Новости

Функционирование системы ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны

Работа добавлена:






Функционирование системы ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны на http://mirrorref.ru

Функционирование системы ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Становление и развитие системы ГУЛАГа……………………….10

  1. Политические процессы и репрессии 1920-1930-х годов и их роль в формировании ГУЛАГа…………………………………………………………10
  2. История создания системы ГУЛАГа и его структура…………………….16 Глава 2. Функционирование системы ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………...25 2.1. Система ГУЛАГ в 1941- 1945 годы………………………………………..29
    1. Труд и быт заключенных ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны
    2. Роль ГУЛАГА в экономике страны в 1941- 1945 годы…………………..36 Глава 3. Изучение темы «Функционирование системы ГУЛАГа в СССР в 1941- 1945 годы» в школе на примере урока- экскурсии……………………..41
      1. Методические рекомендации для проведения школьной экскурсии по истории…………………………………………………………………………...41
      2. Урок- экскурсия в музей ГУЛАГа для учащихся 11 класса……………...44 Заключение……………………………………………………………………….52 Список использованных источников и литературы…………………………...57

Введение

Изучение и осмысление значения трагической и сложной в нравственном и гуманистическом отношении истории ХХ века в России до сих пор не имеет точной общепризнанной трактовки. Исследование истории ГУЛАГа позволяет решить немало существующих вопросов по формированию принципиальных подходов к отечественной истории.

Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматривается тема  сталинских репрессий, судеб миллионов людей – узников ГУЛАГа.  Она является важной, социально значимой и актуальной. Без вдумчивого и справедливого осмысления прошлого невозможно построение современного общества с неконфликтным национальным самосознанием. Потребность в изучении, обсуждении эпохи сталинских репрессий в настоящее время чувствуется особенно остро.

Научная актуальность темы. Политические, экономические и военные процессы, которые происходили во второй половинеXX века затрудняли изучение многих ключевых проблем советской истории, и в частности, не позволяли объективно и достоверно исследовать проблему использования принудительного труда и политических репрессий в СССР. В научной и научно-публицистической литературе обозначился широкий спектр мнений как о самой природе ГУЛАГа, так и о его месте и роли в советской государственной системе. Противоречивость оценок и суждений по проблеме ГУЛАГа обусловливалась, прежде всего, узостью и недостаточного соответствия источниковой базы,состоявшейпреимущественно из воспоминаний участников событий и свидетельств очевидцев, а также из официальных советских материалов демографического и общеэкономического характера1.

1Иванова Г.М. ГУЛАГ в советской государственной системе, конец 1920-х - середина 1950-х гг.: Дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02: Москва, 2002. - 430c.

Объектом исследования являются особенности формирования командной экономики тоталитарного государства – СССР, его облика, исторических условий, опоры на принудительный труд.

Предметом исследования в настоящей работе являются история становления и развитие системы ГУЛАГа в СССР в годы Великой Отечественной войны.

Цель дипломной работы: выявить роль ГУЛАГа в жизни и экономике СССР в годы Великой Отечественной войны.

Достижение цели осуществлено путем последовательного решения исследовательских задач:

  1. Проанализировать политические процессы и репрессии 1920-1930-х годов и их роль в формировании ГУЛАГа.
  2. Осветить историю создания системы ГУЛАГА и его структуру.
  3. Рассмотреть систему ГУЛАГа в 1941- 1945 годы.
  4. Проанализировать труд и быт заключенных ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны.
  5. Выявить роль ГУЛАГА в экономике страны в 1941- 1945 годы.
  6. Проанализировать методику проведения урока- экскурсии по истории.
  7. Разработать урок- экскурсию в музей ГУЛАГа для 11 класса. Источниковуюбазудипломнойработысучетомсодержания,

назначения и вида источников целесообразно разделить на несколько групп. Дипломная работа выполнена на основе изучения следующих опубликованных источников: официальные документы государственных органов власти и управления, характеризующие их политику в регулировании вопросов содержания и руководства ГУЛАГом, делопроизводственные материалы (уставы, отчеты и обзоры исправительных учреждений); статистические сборники  и  справочные  материалы; источники личного происхождения;   публицистика и периодическая печать.

Документы законодательного характера.

Основным источником для разработки темы являются официально- документальные материалы. Это   документы эпохи ГУЛАГа:

Документы о формировании системы ГУЛАГа при ОГПУ (Объединённое главное политическое управление) в 1930-е годы.

