Новости

Антропологическая традиция исследования обмена

Работа добавлена:






Антропологическая традиция исследования обмена на http://mirrorref.ru

69. Антропологическая традиция исследования обмена.

Антропологи изучают дары как способ установления межродовых отношений.В рамках антропологического подхода обмен дарами трактуется как символический обмен, противостоящий обмену экономическому, при котором предмет выступает как «товарное тело».

1-5. Антропологическая традиция исследования обмена. На формирование Экон-ой Антр-гии оказал влияние "Очерк о даре"Марселя Мосса, показавшего универсальное. значение обмена дарами в архаическом обществе. Марсель Мосс– основоположник изучения теории дарения, на огромном фактическом материале учёный показал специфику обмена в об-вах, где отсутствуют/находятся в неразвитом состоянии товарно-денежные отношения.Мосс определяет дар как простейшую форму обмена. То, что внешне кажется добровольным актом в ритуальном обмене примитивных обществ, в действительности содержало принуждение получателя дара обмениваться в будущем. Взаимообмен - это не альтруистический сбалансированный акт обмена, но действие, тесным образом связанное с магией и вызыванием духов. К продолжению обмена принуждает получателя дара так называемая живая часть дара — дух вещи:таонгаили еехау(так называют живую часть дара), который перемещается вмесите с даром. Все то время, пока получатель дара не осуществляет отдаривание товарами или услугами, даритель имеет над ним власть. Ради освобождения от этой зависимости получатель дара преподносит дарителю товары и услуги большей стоимости, благодаря чему обретает временную власть над ним. Такое объяснение, предложенное самими участниками дара-обмена, показывает, что речь идет не о заурядной сделке, но о тотальном социальном феномене, который коренным образом отличается от одностороннего акта дарения.Мосс утверждал, что дар-обмен характерен для обществ, уже миновавших стадию «тотальных поставок» (обмен между кланами, семьями). Однако они еще не достигли той фазы разв-я, где присутствуют индивид./полит. контракт, денежные рынки, купля-продажа, фиксированные цены и т. д.Идеи Мосса относительно роли дара, как формы обмена, были в дальнейшем развиты и подтверждены.2. Взаимность (реципрокность) и обяз-сть (принудительность) обмена. Мосс исс-л жизнь аборигенов Океании, Австралии, сев.Америки (индейские племена: цимшианы, квакиютли и хайда), а также некот. древние религиозно - прав. системы. До появления денег универсальным средством обмена в архаических общ. было дарение. Будучи формально добровольным, в действ-ти дары являлись строго обязательными. Из трёх, тесно связанных между собой обязанностей, кот. составляют обмен в форме дара: дарить, брать ивозмещать, последняя самая важная Уклонение от этих обязанностей влечёт последствия для субъектов обмена, вплоть до объявления войны. В качестве субъектов обмена выступают главным образом не индивиды, а группы, либо индивиды, символиз-е группы (вожди).4.Дар как сделка кредита. Поскольку между актами дарения и преподнесения ответного дара проходит опр.промежуток времени дарообмен можно рассм-ть как сделку кредита, в кот. инфляция стоимости дара – это «ставка %», а установление требований – это «инвестиции». Дары составляют систему взаимных тотальных, совокупных поставок, непрерывно циркулирующих от клана к клану, от племени к племени. Они выходят за рамки экономич-х отношений и охватывают все сферы об-ва; они универсальны, как универсален сам обмен в отношениях м/у людьми: «Пища, женщины, дети, имущество, земля, труд, помощь, жреческие услуги, ранги – всё является предметом передачи и возмещения.4. Дар как сделка кредита.Опр-ие кредита в его соврем-м экономическом смысле, т. е. как «покупательной силы, основанной не на деньгах, а на обещании компенсации в будущем», неприменимо к досовременным и развивающимся обществам. Историки, археологи и антропологи объясняют это тем, что существовали так называемые безденежные сообщества и об-ва, где деньги если и использовались, то не в качестве всеобщего эквивалента, а исключительно в ритуалах.

