Новости

Образовательные конфликты в московских вузах: социально-управленческий аспект

Работа добавлена:






Образовательные конфликты в московских вузах: социально-управленческий аспект на http://mirrorref.ru

Тема: Образовательные конфликты в московских вузах: социально-управленческий аспект.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

IТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ

1.1Образовательные конфликты в вузах: сущность, содержание.

1.2Отечественные и зарубежные концепции управления образовательными конфликтами в вузах.

1.3.Методология и методика исследования социального управления образовательными конфликтами в московских вузах.

II.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ

2.1Рационализация организационных структур прогнозирования образовательных конфликтов в вузах г. Москвы.

2.2Совершенствование технологий социального управления образовательными конфликтами в вузах г. Москве.

2.3Организация общественного контроля профилактики образовательных конфликтов в московских вузах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.  В современном мире в условиях финансовой и социальной нестабильности и напряженности происходят изменения социальных отношений во всех сферах деятельности человека. Не стала исключением и система образования. Согласно Государственной Программе Российского Образования 2013-2020г.г. президента РФ1[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

, в настоящий момент происходит модернизация сферы образования в направлении большей открытости и больших возможностей для инициативы и активности студентов, укрепление единства образовательного пространства России, предполагающее выравнивание образовательных возможностей граждан России.

Однако не стоит забывать, что смена форм взаимодействия в основе образовательного процесса, преобладание коммерческого аспекта в образовании, а также различные личностные установки ценностей и мировоззрение студентов и преподавателей несомненно могут привести к появлению всевозможных социальных образовательных конфликтов между ними.

Планируемое укрупнение вузов приведет к сокращению их общего числа, а, следовательно, еще большее количество студентов из разных регионов страны будут стремиться поступить в самые старые и проверенные временем вузы. Большинство таких вузов находится в самом крупном Российском и международном центре студенческой жизни - московском мегаполисе.

Общеизвестно, что московский мегаполис является «городом социальных контрастов» - в студенческой среде у разных групп студентов как уровень жизни, социальные традиции так и модели поведения могут быть кардинально противоположными.

Увеличение числа студентов из регионов в московском мегаполисе с разными национальными и семейными моральными устоями и их социализация обострят проблемы межнационального общения, социального самосознания и взаимопонимания с преподавателями, а также повлекут переоценку ценностей и изменят мотивационные структуры личности студентов, что станет основой образовательных конфликтов, вероятных несправедливых административных воздействий и противостояний субъектов процесса обучения.

Выше озвученные проблемы уже сейчас начали требовать поиска новых путей совершенствования социального управления образовательными конфликтами между студентами и преподавателями в московских вузах.

Не смотря на достаточно большое количество социальных исследований в области конфликтов, степень научной разработанности проблемы социальных образовательных конфликтов между студентами и преподавателями московских вузов является недостаточно исследованной и разработанной.

Изучение образовательных конфликтов основывается на весьма обширном спектре научных работ, которые могут быть условно объединены в несколько групп:

