Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии

Работа добавлена: 2016-04-02


Поделитесь работой в социальных сетях



Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии на http://mirrorref.ru

38. Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии.

Психологическое направление в социально-антропологических исследованиях. Психологическая и педагогическая антропология. Личность как социокультурный тип человека. Маска, персона, личность в работах М. Мосса. Обусловленность типа личности социокультурным окружением. Типы воспитания и социализации детей. Типы культур с точки зрения механизмов наследования ценностей и знаний.

Социализация как приобретение навыков адекватно реагировать на требования социальной среды, обучение выполнению социальной роли. Работы Д. Мак-Леннан. Роль игры в процессе социализации. Принятие роли другого. Социализация посредством языка. Эмоциональная социализация (К. Гирц). Институты социализации в бесписьменном обществе. Инициация и посвящение. Институты воспитания и образования в современном обществе.

Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии.

1. Психологическое направление в социально-антропологических исследованиях. К концуXIX - началуXX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней третиXIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия. Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления — Евгений Валентинович ДЕ РОБЕРТИ (1843—1915). Основные работы Де Роберти по социологии и этике, написанные на русском языке: “Социология” (1880), “Прошедшее философии” (1886), “Новая постановка основных вопросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы вселенной” (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” (1915).

2. Психологическая и педагогическая антропология. Психологическая антропологияизучаеткультурус психологической точки зрения. Это означает, что она не описывает культуру как данность, а исследует ее какпроцесс. Такой подход трансформирует сам взгляд на культуру. Нам необходимо знать, из каких компонентов состоит культура, как эти компоненты соотносятся между собой, образуя единую структуру, каковы механизмы функционирования культуры, как она преломляется в своих носителях и регулирует их коммуникацию и взаимодействие, каковы принципы ее трансформации, что обеспечивает ее стабильность и ее подвижность. В идеале психологическая антропология представляет собой взаимосвязанный комплекс наук, которые в своей совокупности помогут нам построить теорию взаимосвязи культуры и психологии как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Но прежде всего мы должны поставить вопрос о самом наличии взаимосвязи между культурой и психологией.

Этот вопрос внешне представляется банальным, поскольку связь культуры и психологии кажется очевидной. Однако на деле это не так. Те связи, которые внешне воспринимаются нами как очевидные, при научном исследовании могут оказаться иллюзорными. бесспорно именно человек придает предметам значения и что эти предмета, таким образом, отразились в психики человека, став ментальными значениями. Итак, культура, с точки зрения психологической антропологии, — это система ментальных значений, которая охватывает все аспекты мироздания, как материальные, так и идеальные, так и психические, если они лежат внутри принятых культурой рамок, и которая представляет собойструктуру, в которой все компоненты жестко взаимоувязаны и взаимозависимы. Вопрос в том, каковы принципы, лежащие в основе этой структуры. Ведь очевидно, что для каждой культуры, коль скоро культуры значительно отличаются друг от друга, эти принципы свои, неповторимые. Вот эти принципы и изучает психологическая антропология.

Пед антропология уже есть. Педагогическая антропология входит в педагогику как ее составная часть. На педагогической антропологии покоится теория образовательно-воспитательных процессов.

3. Личность как социокультурный тип человека.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:

содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;

степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;

степенью осознанности человеком своего места в обществе;

содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;

спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что сотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Если подходить к подсчёту количества современных теорий личности формально, то существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть, в свою очередь, оценен по пяти параметрам.

4. Маска, персона, личность в работах М. Мосса.Маска или Персона (Persona) —архетип, согласноК. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека. Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой. По мнению М. Якоби, у личности, находящейся в согласии, как со средой, так и с собственной жизнью, Маска – это всего лишь тонкая защитная оболочка, помогающая её естественным отношениям с окружающим миром. В то же время, говорит Джемс А. Холл, неразвитая Персона делает человека очень чувствительным, он ощущает угрозу даже в обычных взаимодействиях с окружающими. Здесь надо подчеркнуть, что образ Персоны принадлежит к коллективному, а не личному «я» человека.МОСС: «Обязанность давать сост. сущ-сть потлача(дар). Вождь должен устр-ть потлач за себя, св. сына, зятя или дочь, за св. умерших. Он сохраняет свой ранг в племени (и в дер-не, даже в собств. семье, он поддерживает свой ранг среди вождей в нац. и междун. масштабе, только если докажет, что духи и бог-во постоянно посещают его и доказать наличие этого бог-ва он может, лишь тратя его и распр-яя, унижая др., помещая их в тени своего имени. Потерять престиж — значит одновременно потерять душу: это действ-но "лицо", танцев. маска, право воплощать дух, носить герб, тотем; это действ. вступает в игру персона, которую теряют в потлаче, в игре даров как теряют их на войне или вследствие ритуальной ошибки. Во вс. эт. общ-вах спешат давать. Дар. подарки, распр. плоды и добыч. - все это делается из страха наруш. этикет и потер. св. ранг.

