Понятие и значение животного мира как природного объекта

Работа добавлена:






Понятие и значение животного мира как природного объекта на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие и значение животного мира как природного объекта……4

2. Право пользования животным миром и его виды………………….5

3. Государственное регулирование использования животного мира..8

4. Правовая охрана животного мира и среды его обитания…………14

Заключение……………………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………...18

Введение

Россия благодаря огромной территории и относительно слабой нарушенности естественных экосистем, природно-географическим условиям обладает значительным запасом биоразнообразия. Фауна позвоночных насчитывает 1513 видов, из них 320 – млекопитающих, 732 – птиц, 80 – рептилий, 29 – амфибий, 343 – пресноводных рыб, 9 – круглоротых, а в морях РФ встречается до 1500 видов морских рыб. Кроме того, фауна беспозвоночных насчитывает 130 – 150 тыс. видов, из которых насекомые составляют 97%. При этом почти 60 видов млекопитающих и 70 видов птиц относятся к объектам постоянного охотничьего промысла и любительской охоты. В хорошем состоянии пребывает поголовье северного оленя, марала и изюбря, соболя и бобра. Добыча водоплавающих птиц составляет около 6,6 млн. особей, т.е. среднестатистически каждый 20-й гражданин РФ ежегодно добывает одну птицу. В целом тенденция, сложившаяся в первой половине 90-х годов и характеризовавшаяся быстрым сокращением поголовья многих ценных видов охотничьих животных, в последние годы стабилизировалась, но проблемы сохранения биоразнообразия, предупреждения негативных изменений среды обитания животных, охраны редких и исчезающих видов продолжают оставаться острыми.

Целью выполняемой контрольной работы является изучение  и анализ правового режима использования и защиты объектов животного мира.

Для достижения цели выполняемой контрольной работы необходимо поставить и решить следующие задачи:

-  рассмотреть понятие и значение животного мира как природного объекта;

-  изучить право пользования животным миром и его виды;

-  проанализировать правовую охрану животного мира и среды его обитания.

1. Понятие и значение животного мира как природного объекта

Неотъемлемым элементом природной среды и объектом охраны является животный мир – совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Помимо диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, временно или постоянно населяющих территорию РФ, российское законодательство охраняет животных содержащихся в неволе или в полувольных условиях, устанавливает правила содержания биологических, в том числе зоологических коллекций. В последние годы поднимаются и у нас и за рубежом вопросы о необходимости правового регулирования статуса домашних и сельскохозяйственных животных. В Республике Башкортостан закон о домашних животных уже принят (1997г.) и содержит ряд интереснейших и гуманных норм. В Германии приняты акты о свободном выпасе не только скота, но и птицы, что означает в какой-то мере их возвращение к естественным условиям жизни и уход от концепции содержания сельскохозяйственных животных в стойлах и клетках без движения, кормления их только обработанным человеком кормом.

Животный мир является важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан. Основное регулирование осуществляется Федеральным законом «О животном мире» 1995г. [1]Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995. «О животном мире» // СЗРФ. 1995. №17. Ст.1472

2. Право пользования животным миром и его виды

Экологическое законодательство регулирует право пользования животным миром исходя из права государственной собственности на него и устанавливает общие и приоритетные права. При этом наличие приоритетного права пользования животным миром не меняет его статуса государственной (федеральной или субъектов Федерации) собственности.

Приоритетным правом обладают, согласно гл. 6 Федерального закона «О животном мире», коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения и их объединения. Данное право ограничивается по территориальному признаку – территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а не только по объектному.

Переуступка приоритетного права гражданам и юридическим лицам, не относящихся к категориям, обладающим этим правом по закону или на основании специального разрешения, запрещается. В ряде субъектов РФ приняты законы об охоте (и рыболовстве), детализирующие эти положения, например в Камчатской области.

Общими видами пользования животным миром являются:

- Охота – ружейная, самоловная, псовая, с ловчими птицами – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц (перечень животных относящихся к объектам охоты, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1289);

- Рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, - морское, морское прибрежное, озерно-речное, промышленное и спортивное;

- Использование и извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений (жуков, бабочек, муравьев, пчел);

- Изучение и исследование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием либо без изъятия из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование без специального и разрешения, бесплатно);

- Получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (гагачьего пуха, меда, воска).