Документы и материалы о репрессиях в 1930-50-х годов в СССР.

Документы о создании в 1948 г. лагерей особого назначения и условиях содержания, заключённых в этих лагерях.

Фотодокументы о местах захоронения узников ГУЛАГа.  Свидетельства очевидцев о казнях и смерти заключенных ГУЛАГа. Собрание документов, писем, воспоминаний бывших узников ГУЛАГа.Источники личного происхождения.

Активно привлекалась к исследованию темы мемуары, воспоминания, а также другие виды источников личного происхождения. В них содержится ценный материал для понимания характера и настроений русских заключенных, находящихся в застенках ГУЛАГа, их повседневных, нравственных отношений, быта, личного и общественного самосознания. Специфической группой опубликованных источников личного происхождения являются мемуары известных писателей – авторов лагерной прозы.

Важной составной частью работы над источниками стало изучение мемуаров узников лагерей В. Шаламова, П. Дьконова, Е. Гинзбург, С. Халанского. Например, свои страшные описания быта ГУЛАГа оставил Варлам Шаламов - человек,  не  сломавшийся  в  застенках ГУЛАГа физически и морально. Он сумел выстоять и творчески осмыслить свою жизнь. Автор знаменитых «Колымских рассказов» вел активную литературную деятельность, его «Колымские рассказы» стали обвинительным документом бесчеловечной сути ГУЛАГа.

Важной составной частью работы над темой стало изучение работ ведущих специалистов по исследуемому вопросу, это работы Пронько В.А.и Земскова   В.Н.   о   вкладе   заключенных   ГУЛАГа   в   победу   в    Великой

Отечественной войне, Нешпора Е.А. о исправительной и воспитательной работе в лагерях ГУЛАГа в годы Великой отечественной войны.

Значительную роль в выполнении работы сыграли книги, виднейших российских специалистов, в которых изложен взвешенный анализ системы ГУЛАГа в годы второй мировой войны. Это книги: Бушмакова А., Кожинова В. В., Лаппо Д. Д., Рапопорта В. Н., Хлевнюка О.В., Эртца С. Все они содержат материал о труде и жизнь заключенных - жертвах политических репрессий в ГУЛАГе в годы  войны.

Важную роль в выполнении исследования сыграли материалы американского профессора П. Грегори, который в книге «Политическая экономия сталинизма» применяет методы современной экономической науки для изучения промышленности и экономики в СССР сталинского периода.

Хронологические рамки работы обусловлены спецификой исследуемого вопроса. Это 24 апреля 1930 года, когда по  приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями – начало исследований. 5 марта 1953 года – смерть Сталина – конец исследований.

Территориальные рамки исследования ограничены границами Советского Союза в изучаемый период времени.

Методологическую основу исследования составляют два основных принципа исторического исследования – объективность и историзм, как универсальные методы научного познания.

Первый из них предполагает изучение событий и явлений во всем многообразии, взаимосвязи и развитии. Исследование охватывает большой временной промежуток, разделявшийся на отдельные периоды, связанные общими чертами и одновременно существенно различавшиеся между собой. Принцип историзма позволяет не только не потерять этой связи, а наоборот обеспечить глубину исследования.

Руководствуясь принципом объективности в исследовании, сопоставлены различные точки зрения, различные источники и сделаны собственные выводы, основанные на обширном фактическом материале.

В работе также использовались специфические методы исторического исследования – историко-типологический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-генетический.

Историко-системный метод дал возможность исследовать объект изучения (систему ГУЛАГа) во взаимосвязи с развитием российского общества вXX веке. А также историко-системный подход позволил познать анализируемый объект как определенное множество взаимосвязанных элементов.

Историко-типологический метод позволил упорядочить факты и данные исторических источников по свойственным им признакам.

В результате использования данного метода стало возможным выявление характерных черт, которые были присущи функционированию системы ГУЛАГ в довоенное, военное и послевоенное время.

Историко-сравнительный метод был использован при проведении сравнительного анализа и особенностей рассматриваемых событий  и явлений.

С помощью историко-генетического метода были показаны причинно- следственные связи и закономерности развития системы ГУЛАГа в Советской России на протяженииXX века, охарактеризованы отдельные исторические события и личности.

Исследования истории развития системы ГУЛАГа не всегда были объективны, иногда они носили сугубо субъективную оценку, что мешало к непредвзятому пониманию значения этих отношений.

