Новости

Автозавод «ГАЗ» в годы Великой Отечественной войны

Работа добавлена:






Автозавод «ГАЗ» в годы Великой Отечественной войны на http://mirrorref.ru

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления

Кафедра истории государства и права

РЕФЕРАТ

По дисциплине «История России»

Автозавод «ГАЗ» в годы Великой Отечественной войны

Направление подготовки:

Государственное и муниципальное управление

Выполнила:

студентка  группы Гк-711

Пахомова Наталья Игоревна

Научный руководитель:

Канд. ист. наук,  доцент

                                                     Мустафин Иршат Рифатович

г. Нижний Новгород

2017 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

Глава I.Начало развития «ГАЗ»…………………………….………………...4

Глава II Автозавод в годы Великой Отечественной Войны..............……….6

  §1.Труд автозаводцев……………………………………………..................6

  §2.Поражение Горьковского автозавода…………………….………...…..13

ГлаваIII.Послевоенное время…………………………...…...……………...16

Заключение………………………………………………………...………….20

Список источников и литературы…….……………………………………...21

Введение

Актуальность, заключается в том,  что история Горьковского автомобильного - одна из славных страниц истории нашей страны. Так же в этом году Акционерному Обществу «ГАЗ» исполнилось 85 лет. За все эти годы Горьковский автомобильный завод (позднее ОАО «ГАЗ») прошёл огромный путь развития. Было освоено производство большого количества различных типов грузовых и легковых автомобилей, а также военной техники. Завод всегда стоял на передовых рубежах отечественного автомобилестроения.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны автозавод в кратчайшие сроки перестроился и начал давать фронту военную технику. Именно об этом тяжёлом периоде в истории завода будет рассказано в данной работе.

Целью работы является подробное изучение событий на Автозаводе «ГАЗ» в период Велико Отечественной Войны.

Раскрытию поставленной цели способствует рассмотрениезадач:

- определить с чего начал свою жизнь завод и какова была его функция ;

- изучить влияние Велико Отечественной Войны на Автозавод «ГАЗ»;

- жизнь завода после войны;

В работе были использована литература про Автозавод «ГАЗ» и, то тяжелое время для всего Советского Союза. Изучение источников и специальной литературы позволило разобраться в теме исследования.

Глава I.Начало развития «ГАЗ»

На рубеже 20-30-х годов Советский Союз встал на путь индустриализации. Наряду с десятками других отраслей промышленности получило развитие и автомобилестроение.4 марта 1929 года председатель ВСНХ СССР   —Вы́сший сове́т наро́дного хозя́йства СССР ( сокр. ВСНХ СССР; ВСНХ Союза ССР) — орган управления народным хозяйством Союза Советских Социалистических Республик, действовавший в 1923—1932 и 1963—1965 годы.В.В.Куйбышев подписал приказ о строительстве автомобильного завода. Специалисты СССР не имели опыта автомобилестроения, особенно по организации массово-поточного производства. Решено было обратиться к автомобильным компаниям США, куда в мае 1929 года выехала правительственная комиссия во главе с заместителем председателя ВСНХ СССР В.И.Межлауком и 31 мая 1929 года был подписан договор.Компания «Форд мотор корпорейшн» —«Форд мотор корпорейшн» -американская автомобилестроительная компания, производитель автомобилей под маркой Ford.  обязалась оказывать СССР техническую помощь и консультацию в строительстве автозавода, в организации производства легковых и грузовых автомобилей, разрешался доступ на заводы компании советских специалистов и практикантов в количестве 50 человек ежегодно.1Акционерное общество в США «Остин и Ко» приняло участие в разработке технического проекта и рабочих чертежей архитектурно-строительной части завода. Для реализации намеченных планов Президиум ВСНХ СССР образовал комиссию, председателем которой был назначен начальник Автостроя С.С.Дыбец —Дыбец Степан Семенович (1887–1937) — член партии с 1918 года. В 1929-1932 г. — директор Нижегородского автозавода, в 1932–1934 г.г. — заместитель начальника, а с августа 1934 года — начальник Главного управления автотракторной промышленности НКТП СССР. Комиссия в сложной обстановке проводила в США напряженную работу по выполнению договоров, решая многочисленные и разносторонние вопросы по проектированию и строительству Нижегородского автозавода, по подбору и закупке оборудования.По договору с Фордом в США выехала и группа советских специалистов. В городе Детройте было создано проектное бюро, где на бумаге рождался автогигант.Место строительства завода в приказе ВСНХ не указывалось. В печати назывались Москва, Ленинград, Ярославль и другие города и районы. Каждое из этих мест имело определенные преимущества, но в комплексе они были сконцентрированы в Нижнем Новгороде. Здесь имелись достаточно развитая металлообрабатывающая промышленность и квалифицированные кадры, лесные и водные ресурсы, можно было также обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции.30 марта 1929 года на совещании в ВСНХ  СССР с представителями Нижнего  Новгорода обсуждался вопрос  о месте строительства завода. 6 апреля 1929 года Президиум ВСНХ  СССР постановил наметить предварительный район постройки завода около Нижнего Новгорода. В мае 1929 года в Нижний Новгород прибыла комиссия и начала работу по обследованию местности по обеим берегам реки Оки. 22 июня было принято решение строить завод на левом берегу реки Оки в районе деревни Монастырки. 2 мая 1930 года - исторический день-день закладки автозавода.

