Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в начальной школе

Работа добавлена: 2016-05-05





«Использование игровых технологий во внеурочной деятельности в  начальной школе»

Автор: учитель физики

                                                                       ГБОУ СОШ с. Летниково          Егоров Алексей Викторович.

Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На наш взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.

Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, формирование здорового образа жизни учащихся, снятие психического напряжения, гармонизация социально-психологического состояния человека.

Основные задачи курса:

- формирование духовно-нравственного развития через связь с поколениями предшествующих эпох;

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных способностей;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха.

Формы работы: подвижные игры, настольные игры, познавательные игры, ситуативные игры, комплексные игры на местности.

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся младших и средних классов разработана на основе:

  1. Программы внеурочной деятельности. Игра. Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова (Москва, 2011 г.);
  2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов (Москва, 2011 г.).

Ценностные ориентиры содержания курса

Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, проектности и диалога культур.

Принцип природосообразности предполагает, что игровая деятельность школьника согласуется с общими законами развития природы и человека, формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что игра школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип коллективности предполагает, что детская игра даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип диалогичности требует не столько равенства между педагогом и детьми, сколько искренности и взаимных понимания, признания, принятия.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел-реализация-рефлексия.

В логике действия данного принципа в программе предусматривается выполнение социальных проектов учащихся.

Принцип диалога культур в программе предполагает рассмотрение социального проекта как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох.

Основная идея данной программы состоит в том, что игровая деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных физических способностей.

В программу вводятся понятия структуры игры, правил игры, правил безопасности. А также включены  беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры. Программа предусматривает работу над проектами «Игры, в которые играли наши родители» и «Мои любимые игры».

Программа рассчитана на 68 ч в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 35–40 мин. Программа рассчитана на один год обучения - 68 занятий (34 учебные недели).

Тематическое планирование и содержание деятельности

Учебно-тематический план

№ п.п.

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

Практика

1

Игра и жизнь. Какие бывают игры

1

1

2

Правила игры, игровые роли, сюжет игры.

1

1

3

Правила безопасности в играх

1

1

4

Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.

5

1

4

5

Догонялки. Игры с общей игровой механикой - водящему необходимо осалить убегающих игроков

4

1

3

6

Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов

3

1

2

7

Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса

3

1

2

8

Игры на реакцию

2

2

9

Игры с мячом, игры на меткость

5

1

4

10

Работа над проектом «Игры, в которые играли наши родители»

5

1

4

11

Презентация проекта

1

1

12

Словесные игры

5

1

4

13

Игры на бумаге

9

1

8

14

Логические игры

3

3

15

Настольные игры

7

1

6

16

Флеш-игры

7

1

6

17

Работа над проектом «Мои любимые игры»

5

1

4

18

Презентация проекта

1

1

Всего

68

16

52

Календарно-тематический план

№ п.п.

Темы занятий

Количество часов

всего

теория

Практика

1

Игра и жизнь. Какие бывают игры

1

1

2

Правила игры, игровые роли, сюжет игры.

1

1

3

Правила безопасности в играх

1

1

4-5

Прыгательные игры. Игры с резинкой «Резиночка», «Олимпиада»

2

1

1

6

Прыгательные игры. Игры со скакалкой «Десятки», «Часики»

1

1

7

Прыгательные игры «Классики»

1

1

8

Прыгательные игры «Чехарда»

1

1

9-10

Догонялки. Игры с общей игровой механикой - водящему необходимо осалить убегающих игроков «Светофор», «Гуси-лебеди»

2

1

1

11

Догонялки. Игра «Краски»

1

1

12

Догонялки. Игра «Салки»

1

1

13-14

Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов. Прятки «Палочка-выручалочка»

2

1

1

15

Поисковые игры. Прятки наоборот «Сардина»

1

1

16-17

Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса. Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко»

2

1

1

18

Игры-сцеплялки «Цепи-цепи», «Путаница»

1

1

19

Игры на реакцию «Я садовником родился…», «День-ночь»

1

1

20

Игры на реакцию «Тише едешь - дальше будешь», «Крокодил»

1

1

21-22

Игры с мячом, игры на меткость «Квадрат», «Я знаю 5 имен»

2

1

1

23

Игры с мячом «Мячик кверху», «Штандер-стоп»

1

1

24

Игры с мячом «Саджо», «Съедобное-несъедобное»

1

1

25

Игры с мячом «Выбивалы», «Котел»

1

1

26-30

Работа над проектом «Игры, в которые играли наши родители»

5

1

4

31

Презентация проекта

1

1

32-33

Словесные игры «Города», «Вы поедете на бал?»

2

1

1

34

Словесные игры «Испорченный телефон», «Камень-ножницы-бумага»

1

1

35

Словесные игры «Летел лебедь»

1

1

36

Словесные игры «Кто я?»