Пользование животным миром осуществляется на основе долгосрочной лицензии, выдаваемой гражданам органами государственной власти, уполномоченными осуществлять право собственности от имени РФ и ее субъектов, либо именных разовых лицензий. Право пользования животным миром прекращается полностью или частично: в случаях отказа от него; истечения срока пользования; нарушения законодательства или условий лицензии; при возникновении необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использовании территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; ликвидации предприятия, учреждения, организации – пользователя животным миром. Решение о прекращении данного права может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

Пользователи животным миром обязаны:

1. Осуществлять только указанные в лицензии виды пользования;

2. Соблюдать установленные нормы, сроки, правила пользования;

3. Применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;

4. Не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;

5. Обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, и т.п.

Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а равно самовольное пользование объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, запрещается. Общественно опасные нарушения права пользования животным миром, в частности при незаконной охоте либо незаконной добыче водных животных, могут повлечь применение мер уголовной ответственности по ст. 256, 258 УК РФ.

Пользователи животным миром (юридические лица и граждане) возмещают ущерб, причиненной объектами животного мира и среде их обитания, добровольно или по решению суда или арбитражного суда. Ущерб взыскивается, если пользователи не приняли реальных и необходимых мер по его предотвращению или уменьшению на закрепленных за ними территориях или акваториях.

Общие начала права пользования животным миром регулируются Федеральным законом «О животном мире» (гл.5,6 и другие нормы), а конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Наиболее детально в российском законодательстве регламентированы такие виды пользования животным миром, как охота и рыболовство. Это традиционные, сформировавшиеся на протяжении многих веков виды деятельности, в которых участвуют сотни тысяч людей.

3. Государственное регулирование использования животного мира

Законодательством Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулируются отношения в области охраны и использования диких животных, обитающих в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере и почве, постоянно или временно населяющих территорию страны или относящихся к естественным богатствам континентального шельфа. В отличие от этого отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе или полувольных условиях для хозяйственных, культурных, научных, эстетических и иных целей, регулируются иным законодательством, в котором устанавливается соответствующая ответственность за нарушение правил по охране, содержанию и использованию указанных животных.

Гражданским кодексом РФ животные отнесены к объектам гражданских прав (гл.6 подразд.3), а общие правила об имуществе распространены на животных постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное (ст. 137). Главная новизна видится не в том, что животные объявляются почти полноценными объектами собственности – изъятие из состояния естественной свободы животные и раньше могли считаться принадлежащими гражданам на праве личной собственности. Принципиальным можно считать то, что, во-первых, в связи с отменой общенародной собственности на природные ресурсы животный мир в естественном состоянии также может находиться, как и другие виды природных ресурсов, в собственности граждан и юридических лиц; во-вторых, в ГК РФ достаточно много уделяется внимания характеру обращения с животными, что можно считать опосредованным весомым вкладом в охрану окружающей среды и ее элементом.

Как бы ни решался в дальнейшем вопрос о возможности нахождения диких животных, как и водоемов, участков леса и некоторых других элементов окружающей среды, в собственности граждан и юридических лиц с возможными ограничениями и изъятиями, наличие самой среды обитания животных во владении, пользовании и распоряжении не только государства, но и иных субъектов права собственности становится фактом: земельные участки переходят в собственность граждан и ими осуществляется рыболовство, охота и иные виды пользования животным миром. Поэтому на повестку дня встает вопрос об обеспечении таких требований, которые бы предупредили отрицательное воздействие на состояние окружающего мира: имеются ввиду сохранение видового многообразия животных, условий размножения и путей миграции, сохранение целостности естественных сообществ, рациональное использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности.

Проблема осложняется тем, что Конституцией РФ животный мир не упоминается. К ведению Российской Федерации отнесены гражданское законодательство, определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится природопользование, охрана окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности.

Вопросы собственности на животный мир можно отнести к вопросам собственности на «другие природные ресурсы», но конкретное перечисление отраслей природоресурсного, экологического законодательства без упоминания среди них законодательства о животном мире позволяет делать неоднозначные выводы об отнесении этого законодательства к чьему-то ведению.

Некоторые субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам собственности на природные ресурсы, в том числе на животный мир, охотничьего хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, водопользования. Вопросы распоряжения и использования животного мира и других природных ресурсов, представляющих значительные материальные ценности, приобретают более острый характер. Поскольку разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, а животный мир ранее относился к исключительной государственной собственности и до сих пор до конца не разграничен, предстоит долгий и непростой путь определения, прежде всего на предусмотренных договорных началах, что же остается в собственности Федерации, а что отходит в собственность ее субъектов (многие склонны считать наоборот: что отходит к Федерации, а что остается в ее субъектах. Основанием этому послужила предыдущая законодательная формула о том, что земля и другие природные ресурсы принадлежат народам, населяющим соответствующую территорию. Масштаб, уровень этой «соответствующей территории» не определен окончательно юридически до сих пор).