5. Обусловленность типа личности социокультурным окружением врожденность типа личности не доказана, но с практической точки зрения эту идею все-таки можно принять, поскольку реальные многочисленные наблюдения показывают два момента — во-первых, тип действительно проявляется очень рано, а во-вторых, в течение жизни тип не меняется. С возрастом и с взрослением тип может сглаживаться, но в основе своей человек так и остается тем, кем он был —интровертом или экстравертом.прежде всего, поскольку часто бывает такое непонимание: быть экстравертом — это не везение, а быть интровертом — не трагедия. Оба типа хороши и плохи совершенно в равной степени — главное знать свои сильные и слабые стороны, чтобы активнее использовать одни и находить способы компенсировать другие.Психологический тип — это не приговор, а такая же особенность, как принадлежность к тому или иному полу. Нужно учиться жить с тем, что есть, а не пытаться строить из себя то, чем не являешься. Особенно это касается интровертов, которые очень уж часто хотят стать экстравертами и тем самым предают свою природу..Сильнее всего психологический тип сказывается в отношениях. Например, можно сказать, что ВСЕ счастливые пары состоят из дополняющих типов. Кто в паре интроверт, а кто экстраверт, не важно, главное, чтобы типы были разные.Двум интровертам вместе слишком скучно, поскольку оба ждут инициативы друг от друга, но оба же ее и не проявляют. А двум экстравертам вместе слишком «весело», поскольку каждый хочет всего и сразу, и одеяло очень скоро начинает трещать по швам.Гармоничное взаимодействие возможно только между противоположностями. Интроверт и экстраверт в обществе друг друга чувствуют себя лучше всего, но не всегда это понимают, поэтому ищут друзей среди представителей своего вида, а потом сами же не знают, куда их девать. А противоположный тип может казаться каким-то слишком не таким, чтобы с ним связываться.То же касается дружеских и профессиональных отношений. Лучшие друзья и партнеры — из двух противоположных типов. Также принадлежность к тому или иному типу определяет те сферы деятельности, в которых человек сможет раскрыться лучше всего. Экстраверты, например, хорошие ораторы и коллективисты, они по своей природе «люди сцены» — из них получаются лучшие вдохновители и продавцы (любого масштаба). А интровертам ближе работа индивидуальная, аналитическая или творческая, такая, где не нужно будет постоянно носиться взад-вперед и разговаривать без умолку.

6. Типы воспитания и социализации детей.Социализация - двусторонний процесс,включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта , идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения ,посредством  его активной социальной деятельности.Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняетсистема культуры. Представляя собой саморазвивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, образцов поведения, культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель социализирующая роль культуры оказывается неразрывно связанной с индивидуализацией — процессом, в котором проявляется избирательность каждой личности в усвоении тех или иных норм или ценностей культуры. В творчестве того же Ф. М. Достоевского мы находим обширную галерею индивидуализированных типов личности — самовлюбленного индивидуалиста Николая Ставрогина, доброго, мягкого и бескорыстного «идиота» — Льва Мышкина, циничного аналитика-- бунтаря Ивана Карамазова, добрую и самоотверженную Сонечку Мармеладову и т. п. Органичное взаимодополнение социализирующей и индивидуализирующей функций культуры прекрасно воплощено в творчестве Л. Н. Толстого, О. де Бельзака и других выдающихся мастеров культуры, нашло свое преломление и конкретизацию в деятельности американских социологов, поборников культурного детерминизма (Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бенедикт, в частности, утверждал, что личности — это крошечные копии окружающей их культуры, поэтому «культура — предписание личности». Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: «культура — это источник личности»..