1

1

37-38

Игры на бумаге «Крестики-нолики»

2

1

1

39

Игры на бумаге «Морской бой»

1

1

40

Игры на бумаге «Диагонали», «Пирамида»

1

1

41

Игры на бумаге «Ромбы»

1

1

42

Игры на бумаге «Буки», «Мнемотехника»

1

1

43

Игры на бумаге «Гуггенхейм»

1

1

44

Игры на бумаге «Буквенное лото», «Из мухи в слона»

1

1

45

Игры на бумаге «Кроссворд»

1

1

46

Логические игры «Ребусы»

1

1

47

Логические игры «Головоломки»

1

1

48

Логические игры «Головоломки со спичками»

1

1

49-50

Настольные игры «Шашки», «Шахматы»

2

1

1

51

Настольные игры «Лото»

1

1

52

Настольные игры «Домино»

1

1

53

Настольные игры «Пазлы»

1

1

54

Настольные игры «Карты»

1

1

55

Настольные игры «Раскраски»

1

1

56-57

Флеш-игры «Продолжи узор», «Пазлы», «Наборщик»

2

1

1

58

Флеш-игры «Запомни», «Пятнашка»

1

1

59

Флеш-игры «Судоку»

1

1

60

Флеш-игры «Магический квадрат»

1

1

61

Флеш-игры «Филлер»

1

1

62

Флеш-игры «Анаграмма»

1

1

63-67

Работа над проектом «Мои любимые игры»

5

1

4

68

Презентация проекта

1

1

Всего

68

16

52

Содержание деятельности

Беседы: Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Виды игр. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Техника безопасности в играх.

Подвижные игры. Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Роли в подвижных играх: водящий, судья, организатор.

Выполнение проекта «Игры, в которые играли наши родители». Беседа  «Правила безопасности при работе в компьютерном классе». Постановка цели, сбор информации - обзор источников литературы, опрос родителей, анализ полученной информации, оформление и защита проекта, рефлексия. Выполнение проекта с использованием текстового редактора «Word». Оформление стенда.

Словесные и логические игры. Разнообразие словесных и логических игр: «Города», «Испорченный телефон», «Вы поедете на бал?», «Ребусы», «Головоломки», «Головоломки со спичками» и т.д. Правила игры.

Настольные игры на бумаге. Разнообразие игр на бумаге: «Морской бой», «Крестики и ноли» - три варианта игры, «Диагонали», «Пирамида», «Ромбы» и т.д. Правила игры.

Настольные игры. Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки и шахматы – классические настольные игры. Правила игры.

Настольные игры в компании: домино, лото, пазлы, карты. Правила настольных игр. Раскраски.

Флеш-игры – что это такое? Разнообразие флеш-игр. Правила игры и безопасности при работе в компьютерном классе.

Выполнение проекта «Мои любимые игры». Постановка цели, сбор информации - обзор источников литературы, нахождение требуемой информации в Интернете, анализ полученной информации, оформление и защита проекта, рефлексия. Выполнение проекта с использованием графического редактора «PowerPoint». Оформление стенда.

Ожидаемые результаты реализации программы

В    результате   освоения данной программы формируются следующие уровни результатов, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования:

Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником каждого модуля программы он может достичь специфическихпредметных (учебных) результатов:

При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появленияэффектов воспитания и социализации подростков.

Первая группа эффектов – социокультурная идентичность – осознание подростком себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Вторая группа эффектов – социально-коммуникативные компетенции – предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии, осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия.

Третья группа – компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья, спортивной деятельности.

Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы

К реализации программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

  1. Игровой спортивный зал, площадка для организации игр на открытом воздухе;
  2. Спортивный инвентарь (мячи, скакалки);
  3. Фотоаппаратура, необходимая для оформления отчетов, проектов;
  4. Компьютерная техника (компьютер, принтер), программное обеспечение (текстовые и графические редакторы, Интернет).

Литература для учителя

  1. 250 задач на логику: Сост. О.Иванченко. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007.- 240 с.
  2. Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.
  3. Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время, Москва, «Просвещение», 1980 год.
  4. Барри Шейла Энн. Лучшие игры для вечеринки\ Пер. с англ. В.Л. Кашникова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с.
  5. Богданова Г. Игры, праздники и развлечения для детей. Владос, 2001 г.
  6. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Гришина Г.Н. Любимые детские игры, Москва, «Творческий Центр», 1999 год.
  8. Дереклеева Н.И. Двигательные игры и тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004 г.
  9. Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. Издательский Дом МСГ,1998 г.
  10. Кэмпбелл Андреа. Вечеринка в большой компании /Пер. с англ. В.Л. Кашникова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256 с.
  11. Программы внеурочной деятельности. Игра. Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова (Москва, 2011 г.);

Интернет-ресурсы:

http://allforchildren.ru – «Все для детей» - головоломки,    загадки,   задачи  и задачки, фокусы, ребусы.

http://puzzle-ru.blogspot.com —   головоломки,    загадки,   задачи и задачки, фокусы, ребусы.

http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

http://www.kis-brys.ru – «Игры нашего двора»

http://www.logozavr.ru – «Академия младшего школьника: 1-4 класс» — развивающие игры и конкурсы.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Роль технологий моделирующего обучения в построении развивающего образовательного процесса в начальной школе

2. Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

3. Стандарт второго поколения в начальной школе

4. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

5. Работа со словарными словами в начальной школе 2 – 4 классы

6. Трудности при изучении таблицы умножения в начальной школе

7. Урок экологии в начальной школе по теме «Способы защиты у животных»

8. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки детей к начальной школе в условиях сельского ДОУ

9. Внеклассное занятие по оригами, экологии, технологии и ИЗО в начальной школе По синему морю к зеленой земле…

10. Приёмы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеурочной деятельности