Новости

Использование табличного процессора MS Excel в решении задач на расчет работы тока для электробытовых приборов за один месяц в семье

Работа добавлена:






Использование табличного процессора MS Excel в решении задач на расчет работы тока для электробытовых приборов за один месяц в семье на http://mirrorref.ru

План открытого урока на  городском семинаре учителей информатики

«Развитие творческой и познавательной активности на уроках информатики средствами современных информационно-коммуникационных технологий»

Интегрированный урок информатики и физики.

«Использование табличного процессора MS Excel  в решении задач на расчет работы тока для электробытовых приборов за один месяц в семье»

Учитель информатики Федорова Ирина Анатольевна и учитель физики Кушнарёва Любовь Егоровна

Дата проведения 14 марта 2013 г

Класс 8 «А»

Форма проведения:интегрированный урок, урок-практикум, урок обобщения.

Тема урока: Использование  табличного  процессораMSExcel в решении задач на  расчет работы тока  за один месяц в семье.

Цель урока

Образовательная:

– показать применение информационных технологий в практической деятельности, межпредметные связи дисциплин «информатика» и «физика»; провести исследования физических закономерностей; закрепить умения и навыки работы в программе Microsoft  Excel;  вырабатывать умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Развивающая:

– формировать навыки самостоятельной  и групповой работы; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать; развивать коммуникативно-технические умения, умения оценивать результат выполненных действий, применять знания на практике:

- научить отбирать информацию из технических характеристик приборов по их паспорту, представлять её в форме таблицы, в которой отразить этапы решения практической задачи и использовать для анализа структуры потребления энергии электрического тока;

- показать прикладное значение изучаемого материала на уроках физики и информатики;                                          -- стимулировать «движение» к осознанию многоступенчатости пути в освоении знаний и способов деятельности (на основе таксономии Блюма). Формировать понимание принципов внешней оценки и самооценки учебного труда на этой основе.

Воспитательная:

– воспитание самостоятельности, ответственности, коммуникативности, информационной культуры;

- показать возможности для расширения кругозора и применения знаний через межпредметную интеграцию, в частности, физики и информатики;

- формировать положительные мотивы учения.

Задачи урока:

Учебная:закрепить основные навыки работы с электронной таблицей, развить умения применять учебную информацию в нестандартных ситуациях через умение составлять план – схему решения задачи для её последующего решения с помощью компьютерных технологий.

Развивающая:расширение кругозора, любознательности и интереса к двум предметам информатики и физики.

Воспитательная:развитие познавательного интереса, воспитание  информационной культуры.

В ходе урока планируется осуществление компетентностного подхода в обучении.

Базовая компетенция. Проявлять навыки умения учиться.

Составляющая компетенция. Проявлять навыки

- определения приоритетов для выполнения работы,

- составления графиков.

Цель урока (для учащихся): научиться применять программуMSExcel для расчета и анализа.

Межпредметные связи:информатика и физика

Оборудование урока:

компьютеры с операционной системойMSWindows объединенные в локальную сеть;

мультимедийный проектор, экран;

электронная таблицаMicrosoftExcel;

электронная версия урока — презентация, подготовленная вPowerPoint;

учебные задания, технологическая карта - раздаточный материал (для каждого ученика).

Краткая аннотация урока:

Данный урок проводится как обобщающий после изучения тем по физике: «Работа и мощность тока» и по информатике: «Работа с электронной таблицейMSExcel». Урок является интегрированным.

На протяжении всего урока обучающиеся поэтапно заполняют таблицу для расчета работы электрического тока для  зимнего месяца и летнего  с характеристиками  электробытовых приборов, выполняют вычисления по формулам работы тока и  строят итоговые  круговые  диаграммы  доли (в процентах) в структуре потребления на освещение, хозяйственные нужды, на развлечение и развитие.  Вся работа выполняется  в программеMSExcel.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Постановка цели урока для учащихся. Определение критериев оценки работы школьников.

Сегодня на уроке мы будем рассчитывать  работу  тока   для  электробытовых приборов с помощью программы Microsoft Excel.

По теме вы уже догадались, что наш урок будет необычным. Вести его буду не я одна, а вместе с учителем физики.

На уроке  мы формируем следующие компетенции.

Базовая компетенция.

  • Проявлять навыки умения учиться.

Составляющая компетенция. Проявлять навыки:

  • определения приоритетов для выполнения работы;
  • составление диаграмм.

Цель урока: Научиться применять программуExcel для расчета и  анализа.

