Новости

МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

Работа добавлена:






МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ на http://mirrorref.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

факультет дополнительного образования

МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ
  • 1.1. Роль и место технико-тактической подготовки в системе подготовки единоборцев
  • 1.2. Особенности средств и методов в технико-тактической подготовке спортсменов-единоборцев
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • 2.1. Методы исследования
  • 2.2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МЕТОДИКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
  • 3.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
  • ВЫВОДЫ
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

За последние 25-30 лет наблюдается популяризация спортивных  единоборств, что введёт  к развитию новых видов единоборств и модификации уже существующих. В России и в других странах «смешанные» единоборства. стали популярны, в особенности среди юношей подростков. Такое название среди любителей единоборств они получили потому, что в отличие от классических единоборств в них используется смешанных технический арсенал как ударных (удары руками и ногами из бокса, кик-боксинга, тайского бокса, каратэ, тхэквондо), так и борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы).

Специалисты в области спортивных единоборств так и не пришли к единому названию таких видов единоборств. Так, например, некоторые специалисты делят такие виды единоборств на «ударные», «бросковые», «ударно-бросковые», «бросково-ударные» и «ударно-силовые дожимания и перетягивания». Однако, арсенал техники различных видов борьбы («бросковые») включает в себя не только броски, но и болевые приемы, удержания, удушения и другие действия, не являющиеся бросками. А «ударно-бросковые» единоборства включают в себя не только удары и броски, но и комбинации этих действий, переходы от ударных действий к борцовским, а также соединяют в себе различные методики в физической, психической и теоретической подготовке.

        Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе подготовки спортсменов в смешанных единоборствах на сегодняшний день, можно отметить следующее: 1) происходит существенное увеличение количества спортивных секций, военно-патриотических и спортивных клубов, культивирующих различные виды смешанных единоборств; 2) смешанные единоборства приобрели большую популярность, но многие аспекты и проблемы управления тренировочным процессом изучены недостаточно, особенно это можно отнести к процессу подготовки детей и юношей; 3) отсутствие учебно-методических пособий, справочной литературы, учебных фильмов по правильной организации и планированию учебно-тренировочного процесса заставляет тренеров разрабатывать программы подготовки и тематические планы, основываясь только на личном опыте, накопленном зачастую в других видах единоборств; 4) в смешанных единоборствах на сегодняшний день нет единой терминологии, существуют противоречия в названиях технических действий и приемов.

Нередко это является причиной ошибок при распределении нагрузки по этапам подготовки занимающихся, в планировании последовательности изучаемых тем, в определении минимального возраста зачисления в группы по этапам подготовки, в подборе упражнений для занимающихся определенного возраста и т.д. Все это в лучшем случае приводит к замедленному прогрессу либо вообще к его отсутствию в тренировках занимающихся, а иногда и к нарушениям их физического развития.

К примеру методика подготовки взрослых спортсменов не подходит для детей и юношей  по двум причинам:

- дети и юноши имеют свои возрастные особенности, которые необходимо учитывать при занятиях спортом;

зачастую взрослые спортсмены приходят в рукопашный бой уже сложившимися спортсменами. Занятия же с детьми и подростками приходится начинать практически с нуля, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на методику и программу подготовки.

Схожая ситуация и в других видах смешанных единоборств. Многие специалисты в процессе подготовки спортсменов используют научно- методическую базу классических видов единоборств, элементы которых составляют основу смешанных единоборств. Однако методическая основа каждого вида смешанных единоборств в отдельности требует тщательной  разработки.

В связи с вышеизложенным, возникает ряд вопросов, с которыми в своей практике сталкивается фактически каждый тренер в любом из видов смешанных единоборств:

  1. какие технические действия из арсенала различных видов спортивных единоборств следует включать в программу подготовки спортсменов каждого вида, учитывая особенности проведения соревновательных поединков;
  2. каким должно быть соотношение ударных и бросковых действий в процессе технико-тактической подготовки в каждом из видов смешанных единоборств;
  3. как наиболее эффективно, целесообразно и последовательно выстроить методику обучения различным технико-тактическим действиям смешанных единоборств;
  4. совершенствовании борцовской и ударной техники одновременное развитие физических качеств приводит к их отрицательному переносу, который характеризуется тем, что развитие одного качества или не способствует, или угнетает рост другого.

