Новости

Теория государства и права конспект

Работа добавлена:






Теория государства и права конспект на http://mirrorref.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правоведение - это система специальных общественных знаний, с помощью которой осуществляется теоретическое и прикладное освоение правовой действительности.

Эта область знаний откосится к группе общественных наук. Определяющая черта правоведения как общественной науки в том, что различные социально-политические проблемы выражаются в особом юридическом содержании, специфических правовых свойствах, структуре и закономерностях права. Другая важная черта правоведения состоит в том, что оно сочетает особенности теоретической и прикладной науки.

На основе уяснения сущности права, его закономерностей юридическая наука нацелена на то, чтобы непосредственно направлять практическую деятельность. Эта деятельность может состоять в выработке государственно-правовой политики, при совершенствовании законодательства, при разъяснении права для практического его применения.

Как показывает история, в составе правоведения первыми выделились отраслевые и межотраслевые правовые науки (обособленные в связи с формированием отдельных отраслей права, необходимостью анализа практики и потребностями юридического образования), а также специальные прикладные науки (например, криминалистика). При этом дифференциация юридических наук происходит и сейчас. Но, чем более углубляется их дифференциация, тем больше потребность интеграции правовых знаний. Этим и объясняется возникновение теоретико-правовой науки.

Теория государства и права имеет большое значение для подготовки юристов высшей квалификации, так как она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Такое положение обосновано тем, что в процессе изучения Теории государства и права студент получает знания о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, у него формируется понятийный и категориальный аппарат, которые используются всеми юридическими науками, а также в практической работе юриста (правотворческой и правоприменительной деятельности).

Предлагаемый учебник по курсу «Теория государства и права» основан на результатах исследований теоретиков государства и права. Он призван осветить основную проблематику этой теоретико-правовой науки в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего

профессионального образования, где названная дисциплина входит в федеральный компонент.

Цель данного учебника в максимально краткой и доступной форме изложить основные вопросы теории государства и права в традиционной последовательности применительно к интересам студенческой аудитории. Студент юридического образовательного учреждения должен усвоить в процессе обучения азы, основы права и государства, основные понятия в области государственно-правовых явлений, основные общие закономерности государства и права в их взаимосвязи, активно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА

Глава I. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

  1. Предмет и структура теории государства и права.
  2. Методология теории государства и права.
  3. Роль и значение теории государства и права.
  4. Основные принципы теории государства и права.
  5. Теория государства и права как учебная дисциплина.

1*. Предмет и структура теории государства и права

Наука- сфера человеческой деятельности, по выработке и систематизации объективных знаний о действительности.

Наука - это идеятельностьпо получению нового знания, ирезультатэтойдеятельностив виде системы полученных знаний.

Каждая наука имеет свой предмет изучения.Предметнауки важно отличать от ееобъекта,под которым понимается некое целостное явление, изучаемое многими науками. В объекте содержатся предметы - вопросы и проблемы, которые характеризуют целостное явление.

Объектомтеории государства и права являются два общественных явления - государство и право. Теория государства и права изучает государство и право в политико-правовом (юридическом) аспекте.

Предметтеории государства и права составляют:

  1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Закономерность- объективная, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями.

Предмет теории государства и права составляют следующие закономерности:

  • возникновения государства и права; смены их исторических типов; развития их сущности;
  • эволюции форм государства и права;
  • построения системы органов государства и системы права;
  • осуществления функций государства и права;
  • пределов регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;
  • расширения прав личности и усиления их гарантий;
  • проявления демократии, законности и правопорядка;
  • развития правосознания и правовой культуры;
  • соблюдения, исполнения, использования, применения норм права;
  • развития самой юридической науки.
    1. Системаосновныхпонятийюриспруденции. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, нормы права, институт, подотрасль и отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии и пробелы, юридическую практику и правонарушение, законность и правопорядок, субъективные права и юридические обязанности, дозволения и запреты, юридическую ответственность и наказание, льготы и поощрения, правовые стимулы и ограничения, механизм правового регулирования и правовые режимы и т.д.

Понятие- форма отражения мира в мышлении, с их помощью познаются сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются их наиболее важные признаки и стороны.

Кроме понятий, в науке используют слова «термин» и «категория».

Термин- слово или словосочетание, точно обозначающее определенное понятие.

Категория- наиболее общее, широкое фундаментальное понятие, обобщающее различные понятия, фиксирующее наиболее существенные их признаки.

Теория государства (государствоведение) и теория права (правоведение) - это относительно самостоятельные отрасли единой юридической науки, известной под названием «Общая теория государства и права». Именно эта наука дает наиболее полное представление о государственно-правовых явлениях и процессах, их взаимосвязи, развитии, функционировании и специально-юридическом познании правовых свойств государства и позитивного права.

  1. Методология теории государства и права

Методология- это совокупность различных подходов, способов и приемов познания государственно-правовых явлений. Названные подходы, способы и приемы познания государственно-правовых явлений можно классифицировать следующим образом.