У индейцев Северо-запада Америки институтпотлача выражен наиболее четко. Даже после длительного контакта с европейцами ни одна из многочисленных передач имущества, производимых здесь постоянно, не существует иначе, как в торжественных формах потлача. Значительную роль в этом ритуале играет понятие чести. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть также самым безумным расточителем. Принцип антагонизма и соперничества составляет основу всего. Политический статус индивидов в кланах достигается "войной имуществ" так же, как и войной, удачей, наследованием, союзом или браком.

 В ряде случаев имущество даже не дарят, а просторазрушают. При этом разрушение является высшей формой траты. У цимшиан ее называют "убивать имущество". Это тема жертвоприношения. Если собственность убивают, то это потому, что у нее есть жизнь. Как и в обычных жертвоприношениях, вещи разрушаются для предков.Можно вспомнить тему "врага",становящегося "гостем-другом" при условии обмена дарами в "Илиаде" (у греков "чужой" / "враг" и "гость" /  "друг" обозначались одним словом - ξένος) и то, что в латыни слову hostis (чужеземец; враг) соответствует hospes (чужеземец, гость); при этом "жертвенное животное, жертва" в латыни - hostia; Ср. гостия в христианском богослужении.

     Одной из форм потлача является игра. Есть множество легенд об играх, о вождях, потерявших все в игре. Один вождь цимшиан проиграл даже детей и родителей. При этом этикет требует, чтобы выигравший оставлял свободу проигравшему, его жене и детям. Ср. свидетельство Тацита об играх германцев (в контексте рассказа об их празднествах: "Играют германцы и в кости... смотря на это занятие как на важное дело, причем с таким увлечением и при выигрыше, и при проигрыше, что потеряв все свое достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в рабство... безропотно позволяет связать  себя и выставить на продажу. Такова их стойкость в превратностях этого рода, тогда как ими самими она именуется честью. Рабов, приобретенных таким образом, стараются сбыть, продавая на сторону; поступают же они так и для того, чтобы снять с себя сопряженное с подобной победой бесчестье" (О происхождении германцев 24).

     Нарушение правил потлача влечет за собой утрату чести и "лица", т.е. души. Это действительно "лицо", танцевальная маска, право воплощать дух, носить герб, тотем. Поскольку потлач - это соревнование, "война", обязанность принять приглашение носит принудительный характер. У тлинкитов тех, кто медлит, прежде чем прийти на потлач, относят к "женщинам". Отказавшийся обнаруживает свою боязнь оказаться "уничтоженным", "потерять вес" своего имени из-за неспособности ответить на подарок более щедрым подарком. Санкцией для обязанности отдаривать служит рабство за долги. Это институт, реально сопоставимый по своей природе и по функции с римским  nexum.

     Одной из форм дара является благопожелание (текст, содержащий пожелание добра, и ритуал его произнесения). Обязательный компонент обряда благопожелания - вознаграждение за пожелание. В ответ на высказанное гостем благопожелание хозяин обязан был одарить его продуктами, деньгами или угостить за столом, что обеспечивало благополучие дома. Поверье о том, что одарившему ритуального гостя Бог воздаст сторицей, определяло и поведение гостя, обязывающее его принять предложенное угощение, от которого нельзя было отказываться. Поскольку гость как "чужой", пришедший в дом извне, традиционно наделялся особыми свойствами и рассматривался как представитель высших сил, то его одаривание было своего рода жертвоприношением, обеспечивающим хозяйственное и семейное благополучие.

Р. Ферс предложил весьма широкое определениекредита - это предоставление в долг товаров и услуг без непосредственной оплаты, но в обмен на обещание возмещения в будущем. Кредит включает в себя обязательство возврата и доверие заимодавца к заемщику и его возможностям вернуть долг. Оплата кредита может произв-ся либо теми же вещами и услугами, которые были взяты взаймы, либо чем-то др. Ее объективная стоимость может быть эквивалентна стоимости займа или более высокой.

