Новости

Анализ и изучение налогов, их виды

Работа добавлена:






Анализ и изучение налогов, их виды на http://mirrorref.ru

План:

Введение;

  1. Система налогов и сборов в РФ;
  2. Налоговый кодекс РФ;
  3. Функции налогов;
  4. Методы исчисления налогов;
  5. Классификация и характеристика налогов;
  6. Федеральные налоги;
  7. Плательщики налога, объекты обложения и сроки уплаты;
  8. Налоговая база и ставки, налоговые льготы;
  9. Порядок исчисления налога;

Заключение;

Список литературы.

Введение

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества.

Порядок исчисления и уплаты налога имеет не менее важную роль в системе налогов и сборов, так как именно этот порядок определяет, кто и когда должен уплатит определённый налог, а значит и пополнить казну государства, т.е. обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Исходя из выше сказанного, не трудно понять, почему тема «налоги» так актуальна. С таким важным значением для государства и налоговой системы, хочется более четче понять и разобраться, что они собой представляют, как взаимодействуют между собой в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации.

Также, актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Целью работы является анализ и изучение налогов, их виды. Поскольку налогов очень много, необходимо разобраться с порядком их исчисления и сроками уплаты, а так же затронуть некоторые другие аспекты, которые будут рассмотрены в ходе работы.

  1. Система налогов и сборов в РФ.

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина (ст. 13 НК РФ).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес:

3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

Местными налогами являются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 НК РФ).

2. Налоговый кодекс РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерациии местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года, вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на доходы физических лиц
  • Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования)

С 1 января 2002 года введены:

  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Налог с продаж
  • Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)

С 1 января 2003 года введены также:

  • Транспортный налог
  • Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим)
  • Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Налог на игорный бизнес
  • Налог на имущество организаций

И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Водный налог
  • Государственная пошлина
  • Земельный налог

С 1 января 2015 года действует глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации, которой регулируется налог на имущество физических лиц.

  1. Функции налогов.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета[10]. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.
    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.
    • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

  1. Методы исчисления налогов.

Разные налоги – разные способы подсчитать.Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим. На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  • Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  • Ступенчатые налоги: ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

  1. Классификация и характеристика налогов.

Классификация налогов — это система их подразделения на группы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:

I. По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги В РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные.

II. По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить по признаку реализации товаров (работ, услуг), к которым можно отнести:

· Налог на доход от капитала,

· Налог на имущество,

· Налог на недвижимость,

· Налог с продаж,

· Налог на игорный бизнес,

· Земельный налог,

· Налог на наследование и дарение,

· Акцизы.

III. По источнику уплаты налоги на основе признака дохода, выручки или себестоимости подразделяются на следующие виды налогов:

· НДС,

· Налог на прибыль,

· Подоходный налог с физических лиц,

· Единый социальный налог,

· Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

· Дорожный налог и др.

IV. По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).

V. По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и скрытые (косвенные). В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т. д.). Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д. Скрытые (косвенные) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров (работ, услуг), т. е. взимаются в процессе потребления товаров (работ, услуг). К таким видам налогов относят акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж и др.

VI. По методу обложения(от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки

VII. По назначению налоги подразделяют на общие и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, дорожный, медицинский, страховой и т. д.).

  1. Федеральные налоги.

Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской ФедерацииНалоговая система Российской Федерации отражает три уровня бюджетной системы РФ и наряду с федеральными налогами и сборами предполагает региональные и местные налоги.

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом кодексе и не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс[2].

Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный[2].

К федеральным налогам и сборам (в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) относятся[2]:

  1. Налог на добавленную стоимость;
  2. Налог на прибыль;
  3. Акцизы;
  4. Налог на доходы физических лиц;
  5. Налог на добычу полезных ископаемых;
  6. Водный налог;
  7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. Государственная пошлина.

При применении специальных налоговых режимов могут устанавливаться другие федеральные налоги.

  1. Плательщики налога, объекты обложения и сроки уплаты.