Таким образом, актуальность нашего исследования обуславливается:

  1. отсутствием учебных программ по различным видам смешанных единоборств для детей и юношей;
  2. необходимостью обобщения и систематизации передового отечественного опыта и улучшения качества подготовки спортсменов единоборцев, в частности детей и юношей;

3) необходимостью всемерного развития детско-юношеского спорта, научно обоснованного совершенствования содержания и методов обучения спортсменов смешанным единоборствам в детско-юношеских спортивных школах и военно-патриотических клубах.

Цель работы: разработать и научно обосновать методику технико-тактической подготовкиюношей 14-15 лет занимающихсясмешанными единоборствами.

Объект исследования:тренировочный процессюношей 14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.

Предмет исследования: методика технико-тактической подготовки спортсменов в смешанных единоборствах.

Гипотеза исследования:предполагалось, что разработанная методика повысит технико-тактическую подготовку юношей 14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующиезадачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Разработать методикутехнико-тактической подготовки юношей 14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.

3. Определить эффективность предложенной методики тренировочного процесса.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ

1.1.  Роль и место технико-тактической подготовки в системе подготовки единоборцев

Техника спортивных единоборств столь же многообразна, как и сами единоборства. Техника в отличие от тактики - это то, что отличает различные виды и стили единоборств друг от друга. Различия же в методике обучения и тренировки приводят к образованию различных школ и направлений. Техника единоборств играет ведущую роль в достижении спортивных результатов, а техническая подготовка является основным ведущим звеном всей спортивной подготовки. Спортивные единоборства имеют весьма сложный и обширный технический арсенал (Алиханов И.И., 1977; Галковский Н.М., Катулин А.З., 1968; В.Д. Дашинорбоев, 1986; Иванюженков Б.В., 2004; Карелин A.A., 2002; Купреишвили О.М., 1983; Ленц А.Н., 1964; Морозов А.К.,1974; Новиков A.A., 1956; Оленик В.Г., 1973; Рудницкий В.И., 1990; Сорокин H.H., 1960 и др.).

Разные специалисты дают свое определение технике единоборств. Техникой в единоборствах называют и двигательное действие, направленное на решение задач защиты и нападения, исходя из особенностей данного вида и школы единоборств (Гагонин С.Г., 1996) и совокупность рациональных, разрешенных правилами, действий и приемов, применяемых для достижения победы (Купцов А.П., 1978, Нелюбин В.В., 1996 и др.).

Если условно разделить все единоборствапо времени и особенностям формирования технического арсенала, то мы выделяем три большие группы: традиционные, классические и современные[8].

Техника«традиционных»единоборств формировалась в средние века под влиянием многих факторов. Отличительная особенность «традиционных» единоборств заключается в том, что техника и методика обучения остались практически неизменными до сих пор. К традиционным можно отнести многие стили каратэ и ушу, а также кендо, айкидо, джиу-джитсу. Лишь с развитием некоторых единоборств в XX веке как видов спорта (дзюдо, тхэквондо, ушу-саньда) этот раздел претерпел некоторые изменения, связанные с совершенствованием техники либо заимствованием приемов из других единоборств[29].

Если к традиционным видам больше относятся восточные виды единоборств, то к«классическим» мы отнесем большинство европейских единоборств, получивших свое развитие в конце XIX - начале XX века одновременно с развитием спортивного движения. Техника классических единоборств зарождалась практически с нуля и развивалась в прямой зависимости от правил спортивных соревнований. Именно в этот период произошло окончательное разделение понятий «боевое искусство» и «спортивное единоборство». На этот же период приходится зарождение и бурное развитие науки в области физической культуры и спорта, а также возрождение олимпийского движения, что очень существенно повлияло на становление классических единоборств. Поэтому и методика обучения спортсменов и техника приемов как соревновательных действий были научно обоснованны и стали очень рациональными. К «классическим», прежде всего, мы отнесем греко-римскую и вольную борьбу, фехтование, бокс[30].

