Новости

ИНТЕРНЕТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Работа добавлена:






ИНТЕРНЕТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ на http://mirrorref.ru

ИНТЕРНЕТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация:В статье говорится о том, что сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем. Это значитбыть компетентным в вопросах использования Интернета и мультимедиа технологий, что предполагает постоянное самообразование. Использовать эти современные технологии необходимо не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности, а также как удобное средство коммуникации (электронная почта, чат и др). другое важное использование  Интернета и мультимедиа технологий – это повышение профессиональной компетенции педагога.

Сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем, быть современным и коммуникабельным. Поэтому особенно  актуальным становится использование в работе Интернета и мультимедиа технологий. Онисущественно меняют роль учителя. Педагог перестает быть просто урокодателем, он превращается в координатора учебного процесса, который способен решать не только управленческие задачи, но и творческие, креативные,определять основные направления индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся с использованием мультимедиа. 

Интернет – демократическая среда, где каждый может разместить любую информацию. При организации учебного процесса в интегрированной информационной среде  учащиеся в поисках дополнительного материала могут встретиться с информацией не совсем грамотной, бесполезной, а то и просто вредной для их душевного, психического здоровья. Вот почему постоянно необходимо работать над формированием критического мышления. При разработке рекомендаций к поиску дополнительных источников, преподавателю самому необходимо четко знать возможные трудности и опасности в информационном и психологическом плане.Перед учителем ставится задача не только отследить материал, но и правильно организовать его поиск и отбор. Все это требует, чтобы сам учитель был компетентен в вопросах использования Интернета, что предполагает постоянное самообразование, повышение  квалификации.

Использование Интернета и мультимедиа технологий в работе учителя истории возможно по четырем основным направлениям.

Первое направление предполагает использование ИКТ на уроках истории и обществознания. Это способствует повышению интереса к изучению этих предметов. Происходит расширение образовательного пространства всех учащихся без исключения через привлечение новых источников информации, использование виртуальных образов, развитие умений и навыков работы с цифровыми носителями. Все это может повысить интерес к самому процессу обучения. Хорошо известно, что изучение истории, особенно новейшего времени (современной), требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и резюмировать. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания исторических явлений и общественных процессов. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения – это персональный компьютер, мультимедиа проектор и Интернет. Их использование позволяет:

  • совершать виртуальные экскурсии во времени и в пространстве;
  • увидеть портреты исторических личностей, предметы материальной культуры определенных цивилизаций и многое другое;
  • познакомиться с текстами исторических документов-первоисточников, для формирования умений анализа, сопоставления и выработки собственных выводов и умозаключений;
  • из всего множества информации выбрать наиболее важную и в кратком видепредставить ее в схемах, таблицах, графиках и диаграммах;
  • применять либо в полном виде, либо элементы исследовательской и проектной деятельности, проблемного метода и других современных педагогических технологий;
  • вовлечь в активную познавательную деятельность всех учащихся, которые будут учиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией;
  • каждому ученику реализоваться и самоутвердиться в учебной деятельности.

Очень важно, чтобы у всех участников учебного процесса была возможность самовыражения, создания собственного продукта познавательной деятельности, что может быть как его собственной инициативой, так и предъявлением отчетной работы по предмету. Широкие возможности интернет – технологий  позволяют учитывать личностные интересы каждого участника и строить процесс обучения с учетом его индивидуальных особенностей, психологических способностей каждого обучающегося. Работа в открытой среде предъявляет особые требования участникам не только в плане умений использования преимуществ информационных технологий, но и в плане соблюдениякультуры коммуникации, предельно уважительного отношения друг к другу в Сети. Переход в открытую  среду общения учителя с учеником (электронная почта, чат и др.) требует от учителя быть особо внимательным, соблюдатьпринципыопоры на положительные качества личности. Вместе с тем учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации работы в информационной среде, подготовлены для обучения, они могут строить свои образовательные маршруты,конструировать свои знания. Организуемые учителем обсуждения результатов образовательных путешествий, помогают убедиться ученику в правильности сделанных выводов, или понять свои ошибки в процессерефлексии.