5. Типы (объекты) обмена фамильные ценности, талисманы, медные гербовые пластины, одеяла из шкур или гербовые ткани. Большие раковины абалоне, покрытые ими щиты, украшенные ими одеяла сами по себе с изображениями гербов, лиц, глаз, а также с ткаными и вышитыми изображениями животных и людей — все они представляют собой живые существа. Почетные объекты обмена: прежде всего во всех этих племенах существует культ меди и миф о ней как о живом существе. Медные слитки обладают, притяжением, привлекающим другую медь, так же как богатство притягивает богатство, как достоинства влекут за собой почести, обладание духами, прекрасные союзы, и наоборот.

6. «Мана» вещи и ее значение в обмене. Мосс уделяет внимание именно символизму дарообмена, описывая связанные с этим явлением мифы, магические ритуалы, религиозные верования, описывает, связанные с дарообменом представления  маори о  «Мане» - «духе вещи». «Дух вещи» - это неотъем. часть подарка,   мистически связанная с тем, кто его подарил, именно она заставляет получателя не прерывать цепь обмена. т.к. подарить – значит отдать часть самого себя, соответ. принимающему надо отдать эту часть обратно.

7. Круги реципрокности в контексте деления на «своих» и «чужих». Реципрокность = взаимность.Салинз показывает разнообразные формы солидарности,  начиная от негативных форм вплоть до позитивной реципрокности (взаимности), при этом он соединяет   разн. формы взаимообмена со степенью родства. В каждой из сфер преобладают опр-ный тип обмена. Чистые формы дара-обмена можно обнаружить в самой близкой индивидуал. сфере   общения – в сфере домохоз-а/ семьи, в самой удаленной сфере социально-общественного сектора – секторе межплеменных отношений.

«Негативная реципрокность» — это попытка безнаказанно получить что-либо, ничего не отдавая взамен, определенные формы присвоения и трансакций, затеваемых и осуществляемых ради чисто утилитарных выгод. Среди этнографических понятий, указывающих на этот тип реципрокности — «торг», «бартер», «спекуляция», «сутяжничество», «воровство» и прочие формы стяжательства.

Степень близости родства релевантна форме реципрокности. Реципрокность стремится к полюсу позитивной по мере нарастания близости родства и к полюсу негативной по мере ослабления родственных связей.

Человечество состоит из родственников и чужаков. Родственники обычно связаны как кровными, так и брачными узами. Взаимодействие между ними должно осущ-ся в духе свободы от коммерциализации — делиться с ближними. Это — отдавание, при котором не ждут возмещения, и одалживание (между менее близкими). Люди, живущие далеко друг от друга, — не родственники и могут быть только врагами. С ними взаимодействуют только затем, чтобы купить или продать — прибегая к бесстыдному торгу и хитростям, чтобы извлечь столько выгод из этих отношений, сколько удастся.

8-10. Исследование Б. Малиновским обмена в круге «кула».В параллель с бартерной торговой системой сущ-ла др. система обмена —Кула —церемониальный обмен, представляющий собой самостоятельную сферу обмена. Кула — это большой межплеменной обмен, практикуемый общинами, населяющими острова, кот-е образуют по своему геогр. положению подобие круга. Именно поэтому в научной литературе их обозначают каккруг Кула.По этой траектории постоянно циркулируют, причем в противоположных направлениях, два вида предметов:по часовой стрелке перемещаются ожерелья, изгот-ные из красных раковин(сулава);против часовой стрелки циркулируют браслеты, изгот-ные из белых раковин(мвали).