Но процесс эволюции единоборств еще далеко не завершен. Это доказывает появление новых «современных» видовспортивных единоборств. Отличительной чертой их стало заимствование технических действий и приемов из других видов единоборств. Это стало возможным наряду с развитием, открытостью и доступностью классических и традиционных видов единоборств, что привело не только к появлению новых видов, но и к преобразованию уже сложившихся. Примеров можно привести много: борьба самбо складывалась из дзюдо и многих видов борьбы народов Кавказа и Средней Азии, а боевой раздел включил в себя ударную технику бокса и каратэ; другой пример - кик-боксинг вобрал в себя технику каратэ, бокса и тхэквондо. К современным единоборствам мы относим виды, сложившиеся в последние десятилетия XX века и в начале XXI - кик-боксинг, дайдо-джуку каратэ (КУ-ДО), рукопашный бой, панкратион, русский (универсальный) бой, спортивно-боевое самбо, микс-файт[7].

По содержанию технического арсеналаможно условно разделить все спортивные единоборства еще на четыре группы: единоборства с оружием, ударные единоборства, виды борьбы и смешанные единоборства[6].

Яркими представителями единоборств с оружием являются фехтование и кендо. Особенность таких единоборств заключается в ведении боя в основном на длинной дистанции без «прямого» контакта с противником, что требует высокой скорости реакции и быстроты передвижений для разрыва и сокращения дистанции.

Ударные единоборства отличаются наиболее простой техникой. Например, в боксе лишь три основных удара и несколько вариантов защиты от них. В такой ситуации возрастают требования, предъявляемые к другим качествам спортсмена - реакции, скорости, выносливости и другим.

И в борьбе, наоборот, техника выполнения бросков очень сложна и разнообразна, так как все броски являются сложно-координационными движениями и выполняются в условиях сопротивления в тесном контакте с противником. Необходимо не только проявить скоростно-силовые качества, но и координировать проявления различных мышечных усилий в разных направлениях. Поэтому и технической подготовке уделяется значительно больше внимания[30].

Самыми сложными в этом отношении являютсясмешанные единоборства, так как приходится не только разучивать и совершенствовать ударную и борцовскую технику, но и комбинировать ее, что предъявляет новые требования к психическим, координационным и другим способностям спортсменов.

Говоря о «спортивной технике», надо различать два значения этого термина (Матвеев Л.П., 1977, 2005). Во-первых, идеальная «модель» соревновательного действия, выработанная на основе практического опыта или теоретически. Во-вторых, реально формирующийся (либо уже сформированный) у спортсмена способ выполнения соревновательного действия, который характеризуется той или иной степенью эффективного использования спортсменом своих возможностей для достижения спортивного результата. Во избежание смешения понятий в первом случае лучше пользоваться термином «модель спортивной техники».

Существующие взгляды на техническое мастерство связаны с предположением, что в процессе спортивного совершенствования техника спортсмена должна приближаться к некоторому идеалу, отражающему наиболее эффективные способы выполнения спортивных действий. Практически перед тренером и спортсменом всегда возникает проблема разработки и коррекции конкретных моделей спортивной техники, которые соответствовали бы его индивидуальным морфо-функциональным особенностям и намечаемым достижениям (Алиханов, И.И., 1986; Белоусов С.Н., 1976; Буланов С.О., 2006; Заимкин В.А., 1996; Иванюженков Б.В., 2005; Пахтас Г.К., 1991 и др.). Причем реальные формы действий, осваиваемых спортсменом в начале спортивного пути, полностью не могут совпадать с моделями техники, пригодными для последующих этапов, поскольку техника движений в решающей мере определяется степенью развития физических и психических качеств спортсмена, закономерно изменяющихся в процессе спортивного совершенствования. В соответствии с их изменением должны меняться и формы индивидуальной техники (Матвеев Л.П., 1977,2005).