Вид налога (сбора)

Кто платит

Налоговый период, срок уплаты налога (сбора)*

Налог на добавленную стоимость (НДС) (гл. 21 НК РФ)

Федеральный (п. 1 ст. 13 НК РФ)

– организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения;

– организации и предприниматели при ввозе товаров на таможенную территорию России

Состав плательщиков НДС определен в статье 143 Налогового кодекса РФ

Объекты обложения НДС установлены статьей 146 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – квартал (ст. 163 НК РФ)

Срок уплаты:

– ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ)

Акциз (гл. 22 НК РФ)

Федеральный (п. 2 ст. 13 НК РФ)

– организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения;

– организации и предприниматели при ввозе товаров на таможенную территорию России

Состав плательщиков акцизов определен в статье 179 Налогового кодекса РФ

Объекты обложения акцизами установлены статьей 183 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – месяц (ст. 192 НК РФ)

Срок уплаты:

1. Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным

2. Для организаций, у которых есть свидетельство на совершение операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом – не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным

Сроки уплаты акцизов установлены пунктами 3 и 3.1 статьи 204 Налогового кодекса РФ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) (гл. 23 НК РФ)

Федеральный (п. 3 ст. 13 НК РФ)

– резиденты;

– нерезиденты (с доходов, полученных от ведения деятельности в России)

Состав плательщиков НДФЛ определен в статье 207 Налогового кодекса РФ

Объекты обложения НДФЛ установлены статьей 209 Налогового кодекса РФ

Подробнее об этом см. Кто обязан платить НДФЛ

Налоговый период – год (ст. 216 НК РФ)

Сроки перечисления НДФЛ налоговыми агентами:

1. С доходов, выплаченных в денежной форме:

– в день получения денег в банке, если организация выплачивает доход наличными, полученными с расчетного счета;

– в день перечисления денег на счет, если организация выплачивает доход в безналичном порядке;

– на следующий день после выплаты дохода, если организация выплачивает его из других источников

2. С материальной выгоды и с доходов, выплаченных в натуральной форме – на следующий день после фактического удержания налога

Сроки уплаты НДФЛ установлены пунктом 6 статьи 226, статьями 227 и 228 Налогового кодекса РФ

При определении сроков уплаты налога удобнее пользоваться таблицей

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Федеральный (п. 5 ст. 13 НК РФ)

– российские организации;

– иностранные организации, которые ведут деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России

Состав плательщиков налога на прибыль определен в статье 246 Налогового кодекса РФ

Объекты обложения налогом на прибыль установлены статьей 247 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – год (ст. 285 НК РФ)

Сроки уплаты:

– авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, девять месяцев) (если организация платит налог поквартально);

– авансовые платежи – не позднее 28-го числа каждого месяца квартала (если организация платит налог помесячно исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале);

– авансовые платежи – не позднее 28-го числа следующего месяца (если организация платит налог помесячно исходя их фактической прибыли);

– налог на прибыль по итогам года – не позднее 28 марта следующего года

Сроки уплаты налога на прибыль установлены пунктом 1 статьи 287 Налогового кодекса РФ

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (гл.26 НК РФ)

Федеральный (п. 6 ст. 13 НК РФ)

Организации и предприниматели, признаваемые пользователями недр (ст. 334 НК РФ)

Объекты обложения НДПИ установлены статьей 336 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – месяц (ст. 341 НК РФ)

Срок уплаты:

– не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным (ст. 344 НК РФ)

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)

Федеральный (п. 8 ст. 13 НК РФ)

Организации и предприниматели, которые используют водные объекты на основании лицензий (договоров), выданных (заключенных) до 1 января 2007 года (ст. 333.8 НК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 12 Закона от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ)

Объекты обложения водным налогом установлены статьей 333.9 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – квартал (ст. 333.11 НК РФ)

Срок уплаты:

– не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала (п. 2 ст. 333.14 НК РФ)

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Федеральные (п. 9 ст. 13 НК РФ)

Организации, предприниматели и граждане:

– получившие лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира;