  • социальные механизмы управления организационными конфликтами (А.Я. Анцупов, В.М. Афонькова, С.В. Баныкина, А.А. Белов, А.А. Бодалев, Е.И. Васильева, Б.С. Волков, Н.В. Волкова, И.Е. Ворожейкин, А.Н. Гостев, Н.В. Гришина, А.В. Дмитриев, В.И. Добрынина, И.В. Еськова, В.И. Журавлев, Д.К. Захаров, Л.Ю. Коростелева, Т.Н. Кухтевич, М.С. Мириманова, А.Н. Олейник, О.В. Панфилова, М.М. Рыбакова, С.В. Соколов, Е.А. Тимоховец, Э.А. Уткин, А.И. Шипилова, Е.Ю. Шлюбуль и др.)2
;
  • проблемы студенческого возраста (Б.Г. Ананьев, Л.А. Баранова,А.А. Бодалев, В.В. Давыдов,М.Д. Дворяшина,Б.Б. Коссов, Ю.Н. Кулюткин, В.П. Озеров,Е.И. Степанова, Л.Н. Фоменко, В.А. Якунин и др.)3Академия педагогических наук СССР. Просвещение, 1968 - 332 с.; Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций [Текст] : проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Ред. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - М. : Педагогика, 1981. - 120 с.; Бодалев, А.А. Особенности межличностного  общения как фактора возможного  возникновения конфликтов // Конфликты  в школьном возрасте: пути их  преодоления и предупреждения [Текст] / А.А.  Бодалев / – М.: Аграф. - 1986. – С.18-26.; Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. [Текст] / / Е.И. Степанов / Издательство ЛКИ, 2008.  – 176 с.; Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов [Текст] / В.И. Якунин / – М. - СПб: 1994. –46-58 с.; Баранова, Л.А. Методика преподавания конфликтологии в вузе: методическая разработка по курсу / Л.А. Баранова; КазГУ, 2011. — 68с.; Давыдов, В.В. проблемы развивающего обучения. Директмедиа Паблишинг, 2008 г. - 613 стр.; Коссов, Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 58.; Озеров, В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс+, 2002. – 320 с.; Менеджмент организации: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. /Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина.Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006; Бодалев, А.А. Особенности межличностного  общения как фактора возможного  возникновения конфликтов // Конфликты  в школьном возрасте: пути их  преодоления и предупреждения [Текст] / А.А.  Бодалев / – М.: Аграф. - 1986. – С.18-26.; Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: Учебное пособие. [Текст] / / Е.И. Степанов / Издательство ЛКИ, 2008.  – 176 с.; Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов [Текст] / В.И. Якунин / – М. - СПб: 1994. - 312 с.
;
  • конфликты взаимодействий между студентами и преподавателями (Б.С. Алишев, Л.Ю. Коростелева,  М.М. Рыбакова, Т.А. Чистякова и др.)4
;
  • анализ педагогических условий и основ разрешения конфликтов (Г.М. Болтунова, Ш.М. Дундуа, В.И. Журавлев, А.Л. Колтунов, Е.В. Тишина,  Е.Е. Тонкова и др.)5Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук 1990 г.; Тонкова Е.Е. Новые подходы к оценке и формированию педагогической деятельности. М.: Изд-во МСПУ, 2009,  336 с
;
  • общая технология нововведений в системе обучения и способы разрешения возникающих в связи с этим конфликтов (В.Н. Иванова, С.Б. Мельников, В.И. Патрушев и др.)6
;
  • технологии управления конфликтами в вузе (Е.М. Акимкин, В.И. Андреева, Ф.М. Бородкина, И.Я. Герасименко, И.Б. Гоптарева, Н.С. Данакина, Л.Я. Дятченко, С.В. Куров, О.А. Митрошенков, В.И. Сперанский, В.Б. Тарабаева и др.)7
;
  • общественный контроль профилактики образовательных конфликтов (А.Н. Гостев, Т.С. Демченко и др.)8
;
  • механизмы межличностного восприятия (С.А. Борисенко,Ф.М. Бородкин,Т.П. Гаврилова, О.Н. Горыманова, К.Е. Данилин, В.К. Зарецкий,В.П. Захаров, Н.М. Коряк,Р. Мэй, Л.А. Петровская, Е.И. Рогов, А.Б. Холмогорова, И.М. Юсупов и др.)9Диагностика в личностном консультировании подростков // Психологическая наука и образование. - 1997. - № 2. - С. 51.; Захаров, В.П. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом. М: Психотест, 2010, 58с.; Коряк, Н.М.М.: МГУ, 1982, №2, с.175.;  Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.;  Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. В двух книгах. 2-е издание, переработанное и дополненное, М.:ВЛАДОС, 1999, 420 с.;  Холмогорова, А.Б. Основные направления современной психотерапии: Учебное пособие. М: Юнити, 2012-480 с.;  Юсупов И.М. Методика экспресс-диагностики эмпатии. М.: Психотест, 2013, 80с.
; 
  • научные и социологические статьи Центра конфликтологии Института социологии РАН и Международной ассоциации конфликтологов.

Анализ вышеуказанных исследований свидетельствует, что их результаты еще не объединены в какое-либо завершенное комплексное исследование, требуют системного социологического и управленческого осмысления и разработки теоретико-методологических основ и практических путей совершенствования социального управления образовательными конфликтами между студентами и преподавателями в московских вузах.

Гипотеза исследования: Предполагается, что разрешить данное противоречие возможно, если рационализировать организационные структуры прогнозирования образовательных конфликтов в вузах г. Москвы; совершенствовать технологии социального управления образовательными конфликтами в вузах г. Москве; повысить уровень организации общественного контроля профилактики образовательных конфликтов в московских вузах.Всё это обусловило выбор объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объектом  исследования являются социальные образовательные конфликты между студентами и преподавателями.

Предметом исследования является социальное управление образовательными конфликтами между студентами и преподавателями в московских вузах.

Целью исследованияявляется поиск и изучение путей совершенствования социального управления образовательными конфликтами между студентами и преподавателями в Московских вузах.