Глава II Автозавод в годы Великой Отечественной Войны

§1.Труд автозаводцев

…22 июня 1941 года. Этот воскресный день был для автозаводцев по-необычному праздничным. Накануне, в субботу, с конвейера сошёл юбилейный мотор. Миллионный мотор! Заводская многотиражка "Автогигант" вышла с броским заголовком через всю газетную полосу: "Есть миллионный мотор!". "Горьковская коммуна"  —"Горьковская коммуна"Пресса военных лет. Ее значимость была не меньшей, чем потребность в снарядах, воде, хлебе. Газета военного времени «лечила» раны, объединяла в борьбе, укрепляла веру в Победу.поздравляла автомобилестроителей с большой трудовой победой. По радио шёл концерт по заявкам передовиков производства.

Уже с утра на трамвайных и автобусных остановках многолюдно. Одни направлялись в Стригинский бор на массовое гуляние, другие на окский пляж, любители спорта спешили на стадион. Всюду весёлое оживление, радостные лица, музыка. Кто мог подумать, что через считанные часы всё это круто переменится? Кто мог знать, что уже переменилось…

В час дня из репродуктора послышались гулкие удары метронома. Они настораживали, заставляли убавить шаг, остановиться. А через мгновение суровая грозная весть всколыхнула и потрясла людей. Она ворвалась в их жизнь коротким и страшным словом: "война!". Разом перевернулся мирный уклад, нарушился привычный трудовой ритм, каждый по-новому взглянул на своё место в жизни. Как присягу на верность, как клятву восприняли автозаводцы заключительные слова правительственного сообщения: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!".

Из соцгорода, Стригинского бора, с окского пляжа к проходным автозавода устремился людской поток. Несмотря на воскресный день, автозаводцы шли на свои участки, к своим станкам, рабочим местам.

Мощной волной прокатились по цехам и отделам многолюдные митинги. Реяли на ветру только что написанные лозунги: "Все, как один, на защиту Родины!", "Разгромим фашистских агрессоров!", "Ответим на удар врага сокрушительным ударом!", "Каждый должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженной работы". Гневно и взволнованно звучали выступления рабочих, инженеров, служащих.

Часом позже на площади у главной проходной состоялся общезаводской митинг. Один за другим поднимались автозаводцы на импровизированную трибуну. Их выступления были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь делу победы. Каждый сердцем чувствовал: перед таким единством, такой сплоченностью не устоять никакому врагу. Море рук взметнулось над площадью, когда единодушно принималась общая резолюция: "…Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом!"