Установлено, что из всех разделов спортивной подготовки техника наиболее подвержена изменениям. Успешному выполнению техники приемов в поединке препятствует система сбивающих факторов к которым относятся: 1) защитные действия соперника; 2) изменение положения соперника; 3) нарастающее утомление атакующего спортсмена. От умения их преодолевать будет зависеть стабильность реализации технического потенциала единоборца и, соответственно, спортивный результат (Карелин A.A., Иванюженков Б.В., Нелюбин В.В., 2005; Суряхин C.B., 1970).

Техническое совершенство  фактор, компенсирующий недостатки в подготовке спортсмена. Техничный спортсмен тратит меньше энергии в схватке, так как включает в работу только те мышцы, которые в данном движении выполняют какие-либо функции. Он не скован, поскольку уверен в своей способности отразить внезапную атаку противника, он дышит свободно и поэтому меньше утомляется, что позволяет вести активную борьбу на протяжении всего поединка, а именно эта способность — показатель высокого уровня специальной выносливости спортсмена[24].

При атаке или с целью преодоления сопротивления противника техничный спортсмен целесообразно использует возможности мышц, включая их в работу последовательно или одновременно. Кроме того, он активно использует свой вес, инерцию движения массы тела, а нередко усилия и инерцию движения противника[19].

Хорошая техника дает выигрыш в быстроте. Она основывается на своевременном включении в работу различных мышц, что является одной из основ скорости, или, как говорят бойцы, резкости движения. Все это позволяет спортсмену преодолевать сопротивление физически более сильных соперников, т. е. отчасти компенсировать недостатки в силовой подготовленности, а также положительно влияет на специальную выносливость (Алиханов И.И., 1986).

Техника приемов единоборств имеет тесную взаимосвязь с тактикой, а выбор тактики зависит от применяемой единоборцем техники. Техника является основным средством тактики, необходимым условием для решения тактических задач. Системное совершенствование и обогащение арсенала техники - непременное условие роста тактического мастерства (Карелин A.A., Иванюженков Б.В., Нелюбин В.В., 2005; Морозов А.К., 1977 и др.).

По определению В.В. Нелюбина (1995) тактика - это система целесообразных мыслительных операций и действий единоборца, оптимально решающих текущие задачи спортивного поединка (соревнования), с целью достижения преимущества или победы над соперником. Тактика проведения технических действий заключается в умелом использовании благоприятных условий, возникающих в ходе поединка, в умении создавать эти условия, пользуясь различными способами тактической подготовки. Она также заключается в наиболее целесообразном применении спортсменом своей излюбленной техники, исходя из конкретно сложившейся обстановки в поединке (Алиханов И.И., 1996).

Под тактическим мастерством единоборца подразумевается способность результативного управления своими техническими действиями в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Формирующими ее основу являются психофизическая и двигательно- координационная сферы деятельности, которые находят свою реализацию во всех тренировочных программах подготовки единоборцев (Карелин A.A., Иванюженков Б.В., Нелюбин В.В., 2005).

Тактическое мастерство тесно связано с технической, физической и волевой подготовленностью. Путем органического соединения тактической подготовки с этими сторонами содержания тренировки и обеспечивается ряд важнейших практических предпосылок тактического совершенствования спортсмена[18].

Основным необходимым условием для решения тактических задач является техническая подготовленность. Чем выше и разнообразнее техническое мастерство бойца, чем из большего числа различных исходных положений он способен выполнять свои излюбленные приемы, тем легче ему выбрать благоприятный момент для атаки и тем шире его творческие возможности, богаче и разнообразнее тактика. Следовательно, тактика является рычагом, позволяющим управлять техникой в боевых условиях соревнований (Багаев C.B., 1998; Иванюженков, Б.В., 2002, 2004; Карелин, A.A., 2005; Кирюков, О.И., 1996; Левицкий А.Г., 1989; Матвеев Л.П., 1977, 2005; Оленик, В.Г., Рожков П.А., Каргин H.H., 1994; Шулика Ю.М., 1993;Kaiina R.M.,2000 и др.).