Научная задача исследованиязаключается в уточнении теоретико-методологических основ исследования социального управления образовательными конфликтами между студентами и преподавателями и поиске путей предотвращения таких конфликтов в Московских вузах.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующиеисследовательские задачи:

  • определить и описать сущность и содержание образовательных конфликтов в вузах;
  • изучить и систематизировать отечественные и зарубежные концепции управления образовательными конфликтами в вузах;
  • изучить существующие методологии и методики исследования социального управления образовательными конфликтами в московских вузах;
  • проанализировать и выявить необходимость рационализации организационных структур прогнозирования образовательных конфликтов в вузах г. Москвы;
  • доказать необходимость и разработать предложения по совершенствованию технологий социального управления образовательными конфликтами в вузах г. Москвы;
  • проанализировать и разработать рекомендации по организации общественного контроля профилактики образовательных конфликтов в московских вузах.

Источниковая база:нормативные правовые документы, регламентирующие образовательную систему; научные труды отечественных и зарубежных социологов, философов, педагогов, психологов по проблемам управления конфликтами; результаты социологических и гуманитарных исследований системы образования; данные официальных органов статистики.

Теоретико-методологическая основа исследованияпо исследуемой проблеме опирается на следующее:

  • отечественные и зарубежные концепции управления образовательными конфликтами в вузах
  • положения теории социального управления, социологии образования, теории конфликта;
  • результаты фундаментальных исследований в области социологии конфликта;
  • общенаучные методы теории познания: структурно-функциональный, системно-структурный, социально-психологический анализ, обобщение, моделирование, интерпретация;
  • логический, междисциплинарный и системный подходы;
  • эмпирические исследования: наблюдение, контент-анализ, анкетирование.

Эмпирической базой диссертационного исследования являютсяследующие московские вузы: Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (МГПУ), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (МГУП имени Ивана Федорова), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» (РАНХиГС).

Выборочная совокупность, которая подлежит непосредственному эмпирическому исследованию, составляет** преподавателей и** студентов направления «бакалавриат» и «магистратура» очной формы обучения из указанных московских вузов.

Диссертационное исследование состоит из 2 двух частей: теоретической и исследовательско-практической. В теоретической части описываются теоретико-методологические основы исследования социального управления образовательными конфликтами в московских вузах. В исследовательско-практической части исследуются пути и разрабатываются рекомендации по совершенствованию социального управления образовательными конфликтами в московских вузах.

Методы исследования.При выполнении исследований используются классические и современные методы и техники сбора и обработки научной информации: методы научного поиска, теоретического анализа литературы по проблеме исследования, методы аналогии, дедукции, индукции, синтеза и анализа, теоретическое моделирование, дискурсивный анализ, факторный анализ, анализ нормативных актов, компаративный анализ, мониторинг и контент-анализ печатных и электронных СМИ.

Степень достоверности и точности.Надежность, достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена постановкой четких целей и конкретных задач исследования, глубокой теоретико-методологической проработанностью изучаемых проблем, опорой на широкую эмпирическую базу диссертационной работы, валидностъю данных прикладных социологических исследований, успешной апробацией результатов исследований,  репрезентативностью выборки, надежностью эмпирической информации, полученной с соблюдением исследовательских процедур и использованием соответствующих целям и задачам исследования современных методов сбора, обработки и анализа исходных социологических данных.

Научная новизна исследованиязаключается в том, что в нем:

  1. Сформулировано новое определение социального образовательного конфликта в вузах.
  2. Классифицированы и описаны образовательные конфликты между студентами и преподавателями.
  3. Систематизированы отечественные и зарубежные концепции управления образовательными конфликтами в вузах.
  4. Систематизированы существующие методологии и методики исследования социального управления образовательными конфликтами в московских вузах.
  5. Выявлены и показаны новые компоненты технологий социального управления образовательными конфликтами в вузах г. Москвы.
  6. Выявлены пути, разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию социального управления образовательными конфликтами между студентами и преподавателями в московских вузах.

Теоретическая значимостьрезультатов исследования заключается в том, что использованный автором подход к анализу социальных образовательных конфликтов между студентами и преподавателями в Московских вузах существенно дополняет предметную область социологии управления и может быть использован для проведения дальнейших междисциплинарных исследований.Уточненное понятие социального образовательного конфликта может способствовать дальнейшему развитию теоретических знаний. Теоретические результаты проведенного исследования, основные положения и выводы развивают представление о возможных путяхсовершенствования социального управления образовательными конфликтами между студентами и преподавателями в Московских вузах и могут быть использованы для разработки управленческой модели профилактики образовательных конфликтов между студентами и преподавателями в образовательной системе вузов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении проблем конструктивного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения. Предложенные путисовершенствования социального управления образовательными конфликтами между студентами и преподавателями в Московских вузах могут быть практически применены для управленческих концепций по снижению конфликтного взаимодействия субъектов образовательной среды как Московских вузов, так и вузов других городов и регионов Российской Федерации. Материалы исследования могут быть востребованы руководителями, методистами и преподавателями вузов для совершенствования методов и средств социального управления образовательными  конфликтами.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

Данный пункт напишем, когда проведем все исследования, чтобы выделитьв обобщенном виде (в виде определений)новыеосновные результаты проведенного исследования.

