Новости

Профессиональная этика муниципальных служащих

Работа добавлена:






Профессиональная этика муниципальных служащих на http://mirrorref.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ………………….

7

1.1.

Понятие и сущность профессиональной этики………………..

7

1.2.

Особенности государственной службы как социально-нравственного института…………………………………………..

13

1.3.

Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих……………………..……………..

20

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………….

25

2.1.

Правовые основы профессиональной этики государственных служащих…………………………………………………………..

25

2.2.

Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих……………………………………..

31

ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………………..

40

3.1

Исследование ценностных установок государственных служащих республики…………………………………………….

40

3.2

Морально-этические проблемы государственной службы…….

50

3.3

Направления совершенствования профессиональной этики государственных служащих……………………………………..

52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………

68

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

72

ВВЕДЕНИЕ

К числу внутренних угроз национальным интересам России все чаще относят угрозу нравственному здоровью нации, а среди факторов безопасности общества на одно из первых мест выходит нравственное и социально-психологическое самочувствие общества. Еще 25 февраля 2000 г. В. В. Путин в Открытом письме к российским избирателям в качестве отправной точки и одной из главных целей, способных объединить всех граждан страны, назвал моральные устои, без которых «России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Фундаментальные моральные ценности нуждаются в защите, ибо их утрата «ведет к исчезновению нации как самостоятельного государствообразующего субъекта» и становится одной из важнейших причин безуспешности мер противодействия коррупции.

Поиски эффективных мер противодействия коррупции, активизировавшиеся во всем мире в последнее десятилетие, привели к пониманию того, что коррупция - это системное явление, поэтому попытки победить ее точечными ударами и не приводят к ожидаемым результатам, а в системе задействованных мер упускается важное звено - сам человек с его представлениями о чести, долге, ответственности.

Большая ответственность за поддержание социальной стабильности и упрочение демократических, правовых и духовных основ российского государства, за обеспечение прав и свобод его граждан и повышение качества их жизни, за внутреннюю и внешнюю безопасность страны возлагается на государственную и муниципальную службу. Важным признаком ее как социального института является то, что она представляет собой не только правовую, но и этическую систему, ее способность влиять на все сферы общественной жизни распространяется и на духовную сферу. Социальный характер государственной и муниципальной службы, ее устойчивость и надежность во многом определяются состоянием государственно-служебной культуры государственных и муниципальных служащих, их качественным составом, профессиональной и моральной подготовленностью, готовностью к выполнению возложенных на них обществом функций, причем роль морального фактора в деятельности чиновников становится все весомее.

Актуальность преодоления нравственного дефицита в рядах кадрового корпуса государственных и муниципальных служащих подтверждена Концепцией реформирования системы государственной службы РФ, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации на 2009-2013 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261. Этот вопрос включен также в проект федеральной программы «Развитие системы государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)».

Неотложной задачей науки и практики становится выявление объективных и субъективных факторов формирования кадрового корпуса государственных и муниципальных служащих в соответствии с их профессиональными, деловыми и нравственными качествами. Государственная и муниципальная служба как институт общественного служения в силу своей организованности, корпоративной сплоченности, высокого профессионализма и компетентности может стать фактором стабилизации и духовно-нравственного оздоровления общества, гарантом успехов в построении действительно демократического, социального, правового государства. Однако для этого необходимо нравственное самоочищение и возрождение в ее исконном призвании - служить своему народу верой и правдой.

Степень научной разработанности. Общетеоретические вопросы этики государственных служащих исследуются в трудах таких авторов, как Г.В. Атаманчук, В.Э. Бойков, А.И. Горбачев, Н.И. Лапина, П.Я. Федотова, Е.В. Охотский, B.JI. Романов, В.М. Соколов, А.И, Турчинов, H.H. Шувалова.

Большую роль для исследования сыграли идеи ученых, проанализировавших общую проблематику и условия формирования принципов профессиональной этики государственных служащих: В. Атаманчука, A.B. Оболонского H.H. Шуваловой, С.Ф. Анисимова, Н.И. Лапина, А.И. Турчинова, К.О. Магомедова, М.В. Паршина, В. Бойкова, М. Малышева.