– получившие разрешение на пользование объектами водных биологических ресурсов

Состав плательщиков сборов определен статьей 333.1 Налогового кодекса РФ

Объекты обложения сборами установлены статьей 333.2 Налогового кодекса РФ

Сборы уплачиваются:

– при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира – в виде разового взноса (п. 1 ст. 333.5 НК РФ);

– при получении разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов – в виде разового и регулярных взносов (абз. 3 п. 2 ст. 333.5 НК РФ)

Регулярные взносы уплачиваются ежемесячно не позднее 20-го числа равными долями в течение всего срока действия разрешения на пользование объектами водных биологических ресурсов (абз. 4 п. 2 ст. 333.5 НК РФ)

Госпошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Федеральный (п. 10 ст. 13 НК РФ)

Организации, предприниматели и граждане:

– обращающиеся за совершением юридически значимых действий;

– участвующие в судебных процессах в качестве ответчиков

Состав плательщиков госпошлины определен в статье 333.17 Налогового кодекса РФ

Госпошлина уплачивается:

– до подачи документов (запроса, ходатайства, заявления и т. п.) – при обращении за совершением юридически значимых действий;

– в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда – ответчиком, если решение принято не в его пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;

– до совершения нотариальных действий – при обращении к нотариусу (должностному лицу, выполняющему нотариальные действия);

– до выдачи дубликатов документов – при обращении за их выдачей

Сроки уплаты госпошлины установлены пунктом 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ)

Федеральный (п. 7 ст. 12 НК РФ)

Сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и предприниматели), отвечающие определенным критериям и добровольно перешедшие на уплату единого сельхозналога

Условия перехода на уплату единого сельхозналога определены статьей 346.2 Налогового кодекса РФ

Объект обложения единым сельхозналогом установлен статьей 346.4 Налогового кодекса

Налоговый период – год (ст. 346.7 НК РФ)

Сроки уплаты:

– авансовый платеж по итогам полугодия – не позднее 25 июля;

– единый сельхозналог по итогам года – не позднее 31 марта следующего года

Сроки уплаты единого сельхозналога установлены статьей 346.9 Налогового кодекса РФ

Единый налог при упрощенке (гл. 26.2 НК РФ)

Федеральный (п. 7 ст. 12 НК РФ)

Организации и предприниматели, отвечающие определенным критериям и добровольно перешедшие на упрощенку

Bdiv style="">Условия перехода на упрощенку определены статьей 346.12 Налогового кодекса РФ

Объекты обложения единым налогом при упрощенке установлены статьей 346.14 Налогового кодекса РФ

Подробнее об этом см. Кто и на каких условиях может применять упрощенку

Налоговый период – год (ст. 346.19 НК РФ)

Сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов (квартал, полугодие, девять месяцев) – не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Сроки уплаты единого (минимального) налога по итогам года:

– для организаций – не позднее 31 марта следующего года;

– для предпринимателей – не позднее 30 апреля следующего года.

Сроки уплаты единого (минимального) налога при упрощенке установлены статьей 346.21 Налогового кодекса РФ

Подробнее об этом см. В какие сроки необходимо уплатить единый налог при УСН в бюджет

Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)

Федеральный (п. 7 ст. 12 НК РФ)

Предприниматели, отвечающие определенным критериям и добровольно перешедшие на патентную систему налогообложения

Условия перехода на патентную систему налогообложения определены пунктами 2, 5 и 6 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – год, если иное не установлено пунктами 2 и 3 статьи 346.49 (п. 1 ст. 346.49 НК РФ)

Сроки уплаты налога зависят от продолжительности периода, на который выдан патент

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (гл. 26.3 НК РФ)

Федеральный (п. 7 ст. 12 НК РФ)

Специальный налоговый режим действует до 2018 года (п. 8 ст. 5 Закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ)

Организации и предприниматели, отвечающие определенным критериям и добровольно перешедшие на ЕНВД

Условия применения ЕНВД определены статьей 346.26 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – квартал (ст. 346.30 НК РФ)

