Новости

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

Работа добавлена:






ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ на http://mirrorref.ru

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

культуры и искусств»

Кафедра психологии и педагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

                                                                               Выполнила

студентка III курса

ФМИ, группы 318

Попович М.Я.

Научный руководитель:

Игнатович В.Г.

Минск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……4

ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

  1. Проблема педагогической организации процесса адаптации в современной педагогике………………………………………….………………….6
  2. Организация процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе……………………………………………………………………11
  3. Особенности процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе …………………...……………………………………………………..15

Выводы по главеI……………………………………………...19

ГЛАВАII. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

  1. Организация исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе…………..……………………………………………………….…20
  2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников…………………………………………...24
  3. Методические рекомендации по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе…………………………………………………………….30

Выводы по главеII………………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………..…………….36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………...………………..….38

ВВЕДЕНИЕ

Поступив в университет, молодые люди  начинают новый, сложный этап в своей жизни. Студенчество – это особое время, когда на плечи былых школьников ложатся тяжелые испытания, связанные с налаживанием контакта с новыми людьми, тяжелыми программами обучения, отдалением от дома, привыканием к новому образу жизни и т.д. Все эти, а также многие другие факторы заставляют приспосабливаться к себе, а выражаясь правильнее – адаптироваться. Адаптация является сложным и неприятным процессом, даже по отношению к простым биологическим факторам, таким как, адаптация к яркому свету, громкому звуку и др. А ещё вчерашние школьники сталкиваются в университете с целым комплексом проблем и сложностей, к которым нелегко привыкнуть. Следует также принимать во внимание, что в юношеском возрасте важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется целеполагание (способность строить жизненные планы), мировоззрение, общественная позиция. При нормальном развитии, в юности достигается социальная зрелость.  А ведь сложности в адаптации могут помешать развитию всех вышеперечисленных качеств и пагубно отразиться как на успехах студента в учёбе, так и на формировании его личности в целом.

Механизмы адаптации сложны и многогранны.  Недостаточная осведомлённость педагога  о них, может повлечь за собой серьёзные проблемы. Неправильно понятые реакции, поступки, поведение студента-первокурсника могут расцениваться, как невоспитанность, дикость или даже психоневрологическое расстройство, хотя истинная причина кроется, непосредственно в прохождении процесса адаптации. Исходя из этого, можно утверждать, что  рассматриваемая проблема является актуальной и требует пристального внимания и детального изучения.

Необходимой для каждого вуза является разработка методов и средств работы, направленных на организацию процесса адаптации студентов, проведение общих обязательных опросов, для выявления индивидов, столкнувшихся с рассматриваемыми сложностями. Также,  важным для каждого педагога, является индивидуальная помощь студентам, организация бесед, тренингов, упражнений, консультаций и прочих методов, направленных на облегчение прохождения процесса адаптации.

Цель исследования: изучить особенности педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.

Объект: процесс формирования педагогической организации адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.

Предмет: методы и средства педагогической организация процесса адаптации студентов-первокурсников.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
  2. Изучить особенности и проблемы процесса адаптации у студентов.
  3. Провести педагогический эксперимент для выявления наиболее эффективных путей процесса адаптации студентов-первокурсников и разработать соответствующие рекомендации.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической  литературы, проведение эксперимента.

База исследования: «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

ГЛАВАI ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

  1. Проблема педагогической организации процесса адаптации в современной педагогике

Адаптация (лат. adaptation - приспособление) - термин, введенный в научный оборот физиологами в конце 18 века; в самом общем виде  означает  совокупность приспособительных реакций, в основе которых лежит активное освоение среды, ее изменение и создание необходимых условий для успешной деятельности[19, с.73]. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды.

         Проблема педагогической организации процесса адаптации особенно актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него правил жизни и учебы в ВУЗе. На протяжении первого года обучения происходит вхождение студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности[7, c.159]. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:

  1. Приспособление к новой системе обучения.
  2. Приспособление к изменению учебного режима.
  3. Вхождение в новый коллектив.

    Проблемы педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе:

1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. Неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков самостоятельной работы; конспектирования, работы с первоисточниками, словарями, каталогами);

4. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

5. Страх публичных выступлений перед однокурсниками и авторитетными вузовскими преподавателями;

6. Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких[4, с.210-211].         Успешное решение этих проблем связано с внедрением такой формы взаимодействия со студентами,  которая бы способствовала более эффективной адаптации первокурсников на разных уровнях:

- образовательном (адаптация к учебной деятельности),- психологическом (развитие мотивации к обучению, уверенности в себе),- межличностном ( обеспечение процессов эффективного межличностного взаимодействия)[13, с.294].

Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в ВУЗе закладываются основы профессионализма, формируются потребность и подготовленность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.

Первый год обучения особенно важен с точки зрения адаптации студентов к обучению в вузе. Учебные нагрузки в университете принципиальным образом отличаются от школьных нагрузок Информационная насыщенность учебного процесса, больший процент аудиторных, наличие особых форм организации учебной деятельности – все это повышает тревожность у первокурсников и существенно влияет на процесс адаптации.

   Для многих высокие требования учебного процесса нередко приобретают характер травмирующих факторов. Постоянное умственное и психическое напряжение, а также нарушения труда, отдыха и питания часто приводят к срыву процесса адаптации и развитию заболеваний[1, с.67]. Следует отметить, что нередко процесс социально-психологической адаптации первокурсников протекает стихийно. А между тем не все студенты, попадая в атмосферу вуза, способны быстро адаптироваться. Отсюда возникает необходимость усовершенствовать процесс адаптации вчерашних абитуриентов к вузовской жизни.

   Итак, под адаптацией в высшем учебном заведении понимается процесс приспособления студента к условиям обучения в данном вузе, к новой для него организации интеллектуальной деятельности, к другим различным внешним факторам – таким как новый коллектив, система обучения и др.