Большую роль при проведении исследования сыграл научно-теоретический источник «Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика» под редакцией В.М. Соколова, А.И. Турчинова, в котором коллектив авторов в содержательной и систематичной форме раскрыл сущность профессиональной этики государственных служащих, представил анализ зарубежного и отечественного опыта этического регулирования государственной службы, дал описание возможных механизмам формирования служебной морали.

Важным для исследования стал обзор зарубежных источников, посвященных рассматриваемой проблематике. Были изучены работы Б. Бартельми, О. Бианкарелли, С. Гилмана, К. Льюиса, И. Палидаускайте, С. Диенса, X. Виттона. Стоит отметить также и то, что большой вклад в изучение вопросов профессиональной этики государственных служащих внесла Организация экономического сотрудничества и развития, по инициативе которой проведен целый ряд исследований по данной проблематики.

Объект исследования - система управления нравственным развитием государственных гражданских служащих.

Предмет исследования – профессиональная этика муниципальных служащих.

Цель работы состоит в выявлении условий, основных факторов, форм и методов повышения профессиональной этики муниципальных служащих Удмуртской Республики.

Для реализации поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать понятие и сущность профессиональной этики государственной службы;

2. Рассмотреть этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих;

3. Проанализировать зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих;

4. Раскрыть особенности государственного управления нравственным развитием гражданских служащих;

5. Проанализировать нравственное состояние муниципальных служащих Удмуртской Республики;

6. Выявить морально-этические проблемы государственной службы;

7. Определить направления совершенствования профессиональной этики муниципальных служащих.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

1.1.Понятие и сущность профессиональной этики

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Нормальное функционирование общества и его развитие может осуществляться в условиях непрерывного процесса производства разнообразных материальных благ и материальных ценностей. Но его существование и развитие зависит не только от юридических и экономических законов. Огромную роль играют моральные принципы, на основе которых строится та или иная профессиональная деятельность.

Генезис и место профессиональной этики вызывают немало дискуссий в научной среде. Пожалуй, единственное, что не подвергается сомнению большинством исследователей, это тот факт, что профессиональная этика является частью этики общей.

Энциклопедические словари определяют общетеоретическую этику как научную дисциплину, объектом изучения которой является мораль, нравственность —Грицанов А.А. Новейший философский словарь. – М.: Книжный дом, 2003. -  с. 547.. В свою очередь профессиональная этика определяется словарями как совокупность норм, которые регулируют личное и профессиональное поведение —Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - с. 327..

Шувалова Н.Н. дает следующее определение этике: «Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как особый феномен человеческого бытия…» —Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с. 13., а профессиональную этику определяет как науку, предметом которой является профессиональная мораль как один из срезов общественной нравственности, то есть особенности нравтсвенного сознания и поведения людей определенного вида профессии, которые объясняются их профессиональной принадлежностью —Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с. 26..

Степанов П.П. определяет понятие профессиональной этики как «отражение нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, которые обусловлены спецификой профессиональной деятельности» —Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих. – М., 2000. – с. 51..

Филиппов Г.Г. под профессиональной этикой понимает «совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.)». Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям —Филиппов Г.Г. Этические аспектыфункционирования государственной службы как социального института: материалы к курсу лекций «Этика и культура управления». - Санкт-Петербург: СЗАГС, 2008. - 131 с..

Таким образом, в научной литературе понятие профессиональной этики используется в двух значениях:

-как наука об особенностях сознания и поведения людей определенной профессии, которые объясняются их профессиональной принадлежностью, о нравственных аспектах труда профессионала;

-как свод норм и правил профессиональной морали, то есть этический кодекс —Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с. 29..

Достоинство и социальная цена той или иной профессии, в конечном счете, определяются тем, насколько глубоко осознают люди, занимающиеся определенным видом профессиональной деятельности, свою моральную ответственность перед обществом за социальные последствия этой деятельности, насколько безукоризненно выполняют они свой профессиональный долг и насколько последовательно и четко воплощаются в этом виде деятельности общие требования нравственности. Поэтому любая профессиональная деятельность налагает на человека определенные не только профессиональные, но и моральные обязательства —Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с. 26..

