Новости

Шпаргалка по языкознанию

Работа добавлена:






Шпаргалка по языкознанию на http://mirrorref.ru

1.Предмет языкознания. Место языкознания в системе наук.

Т.к. язык – это прежде всего коммуникативная система знаков, то наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой. Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках.

Т.к. язык – общественное явление, то наука о языке связана с рядом общественных наук, и прежде всего с социологией. На языке отражается разделение и объединение социальных общностей, переселение племен и народов и т.д. Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения базисов, надстроек, классов, орудий труда.

Т.к. язык неразрывно связан с мышлением, то наука о языке связана с логикой, наукой о законах мышления и формах мысли. Такие логические определения, как определение понятия, его содержания и объема, его обязательных признаков, необходимы лингвисту для определения слова, его значения, видов многозначности слова, формулаaRb в логике отношений, рассматривающая отношение каких-либо двух членов, важна лингвисту при определении синтагмы.

Т.к. языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь, а речь – это психофизический процесс, то естественно ставить вопрос о соотношении языковедения с психологией и физиологией. Лингвист, в основном имеющий дело с языком, получает нужные ему данные из наблюдаемой им речи и поэтому обязан считаться с данными психологии, хотя речь лингвист изучает не так, как психолог. Физиология призвана заниматься процессом речевого акта как со стороны артикуляции, так и со стороны восприятия речевого потока органом слуха, умом.

Т.к. речь связана с высшей нервной деятельностью, ее нормальной физиологией и патологией, то речью занимаются представители медицины.

Звуковые явления изучает раздел физики – акустика. Сведения об акустических характеристиках, связанных с высотой, силой, длительностью звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра и явлений резонанса.

Связь диалектология-этнография. Этнографы классифицируют и интерпретируют данные археологических раскопок, что важно лингвистам при исследовании данных археологии.

Изучение вымерших языков связывает языковедение с археологией. Выработанная археологами датировка находок по слоям глубины раскопок может помочь для определения времени создания данного письменного памятника. Датированные письменные памятники помогают уточнять данные археологических раскопок.

При изучении вопроса о происхождении речи у первобытных людей важны данные исследований антропологии. Через антропологию лингвистика устанавливает связь с биологией.

Языковедение и филология. Связи очень древние и противоречивые, т.к. класс филологов составляют как лингвисты, так и литературоведы. Сейчас филология определяют как исследование письменных памятников для нелингвистических целей. Для литературоведов связь с лингвистикой особенно необходима, т.к. не может быть изучения текста вне языка.

Математическая лингвистика – применение к языковым явлениям математических методов (применение теории вероятностей и математической статики – для определения объема словника, частотности употребления звуков).

2.Сущность языка. Язык и неязыковые средства общения.

Вопрос о сущности языка является одним из сложнейших в языкознании. Не случайно он имеет несколько взаимоисключающих решений:

- язык есть явление биологическое, природное, не зависящее от человека (Шлейхер)

- язык есть явление психическое, возникающее вследствие действия индивидуального духа – человеческого или божественного (Гумбольдт)

- язык есть явление психосоциальное, имеющее «коллективно-индивидуальное» или «собирательно-психическое» существование, при котором индивидуальное является является одновременно и общим, общечеловеческим (Бодуэн дэ Куртенэ)

- язык есть явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе (Ф. де Сюссюр)

Несомненно, что язык – явление социальное: он возникает и развивается только в коллективе благодаря потребности общения людей друг с другом.

Разное понимание сущности языка рождало и разные подходы к его определению: язык есть мышление, выраженное звуками (Шлейхер); язык есть система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа (Ф. де Соссюр); язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание (К. Маркс, Ф. Энгельс); язык есть важнейшее средство человеческого общения (В.И. Ленин); язык есть стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Н.Д. Арутюнова).

Неязыковые знаки.

