Новости

Деятельность исполнительного органа государственной власти Удмуртской республики, реализующего государственную политику и управление в области природно-ресурсного потенциала

Работа добавлена:






Деятельность исполнительного органа государственной власти Удмуртской республики, реализующего государственную политику и управление в области природно-ресурсного потенциала на http://mirrorref.ru

Содержание

Введение3

1. Теоретические аспекты природно-ресурсного потенциала5

1.1. Понятие природно-ресурсного потенциала и факторы его сохранения     5

1.2. Классификация природно-ресурсного потенциала8

1.3. Роль природно-ресурсного потенциала в развитии экономики региона9

2. Деятельность исполнительного органа государственной власти Удмуртской республики, реализующего государственную политику и управление в области природно-ресурсного потенциала        11

2.1. Характеристика органа        11

2.2. Полномочия органа        13

2.3. Структура органа        15

3. Анализ природно-ресурсного потенциала Удмуртской Республики и оценка его влияния на развитие экономики региона        18

3.1. Характеристика региона                  18

3.2. Анализ природно-ресурсного потенциала региона и его влияния на развитие экономики        19

3.3. Пути развития природно-ресурсного потенциала региона                        28

Заключение       29

Список источников и литературы        31

Приложение                                                33

Введение

В условиях модернизации экономического развития, изучение природно-ресурсного потенциала, выявление экономической эффективности его использования в региональном хозяйстве представляет собой одну из важнейших проблем социально-экономического развития.

Согласно мнению экспертов современная экономическая теория рассматривает природно-ресурсный потенциал как вид экономического ресурса, используемого для постоянного удовлетворения общественных потребностей и являющегося исходной и основной предпосылкой экономической деятельности.

При вовлечении природных ресурсов в процесс производства они становятся факторами производства и в данном случае возникают отношения между экономическими субъектами. Особенность этих отношений проявляется не только в качестве, количестве и способах использования природных ресурсов, но и в функциях владения, пользования и распоряжения, что предопределяет право присвоения полученного дохода.

Кроме того, исходным условием для удовлетворения потребностей общества является наличие ресурсов необходимого качества и многообразия, но в то же время необходимо учитывать, что особенность природно-ресурсного потенциала заключается в его ограниченности, невозобновимости.

Природно-ресурсный потенциал является как ресурсом, используемым для постоянного удовлетворения общественных потребностей, так и фактором для экономической деятельности. Использование природно-ресурсного потенциала отражает современное состояние регионального развития. С одной стороны, он предстает как общее условие производства, или как доступные ресурсы при определенных условиях, с другой, как фактор производства, с третьей, как продукт деятельности, ограничивающий ее результаты и меняющий условия и ресурсы, а значит и факторы ее осуществления. Важность решения проблем рационального использования природно-ресурсного потенциала свидетельствует об актуальности темы исследования.

Объект исследования – природно-ресурсный потенциал региона.

Предмет исследования – определение степени влияния природно-ресурсного потенциала на развитие экономики региона.

Исходя из объекта из предмета исследования, можно сформулировать цель работы.

Цель работы – изучение природно-ресурсного потенциала Удмуртской республики, определение его роли в развитии экономики региона.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

- дать понятие природно-ресурсного потенциала, рассмотреть факторы его сохранения, привести классификацию природно-ресурсного потенциала и определить его роль в развитии региона;

- рассмотреть  деятельность региональных органов, реализующих  государственную политику и управление в области природно-ресурсного потенциала;

-  провести анализ природно-ресурсного потенциала, определить основные проблемы его использования и предложить пути решения, направленные на сохранение, возобновление природных ресурсов, в целях оказания положительного влияния на развитие экономики региона.

Работа имеет следующую структуру:  введение; основная часть, заключение, список источников и литературы, приложение.

Методологической базой исследования  послужили следующие методы: синтез, систематизация, структурирование, исследование, анализ, обобщение.

1. Теоретические аспекты природно-ресурсного потенциала

1.1. Понятие природно-ресурсного потенциала и факторы его сохранения

Вся история человечества связана с реализацией природно-ресурсного потенциала.

В отечественной литературе встречаются следующие понятия природно-ресурсного потенциала.

Природно-ресурсный потенциал – этосовокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности [8, с. 25].

Природно-ресурсный потенциал – это совокупность естественных ресурсов, являющихся основой экономического развития территории [9, с. 184].

