропривода

5. Реферат Личность как объект управления и самоуправления. Лидерство и стили управления

6. Реферат Понятие способностей. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности

7. Реферат Понятие разрешающей способности радиолокационных систем. Разрешающая способность по дальности

8. Реферат Организация процесса управления маркетинговой деятельностью в системе управления школы

9. Реферат Особенности возникновения конфликтов и управления ими в системе государственного управления

10. Реферат ЛИЧНОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