Обсуждаем критерии оценки работы учащихся.

«Пирамида» -схема уровней освоения знаний и способов деятельности

Обзор   уровней «Пирамиды» с комментариямиучителя физики(краткий, т.к  ученики знают и применяют на уроках физики систему оценивания по таксономии Блюма).

Известно такое изречение китайских мудрецов: «Кто не знает куда он плывет, тому нет попутного ветра». Важно осознавать свое место  и статус в море знаний и информации, а также степень овладения этими знаниями и методами обработки информации.

Уметь учиться – это ключевая компетенция.

Это умение многогранно.

Уделим сегодня внимание умению определять приоритеты для выполнения работы и  умения составлять графики и диаграммы.

Критерии успешности достижения цели можно выстроить на основе известной вам схемы уровней освоения знаний и способов деятельности (слайд «Пирамида» по таксономии Блюма). Выполнение заданий 1-3 уровней – «удовлетворительно»; 4 уровня – «хорошо», 5-6 уровней – «отлично». (К плану урока прилагается подробное содержание технологических аспектов умения учиться по таксономии Блюма.)

2. Актуализация знаний.

Прежде, чем приступить к нашему  заданию  вспомним с вами основной  теоретический материал, он поможет  вам в  выполнении сегодняшнего задания.

Учитель физики: А теперь откроем «кирпичики знаний» на слайде и  повторим основное (на слайде по очереди открывают «кирпичики» и по цепочке отвечают).

1.   Способы вычисления работы электрического поля или работа электрического тока.                                               А = …     Единицы измерения работы тока …

2. Способы вычисления мощности электрического тока.   Р = …                                                                                                           Единицы измерения мощности тока

3. Единицы измерения работы тока, применяемые на практике. Объяснить причины использования этих единиц измерения работы тока на практике.

4. Определение стоимости работы тока, израсходованной за некоторое время, если тариф                                                                                       13 тенге/(кВт.час).

  1. Учитель информатики: Откроем  «кирпичики знаний» на слайде по информатике.
    1. Для чего предназначена  программаMSExcel? С какими типами данных работаетMSEXCEL?
    2. Каково назначение формул вMSEXCEL? Что может входить в формулу? Как увидеть формулу?
    3. Какие категории функций используются в формулах? Приведите примеры математических функций.

     Приведите примеры статистических функций.

3.Практическая работа. Учитель информатики: Для работы вам выданы учебное задание на урок и  технологическая карта, которая поможет, если у кого-нибудь возникнут затруднения при работе с таблицей).   Заполненную таблицу и построенную диаграмму с вашими полученными данными в конце урока распечатаете на принтере для анализа и выводов.

Учитель физики.В конце урока тетради сдадите для проверки.  Задания 3, 4 и 5 уровней будут представлены в электронном виде в таблице, которую, как было ранее сказано, распечатаете на принтере.

Основная доля урока – 35 минут отведена деятельности учащиеся по выполнению учебных заданий. Учителя в это время - тактичные  наблюдатели, наставники, консультанты и помощники. Роль учителей и доля времени индивидуальны для каждого ученика на таком уроке.

Когда все таблицы были заполнены каждый учащийся распечатывает свой бланк.

4. Итог урока.Учитель физики и школьники проводят анализ полученных вычислений, проведенных с помощью программыMSExcel. Сравнивают результаты, полученные  вычислений и анализ структуры потребления электрической энергии в зимний и летний периоды в семье.

Домашнее задание:  Вами на сегодняшний урок были подготовленны  данные о ваших  домашних бытовых приборах. Дома постройте  таблицы вMSExcel и вычислите работу тока за месяц , а также стоимость использованной электрической энергии. Проанализируйте структуру потребления и представьте её в виде диаграммы.

Оценки за урок по физике  и  по информатике выставлены на основе критериев, принятых в начале урока.

Вывод учителя физики.Очень полезный оказался проект – практическая работа с применением компьютерных технологий, освоение которых сейчас является общекультурной задачей. В любой сфере деятельности такие технологии необходимы.

Вывод учителя информатики.Мы с вами выполнили сегодня очень большую работу и увидели,  как применяются информационные технологии в  практической деятельности на примере расчета работы тока   для  электробытовых приборов.  Овладение информационными технологиями  необходимо, а иначе вы будите не конкурентно способными в нашем быстроразвивающемся  техническом мире. Урок закончим пожеланием вам  овладеватьУМЕНИЕМ  УЧИТЬСЯ!