Природные ресурсы представляют собой компоненты  окружающей среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения преимущественно материальных потребностей людей [15, с. 214].

Природные ресурсы представляют собой часть социально – экономического потенциала и являются национальным богатством страны.

Природно-ресурсный потенциал  - способность всех компонентов природных ресурсов страны, региона, мира обеспечивать собственное воспроизводство и восстановление, производство продуктов и услуг, поддержание соответствующих условий жизнедеятельности населения [14, с. 399].

Определенным природно-ресурсным потенциалом располагает каждый регион. Выделяют активную и пассивную части природно-ресурсного потенциала. К активной части относится та часть природных ресурсов, которая вовлечена в экономическую деятельность и определяет текущие результаты функционирования экономики региона. К пассивной части потенциала относятся те природные ресурсы, которые есть в наличии, учтены, но не задействованы в хозяйственном обороте.

При отражении сущности природно-ресурсного потенциала нельзя не остановиться на  особенностях оценки природопользования. Проблеме оценки ресурсов природы в нашей стране стали уделять внимание сравнительно с начала 60-х гг.XXвека. Экономическая оценка природопользования – сложная междисциплинарная и межведомственная задача. С помощью экономической оценки можно сравнить ценность различных природных ресурсов и на основе этого установить последовательность их вовлечения в хозяйственный оборот, рассчитать природно-ресурсный потенциал территории любого уровня.

Объектом экономической оценки выступают либо отдельные природные ресурсы, либо их территориальные сочетания, либо состояние природной среды в целом [8, с. 28].

Различают две основные группы экономических оценок природных ресурсов (см. рисунок 1).

               Рис. 1.Группы экономических оценок природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал определяется следующими факторами:

- наличием и объемом тех или иных видов природных ресурсов на территории страны или региона;

- их сочетанием, сбалансированностью, качественным состоянием, геологическим расположением, а также рациональностью природопользования;

- удельным весом отходов и конечного продукта в объеме изъятых у природы ресурсов.

От сохранения природных богатств и рационального их использования зависит не только дальнейшее развитие мировой экономики, но и сама жизнь всего человечества. Факторами сохранения и наращивания природно-ресурсного потенциала являются (см. рисунок 2):

Рис. 2. Факторы сохранения и наращивания природно-ресурсного потенциала

Особенность проблемы наращивания природно-ресурсного потенциала в настоящее время состоит в том, что темпы роста использования природных богатств значительно превышают возможность их воспроизводства и восстановления. В решении этой проблемы человечество возлагает надежды на технический прогресс. Сохранение природно-ресурсного потенциала и его воспроизводство в определенной мере обеспечиваются созданием заповедных территорий, которые позволяют не только охранять флору и фауну, но и осуществлять научно-исследовательскую работу по сохранению генетического кода планеты, а также по созданию новых видов растений и животных.

На основании выше изложенного можно сделать следующий вывод. Теоретическим основам природно-ресурсного потенциала уделяется большое внимание со стороны ведущих экономистов нашей страны, что обуславливает большое  разнообразие определений понятия «природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал требует систематической оценки, объектом такого рода оценки выступает природные ресурсы, а также состояние природной среды в целом. Природно-ресурсный потенциал определяется рядом факторов, в числе которых наличие природных ресурсов на отдельно взятой территории, сочетание и сбалансированность природных ресурсов, рациональное использование данного вида ресурсов.

1.2. Классификация природно-ресурсного потенциала

Классификация природных ресурсов представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Классификация природно-ресурсной базы

Характеристика отдельных видов ресурсов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика природных ресурсов

Наименование вида ресурса

Характеристика

Водные ресурсы

Водные пространства, используемые или пригодные к использованию в качестве источника водоснабжения, гидроэнергии, а также как транспортные водные магистрали.

Земельные ресурсы

ресурсы, которые предназначены для использования в сельском хозяйстве, а также под строения в городах и селах.

Минеральные ресурсы (полезные ископаемые)

Минеральные вещества, используемые в экономике с достаточной эффективностью в естественном виде или после переработки (например: железо, марганец, хром, свинец, редкие и благородные металлы и др.).