22 июня мастер инструментально-штампового отдела —На предприятиях с корпусной (блочной) производственной структурой организуется инструментальное производство (инструментально-штамповочный корпус), в состав которого входят инструментальный и штамповый цехи и подразделения, обычно относящиеся к ИНО Шабанов вместе с рабочими своей смены шлифовщиком Дорогавцевым, слесарем Рыкалиным, фрезеровщиком Штоковым и другими выполняли ответственное задание, не выходя из цеха 21 час. В обычных условиях на эту работу потребовалось бы четыре дня. В тот же день строгальщик-многостаночник мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов на строжке ответственных деталей выполнил три сменные нормы. Смена мастера колесного цеха А. И. Бондарчука 24 июня добилась небывалого рекорда. При норме 2600 колес за смену было собрано 3030, на другой день - 3416. Лучший строгальщик ремонтно-механического цеха В. Д. Пастухов перевыполнил норму в 4 раза и после окончания смены до часу ночи работал над выполнением другого срочного задания. Подобных примеров трудового героизма были десятки, сотни.

В час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. В своих заявлениях они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей Родины. 22 июня от автозаводцев поступило более 100 заявлений, 23 июня - 160 заявлений, число их росло с каждым днём.

Горячей любовью к своей Родине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. Опубликованное 1 июля 1941 г. на страницах областной газеты "Горьковская коммуна" и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага: "Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулемётов, танков, самолётов, автомобилей … А если завтра страна призовёт нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдём беспощадно бить врага. У станков нас заменят жёны, матери, сёстры".

“ Всё для фронта, всё для победы ! “ - под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы все 1418 суровых военных дней. На место ушедших на поле брани товарищей вставали женщины подростки. Война резко изменила условия и задачи работы предприятий промышленности и транспорта. Необходимо было в кратчайший срок перестроить промышленность на военный лад, максимально использовать все резервы и возможности для обеспечения победы над врагом. Горьковские автомобилестроители в кратчайшие сроки должны были перейти на выпуск лёгких танков, танковых моторов, броневиков, миномётов, боеприпасов.

Заводы города и области (“Красное Сормово” —Красное Сормово -Производство сухогрузов, танкеров, дноуглубительных судов, барж и пр. Перечень построенных судов., “Красная Этна”, Горьковский металлургический, Павловский автобусный, Кулебакский металлургический и другие) оказывали большую помощь в своевременной поставке броневых корпусов танков, проката металла, нормалей, шофёрского инструмента, различных материалов.Проявляя величайшее упорство, энергию, инициативу, коллектив Горьковского автозавода успешно осваивал новые производственные процессы, непрерывно наращивал выпуск танков и танковых моторов, миномётов и боеприпасов. Невероятным могло казаться раньше, что человек способен непрерывно работать 20-30 часов. Но когда Родина оказалась в опасности, рабочие, выполняя задания фронта, сутками не выходили с завода.

Ярким проявлением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту Родины явилось создание народного ополчения. По велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. Всех их объединяло единое стремление - с оружием в руках отстоять свободу и независимость Отечества. За короткое время ополченцами стали около 10 тысяч автозаводцев. После напряжённого рабочего дня, несмотря на усталость, они обучались стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулемётом, гранатой.

На заводе, как и по всей стране развернулось мощное патриотическое движение женщин за овладение производственными профессиями. Они заменили мужей и братьев, встали к станкам, настойчиво овладевали новыми специальностями, сутками не покидали завод, выполняя военные заказы. Только за первый месяц войны на  завод пришли более 1500 домохозяек. Практически не было такой профессии, которую не освоили бы советские патриотки. Более 500 женщин в короткий срок успешно овладели  мужскими профессиями стали кузнецами, сталеварами, нагревальщиками, формовщиками. Патриотизм женщин не знал границ. Они были и донорами. За годы войны 38800 патриоток сдали 12500 литров крови, которая помогла вернуть в строй многих защитников родины.10 Женщины  формировали и оборудовали эвакогоспитали, помогали медицинскому персоналу в уходе за раненными бойцами и офицерами, в палатах  читали для них газеты, собирали книги, подарки. В обеденные перерывы женщины вязали носки, варежки, шили шапки-ушанки для красноармейцев —Красноарме́ец (боец) — воинское звание и должность военнослужащего рядового состава Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) Советской России и СССР, с февраля 1918 года по 1946 год, синоним слова «солдат».