Осн.мех-ми соц-ции как восп-ия м. рассм. след.:

# инфо-образ-ый – организ-ная деят. по распр. и внедрению в сознание Ч знаний о нормах поведения, дух. ценн., трад., запр., законах и т.д.;

# стимуляцион. - призван побуждать Ч к деят-ти определённой направленности при помощи мат-го, дух., а ин. и физ. поощрения или наказания;

# регулят.-контролир. – система должных эталонов, ориентации, предписания, которые м. б. деонтическими (предпис-ми) и недеонтич. ("привл-ми", стимул-ми, воодушевл-ми);

# организ.-регулир. механизм, основыв. на социализирующем воздействии прав, обяз. и полномочий Ч в колл-ве, вытекающих из его общественного положения, статуса и выполняемых функций.

П. Бергер и Т. Лукман 2 уровня индивидуальной социализации (самосоц-ции), т.е. обретение себя как члена общества.Первичная соц-ция осуществляется в детском возрасте, когда ребенок идентифицирует себя с мамой или бабушкой и только ч/з них воспринимает окружающую действительность.Вторичная социализация основана на непосредственном восприятии индивидом норм, идеалов и требований институтов "сист-го мира". В психолог. т. Л разработаны различные варианты инд. социализации. -Ж. Пиаже -в основу механизма социализации ставит познание и выдел. след. этапов самосоц-ции: сенсомоторный (до 2 лет) – умение ребенка сохранять образы (матери, игр-ки) и реагир. на их присутствие или отсутствие; предоперацион. (2-7 лет) – умение различать символы и понимать их значение (реб-к стр-т дом из песка, игр. с куклой); конкр. операций (7-11 лет) – ум. мысленно совершать опр. действия (считать); формальных опер. – ум. осмысл. нравств. пробл., оцен. противореч. события.

Кравченко:Cоциализация представляет собойпроцесс усвоения культурных норм и освоении социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуютличностью.

От социализации надо отличатьадаптацию(ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям),обучение(приобретение новых знаний),воспитание ( целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида),взросление(социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет),возмужание(физико-физиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте)

Типы культур с точки зрения механизмов наследования ценностей и знаний.

7. Роль игры в процессе социализации.Игра – способ осмысления мира и способ найти себя в этом мире. Ребёнок раскрывается в игре. С помощью игры можно «проигрывать» трудные ситуации, и избавляться от страха. В процессе игры девочки «примеряют» на себя различные социальные роли: мамы, жены, подружки, тем самым неосознанно готовясь к взрослому миру. примером чего может служить известная игра “в дочки-матери”, в которой находят свое отражение проблемы семьи и совместного существования. Мальчики соответственно – роль мужа, воина и т.д. Эриксон: Стадии игры – 1. аутокосмическая (открывается свое «я»)2. микрокосмическая (мир игрушек, предметов)3. макрокосмическая (мир совместных действий) Функции игры:1. социализирующая 2. коммуникативная 3. помогает высвободить энергию 4. выступает как подготовка к будущей жизни 5 регламентирующая (учатся следовать правилам) Последняя функции очень важна, т.к. ребенок учась следовать правилам в игре,  во взрослой жизни встретить меньше препятсвий, нежели ребёнок, который не любил играть по правилам.

8. Принятие роли другого Касаясь внутрипсихического социального контроля, Мид говорил о людях как “исполняющих роль обобщенного другого”, понимая под этим то, что каждая личность подходить к своему миру с точки зрения культуры своей группы. “Каждый воспринимает, думает, составляет суждения и контролирует себя согласно рамкам представления группы, в которой он задействован. Так как он определяет объекты, других людей, мир и себя с перспективы, которой он обладает вместе с другими, он может представлять свою линию действия со своей обобщенной точки зрения, предсказывать реакции других, сдерживать нежелательные импульсы и, таким образом, контролировать свое поведение. Социализированная личность — это общество в миниатюре; она устанавливает для себя такие же стандарты поведения, как и для других, и судит себя с той же самой точки зрения. Она может определять ситуацию должным образом и сознавать свои обязанности даже в отсутствии других, потому что ее перспектива всегда берет в расчет ожидания других. Таким образом, именно способность определять ситуации с той же самой точки зрения, как и другие, и делает возможным личный контроль. Когда Мид говорит о принятии роли обобщенного другого, он не имеет в виду людей, но перспективы, общие с другими в их деятельности.” Последовательность в поведении человека в широко разнообразных контекстах должно объясняться с точки зрения его организованной перспективы. Коль скоро личность заимствует от своей группы мировоззрение, оно становится его ориентацией по отношению к миру, и она проносит его через все новые ситуации. Таким образом, иммигранты и туристы зачастую неправильно интерпретируют те странные для них вещи, которые они видят. Хотя референтно-групповое поведение обычно изучается в ситуациях, где кажется, что возможен выбор, сам актор часто не сознает, что существуют альтернативы.