   В общем процессе адаптации выделяют две стадии:

1) адаптивная реакция, характеризующаяся напряжением личностной системы, что выражается в резком увеличении количества межфункциональных связей и наиболее интенсивном периоде личностных преобразований;

2) адаптивная стабилизация, которая характеризуется уменьшением напряжения личностной системы, выражающемся в уменьшении количества межфункциональных связей и наименее интенсивном периоде формирования адаптивных характеристик[14, с.197].

   Переход от одной стадии к другой совершается через пик адаптивной нагрузки, когда напряжение личностной системы достигает максимума. Такие же стадии выделяются и в процессе адаптации к вузу. Привыкание к новым условиям посредством изменения уже сформировавшихся социально-психологических стереотипов имеет широкое поле осуществления: учебно-воспитательный процесс, рациональное использование бюджета, времени, сфера формального и неформального взаимодействия и др.

Проблема адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе  в каждом определенном направлении различна по степени трудности и особенностям,  которые зависят от индивидуальных особенностей студентов к восприятию и освоению новой среды и от особенностей высшего учебного заведения[10, с.299].

Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, «ломкой» прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями, высокой тревожностью и внутренним напряжением. У ряда студентов это может привести к определенным трудностям и формированию деформированной социальной роли «студента», а именно: подмена реального чувства взрослости такими поведенческими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я» (курение, манера общения). Это сопряжено для студентов с определенными трудностями, которые проявляются в нежелании учиться, посещать учебное заведение.

Проблема социально-психологической адаптации личности широко исследуется и в зарубежной психологии: Фрейд З., Адлер А., Эриксон Э., Олпорт Г., Роттер Д., Роджерс К. и другие. П. А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приѐма к условиям высшей школы. В процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности[7, с.98]. В основе адаптации личности как динамического явления лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды, и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта. Разрешение этих проблем путѐм перестройки деятельности и поведения личности, а также регулирующего влияния объективных факторов на процесс взаимодействия личности и среды, обуславливает динамику процесса адаптации, показателями которой выступают качественные изменения в структуре личности и моделях еѐ поведения в новой ситуации.  Процесс адаптации имеет решающее значение в поддержании адекватных соотношений человека и среды. Процесс установления оптимального соответствия личности студента и требований вуза в ходе осуществления свойственной деятельности позволяет удовлетворить и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая, в то же время, соответствие психической деятельности требованиям обучения[7,с.100].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Выявление трудностей, выступающих перед студентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

  Резкий перепад характера контроля учебного процесса в школе и вузе приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянным проверкам со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление.

   Решение проблем педагогической организации процесса адаптации позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, сохранить знания, полученные в средней школе, выработанную привычку к дисциплине и труду; усилить интеллектуальный потенциал.

  1. Организация процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе

       Одним из важных моментов в организации процесса адаптации  остается кураторская работа со студентами-первокурсниками. Целенаправленная работа вуза по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности должна быть организована с использованием соответствующих форм и методов воспитательной деятельности. Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 4-5 лет, так и к новым правилам и нормам университета. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители[16, с.90].

Организация процесса адаптации студентов-первокурсников очень значима, сложна и требует большого количества времени. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения[2, с.213-216].

  Поэтому в непростой работе проффесорско-преподавательского состава и кураторов с академическими группами первого курса можно выделить несколько моментов:

1.Ориентация в пространстве вуза – обычно решается путём проведения экскурсий. Однако это не везде и не в полном, необходимом для студентов первого курса объёме проводится.  Более того, данное мероприятие может осуществляться фрагментарно и даже не в начале первого семестра[5, с.174].

2. Создание специального документа, сформированного по аналогии материалов для поступающих в вузы. Это может быть пособие, отражающее следующие вопросы: структура университета; правила внутреннего распорядка, которые необходимо знать студенту-первокурснику; права и обязанности студентов; информация об экзаменах и зачетах, которые будут сдавать студенты на протяжении первого года обучения в университете; критерии оценки знаний студентов во время текущего контроля и экзаменационной сессии; информация о должностных лицах администрации университета, телефонах и адресах кафедр (с указанием городского транспорта, номера маршрута и названия остановки). Учитывая мобильность учебного процесса, его постоянное совершенствование, целесообразно ежегодно к 1 сентября актуализировать эти материалы и предоставлять пользователям их в машиночитаемой форме. При необходимости, желающие самостоятельно или с чьей-то помощью смогут частично или полностью распечатывать их. Подобные материалы можно формировать не только для студентов первого, но и других курсов вуза. При этом они будут иметь различное наполнение, учитывающее особенности изучения конкретных дисциплин на каждом курсе[21, с.104].

Также одним из важных моментов организации процесса адаптации является совместная работа куратора группы и психологической службы университета. По просьбе куратора психологом каждого факультета проводится психологическая диагностика студентов с целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. По результатам диагностики и по мере необходимости психологом проводятся индивидуальные консультации студентов по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений, проводится консультационная служба в студенческих общежитиях. Проводятся индивидуальные консультации по запросам на протяжении всего учебного года. Результатом такой совместной работы будет являться улучшение адаптационных возможностей студентов к специфическим условиям высшей школы[11, с.301].

 Организация процесса адаптации включает в себя  учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, преподаватели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.   Разумно организованная деятельность педагогов  должна приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению, что усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения можно в любом возрасте при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам значительно возрастают, но далеко не беспредельны. Возраст сдерживает развитие и диктует свои законы[2, с.123].

Поэтому, для облегчения прохождения студентами процесса адаптации, целесообразным является изучение особенностей юношеского возраста.

Основными социально-психологическими и возрастными характеристиками любого периода развития личности являются: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, сфера общения, психические новообразования, - характеризующие интеллектуальное, эмоциональное развитие и т.п.

С усложнением жизнедеятельности в юношеском возрасте (с 19 до 28 лет) происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение. В юности "появляется" все больше "взрослых" социальных ролей - с вытекающей отсюда бо́льшей мерой самостоятельности и ответственности юношей и девушек[6,c.28].

Ведущая деятельность в юношеском возрасте в целом - учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активно побуждать учебную деятельность в юношеском возрасте[18,c.43]. В юности проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности — стремление приобрести социально значимую профессию.

Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что правильная организация процесса адаптации является важнейшим компонентом успешного обучения студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе. Целенаправленная работа вуза по адаптации студентов первого курса к новым условиям их жизнедеятельности должна быть организована с использованием соответствующих форм и методов воспитательной деятельности.

Неотъемлемой частью организации процесса адаптации являются кураторы учебных групп. Именно их грамотный и индивидуальный подход может стать залогом дальнейшего успешного обучения студента. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. Успех деятельности куратора группы 1-го курса во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих эффективность управления адаптационным процессом  первокурсников к учебному заведению.

1.3.Особенности процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности.

Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья[2, с.48].

 К особенностям процесса адаптации студентов-первокурсников относят следующие уровни прохождения адаптации:

  1. .Приспособление к новой системе обучения.
  2. .Приспособление к изменению учебного режима.
  3. .Вхождение в новый коллектив.

В традиционном плане адаптация студентов первого курса рассматривается как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:

-  адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);

- адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);

- адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств)[8, с.172]. В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.

Особенности процесса адаптации включают в себя следующие моменты:

1) Профессиональная адаптация – это приспособление к структуре высшей школы, содержанию и компонентам учебного процесса, особенностям избранной профессии. Выделяют такие основные формы затруднения профессионального характера: неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовленность к ней, непривычность университетской системы обучения, перегруженность учебных планов большим количеством экзаменов и зачетов, перегруженность учебных программ новой информацией, сложность и новизна изучаемых предметов и др.[15, с.61].

          2) Социальная адаптация – процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности студенчества как особой социальной группы. Социальная адаптация связана с такими затруднениями как: трудности в организации своего быта, большая и неравномерно распределенная нагрузка, материальные затруднения, жилищные проблемы, слабое здоровье, необходимость совмещать учебу с работой и др[15, с.65];

          3) Психологическая адаптация рассматривается как привыкание к новым психологическим условиям и выражается в формировании положительных взаимоотношений с преподавателями и сокурсниками. У первокурсника могут возникнуть следующие затруднения: отрицательные переживания, связанные с уходом с привычного места обучения, неумение осуществлять психологическое саморегулирование, трудности в налаживании отношений с сокурсниками, трудности в общении с преподавателями и др.;

           4) Дидактическая адаптация, связанная с новыми условиями организации учебного процесса в вузе. Она сопровождается такими затруднениями как неумение пользоваться читательским фондом учебного заведения, изменение контроля за успеваемостью, изменение опросной системы и др[12, с.16];

           5) Может выделяться также биологический аспект адаптации, который связан, прежде всего, с перестройкой организма применительно к новым условиям и режиму жизнедеятельности.

Вопросы особенностей процесса адаптации студентов в вузе рассматривались различными авторами:

• А.А. Алдашева считает, что в процессе адаптации личность не только изменяется сама, но и изменяет окружающую среду.

• В. В. Лагерев отмечает, что адаптация – это динамичный, многосторонний процесс выработки устойчивых навыков по удовлетворению требований, предъявляемых к личности[5, с.93]. Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде вуза приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в процессе освоения образовательной среды.

Существует несколько точек зрения по видам адаптации. Некоторые считают, что деление на виды не целесообразно. Другие ученые выделяют общую и профессиональную адаптации.

 Общая адаптация - это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды.

  Профессиональная адаптация - это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Качество профессиональной подготовки студентов формирует уровень его профессиональной деятельности[14, с.282].

    Можно выделить этапы, становления специалиста в процессе профессионального обучения. Первый этап - это этап первичной учебно-профессиональной адаптации, когда происходит ломка старого школьно-домашнего стереотипа поведения и формируется новый, существенно отличающийся от прежнего (1–3 семестры). Второй этап - это профессиональная интенсификация охватывает 4–6 семестры. Третий этап - идентификация, этап характерен для 7–10 семестров. При этом на старших курсах происходит интеграция в социальную среду вуза, адаптация к избранной профессии и специальности[2, с.175].

Привыкание начинающих студентов к новым условиям жизнедеятельности, связанное с переходом в другой социальный статус, является непростым процессом, который существенно определяет в дальнейшем морально-психическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Успешность адаптации первокурсников в вузе является одновременно и условием развития адаптационных способностей будущего специалиста, что в дальнейшем поможет справиться начинающему учителю с трудностями первоначального этапа профессиональной деятельности. Важным фактором успешной учебной деятельности первокурсников является мотивация к будущей профессии, которую необходимо в процессе проведения занятий формировать, закреплять и развивать. Одним из условий формирования устойчивой мотивации к педагогической профессии является создание ситуации успеха в процессе включения первокурсников в различные виды деятельности, что обеспечивает положительный эмоциональный фон их студенческой жизни. Поэтому необходимо сделать процесс адаптации целенаправленным, управляемым организаторами учебной и внеучебной работы в вузе.

Выводы по главе I:

Знание педагогами сущности адаптации, изучение её причин, развития, стадий, должно помочь ему в организации своей деятельности по отношению к студентам-первокурсникам. Эти знания должны быть направлены на разработку планов и программ администрацией университета, для облегчения  прохождения процесса  адаптации первокурсниками.

Одной из эффективных форм управления адаптационным процессом является кураторство. От куратора группы во многом зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы.

Выявление трудностей, выступающих перед студентами на первом курсе в вузовской системе обучения, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний.

ГЛАВАII. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

2.1. Организация исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе

Для выявления особенностей процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни  вузе был проведен анкетный опрос среди студентов первого курса Белорусского государственного университета культуры и искусств факультета музыкального искусства 118 группы .

 Цель эксперимента - определить уровень педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.

В группе преобладает хорошее настроение, позитивный настрой на учебную деятельность. Студенты отзывчивы и внимательны друг к другу, оказывают помощь в учебе. Успеваемость хорошая. Психологический климат в коллективе теплый. 

Со студентами было проведено исследование по методике Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».

Методика предназначена для исследования адаптированности студентов  в  вузе и включает в себя две шкалы: адаптированность  к  учебной  группе  и адаптированность к учебной деятельности.