Учебное задание

Задание 1 уровня

1.Запишите все известные способы вычисления работы электрического поля (или работа электрического тока).                        А = …

2. Запишите единицы измерения работы в системе единиц СИ.

3. Запишите единицы измерения работы тока, применяемые на практике.

4. Как  определить стоимость работы тока на отдельном потребителе, израсходованной за некоторое время, если  тариф 13 тенге/(кВт.час),  Р1 – мощность прибора,t1 - время работы за один день иN – количество дней за один месяц?

Стоимость = …

5.    Запишитеформулу из таблицыMSExcel для вычисленияМощностиР в кВт_____________

6.    Запишитеформулу из таблицыMSExcel для вычисления

Работы  тока за 1 месяц зимой, летом    __________________________

Задание 2 уровня

1. Объясните причины использования особых единиц измерения работы тока на практике.

2. Выберите из всех формул работы тока ту, которая используется для вычисления  на практике с использованием технических характеристик прибора по его паспорту. Запишите эту формулу.         А = …

3. Какиефункции  можно применить вместо знаков сложения и умножения в формулах для      расчета данных таблицыMSExcel     _____________________________________________

Задание 3 уровня.

1. Вычислите работу электрического тока за месяц для каждого потребителя в квартире и найдите полную работу электрического тока за месяц с помощью программыMSExcel зимой.

2. Определите стоимость израсходованной электрической энергии за один месяц с помощью     программыMSExcel.

3. Как будет записанаформула вMSExcel стоимость израсходованной электрической энергии за один месяц  _________________________

Задание 4 уровня.

1. Проанализируйте информацию в таблице 1 и запишите  в таблицу 2 структуру потребления электрической энергии  зимой в соответствии с  основными потребностями.

2. Вычислите долю каждой структуры потребления электрической энергии с помощью программыMSExcel

3. Как будет записанаформула  в программеExcel для расчетадоли каждой структуры потребления электрической энергии ______________________________________

Задание 5 уровня.

На основе информации из  заполненной в ходе работы таблицы 2 постройте круговую диаграмму использования электрической энергии зимой.  ВыберитеМакет 6 (с процентами).

Задание 6 уровня.

1. Оцените обоснованность применения программыMSExcel для определения работы тока и стоимости использованной электрической энергии и запишите свое суждение.

2. Какие еще задачи из  физики или других предметов  вы бы хотели попробовать решить  в программе Ексель?

Практическая работа

Выполните задание 4, 5 и 6 уровня длялетнего периода, используя   соответствующую таблицу длялета.

Домашнее задание.

Вами подготовлены ориентировочные данные о расходовании электрической энергии приборамивашей квартиры в летний период. Выполните расчет использованной электрической энергии по вашей квартире за один месяц в летний период с использованием программыMSExcel.

Технологическая карта

1. Выполните задания первого уровня и запишите результаты в тетрадь для работ по физике.

2. Выполните задание второго уровня и запишите результат в тетрадь.

3. Запустить программу Microsoft Excel.

4.Открыть лист таблицыЗима для заполнения расчетами. Ввести данные в  таблицу(Ф.И).

5. Ввести в таблицу формулуперевода единиц измерения мощностииз Вт в кВт

6. Вести в таблицу формулурасчета работы тока в каждом приборе за месяцА = Р.t.N

7. Ввести в таблицу формулусуммирования всех значений работы тока всех приборов

8. Вести формулу длявычисления стоимости использованной электрической энергии по применяемому тарифу.

9. Выполнить расчеты  с помощью программы Microsoft Excel.  исделать вывод.

10.Проанализировать таблицу 1, выделить структуру потребления.

11. Вычислитьработу тока длякаждой области потребления.

12. Заполнитьтаблицу 2 и вычислитьдолю потребления.

13. По полученным  результатам построитькруговую диаграмму структуры потребления электрической энергии.

14. Распечатать  свои таблицы с  готовыми вычислениями и построенной круговой диаграммой.

15. Выполнить задание 6 уровня. Запишите свое суждение в тетрадь.

Таблица 1 (Зима)

Электро-

бытовой

прибор

Мощность

Р0, Вт

Мощность

Р, кВт

Время работы

за 1 день зимой

tзима , час

Количество дней

за 1 месяц,

N

Работа тока за 1 месяц зимой,

Азима, кВт.час

Азима= Р.tзима.N

Лампы

для

освещения

100

7

30

75

6

30

75

7

30

60

3

30

60