Перестройка предприятия шла по строго разработанному графику. О том, как много было сделано в дни перестройки предприятия говорит такой факт: только во второй половине 1941 года автозаводцы освоили производство более 20 тысяч наименований- деталей, танков. Автозавод превратился в огромную кузницу оружия. Выпуск продукции, идущей непосредственно на фронт, рос из месяца в месяцИ вот уже в декабре 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР “За образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции Горьковский автозавод был награжден орденом Ленина. Орденами и медалями была награждена большая группа автозаводцев.“Хочешь врага победить на войне - план выполняй вдвойне и втройне!” - этот лозунг военного времени призывал автозаводцев работать не покладая рук, мобилизовать все силы на разгром врага.Конкретное выражение этот лозунг получил в широко развернувшемся движении двухсотников и трёхсотников. Значительная часть рабочих была мобилизована в ряды Красной Армии, а оставшиеся на производстве давали слово работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт. Это патриотическое движение сразу же получило широкое распространение на автозаводе.Передовые двухсотники завода токарь Василий Шубин и фрезеровщик Иван Якименко —Ива́н Семёнович Якиме́нко (6 [18] мая 1899 года — 17 июля 1962 года) — участник Великой Отечественной войны, командир пулемётного расчёта 261-го гвардейского стрелкового полка, соревнуясь между собой, в 5, 10 и даже 15 раз превышали установленные нормы. “На второй день войны, - вспоминает В. Ф. Шубин, - на фронт ушли мой брат Иван и зять Пётр. В первых же боях Пётр погиб, сиротами остались четверо малолетних детей. Потом пришло письмо от Ивана - он лежал в госпитале. Я, как и все, часто ходил в военкомат, рвался на фронт, но в военкомате сказали коротко: не обивай пороги - не поможет, твоя винтовка - твой станок. Перед глазами стояли строки из письма Ивана: “Братуха, давай больше оружия!”. Трудно осознавал простую истину: кому-то надо же быть в тылу. Решил работать и за себя, и за брата и погибшего зятя.” И станок патриота действительно всю войну работал за несколько человек, был настоящим местом сражения. 19 октября В. Шубин добился невиданной выработки - 25 норм за смену. Весь свой заработок он перечислил в фонд обороны страны.В то же время развернулось движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий. Строгальщик мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов до войны работал на двух станках и выполнял производственную норму на 170%. В первые дни войны он перешёл на обслуживание четырёх станков, затем пяти, перевыполняя сменные задания в 3-3,5 раза. Работница сборочного цеха А. Я. Макарова успешно работала на шести станках. На четырёх станках трудились во втором моторном цехе Силина, Солдатов, Сурков. Обычно они выполняли сменные задания на 150-160%.Сотни рабочих стремились овладеть смежными профессиями, дать фронту как можно больше продукции. Так, рихтовщица кузнечного цеха Клавдия Тихонова, уплотняя рабочее время, освоила четыре профессии: заточника, шлифовщика, кузнеца и рихтовщика. Прессовщицы кузнечно-рессорного цеха Н. К. Губанова и С. А. Кузьмичёва освоили профессии машиниста на паровых молотах, а прессовщица З. М. Рудневская - профессии машиниста и кузнеца на паровом молоте. Это позволило им систематически выполнять сменное задание на 130-140%.11Движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий приобрело на автозаводе широкий размах. В августе 1941 года на предприятии насчитывалось 1359 многостаночников и 668 человек, овладевших несколькими специальностями. В начале октября комсомольцы автозавода одновременно с молодёжью Уралмашзавода выдвинули новую форму социалистического соревнования - фронтовые бригады. “Самоотверженным трудом окажем помощь защитникам столицы. Будем работать по-фронтовому!” - этот боевой клич молодых автозаводцев был широко подхвачен не только на горьковских предприятиях, но и по всей стране.Прошло всего несколько дней, а фронтовые бригады появились уже во многих цехах. К 15 октября 1941 года на автозаводе действовали 32 фронтовые бригады, которые объединяли 256 молодых патриотов. Первые комсомольско-молодёжные бригады В. Шубина, В. Тихомирова, И. Якименко, В. Шабаева, П. Давыдовой, Ф. Любавина и других показывали примеры подлинного трудового героизма.Комсомольско-молодёжная бригада колёсного цеха начала работать 23 октября, и в первый же день члены бригады Горшков, Русинова, Пронина, Абатурова, Кузнецова, Рыбакова, Симаков и Дегтяренко перевыполнили норму в 2 раза. Колёсный цех ещё не знал такой высокой коллективной производительности труда; на следующий день выработка составила 218%, а 25 октября - 225%. В цехе режущего инструмента трудилась фронтовая бригада И. Якименко. В неё входили фрезеровщики А. А. Осьмушников, Н. И. Солодухин, Д. Ф. Шагаев, строгальщица М. И. Лугина, заточник В. Н. Земсков, контролёр П. Е. Лукьянов. Взяв обязательство выполнить сменное задание на 200%, они довели выработку до 245%. Члены бригады П. Давыдовой из литейного цеха серого чугуна в первый же день выполнили сменное задание на 225%. В механосборочном цехе работала бригада В. Шабаева, которая систематически выполняла сменное задание на 600%, а в отдельные дни - на 800%. Так трудились десятки фронтовых бригад.12В сжатые сроки автозаводцы освоили производство нового танка Т-70, бронеавтомобиля  и аэросаней. За выдающиеся заслуги в области оборонной техники и танкостроения группа конструкторов была удостоена Государственной премии СССР.Во всесоюзном соревновании в июле 1942 года автозавод завоевал второе место, а в августе - первое. Коллектив автозавода был удостоен высокой награды - переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны.Летом 1943 года, готовясь к наступлению  на Орловско-Курском направлении, враг стремился вывести из строя стратегические объекты советского тыла. Фашисты хвастливо заявляли, что сотрут с лица земли кузницу оружия- Горьковский  автозавод.