Тактические возможности спортсмена во многом определяются его физическими способностями, в том числе воспитанием координационных способностей, способностей ориентироваться во времени и пространстве («чувство времени» и «чувство пространства»), воспитанием специфической соревновательной выносливости. Высокоразвитые быстрота, сила, ловкость, выносливость позволяют спортсмену избирать наиболее выгодные пути для достижения победы (Абульханов А.Н., 1991; Батурин А.Е., 2006; Зациорский В.М., 1969; Левицкий А.Г., 1987; Стрелец В.Г., 1969, 1989; Тараканов Б.И., 1983; Филимонов В.И., 2003 и др.).

В зависимости от действий, характеризующих тактическое поведение спортсмена в поединке, различают следующие основныевиды тактики:наступательную, контратакующую, оборонительную и разностороннюю.

Наступательная тактика заключается в высокой активности спортсмена. Он ведет схватку смело, решительно атакует противника. Наступательная тактика требует от спортсмена отличной физической и психологической подготовленности, применения большого разнообразия технических средств, хитроумных тактических маневров. При этом атакующий преследует две цели: подавить инициативу противника, измотать его физически, лишить возможности активно действовать и, воспользовавшись этим, выиграть поединок. Наступательная тактика подразделяется на две разновидности: тактику непрерывных атак и тактику эпизодических атак (спуртов).

Тактика непрерывных атакбазируется на высокой функциональной и тактико-технической готовности спортсмена-единоборца, стремящегося навязать сопернику инициативный темп схватки[10].

Тактика эпизодических атак (спуртов) основана на применении различных средств единоборства, выполняемых в высоком темпе с целью создания благоприятных ситуаций, обеспечивающих выгодные условия для результативной реализации запрограммированного приема атаки.

Контратакующая тактика (опережающая) выполняется за счет проведения опережающих, встречных и ответных действий на атакующие действия соперника. Спортсмен создает своему сопернику максимум благоприятных условий - специально раскрываясь и вызывая его на выполнение атакующих действий. Постепенно заманивая соперника на исполнение атаки, контратакующий спортсмен внимательно следит за началом его атакующего движения и, опережая его, проводит свой излюбленный контрприем[16].

Недостатком контратакующей тактики следует считать некоторую зависимость спортсмена от действий соперника, от его инициативы и активности в наступлении. Поэтому такая тактика непригодна в поединке с соперником, который всячески избегает наступления[13].

Оборонительная (выжидательная) тактика характеризуется тем, что спортсмен сосредоточивает все свое внимание на защите, не проявляет активности в схватке и предпринимает попытку атаковать противника лишь в том случае, если тот допускает ошибку. Оборонительная тактика основана на вариативном исполнении защитных действий, оперативно разрушающих действия соперника, перехватом инициативы в свои руки с последующим переходом на запланированную быструю атаку.

Чтобы полностью проявить свои технические, физические и волевые способности, скрыть уязвимые места в своей подготовленности и в результате добиться лучшего результата в схватке, спортсмену необходимо заранее (до выхода на ковер) спланировать свои действия в предстоящей встрече[12].

Тактический план схватки — это мысленный путь к победе. План должен отражать основные моменты тактики ведения поединка: цель схватки и основные пути и средства, которыми спортсмен хочет добиться поставленной цели. Как правило, в тактическом плане намечаются цель схватки, средства и методы ее достижения, время и место решительных действий, способы их тактической подготовки, распределение сил в схватке (темп в отдельные моменты поединка). Спортсмену необходимо иметь в виду, что ход поединка может сложиться не так, как он рассчитывает. Поэтому при составлении тактического плана ведения поединка следует предвидеть вероятные варианты хода поединка (Олзоев К.С., 1983; Толочек В.А., 1983; Федоров, В.В., 1992 и др.).