9. Социализация посредством языка. "Антропологи издавна интересовались языком и коммуникацией как процессами, посредством которых дети становятся полноправными носителями своей культуры. Сейпир в своей классической книге утверждал, что язык великий рычаг социализации, возможно, величайший из всех существующих. Гирц рассматривал эмоциональную социализацию как коммуникативный процесс, посредством которого аффективные и межперсональные сообщения передаются ребенку по вербальным и невербальным каналам. Таким образом, язык рассматривался как фундамент процесса социализации. язык играет привилегированную роль в процессах социализации из-за своей универсальности и силы. Чтобы быть компетентным носителем культуры, субъект должен уметь говорить так, как принято в культуре. Эксплицитные инструкции для социализации детей используются в самых разных культурах. поскольку язык может репрезентировать события, происходящие не только здесь и сейчас, он используется, чтобы напомнить детям о событиях прошлого, рассказать о событиях, что еще не произошли, предостеречь от возможных неприятностей и перекинуть мосты между этими потенциальными мирами.

Эмоциональная социализация (К. Гирц).

10. Институты социализации в бесписьменном обществе Главными институтами социализации в бесписьменном обществе были: род(семья, община)- девочки вместе с мамами готовили обед, делали посуду, мальчики – ходили на охоту; религия – участие в различных обрядах, почитание традиций, канонов.

11. Инициация и посвящениеИнициация (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества.

Например, посвятительный обряд в родовом обществе, связанный с переводом подростков в класс взрослых (юношей и девушек — в мужчин и женщин). Корни обряда можно проследить в глубокой древности, практически у всех народов. Инициация обычно сопровождается праздничным обрядом, нередко с различными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением татуировок, телесных повреждений, укусами муравьёв, хирургическими вмешательствами и т. д.). Нередко применялись различные средства, вызывающие сонливость или значительное снижение болевой чувствительности, благодаря чему создавались условия для преодоления болезненных испытаний. Мифы и предания древнего, дородового периода истории свидетельствуют о многообразии обрядов. Термин часто имеет отношение с переходом от детства до взрослой жизни, и может вовлечь секретные или частные процедуры и/или болезненные и трудные испытания прежде, чем новичок мог стать «реальным» или «принятым» в сообщество мужчиной или женщиной.

Своеобразным отголоском обряда инициации является принятие воинскойприсяги.

Обрезание крайней плоти висламе ииудаизме.

Крещение вхристианстве.

12. Институты воспитания и образования в современном обществе.Социальные институты воспитанияв современных условиях нашего общества включают в себя: семью, систему дошкольных детских учреждений, систему народного образования (школа, ПТУ, техникум, вуз), систему воспитательного взаимодействия в трудовых коллективах, систему воспитательного воздействия в рядах армии, систему воздействия юридических органов, систему средств массовой информации и пропаганды, систему культурно-просветительских учреждений и зрелищных заведений, систему воспитательной работы по месту жительства граждан, систему воспитательной работы в общественных и кооперативных организациях.

Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии на http://mirrorref.ru


Возможно Вы хотите оставить комментарий по поводу учебной работы

Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

2. Человек как личность в философской антропологии

3. Функционализм в социальной антропологии

4. Исследование хозяйства в социальной антропологии

5. Этнопсихологическая школа в социальной антропологии

6. Социологическая школа в социальной антропологии

7. Проблематика пола и гендера в социальной антропологии

8. Символическое и интерпретативное направление в социальной антропологии

9. Мир человека и повседневность в контексте социальной антропологии

10. Эволюционно-исторические методы исследований в социальной антропологии