Несмотря на субъективную оценку, именно современники могли дать наиболее полную картину происходящего, описывая события в реальном времени.

Значение мемуаров и исторических трудов современников сложно переоценить, ведь они дают именно ту информацию о событиях, свидетелями которых являются сами.

Оценка происходящего, несколько штрихов к  политическому портрету, яркие воспоминания, официальные документы, письма – вот та источниковедческая база, тот оплот, на котором и зиждется основа последующих исторических исследований.

Необходимо отметить, что источниковедческую базу от историографической отличает именно субъективная характеристика, наличие своего мнения и яркого оценочного суждения.

При этом именно источники могут в полной мере детально и подробно описать происходящие события.

Но необходимо отметить, что в данном курсовом исследовании теоретическая база представлена узким направлением источников – а именно постсоветской историографией.

Эта тема не раз была освещена в книгах, монографиях и статьях политологов и историков. Каждый из них пытался по-своему взглянуть на развитие системы ГУЛАГа в довоенное и военное время.

Теоретическая значимость работы состоит в создании научно- достоверной картины становление и развитие системы ГУЛАГа, быта и труда его заключенных. В дипломной работе рассмотрены предпосылки к более глубокому пониманию тех обстоятельств, которые имеют отношение к возможностям понимания роли ГУЛАГа в социалистическом СССР. Тема сталинских репрессий, арестов и расстрелов миллионов людей «врагов народа», трагедии узников ГУЛАГа является важной, социально значимой и актуальной. История учит, что без вдумчивого и беспристрастного осмысления прошлого невозможно построение современного общества с бесконфликтным национальным самосознанием.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики проведения урока- экскурсии в музей ГУЛАГА для 11 класса, направленной на приобщение учащихся к истории страны и развитию патриотических чувств по отношению к Родине. Также данная экскурсия позволит развить у учащихся      критическое      мышление,      направленное      на    осмысление

антигуманной политики Сталина и его тоталитарной системы, в рамках которой и была рождена система ГУЛАГ – как символ бесчеловечности и жестокости по отношению к людям.

Структура дипломной работы в полной мере соответствует её целям и задачам, работа состоит из трех глав, раскрывающих тему исследования, введения, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Становление и развитие системы ГУЛАГа

Сохранение памяти о ГУЛАГе – это культурная необходимость современного человечества. Мировые войны, геноцид, массовые убийства людей при диктаторских режимах ХХ века – все эти явления, разные по своей сути, по-своему обнаружили беспомощность цивилизации перед результатами собственного прогресса, будь он научно-техническим, философским или геополитическим. История создания и развития ГУЛАГа является трагедией России и всего, она грозила опасностью самоуничтожения. Сегодня имеется потребность   осмыслить случившееся и в дальнейших шагах развития страны и мира постараться избежать повторения катастрофы.

  1. Политические процессы и репрессии 1920-1930-х годов и их роль в формировании ГУЛАГа

Вся история человечества пронизана возвеличиванием и преклонением перед отдельными сильными личностями, будь то духовные лидеры или политические деятели.

Опираясь на сильную личность, человечество во все времена пыталось таким образом перенести груз ответственности на более сильные плечи, причем, ответственности не только за судьбу государства, но и за свою собственную жизнь.

Советский народ, как никто другой, стремился вверить свою судьбу в руки сильного лидера. Именно таким лидером и явился Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили).

Период правления Сталина – это отдельная веха российской истории, в которой немаловажное место занимает сталинская тоталитарная система.

В качестве главного инструмента тоталитаризма по управлению обществом в романе выступает террор, главными характеристиками которого выступают жестокость и насилие.

При этом возникает конфликт устоявшейся общественной идеологии и нового философско-анархического мировоззрения. Стереотипность, клиширование, обезличивание людей, как главные тенденции тоталитарного общества, своим бездействием помогают новым философским анархическим веяниям проникнуть в их идеологию.

В  партии  Сталин  выдвигается  впервые  в  годы  реакции,  после 1917

года.

При  этом, важно отметить, что уже  наXIV съезде  ВКП(б)  в  декабре

1925 года К. Е. Ворошилов в своем выступлении назвал Сталина «главным членом Политбюро», который «в разрешении вопросов принимает наиболее активное участие, и его предложения проходят чаще, чем чьи-либо другие»2.