Спортсмен должен уметь логически мыслить и быстро соображать, чтобы составлять правильный тактический план схватки и вовремя принимать необходимые решения. В учебно-тренировочной работе развитию этих качеств у спортсменов уделяется много внимания (Алиханов И.И., 1986; Медведь A.B., 1985; Новиков, A.A., 1976; Тараканов Б.И., 2000; Шинелев И.В., 1971; Юшков, О.П., 1970; Чионов, Н.Г., 1955 ).

Под«технической подготовкой» спортсмена принято понимать обучение и совершенствование его техники движений и действий с последующей реализацией их в условиях противоборства (Карелин A.A., Иванюженков Б.В., Нелюбин В.В., 2005).«Техническая подготовка»спортсмена - процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных форм спортивной техники (Матвеев Л.П., 1977, 2005).

Центральная задача в технической подготовке — сформировать такие навыки выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать его возможности в состязаниях, и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом[1].

Необходимые предпосылки реализации данной задачи обеспечивает общая разносторонняя подготовка спортсмена, в том числе общая техническая подготовка, которая заключается, прежде всего, в пополнении фонда двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в спортивных единоборствах (Боген М.М., 1985; Волков Л.В., 2002; Евсеев С.П., 1995; Крестовников А.Н., 1951; Новиков A.A., 1966; Курамшин Ю.Ф., 2003 и др.). В ней широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят — обычно в преобразованном виде — в состав возникающих на их основе специфических навыков и содействуют их совершенствованию[14].

Во всех полиструктурных видах спорта, к каковым, несомненно, относятся спортивные единоборства, технический арсенал спортсмена в принципе не ограничен: он обновляется по собственной инициативе тренера и спортсмена. В связи с этим возникают проблемы оптимального распределения во времени чрезвычайно обширного учебного материала и другие специальные проблемы. Особенно тесная взаимосвязь техники и тактики в этих видах спорта требует, чтобы в процессе подготовки технические навыки были представлены главным образом в форме единых структур — технико-тактических действий. Поэтому техническая подготовка в единоборствах не только на этапе совершенствования навыков, но и на этапе формирования их, непосредственно переходит в тактическую подготовку (Матвеев Л.П., 1977,2005).

Тактическая подготовка является своего рода объединяющим началом и по отношению к другим разделам содержания тренировки, так как на завершающем этапе подготовительного периода каждого большого тренировочного цикла общий эффект всех разделов подготовки должен вылиться, образно говоря, в единую форму — форму целесообразной тактики выступления в основных состязаниях. С другой стороны, реализация задач тактической подготовки спортсмена зависит, так или иначе, от содержания всех других разделов его подготовки. Тактическая подготовка является интегральным показателем всех разновидностей тактических решений спортсмена: тактики соревнования, тактики поединка и тактики подготовки атакующих действий (Карелин A.A., Иванюженков Б.В., Нелюбин В.В., 2005).

Таким образом, в процессе тактической подготовки спортсмена, как и в других разделах подготовки, сочетаются задачи ближайшие и перспективные, образовательные и воспитательные, общеподготовительные и специально-подготовительные (Волков И.П., 2004; Матвеев Л.П., 1977, 2005; Панков, В.А., 2002; Сидоров A.A., 2000 и др.). Решение их составляет одну из основных сторон интеллектуальной подготовки спортсмена и наряду с этим входит в практическое содержание спортивной тренировки. Высшей же практической формой тактической подготовки являются состязания (Матвеев Л.П.,1996).

Важнейшим разделом тактической подготовки является овладение практическими элементами спортивной тактики (Гагонин С.Г., 2000):

  • целесообразными средствами и способами соревновательных действий, обуславливающими эффективность соревновательной борьбы;
  • способами рационального распределения сил в процессе соревнований;
  • приёмами психологического воздействия на соперников и маскировки собственных намерений.

Быстротекущие ситуации спортивных единоборств предъявляют особые требования к скорости переработки информации, поступающей извне, к способности оценивать постоянно меняющиеся события, принимать адекватные решения и быстро их реализовывать[11].