  1. Всеобщие методы- это философские подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них можно назвать диалектику, которая, в свою очередь, делится на материалистическую и идеалистическую.

Материалистическая диалектикавсякое явление (в том числе государство и право) рассматривает с точки зрения его развития в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Идеалистическая диалектикаможет выступать в качествесубъективного идеализма- когда причины возникновения и существование государства и права связываются с сознанием человека, с согласованной волей людей (договором).

Объективный идеализмпричины возникновения и существование государства и права связывает с божественной силой либо объективным разумом.

  1. Общенаучные методы- это способы познания, которые используются не только в теории государства и права, но и в других науках. К числу таких способов относят:

Системный метод- это способ познания, который направлен на выявление различных типов связи в изучаемом предмете. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве систем: государственный аппарат, политическую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и тому подобное.

Функциональный метод- это способ познания, который используется для выяснения функций одних явлений по отношению к другим. В теории государства и права этот метод применяется при изучении функций государства, государственных органов, функций права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.

Формально-логический методпредполагает использованиелогических приемов.

Анализ(деление явления на отдельные характеризующие признаки). Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает взаимосвязь между ними.

Синтез(соединение отдельных признаков явления в общую его характеристику) используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, получаем представление о государстве и праве в целом.

Дедукция(от общего к частному). Познание права можно начинать, например, с изучения общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как структурной части системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец,

завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

Индукция(от частного к общему). Познание отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки правовой нормы, можно сделать вывод о том, что такое правовая норма. Сформулировав понятие правовой нормы, можно рассмотреть ее виды и сделать новый, более обобщенный вывод о том, что такое правовой институт (совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения).

Гипотеза- это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте. Теория государства и права на основе имеющихся фактов выявляет закономерности государства и права и тенденции развития. Например, о кратковременности конфедеративного объединения государств.

  1. Частно-научныеилиспециальные методы- это способы познания, которые используются только какой-либо определенной наукой. К числу таких способов относят:

Социологическийметод состоит в исследовании государственно-правовых явлений посредством таких приемов, как анкетирование, опросы населения, изучение материалов и документов, проведение социально-правовых экспериментов. Этот метод позволяет дать рекомендации по совершенствованию законодательства и улучшению правоприменительной практики.

Статистическийметод позволяет получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. В теории права этот метод применяется в ходе исследования массовых повторяющихся явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.

К частно-научным методам относят и частноправовые- это способы познания, выработанные теорией права. Среди них можно назвать:

Формально-юридическийметод состоит в исследовании правовых категорий, определений, юридических конструкций (конструкция договора) и законодательной техники (построение норм в нормативно-правовом акте).

Метод толкования- это способ уяснения и разъяснения смыслового содержания юридических норм. Этот метод считается разновидностью формально-юридического подхода.

Однако последний предполагает изучение права вне связи с другими социальными явлениями, в то время как метод толкования, напротив, ориентирован на использование в познавательном процессе информации, имеющей историческую и политическую значимость.

Сравнительно-правовойметод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов, установление их сходства и различий. Этот метод позволяет сопоставить правовые системы разных государств, разные отрасли законодательства в пределах одной системы права и разные нормы в пределах одной отрасли. Сравнительный метод позволяет использовать юридический опыт и практику, определить пути совершенствования государственной системы и системы права.

  1. Роль и значение теории государства и права

Теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных родовым названием «правоведение», и занимает среди них особое место. Теория права -вводнаянаука и учебная дисциплина: именно с нее начинается изучение юриспруденции, то есть отраслевых и специальных юридических наук.

Отраслевыминауками являются государственное, административное, гражданское, семейное, финансовое, трудовое, уголовное право и другие отрасли правоведения.

Специальные юридическиенауки - это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, сочетающие в себе специальные и юридические познания.

По своемухарактерутеория государства и права является гуманитарной, политико-юридической и фундаментальной теоретической наукой.

Гуманитарный характеропределяется тем, что правовые явления являются по своей сути общественными.

Политико-юридический характерсостоит в том, что изучаются явления, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере (этим она отличается от других гуманитарных неюридических наук).

Вкачествефундаментальной теоретическойнауки теория государства и права изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Она имеет универсальный характер: вырабатывает обобщающие правовые понятия, категории и концепции. По отношению к другим юридическим дисциплинам общая теория права является базовой наукой.

Общие положения этой науки - норма, нарушение, ответственность и многие другие - лежат в основе государственного, гражданского, уголовного права и других отраслевых наук, служат для понимания конкретных правовых норм всех отраслей права.

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет рядфункций:онтологическую, гносеологическую и методологическую.

Онтологическая (научно-бытийная) функциязаключается в том, что эта наука отвечает на вопросы: что есть государство и право в своем бытии, как они возникли и каким закономерностям подчиняются в своем развитии и функционировании.