Он сумел показать себя как замечательный военный организатор, одновременно показав свою приверженность к террору. А уже в 1922 г. Сталин был избран Генеральным секретарем ЦК, и в Политбюро и Оргбюро ЦК РКП. В это время И.В. Ленин отходит от упорной работы, и настоящая власть принадлежит Политбюро.

Уже тогда ярыми были его разногласия с Троцким. В ходе 13 съезда РКПБ, который проходил в мае 1924 г., Сталин говорит о своей отставке, хотя большинство голосов, которые были получены в момент голосования, дают ему возможность сохранить пост. Усиление его власти дает начало культа личности Сталина.

Вместе с индустриализацией и продвижением тяжелой промышленности происходят раскулачивание и коллективизация в деревнях. В результате погибли миллионы граждан России. Репрессии Сталина, которые начались в 1921 г., за 32 года забрали более 5 млн. жизней.

При этом политика Сталина идет к созданию, а затем к укреплению крайне жесткого авторитарного режима. В это время (20-е г.) начинается карьера Лаврентия Берии. Берия и Сталин часто виделись во время поездок Генерального Секретаря на Кавказ. Немного позже, Берия вошел в ближайший круг соратников будущего генералиссимуса, благодаря личной преданности Сталину. И в период правления Сталина занимал  главные посты, был удостоен большое количество государственных наград.

Метод партийных чисток – это универсальное средство, как для расправы с действующей оппозицией внутри партии, так и предупреждение любой потенциальной оппозиции в партии и народе.

Эти люди, которые стали коммунистами ещё задолго до того, как Сталину предстояло стать генеральным секретарём, партии, было главной проблемой для Сталина на его дороге к единоличной диктатуре. Следовательно, чистка партии была направлена одновременно и против оппозиционных верхов партии, и против потенциальной оппозиции  в низовой партийной массе3.

Таким образом, можно сказать, что централизация власти в руках Сталина начались еще в первые годы его политической карьеры, когда он, умело манипулируя своим окружением, добивался поставленных целей, получая один за одним наиболее важные правительственные посты.

1 декабря1934 года в Ленинграде произошло убийствоС. М. Кирова, что инициировало волну политических арестов.

В день убийства Кирова, правительство СССР выступило с официальным сообщением о его убийстве. В нём было сказано о том, что необходимости окончательно искоренить всех врагов рабочего класса. И в этот же день правительство приняло Постановление ЦИК и СНК СССР «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик». Данное постановление явилось основным документом, которое направляло действия государственных карательных органов.

Руководить процессом был назначен Л.М. Заковский,  действия которого координировалГ. А. Молчанов. Этот тандем хорошо работал вплоть до ноября 1936 года, дл того момента, когда Молчанов был переведен

«на другую работу»4.

18 января 1935 года был дан пуск механизма репрессий5.

Террор набирает мощные обороты, превращая практически все советское общество в орудие тоталитаризма, стремившееся жестокостью и насилием навязать новый порядок.

Была начата в 1933 году генеральная чистка партии, которая была возобновлена не до конца 1934 года, как первоначально задумывалось, а до мая 1935-го. В ходе, которой, из 1916,5 тыс. членов и кандидатов в члены партии было отсеяно 18,3 %6. Как только была кончена эта чистка, была начата новая кампания, официально названная «проверкой партийных документов». Она была открыта циркулярным письмом ЦК ВКП(б), которое требовало внимательно проверить верны ли сведения о коммунистах, внесённых в их партийные документы (партбилеты и учётные карточки)7.

Эта кампания, которая внешне выглядела технической, канцелярской процедурой, по словам А. Орлова, «с циничной откровенностью была направлена против старых членов партии. Во главе парткомов теперь стояли молодые люди, которые вступили в партию совсем недавно»8.

Показывая настоящий смысл «проверки партийных документов», Троцкий отмечал эта чистка проводилась без всякого, хотя бы только декоративного, участия самой партии. Проверочная работа происходит полностью за кулисами: ведь речь идёт только о «документах». На самом деле в результате этой простой технической проверки исключено в среднем около 10 %9.

4оба руководителя в 1937—1938 годах были осуждены и расстреляны

5В. З. Роговин. Кировский поток // Сталинский НЕОНЭП. — М.: Типография № 4. — 382 с.

6Известия ЦК КПСС. 1990. № 2. С. 108.

7В. З. Роговин. Сталинский НЕОНЭП. — М.: Типография № 4. — 382 с.

8Там же.

9Бюллетень оппозиции. 1936. № 48. С. 1.