Методика может использоваться для выявления  студентов,  испытывающих  трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности. А также  для методического обеспечения психологического сопровождения адаптации студентов в вузе, для исследования эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной работы со студентами, а также в практике  преподавания  курсов  педагогической  психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и колледжах[16, с.67].

Поступление в вуз и обучение в нем сопровождается включением  вчерашних выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду,  что является пусковым механизмом  процесса  адаптации.  Успешность  адаптации  предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и  их  готовность к преодолению различного рода  трудностей,  возникающих  в  процессе обучения.

В психологической адаптации студентов в вузе  принято,  в  частности, различать виды:

   -  адаптацию к условиям учебной  деятельности  (приспособление  к  новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному  режиму  труда  и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.);

    - адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников,  усвоение  его  правил, традиций);

    - адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств)[17, с.184].

  По мнению авторов методики адаптированность студентов  к  обучению  в  вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:

     1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;

     2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;

     3) способность придавать происходящему в вузе  желательное  для  себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.

 Методика "Адаптированность студентов в вузе" представляет собой набор  из 16 суждений, по отношению к которым студенты  должны  выразить  степень своего согласия.

 Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр  в  баллы  в соответствии с ключом и последующего суммирования  полученных  баллов  отдельно по каждой шкале и методике в целом.

 Методика «Адаптированность студентов в вузе»

Инструкция. С целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.

Варианты ответов: «Да» – 2; «Трудно сказать» – 1; «Нет» – 0.

Список суждений :

1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.

2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.

3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.

4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.

5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.

6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.

7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.

8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.

9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.

 10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.

          11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.

           12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.

 13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.

 14. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.

 15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.

  16. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.

  1. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников

          Обработка результатов осуществлялась путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом. Прямые суждения (цифра 0 означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14. Обратные суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16.

Шкала адаптированности к учебной группе. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.

Шкала адаптированность к учебной деятельности. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.

Анализ результатов, представленных на рис.1, показал, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной группе, 33% студентов (5 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной группе, 60% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной группе. Дезадаптированных к учебной группе студентов нет. Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной группе нет.

Также по результатам исследования отмечено, что 7% студентов (1 человек) имеют пониженный уровень адаптированности к учебной деятельности, 26% студентов (4 человека) имеют повышенный уровень адаптированности к учебной деятельности, 67% студентов (10 человек) имеют средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Дезадаптированных к учебной деятельности студентов нет. Студентов с высоким уровнем адаптированности к учебной деятельности нет. 60% студентов (9 человек) имеют повышенный уровень интегративной адаптированности, 40% студентов (6 человек) имеют средний уровень интегративной адаптированности. Студентов с низким, пониженным и высоким уровнями интегративной адаптированности нет.

                                                                                          Рис. 1 

Таблица

Инициалы студента

Уровень адаптированности к учебной группе

Уровень адаптированности к учебной деятельности

Уровень интегративной адаптированности

1

Попелева В.

пониженный

пониженный

Средний

2

Мельничек В.

средний

повышенный

Повышенный

3

Гайдук Е.

повышенный

средний

Повышенный

4

Сачковский А.

средний

средний

Средний

5

Маленьких М.

средний

повышенный

Повышенный

6

Соколовская А.

повышенный

средний

Средний

7

Козел А.

повышенный

средний

Средний

8

Баева Е.

средний

средний

Повышенный

9

Сидорчук Д.

повышенный

средний

Повышенный

10

Янч Ю.

повышенный

повышенный

Повышенный

11

Полещенков С.

повышенный

средний

Средний

12

Бобкова Д.

средний

средний

Повышенный

13

Рачковский И.

повышенный

средний

Повышенный

14

Бегун С.

повышенный

повышенный

Повышенный

15

Лаптёнок А.

повышенный

средний

Средний

       Полученные результаты могут быть полезны при разработке комплексного психологического сопровождения студентов, которое будет способствовать преодолению проблем адаптационного периода, достижению успешной личностной адаптации.

Интерпретация: 

Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют о том, что студент чувствует себя в группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться к ним за помощью.

Высокие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

Низкие показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях. 

По результатам того же исследования только 30% из всех опрошенных первокурсников категорически отрицают необходимость психологической помощи. Еще 30% учащихся затруднились с ответом. Остальные 40% первокурсников считают, что психологическая помощь им нужна в первую очередь при решении следующих проблем: преодоление стресса перед первой сессией; вхождение в новый коллектив; сплочение учебной группы; решение личностных проблем, что видно на рис.2.

Рис.2.

Исходя из представленных результатов, нами разработаны следующие рекомендации по работе с «группой риска» и «дезадаптированными» студентами.

Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладает средний и повышенный уровень адаптированности к обучению в университете. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания. 

  1. Методические рекомендации по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе

Для оптимальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки; способность к сознательной саморегуляции поведения. Специфика первого курса не у кого не вызывает сомнений,  первый из пяти лет, переходный после школы, связан с формированием нового коллектива. Кроме того, для иногородних студентов накладывается еще факторы общежития и отрыва от родительского контроля. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется Студент, закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников за год, а последующие годы не дают столь больших изменений. Большое значение имеет нацеленность будущего студента на конкретный вуз. Резкий перепад характера учебного процесса в школе и вузе приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление[20, с.108].

Поэтому уже в первые месяцы учебы в вузе просто обязательны встречи руководителей деканата со всем курсом, зав. кафедр со своими группами, а также активная работа кураторов.

1 этап – входная диагностика:

Среди студентов – первокурсников и кураторов групп проводится анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной области, связанной с адаптацией первокурсников. Через диагностирование выявляются особенности психологических проблем, затрудняющих адаптацию: мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной  саморегуляции поведения, уровень притязаний, коммуникативные особенности студентов – первокурсников. На основании комплексного психодиагностического обследования формулируются цели и задачи психокоррекционной  работы со студентами по адаптации. Специалистами отдела по социально-воспитательной работе проводится обучение кураторов по реализации  данной программы[13, с.43].