Могут быть предложены варианты решений, исходящие из приоритетности охраны окружающей среды, из анализа интеграционных экологических процессов, наблюдаемых в странах Западной Европы и Северной Америки. Отнесение животного мира к элементам окружающей среды, природопользования, к экологической безопасности позволяет федеративному государству более комплексно и всесторонне решать проблемы владения, пользования и распоряжения животным миром путем принятия федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на основе ч.2 ст.76 Конституции РФ.

Новая ситуация складывается в этой области в связи с принятием нового Гражданского кодекса, которым животные не делятся на диких или домашних и, следовательно, находящихся в собственности исключительно государства или граждан. Равенство участников гражданского оборота предполагает равенство их прав и обязанностей в осуществлении владения, пользовании и распоряжения как животными, так – если сохранять устоявшуюся терминологию – и животным миром. Произвольное вмешательство кого-либо в эти частные дела должно пресекаться, а нарушенные права восстанавливаться.

Возможно, при дальнейшем развитии гражданского законодательства, отнесенного к ведению Российской Федерации, эти вопросы могут получить более полное отражение, по крайней мере там, где касаются охраны окружающей среды. Этому способствует и отнесение к федеральной компетенции установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации (п. «е» ст.71 Конституции РФ).

В любом варианте решения и направления регулирования охраны и использования животного мира, животных необходимо учитывать:

а) право собственности граждан и юридических лиц на природные ресурсы;

б) необходимость обеспечения единого экологического пространства на территории страны и прилегающих к ней территориях;

в) интересы Федерации и ее субъектов.

Проблема непростая сама по себе осложняется не разработанностью процесса выработки, обсуждения, согласования, вступления в силу актов по вопросам совместной компетенции Федерации и ее субъектов. На примере лишь одного из природных ресурсов видна трудность обеспечения его рационального использования и охраны окружающей среды в условиях перехода от монопольной собственности государства к разнообразным формам собственности.

Гуманное отношение к животным. В Гражданском кодексе уделяется особое внимание характеру обращения с животными, воспитанию гуманного отношения к ним, что можно рассматривать как экологическое воспитание, как вклад в охрану окружающей среды. Гуманное отношение к животному миру (не просто к животным!) рассматривается действующим фаунистическим законодательством лишь как одна из целей, осуществлению которой призвано способствовать законодательство, и как одна из мер, направленных на охрану животного мира. Однако слишком общая постановка этих вопросов не обеспечивала до сих пор эффективной защиты конкретных животных (говорить о защите животного мира было легче, чем посвящать усилия конкретной особи).

В Гражданском кодексе РСФСР 1964г. регулирование использования животных не затрагивало характера обращения с ними и касалось лишь предельного количества скота, которое могло находиться в личной собственности гражданина (ст. 112), и безнадзорного скота (ст. 147). Десятилетия ушли на борьбу общественности за установление уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель и увечье (ст. 230 УК РСФСР введена лишь в 1998 г.).

Частью 2 ст. 137 ГК РФ предусматривается, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Такая новая для российского законодательства норма предполагает последующее определение в праве этих понятий гуманности и ее принципов. В некоторой степени могут быть условно использованы нормы гуманитарного характера из международного, из национального права, касающиеся прав военнопленных, беженцев, порядка обращения с ними; понятно, однако, что их механическое перенесение с человека на его «меньших братьев» невозможно и требует самостоятельного подхода к выявлению определения «гуманности» в отношении животных. Тем не менее в ГК РФ предусматривается ряд правовых последствий для лиц, виновных в негуманном отношении к животным.

В ст. 230 ГР РФ предусматриваются необходимые условия для временного содержания безнадзорных животных, обязанности лиц, задержавших безнадзорных животных, а также лиц, которым они переданы на содержание и в пользование, «надлежаще их содержать, отвечать за гибель и порчу животных в пределах их стоимости».

Своеобразно решается вопрос о приобретении и сохранении права собственности на безнадзорных животных: в случае явки прежнего собственника (спустя шесть месяцев после заявления о задержании животных и перехода их собственность другого лица) прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения – судом (п.2 ст.231 ГК РФ).

Наконец, провозглашая неприкосновенность собственности и необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, ГК РФ допускает выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними в случаях, когда собственник обращается с домашними животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. соответствующее требование об изъятии животных предъявляется лицом в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом (ст.241 ГК РФ).