Как говорил корреспондент «Бюллетеня оппозиции» аресты захватили большой круг исключённых из партии. Большинство исключённых, которых было нереально прямо обвинить в «троцкизме», арестовывались по статье

168 Уголовного кодекса («злоупотребление доверием») и отправлялись в ссылку или лагеря10.

Уже в 1935 году риск быть лишённым свободы был невероятно более велик для коммунистов, чем для беспартийных. Случилось сращивание государственной и партийной репрессивных систем: в результате члены партии чаще всего были подвержены судебным преследованиям за особые проступки, подлежащие только партийному взысканию.

НаXVIII съезде ВКП(б) Сталиным были объединены все чистки 30-х годов в одну, которая называлась «Чистка 1933-1936 гг.». Примечательно, что в начале 1934 года в партии было около одного миллиона кандидатов, а с конца 1936 года начался форсированный приём в партию «беспартийных большевиков», можно получить известное представление о  масштабах чисток 30-х годов11.

Таким образом, можно отметить, что политический деспотизм Сталина базировался на правовой базе, тем самым узаконив жестокие «чистки» и подведя под правовую базу любое политическое преступление «вождя народа».

Так как сталинский СССР был тоталитарным государством, то действовавшая в нём система политических репрессий опиралась на весь комплекс утопических идей   коммунизма, который строил И.В. Сталин12.

Политические процессы доказывали — вредителем или пособником вредителей может быть объявлен любой член общества. «Враги народа», по Сталину, действовали все более активно и изощренно, так как по мере приближения к социализму классовая борьба нарастала13.

10Бюллетень оппозиции. 1936. № 57. С. 15.

11В. З. Роговин. Сталинский НЕОНЭП. — М.: Типография № 4. — 382 с.12Кожинов В. В. Правда сталинских репрессий. – М.: Эксмо, 2015. – с. 95.13Рапопорт В. Н. Измена Родине. - М.: Приор, 2015. – с. 117.

Продолжением «красного террора» было насильственное направление миллионов людей в ГУЛАГ для использования их как бесплатной рабочей силы. «Большой террор» носил внутрисистемный характер и затронул десятки тысяч людей, взращенных коммунистическим режимом и преданных ему. С помощью «большого террора» тоталитарный режим поддерживал страну в состоянии мобилизационной тревоги, создал всеобъемлющую систему контроля за поведением людей. Во второй половине 30-х гг. единый поток хлынул в ГУЛАГ.

Система политических репрессий была преимущественно нацелена на уничтожение в лагерях негодной для социализма и классово  чуждой людской массы. Это осуществлялось путем строительства лагерей. В 1937– 1938 годах репрессии как заключение в лагеря обрушились на 1 миллион 600 тысяч человек. При этом 680 тысяч из них, по официальной статистике, были расстреляны.  Основная масса жертв террора – рядовые граждане страны14.

ГУЛАГ представлял страшную реальность. Репрессивно-карательный аппарат Советского государства был одним из инструментов социально- экономической модернизации 1930-х гг. Задачей политических  репрессий как важной части советской системы было превратить своих подданных с помощью ГУЛАГа в дисциплинированно единомыслящую людскую массу, своего рода «сознательных» рабочих коммунизма15.

НКВД, осуществлявший репрессии, действовал по прямым и буквально ежедневным указаниям руководства страны. В частности, Ежов получал постоянные указания от Сталина.

Созданный в ходе политических репрессий ГУЛАГ можно рассматривать опытный участок формирования нужных для власти государственно-общественных отношений16.

14Лаппо Д. Д. Жертвы беззакония. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2014. – с. 55.

15Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923 - 1960: Справочник / Сост. М. Б. Смирнов. - М.: Звезда, 2008. – с. 45.

16Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий / Сост. А. Суслов, Н. Гашева. - Пермь: Изд-во "Здравствуй", 2008. – с. 90.

К концу 1930-х гг. в стране сформировался тоталитаризм, т.е. режим, характеризовавшийся полным контролем власти за всеми сферами жизни общества.

Можно констатировать, что материал данного раздела о политических репрессиях как источнике формирования рабочей силы ГУЛАГ позволяет выявить принципы устройства и работы карательной системы СССР, подававшей миллионы единиц людского материала на стройки и заводы ГУЛАГа. Политические процессы и репрессии 1920-1930-х гг. сформировали систему исправительно-трудовых лагерей в СССР. Сталин был единоличным правителем страны он лично занимался строительством системы тотального контроля над всеми сферами экономической и социальной жизни, наукой и культурой, и, следовательно, именно он  в ответе за ГУЛАГ.