Любая профессиональная деятельность налагает на человека определенные не только профессиональные, но и моральные обязательства. Исторически в процессе усложнения видов труда, формирования новых областей знания в обществе, помимо общей морали, вырабатывались особые требования к представителям разных профессий, касающиеся оценки данной трудовой деятельности с точки зрения интересов общества, отношения человека к своему труду, взаимоотношений людей внутри профессиональной группы, с другими трудовыми коллективами и обществом в целом.

Однако среди многочисленных профессий есть виды деятельности, для выполнения которых необходимо не только владение определенной суммой специальных знаний, умений и навыков, но и моральное право заниматься этим видом деятельности, а нравственные отношения входят в самую плоть трудовой деятельности. Таков труд врача, учителя, следователя и судьи, ученого и журналиста, государственного и муниципального служащего, работника милиции и др., специфика профессионального труда которых состоит в том, что объектом их труда является тоже человек. При этом возникают специфические моральные обязанности, вытекающие из особого характера субъектно-субъектных отношений, которые всегда несут в себе нравственный смысл, приобретая характер поступка, а сама профессия получает измерение в параметрах социальной цены. Для регулирования таких специфических отношений, как "врач - больной", "педагог - ученик", "адвокат - подзащитный", "журналист - читатель", "радиослушатель - телезритель" и других, оказывается недостаточно общих нравственных регуляторов. Появляется необходимость в дополнительных моральных нормах или их переакцентировке в общей системе нравственных ценностей в зависимости от гуманистического смысла данной профессиональной деятельности и ее возможных социальных последствий. Для врача главным этическим принципом является забота о здоровье ("не навреди!"), для юриста - презумпция невиновности подозреваемого, для журналиста - правдивость и объективность информации, для государственного служащего - общественное служение, законность и справедливость в защите прав и законных интересов граждан —Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с. 27..

Социальная цена разных видов человеческой деятельности неодинакова. Именно она, прежде всего, определяет необходимость выработки и содержание моральных требований к людям, осуществляющим ту или иную профессиональную деятельность.

Потребность общества защитить себя от возможных нежелательных последствий той или иной профессиональной деятельности порождает необходимость в формулировании и нормативном закреплении общественных требований к нравственному смыслу и социальному назначению этой деятельности. Эти требования составляют содержание профессиональной этики того или иного вида деятельности. "В любом обществе функция этической системы - поддерживать жизнь этого общества" —Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с. 28..

Моральные стандарты отдельно взятой профессии – это стандарты морали общей, преломленные через призму той или иной профессии и адаптированные к нуждам этой профессии.

Основным методом трансформации норм общей морали в нормы профессиональной этики можно считать конкретизацию норм общей морали. Она может происходить двумя способами:

1) изменением масштаба той или иной нормы (как правило, это сужение области ее применения);

2) смещением смысловых акцентов (то, что было второстепенным в общих представлениях о морали, выходит в той или иной профессии на первый план).

В результате такой трансформации меняется место тех или иных моральных норм в ценностной системе координат индивида.

Некоторые исследователи считают, что результатом трансформации также может стать появление новых профессиональных стандартов, аналогов которым в общей морали не существует —Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. – 2005. -№ 8. - С. 3-13.. Д.С. Авраамов считал вопрос, найдутся ли в профессиональной морали нормы, рожденные спецификой профессионального труда и не имеющие прямого аналога в общей нравственной системе, краеугольным камнем в определении права профессиональной этики существовать как науке. Исследователь был убежден, что такие нормы существуют, и приводил некоторые из них на примере работы журналиста —Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - С. 28-29. .

Директор Института философии РАН, академик А.А. Гусейнов, в свою очередь, считает, что предмет профессиональной этики составляют собственно те самые нормы, не укладывающиеся в рамки общей нравственности: «профессиональная этика описывает те исключения (отступления) от общих моральных принципов, которые диктуются логикой профессии и в конкретном профессиональном контексте воспринимаются не как отступления, а как адекватное выражение духа самих этих принципов» —Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике //iph.ras.ru.

