Новости

Понятие объекта экологического права и природного ресурса

Работа добавлена:






Понятие объекта экологического права и природного ресурса на http://mirrorref.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

                            Кафедратеории и истории государства и права

                                         Экологическое право

                                                                                           (дисциплина)

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

Новосибирск 2015 г.

Инструкция по выполнению письменного контрольного задания

Вашему вниманию предлагается три теоретических вопроса и три варианта практических задач. Необходимо, по Вашему желанию, дать ответы на два теоретических вопроса и решить, также по Вашему выбору, две задачи. Ответы должны быть краткими, емкими, без лишней теоретизации. Ответы на задачи должны отличаться обоснованностью, быть не двусмысленны, опираться, в случае необходимости, на нормативно-правовую базу.

Теоретические вопросы

1. Дайте понятия объекта экологического права и природного ресурса. Связаны ли эти два понятия? Если связаны, то раскройте, каково соотношение между ними.

2. Раскройте отличие правового режима национального парка от правового режима природного парка.

3. Осветите вопрос исторического развития правового регулирования экологических отношений

Практические задания

1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами, содержание которых выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?

Каким должно быть разъяснение по данному делу?

2. В результате прорыва дамбы отстойников завода "Химволокно" аммиачной водой были затоплены поля ближайшего общества с ограниченной ответственностью, трех арендаторов, двадцати фермерских хозяйств, отходы проникли в реку Тобол. Повсюду размыло дороги, уничтожены оросительные системы, погибла рыба, уничтожен урожай на корню, надолго вышли из оборота загрязненные сельскохозяйственные угодья.

Определите относительный экономический ущерб и экологический вред. По каким правилам подсчитывается ущерб при взыскании его через суд?

3. Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, ссылаясь на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.

Каково будет решение арбитражного суда?

Таблица баллов за исполнение одного задания

1-й вопрос

2-й вопрос

3-й вопрос

1-я задача

2-я задача

3-я задача

0-18

0-16

0-14

0-20

0-16

0-15

В сумме должно быть не более 100 баллов

Раскройте отличие правового режима национального парка от правового режима природного парка.

В ст. 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»  сказано, что национальными природными парками являются природоохранные, эколого- просветительские и научно- исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки  иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных источников. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко- культурные  и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Положение о конкретном национальном парке утверждается органом, в ведении которого он находится, по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Национальные парки широко занимаются экологическим просвещением, а также создают условия для регулируемого туризма и отдыха. Поэтому на их территории вводится дифференцированный режим охраны и выделяются различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, с запретом любой хозяйственной и рекреационной деятельности, особо охраняемая, в пределах которой обеспечивается сохранение природных объектов, но допускается строго регулируемое посещение, познавательного туризма, предназначенная для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями, рекреационная, охраны историко- культурных объектов, обслуживания посетителей, включающая места ночлега, палаточные лагеря, иные объекты обслуживания, хозяйственного назначения для обеспечения функционирования национального парка. При этом российское законодательство устанавливает ряд запретов на деятельность, которая может нанести ущерб охраняемым объектам, либо противоречит целям и задачам национального парка, а именно: на разведку и разработку полезных ископаемых, на деятельность, влекущую нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, изменения гидрологического режима, на предоставление садоводческих и дачных участков, строительство коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием  национального парка, на рубки главного пользования, проходные рубки, заготовку живицы, промысловые охоту и рыболовство, промышленную заготовку дикорастущих растений, сбор биологических коллекций, интродукцию живых организмов, любую деятельность, нарушающую среду обитания, на движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон скота вне специальных мест, сплав леса, организацию массовых спортивных, зрелищных мероприятий, туристских стоянок, разведение костров вне отведенных для них мест, вывоз предметов, имеющих культурно- историческую ценность. Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположенных в пределах территории национального парка, но находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов, кроме организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности. Основное исключение в законодательстве- на территории национальных парков все же возможно выделение зон экстенсивного хозяйственного использования, но только для обеспечения нужд граждан, относящихся к коренным малочисленным народностям, ведущих традиционный образ жизни. Что касается природных парков, то в отличие от других категорий особо охраняемых природных объектов природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России. Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового и сохранением рекреационных ресурсов. Этим в первую очередь и объясняется отличие правового режима национального парка от правового режима природного парка. На территории природного парка создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Законодательством в более общем виде устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка. Так, на территории природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

Осветите вопрос исторического развития правового регулирования экологических отношений.