§2.Поражение Горьковского автозавода

С 4 по 22 июня Горьковский автозавод подвергался налетам вражеской авиации. От 7 налетов значительно пострадали 50 зданий и сооружений завода. Были сильно разрушены главный конвейер, цех шасси, термический № 2, колесный, кузнечный, прессовый, кузовной, инструментальный, ремонтно-механический. Суровые испытания еще более сплотили коллектив. Завод - гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. То, что фашисты крушили ночью, люди восстанавливали днем. Ночные бомбардировки, пожары выматывали, уносили десятки жизней, а люди не сдавались, делали все, что в их силах, боролись за каждый станок, каждое здание. В июне 1943 года в Горький приехала правительственная комиссия во главе с секретарем ЦК ВКП(Б)  —ЦК ВКП(Б) -Центральный Комитет Всероссийской Коммунистической Партии БольшевиковА.С.Щербаковым. Был разработан развернутый план восстановительных работ. В восстановительных работах приняло участие 35 тысяч человек. По инициативе комсомольцев были созданы комсомольско-молодежные восстановительные отряды и бригады. Люди трудились, не считаясь со временем, по- фронтовому. Цеха стояли без стен и крыш  но уже выдавали продукцию. 28 октября 1943 года автозаводцы отправили рапорт ГКО о восстановлении завода. Его подписали более 27 тысяч человек. За досрочную ликвидацию последствий налетов вражеской авиации 9 марта 1944 года завод был награжден орденом Красного Знамени.

Родина высоко ценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. Указом Президиума верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны  по выпуску самоходных артиллерийских установок Горьковский автомобильный завод 16 сентября 1945 года был  награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

За время войны ГАЗ выпустилс более 140 тысяч грузовых автомобилей, около 12 тысяч танков, более 10 тысяч  минометов, около 30 тысяч снарядов для ракетных установок (“Катюш”), 232 тысячи автомобильных моторов, запасных частей на 435 млн.руб.

За успехи во  Всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета  Обороны. Это знамя как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.Автозаводцы помогали фронту  не только своим доблестным трудом. Уже в первые дни войны  на автозаводе, как и по всей стране, началось могучее движение по созданию фронта обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолетов, танков, пушек и другой боевой техники. Рабочие, инженеры, техники принимали решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в этот фонд вознаграждения. Трудящиеся вносили в этот фонд облигации государственных займов, ценности, подписывались на военные займы. Широкий размах на автозаводе приобрело патриотическое движение по сбору средств на строительство эскадрильи и танковых колонн. Своими личными сбережениями автозаводцы стремились  еще более укрепить мощь Советских Вооруженных Сил, приблизить день победы.