Заведующий сектором этики Института философии РАН, проф. Р.Г. Апресян приводит следующее значение понятия «профессиональная этика»:  «специальная рефлексия относительно институтов, возникающих для обеспечения действенности профессиональных моральных кодексов, и процедур, посредством которых институты выполняют свою задачу» —Апресян Р.Г. Вид на профессиональную этику //iph.ras.ru.

Под «специальной рефлексией» понимается интеллектуальная деятельность профессионала, направленная на осмысление норм и стандартов его профессии, их места не только в его профессиональной, но и повседневной жизни. Более того, такая «специальная рефлексия» подводит профессионала к пониманию своего места в социуме как представителя той или иной профессии, а также помогает осознать соотношение ценностей профессиональных и общечеловеческих.

Исследователи этики В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов объясняют эту рефлексию наличием у профессиональной этики мировоззренческого, экзистенционального уровня, «задача которого заключается в обосновании и оправдании состава норм и определенной их иерархии» —Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. – 2005. -№8. - С. 3-13. Именно этот мировоззренческий уровень профессиональной этики «отвечает» за появление профессиональных стандартов в профессии и определяет степень важности и порядок расстановки норм в профессиональных кодексах поведения (от рекомендаций до табу).

Именно этот пласт, считает известный исследователь журналистской этики, проф. Д.С. Авраамов, является предметом изучения профессиональной этики как научной дисциплины. В своих трудах он разделяет понятия профессионального этического знания и свода этических норм, предлагая во избежание путаницы обозначать эти явления «профессиональной этикой» и «профессиональной моралью» соответственно —Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М.: Аспект Пресс, - 2011. - С. 39. .

Пункты 3 и 4 классификации Р.Г. Апресяна касаются практической деятельности по разработке профессиональных этических стандартов и их соблюдению («профессиональной морали», по Д.С. Авраамову). Очевидно, что для составления профессиональных кодексов этики, необходимы усилия по выявлению, отбору и классификации норм профессиональной морали. Также необходимо их обоснование – не только в рамках профессиональной практики, но и с культурно-исторической точки зрения. Более того, любой профессиональный социум, будучи частью человеческого сообщества, подвержен постоянным и зачастую кардинальным переменам, что, безусловно, должно периодически отражаться в кодексах поведения, поэтому постоянный анализ векторов развития профессионального сообщества также является одной из задач профессиональной этики.

В круг вопросов профессиональной этики входит:

-специфика нравственности, свойственная данной профессии.

-установление нравственных качеств личности работника, способствующих формированию профессионального долга и его наилучшего исполнения;

-особенности профессионального воспитания.

Профессиональная этика рассматривает взаимоотношения специалистов в трудовых коллективах, а также отношения профессиональных коллективов.

Профессиональная этика в общем смысле есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом.

1.2. Особенности государственной службы как социально-нравственного института

Государственная служба в РФ регулируется Федеральным законом от 27.05.2003 №58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации», который следующим образом определяет ее содержание: «Государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации» и т.д.

Система государственной службы РФ включает в себя следующие виды:

-государственная гражданская служба;

-военная служба;

-правоохранительная служба.

Рассмотрим общую характеристику содержания государственной гражданской службы в Российской Федерации, которая регулируется ФЗ №79 от 27.09.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и характеризуется как «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)».

Целями государственной службы являются:

-обеспечение эффективности государственного управления;

-упорядочение работы государственного управления;

-установление требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;

-определение компетентности и профессиональной подготовки госслужащих.

Перед государственной службой стоят следующие задачи:

-политическая: обеспечение выполнения решений государственных органов;

-социальная: обеспечение нужд населения;

-экономическая: государственное регулирование экономики и снижение затрат на содержание государственного аппарата —Антипов А.А. Социология и философия государственной службы. – СПб: Университет ИТМО, 2015. –  с. 49..

Государственная служба реализует целый спектр функций:

-прогнозно-целевая: выработка стратегии развития и ее оценка;

-документально-архивная: создание и совершенствование номенклатуры, хранение и постоянное пополнение документальной базы.

