Новости

Теория государства и права методический комплекс

Работа добавлена:






Теория государства и права методический комплекс на http://mirrorref.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Казанский филиал

Кафедра теории и истории права и государства

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки  40.03.01 «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Перечень структурных элементов УМК

Курс 1

Семестры 1, 2

Форма обучения очная и заочная

Срок освоения ООП по форме обучения -4 года

Квалификация выпускника - бакалавр

Казань, 2014

Утвержден на заседании кафедры теории и истории права и государства протокол № 14 от 11.06.2014 г.

Зав. кафедрой, к.ю.н., доцент Гумеров Л.А.

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2014

© Краснов А.В., 2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Казанский филиал

Кафедра теории и истории права и государства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

по направлению подготовки  40.03.01 «Юриспруденция»

Курс 1

Семестры 1, 2

Форма обучения очная и заочная

Срок освоения ООП по форме обучения – 4 года

Квалификация  выпускника - бакалавр

Казань, 2014

Составитель:  Краснов Александр Валерьевич, к.ю.н, доцент кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП»

Рецензент: Губаева Тамара Владимировна, д.ю.н., профессор кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВПО «РАП»

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки030900 «Юриспруденция»

Утверждена на заседаниипротокол № 14 от 11.06.2014 г.

Зав. кафедрой Гумеров Ленар Асхатович, к.ю.н., доцент

Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» № 10 от 25.06.2014 г.

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2014

© Краснов А.В., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Теория государства и права» является усвоение и закрепление адекватных общенациональным и государственным запросам с учетом современных реалий базовых знаний о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, а также связанных с ними явлениях, что позволяет осуществить базовую и фундаментальную теоретическую подготовку в области юриспруденции путем формирования правового и социально-политического мировоззрения и мышления, основных навыков работы с юридической информацией, оперирования сложившимися в науке базовыми юридическими категориями, прививания способностей воспринимать юридические знания, изучаемые в иных правовых науках, что выступает одной из основ как их дальнейшего обучения по специальности, так и профессиональной деятельности в обозримом будущем.

Задачами преподавания дисциплины «Теория государства и права» являются:

• сформироватьтеоретико-правовые основы профессионального и научного правосознания и правовой культуры,характеризующихсявысокой степеньюгражданской зрелости, активности, профессиональной этикой, глубоким уважением кправу и иным правовым ценностям, бережным отношением кпринципамправового государства, чести и достоинству личности,всем ееправам и свободам;

• привить логико-интеллектуальные навыки юридического мышления, вкус к поисковой работе, нестандартному анализу ситуаций, выступающими основными условия дальнейшей юридической деятельности;

• создать предпосылки для качественного усвоения большинства иных юридических дисциплин, в частности, историко-правовых, отраслевых, а также прикладных;

• заложить методологические основы научного понимания государственно-правовой действительности, а также, соответственно, научного анализа процессов, имеющих место в правовых и государственных системах мира;

• донести до студентов базовые представления о профессиональной юридической этике, гуманном и рассудительном отношении к окружающим людям;

• выработать знания о месте и роли права, государства и иных государственно-правовых явлений в социуме, их взаимодействии с другими его элементами;

• дать представление об эволюции и соотношении современных государственных и правовых систем, наиболее значимых актуальных проблемах государства и права ХХI века, основах современных политико-правовых доктрин.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП)

Дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой части профессиональногоцикла.

Изучение теории государства и права напервом курсе имеет важнейшее значение для подготовкибакалавров.

В условиях становления правового государства важное значение приобретают формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства законности и справедливости.

Теория государства и права является методологической наукой по отношению ко всем юридическим наукам – историко-правовым, отраслевым, прикладным и пр. Отсюда и огромное значение ее категорий и понятий для всех юридических наук.