Язык является не единственным средством общения. Чувства можно передавать улыбкой, гримасой или жестом; информация автомобилистам может быть передана с помощью знаков-картинок; машинист подает сигнал об отправлении поезда свистком. Чтобы увидеть отличительные черты языкового общения, мы должны сопоставить слова и предложения с неязыковыми сущностями, которые могут служить целям общения.

4. Язык и мышление. Язык и речь.

Будучи орудием закрепления, передачи и хра¬нения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно суще¬ствующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпа¬дают полностью.

Так же, как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным.Невербальное мышление осу¬ществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем со-храняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Так, невербальной является мысли¬тельная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма). Решение подобных задач обычно не протекает в формах внутренней (и тем более внешней) речи. Это — особое «техническое», или «инженерное», мышление. Близко к этому мышление шахматиста. Особый тип наглядно-образного мышле¬ния характерен для творчества живописца, скульптора, компози¬тора. Вербальное мышление оперирует понятиями, закреп¬ленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, устано¬вившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям. Понятийное мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общения. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в услов¬ных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.

Чрезвычайная сложность структуры человеческого мышления подтверждается и современными данными о работе головного мозга человека. Принципиальная особенность нашего мозга состоит в так называемой функциональной асимметрии, т.е. в определенной специализации функций левого и правого полушарий.

5. Язык как системно-структурное образование.

Язык – сложно структурированная система знаков, орудие коммуникации и хранения и передачи информации.Когда говорят о структурности языка имеют ввиду прежде всего то, что все его единицы и категории взаимно различаются, взаимно соотносятся и зависят друг от друга.Структурой языка можно было бы назвать совокупность присущих ему единиц и категорий, организуемых в единой целое совокупностью языковых отношений и зависимостей.

Совокупность языковых отношений и зависимостей можно именовать системой языка.Таким образом, структура – совокупность элементов, а система – совокупность отношений между этими элементами [Б.Н. Головин].

Таким образом, язык – единство структуры и системы, предполагающих друг друга и влияющих друг на друга.

Все системы средств, используемые человеком для обмена информацией, являются знаковыми, т.е. системами знаков и правилами их употребления. Язык – самое сложное из всех знаковых систем. Как орудие общения язык должен быть организован как целое, обладать известной структурой и образовывать единство своих элементов как единое целое. Под структурой следует понимать единство разнородных элементов в пределах целого.

Различие элементов структуры языка, определяется разричными функциями языка:

1) Звуки – материальные знаки языка. Звуковые знаки языка ровно, как и графические обладают двумя функциями:

- перцептивной – быть объектом восприятия;

- сигнификативной – иметь способность различать вышестоящие значимые элементы языка – морфемы, слова, предложения.

2) Морфемы могут выражать понятия:

- корневые

- некорневые:

—значения признаков: -ость, без-, пере-

—значения отношений: -у (сижу), -ишь (сидишь)

Это семосеологическая функция – функция выражения понятий. Морфемы не могут называть, но они имеют значения.

# морфема–красн выражает цвет, а назвать можно, превратив ее в слово –краснота, красный.

3) Слова могут называть вещи и явления действительности (номинативная функция).

4) Предложения служат для сообщения (коммуникативная функция). Также обладают семосеологической и номинативной функциями.

Элементы данной структуры образуют языковое единство, что легко понять, обратив внимание на их связь. Каждая нижняя ступень является потенциально находящейся выше и наоборот. Так предложения могут состоять из одного слова В пределах каждого яруса языковой структуры (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический) имеется своя система, так как все элементы данного яруса выступают как члены системы. Члены системы взаимосвязаны и взаимообусловлены в целом, поэтому и число элементов и их соотношения отражаются на каждом члене данной системы. Если остается один элемент, то данная система ликвидируется. Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.

6. Основные теории происхождения языка.

