Новости

Гастрономическая тема в произведениях русских классиков

Работа добавлена:






Гастрономическая тема в произведениях русских классиков на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3-4

1. Теоретическая часть работы по теме «Гастрономическая тема в произведениях русских классиков»

  1. Краткая история русской кухни…………………………………..5-6
  2. Традиции трапезы в русской литературе…………………………6-7
  3. Русская кухня в литературе………………………………...….…7-10
  4. Любимые блюда русских писателей…………………………………
  5. Кулинарные предпочтения современности……………………11-13

2. Практическая часть работы по теме «Гастрономическая тема в произведениях русских классиков»

2.1 Анкетирование среди  студентов 1- 2 курсов…………………….14-15

Заключение…………………………………………………………..….16-17

Список использованных источников………………………………….…..18

Приложения……………………………………………………………..19-22

Введение

Знанием истории  нашей страны мы обязаны не только историкам, изложившие события и факты в верном порядке, сколько великим  поэтам и писателям, отразившим в своих произведениях картину жизни в те времена. Многие авторы подарили людям свои маленькие шедевры русской кулинарии. Как много можно узнать о русской кухне, прочитав произведения Пушкина, Чехова... Одна из важнейших составляющих писательского ремесла - умение правдиво, ярко и выразительно описывать всякие вкусные блюда. Иногда такие маленькие мелочи играют весомую роль в общем впечатлении от книги.

Еще обучаясь в общеобразовательной  школе, я начала замечать, что современная молодежь и дети все больше погружаются в виртуальную реальность и забывают о реальном мире: перестают общаться в живую, читать книги, компьютер и телефон – это главное в жизни. И обобщая это с темой проекта, у меня появилась гипотеза: чтов век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, но и о духовной пище. Принимая в современном мире все кулинарные новшества, мы забываем о родной русской кухне, о том, что извлечено опытом, что передавалось из поколения в поколение.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, чтосовременный человек имеет весьма туманное представление о том, что такое русская кухня, а, читая литературные произведения и встречая  в них названия блюд, редко желает познакомиться поближе с традициями исконно русской кухни.

Целью моего исследования является анализ использования темы кулинарии в литературных произведениях русских классиков XIX века, выявление взаимосвязи литературы и кулинарии.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить кулинарные пристрастия русских писателей (изучить произведения русских классиков, где присутствуют описания блюд русской кухни и научиться  готовить блюда).

2. Проследить историю русской кухни и современных ресторанов.

3. Изучить гастрономические пристрастия современного человека.

4. Узнать, знакомы ли студенты нашего техникума с блюдами из литературных произведений.

Объект исследования: студенты 1 и 2 курсов Славянского электротехнологического техникума.

Предмет исследования: кулинарные предпочтения русских писателей.

Методы исследования: изучение художественной литературы, анкетирование.

1. Теоретическая часть работы по теме «Гастрономическая тема в произведениях русских классиков»

1.1Краткая история русской кухни

Каждый народ с давних времен имеет свои традиции. В каждой стране есть свои неповторимые блюда, приготовлении еды и многое другое. Древнерусская кухня, развивавшаяся с IX-Х вв. и достигшая наибольшего расцвета в XV-XVI вв. ,во многом сохранившимися и по сей день. В начале этого этапа появился хлеб из дрожжевого ржаного теста, а также другие виды русских мучных изделий, без которых не узнать русскую кухню.

В русской кухне значительное место занимали кашицы и каши, считавшиеся в древние времена обрядовой и торжественной едой. Разнообразие блюд было велико. В начальный этап развития русской кухни сформировывается тяга к поеданию жидких горячих блюд ("хлёбова" - щи, похлебки). В это же время окончательно сформировались основные типы русских супов и возникли первые на Руси солянки, рассольники.

В XVII в. сильное воздействие на русскую кухню оказывает татарская кухня, что связано с историческими событиями. В этот период в русской  кулинарии появляется лапша пельмени, изюм, урюки многое другое. Также появляется первый на Русичай, ставший впоследствии традиционным.

Порядок подачи еды окончательно сформировался во в XVIII века. И сохранился вплоть 1970-х годов. Порядок подачи: горячее, холодное, жаркое, тельное, пироги, кулебяка, каша, пирожное. 

Начиная с правления Петра I, русская знать заводит у себя западноевропейские кулинарные традиции. И лишь во второй половине XIX в. начинается возрождение нашей национальной кухни, но с французскими поправками. 

К последней трети XIX в. русская кухня стала занимать наравне с французской кухней одно из ведущих мест в Европе. Главные черты русской кухни это: большое разнообразие блюд, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями и т. д. 