Гносеологическая (познавательная) функциятеории права состоит в выработке научных концепций, правовых понятий, категорий, механизмов воздействия, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

Методологическая функцияпроявляется по отношению к другим юридическим наукам. Теория государства и права формулирует правовые идеи, принципы и общие положения, которые имеют основополагающее значение для правоведения в целом.

  1. Основные принципы теории государства и права

Важнейшими принципами общетеоретического исследованиягосударства и права являются следующие:

  1. Историзм- требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
  2. Объективность- такое отражение государственно-правовой действительности в научном знании, какой она существует реально.
  3. Конкретность- учет всех условий, в которых находится объект исследования, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.
  4. Плюрализм- учет противоречивых взглядов на одно и то же государственное или правовое явление, об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития.
  5. Теория государства и права как учебная дисциплина

В системе юридических дисциплинтеория государства и права занимает ведущее место,так как она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения.

Теория государства и права даетпервичные представленияоб основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин.

Только уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению общей теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица - норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов государства; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни.

Такжеизучаются принципыпостроения и функционирования системы права и системы законодательства,формы реализацииправовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства. Практическую ценность представляют знания оформах уяснения и разъяснения смыслаправовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что является объектом и предметом теории государства и права?
  2. Охарактеризуйте всеобщие и общенаучные методы познания государственно-правовых явлений.
  3. Охарактеризуйте частно-научные или специальные методы познания государственно-правовых явлений.
  4. В чем состоит роль и значение теории государства и права?
  5. Раскройте основные принципы теории государства и права.
  6. Теория государства и права как учебная дисциплина.

РАЗДЕЛ II. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Глава П. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

  1. Общая характеристика социальной власти и норм дого- сударственного периода.
  2. Причины и формы возникновения государства.
  3. Основные теории происхождения государства.
  4. Особенности возникновения права.
    1. Общая характеристика социальной власти

и норм догосударственного периода

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и политических.

Общество возникло гораздо раньше государства (если первое - около 3 - 4,5 миллионов, то второе - всего лишь 5-6 тысяч лет назад).

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является (т.н. догосударственый период) первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда - необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название «мононормы».

Потестарная власть(от лат.potestas- мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету Старейшин и опиралась наличный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное (от франц. эгалите - равенство) сообщество, члены которого были равны. Социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия хозяйственной деятельностью, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормыпервобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения.

Мононормыне отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях.

Содержание мононорм составляли различного родатабу -запреты совершать определенные действия,тотемы- обязанности сохранять определенные виды животных ирегламенты- определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самыми суровыми из которых были изгнание из общины и лишение жизни.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование права в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

Признакипотестарной властидогосударственного периода:

  1. распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Признакимононорм,существовавших в догосударствен- ный период:

  1. отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения);
  2. существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;
  3. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода), а также страхом лишения жизни;
  4. ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;
  5. выражали интересы всех членов рода и племени.
    1. Причины и формы возникновения государства

Государство- политическая организация общества особого рода, возникшая на определенном этапе развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этом. Отсюда - различные теории возникновения государства.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила форма, основанная на «азиатском способе производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.).

Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины - это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку оно вырастет непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация приспособлена не была. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности - закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафе- одальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю).

  1. Основные теории происхождения государства
    1. Теологическая теория

У ее истоков стоял Аврелий Августин (Блаженный) (353- 430 н.э.).

Теологическая теория (официальная доктрина Ватикана) получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского (XII-XIIIвв.); в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и ДР-).

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть - вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Государь - наместник Бога на земле, правит от Его имени, вместе со служителями церкви. Отсюда каждый обязан подчиняться государю и церковным иерархам во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти расценивается как непослушание Всевышнему.

Достоинства.Естественное право рассматривается как неотчуждаемое и неизменное право человека. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется роли «посредника» между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

Недостатки.Теологическая теория имеет объективно-идеалистический характер, так как ставит государство и право в зависимость от воли Бога. Данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

  1. Патриархальная (патерналистская) теория

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля (384-322 до н.э.), Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают свою теорию на том, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит, в конечном счете, к образованию государства.

Отсюда власть государя - продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние - его дети.

Как в семье отец, государь может наказывать и поощрять своих «детей» - подданных, а они в свою очередь должны повиноваться ему беспрекословно.

Достоинства.Известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Недостатки.Представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

  1. Договорная (естественно-правовая) теория

Договорная теория происхождения государства возникла в XVII - XVIII вв. Родоначальниками являются Платон (428-347 до н.э.). В логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Гуго Гроция (1583-1646), Бенедикта Спинозы (1632-77) - голландских мыслителей и правоведов, Томаса Гоббса (1588-1679), Джона Локка (1632-1704) - английских философов, Шарля-Луи Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-83), Ж.-Ж. Руссо (1712-78) французских философов- просветителей, Александра Ник.