Исходя из данных, указанных в отечественной литературе можно сделать вывод, что нормы об охране природы анализируются по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному- российскому. В дореволюционный период основными задачами охраны природы являлась охрана лесов и животного мира, в основном от браконьерства, и развитие системы заповедников. ВXIX веке появились акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, были развиты нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В советский период законодатель постепенно меняет отношение к охране природы от природоресурсного к природоохранному, экологическому подходу. В рамках этого периода выделяется несколько этапов становления природоохранного законодательства – послереволюционный, довоенный, послевоенный. В период с конца 50- х – начала 80-х годов экологический кризис, и наметившиеся тенденции истощения природных ресурсов поспособствовали принятию республиканских законов об охране природы. Также были обновлены  Водный, Лесной, Земельный и другие кодексы, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира». В это время широко практиковалось принятие постановлений Совета Министров по вопросам охраны природы в отдельных регионах и принятие постановлений, связанных с решением масштабных народнохозяйственных задач. Во время завершающего этапа советского периода ( конец 80- х годов) были приняты важнейшие решения в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству. В связи с осознанием кризиса появилась необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды. Определяющую роль сыграли в этом две крупнейшие экологические катастрофы, произошедшие на территории СССР, и угроза возникновения третьей. Речь идет об аварии на Чернобыльской АЭС, уничтожении Аральского моря и проекте поворота северных и сибирских рек на юг. Под влиянием этих и иных ( общеполитических, социальных, психологических) факторов 07.01.1988 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР « О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором формулировались неотложные задачи по обновлению законодательства, созданию независимого органа государственного экологического управления, совершенствованию экологических механизмов охраны и др.  19 декабря 1991 года был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» - комплексный акт прямого действия, который устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды. На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов: кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды, дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны наличие пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических отношений, перспектив создания правового и социального государства, происходящей трансформации общественных экономических отношений, введения ряда форм собственности на природные ресурсы, тенденций развития взаимоотношений общества и природы и экологического права в мире. На данном этапе происходит отмена монополии государственной собственности на природные объекты. Земля и другие объекты природы включаются в имущественный оборот. Распределительную систему заменяет лицензионно- договорной порядок предоставления в пользование природных ресурсов, устанавливается принцип платности природопользования, происходит разделение функции управления в области природопользования и охраны природной среды и функции использования природных ресурсов. Все эти изменения получают свое закрепление в новых природоресурсных законах: Законе РФ «О недрах» (1992г), ФЗ «О животном мире» (1995 г), Водном кодексе РФ ( 1995 г), Лесном кодексе РФ (1997 г), ФЗ «Об охране окружающего воздуха» ( 1999г). Решение экологических проблем в России стало возможным теперь как на федеральном, так и на региональном уровне, когда субъектам федерации предоставляются большие права в плане самостоятельного решения региональных проблем. Современное экологическое право России – динамично развивающаяся отрасль правовой системы. Оно прошло многовековой путь эволюции. На мой взгляд, предложенная периодизация истории развития правового регулирования экологических отношений не является строгой и абсолютной. Закономерности развития правового регулирования экологических отношений в истории права России позволяют сделать вывод о существовании объективной основы для формирования экологического законодательства как законодательства, регулирующего отношения по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности, по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Задача № 1

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами, содержание которых выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?

Каким должно быть разъяснение по данному делу?

Ст. 251 УК РФ предусмотрена ответственность за « нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха», в соответствии со ст. 1 ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года № 96- ФЗ, под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, воздух рабочей зоны производственных помещений объектом экологических правоотношений не является и в качестве объекта охраны со стороны экологического права выступать не может. В данном случае имеет место быть нарушение правил охраны труда, ответственность за которое предусмотрено ст. 143 УК РФ.

Задача № 3

Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, ссылаясь на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.

Каково будет решение арбитражного суда?

ФЗ « Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ (ст.30)  относит к виду нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе реализацию объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экспертизы. Согласно ч. 5 ст. 18 данного закона, положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Согласно ст.8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, реализация проектов, не получивших положительного заключения государственной экспертизы, влечет за собой административную ответственность, которую вправе применять органы, осуществляющие государственный экологический контроль (ст.23.39 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст.6 ФЗ « Об экологической экспертизе», осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ч.1 ст.9 закона, к полномочиям органов местного самоуправления относится информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Таким образом, обращение в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ относится к компетенции федеральных органов, органов субъектов или прокуратуры РФ. Поэтому арбитражный суд должен отказать принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение областной администрации не вправе подавать исковое заявление в суд .

                    Список используемых источников

                                  Нормативные акты:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 –ФЗ ( ред. от 20.03.2011) // СЗ РФ. - 2001.- № 44.- Ст. 4147.
  2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 – ФЗ (ред.от 29.12.2010) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.
  3. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11 1995 № 174 – ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) // СЗ РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4556.

                                              Литература

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 670 с.
  2. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Проспект, 2001.- 304 с.
  3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник.- М.: Юриспруденция, 1999.

Понятие объекта экологического права и природного ресурса на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Понятие и значение животного мира как природного объекта

2. Реферат Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права

3. Реферат Источники экологического права

4. Реферат Объекты экологического права

5. Реферат Основы экологического права РФ

6. Реферат Теоретики школи природного права

7. Реферат Основные понятия экологического права

8. Реферат Понятие и значение объекта преступления. Понятие, признаки и виды убийств

9. Реферат Становление и развитие экологического права в России

10. Реферат Предмет и метод правового регулирования экологического права