Со времен античности сложилось много теорий происх-я Я. 1) Теория звукоподражания – получила поддержку в XIX в. Суть теории – чел старался подражать звукам природы своим реч аппаратом. Противоречит с практикой. Звучащих слов немного, звукоподражать можно только звучащему, как тогда назвать безгласное. Звукоподр слов больше в развитых Я чем в примитивн, тк чтобы подражать нужно в совершенстве владеть реч аппартом, чего первобытный чел с неразв гортанью не мог сделать. 2) Теория междометий – XVIII в. Я произошел от междометий – модиф животн крики, сопров эмоции. 3) Теория трудовых выкриков – XIXв. Я возник из выкриков, сопр коллективн труд, однакоэти выкрики – средство ритмизации труда, они явл т внешним тех ср-во при работе. Они не коммуникативны, не номинативны, не экспрессивны. 4) Теория соц договора (сер XVIII) А Смит провозг ее первой возм-ю обр-я Я. Я обр в рез-те договоренности о тех или иных словах. Эта теория ничего не дает для объяснения первобытного Я тк для того чтобы договориться нужен еще один Я. Причина ущербности всех вышеизлож теорий в том что ? о возникн Я ведутся изолированно от происх-я человека и обр-ем первичн чел коллективов. 5) Теория жестов – также несостоятельна, тк жесты всегда вторичны для людей имеющ звук Я. Среди жестов нет слов и жесты не связ с понятиями. Все подобн теории игнорир Я как обществ явл-е. Из главных положений Энгельса о происх-я Я: происх-е Я нельзя научно доказать, можно лишь построить гипотезы, только языковедческих данных недостаточно для решения этого вопроса.

4(конец)

У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порожде¬ния и восприятия речи, так называемые зоны Брока и Вернике, таким образом, левое полушарие является «речевым», а тем самым, обычно, и «доминантным» (т. е. «главенствующим»); точнее, оно ответственно за логико-грамматическую расчлененность и связ¬ность нашей речи, за ее форму, а также, по-видимому, и за абстракт¬ную лексику, короче — за аналитическое, абстрактное мышление. При афазиях (нарушениях речи), обусловленных травмами ле-вого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плав¬ность (причем по-разному, в зависимости от того, какие участки коры поражены — лобновисочные или задневисочные). В противополож¬ность левому правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением, со зрительными, пространственными, звуковыми или ины¬ми образами, а специально в области языка — с предметными значе¬ниями слов, особенно конкретных существительных. Оно характери-зуется нерасчлененным, но зато и более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, пора¬жающих правое полушарие, грамматическая правильность высказы-' ваний может сохраняться, но речь становится бессмысленной.

Интересно, что в детском возрасте асимметрия мозга еще не проведена полностью и в случае частичного поражения того или иного участка коры головного мозга другие участки могут взять на себя его функции. Вообще в норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая все поведение человека, его мышление и речь. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром . Под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств, осуществляемое «про себя», без произнесения вслух. При общении происходит «обмен текстами». Если ограничиться только устной речью, то обмен текстами — это для каждого текста, с одной стороны, акт говорения, или «порождения» данного текста, с другой - акт понимания, или восприятия текста собеседником. Акты говорения и акты понимания называют иначе речевыми действиями. Система речевых действий есть речевая деятельность.

3.Язык как общественное явление. Функции языка.

Язык всегда — достояние коллектива. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке, — это коллектив этнический. Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения. Так, русский язык является национальным языком русских и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей. Русский язык является также одним из мировых языков. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива.

Соотношение языка и мышления. Язык и речь. Язык -важнейшее средство человеческого общения(естественно возникшая и закономерно развивающаяся система объективно существующих и соц закрепленных лингвистических знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание). Функции языка: 1)Коммуникативная - основная социальная функция языка. Общение – передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определённой ситуации и при наличии общего средства общения.2)Ф-я храрнения инфы : язык выступает как форма отражения и хранения знаний о действительности 3)Экспрессивна – язык выступает как ср-во выражения чувств и эмоций.4)Метаязыковая- язык выступает одновременно и как ср-во и как объект исследования. 5)Когнитивная-(познавательная) язык выступает как элемент мышления ,при помощи которого формируется мысль. 6) Эстетическая – язык выступает как ср-во выражения творческих потенций человека,соотносимое с эстетическими категориями.

