Новости

ТЕСТЫ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ

Работа добавлена:






ТЕСТЫ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ на http://mirrorref.ru

ТЕСТЫ

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ

1. Цель исторической науки

Б) изучение закономерностей развития человечества

2. Содержание исторической науки

В) исторический процесс

3. Предмет изучения истории

А) деятельность людей и совокупность отношений в обществе

4. Соотнесите термин и его определение:

1) объект исторической наукиБ)общество

2) предмет исторической наукиА)деятельность людей

3) цель исторической наукиВ)изучение закономерностей развитиячеловечества

5. С.С. Уваров, М.П. Погодин, С.П. Шевырев отстаивали идеи

Б) сохранения и укрепления сословной системы, признания самодержавия как единственно возможной формы правления

6. Деление истории на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую – это деление по принципу…

В) хронологическому

7. Изучение фактов и событий, позволяющее лучше понять происходившие в прошлом процессы, – это _________ функция исторического знания.

А) познавательная

8. Соотнесите функции исторической науки с их содержанием

1) социальной памятиБ)накопление и сохранение в памяти человечества опыта предшествующих поколений

2) научно-познавательнаяВ)изучение процесса общественного развития, его обусловленность и закономерность

3) воспитательнаяА)выработка высоконравственных и гражданских качеств

9. Задачи исторической науки

А) предоставлять исторический материал как основу для анализа современных проблем, формировать национальную идентичность

10. Прогностическая функция истории – это

Б) предоставление необходимых знаний для прогнозирования будущего

11. Функция исторической науки, имеющая теоретическое значение

Б) научно-познавательная

12. Функция исторического знания, имеющая прикладное значение

Б) воспитательная

13. Теоретическая функция исторической науки

В)научно-познавательная

14. Теоретическая функция исторической науки нацелена на …

В)создание концепций и теорий познания исторического процесса

15. Научно-познавательная функция – это

Б)накопление, углубление знаний об историческом процессе

16. Соотнесите общественно-политические направления и их основные идеи

1) консерватизмБ)добровольный союз государя и народа, сохранение самодержавия

2) западничествоВ)критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию

3) славянофильствоА)преувеличение национальной самобытности, идеализация допетровской Руси

17. Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания.

А)религиозная

18. Выработка научно обоснованного политического курса соответствует _______ функции исторического знания.

А)практически-рекомендательной

19. Формированию гражданских и нравственных ценностей призвана служить __________ функция истории.

А)воспитательная

20. Основные идеи западников

А)критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию

21. Мировоззренческая функция исторической науки – это

- выработка общего взгляда на историю общества

- сохранение в памяти опыта предшествующих поколений

В)формирование интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию

- изучение процесса общественного развития

22. Практически-политическая функция исторического знания характеризуется …

-выявлением закономерностей исторического развития

выработкой научно-обоснованного политического курса

- формированием гражданских качеств

- предвидением будущего

23. Функции исторического познания

- познавательная, воспитательная, критическая

-воспитательная, прогностическая, практически-рекомендательная

- критическая, практически-рекомендательная, прогностическая

- сравнительная, прогностическая, практически-рекомендательная

24. Практически-рекомендательная функция исторического познания

- предоставление исторического материала для прогнозирования будущего

-предоставление исторического материала как основы для анализа современных проблем и их решения

- сохранение опыта, традиций, обеспечивающих преемственность поколений

- накопление, углубление знаний об историческом процессе

25 Основные идеи славянофилов

- критика крепостничества, ориентация на западноевропейскую цивилизацию

- добровольный союз государя и народа, сохранение самодержавия

-преувеличение национальной самобытности, идеализация допетровской Руси

- сохранение самодержавия и крепостного права

26. Выделите общие взгляды западников и славянофилов

-необходимость ограничения монархии

- преувеличение национальной самобытности

- сохранение крепостного права

- необходимость развития России по западному пути

27. История – это … наука

-гуманитарная

- естественная

- филологическая

- физическая

28. История – наука …

- физическая

- точная

- естественная

-общественная

29. История как социальная наука (выделите неверный вариант)

- изучает общество

- зависит от общества

- участвует в формировании общественного сознания

-не зависит от общества

30. Объект изучения истории

- растительный мир

- животный мир

-общество

- вселенная

31. Предмет исторической науки

- человек и общество в настоящем

-общество в прошлом

- настоящее и будущее общественных групп

- современное состояние общества

32. Сфера основных интересов исторической науки

- прошлое

- настоящее

- будущее

-прошлое и настоящее

33. Установите соответствие наук и предметов их изучения

1) социологияб) закономерности функционирования общества

2) политологияв) функционирование политической системы

3) историяа) развитие общества и жизнь людей в прошлом

34. Какие сферы общества изучает история

-экономическую, политическую, социальную

- экономическую, техническую, биологическую

- культурную, этическую, личностную

- социальную, биологическую, метеорологическую

35. История изучает:

- как изменялась планета Земля

- как изменялись природа и общество

-как изменялись общество и человек

- как развивалась вселенная

36. Кого называют «отцом истории»

-Геродота

- Фукидида

- Платона

- Аристотеля

37. Значение греческого слова «история» в широком смысле

-то, что было в прошлом

- рассказ, описание

- систематическое изложение сведений о природных явлениях

- хронометраж событий

38. «Золотой век» исторической науки

-XVII в.

-XVIII в.

-XIX в.

-XX в.

39. История характеризуется как

-диалог между настоящим и прошлым

- вневременная история

- источник будущего

- оправдание настоящего

40. Историзм мышления – это

- оценка событий прошлого с позиции будущего

- способность рассматривать прошлое под воздействием настоящего

- предвидение будущего

-способность видеть особенности исторических эпох, соотносить прошлое и настоящее

41. К специальным историческим дисциплинам относятся:

- этнография, палеография, топонимика

-археология, историография, экономическая история

- геральдика, сфрагистика, нумизматика

- археография, топонимика, дипломатика

42. Вспомогательные исторические дисциплины:

- археология, историография

- военная, экономическая история

-хронология, геральдика

- археология, этнография

43. К письменным источникам относятся:

-печатные материалы, рукописи

- фрески

- эпиграфические памятники

- географические названия

44. К вещественным историческим источникам не относятся

- орудия труда

- архитектурные сооружения

-фольклорные источники

- одежда

45. Соотнесите вид исторического источника и то, что к нему относится:

1) письменные б) рукописи, печатные материалы, эпиграфические памятники

2) вещественные в) ремесленные изделия, одежда, орудия труда, медали, монеты и т.п.

3) фольклорныеа) памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы и т.п.

46. Методы исторического познания:

-сравнительный, системный

- экспериментальный, топологический

- социологический, социометрический

- типологический, морфологический

47. Установите соответствие между методом исторического познания и его определением

1) типологическийв) классификация исторических явлений, событий, объектов

2) ретроспективныйб) последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

3) синхронныйа) изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

48. Ретроспективный метод характеризуется…

- описанием исторических событий и явлений

-последовательным проникновением в прошлое с целью выявление причины события

- изучением исторических событий, происходящих в одно и то же время

- выявлением общего в единичном

49. Сравнительный метод –

- анализ событий и явлений в совокупности единичного, особенного и общего

- выявление общего в единичном, поиск характерных признаков для определенных типов событий

- восстановление событий прошлого

-сравнение исторических фактов, явлений, портретов исторических деятелей

50. Системный метод –

- ретроспективное раскрытие исторической реальности

- выявление общего в единичном, поиск характерных признаков для определенных типов исторических событий

-целостный анализ исторических событий в совокупности единичного, особенного и общего

- восстановление событий на основе причинно-следственных связей

51. Ретроспективный метод -

- целостный анализ исторических событий в совокупности единичного, общего и особенного

-раскрытие исторической реальности на основе причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития

- взаимопроверка сведений имеющихся документов

- сравнение исторических фактов и явлений в процессе исторического познания

52. Идиографический метод характеризуется …

- последовательным проникновением в прошлое с целью выявления причин событий

-описанием исторических событий и явлений

- изучением исторических событий, происходящих в одно и то же время

- сопоставлением исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различий между ними

53. Соотнесите название методов исторического исследования и их содержание

1) генетический в) ретроспективное раскрытие исторической реальности на основе причинно-следственных связей и закономерностей общественного развития

2) сопоставительный б) взаимопроверка сведений имеющихся документов, разнообразных исторических источников

3) количественныйа) анализ динамики общественных процессов на основе статистического материала

1) идеографический а) описание исторических событий и явлений2) типологический б) классификация исторических явлений, событий, объектов3) проблемно-хронологический в) изучение последовательности исторических событий во времени

55. Подход, рассматривавший российскую историю как исключительно самостоятельную, был характерен для историков-…

- славянофилов

- западников

- декабристов

- анархистов

56. Подход, рассматривавший российскую историю как часть общеевропейского поступательного процесса, был характерен для историков-…

- народников

- монархистов

-западников

- славянофилов

57. Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между…

- революционными и либеральными народниками

-западниками и славянофилами

- марксистами и эсерами

- кадетами и октябристами

58. Выделите историческую работу, написанную М.В. Ломоносовым

- «История России с древнейших времен»

-«Краткий Российской летописец с родословием»

- «История государства Российского»

- «Курс русской истории»

59. Сущность антинорманизма

- формационное развитие исторического процесса

- государство древней Руси создали варяги, так как славяне не готовы были по уровню своего развития к созданию государства

-славяне имели все предпосылки для создания государства, термин «русь» – доваряжского происхождения

