Новости

Природно-антропогенные ландшафты

Работа добавлена:






Природно-антропогенные ландшафты на http://mirrorref.ru

                            Природно – антропогенные ландшафты.

Природно – антропогенные ландшафты — это наиболее общий, широко используемый, безразмерный термин, обычно означающий любые антропогенно - трансформированные ландшафты. Одни исследователи в понятие ПАЛ включают только в разной степени антропогенно - модифицированные природные комплексы, без хозяйственных элементов. Однако их состояние и структура зависят как от фоновых и внутренних особенностей исходного ландшафта, так и от хозяйственной деятельности человека. Другие исследователи в ПАЛ включают в разной степени измененные прямым или опосредованным антропогенным воздействием природные территориальные комплексы (ландшафты) с искусственными хозяйственными подсистемами, т. е. во втором случае структура ПАЛ состоит из элементов материальной культуры производственного типа (промышленные объекты, сельхоз угодья), науки, искусства, культово-идеологических символов, а также в разной степени трансформированных элементов и компонентов природных ландшафтов.

При анализе и классификации ПАЛ подразделяют:

-  по целевой социально-экономической или производственной ориентации (лесохозяйственные или сельскохозяйственные, селитебные, рекреационные и т.д.);

-  степени измененности структуры и состояния природных ландшафтов (сильно, слабо, средне);

-  степени или качеству благоприятности либо пригодности для жизнедеятельности (окультуренные благоприятные, деградированные, неблагоприятные и опасные);

-  характеру использования земель в качестве угодий (естественные, пахотные, разные виды селитебных и промышленных).

Сильно измененные хозяйственной деятельностью ПАЛ часто называют просто антропогенными.

При широкой трактовке понятия культура (любые надстройки и преобразования природы) синонимом ПАЛ становится культурный ландшафт.

Культурные ландшафты. Культура (лат. cultura — «обрабатывание», «возделывание», «культивирование») — целенаправленное изменение чего-либо для получения определенных жизненных материальных или духовных благ. В расширенном философском понимании это любые надстройки природы, связанные с человеческой деятельностью. «Культура — это вторая, очеловеченная природа». Культура как весьма сложное многоаспектное явление и понятие может иметь множество определений. С естественно-научных позиций культура — это совокупность способов и форм социальной адаптации человека в ОС, приемы, технологии и правила целенаправленной материально-производственной и духовной жизнедеятельности человека, ориентированные на оптимизацию его взаимоотношений с ОС. 

Культура — это образ жизни и плоды труда конкретного общества. С естественно-научных позиций функции культуры в развитии общества заключаются в лучшей его адаптации к ОС и формировании KJI. Их можно свести к таким ее составляющим: социологизирующая, научно-познавательная и практически-преобразовательная (материально-производственная). 

В археологии культура или культурные слои — это материальные следы или отпечатки цивилизаций либо более ранних стадий развития и образа жизни общества (варварства, дикости). При таком широком понимании термина «культура» любые преобразования ландшафтов, в том числе для получения сиюминутных благ, есть их окультуривание. Это и выжженные в результате загонных палов при охоте аридизированные ландшафты, и лугово-степные или луговые пастбищные угодья, участки с выбитой растительностью и развеиваемыми песками вокруг стойбищ и водопоев скота, пашни на месте уничтоженных лесов. Например, разбитые пески скифо-сарматской и более поздних культур кочевого скотоводства. Сюда же относятся и ПАЛ обширных зон вокруг городов и промышленных центров со свалками, заброшенными карьерами и вторичными мелколиственными лесами в разных стадиях восстановительных сукцессии. При историко-культурном понимании KJI практически все измененные ландшафты — это срезы или следы разных исторических периодов целенаправленного изменения ландшафтов.

В современных представлениях о культуре и формировании под ее влиянием KJI выделяют такие ее аспекты:

•культура как ведущий фактор формирования второй, очеловеченной природы, ориентированный на целенаправленную высокотехнологичную производственную трансформацию ландшафтов и их природных составляющих в угодья или ресурсы для получения материальных благ;

•культура как третья природа, ориентированная на получение не столько материальных, сколько культурно-эстетических, духовных благ, в частности связанных с художественно-архитектурным строительством и ландшафтным планированием, т.е. художественным преобразованием KJI;

•культура как отражение этнического своеобразия и уровней развития цивилизаций и формирующихся под их влиянием ландшафтов.