Таким образом, обществу и правовой практике предстоит определяться с установленными на обеспечение не только рационального, но и гуманного использования животного мира и его представителей, включение их в состав окружающей среды, размежевание собственности на них, уравновешивание требований гражданского оборота и нравственности, общественных интересов и частных надобностей.

4. Правовая охрана животного мира и среды его обитания

Охрана животного мира – неотъемлемая часть сохранения биологического разнообразия. В настоящее время обосновано необходимость охраны не отдельных объектов, будь это виды животных или растений, а комплексной, целостной защиты экосистем, включающих и самих животных, и места их обитания, и другие объекты. В Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-део-Жанейро, 5 июня 1992 г.) разъясняется содержание указанных выше терминов. Биоразнообразие означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, в рамках вида, между видами, и разнообразие экосистем.

Экосистема – это динамический комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также окружающей их неживой среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.

Место обитания – тип местности или место естественного обитания того и иного организма или популяции. В первую очередь для сохранения биоразнообразия необходима охрана.

Организационно-управленческие меры охраны животного мира – это:

- ведение государственного учета объектов животного мира и их использования, государственного кадастра, содержащего сведения о географическим распространении животных, их численности, показателях среды обитания и воздействий на нее, а также информацию о хозяйственном использовании объектов животного мира и среды их обитания;

- создание и осуществление государственного мониторинга объектов животного мира, т.е. системы регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическими состоянием объектов животного мира и среды их обитания;

- создание специально уполномоченных государственных органов (либо их подразделений) по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания;

- координация деятельности международных и национальных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение животного мира, среды их обитания и др.

Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды их обитания, в первую очередь редких и исчезающих видов (Красная книга РФ и другие аспекты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парковых и иных); в установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений.

Как отмечалось выше, Конвенция о биологическом разнообразии и другие акты современного экологического права расширяют рамки и измеряют содержание правовой охраны. Например, ст. 8 и 9 указанной Конвенции перечисляют следующие меры и направления сохранения, поддержки и восстановления жизнеспособных популяций в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам – в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки:

1)         создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия на основе разработки руководящих принципов отбора, создания и рационального использования таких территорий и районов;

2)         содействие защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;

3)         предотвращение интродукции чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам животных, особые меры должны приниматься для защиты животных вне естественных мест обитания, т.е. благодаря: а) созданию и поддерживанию банков генов и геномов, семенных банков, банков спермы, банков яйцеклеток; б) созданию и поддерживанию условий для сохранения и исследования культур; клеток и тканей растений; культивируемых in-vitro, коллекций микробных культур; в) созданию и поддержанию условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов.

Заключение

В ходе выполнения контрольной работы была рассмотрена тема, раскрывавшая вопросы правового режима использования и защиты объектов животного мира. Были затронуты вопросы раскрывшие сущность темы, ее актуальность и значимость, а также другие вопросы, необходимость в рассмотрении которых возникла.

На основании изучения темы  контрольной работы можно выделить следующие выводы:

-  Животный мир является важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан.

- Пользование животным миром осуществляется на основе долгосрочной лицензии, выдаваемой гражданам органами государственной власти, уполномоченными осуществлять право собственности от имени РФ и ее субъектов, либо именных разовых лицензий.

- Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативно-правовых актов; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды их обитания, в первую очередь редких и исчезающих видов.

Список используемой литературы

1. Экологическое право: Учеб. – М.: Т.К. Велби, Издательство Проспект, 2004. – 584 с.

2. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448 с.

3. Пименов А.А. Экологическое право. Учебник. Саратов, 2007.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2008.

5. Федеральный закон РФ от 24 апреля 1995. «О животном мире» // СЗРФ. 1995. №17. Ст.1472

Понятие и значение животного мира как природного объекта на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Понятие объекта экологического права и природного ресурса

2. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания животного происхождения: Состав и пищевое значение продуктов животного происхождения. Гигиеническая оценка и санитарная экспертиза рыбы и мяса

3. Понятие и значение объекта преступления. Понятие, признаки и виды убийств

4. Понятие и значение объекта преступления

5. Понятие и значение объекта преступления. Классификация объектов. Предмет преступления. Потерпевший

6. Идентификационные и классификационные признаки товаров животного происхождения. Экспертиза товаров животного происхождения

7. Философское понимание мира. Проблема происхождения и сущности мира. Философская и научная картина мира. Философский смысл бытия

8. Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права

9. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества

10. Лекарственное сырье животного происхождения