Энергетические ресурсы

Энергия в природе в форме запасов полезных ископаемых (уголь, нефть), гидроэнергии, ветроэнергии и т.п.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что природные ресурсы классифицируют по различным критериям. В целом в природе существует множество видов подобно – рода ресурсов, что предопределяет большие возможности  для тех стран и регионов, которые этими ресурсами располагают.

1.3. Роль природно-ресурсного потенциала в развитии экономики региона

Человек всегда использовал природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Но вместе с ростом потребностей растет и объем элементов природы, втягиваемых в процесс экономического кругооборота. Это связано с ростом численности населения,  с качественными изменениями в потребностях людей. То, что когда-то лежало нетронутым в кладовых природы, все более вовлекается в хозяйственный оборот.

Так уж сложилось, что для природных ресурсов характерна неравномерность их обеспечения и потребления, это означает, что одни регионы нашей страны обладают одними природными ресурсами, другие  могут не иметь таких видов ресурсов.

Неравномерность обеспечения регионов нашей страны природными ресурсами, а также потребления их выдвигает ряд закономерностей в экономическом развитии разных регионов. Одна из закономерностей связана с необходимостью поиска путей более рационального использования природных ресурсов в условиях их нехватки.

Сегодня наиболее экономически развитыми регионами нашей страны, являются те регионы, которые обладают богатыми природными ресурсами, так как это не только возможность их добычи и продажи, это еще и возможность привлечения инвестиций, строительство новых предприятий, привлечение  рабочей силы. Все это положительным образом сказывается на показателях социально – экономического развития региона: ВВП, уровень безработицы и других показателях.

Таким образом, роль природно-ресурсного потенциала в развитии экономики огромна. Особая роль природно-ресурсного потенциала в системе факторов социально-экономического развития регионов России обусловлена ее масштабностью, географическим положением, широким диапазоном климатических условий.  В условиях дефицита и исчерпаемости природных ресурсов, основная задача органов власти на региональном уровне  состоит в том, чтобы рационально использовать имеющиеся в распоряжении региона природные ресурсы.

2. Деятельность исполнительного органа государственной власти Удмуртской республики, реализующего государственную политику и управление в области природно-ресурсного потенциала

2.1. Характеристика органа

Исполнительным органом государственной власти,реализующим государственную политику и управление в области природопользования, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды  Удмуртской Республики.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской республики в своей деятельности руководствуется:

-Конституцией Российской Федерации;

- федеральными конституционными законами;

-  федеральными законами;

-  актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

-  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-Конституцией Удмуртской Республики;

-  законами Удмуртской Республики;

-  актами Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики;

-  иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики и др.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, общественными и иными организациями.

Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Удмуртской Республики и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в установленном порядке.

Полное наименование Министерства - Министерство природных

Местонахождение Министерства: 426011, город Ижевск, пер. Северный, 61.

Указом Президента Удмуртской Республики от 23.09. 2010 года № 163 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики» определены следующие задачи (см. рис. 4).

Рис. 4. Задачи Министерства

Таким образом, для Министерстваприродных ресурсов и охраны окружающей среды  Удмуртской Республики характерно многообразие решаемых задач, от их выполнения зависят результаты деятельности, поэтому столь важно подходить ко всем аспектам деятельности добросовестно и ответственно, основываясь на полномочиях.

2.2. Полномочия органа

Положением «ОМинистерстве  природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  республики»   от 29 декабря 2014 № 564 установлено многообразие полномочий в области охраны окружающей среды, природных ресурсов и  животного мира [3]. Полномочия общей направленности отражены на рисунке 5.

Рис. 5. Общие полномочия Министерства  природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  республики

Полномочия в области природных ресурсов связаны с использованием водных ресурсов, минерально-сырьевой базы и др.[3] Полномочия в области природных ресурсов отражены на рисунке 6.

Рис. 6. Полномочия Министерства в области природных ресурсов

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  республики весьма широкая. Полномочия установлены не только в сфере  природных ресурсов, но и животного мира, охотничьих  ресурсов,  и охраны окружающей среды.

2.3. Структура органа

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  республики возглавляет Министр. Он назначается и освобождается от  должности Главой Удмуртской Республики по представлению Председателя Правительства Удмуртской Республики.

На Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  республики возложены следующие полномочия:

- распределение обязанностей между своими заместителями;

- утверждение положения о структурных подразделениях Министерства;

- утверждение структуры и штатного расписания Министерства;

- назначение и освобождение от должности иных работников Министерства;

- действие без доверенности от имени Министерства;

- внесение на рассмотрение Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики проектов актов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства;

- обеспечение проведения в Министерстве антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством;

- осуществление прав и обязанностей распорядителя бюджетных средств на содержание Министерства;

- заключение от имени Министерства государственных контрактов, договоров  и соглашений;

- обеспечение соблюдения финансовой дисциплины;

- осуществление иных полномочий.

В случаях, когда Министр временно не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель.

В структуру министерства помимо министра входят:

-  четыре заместителя:

- Управление охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания;

- отделы Министерства:

а) отдел планирования и реализации проектов строительства и ремонта гидротехнических сооружений;

б) отдел водохозяйственных мероприятий и водного хозяйства;

в) отдел экологической безопасности и надзора;

г) отдел государственных экологических программ;

д) отдел недропользования и управления отходами;

е) отдел охраны объектов животного мира Управления охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания;

ж) отдел мониторинга объектов животного мира и охраны среды их обитания Управления охраны, мониторинга объектов животного мира и среды их обитания;

з) отдел надзора за использованием объектов животного мира, их воспроизводством, организации и регулирования промышленного, спортивного и любительского рыболовства;

и) отдел материально-технического и транспортного обеспечения;

к) отдел бухгалтерского учета и отчетности;

л) отдел нормативно-правового обеспечения;

м) отдел государственной службы и организационно-кадровой работы;

- секторы Министерства:

а) сектор по предоставлению прав пользования водными объектами;

б) сектор финансов и контроля;

в) сектор экспертизы и нормирования;

г) сектор информационных технологий.

Структура управления министерством представлена в приложении.

Следует отметить, что структура построена оптимальным образом, что позволяет осуществлять контроль на всех стадиях деятельности, добиваться решения поставленных целей и задач в кротчайшие сроки с минимальными затратами финансовых и трудовых ресурсов [3].

Подводя итог по второй главе работы, можно сделать следующий вывод.

Исполнительным органом государственной власти,реализующим государственную политику и управление в области природопользования, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды  Удмуртской Республики. Министерство является юридическим лицом, и создано для решения важнейших задач и исполнения полномочий в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Министерство имеет свою структуру, во главе Министерства стоит Министр, который наделен правами и полномочиями, установленнымиПоложением «О Министерстве  природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской  республики».

3. Анализ природно-ресурсного потенциала Удмуртской Республики и оценка его влияния на развитие экономики региона

3.1. Характеристика региона

Объектом исследования является Удмуртская Республика, которая является одним из регионов Российской Федерации.

Характеристика Удмуртской Республики представлена в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика Удмуртской Республики

Наименование критерия

Описание критерия

Расположение

Находится в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и её правого притока Вятки

Климат

Умеренно континентальный климат с холодной снежной зимой и тёплым летом.

Территория

42 000 км2

Граничащие регионы

Кировская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан

Протяженность территории

298 км – с севера на юг

200 км – с запада на восток

Общая протяженность 1800 км.

Природные ресурсы

Нефть,  уголь, торф, строительные материалы (глина, песок, гравий), каменный и бурый уголь,  минеральные красители.

Природа

Таежная зона. Лесистость территории составляет 46,7%. Наиболее распространены ель, береза, сосна и осина, встречается дуб.

Реки

Кама, Чепца, Вала, Кильмезь.

Флора

1700 видов растений.

Животный мир

Лось, кабан, медведь, лисица, заяц  другие виды животных, многочисленные породы рыб.

Административное деление

Пять городских округов: Ижевск, Сарапул, Глазов, Воткинск, Можга, 25 муниципальных районов, два городских поселения – Камбарское, Балезинское, 309 сельских поселений.

Столица

Ижевск

Инфраструктура

Железнодорожные пути, воздушное сообщение, развитая городская транспортная система, 12 магистральных газопроводов

Отрасли

Промышленность, металлургия, машиностроение, приборостроение, сельское хозяйство, рыболовство и др.

Культура

Крупный научный и культурный центр с мощным интеллектуальным потенциалом

Население

Проживают представители более ста семидесяти национальностей и этнических групп. Наиболее многочисленные русские, удмурты и татары.

Плотность населения

36,3 человек на м2

Продолжение таблицы 2

Численность населения по состоянию на  20113 год