Ориентация ученых на какой-либо один из этих аспектов и дает разнообразие представлений о наблюдаемых материальных КЛ.

Например, характер антропогенной трансформации ландшафтов зависит от уровня развития производительных сил и общественных отношений, определяющих культуру производства, а также от типов и видов производств. Так, сельскохозяйственное производство по его ориентации подразделяется на земледелие, скотоводство и их разновидности, а в земледелии по уровням его развития выделяют подсечно-огневое, мотыжное, плужно-тягловое, машинно-тракторное и др. По земельно-производственными имущественным отношениям выделяют мелкоземельное крестьянско-фермерское (натуральное, товарное), общинное, колхозное, госхозовское, плантационное, вельможно-помещичье, церковно-монастырское. Соответственно каждое из них определяет специфический характер трансформации и организации KJI. Уровень и специализация промышленных производств (разные виды горнодобывающих или перерабатывающих) также формируют разную организационную структуру КЛ. Существенно различаются между собой и селитебные KJI (садово-дачные, разных деревенских поселений, современных и древних городов).

Итак, понятие «культурный ландшафт» имеет, по крайней мере, три толкования:

1)как некий исторический или пространственный этнокультурный срез, запечатленный в ландшафтах;

2)архитектурно-художественное произведение, образно представленное в садово-парковых и дворцовых ландшафтно-архитекл турных ансамблях;

3)культурно-производственное, подчеркивающее специфику хозяйственной деятельности, уровень развития общества, соответственно культуру производства и целенаправленность трансформации природы.

Основываясь на разных аспектах понятия «культура», одни ученые называют все измененные, другие — только часть направленно трансформированных ландшафтов культурными. Первые включают в KJI как природу, так и некий культурный слой, срез или надстройку природы, просто отражающие этнокультурное своеобразие, историю и уровень развития общества. Вторые понимают его как совокупность природных и созданных человеком материальных и духовных ценностей, запечатленных в облике и свойствах KJI, а также способность общества и ландшафта производить, сохранять и использовать эти ценности.

Например:

1) культурные ландшафты древних ирригационных систем земледелия с вторично засоленными почвами, цивилизаций Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии. Это след или срез культуры 3 — 5-тысячелетней давности, и он сохранился в ландшафтах наряду с продолжающими плодоносить земледельческими оазисами;

2)разбитые пески в бассейне Среднего Дона (Арчадинские пески) и в низовьях Днепра (Адешковские пески), Терско-Кумского междуречья и в степной зоне юго-восточной Европы — это тоже следы, но уже скифо-сарматской культуры ранних и более поздних кочевников-скотоводов (1 — 3-тысячелетней давности). В эту эпоху получило развитие кочевое пастбищное животноводство;

3)городские ландшафты с сочетаниями районов разновозрастной застройки (средневековой, XVIII—XIX вв., современных периодов), отражающей срезы разных цивилизаций, эпох и периодов. Разновозрастные элементы городских KJI — это те же культурные слои в археологии.

Понимание КЛ только как совокупности лучших достижений человеческой мысли также не лишено логики, но оно относительно и узко. Однако его можно использовать для выделения определенного класса природно-антропогенных ландшафтов. Таких ландшафтов на Земле пока немного. К ним обычно относят различные ухоженные садово-парковые ансамбли с историко-культурными памятниками и без них. Сюда же можно отнести некоторые мелиорированные, высокопродуктивные и экологически бе-зопасные агроландшафты (лесолугово-полевые в степной зоне), оазисы и селитебные экополисы. Примеры KJI хозяйственного назначения — это лучшие для своего времени агроландшафты крупных ирригационных систем Древнего Востока — Египта, Месопотамии, Индии, Средней Азии. Ландшафт Каменной степи хорошо сконструирован благодаря научным разработкам В.В.Докучаева и его учеников (А.Н.Краснова, Г.Ф.Морозова, Г.Н.Высоцкого и др.) около 100 лет назад. В советское время были созданы культурные лесополевые агроландшафты с крупными иррига-ционными системами в степном Поволжье. Благодаря правильной их организации удалось справиться со страшными засухами и голодом, часто повторяющимися в России в XIX—первой трети XX в. Примерами этнокультурных ландшафтов непроизводственного назначения являются садово-парковые ансамбли средиземномор-ского, регулярного французского или ландшафтного (пейзажного, нерегулярного) английского типов, вписанных в естественный ландшафт. От них резко отличаются ландшафтная архитектура и дизайн японских садов.