2 этап – социально-психологическое воздействие:

Проводятся социально – психологические мероприятия по адаптации студентов. Психокоррекционные мероприятия подразумевают организацию Т-групп, групп встреч, деловых игр в учебных группах первокурсников при тесном взаимодействии с кураторами.

3 этап - итоговая диагностика: заключительное социально-психологическое обследование студентов-первокурсников после проведения психокоррекционных мероприятий. Оценка эффективности проведения социально-психологической работы.

4-этап – углубленное психокоррекционное воздействие:

Проводится по необходимости  специалистами отдела по социально - воспитательной работе со студентами–первокурсниками имеющими очень низкий уровень адаптации после проведения социально - психологической работы(Приложение 3).

Деятельность куратора должна опираться, на рядпринципов[6, с.243]:

1. «Уважай». Основной принцип межличностного общения, основанный на восприятие любого даже самого нерадивого или недисциплинированного студента как самостоятельной и сформировавшейся личности. Критика действий студентов должна быть аргументированной; нельзя и недопустимо унижать их достоинство; терпение, такт и желание помочь должны стоять на первом месте.

2. «Обучай». Этот принцип включает в себя следующее:

2.1. Информирование студентов о практических сторонах жизни в деятельности филиала: о расположении корпусов и системе взаимосвязи между ними, индексации учебных аудиторий, о службах, которые есть в филиале, и о том, в каких случаях к ним можно и нужно обращаться, о структуре факультета и о его руководстве.

2.2. Формирование морально-психологического климата в группе - привитие традиций учебного заведения, обучение правилам достойного поведения и элементарным основам культуры поведения, внедрение навыков общения.

3. «Доверяй, но проверяй». Студент высшей школы отличается от школьника более широкими рамками свободы. Куратор не обязан выполнять «полицейские» функции, но доверяя студентам в вопросах организации их собственного рабочего времени, наставник, прежде всего, должен довести до сознания каждого понятие «дисциплина». Понятно, что достигается это достаточно жестким контролем.

4. «Формируй». Этот принцип работы куратора имеет долговременный, стратегический характер. Куратор выступает здесь активным фактором воздействия на студента: - на базе изменения личности необходимо подсказать, над чем конкретно надо работать студенту, чтобы он стал полноценным специалистом; постараться сгладить негативные стороны проявления некоторых черт характера; сориентировать студента на достижение реальных целей; научить их реально оценивать свой потенциал. Действенным средством формирования профессионально-нравственной культуры является работа куратора по побуждению участия студентов во внеучебной работе  в любом ее направлении[10, с.167]. Постоянная, систематическая занятость в различных формах внеучебной работы позволяет выработать некоторые профессиональные качества будущих специалистов, соответствующие новому уровню требований культуры:

4.1. Проведение любого внеучебного мероприятия требует четкости, разработанности, умения проявить инициативу, принимать решения.

4.2. Возникновение альтернативных предложений, их обсуждение, поиск наиболее приемлемого варианта неизбежно вызывает споры, противостояние мнений – отсюда необходимость выработки навыков разрешения конфликтных ситуаций, умения находить компромисс, аргументировать свою точку зрения.

4.3. Внеучебная работа требует от студентов высокой личностной организованности, умения распределять свое время таким образом, чтобы получить удовлетворение от проведения мероприятий с наименьшими потерями, не снижая качества обучения.

4.4. Выработка концепции внеучебного мероприятия, разработка плана его реализации, методов и способов проведения мероприятия в значительной мере приучает к творческому отношению к порученному делу. Момент творчества не только имеет самостоятельное значение, но и развивает личность, служит стимулом активной деятельности.

4.5. Совместна творческая работа, развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности[8, с.49].

Ещеоднонемаловажноенаправлениедеятельностикураторавовлечениестудентов в художественноетворчество.Это позволяет раскрывать личности студентов, раскрепощает его, позволяет приобретать те необходимые качества личности, которые затем будут обнаруживаться в практической деятельности и способствовать карьерномуи профессиональномуросту.

«Умение проявить себя»: выбор сферы творчества, любимого занятия, хобби и желание получить общественную оценку своего выбора, прежде всего, заставляет молодых людей определять свои возможности и способности, учит критически относится к себе, объективно выявлять свои «плюсы» и «минусы». Без реального участия в общественных навык «проявить себя» не дает о себе знать[13, с.95]. Кроме того, зачастую студенты даже не нацелены на выявление всех своих способностей

«Умение «подать себя» (заявить о себе): чаще всего это умение вырабатывается методом проб и ошибок, когда личность определяет ту линию поведения, которая наилучшим способом соответствует ей, адекватно выражая устремления. Необходимо иметь в виду, что желание заявить о себе, обратить на себя внимание окружающих – активное начало деятельности и важный мотиватор: ведь пассивное ожидание (тебя сами заменят) непродуктивно. Кроме того, это умение «подать себя» учит внимательно относиться к партнерам (другим людям), определять ответную реакцию на конкретные действия. Внимательное и уважительное отношение к другим – важный момент социально активного поведения.

Без сомнения, выработка умений «подать себя» и «проявить себя», требует, в свою очередь, умелого руководства со стороны старшего поколения: роль куратора сводится не только к стимулированию художественного творчества, но и к критической оценке проявлений этого творчества не только со стороны «старшего поколения», но и со стороны сокурсников.

Соблюдение данных методических рекомендаций способствует быстрой адаптации студентов-первокурсников   к новым условиям жизни в вузе. Методические рекомендации также помогут кураторам и педагогам суметь раскрыть личность студента, раскрепостить, помочь адаптироваться в новых условиях.

Выводы по главе:

На основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладает средний и повышенный уровень адаптированности к обучению в университете. Это свидетельствует о том, что студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками, следуют принятым в группе нормам и правилам, студенты легко осваивают учебные предметы, успешно и в срок выполняют учебные задания. 

     Моё исследование показало, что адаптация студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе является непростым процессом, который существенно определяет в дальнейшем морально-психическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

Педагогическая организация  процесса адаптации в вузе является  очень важным и необходимым компонентом. Так как студенты – это молодые  люди, которые находятся в юношеском возрасте, деятельность университета в данном направлении приобретает свою особенность. Как было отмечено ранее, в юношестве одной из главных черт является самоопределение, причём, как личностное, так и профессиональное. Это значит, что в случае игнорирования педагогами проблем адаптации, у студента  могут возникнуть очень большие проблемы: от явления кратковременной дезадаптации,  до тяжёлого психического расстройства.

Данные утверждения должны поспособствовать активизации компетентных сил университета на помощь студентам. Проведение бесед, кураторских часов, тренингов, направленных на облегчение прохождения процесса адаптации  студентов, является необходимой частью педагогической деятельности каждого преподавателя.

Список литературы:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов /С.Г. Абрамова.–М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.

  1. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности /А.А.Архипова. - Педагогические науки, 2007. - № 3. – 301 с.

  1. Виттенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям / Е.В. Виттенберг. - СПб, 1994. – 236с.

  1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин – 2016. – 11июня. – Режим доступа:http: //respublika.info/4542/science/article24773. – Дата доступа: 22.11.2016

  1. Долгова, В.И. Методология модернизации процессов формирования познавательно - профессиональной активности студентов /В.И. Долгова.- Вестник ЧГПУ №1, 2010. – 71-80с. 

  1. Долгова, В.И. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография / В.И. Долгова, В.А.Ткаченко. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 100 с.

  1. Жогова, А.Р. Адаптационные процессы: [Электронный ресурс] / А.Р.Жогова– 2014. – 28 апреля. – Режим доступа:http: //respublika.info/5891/science/article8992. – Дата доступа: 20.11.2016.

  1. Зинченко, В.П. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - 811 с.

  1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А.Климов. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.-285с.

  1. Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1989.-412с.

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека./И.Ю.Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-194с.

  1. Мисса, И. Проблемы адаптации студентов первого курса в ВУЗе // И.Мисса. - Студенческий научный журнал. 2010, Т.1., №1.-  с.89-93

  1. Пряжников, Л.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ Л.С.Пряжников.- 2-е изд., стер. – М.: МПСИ, Воронеж, 2003.-274с.

  1. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1995. - №20. -20-21 с.

  1. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти: учеб.  пособие/ А.А.Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.- 361с.

  1. Смирнов, А. Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу/ А.Г.Смирнов.-Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы  общеобразовательной и профессиональной школы. – М., 1998. -288с.

  1. Терещенко, А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. // Адаптация учащихся и молодёжи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1996, - с.89-103.

  1. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д.И.Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 305с.

  1. Филатова, Л.О. Преемственность общего среднего и вузовского образования / Л.О. Филатова  // Педагогика. – 2004. – №8. – 63 – 68с

  1. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие/ М.С.Яницкий.  - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999.- 292с.

  1. Якиманская, И.С. Психология и педагогика: учебное пособие / И.С.Якиманская.- Оренбург: Издательство Руссервис, 2008. - 567 с.

Приложение 1

План педагогической организации по адаптации студентов первого курса к новым условиям жизни в БГУКИ.

Наименование проводимых мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные

Изучение и анализ социально-психологических проблем, возникших в процессе адаптации студентов первого курса

В течение года

Социальные педагоги и психологи БГУКИ

Изучение и анализ микроклимата в условиях социальной среды университета

В течение года

Социальные педагоги и психологи БГУКИ

Изучение индивидуальных особенностей студентов группы риска

В течение года

Социальные педагоги и психологи БГУКИ

Выявление и сбор информации о студентах, нуждающихся в психологической и педагогической помощи

В течение года

Социальные педагоги и психологи БГУКИ

Проведение диагностики в процессе первичной индивидуальной консультации с целью выяснения индивидуальных особенностей адаптации

В течение года

Социальные педагоги и психологи БГУКИ

Выявление психотерапевтических ожиданий студентов (анкеты, опросники, вечера вопросов и ответов)

В течение года

Психологи БГУКИ

Индивидуальная психотерапия со студентами, столкнувшимися с проблемами адаптации

В течение года

Психологи

БГУКИ

Групповая психолого-педагогическая работа по сплочению  педагогического коллектива группы

В течение года

Кураторы групп, психологи БГУКИ

Решение конфликтных ситуаций в группе, связанных с адаптацией

В течение года

Кураторы групп, психологи БГУКИ

Групповая психокоррекция по решению проблем, возникших в процессе адаптации студентов первого курса

В течение года

Кураторы групп, психологи БГУКИ

Проведение бесед и консультаций на тему адаптации на кураторских часах

В течение года

Кураторы групп, психологи БГУКИ

Проведение тренингов на сплоченность коллектива группы

В течение года

Кураторы групп, психологи БГУКИ

Привлечение студентов к  общественной и творческой работе, с целью облегчения прохождения процесса адаптации

В течение года

Профкомы студентов, социальные педагоги, кураторы групп

Проведение бесед и консультаций с кураторами групп, по вопросам особенностей адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в ВУЗе

В течение года

Социальные педагоги и психологи БГУКИ

Приложение 2.

Ролевая игра «Давайте познакомимся»

1. Знакомство студентов в группе - знакомствостудентов друг с другом c одновременным высказыванием собственного суждения o путях и мотивах выбора профессии.

Схема знакомства и обсуждения (на выбор):

  1.        Фамилия, имя, какую школу окончил,когда выбрал профессию, что повлияло на выбор профессии, почему выбрал именноэту специальность и учебное заведение, какие интересы, способности и таланты можете у себя отметить.
  2. Куратор предлагает участникам игры познакомится можно начать словами «Представьте себе, что каждый из вас очень хочет побольше узнать друг друга и я предлагаю чтобы по очереди все участники нашего знакомства представили себя в нетрадиционной форме. Например: «Меня зовут Валера. Я люблю подурачится. Я самый старший ребенок в семье. Мой рост 1м.35 см. У меня рыжие волосы. Я обожаю мороженое».
  3. Задание: каждый из участников тренинговой команды в течение 5 минут готовится представить свое имя товарищам. Он не назовет его обычным способом. А должен будет назвать,  нарисовать, обозначить другими символами или через иные ассоциации свое имя. Каждый из игроков имеет право воспользоваться всего лишь тремя такими намеками ( нарисованными или любыми другими). Группа  вслед за этим  пробует назвать его имя.

