Мотивация деятельности в менеджменте. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации

Работа добавлена: 2016-04-15





Мотивация деятельности в менеджменте. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации на http://mirrorref.ru

5. Мотивация деятельности в менеджменте. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

Мотивация человека к деятельности - совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях, являющихся основным фактором, побуждающим человека целенаправленно действовать.Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.

Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу- что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду  - пирамиду ценностей:физиологические потребности, безопасности, социальные, самоуважения, самореализации.

2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга -все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на:

- факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы) -политика фирмы и администрации; условия работы,величина заработной платы, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными.

- мотивирующие факторы(мотиваторы) —достижение целей, продвижение по службе, высокая степень ответственности и самостоятельности, возможность роста, признание.

Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение приводит к неудовлетворенности трудом. Следовательно, эти факторы не имеют для работников мотивирующего значения. Группа мотиваторов (мотиваций) непосредственно вызывает удовлетворенность трудом и влияет на уровень трудовых достижений.

3.Теории приобретенных потребностей МакКлелланда - люди в своих мотивациях опираются на три потребности высшего уровня: 

- потребность власти -стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей; 

- потребность в успехе и достижении целей - выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление.

- потребность причастности -проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими.

В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека.

Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.

Процессуальные теории  -поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями, связанными с ней, оценкой своих возможностей, последствий выбранного типа поведения. В результате человек принимает решение об активных действиях или бездействии.

Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

1. Теории ожиданий Виктора Врума, можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов:

- затраты-результаты-ожидания того, что усилия работника приведут к поставленной цели или к желательному результату;

- результаты-вознаграждение-понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата является основным условием для получения вознаграждения;

- валентность (удовлетворённость вознаграждением) -значимость вознаграждения для работника.

Если вероятность того, что прилагаемые усилия приведут к высокому результату, является слишком низкой, то это не будет мотивировать работников.

2. теория «X» и «Y» Д. Макгрегора

Дугласом МакГрегором были предложены теория «X» и теория «Y», рассматривающие мотивацию человека с двух противоположных сторон. Теория «X» допускает, что большинство людей не заинтересованы в ответственности и что люди работают либо только из-за денег либо из страха перед некими угрозами. Однако, создав теорию «X», МакГрегор пришел к выводу, что такое понимание человеческой природы не соответствует действительности, а менеджмент, построенных на этом подходе не отвечает современным потребностям. Таким образом, была создана теория «Y», основным постулатом которой является то, что люди не ленивы и не безответственны. Эта теория доказывает, что люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации. Следует особо подчеркнуть, что теория «X» и теория «Y» не являются взаимоисключающими противоположностями. Наоборот, их автор считает; что большинство людей имеет потенциал для того, чтобы быть зрелым и сознательным, таким образом, существует разница между позициями и поведением. Теории «X» и «Y» описывают позиции и склонности людей. Руководителю следует придерживаться теории «Y», но также следует помнить и о теории «X», так как с некоторым людьми необходимо некоторое время обращаться согласно теории «X», чтобы помочь им самореализоваться и перейти в категорию «Y».

3.

4. Теория справедливости Л. Портера-Э. Лоулера. Авторы этой теории, Лайман Портер и Эдвард Лоулер, интегрировали в свою теорию элементы теории ожидания. Согласно их теории, мотивация является функцией потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения.

В нее входит 5 переменных величин:

- затраченные усилия

- восприятие

- полученные результаты

- вознаграждение

-уровень удовлетворенности

Содержание модели  Портера-Лоулера  сводится  к  следующему: чтобы достичь  определенных  результатов  и  получить  достойное   вознаграждение, человек  затрачивает  усилия,  зависящие  от  его  способностей,   опыта   и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей  роли в процессе труда. Вознаграждения могут  быть  внутренними  (чувство  удовлетворения  о  выполненной   работы, чувство  компетентности  и  самоутверждения)  и  внешние  (повышение  оплаты труда,  премия,  благодарность   руководителя,   продвижение   по   службе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности,  который,  в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.

Портер и Лоулер на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что  результативный  труд  ведет  к  удовлетворению.  Это  заключение коренным образом отличатся от тех позиций, на которых  стояли  представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что  удовлетворенные работники дают лучшие результаты.

Мотивация деятельности в менеджменте. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Содержательные и процессуальные теории мотивации

2. Мотивация профессиональной деятельности. Теории трудовой мотивации и удовлетворенности трудом

3. Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация

4. Современные теории мотивации

5. Предмет изучения теории мотивации

6. Исследование теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации

7. Когнитивные теории мотивации: их специфика, основные положения. Когнитивный диссонанс, ожидание и ценность подкрепления, самоэффективность как мотивационные факторы

8. Мотивация деятельности в менеджменте

9. МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

10. Л.В. Канторович – родоначальник теории линейного программирования теории оптимального использования ресурсов