Представление о KJI, целенаправленно трансформируемых производством, селитьбой и другими ТПХС, ориентированными на получение материальных благ, допускает, что они не идеальны, но в данный момент жизненно необходимы.

Ряд исследователей к KJI относят любые значительно измененные антропогенным фактором ландшафты.

Есть и другие определения понятия KJI, например этноценозы, этнокультурные, отражающие преимущественно духовную и трудовую специфику живущих в них народов. 

Однако культуру обычно для удобства анализа и по сути условно подразделяют на материальную и духовную составляющие. Духовная культура включает в себя науку, искусство и другие гуманитарные составляющие.

Соответственно существуют и исключительно гуманитарные трактовки или модели KJI — сакральные или сакраментальные, духовные, политические и другие идеологические, топонимические, лингвистические, фольклорные, диалектологические и другие ландшафты. В них культура (или точнее KJI) представляется как третья природа. С XIX—начала XX в. известны атласы и карты таких ландшафтов, а в настоящее время уже есть ГИС криминальных или криминогенных ландшафтов. Однако, учитывая традиционную геоэкологическую научную ориентацию курса, в данном учебном пособии KJI рассматриваются в основном с естественнонаучных позиций. Понимание культуры как одной из удачных форм или механизмов адаптации человечества в ОС позволяет воспринимать и различные вариации социогуманитарных KJI как естественно-научные явления.

Выделение культуры из природы и формирование под ее влиянием окультуренной природы является необходимым условием перехода биосферы и всей ГО в новую стадию эволюционного развития — ноосферную (по В.И.Вернадскому) или на новый антропогенно-ноосферный организационный уровень. Причем переход этот весьма опасен, ибо в природе появляется новый, особый вид энергии живого вещества — энергия человеческой культуры. На начальных стадиях развития культуры и слабой организации ее энергетического потенциала возникает множество очагов деградированных ландшафтов с разрушенной природой. Культура и соответственно производственная деятельность общества, по К. Марксу, если они развиваются стихийно, оставляют после себя пустыню. В то же время в процессе развития разных аспектов культуры под ее благотворным влиянием возникает все больше, постепенно сливающихся и усложняющихся очагов этнокультурных социологизированных благоприятных ландшафтов.

Окультуренные ландшафты. Этот термин часто встречается в научной литературе, но определен он недостаточно четко. Под окультуренными ландшафтами будем понимать такие ПАЛ:

• территориальные комплексы с разрозненными очагами измененных или культурных в широком понимании ландшафтов (при площади очагов КЛ менее 50%); 

• заброшенные (дичающие) культурные ландшафты разных стадий восстановительных сукцессии.

Однако, как писал В.П.Семенов-Тян-Шанский, в них еще долго, если не навсегда, сохраняются антропогенно привнесенные элементы (структуры, объекты, вещества). Так, заброшенные поля сохраняют свои элементы в растительности 2 — 4 года, сады и парки — 50—100 лет и больше. Окультуренные земледелием почвы сохраняют следы своего окультуривания, выраженные в гумуссированности и ровности границы верхнего их горизонта, а иногда и в микрорельефе, по разным оценкам и в разных ландшафтах, от 300 до 900 лет. Сотни лет сохраняются в ландшафтах опаханные межи между бывшими угодьями, дренажные канавы, террасированные склоны в горах с заброшенными бывшими сельскохозяйственными угодьями.

Природно-антропогенные ландшафты на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Лесные ландшафты Беларуси

2. Реферат Охраняемые ландшафты Беларуси

3. Реферат Культурные ландшафты как категория наследия

4. Реферат Антропогенные воздействия на растительность

5. Реферат Антропогенные воздействия на гидросферу

6. Реферат Антропогенные воздействия на животных

7. Реферат Антропогенные воздействия на природу

8. Реферат Антропогенные воздействия на биосферу

9. Реферат Антропогенные воздействия на атмосферный воздух

10. Реферат Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность