Новости

Основы социологии и политологии

Работа добавлена:






Основы социологии и политологии на http://mirrorref.ru

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Магаданский политехнический техникум»

Основы социологии и политологии

г. Магадан

2016 г.

План:

  • 11. Объясните, в чем заключается сущность процесса социализации, укажите виды социализации и ее агентов
  • 27. Охарактеризуйте ценностные ориентации личности как компонент ее сознания и поведения
  • 46. Дайте определение гражданского общества, объясните в чем его сущность, какова его структура и функции
  • Список литературы

11. Объясните, в чем заключается сущность процесса социализации, укажите виды социализации и ее агентов

Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Социализация является «интерактивным» процессом, поскольку подразумевает прежде всего взаимодействие представителей старших и младших поколений – как непосредственное в виде контактов «лицом к лицу», так и опосредствованное массовыми коммуникациями. Наряду с этим процесс социализации включает в себя и различные контакты индивида со сверстниками, своеобразные уроки которых также способствуют его вхождению в общество.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Имеющиеся в науке данные наблюдений за детьми, которые несколько лет жили в относительной изоляции, показывают, что нормальное физическое и психическое развитие невозможно без систематических контактов с другими людьми. Для такого развития ребенку необходимы тесные взаимоотношения по крайней мере с одним взрослым человеком.

Поддержка со стороны других людей, их общество важны и для взрослого человека. Известно, что продолжительная изоляция может вызывать депрессию, тревожность, утрату умственных способностей. Страдания от одиночества настолько известны, что одиночное заключение в тюрьме считается строгой мерой наказания.

Следует также отметить, что в настоящее время исследователи не ограничивают процесс социализации рамками детского и юношеского возраста. Общепризнано, что социализация продолжается в течение всего жизненного пути индивида. Это подразумевает непрерывность социального развития личности. Для того чтобы подчеркнуть данную идею, иногда в отличие от понятия социализации, используется понятие социализированность, означающее соответствие человека тем социальным требованиям, которые предъявляются к определенному возрастному этапу. В таком случае социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития.

Можно выделить четыре основные стадии социализации:

  • ранняя (от рождения до поступления в школу);
  • обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и профессионального образования);
  • социальная зрелость;
  • завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации).

Данные стадии примерно соответствуют принятой возрастной периодизации человеческой жизни – детство, юность, зрелость, старость. Конечно, в пределах каждой из указанных стадий возможно более дробное деление, которое отражало бы специфику социально и психологически значимых возрастных изменений личности.

Первоначально различные теории социализации рассматривали ее как односторонний процесс воздействия общества на ребенка с целью формирования такой личности, которая могла бы «вписаться» в соответствующие социальные структуры. Исследования, проведенные во второй половинеXX в., позволяют сформировать новые представления о социализации – модель взаимозависимости. В соответствии с этой моделью ребенок выступает активным участником процесса собственного социального развития, существует также взаимная зависимость в социальных взаимодействиях родителей и детей. Если же исходить из того, что процесс социализации длится на протяжении всей человеческой жизни, то эта модель получает значительное подкрепление.

Психологической основой различных теорий социализации личности является идея адаптации живых организмов к окружающей среде, т.е. различным условиям их существования. Если же говорить о личности, то необходимо отметить соответствующую роль и материальной, и социальной, и духовной среды как факторов, влияющих на развитие психики.

При рассмотрении механизма психического развития отечественные исследователи обычно исходят из идей Л.С. Выготского, который выдвинул как важнейший для психологии исторический принцип понимания психических процессов. В соответствии с ним поведение современного культурного взрослого человека представляет собой результат двух различных процессов развития: биологической эволюции животных и исторического развития человечества, в итоге чего первобытный, примитивный человек превращается в современного культурного человека.

В филогенезе оба эти процесса, по мнению Выготского, представлены отдельно как самостоятельные и независимые линии развития. В онтогенезе они слиты воедино, так как ребенок сразу же после рождения оказывается под определяющим воздействием окружающей его социальной среды и при этом продолжается также его органическое развитие. Таким образом, обе «системы активности» (животная и человеческая) развиваются одновременно и совместно.

По Выготскому, в ходе исторического развития человечества (и соответственно в онтогенетическом развитии каждого отдельного человека) возникают и формируются культурные формы поведения. При этом к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное и специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его средой. Это отношение Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте.

Социальная ситуация развития – это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она всецело определяет формы и путь развития ребенка, следуя которым приобретаются новые свойства личности.

Рассматривая развитие личности как непрерывный процесс социализации, нельзя не вспомнить идею С.Л. Рубинштейна о жизненном пути человека, с одной стороны, как некоем целом, с другой – как рядом некоторых определенных этапов, каждый из которых может вследствие активности личности стать поворотным, радикально изменяя ее жизненный путь.