-информационная: обработка информации и доведение информации до общества;

-технологическая: стремление к применению новых технологий, а также способствует их развитию;

-правоприменительная: деятельность протекает в границах правовых норм.

-правотворческая: непосредственное участие в законотворчестве и формировании правового поля государства;

-правозащитная: защита личности и государства как важнейшая функция;

-регулирующая: контроль и регуляция социально-экономических, политических и др. процессов внутри государства и международной деятельности;

-организационная: самоорганизация и организация деятельности в подведомственных сферах, оказывающих непосредственное влияние на организацию общественной жизни.

Таким образом, теоретически современная государственная служба предстает сегодня сложной многофункциональной открытой системой, которая активно реагирует на общественные процессы и стремится к продуктивному влиянию на общество. Перечисленные цели, задачи, черты, признаки, функции показывают, что теоретически современная российская госслужба частично или достаточно полно воплотила все идеи совершенной государственной власти, которые были рассмотрены нами ранее —Антипов А.А. Социология и философия государственной службы. – СПб: Университет ИТМО, 2015. –  с. 50..

Общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной литературе нет. Обобщая мнения теоретиков, Меньшова В.Н. выделила его наиболее характерные определения:

-форма участия граждан в осуществлении целей и функций государства;

-форма реализации связи отношений государства, общества, закона и гражданина;

-механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;

-система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;

-особый вид управленческой деятельности —Меньшова В.Н. Организация государственной и муниципальной службы. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 292 с..

Государственная служба является самостоятельным социальным институтом.

Под социальным институтом понимается совокупность (формальных и неформальных) принципов, норм, правил, традиций, ценностей, установок, регулирующих различные формы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей, образующих социальную систему.

Государственная служба как социальный институт представляет собой особый вид социальной практики, нацеленной в конечном итоге на обеспечение законных прав и свобод граждан, создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни.

Социальный характер государственной службы проявляется на трех уровнях: на уровне общества (природа социального института, его цели, функции); на уровне социального слоя государственных служащих (ценности, традиции, нормы); на уровне отдельного государственного служащего (социальный статус, престиж, имидж, рейтинг).

1. На уровне общества социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что она функционирует в интересах граждан Российской Федерации и гражданского общества. Проявлению этой функции государственной службы способствует то, что социальным становится Российское государство, т. е. оно призвано проводить современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах человека, создавать системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью, предотвращать социальные конфликты и т. д.

2. На уровне социального слоя государственных служащих определяются нормы, традиции, правила, регулирующие деятельность и поведение кадров.

Государственные служащие образуют социальную группу, отличающуюся рядом особенностей. Среди них: высокий уровень организованности (благодаря развитости организационных отношений и их институционализации в нормативных документах); высокий уровень образованности; доступ к управленческой информации и ресурсам государства; благоприятные условия для самоутверждения и самореализации; обладание властью, присущей профессионалам и др.

Государственные служащие как социальная группа имеют свои корпоративные (групповые) потребности, интересы, цели, которые нуждаются в соответствующем удовлетворении со стороны государства.

В государственной службе как социальном институте на первый план выступает ограничение деятельности и поведения занятых в этой сфере работников рамками санкционированных государством и обществом предписаний. С этой стороны государственная служба характеризуется обычно жесткими требованиями, предъявляемыми к соблюдению норм и ролей административной структуры, активным процессом институционализации (разработки и реализации правовых и социальных норм), стратификации (размещения позиций и ресурсов), регуляции (осуществления власти и доступа к ней).

В настоящее время этот институт активно модифицируется. Одни институциональные нормы возникают заново, другие видоизменяются.

Воспользовавшись марксистскими оценками бюрократии, некоторые критики современной государственной службы оценивают ее с позиции «абсолютного зла», очерняя тем самым работу сотен тысяч преданных реформам и обществу добросовестных государственных служащих, возлагая при этом на государственную службу вину за просчеты политиков. Такая критика не способствует укреплению и развитию этой сферы в нужном гражданскому обществу направлении.