Оба предмета подпадают под категорию, обозначаемую какваигу'а,— этот терминМалиновский использует в своих описаниях. Продвигаясь в своем направлении, один предмет встречает другой и обменивается на него. Каждое из движений предметов Кула и все детали сделки четко фиксированы, сделки проводятся в соответствии с традиционными правилами и договоренностями. Некоторые действия Кула сопровождаются магическими ритуалами и публичными церемониями. Не всякий островитянин принимает участие в Кула. Лишь ограниченное число людей время от времени, хотя и нерегулярно, вступают в отношения Кула, т. е. они получают опр-ые предметы, временно владеют ими, а затем обменивают на другие соответствующие направлению движения предметы. Кула не заканчивается одной сделкой обмена — этопостоянныйпоток. Правило гласит: «Однажды в Кула — навсегда в Кула», т.е. партнерские отношения двух людей сохраняются всю жизнь.

Некоторые характеристики Кула:

1.Ваигу'а—обменсулаваимвали—основное действие в Кула-обмене. Эти сакральные предметы не имеют никакой потребительной стоимости, но обладание ими дает человеку высокийсоциальный престиж.

2.Участники кула имеют ограниченное число партнеров по обмену в строгой завис-ти от собств. соц. полож. и важности.

3.В дополнение к Кула-обмену партнеры обязаны сделать друг другу обычные подарки по случаю встречи, чтобы укрепить свои отношения.

4.В том случае, если обменивающиеся стороны имеют разное соц.полож., их взаимоотношения будут протекать по типу «отн-ия патрон-клиент».

5.Пространственно удаленные партнеры считаются врагами, проживающими в опасных незнакомых районах.

6.В круг К. вовлечены не только предметы матер. культуры, но и обычаи, песни, объекты искусства, общие культурные влияния. Примит.обмен представляет собой тотальный социальный феномен.

7. Владеть сакральными предметами, циркулирующими в К., можно лишь временно - не слишком долго, но и не коротко. Сущ-ют меры наказания за слишком долгое хранение этих предметов. Промежуток времени, за который сакральный предмет совершает полный круг, составляет 2-10 лет.

8.Основной принцип К. - церемониальный дар. Островитяне строго отличают К. от простого обмена гимвали. Оба они представляют самост-ые сферы обмена, которые не смешиваются.

9.Согласно общепринятым нормам поведения, для сохр-я высокого соц.полож. необх-о иметь собст-ть и богатство. Однако в равной степени важным счит-ся исполнение обязат-ва давать и делиться, т.е. быть щедрым. Мн. ученые предлагали романтич. трактовку этой щедрости, усматривая в ней некую форму примит. коммунизма.

10.Кул составляет одну из основных целей жизни островитян и поэтому имеет церемон-ный и магич-й хар-р. Кул - система взаим. обмена на о. Меланезии. Некот. группы племен на отдел. островах непрерывно обмениваются ритуал. предметами причем ожерелья циркулируют в 1 напр., а браслеты в др.. Длител. церемониями явл. функционально необходимыми для стабильности групп общин. Кул–стремление увеличить соц.капитал, владеть какое-то время высокопрестижным сакральным предметом.

Антропологическая традиция исследования обмена на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Классическая традиция исследования культуры: историко-морфологические и концептуально-функциональные стратегии

2. Реферат Типовые нарушения обмена веществ. нарушение обмена белков, витаминов,нуклеиновых кислот

3. Реферат Реакции ионного обмена, условия их протекания до конца (на примере двух реакций). Отличие реакций ионного обмена от реакций окислительно-восстановительных

4. Реферат Византийская религиозная музыкальная традиция

5. Реферат Православная этическая традиция в медицине

6. Реферат ИНДИЙСКАЯ ЯЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ; ГРАММАТИКА ПАНИНИ (V-VIII В. ДО Н.Э.)

7. Реферат Создатели славянской письменности. Кирилло-мефодиевская православная традиция

8. Реферат Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)

9. Реферат Традиция Ф.М. Достоевского в романе Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи»

10. Реферат Традиция семейного романа во французской литературе 20 в. (Р. Роллан, Ф. Мориак, Э. Базен)