На каждом этапе социализации личность приобретает и осваивает те или иные социальные роли, включается в новые социальные группы, пытается реализовать себя. Так, социальная зрелость характеризуется тем, что человек выбирает ту или иную работу (в соответствии со своим образованием, квалификацией, интересами и сложившейся ситуацией на рынке рабочей силы). Изменение данной ситуации или личных интересов побуждает человека к поиску другого места работы. Поэтому так важна на этом этапе рабочая (в широком смысле слова) или трудовая социализация. Имеется в виду процесс включения личности в деятельность какой-либо трудовой организации, подразумевающий овладение соответствующими операциями, приспособление к условиям труда, интернализацию социальных норм и ценностей данной организации и того подразделения, в котором человек оказался, согласие с практикуемым здесь стилем руководства.

Особые проблемы возникают со зрелыми работниками, которые пришли в ту или иную организацию, уже имея опыт работы в других местах. У таких людей могут быть свои собственные представления о том, каким именно образом следует выполнять должностные обязанности.

Поэтому у руководства организации возникает необходимость соответствующим образом проинструктировать этих сотрудников с самого начала их новой работы.

Жизнедеятельность человека в обществе подразумевает также его политическую социализацию. Так называется процесс включения личности в определенную политическую систему. Этот процесс осуществляется посредством приобретения человеком информации о политических символах, институтах и процедурах, интернализации системы ценностей всего общества и его идеологических основ. Подрастающие поколения усваивают данную информацию с помощью системы образования, массовых коммуникаций, различных акций политических институтов.

Виды социализации:

  • поло-ролевая (человек, взрослея последовательно осваивает роли мальчика –юноши – мужчины или девочки –девушки –женщины),
  • семейно-бытовая (в соответствии с полом и статусом в семье индивид выступает в роли матери, жены, мужа, отца, дочери, бабушки и т.п.),
  • профессионально-трудовая (врач, педагог, милиционер, военный и т.д., начальник, подчиненный),
  • субкультурно-групповая (байкер, панк).

Агенты социализации – это люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сестры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать – она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции (например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребенка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности.

27. Охарактеризуйте ценностные ориентации личности как компонент ее сознания и поведения

Понятие ценности появилось в философии в ХVIII в. в работах И.Канта для обозначения должного в отличие от сущего, вещей, того, что есть. Нравственность, моральный закон и долг И. Кант противопоставляет склонностям человека и их удовлетворению. В 60-е годы ХIХ в. понятие ценности (как определение значимости чего-либо) вводится в специальный философский лексикон немецким философом Г. Лотце, а область философского исследования ценностей начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину — аксиологию. Начало аксиологического этапа научного знания обычно связывается именно с его работами. Аксиологический этап характеризуется окончательным разделением понятий реальности и ценности как объекта желаний и устремлений человека. Учение о ценностях получило дальнейшее развитие в работах неокантианцев баденской школы В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Предметом философского изучения утверждаются ценности, сформировавшиеся в ходе развития человечества, передающиеся из поколения в поколение и являющиеся основой всей духовной жизни. В неокантианстве в концепциях В. Виндельбанда, Г. Риккерта весь мир разделяется на реальное бытие (действительность) и идеальное бытие (ценности), а сознание, соответственно, — на «эмпирическое» и «нормативное». По словам Г. Риккерта, сущность ценностей «состоит в их значимости, а не их фактичности», они выступают как идеальная всеобщая норма, придающая реальности смысл.

Проблема ценностей стала одной из центральных в социологии с самого ее возникновения. Обстоятельную разработку она получила в работах Э. Дюркгейма, который считал, что на важных ценностных идеалах формируются и базируются целые цивилизации. С его точки зрения, в ценностях органически слиты объективные и субъективные компоненты. С одной стороны, он утверждал, что «ценностям присуща та же объективность, что и вещам», а с другой, что «всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств» Э. Дюркгейм исходил из необходимости построения определенной иерархии ценностей, поскольку «существуют различные типы ценностей» – нравственные, эстетические, религиозные, метафизические, в силу чего «религия, мораль, право, экономка, эстетика суть не что иное как системы ценностей». Выведенные из этих систем ценностные суждения выступают в конечном счете в качестве ценностных ориентиров индивидуальных и коллективных действий людей. Они действуют как интегрирующая сила развития общества, проявление его единства.

В 70-80-е годы ХIХ в. М. Вебер одним из первых ввел в социологию проблему ценностей и сделал понятие ценности одним из ключевых в этой области знания. В социологической концепции М. Вебера ценностная мотивация поступков рассматривается в качестве одного из четырех основных мотивов социального действия. В его понимании, социальное действие является «ценностно-рациональным, если оно основано на вере в безусловную — эстетическую, религиозную или любую другую самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет».  Он утверждал, что ценностно-рационально действует тот, кто невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии или важности предмета любого рода.