2. Задание -закончить предложение.

Моя учеба в вузе - это ...Больше всего я люблю ...

Моя будущая профессия – это …

Таким образом, можно проанализировать представление первокурсников об учебе, о своей профессии и предпочтения, интересы студентов.

  1. Упражнения и игры на сплочение, творческую активизацию

и сотрудничество (на выбор).

Разделение на команды.

Для большинства игр и упражнений потребуется разделять участников на команды. Это можно сделать следующим образом, взяв несколько разных почтовых открыток  по количеству команд (то есть, если три команды, то три открытки), разрезать каждую на такое количество частей, сколько требуется членов команд. Перемешать открытки в «шапке», и предложить каждому вытянуть себе одну часть открытки. Далее студенты, собирая по своим частям открытки, разбиваются по командам. В первую команду входят студенты, собравшие из частей первую открытку, во вторую – студенты, собравшие вторую открытку и т.д.

Строим башню»

Для проведения этой игры необходимо разделить участников группы на несколько команд по 6-8 человек. Каждой команде раздать 2 чистых листа  формата А4, клей для бумаги  и ножницы. Теперь необходимо озвучить задание «цель данной игры – из имеющихся материалов построить башню, любую, но она должна получиться выше, чем у соперников и стоять вертикально, без посторонней помощи». Перед тем как начать, дайте каждой команде 5 минут на то, чтобы они продумали вариант постройки, и только после этого  давайте команду старт. Предупредите участников, что время не ограниченно, поэтому скорость постройки роли не играет, важно чтобы башня стояла и была  как можно выше. Поэтому игру нельзя останавливать до тех пор, пока не закончит последняя команда. Как правило, на всю игру  достаточно 20 минут. В ходе этой игры, куратор, наблюдая за деятельностью участников каждой команды, легко определит наиболее активных студентов-лидеров.

 После этого каждая команда должна выбрать одного участника, который расскажет про свою башню, а также попробует  высказать свое мнение,  почему башня получилась выше или ниже.

«Коллективный рисунок»

Для этого упражнения потребуется разбить участников на несколько команд по 4-6 человек. Каждой команде раздать один чистый лист формата А4. Далее попросить участников  каждой команды рассчитаться по номерам (1, 2, 3, 4…). Теперь озвучиваем задание «цель упражнения – нарисовать коллективный рисунок на тему  (она может быть либо одна общая для всех команд, либо как вариант, тема рисунка дается каждой команде разная). Он рисуется по очереди, сначала рисует   1-й участник, потом 2-й, потом 3-й и т.д. Каждый участник может рисовать  только свою определенную фигуру, местоположение и размер фигуры на рисунке определяется этим участником самостоятельно. Предлагаемые фигуры могут быть такими – 1-й участник имеет право рисовать круг, 2-ой участник – прямоугольник, 3-й участник – треугольник, 4-й участник – рисует только прямую и т.д. Для этого упражнения достаточно 15-20 минут.

После того как все коллективные рисунки завершены, куратор предлагает каждой команде объяснить, что они нарисовали, а остальные участники размышляют, чей рисунок получился интереснее и почему.

«Необитаемый остров»

В этом упражнении участников необходимо разделить  на 3 команды по 8-12 человек. Каждой команде раздать 1-2 листа формата А4. Задача должна  звучать так «Представьте, что вы командой попали на необитаемый остров, вам не на чем жить, и поэтому вы должны придумать кодекс необитаемого острова – основные правила проживания  на острове». На это задание необходимо дать студентам  20-25 минут. Далее, каждая команда презентует свой кодекс. После этого проводиться обсуждение каждого кодекса и следует выйти  на один – суммирующий все самые приемлемые правила.

Критерием эффективности проведения данных  психологических упражнений и игр  являются два показателя: разделение студентом норм и ценностей  группы; высокий (удовлетворяющий студента) статус в группе. Именно на эти показатели, в конечном счете, сориентированы рекомендательные упражнения.

Приложение 3

ПАМЯТКА ПЕРВОКУРСНИКУ

по выполнению самостоятельной работы

1. Четкое планирование является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить типовые и рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются у методиста и на соответствующих кафедрах), выписка из учебного плана (выдается старосте) и расписания занятий. Необходимо тщательно ознакомиться с этими документами, изучить их.

2. Ежедневной учебной работе следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

3. Конкретный план рекомендуется составлять на неделю и на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра.

4. В конце каждого дня нужно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, то по какой причине. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной работы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

5. Рекомендуется вести дневник. Это приучает к анализу, раздумью, правильному изложению мыслей, повышает грамотность и способствует саморазвитию. Кроме этого, необходимо завести ежедневник, куда следует заносить всю полученную информацию организационного плана, которая будет от курса к курсу расти.

6. Наукой и практикой установлено, что лишь самостоятельная работа позволит студенту усвоить систему знаний, глубоко вникнуть в сущность изучаемых наук, овладеть необходимыми навыками, развить свои способности и дарования. Без хорошо организованной и планомерно осуществляемой самостоятельной работы нет и не может быть настоящего высшего образования и научного познания.

7. Самостоятельная работа, являясь важнейшим средством образования, должна строиться на основе научной организации умственного труда, которая требует соблюдения следующих положений:

-  определить свои возможности, знать свои положительные стороны и недостатки, особенности своей памяти, внимания, мышления, воли;

-  найти наиболее пригодные для себя методы самостоятельной работы и заботиться об их улучшении;

- начиная работу, установить ее цель (зачем я работаю, чего должен достичь в своей работе);

- наметить план работы и трудиться, придерживаясь этого плана (что и в какой срок должен я выполнить);

-  осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе работы;

- уметь создать благоприятную обстановку для своей работы и постоянно совершенствовать ее;

- выполнять требования гигиены труда, создавать гигиенические условия для труда.