Будучи фундаментальной наукой правоведения, теория государства и права является в то же время и базовой учебной дисциплиной в юридическом вузе, способствующей подготовке специалистов для органов юстиции, судов, прокуратуры, внутренних дел, юридических служб предприятий, учреждений, организаций.

Изучение теории государства и права помогает студентам вырабатывать умение толковать и применять нормативные акты; юридически грамотно оценивать юридически значимые обстоятельства и квалифицировать юридические факты; совершать разнообразные юридические действия в соответствии с действующим законодательством. Теория государства и права способствует повышению профессиональной квалификации юристов, помогает ориентированию в специальной литературе, развивает умение мыслить правовыми категориями, способствует установлению режима законности в деятельности органов государства, общественных организаций, должностных лиц и в поведении граждан.

Сказанное свидетельствует, что теория государства и права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В силу этого четкое знание ее положений является важной задачей студентов.

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен

знать:

-понятие общества, государства, права, их общие характеристики, структуру, значение в жизни человека, основные характеристики социальных норм; особенности профессиональной юридической деятельности; основы правовой культуры;

уметь:

-культурно, со знанием основ русского зыка связно и логично выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, выявлять отличия гуманитарных и естественных наук;

владеть:

-навыками получения, поиска, обработки информации, ее систематизации, способностями в сфере коммуникации, построения правового поведения в той или иной ситуации.

2.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

-способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

-способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

-обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

-имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

-стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

-способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

-способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

-способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

-владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

-способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

-владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

-владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

-способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

-способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

-способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

-способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

-способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

-владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

-готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

-способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

-способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

-способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

-способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

-способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

-готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

-способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

-способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

-способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

-способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результатеусвоения курсастудентыдолжны:

знать:

основные понятия, категории изаконы юриспруденции, общие специфические закономерности зарождения, организации, функционирования и эволюции государства и права (ОК-1, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ПК-4);

назначение и функции государственно-правовых институтов (ОК-3, ОК-5);

– основныеподходы в интерпретации содержания и сущности государства и права (ОК-3, ОК-5);

тенденции в эволюцииправовых и государственныхсистем а такжесущностные характеристикироссийской национальнойгосударственно-правовой системы (ОК-5, ОК-6, ОК-7);

– права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также профессиональные этические нормы (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-9);

владеть:

навыками толкования нормативных и индивидуально-правовых актов (ОК-4, ОК-5, ПК-4, ПК-6, ПК-15);

– основными приемами построения алгоритмов правотворческой и правоприменительной деятельности (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-4, ПК-6);

юридической терминологией, основнымипринципами законности и правопорядка (ОК-3, ОК-5, ОК-6, ПК-4);

– навыками самостоятельной работы и активной познавательной деятельности, в совокупности с готовностью к саморазвитию и умение выстраивать стратегии личного и профессионального обучения и развития (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-4);

– основными способсностями в области планирования и оптимальной организации своей деятельности (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-4);

уметь:

– правильно применять полученные знанияв процессе реализации норм действующего права (ОК-3, ОК-5, ОК-7, ПК-4 ПК-6);

– надлежащим образом востребовать юридические знания при осуществлении правовой деятельности и анализе окружающей действительности (ОК-1, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ПК-16);

– проводить четкую грань между правомерным и отклоняющимся противоправным поведением (ОК-2, ОК-5, ОК-6, ПК-4, ПК-6, ПК-12);

– определять правовую природу наблюдаемых явлений (ОК-8, ОК-9);

– юридически грамотно выстраивать линию и последствия поведения участников правоотношений (ОК-2, ОК-4, ОК-5, ПК-4);

– работать в состоянии рисков и неопределенностей, генерировать новые идеи, уметь брать на себя бремя лидерства (ОК-5, ОК-7, ОК-10, ПК-4);

– выстраивать межличностное общение, работать в междисциплинарной команде; доверять, мотивировать и воодушевлять других, способность к эффективному делегированию обязанностей (ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-7);

– корректно и убедительно представить свою позицию, быть самокритичным, воспринимать критику, достигать взаимовыгодных решений (ОК-4, ОК-5);

– уметь работать в международной среде, толерантно относиться к культурному и идеологическому многообразию (ОК-5, ОК-7).