В отечественной философской литературе проблема ценностей анализируется с начала 1960-х годов.

В современной науке нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Часто они отождествляются: для обозначения и ценностных ориентаций, и ценностей используется термин «ценности».

Сложились пять основных точек зрения на определение понятия «ценностные ориентации». Оно рассматривается как:

1) а) Отношение личности к жизненным ценностям; б) отношение личности к объектам окружающей действительности.

2) Стремление, интерес личности к жизненным ценностям.

3) Направленность личности на ценности.

4) Представление личности о жизненных ценностях

5) Установка личности на жизненные ценности.

Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.

Н.А.Журавлева отмечает: «Ценностные ориентации понимаются нами как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций. Образуя высший уровень диспозиционной иерархии в структуре личности, ценностные ориентации являются основаниями для оценок окружающей действительности и детерминируют предрасположенность личности к той или иной социальной активности» — Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – С. 30..

У каждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведения социальные установки, интересы и т. д. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для большинства групп людей,. можно обнаружить действия определенных тенденций, наличие закономерностей, что в свою очередь позволит социологу сделать те или иные умозаключения и выдать рекомендации как теоретического так и практического характера.

46. Дайте определение гражданского общества, объясните в чем его сущность, какова его структура и функции

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX вв. и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. По мнению юристов-правоведов, этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Его идеологические, экономические, политические предпосылки складывались в Западной Европе в период позднего средневековья (примерно XV-XVI вв.); в ходе борьбы против сословно-феодального неравенства и произвола идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640-1649), от которой ряд историков ведет отсчет Нового времени.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

Становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся в позднее средневековье централизованные национальные государства, стремившиеся к устранению разнообразия прав, существовавшего в период ной раздробленности.

От феодально-удельных государств средних веков национальные государства Нового времени отличались сосредоточением власти в руках монарха, созданием государственной казны, централизованного аппарата управления и правосудия, постоянной армии, обособленностью государства от сословных, религиозных, этнических и иных социальных групп.

В эпоху становления гражданского общества стали складываться качества современного представительного государства, существенно отличающие его от государств сословно-кастовых обществ.

Как отмечают Н. И. Матузов и Б. С. Эбзеев, «словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности; во-вторых, потому, что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство» — Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2012. – С. 200..

Н. И. Матузов и Б. С. Эбзеев также отмечают, что «за эпитетом «гражданское», несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учетными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, населенное гражданами, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, выступает правовым» — Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2012. – С. 201..

В. С. Нерсесянц, исследуя феномен гражданского общества, отмечает следующее: «Устоявшийся термин «гражданское общество» восходит к древнеримскому словуcivitas, обозначавшему гражданскую общину римлян, сообщество римских граждан. Член этой общины (civis – гражданин) был вместе с тем и субъектом римского гражданского права (iuscivile). Словаcivitas,civisiuscivile при этом имели синкретичный (слитный) смысл (без различения их политических и неполитических значений). В дальнейшем их неполитическое значение сохранилось в терминах «гражданское общество», «гражданское право», а политическое значение – в термине «гражданин» — Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. / В. С. Нерсесянц – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 278..

Современное гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка. Человек как член гражданского общества является полноправным и вместе с тем ответственным (соблюдающим свои обязанности и уважающим права других) участником различных общественных отношений – экономических, духовных, информационных и т.д.  — Алексанян А. С. К вопросу об определении понятия «гражданское общество» / А. С. Алексанян // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 55..

Система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему, по мнению В. С. Нерсесянца, входят следующие основные компоненты (структурные части): 1) гуманитарный (человеческий состав общества – свободные индивиды); 2) социальный (социальное деление общества на социальные группы, слои, классы); 3) экономический (экономический строй общества – формы и отношения собственности, производства, обмена, потребления и т.д.); 4) духовный (наука, образование, культура, религия и т. д.); 5) информационный (средства и формы информации, общественное мнение и т. д.); 6) территориально-управленческий (местное самоуправление); 7) организационный (разнообразные формы общественных и групповых объединений) — Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. / В. С. Нерсесянц – М.: ИНФРА-М, 2007. – С.284..

В систему гражданского общества непосредственно не входят такие специфические самостоятельные человеческие общности, как семья и этнос (нация, народность, раса и т. д.). Они представляют собой (каждая – по-своему) естественно-человеческие предпосылки гражданского общества, но не «ячейки» или части самого гражданского общества.

Н. И. Матузов и Б. С. Эбзеев называют следующие наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государства, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей — Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2012. – С. 206..