В эти трудные годы испытаний многие автозаводцы ушли на фронт, отдали жизнь за независимость  Родины и защитили Отечество. Их мужество, отвага и героизм отмечены орденами и медалями. 35 присвоено звание Героя Советского Союза.

ГлаваIII.Послевоенное время

Страна  вновь вернулась к мирному труду. Необходимо было в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия  войны, определить конкретные пути восстановления и развития народного хозяйства страны. Постановление Государственного Комитета Обороны “О восстановлении и  развитии автомобильной промышленности”, принятое в августе 1945 года, явилось конкретной программой действий многотысячного коллектива горьковских автомобилестроителей в послевоенный период. Многие из цехов пришлось перестраивать, расширять. В 1946 году было перемонтировано и смонтировано заново  4036 единиц оборудования. Горьковским автомобилестроителям предстояло освоить выпуск новых моделей, сконструированных еще в годы воины, грузовиков ГАЗ-51, ГАЗ-63 и легкового автомобиля “Победа”. Особого внимания заслуживает легковой автомобиль М-20 “Победа”. Ему было суждено стать не просто этапным, а вписать яркую страницу не только отечественного, но и мирового автомобилестроения. Это была настоящая победа наших конструкторов, сумевших предвосхитить события, обогнать время. “Победа” была первым советским автомобилем с несущим кузовом, первым в мире серийным автомобилем с кузовом  “бескрылой” формы. Независимая подвеска  передних колес, двигатель с тонкостенными вкладышами коленчатого вала, термостат в системе охлаждения,  гидравлический привод тормозов - все это впервые нашло применение на автомобилях ГАЗ. Новый автомобиль не только превосходил своих предшественников по прочности, надежности, топливной экономичности и комфортабельности, но и находился на уровне лучших зарубежных образцов своего класса. За создание “Победы ”  и освоение производства группа  инженеров под руководством главного конструктора А.А.Липгарта  —Андре́й Алекса́ндрович (Арвидович) Ли́пгарт (18981980) — советский конструктор автомобилей. Доктор технических наук (1960). была отмечена Государственной премией СССР. Имя А.А.Липгарта стоит в одном  ряду с известными автоконструкторами страны. У Липгарта было редкое сочетание таланта конструктора с врожденными способностями лидера, организатора. Пятикратный лауреат Государственной премии СССР был компетентен не только в конструировании, но и в технологии машиностроения, учитывал интересы не только завода , но и всего народного хозяйства.Освоение новых автомобилей происходило одновременно с наращиванием выпуска прежних моделей. В декабре 1945 года были собраны первые грузовики ГАЗ-51, а в июне 1946 года начался их массовый выпуск. 28 июня 1946 года на небольшом участке, расположенном в цехе автоматов, собирается первая “Победа”.

Во втором полугодии 1949 года автозаводцы приступили к подготовке и освоению производства нового лимузина - легкового автомобиля большого класса ГАЗ-12. Освоение серийного выпуска  автомобиля ГАЗ-12 представляло собой большой шаг и в то же время способствовало  дальнейшему улучшению качества уже выпускаемой легковой машины “Победа”.15В октябре 1950 года первая партия комфортабельных автомобилей ГАЗ-12  с эмблемой в виде бегущего оленя была отправлена потребителям. За разработку конструкции и освоение производства лимузина ГАЗ-12 группе работников автозавода была присуждена Государственная премия СССР.

Заключение

По всей стране были известны доблестные дела фронтовой бригады Василия Шубина. Её коллектив добился в один из дней невиданной на заводе рекордной выработки. Производственное задание было выполнено на 1134%. Он сам дал за смену 25 норм, затыловщик Василий Пыльнов выполнил задание на 1778%, шлифовальщик Евгений Родионов - на 1186%. Такая высокая производительность возникала в результате правильно организованного труда, уплотнения рабочего дня, внедрения рационализаторских предложений, перехода на многостаночное обслуживание, совмещение профессий. Бригадир в совершенстве владел четырьмя специальностями, Е. Родионов и В. Пыльнов - тремя. За годы войны В. Шубин выполнил 24 годовые нормы. За военные годы бригада изготовила сверхплановой продукции почти на 1 миллион рублей.