  1. Сущность образовательных конфликтов заключается вобострении какого-либо субъективно-объективного противоречия студентов и преподавателей на фоне несовместимости их интересов, целей, потребностей и ценностей в ходе образовательной деятельности, который может быть устранен как эффективным взаимодействием студента-преподавателя для устранения причины и последствий конфликта, так и целенаправленными социальными мероприятиями административного аппарата вуза.
  2. Концепции управления образовательными конфликтами  отечественными и зарубежными исследователямиклассифицируются по __ группам: …………
  3. Специализированная технология эмпирического исследования управления образовательных конфликтов в вузах состоит из алгоритмизированного, реализуемого по специальной процедуре, комплексов теоретических, теоретико-прикладных, эмпирических методов и способов автоматизированной обработки данных с применением компьютерных программ Miсrosoft Office (Word, Excel, Power Point), SPSS Statistics 17.0, TextusPro (программа для статистического анализа текста), ВААЛ.
  4. Обязательными формами рационализации организационных структур прогнозирования образовательных конфликтов в вузах г. Москвы должны быть:………………..
  5. Обязательными компонентами технологий социального управления образовательными конфликтами в московских вузах  являются:……………………………

Апробация результатов исследования осуществлена на следующих научных форумах:

  • Международной научно-практической конференции «Прорывные научные исследования как двигатель науки» (г. Самара, 2015г.);
  • X Международной научной конференции «Сорокинские чтения» (г. Москва, 2016г.);
    • перечислим позже с указанием, где обсуждались, какие представлялись результаты исследования, какие отзывы научного сообщества получены; где и как они используются или приняты к рассмотрению и внедрению в социальную практику (акты о реализации предложенных рекомендаций).

По результатам исследования на базе Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» автором была организована 15 марта 2016 г. Международная научно-практическая конференция на тему: «Социальное программирование московского высшего образования». Результаты исследования получили положительные отзывы научной общественности, цитируются в публикациях других авторов (см. РИНЦ).

Материалы исследования были одобрены профессорско-преподавательским составом на заседаниях кафедр социологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» и_______________; использованы преподавателями кафедры социологии Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» при разработке и проведении лекций, практических занятий по дисциплинам «социология образования», «социология управления», а также реализуются в практической деятельности других образовательных и научно-исследовательских организациях. Получены__ акта реализации.

По теме исследования автором опубликовано___ научных работ.

Структура диссертационного исследования определена задачами исследования и логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав из шести подглав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, включающего___ наименования работ и___ приложения. Основной текст изложен на___ страницах, содержит___ таблиц и____ иллюстраций.

П, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, осуществляется анализ степени научной разработанности, определяются и формулируются объект, предмет, цели, задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определился основные положения, выносимые на защиту, а также представляется апробация работы.

В первой главе «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ»осуществляется теоретический анализ по теме диссертационного исследования. Автором выявляется сущность образовательных  конфликтов в высших учебных заведениях, анализируются концепции данного явления,  уточняется содержание понятия «образовательные конфликты в вузах», приводится социологическая интерпретация понятия «образовательные конфликты в вузах», осуществляется анализ отечественных и зарубежных концепций управления образовательными конфликтами в вузах,  а также рассматриваются методология и методика исследования социального управления образовательными конфликтами в московских вузах.

В первом параграфе «Образовательные конфликты в вузах: сущность, содержание» автор, основываясь на исследованиях теоретической информации и собственных наблюдениях и исследованиях, рассматривает понятие конфликта, вводит новое понятие «образовательный конфликт», рассматривает признаки, существенные черты и причины возникновения образовательных конфликтов как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей, прослеживает динамику образовательного конфликта, выделяет структуру и классификацию образовательных конфликтов в образовательных конфликтах, а также приводит возможные функциональные и дисфункциональные последствия.

Во втором параграфе «Отечественные и зарубежные концепции управления образовательными конфликтами в вузах» автором осуществляется комплексный анализ состояния……………………………………………

В третьем параграфе «Методология и методика исследования социального управления образовательными конфликтами в московских вузах» автор,………………………………….