  1. История создания системы ГУЛАГА и его структура

Главное управление лагерей и мест заключения (сокращенно ГУЛАГ) появляется в 1930-ом году и функционирует до 1956 года. Это исправительно-уголовный комплекс, заключенные которого выполняли работы, что было неплохо отражено на экономике СССР, но труд арестантов был неэффективен. В ГУЛАГе была своя система стимулирования труда и правила, нарушение которых влекло за собой штрафные санкции на свидания или перевод в изолятор.

История создания системы ГУЛАГа относится к 30-м годам ХХ века.

24 апреля 1930 года по приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями. Первое упоминание о ГУЛАГе имеется в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года.

Сталин – создатель ГУЛАГа. Западные авторы открыто утверждают, что «Несомненно, Сталина можно считать экспертом в области политики зверств и жестокости…»17.

Говоря о начале формирования системы ГУЛАГа, важно отметить, что кардинальные изменения в системе исполнения наказаний были спровоцированы ликвидацией НКВД РСФСР и передачей мест заключения в ведение НКЮ, создавшим для управления местами заключения ГУИ-ТУ.

Важно отметить, что в СССР по-прежнему сохранялись две системы мест заключения. Первая, республиканская, к началу 1930-х годов включает тюрьмы для содержания, прежде всего следственных заключенных и исправительнотрудовые колонии. Во вторую, принадлежавшую ОГПУ, входили исправительнотрудовые лагеря, количество которых постепенно возрастало, и несколько политизоляторов, т.е. тюрем для содержания политических противников власти. В лагерях находились осужденные на срок от 3 лет и больше - как за контрреволюционные, так и за уголовные преступления18.

При этом представители власти в течении длительного времени обсуждали вопрос передачи функций в сфере пенитенциарного дела. Так пункт 6 совершенно секретной Резолюции совещания народных комиссаров внутренних дел союзных республик о взаимоотношениях с ОГПУ, принятой на заседании 16 июня 1924 г., указывал следующее: предложение передать функции по заведованию местами заключения в НКЮ признавалось несостоятельным.

По мнению руководства для наиболее эффективного функционирования системы исправительных учреждений, необходимо передать все полномочия комиссариату НКВД, в то же время именно НКЮ

17Грегори П. Политическая экономия сталинизма / П. Грегори; [пер. с англ. И. Кузнецова, А. Макаревича]. — 2-е изд. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2008. — 400 с. – с. 97.

18Михайлов В. С. К вопросу о структуре и видах системы исполнения наказаний в виде лишения свободы периода 30–60-х годовXX века // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №2 (20) С.229-236.

объявлялся единственно возможным органом, способным обеспечить наибольший контроль за проведением «правильной» исправительнотрудовой политики19.

31 декабря 1930 г. НКВД передало НКЮ пенитенциарное дело, тем самым наделив его серьезными полномочиями.

То есть, в данный период функционировало две параллельные подпенитенциарные системы: система исправительно-трудовых лагерей, которая управлялась центром ОГПУ, и исправительнотрудовых колоний, которыми заведовали республиканские НКЮ. При этом важно отметить, что в ИТЛ условия содержания были достаточно похожи с общими местами заключения20.

Эти условия содержания предусматривали: прогрессивную систему, культурно-просветительную работу, условно-досрочное освобождение и т.д. Примечательно, что заключенные, находящиеся на облегченном режиме ИТЛ, могли свободно передвигаться за пределами лагеря, зачастую это касалось  выполнения определенных работ.

То есть многими правилами и нормами, по выражению М.Г. Деткова,

«вне конкретной российской системы лагерей»21, фактически отражалось прогрессивное начало в деле организации исправительной практики.

Эти нормы, соединенные с классовой направленностью, а также в связи с преувеличенными полномочиями ОГПУ - НКВД и субъективным произволом должностных лиц, зачастую оборачивались бесправным положением заключенных22.

Говоря же о самом законодательстве в отношении исправительных учреждений, подвластных новой системе  – ГУЛАГу, важно отметить, что   в

19Михайлов В. С. К вопросу о структуре и видах системы исполнения наказаний в виде лишения свободы периода 30–60-х годовXX века // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №2 (20) С.229-236.

20исправительно-трудовыми колониями