- норманны – основатели Древнерусского государства

60. К анализу исторического источника относится

-внутренняя критика

- временной анализ

- анализ формы документа

- содержательная критика

61. Основное направление внутренней критики источника

-установление достоверности

- установление подлинности источника

- определение времени создания

- определение авторства

62. Генетический метод – это

- обнаружение аналогий

-анализ одного и того же объекта в различных фазах его развития

- изучение родственных связей отдельных фамилий

- сопоставление жизни разных народов

63. Типологический метод исторического познаний – это

- сопоставление исторических объектов в пространстве и времени

- изучение последовательности исторических событий во времени

- классификация исторических явлений, событий, объектов

-сопоставления исторических документов

64. Синхронный метод – это

- классификация исторических явлений, событий, объектов

- последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события

-изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

- сопоставление исторических документов

65. Проблемно-хронологический метод исторического познания – это

-сопоставление исторических объектов в пространстве и времени

- изучение последовательности исторических событий во времени

- классификация исторических явлений, событий, объектов

- сопоставления исторических документов

66. Историческая действительность – это

- существующая реальность

- архаический период развития природы и общества

-совокупность различных форм человеческой деятельности в определенный исторический период

- исключительно только история первобытного общества

67. Какой вид исторических источников появляется в России вXVIII в.

- мемуаристика

- летописание

- житийная история

- эссеистика

68. Виды источников, типичные для настоящего времени

- жития, автобиографии, газеты

-кино-, фоно-, фотодокументы

- эссе, летописи, мемуары

- жития, эссе, автобиографии

69. Марксистский метод состоит в том, чтобы понять

- развитие социальных групп в обществе

-движение какого класса является основой прогресса в конкретно-исторической ситуации

- роль личности в конкретную историческую эпоху

- значимость важнейших исторических событий, таких как мировые войны

70. Исторический источник –

-объект, содержащий информацию о фактах прошлого, которые имеют познавательно-историческое значение и характеризуют исторический процесс

- любой реально существующий объект

- объект, не существующий в настоящее время

- исток реки, где проживало племя, повлиявшее на создание государства в условиях военной демократии

71. Методы исторического исследования:

- приемы эмпирического познания действительности

- приемы эмпирического познания и изучения исторических явлений

-приемы преимущественно теоретического познания и изучения исторических явлений и процессов развития общества

- приемы эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности

72. Индивидуализирующий метод –

- использование только абстракций

-конкретное, максимально полное описание исторического феномена

- использование общих понятий, обобщений

- фиксирование повторяющихся свойств изучаемых объектов

73. Идиографическая наука – это наука

- фиксирующая повторяющиеся свойства объектов

- абстрагирующаяся от несущественных индивидуальных свойств

-описывающая индивидуальные, неповторимые события, процессы

- отражающая идеи развития общества

74. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется

- рационализмом

-методологией

- субъективизмом

- историографией

75. Методология истории

- методика преподавания истории как учебного предмета

- теории, объясняющие ценность исторического знания

-теории, объясняющие исторический процесс и лежащие в основе методов исторического познания

- описание истории с помощью разных методов

76. История человеческого общества, согласно теории К.Маркса, является

-сменой общественно-экономических формаций

- эволюцией человека и общества

- борьбой восточной и западной цивилизаций

- сменой эволюции и инволюции

77. Какие общественно-экономические формации выделяет марксизм в истории человечества

- аграрная, доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная

- европейская, азиатская, американская, природная

- феодальная, капиталистическая, социалистическая, современная постсоветская

-первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая

78. Теория формаций сформулирована К.Марксом как обобщение

- исторического пути развития России

-исторического пути развития Европы

- исторического пути развития восточной цивилизации

- исторического пути развития США

79. Характерные черты выделяемого К.Марксом азиатского способа производства

-государственная собственность, олицетворение государства с деспотом, зависимость населения от государства

- классическое рабство, полная зависимость населения восточных государств от западных империй

- частная собственность, либерализм, демократизм

- государственная собственность, демократия, коллективизм

80. Теологический подход как методология истории объясняет исторический процесс

- как смену общественно-экономических формаций

-как отражение Божественной воли

- как борьбу цивилизаций

- как процесс эволюции природы и общества

81. Рассмотрение исторического процесса как результата проявления мирового духа характерно для …

- материализма

-теологического подхода

- субъективизма

- марксизма

82. Цивилизационный подход рассматривает историю человеческого общества:

- как исторический процесс единой направленности

- как историю российской и американской цивилизаций

- с позиции противостояния цивилизаций

-как совокупность цивилизаций, развивающихся каждая по своему особому пути

83. Теория локальных цивилизаций –это

- марксистский подход

-цивилизационный подход

- субъективистский подход

- теологический подход

84. Какие типы цивилизаций выделяются в рамках теории локальных цивилизаций?

-восточный, западный типы и природные о