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

ед.

час.

первый семестр

второй семестр

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану

11

396

Аудиторные занятия

124

70

54

Лекции

54

36

18

Семинары и практические занятия

70

34

36

Интерактивные занятия

32

Самостоятельная работа (СРС)

272

Форма промежуточной аттестации

Экзамен

Контр. задания

Экзамен

Очная форма обучения

На базе среднего профессионального образования

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

ед.

час.

первый семестр

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану

11

396

396

Аудиторные занятия

96

96

Лекции

38

38

Семинары и практические занятия

58

58

Интерактивные занятия

30

30

Самостоятельная работа (СРС)

210

210

Переаттестация

90

90

Форма промежуточной аттестации

Экзамен

Экзамен

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

ед.

час.

первый семестр

Второй семестр

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану

11

396

Аудиторные занятия

28

14

14

Лекции

6

6

Семинары и практические занятия

22

8

14

Интерактивные занятия

8

Самостоятельная работа (СРС)

368

Форма промежуточной аттестации

Экзамен

Контр. задания

Экзамен

Заочная форма обучения

На базе среднего профессионального образования

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

ед.

час.

первый семестр

второй семестр

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану

11

396

396

Аудиторные занятия

24

24

Лекции

10

10

Семинары и практические занятия

14

14

Интерактивные занятия

6

6

Самостоятельная работа (СРС)

282

282

Переаттестация

90

90

Форма промежуточной аттестации

Контр.

задания и экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Текст рабочей программы

Тема 1. Теория государства и права как наука

Государство, право, государственно-правовая практика как объекты изучения юридических наук. Классификация юридических наук. Теоретические, исторические, отраслевые, прикладные и иные науки. Теория государства и права как фундаментальная, базовая, методологическая юридическая наука. Теория государства и права как общетеоретическая юридическая наука. Теория государства и права в системе социо-гуманитарных наук.

Место теории государства и права в системе юридических наук. Взаимосвязь между юридическими науками и теорией государства и права.

Предмет теории государства и права и его содержание. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Методология теории государства и права. Система принципов научного познания государства и права. Философские (мировоззренческие) методы. Общенаучные и частнонаучные методы.

Функции теории государства и права (методологическая, прогностическая и другие).

Тема 2.Происхождение государства и права

Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия. Социальный строй первобытного общества. Социальные регуляторы первобытного общества (мифы, обряды, ритуалы и обычаи).

Общие черты присваивающей и производящей экономики. «Неолитическая революция». Появление собственности, семьи, государства и правовых норм.

Закономерности происхождения государства и права. Основные формы возникновения государства.

Отличие государства от родовой организации общества. Территориальная организация населения и публичная власть как основные признаки государства.

Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, классовая (марксистская), психологическая и др.).

Происхождение права. Переход от социальных регуляторов присваивающей экономики к правовым нормам и моральным регуляторам производящей экономики. Обычное право. Собственное нормотворчество государства.

Разрешение конфликтов в первобытном обществе.

Тема 3. Понятие государства. Типы и формы государства

Понятие государства. Территориальная организация населения, публичная власть, государственный суверенитет, налоги и сборы, специальный аппарат управления как признаки государства. Государственная символика. Герб, флаг, гимн.

Основные подходы к пониманию сущности государства.

Государственная власть. Понятие, структура и формы осуществления. Законодательная, исполнительная и судебная власть.

Легализация и легитимация государственной власти.

Типология государства. Понятие исторического типа государства. Формационный, цивилизационный и другие подходы к типологии государства.

Понятие формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный (политический) режим.