Коллектив завода с честью справлялся со своими обязательствами. Производственная программа IV квартала 1943 года по товарной продукции была выполнена на 121%. Годовой план был завершён досрочно, 17 декабря. По итогам всесоюзного социалистического соревнования в 1943 году автозаводцам 9 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и первая премия.

Творческая мысль рабочих, инженеров, техников настойчиво изыскивала неиспользованные внутренние резервы, выдвигала новые эффективные предложения по совершенствованию технологического процесса, рационализации труда, увеличению выпуска боевой продукции. Это было тем более необходимым, так как производственная программа на 1944 год по сравнению с предыдущим годом была увеличена автозаводу на 25%.

Большой экономический эффект был получен при усовершенствовании технологии термической обработки одного из трудоёмких изделий. Ранее только на нагрев в камерных нефтепечах затрачивалось не менее 5 часов, загрузка представляла исключительно трудоёмкий процесс. Инженеры М. И. Борисов и Г. И. Масленников сконструировали и изготовили электроагрегат, в котором изделие под закалку нагревалось токами высокой частоты. Нагрев производился в течение всего 11-12 минут, то есть время нагрева изделия под закалку сокращалось в 25 раз. Значительно повышалась производительность труда. Количество квалифицированных рабочих уменьшилось на 15 человек. Расход мазута сократился в 3 раза.

В 1943 году автозаводцы внедрили 7250 рационализаторских предложений, в 1944 году - 17100. Экономический эффект от рационализаторских предложений составил соответственно 17,7 и 31,7 миллионов рублей.

"Всё для фронта! Всё для победы!" - под этим лозунгом развивалось и ширилось социалистическое соревнование, в котором участвовало более 90% автозаводцев. Под этим лозунгом наращивались темпы производства 1900 двухсотников и трёхсотников, 1000 многостаночников, 1250 совмещающих профессии. Под этим же лозунгом действовали 915 фронтовых бригад. Защитники родины высоко оценили их самоотверженную работу. В апреле 1945 года на имя руководителя фронтовой бригады А. Ф. Удода пришло письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. "Горячо поздравляю Вас и весь состав Вашей фронтовой бригады с замечательными достижениями, которых Вы добились своим самоотверженным трудом, - писал Маршал автозаводцам. - воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый наш боец так же знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведёт в бою и принесёт нашему народу полную победу над врагом. Сейчас, когда победа уже близка и Красная Армия сражается под стенами Берлина, требуется ещё немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага.

Список источников и литературы

  1. "Горьковский автомобильный", Москва, "Мысль", 1981.
  2. "Производственное объединение ГАЗ", Москва, "Мир искусства", 1991.
  3. Словарь-справочник "Горьковчане в Великой Отечественной войне", Волго-Вятское книжное издательство, ©1990.
  4. "Труд и подвиг историю пишут", Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1981.
  5. "Горьковский автомобильный", Москва, Профиздат, 1964.
  6. Горьковский автомобильный", Москва, Профиздат, 1964.
  7. "Производственное объединение ГАЗ", Москва, "Мир искусства", 1991.
  8. "Горьковский автомобильный", Москва, "Мысль", 1981.
  9. "Производственное объединение ГАЗ", Москва, "Мир искусства", 1991.
  10. "Труд и подвиг историю пишут", Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1981.
  11. "Горьковский автомобильный", Москва, Профиздат, 1964.

Автозавод «ГАЗ» в годы Великой Отечественной войны на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Казань в годы Великой Отечественной войны

2. Саратовский край в годы Великой Отечественной войны

3. Школы Белоруссии в годы Великой Отечественной Войны

4. Пензенская область в годы Великой Отечественной войны

5. Финансово-экономическое образование в годы Великой Отечественной войны

6. Функционирование системы ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны

7. Промышленность Вологодской области в годы Великой Отечественной войны

8. Женский труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

9. Помощь семьям военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны

10. Роль автомобильного транспорта в годы Великой Отечественной войны. Первые отечественные автомобили