Сроки уплаты:

– не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января следующего года (п. 1 ст. 346.32 НК РФ)

Подробнее об этом см. Как организации уплатить ЕНВД в бюджет

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ)

Региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ)

Российские и иностранные организации, у которых есть движимое и недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения (кроме организаций, применяющих специальные налоговые режимы)

Состав плательщиков налога на имущество определен статьей 373 Налогового кодекса РФ

Объекты обложения налогом на имущество установлены статьей 374 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – год (ст. 379 НК РФ)

Сроки уплаты налога на имущество (авансовых платежей) устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ)

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)

Региональный (п. 2 ст. 14 НК РФ)

Организации и предприниматели, которые ведут предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ)

Объекты обложения налогом на игорный бизнес установлены статьей 366 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – месяц (ст. 368 НК РФ)

Срок уплаты:

– не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным (ст. 371 НК РФ)

 

Транспортный налог(гл. 28 НК РФ)

Региональный (п. 3 ст. 14 НК РФ)

Организации, предприниматели и граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ)

Объекты обложения транспортным налогом установлены статьей 358 Налогового кодекса РФ

Подробнее об этом см. Кто признается плательщиком транспортного налога

Налоговый период – год (ст. 360 НК РФ)

Сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ)

Для организаций сроки уплаты транспортного налога не могут быть установлены:

– ранее 1 февраля года, следующего за отчетным – в отношении годовой суммы налога (абз. 2 п. 1 ст. 363, п. 3 ст. 363.1 НК РФ);

– ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом – в отношении авансовых платежей (письмо Минфина России от 28 апреля 2006 г. № 03-06-04-02/12)

Граждане платят транспортный налог на основании уведомления из налоговой инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ)

Подробнее об уплате транспортного налога см. В какие сроки и куда платить транспортный налог

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Местный (п. 1 ст. 15 НК РФ)

Организации, предприниматели и граждане, обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ)

Объекты обложения земельным налогом установлены статьей 389 Налогового кодекса РФ

Налоговый период – год (ст. 393 НК РФ)

Сроки уплаты земельного налога (авансовых платежей) устанавливаются местными властями

Для организаций и предпринимателей срок уплаты годовой суммы земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (абз. 2 п. 1 ст. 397 НК РФ)

Граждане, не являющиеся предпринимателями, платят земельный налог на основании уведомления из налоговой инспекции (п. 4 ст. 397 НК РФ). При этом срок уплаты не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за отчетным (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ)

Местный (п. 2 ст. 15 НК РФ)

Предприниматели и граждане, которые являются собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения) (ст. 400 НК РФ)

Налоговый период – год (ст. 405 НК РФ)

Срок уплаты – не позднее 1 октября следующего года (п. 1 ст. 409 НК РФ)

Торговый сбор**(гл. 33 НК РФ)

Местный (п. 3 ст. 15 НК РФ)

Организации и предприниматели, которые занимаются торговой деятельностью с использованием движимого и (или) недвижимого имущества (ст. 411, 413 НК РФ)

Объекты обложения торговым сбором установлены статьей 412 Налогового кодекса РФ

Период обложения – квартал (ст. 414 НК РФ)

Срок уплаты – не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ)

e/td>

  1. Налоговая база и ставки, налоговые льготы.

Налоговая база – количественное выражение объекта налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговый оклад – это сумма вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения:

  • - со стоимостными показателями (например, стоимость имущества при исчислении налога на имущество физических и юридических лиц);
  • - с физическими показателями (объектом добытого сырья).
  • - налогоплательщики – организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объекте налогообложения, либо связанных с налогообложением;
  • - индивидуальные предприниматели используют данные учета доходов, расходов и хозяйственных операций;
  • - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Методы формирования налоговой базы:

  • - кассовый метод (присвоения) – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, а расходами – реально выплаченные суммы;
  • - накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение, которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они налогоплательщиком. НДФЛ – з/пл начислена, но не получена, НДС – в момент отгрузки товара.