Во второй главе«ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ» исследуются особенности

В первом параграфе «Рационализация организационных структур прогнозирования образовательных конфликтов в вузах г. Москвы» автор, основываясь на………………………………………..

Во втором параграфе «Совершенствование технологий социального управления образовательными конфликтами в вузах г. Москве» автором осуществляется комплексный анализ состояния……………………………………………

В третьем параграфе «Организация общественного контроля профилактики образовательных конфликтов в московских вузах» автор,………………………………….

I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ

Последнее время все чаще в СМИ и научной литературе по социальным взаимоотношениям в московских вузах используется понятие «образовательный конфликт», что говорит об актуальности данного социального явления. Социология и взаимосвязанные с ней науки дают достаточно обширную теоретико-методологическую базу для исследования этого феномена, но стоит отметить, что до сих пор не было дано достаточно четкое определение данного термина, что вызывает необходимость в его обосновании.

В данной главе проанализированы социальные образовательные конфликты между студентами и преподавателями как объект социального управления конфликтами. Также исследованы существующие отечественные и зарубежные концепции управления образовательными конфликтами в вузах и определены методология и методика исследования социального управления образовательными конфликтами в московских вузах.

  1. Образовательные конфликты в вузах: сущность, содержание

В настоящее время существует достаточно много подходов к определению понятия «конфликт». Результаты анализа научной литературы показывают, что существует разнообразная структура (парадигма) определений этого социального феномена.

Так, например, классиками в исследованиисоциальных механизмов управления организационными конфликтамиА.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым дается следующее определение конфликта – «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности». —Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М.: Изд-во «Эксмо», 2010, 158 с.

С точки зрения Н.С. Данакина, под конфликтом понимаются негативные влияния действия личности в межличностном взаимодействии на результаты действий другой личности —Данакин,  Н.С. Технология разрешения социальных конфликтов (спецкурс). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://scilance.com/library/book/36122. По мнениюД.К. Захарова – это любые виды борьбы и противоборства между участниками социального взаимодействия —Захаров, Д.К. Конфликтология. Учебник [Текст] / А.Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова / Инфра - М, 2012, – 304 с.. СогласноВ.К. Зарецкому – этоосознанное противоречие на фоне эмоциональных отношений —Зарецкий, В.К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике [Текст] / В.В. Зарецкий, М.М. Гордон // Психологическая наука и образование / Ред. В.В. Рубцов, Аркадий Аронович Марголис. – 2011. – №3  – с.19-26.. По определениюЛ.А. Петровской – этостолкновения противоположно направленных психических тенденций личности —Петровская, Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе [Текст] / Л.А. Петровская / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1981.. По мнениюЭ.А. Уткина – это столкновения во взаимоотношениях людей в связи с различными взглядами, позициями или интересами по какой-либо определенной проблеме —Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика [Текст] / Э.А. Уткин /  – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000. – 272с..О.А. Митрошенков считает, что это вид ситуационной несовместимости личностей —Митрошенков, О.А. Эффективные переговоры. [Текст] / О.А. Митрошенков / Практическое пособие для деловых людей. М.: Весь мир, 2003, – 500с.. По предположениюВ.И. Журавлева – это конкурентное взаимодействие в виде какого-либо противодействия —Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев /  — М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. — 184с..А.Б. Холмогорова считает это проявлением объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон —Холмогорова, А.Б. Основные направления современной психотерапии: Учебное пособие. М: Юнити, 2012. - 480 с.. Согласно мнениюС.В. Соколова – это процесс, в ходе которого индивиды или группы занимаются активным поиском возможности помешать достижению какой-либо конкретной цели или удовлетворения интересов своего соперника —Соколов, С.В. Социальная конфликтология [Текст] / С.В. Соколов /  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 260с..Л.Ю. Коростелева рассматривает конфликт как воздействие, целью которого является эмоционально-силовое изменение взглядов или социальных позиций оппонента —Коростелева, Л.Ю. Управление конфликтами в студенческой среде высшего учебного заведения [Текст] / Л.Ю. Коростелева // Социология образования. - М.: СГУ, 2011. № 4. - С.74-82.. По определению Е.М. Бабосова – это «…предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов…» —Бабосов, Е.М. Основы конфликтологии [Текст] / Е.М. Бабосов / Минск, 2009. - С. 55.. По словамО.Н. Гомырановой – это ущемление нравственного достоинства кого-либо из субъектов общения —Горыманова, О.Н. Развити