Понятие формы правления. Монархическая форма правления: понятие, основные черты и разновидности. Республиканская форма правления: понятие, основные черты и разновидности. Нетипичные формы правления.

Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федеративное государство. Конфедерация. Международные объединения с элементами федерализма (содружества, сообщества).

Государственные (политические) режимы. Основные виды режимов. Демократические и антидемократические режимы. Авторитарный, тоталитарный, диктаторский, фашистский режимы.

Тема 4. Функции государства. Механизм государства

Понятие функций государства и их классификация. Функции и сущность государства. Внутренние и внешние, постоянные и временные, основные и неосновные и др. функции.

Формы осуществления функций государства (правовые и организационные).

Механизм государства. Функции государства и механизм государства. Механизм государства и государственный аппарат. Органы государства и их классификация. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Прокуратура. Контрольно-ревизионные органы государства.

Тема 5. Гражданское общество и государство.

Государство в политической системе общества

Общество и государство. Первобытное общество. Сословное общество.

Гражданское общество: понятие, структура, формирование.

Понятие политической системы общества: понятие и структура. Место и роль государства в политической системе общества. Иные субъекты политической системы общества.

Государство и церковь.

Государство и личность. Правовой статус личности. Виды правового статуса. Основные права, свободы и обязанности личности. Механизм защиты прав и свобод личности.

Тема 6. Правовое государство

Подходы к пониманию правового государства. Модели правового государства. Формирование и развитие концепции правового государства.

Принципы правового государства. Верховенство права (правового закона). Верховенство права и принцип законности. Разделение властей. Бикамерализм. Независимый суд. Конституционный контроль. Гарантированность прав и свобод личности. «Негативные» и «позитивные» права личности. Взаимная ответственность государства и личности. Политический плюрализм. Многопартийность.

Правовое государство и социальное государство.

Тема 7. Правопонимание в юридической науке

Типы правопонимания. Соотношение права и закона. Представления о сущности права.

Позитивистский тип правопонимания. Юридический позитивизм. Нормативизм Г. Кельзена. Историческая школа права. Социологическая школа права. Психологическая школа права. Учение о естественном праве (юснатурализм). Юридический (философский) тип правопонимания. Материалистический (марксистский) подход. Либертарно-юридический подход. Интегративный тип правопонимания.

Тема 8. Понятие и социальная ценность права.

Право в системе социальных норм

Право в системе социальных норм. Право и обычай. Обычаи и традиции. Право и мораль. Мораль и нравственность. Право и религия. Каноническое право. Право и корпоративные нормы. Право и технические нормы.

Определение понятия права в различных концепциях права. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки позитивного права. Общеобязательность. Формальная определенность. Обеспеченность государственным принуждением. Системность. Нормативность.

Принципы права. Писаные и неписаные принципы права. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.

Правовые презумпции. Общеправовые и отраслевые правовые презумпции.

Правовые аксиомы.

Функции права. Общесоциальные и специально-юридические функции права.

Тема 9. Нормы права

Понятие нормы права. Признаки норм права. Закрепленность компетентным властным органом. Общеобязательность. Формальная определенность. Ясность. Общий характер.

Структура правовых норм. Гипотеза, диспозиция и санкция. Простая, сложная и альтернативная гипотезы. Диспозиция в прямой и описательной форме. Штрафные и правовосстановительные санкции.

Способы изложения норм права.

Виды правовых норм. Общие, специальные и исключительные нормы. Материальные и процессуальные нормы. Императивные, диспозитивные и альтернативные нормы. Управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Нормы, действующие в течение неопределенного срока и нормы с ограниченным сроком действия. Определенные и относительно определенные нормы права. Рекомендательные и поощрительные нормы. Специализированные нормы. Нормы-принципы. Дефинитивные нормы. Коллизионные нормы. Оперативные нормы.

Тема 10. Правотворчество и нормативные правовые акты

Понятие и виды источников права. Нормативный правовой акт как источник права. Правовой обычай. Нормативный договор. Судебный прецедент. Правовая доктрина. Религиозные тексты.