Наличие многообразия ситуаций в спортивных единоборствах увеличивает время принятия спортсменом решений (возрастает его латентный период реакции), тогда как скоротечность ситуаций требует их сокращения. Кроме того, высокая конфликтность, возникающая между соперниками, в большинстве случаев приводит к искажениям в оценке принятия правильных решений. Для уменьшения времени, необходимого на решение текущих тактико-технических задач и повышения помехоустойчивости спортсменов к системе возникающих сбивающих факторов, необходимо создавать учебно-тренировочные модели, копирующие вероятные технико-тактические ситуации, и системно совершенствовать все варианты их решения[15].

Правильный выбор тактических действий в единоборствах, когда спортсмен ограничен сотыми долями секунды, зависит от быстроты его мыслительных процессов, опирающихся на систему оперативной и долговременной памяти, которая является основой для разгадывания двигательных замыслов соперника и принятия опережающего технического решения. В этой связи к качеству мыслительных решений предъявляются повышенные требования. Они должны быть обоснованы и адекватны возникающим ситуациям в поединке, ибо их неточная деталировка без учета конкретных особенностей предстоящего эпизода единоборства приводит к ошибке в выборе момента атаки.

По мнению многих авторов (Калмыков Е.В., 1996; Левицкий А.Г., 2003; Мартиросов Э.Г., 1969; Пилоян P.A., 1985; Рожков П.А., 1985; Сиротин O.A., 1996; Станков А.Г., Климин В.П., Письменский И.А., 1984; Станков А.Г., 1995; Таймазов В.А., 1996, 1997; Шестаков В.Б., 1999 и др.), особое значение процесс индивидуализации имеет в спортивных единоборствах, где действия подчас протекают в ситуациях высокого нервно-психического напряжения (экстремальных условиях), связанных с жесткой конкуренцией соревнующихся. В связи с этим, природные типологические особенности личности проявляются наиболее отчетливо.

В спортивной деятельности индивидуальный подход определяют как метод улучшения спортивного результата за счет организации и планирования тренировочной нагрузки. С.Н. Белоусов (1976), В.А. Таймазов (1997) и др. связывают индивидуальную учебно-тренировочную подготовку с различными типологическими свойствами нервной системы, а под индивидуальным подходом в физическом воспитании понимают такое построение учебно-тренировочной подготовки и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых создаются условия для наибольшего развития способностей[21].

Часто употребляемые в тренировочных и соревновательных условиях технические действия и способы подготовки их выполнения, в конечном счете, приводят к образованию специфичной, характерной только для данного спортсмена индивидуальной манеры ведения поединка (Оленик В.Г., Каргин H.H., Рожков П.А., 1984; Олзоев К.С., 1983).

Индивидуальный технический стиль деятельности спортсмена начинает формироваться после завершения этапа базовой подготовки, в условиях которой происходит совершенствование тактико-технической подготовленности, состоящей из вариативных действий, образующих атаки, защиты и контратаки в различных сочетаниях.

Таким образом, в основу каждого стиля ведения поединка заложены тактические и технические излюбленные приемы, используемые спортсменом в индивидуальных вариативных комбинационных сочетаниях, создающих ему высокий фон надежности при их реализации в условиях различных сбивающих факторов. По мнению Ю.А. Шахмурадова (1997) основу индивидуального стиля деятельности составляют коронные атакующие приемы. Тактика атакующих приемов представлена способами тактической подготовки (СТП), создающими благоприятные ситуации для конкретного атакующего действия. В основе совершенствования коронных приемов должны лежать ситуации, связанные с увеличением потенциала тактических операций[20].

При создании индивидуальных моделей тактических действий необходимо руководствоваться (Гагонин С.Г., 2000):

-осознанием собственной технико-тактической оснащённости, достоинств и недостатков подготовки;

  • пониманием взаимосвязи между подготавливающими действиями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;
  • осознанием необходимости выдержки и разумного риска, знанием вариантов поведения в различные моменты поединка, умением проводить разминку и регулировать психическое состояние;
  • способностью противодействовать различным по стилю и силам соперникам;