Мотивация деятельности в менеджменте. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации

Работа добавлена: 2016-04-15





5. Мотивация деятельности в менеджменте. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

Мотивация человека к деятельности - совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях, являющихся основным фактором, побуждающим человека целенаправленно действовать.Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу- что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду  - пирамиду ценностей:физиологические потребности, безопасности, социальные, самоуважения, самореализации.

2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга -все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на:

- факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) -политика фирмы и администрации; условия работы,величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.

- мотивирующие факторы(мотиваторы) —достижение целей, продвижение по службе, высокая степень ответственности и самостоятельности, возможность роста, признание.

Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение приводит к неудовлетворенности трудом. Следовательно, эти факторы не имеют для работников мотивирующего значения. Группа мотиваторов (мотиваций) непосредственно вызывает удовлетворенность трудом и влияет на уровень трудовых достижений.

3.Теории приобретенных потребностей МакКлелланда - люди в своих мотивациях опираются на три потребности высшего уровня: 

- потребность власти -стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей; 

- потребность в успехе и достижении целей - выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление.

- потребность причастности -проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими.

В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека.

Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.

Процессуальные теории  -поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей, последствий выбранного типа поведения. В результате человек принимает решение об активных действиях или бездействии.

Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

1. Теории ожиданий Виктора Врума, можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов:

- затраты-результаты-ожидания того, что усилия работника приведут к поставленной цели или к желательному результату;

- результаты-вознаграждение-понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата является основным условием для получения вознаграждения;

- валентность (удовлетворённость вознаграждением) -значимость вознаграждения для работника.

Если вероятность того, что прилагаемые усилия приведут к высокому результату, является слишком низкой, то это не будет мотивировать работников.

2. теория «X» и «Y» Д. Макгрегора

Дугласом МакГрегором были предложены теория «X» и теория «Y», рассматривающие мотивацию человека с двух противоположных сторон. Теория «X» допускает, что большинство людей не заинтересованы в ответственности и что люди работают либо только из-за денег либо из страха перед некими угрозами. Однако, создав теорию «X», МакГрегор пришел к выводу, что такое понимание человеческой природы не соответствует действительности, а менеджмент, построенных на этом подходе не отвечает современным потребностям. Таким образом, была создана теория «Y», основным постулатом которой является то, что люди не ленивы и не безответственны. Эта теория доказывает, что люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации. Следует особо подчеркнуть, что теория «X» и теория «Y» не являются взаимоисключающими противоположностями. Наоборот, их автор считает; что большинство людей имеет потенциал для того, чтобы быть зрелым и сознательным, таким образом, существует разница между позициями и поведением. Теории «X» и «Y» описывают позиции и склонности людей. Руководителю следует придерживаться теории «Y», но также следует помнить и о теории «X», так как с некоторым людьми необходимо некоторое время обращаться согласно теории «X», чтобы помочь им самореализоваться и перейти в категорию «Y».

3.

4. Теория справедливости Л. Портера-Э. Лоулера. Авторы этой теории, Лайман Портер и Эдвард Лоулер, интегрировали в свою теорию элементы теории ожидания. Согласно их теории, мотивация является функцией потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения.

В нее входит 5 переменных величин:

- затраченные усилия

- восприятие

- полученные результаты

- вознаграждение

-уровень удовлетворенности

Содержание модели  Портера-Лоулера  сводится  к  следующему: чтобы достичь  определенных  результатов  и  получить  достойное   вознаграждение, человек  затрачивает  усилия,  зависящие  от  его  способностей,   опыта   и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей  роли в процессе труда. Вознаграждения могут  быть  внутренними  (чувство  удовлетворения  о  выполненной   работы, чувство  компетентности  и  самоутверждения)  и  внешние  (повышение  оплаты труда,  премия,  благодарность   руководителя,   продвижение   по   службе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности,  который,  в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.

Портер и Лоулер на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что  результативный  труд  ведет  к  удовлетворению.  Это  заключение коренным образом отличатся от тех позиций, на которых  стояли  представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что  удовлетворенные работники дают лучшие результаты.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Мотивация профессиональной деятельности. Теории трудовой мотивации и удовлетворенности трудом

2. Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация

3. Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные положения. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы

4. Мотивация деятельности в менеджменте

5. Механизмы возникновения эмоциональных явлений (теории Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, Шехтера-Сингера). Теории когнитивной оценки

6. Основные теории эпид. процесса в трудах отечественных ученых (Громашевский, Павловский, Беляков, Черкасский).Основные положения теории саморегуляции Белякова

7. Система мотивации труда

8. Мотивации обучения у старшеклассников

9. Степень мотивации молодежи

10. Теория мотивации Ф. Герцберга