Работать ежедневно, систематически, а не от случая к случаю.

8. Для овладения навыками научной организации умственного труда рекомендуются следующие правила работы:

- работай ежедневно в одно и то же время (в одни часы) дня;

- принимайся за работу быстро, энергично, без промедления. Некоторые студенты затрачивают много времени на раскачивание, втягивание в работу. Поставь своим девизом быть готовым начать работу без промедления;

- не жди благоприятного настроения, а создавай его усилиями воли. Нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения и вдохновения;

- в начале работы всегда посмотри, что было сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз. Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то новый материал будет более доступным, лучше понимается и усваивается;

- работай сосредоточенно, внимательно, думая только о работе, не отвлекайся от нее.

Стремись выработать интерес даже к неинтересной, но нужной работе. Ошибку делают те студенты, которые работают хорошо, с желанием только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;

- работай с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развить в себе уверенность, что ты можешь и должен это сделать;

- уделяй больше времени трудному материалу, не обходи трудности, старайся преодолевать их самостоятельно;

- пользуйся различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал: записывай, составляй схемы, таблицы, зарисовывай и рассказывай материал себе и своим товарищам;

- стремись видеть практический смысл в усвоенных знаниях, старайся понять, как эти знания помогут в будущей профессиональной деятельности. Не стесняйся об этом спрашивать преподавателей.

9. Соблюдение требований психогигиены труда необходимое условие эффективности работы, т.к. «запасы прочности» человеческого мозга не безграничны. Есть такие нагрузки, которые способны нарушить нормальное течение психической, да и не только психической, деятельности человека, ослабить его здоровье, снизить производительность работы. Спешка, постоянные опасения туда опоздать, а здесь не успеть, нарастающий, словно снежный ком, список дел, которые надо выполнить, - все это приводит к нервно-психической перегрузке, расстройству регуляторных механизмов организма человека. Как следствие, это приводит к целому «букету» так называемых психосоматических заболеваний: артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и др. Данные за последнее время показывают, что эти заболевания значительно «помолодели», и их можно смело назвать «студенческими». Поэтому важно заранее подготовить себя так, чтобы соответствовать требованиям психогигиены труда:

- важно постоянно помнить: если хорошо «взят старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов;

- нелишне еще раз подчеркнуть: залог успеха – в планировании своего времени. Помни: кто регулярно в течение 10 минут подготавливает свой рабочий день, тот сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами;

- возьми за правило: каждый день выигрывать 1 час времени – «золотой час!». В течение этого часа тебе никто и ничто не может помешать. Таким образом, ты получаешь время – возможно, самое важное для себя – личное время или время для себя. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел;

- построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Возьми за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление, по меньшей мере, несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю;

-  для вечерних занятий выбирай спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор;

-  подготовься и разложи все материалы и принадлежности, необходимые для работы, на столе в строгом порядке. Этот порядок должен быть постоянным, чтобы легко, без суеты можно было пользоваться всем необходимым;

-  свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа;

-  правильно чередуй труд и отдых: после занятий в университете и обеда 1,5-2 часа на отдых (прогулка, хозяйственные дела и пр.). Вечернюю работу проводи в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхай 10 минут (сделай легкую гимнастику, проветри комнату, пройдись по коридору, не мешая работать другим);

-  физкультура и спорт повышают работоспособность. Следует регулярно заниматься зарядкой (а утром – обязательно), сопровождая ее водными процедурами, спорт придает свежесть, бодрость и восстанавливает умственную работоспособность;

-  избегай переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием;

10. Для того чтобы за время обучения в университете сохранить свое здоровье, надо познать самого себя, особенности своего темперамента и индивидуального стиля деятельности с тем, чтобы дать себе выйти на простор творчества, самореализации в соответствии со своими биосоциальными возможностями. Например, для лиц экспрессивного типа, ориентированных на общение, эмоциональную открытость, свойственны быстрота творческого мышления и «угрожаемые» качества – высокий уровень притязания, нарушение режима трудовой деятельности, повышенная возбудимость. Для лиц противоположного типа – импрессивного, склонных к самоанализу, нарушению режима отдыха, которые не притязательны к потребительским ценностям, характерна высокая направленность на сам процесс творчества. У лиц импульсивного типа с пониженным самоконтролем, склонным к срывам в деятельности, мотивационный профиль имеет «прыгающий» характер. Они устойчивы в стрессовых ситуациях. Конфликтные личности характеризуются чертами ригидности (недостаточной подвижностью психических процессов), упрямства, неустойчивой самооценкой, склонны к односторонним увлечениям. Поэтому тактика каждого человека должна быть направлена в одном случае на включение в творчески развивающую деятельность, в другом – на недостающее общение, в третьем – на удовлетворение хобби (например, коллекционирование).

Желаем успеха!

Приложение 4

Методика «Адаптированность студентов в вузе»

Описание методики Методика представляет собой набор из 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия.

Инструкция. С целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.

Варианты ответов: «Да» – 2; «Трудно сказать» – 1; «Нет» – 0. Список суждений

1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.

2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.

3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.

4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.

5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.

6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.

7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.

8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.

9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.

10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.

11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.

12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.

13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.

14. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.

15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.

16. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.

Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом. Прямые суждения (цифра 0 означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2 балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14. Обратные суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12; 15; 16. Шкала адаптированности к учебной группе. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8. Шкала адаптированность к учебной деятельности. Подсчитывается сумма баллов по следующим вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ В РАМКАХ ВТО

2. Реферат Психологические проблемы и средства улучшения адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада

3. Реферат Анализ эмпирических исследований по теме: «Особенности социально-психологической адаптации детей к условиям ДОУ в зависимости от возраста поступления»

4. Реферат Адаптация дыхательной системы студентов к учебе в ВУЗе

5. Реферат ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

6. Реферат МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

7. Реферат МОТИВ И УСТАНОВКА СТУДЕНТОВ НА ЧТЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

8. Реферат ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ИСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЭСТОНИИ

9. Реферат Теоретические основы процесса обучения в вузе

10. Реферат ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЯКУТИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