Новости

Понятие личности, ее структура по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову и свойства

Работа добавлена:






Понятие личности, ее структура по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову и свойства на http://mirrorref.ru

Реферат по дисциплине «Психология»

на тему:«Понятие личности, ее структура (по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову) и свойства»

Оглавление

  • Оглавление
  • Введение
  • Глава 1 Понятие личности
  • Глава 2 Структура личности
  • 2.1 Структура личности по С.Л. Рубинштейну
  • 2.2 Структура личности по К.К. Платонову
  • Глава 3 Свойства личности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Одной из актуальных проблем в наше время является изучение личности. Большое внимание уделяется рассмотрению понятия личности, ее структуры и свойств. В связи с этим огромную значимость в данном вопросе занимает рассмотрение основных определений понятия личности, ее выделенной разными психологами структуры, а также основных свойств личности.

Цель данной работы состоит в рассмотрении личности, ее структуры и свойств. Исходя из поставленной цели, мы можем выделить следующие задачи нашей работы:

1. Рассмотреть понятие личности.

2. Определить структуру личности по С.Л Рубинштейну.

3. Определить структуру личности по К.К. Платонову.

4. Рассмотреть основные свойства личности.

5. Написать выводы по поводу проделанной работы.

Глава 1 Понятие личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. На вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности.

По этому поводу И.С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения» [].

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития [].

Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки [].

Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиями общества. Конечно, «требования» эти могут быть очень разными. Они могут отражать интересы небольшой социальной группы, класса или человечества в целом («общечеловеческие идеалы»). От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, – пишет С. Л. Рубинштейн, – чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» [].

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [].

В научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический.

Б.Г. Ананьев выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность [].

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность [].

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Глава 2 Структура личности

Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые называют чертами личности.

В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

2.1 Структура личности по С.Л. Рубинштейну

Первое на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности.

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности.

Следующее важное для психологической концепции личности положение состоит в том, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий [].

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения []:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

• что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

• что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней [].

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. В реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

Таким образом в структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты []: 

- подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.), 

- задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)), 

- темперамент и характер. 

2.2 Структура личности по К.К. Платонову

Концепция личности К.К. Платонова наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. Он рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции [].

В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур являются:

• отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

• внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

• каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

• объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

• исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре следующие основные подструктуры []:

1. Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». К.К. Платонов, признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур» [].

Глава 3 Свойства личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности,направленность, темперамент, характер.

Способности делят на общие (интеллект, креативность, обучаемость) и на специальные (по роду занятий, по типу задач, по психологическим процессам).

Определение способностей по Б.М. Теплову:

1. Способности – это индивидуально-психологические способности, которые отличают одного человека от другого.

2. Способности – это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности.

3. Способности не сводимы к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, но обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.

Направленность – важнейшее психологическое свойство личности.

Если говорить о направленности как о сложном психическом свойстве, то она представляет собой единение мотивов, целей и потребностей личности, все это определяет характер деятельности человека. Психические свойства личности формируются с учетом внутренних взаимосвязанных побуждений человека, они показывают, к чему стремится конкретный индивид, зачем он выполняет определенные действия, какие цели ставит. Человеческая деятельность чаще всего определена субъективно и выражает именно то, что должно быть удовлетворено. Психические свойства, несомненно, определяют деятельность людей, это оказывает влияние на человеческие отношения. Направленность выражает все способности личности и направляет главный личностный смысл деятельности индивида [].

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

Существует 4 типа темперамента:

1. Холерический темперамент;

2. Сангвинический темперамент;

3. Флегматический темперамент;

4. Меланхолический темперамент.

Характер формируется на базе проявления темперамента человеческой личности в определенных социальных условиях [].

Заключение

Цель и задачи, поставленные в данной работе, выполнены. Мы рассмотрели понятие личности, определили структуру личности по С.Л. Рубинштейну и К.К. Платонову, рассмотрели основные свойства личности и пришли к следующим выводам:

- Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

-В структуре личности С.Л. Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: подструктура направленности личности, задатки и способности, темперамент и характер.

- К.К. Платнов выделил в структуре личности следующие основные подструктуры: подструктура направленности и отношений личности; подструктура опыта; подструктура индивидуальных особенностей психических процессов; подструктура биопсихических свойств.

- К основным свойствам личности относятспособности,направленность, темперамент, характер.

Рассмотрение вопроса о личности очень важно. Это может помочь найти подход к каждому отдельному человеку, что в свою очередь повысит уровень межличностной коммуникации, а очень важно в любой области жизни людей.

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психологическая структура личности. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.  89 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002.  336 с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология.  М.: Питер, 2007.  583c.
  4. Немов Р.С.  Психология. М., 2003г.
  5. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. М., 1986.

Понятие личности, ее структура по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову и свойства на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Правовой статус личности: понятие, принципы, структура и виды. Гарантии прав личности

2. Реферат Свойства и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности

3. Реферат Психические свойства личности. Психические свойства и состояния личности

4. Реферат Понятие личности в психологии. Основные концепции личности: психоаналитическая, теория черт, гуманистическая, социально-когнитивная

5. Реферат Склонность к аддиктивному поведению и индивидуально-типологические свойства личности подростков

6. Реферат Структура личности

7. Реферат Структура стали и ее свойства

8. Реферат Состав, строение, структура, свойства НК

9. Реферат СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

10. Реферат Структура и свойства межфазных слоёв полимеров