С середины XIX века начинается серьезный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций. Возникает совершенно неповторимая трактирная кухня. В основе - традиционная русская кулинария. Блюда готовятся в больших трактирных печах, которые никак не отличались от домашних русских печей.

Основное достоинство русской кулинарии - умение подстраивать под себя и кулинарно дорабатывать, совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми доводилось общаться русским на длинном историческом пути. Именно это сделало русскую кухню самой богатой кухней в мире.

1.2 Традиции трапезы в русской литературе

Уникальную роль в русской традиции трапезы сыграли дворянские усадьбы, став своеобразными центрами общения, развлечения, образования и воспитания. Дворцы и усадьбы, расположенные чаще всего в искусственном парковом ландшафте являлись местом проведения охоты, пикников и праздников. Здесь формировалась неповторимая атмосфера, обусловленная близостью к природе и достаточно неформальными (более свободным) отношениями. Перенимая культуру Запада, в том числе и культуру питания, хозяева усадеб, особенно московских, сохраняли национальный колорит и сформировали кухню, правила подачи блюд, этикет, получивших в дальнейшем распространение в системе элитных трактиров, кафе и ресторанов, ставшей доступной и для других слоев населения.

В классических произведениях можно найти все: и сюжеты из жизни людей, описание природы, жизненного уклада, прочитав произведение классика можно узнать: какие блюда были на столе много лет назад. Во многих литературных произведениях есть описание кулинарных традиций, застольев, пиров, обедов, трапез простых крестьян. Безграничное многообразие кулинарных традиций и вкусов существует в мире.

1.3.Русская кухня в литературе

«Не для того я живу, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить»Квинтилиан.

Гастрономическая тема всегда существовала как часть литературных произведений. Самые яркие  блюда и кулинарные традиции сохранились и пользуются популярностью и в наши дни, а какие-то незаслуженно забыты и потеряны.И мы приняли  решение - составить меню кулинарных пристрастий некоторых русских классиков. Сколько шедевров приготовили для нас такие мастера русской прозы, как Пушкин, Крылов, Чехов, Гоголь…

Например, у А.П.Чехова в произведении«Глупый француз» блины являются  главным атрибутом рассказа:

«Клоун из цирка братьев Гинц, Генри Пуркуа, зашел в московский трактир Тестова позавтракать.

- Дайте мне консоме! - приказал он половому.

- Прикажете с пашотом или без пашота?

- Нет, с пашотом слишком сытно... Две-три гренки, пожалуй, дайте...

В ожидании, пока подадут консоме, Пуркуа занялся наблюдением. Первое, что бросилось ему в глаза, был какой-то полный благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины.

"Как, однако, много подают в русских ресторанах! - подумал француз, глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом. - Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?»

А в другом своем произведении «О бренности» - Чехов вновь уделяет блинам значительное вниманиеи также описывает трапезу своего героя:

«Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины... Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина... Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп.за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на всё это и жадно глотал слюнки... Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем...

- Ну, можно ли так долго? - поморщился он, обращаясь к жене. - Скорее, Катя!

Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами... Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки... Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной... Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился... Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот...

Но тут его хватил апоплексический удар».

Блины - это самый популярный «образ» еды на страницах русской классики…

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»:

«- Прошу покорно закусить, - сказала хозяйка. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанешки, пряглы, лепёшки, блины со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со снятолками, и невесть чего было.

- Пресный пирог с яйцом!- сказала хозяйка. Чичиков подвинулся к пирогу с яйцом и, съевши ту же с небольшим половину, похвалил его…- А блинчиков?- сказала хозяйка. В ответ на что, Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнув их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой».

Из кулинарной книги блины с припеком – это блины, в которые запекли какую-то начинку. К примеру, в качестве припека в «Мертвых душах» у Гоголя используется творог.

Ошеломляет и поразительная осведомленность А.С.Пушкина в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, детали их приготовления... Вот что пишет Пушкин о семействе Лариных:

«Они хранили в жизни мирнойПривычки милой старины:У них на Масленице жирнойВодились русские блины»

Также у Пушкина есть подробное описание приготовления вечернего чая, чая после званого обеда, а еще более подробно Пушкин характеризует  вина по свойству и качеству шипучих (шампанского) и красных сухих столовых вин (бордо, кахетинского):

«И я Бордо благоразумный

Уж нынче предпочел ему.

К Аи я больше неспособен;

Аи любовнице подобен,

Блестящей, ветреной, живой,

И своенравной, и пустой…

Да здравствует Бордо, наш друг!»

А самый настоящий царский пир у Алексея Толстого в романе «Князь Серебряный»:

«На столах в это время… из яств стояли только блюда холодного мяса на постном масле, соленые огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашах… Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем, стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед… Когда съели лебедей, слуги вышли, попарно, из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки,курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишневым, можжевеловым и черемховым…»

Говорят, что еда Державина воспринимается глазами, еда Гоголя — душой, еда Гончарова - только желудком, а у Чехова — языком.

  1.  Любимые блюда русских писателей

Ценителями хорошей кухни были И.А. Крылов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н.Толстой, М.А. Булгаков и многие другие писатели и поэты.

К примеру, Александр Сергеевич Пушкин не был особо привередливым в еде. Предпочтение отдавал простой каше, домашнему супу, печеному картофелю. Любимыми кушаньями поэта были также варенец и моченые яблоки. Лев Николаевич Толстой любил грибную солянку, яичницу, утку с грибами, сливочную кашу, яблочный холодный пудинг, пирог из манной каши. Любимыми блюдами Николая Васильевича Гоголя были сочные котлеты, украинские галушки со сметаной, кулебяка и итальянские макароны, пачки которых он возил с собой, никому не доверяя их готовить. Из солений любимым блюдом были неженские огурчики, засоленные на смородинном листе с хреном и чесноком. Иван Андреевич Крылов знаменит не только выдающимся баснописцем, но и известен в петербургских гостиных как гурман, знаток и ценитель хорошего стола и любитель насладиться едой, о чем свидетельствуют некоторые его басни.

  1. Кулинарные предпочтения современности

Наука кулинария не стоит на месте, и мы пользуемся благамиXXI века, беспощадно тыча пальцем в печи СВЧ, кухонные комбайны  и  оцениваем свежесть продуктов по дате, выбитой на упаковке. В наш век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что всё чаще и чаще мы покупаем готовые блюда фабричного производства и всё реже готовим пищу из свежих продуктов. На мой взгляд, именно приготовление пищи вносит нотку порядка и покоя в повседневный хаос нашей современной жизни. Большинство людей едят для того, чтобы жить. Но можно есть, получая удовольствие от еды.

«Кулинарная» тема в современной литературе практически не изучена, а ведь здесь такой  простор для исследований и фантазии.  Мы забываем, как великолепна, проста и рациональна русская кухня. В наше время всё чаще и чаще на нашем столе возникают блюда иностранной кухни. Это неплохо, но мы забываем о родной русской кухне, то, к чему мы привыкли, с чем свыклись, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни.

Время течет неумолимо, меняя нравы, обычаи, традиции, и лишь одно остается неизменным – хлебосольство русского дома, несмотря на социальный слой. Несмотря на засилье ресторанов европейской и азиатской  кухни, отрадно видеть, что исконно русская кухня занимает не последнее место среди гастрономических пристрастий людей других стран.Русские рестораны распространены во всем мире. Есть они и в Париже, есть они в Вене, Лондоне, Бостоне и Сиднее. В Стамбуле есть 6 ресторанов русской кухни высокого класса. Знаменитые русские рестораторы и просто публичные люди стали открывать собственные рестораны. Например, в Москве одними из самых известных русских ресторанов являются  «Илья Муромец», «Сударь», «Гоголь»  и другие.

Примером  образцовой русской кулинарии для современных и будущих писателей являются русские классикиXIX-XX в.в. и их литературные произведения, лишь некоторые из них мы осветили выше в своей работе.

Хотелось бы надеяться, что мы возродим русскую кухню, и любимыми блюдами станут не гамбургер и суши, а варенье из сосновых шишек или одуванчиков, настоящий «пушкинский варенец» и ушное из телячьих щечек, студень из белых грибов, бараний бок с кашей, судак и красные блины…. А современная молодежь с увлечение будет зачитываться романами и детективами, повестями и рассказами, на страницах которых будут ярко описаны современные русские блюда и  кулинарные шедевры. Только так мы сможем сохранить культуру нашего народа, возродить традиции и как эстафету передать будущему поколению.

2. Практическая часть работы по теме «Гастрономическая тема в произведениях русских классиков»

2.1 Анкетирование среди  студентов 1- 2 курсов

Изучив историю русской кухни, проанализировав кулинарные увлечения русских писателей, я задалась вопросом, а известны ли моим сверстникам блюда русской кухни? По душе ли им русская кухня или предпочитают все же фаст-фуд? Для этого я провела исследование, которое  проводилось на базе ГБПОУ «Славянский электротехнологический техникум», г.Славянск – на - Кубани. В нем приняли участие студенты 1 и 2 курсов отделения «Сфера обслуживания»: 19 студентов из группы ОП-16-1, 15 студентов из группы П-16-3, 23 студента из группы ОП-17-1, 17 студентов из группы П-17-1 и 16 студентов из группы П-17-3 .

Порядок  исследования:  разработка анкеты с названиями блюд,  подготовка бланков для фиксации результатов, реализация исследования, анализ данных,  выводы по проведенному исследованию.

Материалы для анкеты взяты из произведений  Толстова, Чехова и  Пушкина. В анкете были представлены 6 наименований блюд, участникам анкетирования было предложено ответить на вопросы. (Приложение I).  После проведения анкетирования были получены результаты анкет.

Результаты анкетирования 1

Первый вопрос  анкеты: «Блюда какой кухни вы предпочитаете?» - выявил у анкетированных предпочтения в кухне. Проанализировав полученные результаты, можно  сделать  выводы (Приложение II). Обобщив результаты можно также сделать вывод (ПриложениеIII).

Результаты анкетирования 2

Второй вопрос анкеты звучит так: «В каком литературном произведении вы встречали названия этих блюд» - показал, насколько любят читать участники анкетирования и насколько они внимательны (ПриложениеIV).

Обобщив результаты, можно сделать вывод, что большинство предпочитают блюда русской и японской кухни, большинство не очень любят читать, а самые читающие  - группа ОП-17-1 ,и большинство из них предпочитают русскую кухню.

Итак, обобщив результаты, мы узнали, что  у всех нас есть одна  общая слабость: любовь к вкусной еде! Современная молодежь разбираются в кухнях различных народов, но все же есть те, кому все равно какие блюда есть. Все это доказывает, что мы не забыли наследие наших предков.

Заключение

Традиции нашей кухни складывались на протяжении  многих столетий. На их формирование существенное влияние разные оказали факторы от религий до народов, с которыми нам пришлось столкнуться на протяжении столетий.

По кулинарным пристрастиям в литературных произведениях  можно многое сказать о состоянии народа, которому она принадлежит. Сколько вкуснейших блюд приготовили для нас такие мастера русской прозы, как Гоголь, Чехов, Пушкин...  Сколько наслаждения можно получить не только от прочтения любимых с детства книжек, но и обогатить свой кулинарный опыт…

Данное исследование было попыткой совместить два моих давних увлечения — хорошую литературу и вкусную еду.  Гипотеза, выдвинутая мной в начале исследования, подтвердилась: в век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, но и о духовной пище, ведь мы так редко обращаемся к классикам русской литературы.

Изучив вопрос  о взаимосвязи литературы и кулинарии, можно сделать вывод, что рецепты, а также описание самих трапез и традиций в кулинарной культуре, сноски, поясняющие состав и значение блюда, содержащиеся в произведениях художественной литературы, выступают не только материальными свидетелями культуры быта народов, различных социальных групп, но и раскрывают многообразие эстетических представлений людей о красоте окружающего их мира и об их вкусах. Исследовав лишь малую часть литературных произведений мы увидели,как меняется отношение к приёму пищи в психологии литературных героев ХІХ и ХХ века, как формируется суждение о том, что сытость — зло, и как постепенно происходит возвращение исконного смысла семейных обедов и ужинов для укреплениячеловеческих связей и ритуального смысла пищи.

Для современного человека погоня за едой экзотической стала еще одной забавой, способной отвлечь от ежедневных стрессов, вечно преследующих житейских проблем. Принимая эти кулинарные новшества, мы забываем о родной русской кухне, о том, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. Разумный человек должен обладать врожденной интуицией и чувством меры. А другому-  незачем готовить щи, он обойдется в кулинарии  гамбургером, в искусстве - телевизором, в спорте - покером.

Так что, перед тем как готовить ужин, не забудьте заглянуть на страницы  классической художественной литературы, потому что кто, как ни талантливые русские мастера пера так аппетитно описывают блюда, тем самым сохраняя самобытность нашего народа через призму кулинарного искусства.

Список использованных источников

  1. Похлебкин В.В. «Из истории русской кулинарной  культуры», Издательство: Центрполиграф, Серия: Классика кулинарного искусства,  2014 г.-с.12
  2. И.Киреевский. Обедаем с Гоголем. «Мертвые души». В гостях у провинциальных помещиков. Питание и общество, №5, 2013, с.21
  3. Аношин А.В. Русское застолье.- М.: АСТ - ПРЕСС СКД, 2015. –с.48-52.
  4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. 273-282, в известной мере В.Н. Топоров. — Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Символ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995
  5. Гоголь Н.В. Повести. «Ревизор». «Мертвые души», издательство: АСТ, 2015 г.
  6. Гончаров И. «Обломов» , изд-во Мир книги, 2016 г.
  7. Достоевский Ф. «Братья Карамазовы» Издательство: Серия: Русская классика, изд-во Эксмо, 2013
  8. Литературная газета №43 (6247) (2009-10-21) «Литературная кулинария, или Метафизика еды» Сергей Мнацаканян, с.12-14
  9. Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Эксмо. 2013
  10. Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Москва, Детская литература, 1970 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Список вопросов анкетирования:

  1. Блюда какой кухни вы предпочитаете?
  2. Вспомните, в каком литературном произведении вы встречали название этих блюд.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Блюда какой кухни  вы предпочитаете?

Студенты группы

Европейская

Японская

Американская

Русская

Другая кухня

Не важно

ОП-17-1

1 (4%)

6 (26%)

3 (13%)

11 (48%)

2 (9%)

0 (0%)

П-17-1

0 (0%)

3 (18%)

0 (0%)

5 (29%)

2 (12%)

7 (41%)

П-17-3

4 (25%)

4 (25%)

0 (0%)

8 (50%)

0 (0%)

0 (0%)

ОП-16-1

1 (6%)

9 (50%)

0 (0%)

5 (22%)

4 (22%)

0 (0%)

П-16-3

5 (31%)

5(31%)

0 (0%)

5 (38%)

0 (0%)

0 (0%)

- в группах ОП-17-1, П-17-3 и П-16-3 отдают свое предпочтение больше  русской кухне (48%, 50% , 38%).

-группа ОП-16-1 предпочитают японскую кухню (50%).

-  для группы  П-17-1 не важно, какую кухню они едят (41%).

ПРИЛОЖЕНИЕIII

Общие результаты анкетирования (предпочтения кухни)

Участвующие в анкетировании

Европейская

Японская

Американская

Русская

Другая кухня

Не важно

90

11 (12%)

27 (30%)

3 (3%)

34 (38%)

8 (9%)

7 (8%)

Обобщив результаты можно сделать вывод, что наиболее распространенными являются блюда японской и русской кухни (30% и 38%).

ПРИЛОЖЕНИЕIV

Вспомните, в каком литературном произведении вы встречали название этих блюд.

Студенты группы

Оладьи

Курник

Ростбиф

Блины

Селянка

Страсбургский

пирог

ОП-17-1

2 (9%)

2 (9%)

1 (4%)

6 (26%)

0 (0%)

2 (9%)

П-17-1

2 (12%)

3 (18%)

1 (6%)

4 (24%)

2 (12%)

1 (6%)

П-17-3

3 (19%)

2 (13%)

2 (13%)

2 (13%)

1 (%)

2 (13%)

ОП-16-1

1 (6%)

2 (11%)

0 (0%)

1(6%)

0 (0%)

0 (0%)

П-16-3

4 (25%)

2 (13%)

6 (38%)

1 (6%)

0 (0%)

5(31%)

Последний вопрос анкеты: «В каком литературном произведении вы встречали названия этих блюд?» - показал, насколько студенты любят читать, и насколько они внимательны:

- студенты группы ОП-16-1 предпочитают читать современную литературу;

- студенты групп ОП-17-1, П-17-1, П-17-3,  узнали большинство блюд и произведений Толстого, Пушкина и Чехова;

- студенты группы ОП-17-1 оказались самыми читающим среди опрашиваемых групп, но не узнали одно блюдо из произведения Чехова «Глупый француз».

Гастрономическая тема в произведениях русских классиков на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Тема любви в произведениях И.А. Бунина сочинение

2. Тема неопределенного прошлого в произведениях западногерманских писателей (Г. Белль, Г. Грасс)

3. Особенности использования поэтизмов в произведениях русских поэтов ХIХ века

4. Маркетинговые коммуникации в работах «Классиков»

5. Русь и Золотая Орда: борьба русских княжеств с иноземными нашествиями вXIII в., взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой, точки зрения на характер этих отношений, последствия золотоордынского ига

6. Работа классиков операторского искусства над воссозданием эффектов освещения в кино

7. Портрет в произведениях А.С. Серафимовича

8. Мотив клоунады в произведениях писателей ФРГ

9. Мифологизация повествования в произведениях Джойса

10. Героизм и предательство в произведениях литературы xx века