9. Генеалогическая классификация языков. Основные языковые семьи.

Генеалогическая классификация языков, классификация, основывающаяся на генетическом принципе, т. е. группирующая родственные по происхождению языки в языковые семьи. При этом доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык. При генеалогической классификации языков прежде всего выясняется степень их родственных отношений и связей.

Генеалогическая классификация языков стала возможной только после возникновения понятия языкового родства и утверждения в лингвистических исследованиях принципа историзма (XIX в в.). Она складывается как итог изучения языков с помощью сравнительно-исторического метода. Языковые семьи обычно членятся на более мелкие группы, объединяющие генетически более близко связанные друг с другом языки; возникновение многих из них относится к весьма позднему времени.

Большинство языков мира объединяются в семьи, некоторые языки считаются изолированными (то есть являются одноязыковыми семьями) или остаются неклассифицированными. Семьей языков считается генетическое языковое объединение примерно такого же уровня глубины, как индоевропейские языки, то есть распавшееся примерно 6-7 тыс. лет назад. Генеалогическая классификация языков — по признаку родства, т. е. общего происхождения. Родство каких-либо языков признается доказанным, если обнаружено общее происхождение значительной части морфем этих языков, всех грамматических аффиксов (если они есть) и многих корней.

Основным методом исследования является сравнительно-исторический, основной классификационной категорией – семья, ветвь, группа языков.

Генеалогическая классификация тесно связана с исторической судьбой языков и народов. Она охватывает фонетику и лексику – словарный состав языка и сходство по звучанию.

I. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

II. КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ 1

III. ВНЕ ГРУППЫ -БАСКСКИЙ ЯЗЫК

IV. УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ

V. АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ 1

VI. АФРАЗИЙСКИЕ (СЕМИТО-ХАМИТСКИЕ) ЯЗЫКИ

VII. НИГЕРОКОНГОЛЕЗСКИЕ ЯЗЫКИ

VIII. Нило-сахарские языки

IX. КОЙСАНСКИЕ ЯЗЫКИ

X. КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИЕ ЯЗЫКИ

XI. ТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ

XII. ЯЗЫКИ МЯО-ЯО

XIII. ДРАВИДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

XIV. ВНЕ СЕМЬИ - ЯЗЫК БУРУШАСКИ (ВЕРШИКСКИЙ)

XV. АУСТРОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ

XVI. АВСТРОНЕЗИЙСКИЕ (МАЛАЙСКО-ПОЛИНЕЗИЙСКИЕ) ЯЗЫКИ

XVII. АВСТРАЛИЙСКИЕ ЯЗЫКИ

XVIII. ПАПУАССКИЕ ЯЗЫКИ

XIX. ПАЛЕОАЗИАТСКИЕ ЯЗЫКИ1

XX. ИНДЕЙСКИЕ (АМЕРИНДСКИЕ) ЯЗЫКИ

7. Язык народности и национальные языки. Перспективы развития языков.

Языкнациикаксоциально-историческойэтническойобщностилюдей.Стоитврядупонятий«родовойдиалект(языки«языкнародности», «этническийязык».Н.я.существуетвдвухформах-устнойиписьменной,иформируетсянабазеязыканародностиодновременносостановлениемсамойнациинабазенародности(однойилинескольких).Представляетсобойсовокупностьвсехформсуществованияданногоязыка,каккодифицированных(литературный язык),такинекодифицированных(различныетерриториальныедиалекты,жаргоныидр.).ОтязыканародностиН.я.обычноотличаетсяобязательнымналичиемлитературнойформысуществования,нормированностьюистандартизацией.Н.я.вместесдругимипризнаками(общностьтерритории,экономическойжизни,культурыидр.)характеризуетпонятие«нация».Какправило,нацияимеетединый