Таким образом, использование Интернета и мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала, усилить образовательные и воспитательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий и реализации дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Второе направление позволяют учителю решать очень важную задачу – подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, напечатанные в соответствующих изданиях, задания из демонстрационных версий и банка на сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru), а также CD из серии «Готовимся к ЕГЭ». Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Каждый учащийся может установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайтах поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения тестов с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе и анализом допущенных ошибок.

Третье направление использования Интернета и мультимедиа технологий – это внеурочная деятельность учащихся. Она занимает важное место в образовательном процессе, потому что помогает раскрытию в большей степени творческих способностей учащихся. Как известно,только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности. Выготский Л.С. писал: «…жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому...» [1].Использование мультимедиа технологий во внеурочной деятельности позволяет сформировать историческое мышление и развить больший интерес к предмету через изучение истории своей семьи и малой родины (региональный компонент). Как сказал академик Д. Лихачев: «Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине» [3].Этот важный методологический прием познания от частного к общему вовлекает детей в интереснейший процесс исследования. Очень важно, что ребята не только видят результаты своей работы – это исследования, сетевые проекты, презентации, публикации, но и учатся их публично представлять как на очных, так и заочных конференциях, конкурсах, проектах.

Так формируется активная жизненная позиция учащихся, конкурентоспособность.

При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут [6].

Четвертое направлениеэто деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование и  повышение квалификации.

Интернет, в данном случае, выступает как один из инструментов организации процессанепрерывногоповышенияквалификацииучителей(выделено автором) на основе взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе.

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в Сети, направленная на развитие и самосовершенствование всех участников, где поведение каждого выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Очень часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает в удобное время, имея доступ в Интернет, общаться с коллегами – единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира. А это повышает уровень профессиональной культуры.

 Формы сетевого взаимодействия могут быть различны.

  • Мастер – класс.
  • Педагогические семинары и конференции.
  • Форумы и блоги.Каждое сообщество имеет свой форум, где педагоги могут обсуждать интересующие их проблемы, получать советы и консультации, делиться своими мыслями, находить единомышленников. Каждый учитель может создать свой блог, регулярно обновляемый журнал или дневник, состоящий из индивидуальных сообщений в обратнохронологическом порядке (новые записи раньше старых), в котором можно представить себя, свой опыт.
  • Сетевые консультации– новаяформа повышения квалификации, позволяющая заинтересованным учителям задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ в режиме он–лайн.
  • Дистанционные курсы повышения квалификации.
  • Интернет – конкурсы и фестивали.

Кроме этого еще есть интернет-диалоги, круглые столы, тренинги, возможность создания своего мини-сайта.

Таким образом, в результате использования учителем Интернета и мультимедиа технологий формируется новая информационная культура российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания людей в XXI веке.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991
  2. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Консультирование на основе информационно-коммуникационных технологий как перспективное направление в дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Информационно-коммуникационные технологии как образовательный ресурс /Сборник науч. трудов кафедры информационных технологий.- М.,2003.
  3. Лихачев Д. Заметки о русском. – М., 1984
  4. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации/ Информатика и образование. – 2008, № 5, №6
  5. Рудакова Д.Т., Владимирова Л.П. Методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения. [Электронный ресурс] / Веб-сайт. Режим доступа:www.ict.edu.ru/eor2008/files/467.doc
  6. Санитарные Правила и Нормы 1996г; СанПиН 2.2.2.542– 96

ИНТЕРНЕТ И МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Понятие о мультимедиа. Объекты мультимедиа. Области использования мультимедиа

2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма современного учителя. Общая, профессионально-педагогическая культура педагога. Профессионализм и педагогическое мастерство учителя

3. МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ

4. Применение технологических карт урока в работе учителя географии

5. Порядок действий учителя по работе над освоением учебного предмета в основной школе

6. Интернет-зависимость, проблема современного общества

7. Интернет литература и ее место в чтении современного подростка

8. Интернет-технологии

9. Исследование современного состояния интернет-продвижения туристских продуктов муниципальных районов Вологодской области

10. Интернет-технологии: шпаргалка