Правообразование и официальное нормотворчество. Понятие правотворчества и его виды. Нормотворчество и законотворчество. Принципы правотворчества. Стадии правотворчества. Законодательный процесс.

Понятие и виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные акты. Кодифицированные и текущие нормативные правовые акты. Постоянные и временные нормативные правовые акты. Федеральные, региональные и местные нормативные правовые акты. Общие и специальные нормативные правовые акты. Конституционные и обыкновенные законы. Постановления палат Федерального Собрания РФ. Нормативные указы и распоряжения Президента РФ. Постановления Правительства РФ. Ведомственные нормативные правовые акты.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона (ретроактивность). Немедленное действие закона. Переживание закона (ультраактивность). Экстерриториальность действия норм права.

Понятие и значение систематизации нормативных правовых актов. Виды систематизации. Инкорпорация. Кодификация. Консолидация. Учет нормативных правовых актов.

Тема 11. Система права

Понятие и признаки системы права. Система права и правовая система. Согласованность и дифференцированность правовых норм. Непротиворечивость правовых норм. Объективность системы права.

Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Основные элементы системы права. Отрасли и подотрасли права. Институты права (отраслевые, межотраслевые и комплексные). Субинституты права.

Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное и международное право.

Общая характеристика основных отраслей права.

Система права и система законодательства.

Тема 12. Реализация норм права. Правоприменение

Понятие и формы реализации права. Соблюдение, исполнение и использование правовых норм как формы непосредственной реализации права.

Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие и признаки правоприменения. Субъекты правоприменения.

Стадии правоприменения. Установление фактических обстоятельств (фактов). Установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права). Юридические доказательства и юридическая квалификация. Вынесение решения.

Принципы применения права. Законное и обоснованное применение права.

Акты применения права, их признаки и функции. Классификация актов применения права. Отличие актов применения права от нормативных правовых актов.

Понятие пробела в праве. Виды пробелов. Устранение и преодоление пробелов в праве. Аналогия права и аналогия закона. Субсидиарное применение норм права.

Понятие и виды коллизий норм права. Коллизионные нормы как способ преодоления коллизий норм права.

Прямое применение Конституции и норм международного права как способы преодоления коллизий норм права.

Тема 13. Толкование норм права

Понятие и необходимость толкования права. Уяснение и разъяснение норм права.

Субъекты толкования права. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование.

Разновидности официального толкования права. Аутентическое и делегированное (легальное) толкование. Нормативное и казуальное толкование.

Виды неофициального толкования права. Обыденное, профессиональное и доктринальное толкование.

Способы толкования права. Языковый способ толкования. Системный способ толкования. Логический способ толкования. Исторический способ толкования. Функциональный способ толкования.

Объем толкования. Буквальное, распространительное и ограничительное толкование.

Акты толкования норм права: понятие и особенности.

Юридическая природа актов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Тема 14. Правовые отношения

Понятие и признаки правоотношений. Отличие правоотношений от иных общественных отношений. Структура (состав) правоотношений.

Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособносгь.

Содержание правоотношений. Субъективные права и юридические обязанности.

Объекты правоотношений и их виды.

Понятие и значение юридических фактов, их классификации.

Фактические (юридические) составы: понятие и виды. Юридические состояния.

Классификация правоотношений. Деление правоотношений по отраслевому признаку, степени определенности, способу конкретизации обязанных лиц и другим признакам.

Тема 15. Правомерное поведение, правонарушение

и юридическая ответственность

Понятие и признаки правомерного поведения. Виды правомерного поведения.

Понятие правонарушения и его признаки. Состав правонарушения. Субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона.

Виды правонарушений. Преступления и проступки.

Объективно-противоправное деяние. Злоупотребление правом. Казус.