Гражданское общество, по мнению названных ученых-правоведов, это не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это – рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев — Смолин О. Н. Политический процесс в современной России / О. Н. Смолин. – М.: Проспект, 2006. – С. 206..

Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

В гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов. Но это такие обязанности, которые, с одной стороны, обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства, а с другой – определяют в принципе, (вместе с гарантированными правами) четкий и равный социально-правовой статус личности в обществе.

Право относится к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.

Наряду с раскрытием гуманистической сущности права (утверждения идеалов гуманизма, свободы и равенства) в оценке права надлежит видеть и его роль в закреплении, рациональной организации и преобразовании всей системы общественного устройства. Государственно-правовые явления предопределены взаимосвязями, закономерностями и т. д., действующими в сфере социальных отношений, а вместе с тем здесь проявляются разнообразные по своей сущности социальные процессы и взаимодействия. Право имеет нормативно-регулятивную значимость для общества, и в этом его ценность.

С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей социального бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений – от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, – право объективизирует и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом.

Сложность взаимодействия экономики, социальной структуры, политического строя, культуры, динамизм развития общества обосновывают необходимость социально-нормативного регулирования в целом, в том числе и его сердцевины – права. Достижение рациональности общественного устройства с закреплением, а в известной мере и интеграцией разнообразных социальных (классовых, национальных, частных) интересов обуславливает общезначимость права как государственного, социально необходимого регулятора отношений в обществе. Необходимость правового регулирования присутствует всегда, но особенно она ощутима в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области отношений, требующие упорядоченности, либо ускоряется динамика общественных процессов. Людям в любом обществе привычно жить не по обстоятельствам, а под надежным, разумным началом закона, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой области.

Право, вводя в жизнь нормативные начала, представляет собой не просто совокупность социальных норм; это государственно-властный императив, закрепляющий и охраняющий самоорганизацию гражданского общества.

Для гражданского общества характерна высокая степень самоорганизации на основе экономических, социально-политических и иных систем регуляций, но эффективность функционирования этого общества с учетом сложности, глубины, а в известной мере и противоречивости его развития не может быть вне государственно-правового воздействия. По мере развития цивилизации вместе с утверждением идей гуманизма и свободы наблюдается и зависимость человека от мощных, все возрастающих общественных сил – экономики, власти, идеологии — Гончарова А. Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества / А. Н. Гончарова. –  Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2006. – С.36..

Поэтому вне права абсолютно невозможна интеграция экономики и власти с социальными задачами общества.

Социально-правовое регулирование – это специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативно-институционным регулятором. Специфика такого воздействия выражается в целевой направленности, системе правовых средств и результативности. Под действие права подпадают, однако, лишь те общественные отношения, которые не только требуют юридического воздействия, но и объективно могут быть урегулированы правом.

Достоинством права являются и те особые его качества – нормативность, общеобязательность, формальная определенность и пр., которые делают его необходимым, достаточно эффективным средством социально-нормативного регулирования. Нормы права устанавливаются (санкционируются) государством в качестве общеобязательных требований ко всем гражданам, при этом сам факт их общеобязательности является важнейшим мотивом соблюдения закона. На процессы общественного развития право воздействует как комплексная, структурно организованная и динамическая социальная система, действующая с высокой степенью эффективности.

Право закрепляет – и в этом его высокая социальная значимость – нравственные основы и ценности в качестве реалий социальной действительности, тем самым из моральных, абстрактных пожеланий они становятся социально-правовой реальностью. Законы юридически гарантируют реализацию принципов общественного устройства – гуманизма, равенства, социальной справедливости, меры демократизма. При этом вместе с достижениями социального прогресса обеспечивается и более высокий уровень реализации этих идеалов общественного развития. Здесь цели, ожидания и начала гражданского общества находят свое цивилизованное выражение в стабильной, надежной системе законов, их взаимодействии со всей системой социально-нормативного регулирования, что позволяет формировать институты гражданского общества. Право есть исторически обусловленная, сложившаяся мера человеческой свободы для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие между интересами личности и общества.

В качестве вывода к данному вопросу можно привести определение гражданского общества, данное Н. И. Матузовым: «Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений» — Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2012. – С. 213..

Список литературы

  1. Алексанян А. С. К вопросу об определении понятия «гражданское общество» / А. С. Алексанян // Вопросы философии. – 2006. – № 12.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2009.
  3. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
  4. Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. / В. С. Нерсесянц – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Смолин О. Н. Политический процесс в современной России / О. Н. Смолин. – М.: Проспект, 2006.
  6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.: Юристъ, 2012.

Основы социологии и политологии на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. История политологии

2. Конспект по политологии

3. Ответы по политологии

4. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

5. Шпаргалка по современной политологии и государственному управлению

6. Конспект по социологии

7. Функции социологии

8. Тест по социологии

9. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

10. Курс лекций по социологии