Налоговый период – это срок в течение, которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате).

Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.

В зависимости от способа определения суммы налога:

  • - равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (налог на благоустройство территории);
  • - твердые ставки, когда для каждой единицы налогообложения определен зафиксированный размер налога ( 7 коп. за 1 кв.м площади);
  • - процентные ставки, когда с 1 руб. предусмотрен определенный % налогового обязательства.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога:

  • - общие ставки;
  • - повышенные ставки;
  • - экономические ставки.

В зависимости от содержания:

  • - маргинальные ставки (определена нормативным актом о налоге);
  • - фактические ставки (отношение уплаченного налога к налоговой базе);
  • - экономические ставки (отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Значение экономических ставок состоит в том, что их динамика адекватно характеризует последствия для налогоплательщика.

Налоговая льгота – представленная налоговым законодательством исключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика.

Виды налоговых льгот:

  • 1) изъятия – налоговые льготы, выводящие из под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;
  • 2) скидки – это льготы, сокращающие налоговую базу;
  • 3) налоговый кредит.

Налоговые каникулы – полное освобождение от уплаты налога на определенный период.

В соответствии со ст. 52 НК налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Пример: расчет налога на прибыль. За налогоплательщика может рассчитать налог – налоговый орган (земельный налог), третье лицо уплачивают – налоговые агенты (НДФЛ).

  1. Порядок исчисления налога.

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ). Продолжительность (момент начала и момент окончания) каждого налогового периода устанавливается законодательством о налогах и сборах применительно к каждому отдельному налогу.

Порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ) представляет собой процессуальное действие, согласно которому исчисляется сумма налога, подлежащая уплате за отчетный период.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. При этом не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента.

Способы уплаты налога:

  • кадастровый;
  • у источника;
  • по декларации;
  • по уведомлению.

Кадастровый способ носит исторический характер и применяется при слабом развитии правового механизма налогового регулирования. При этом способе устанавливается средняя доходность объекта обложения по внешним признакам. Существуют поземельный, подомовой, промысловый и другие кадастры. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки взносов.

Способ "у источника" означает уплату налога до получения налогоплательщиком дохода. Таким способом уплачивается налог на доходы физических лиц, исчисляемый и удерживаемый бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход налогоплательщику. Это обычное автоматическое удержание, осуществляемое безналичным способом.

Способ уплаты налога "по декларации" предполагает перечисление налога после получения дохода владельцем. Данный способ возник с развитием личных доходов. Он предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о получаемых им доходах. Налоговые органы на этой основе рассчитывают налог и присылают (вручают) налогоплательщику извещение о его уплате.

Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с нормами НК РФ применительно к каждому налогу. По общему правилу уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме. Относительно федеральных налогов и сборов порядок уплаты определяется НК РФ. Применительно к порядку уплаты налогов субъектов РФ и местных налогов приоритет имеют соответствующие региональные законы или решения органов местного самоуправления.

Заключение.

На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
  2. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения.

Список литературы.

  1. Налоговый кодекс РФ;
  2. Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС., 2015. – 232 с;
  3. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. Пособие для экон. Вузов. М., Экономика, 2012. 254 с;
  4. Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М: «Бек»., - 2011. – 26 с;
  5. Чиненов М.В. «Все о налогах», 2017 №1, Консультант плюс.

Анализ и изучение налогов, их виды на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Изучение налогов как экономической категории, их сущности и видов

2. Виды налогов и основания для их классификации

3. Сущность налогов и их виды. Налоговая система России

4. Налоги: понятие и виды. Роль налогов в жизни общества

5. Необходимость, сущность налогов. Их функции. Классификация налогов

6. Понятие, виды и функции налогов и сборов. Отличие налога от сбора

7. Понятие и виды преступлений против порядка взимания налогов и иных платежей

8. Порядок зачета и возврата налогов и сборов. Понятие и виды ценных бумаг

9. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: понятие, виды, основания применения

10. Анализ полноты и своевременности выплаты банком налогов и платежей в бюджет и фонды