Понятие юридической ответственности, ее признаки и функции. Принципы юридической ответственности. Неотвратимость ответственности, недопустимость двойной ответственности, презумпция невиновности и др.

Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность и иные меры государственно-правового принуждения. Отличие юридической ответственности от мер защиты, мер пресечения и других мер правового принуждения.

Тема 16. Юридические документы  и юридическая техника

Понятие и признаки юридического документа. Виды юридических документов. Нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Документы, фиксирующие юридические факты. Деньги и ценные бумаги.

Юридическая техника: понятие, виды.

Законодательная техника. Правила подготовки нормативных правовых актов.

Правоприменительная юридическая техника. Требования к индивидуальным правовым актам.

Общие требования юридической техники к законодательным и индивидуальным правовым актам.

Тема 17. Правовые системы современности

Понятие правовой системы. Правовая система и правовая семья. Классификации современных национально-правовых систем.

Романо-германская правовая система, ее формирование, развитие, особенности. Источники романо-германского права.

Англосаксонская правовая система: ее формирование, развитие, особенности. Источники англосаксонского права.

Религиозные и традиционные правовые системы. Мусульманское право и его место в современном мире. Источники мусульманского права.

Взаимосвязи национальных правовых систем. Стремление к унификации правовых систем. Пределы унификации правовых систем.

Тема 18. Правосознание и правовая культура

Понятие правосознания, его роль в правотворческой и правореализующей деятельности. Структура правосознания. Правовая идеология. Правовая психология.

Виды правосознания. Индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Обыденное, научное и профессиональное правосознание.

Взаимодействие правосознания и права.

Деформация правосознания и ее виды. Правовой нигилизм: понятие и виды. Причины распространения и пути преодоления правового нигилизма.

Правовой романтизм (идеализм).

Понятие правовой культуры, ее структура. Правовое воспитание: понятие, задачи.

Тема 19. Правовое регулирование

Понятие правового регулирования, его предмет. Соотношение правового регулирования и правового воздействия.

Способы, типы и методы правового регулирования. Дозволение. Обязывание. Запрет. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования. Диспозитивный и императивный методы правового регулирования.

Стадии правового регулирования. Механизм правового регулирования и его элементы.

Нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование.

Тема 20. Законность и правопорядок

Понятие и значение законности. Принципы законности.

Законность и право. Законность и демократия. Законность и целесообразность.

Гарантии законности (общие и специальные юридические). Способы обеспечения законности в современном обществе.

Правопорядок и общественный порядок.

Разделы и темы дисциплин, виды занятий,

используемые образовательные технологии (тематический план)

Тематический план

Очная форма обучения

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции

практические или семинарские занятия

1

Теория государства и права как наука

4

2

2

Традиционный семинар

2

Происхождение государства и права

6

2

4*

Традиционный семинар плюс ролевая игра

3

Понятие государства. Типы и формы государства

8

4

4*

Традиционный семинар плюс ролевая игра

4

Функции государства. Механизм государства

4

2

2

Традиционный семинар

5

Гражданское общество и государство.

Государство в политической системе общества

4

2

2*

Традиционный семинар плюс дискуссия

6

Правовое государство

4

2

2*

Традиционный семинар плюс дискуссия

7

Правопонимание в юридической науке

4

2

2*

Традиционный семинар плюс дискуссия

8

Понятие и социальная ценность права.

Право в системе социальных норм

10

4

6*

Традиционный семинар плюс ролевая игра

9

Нормы права

8

4

4*

Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач

10

Правотворчество и нормативные правовые акты

10

4 Теория государства и права методический комплекс на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Теория государства и права. Источники права

2. Страхование: учебно-методический комплекс

3. Микроэкономика Учебно-методический комплекс

4. Теория государства и права

5. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

6. Программно-методический комплекс Конструктор алгоритмов

7. Земельное право Учебно методический комплекс

8. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

9. Правовая статистика: учебно-методический комплекс

10. Теория государства и права конспект