Новости

Стили педагогического общения. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе

Работа добавлена:






Стили педагогического общения. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе на http://mirrorref.ru

педагогической деятельности».

3. Стили педагогического общения. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе.

В практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально.

Исследования позволяют условно выделить четыре группы учителей с. точки зрения интенсивности их общения с учащимися.

  • К первой группе можно отнести тех учителей, кто постоянно общается с ребятами. Причем это общение выходит далеко за рамки повседневных наставнических обязанностей учителя и отличается большой степенью интенсивности и доверительности. Такие педагоги встречаются довольно часто. Для них характерен демократический стиль руководства.
  • Вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией. Но по разным причинам общение учителей с ребятами не имеет регулярного характера вне учебного процесса. Однако в случаях, когда у того или иного школьника возникают затруднения, в которых он не может сам разобраться, ученик идет к этому педагогу, и тогда общение обычно протекает на самом откровенном и доверительном уровне. В этой группе преобладают учителя также с демократическим стилем руководства, но есть небольшое число и с авторитарным стилем.
  • В третью группу можно включить учителей, которые довольно явно стремятся к близкому общению со школьниками, но такового не имеют. Это происходит по разным причинам. У одних из-за недостатка времени, у других — потому, что ученики не расположены к доверительному общению с ними, так как эти учителя либо становятся в позу ментора, либо не умеют хранить доверенной им тайны, либо не вызывают симпатии ребят. Среди этих учителей преобладают педагоги с авторитарным стилем руководства, хотя встречаются с непоследовательным и демократическим.
  • Четвертая группа — те педагоги, которые общение с учениками ограничивают узкими рамками деловых вопросов. Это преимущественно учителя с автократическим и игнорирующим стилями руководства.

Учителя авторитарного стиля явно недооценивают развитие у учеников коллективизма, инициативности, самостоятельности и довольно часто считают учеников ленивыми, импульсивными, неорганизованными и т. д.

Педагоги демократического стиля руководства дают своим ученикам более разнообразные и индивидуализированные характеристики. Видимо, не случайно, состояние спокойного удовлетворения и радости относительно чаще возникает в классах, где работают учителя с демократическим стилем руководства. И наоборот, учителя с авторитарным стилем часто действуют на школьников подавляюще, а переживание гнева и злости чаще наблюдается у учеников, которыми руководят учителяс непоследовательным стилем. Эти данные говорят о том, что, создавая неодинаковый опыт эмоциональных переживаний у школьников, учителя с различными стилями руководства по-разному воздействуют на формирование характерологических качеств учащихся.К объективным можно отнести стиль руководства администрации школы, характер взаимоотношений в учительском коллективе и ряд других факторов.

пять наиболее часто встречающихся у учителей стилей .руководства учащимися.

  1. При автократическом (самовластном) стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
  2. Авторитарному (властному) стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но при этом учащимся позволяют участвовать в обсуждении проблем коллективной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако, решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
  3. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует учитель, или оно должно быть им одобрено. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы. В организации деятельности коллектива старается занять позицию «первого среди равных».
  4. При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
  5. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства, что ведет к дезориентации и ситуативности системы взаимоотношений учителя с учениками.

4. Педагогические способности.

Понятие о педагогических способностях и их роли в профессиональной деятельности.Достижение высокого мастерства в воспитании и обучении детей во многом зависят от личностных качеств педагога и, прежде всего, от его педагогических способностей.

Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представленыВиктором Алексеевичем Крутецким:

1.Дидактические способности - способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным.

2.Академические способности - способность к соответствующей области науки. Такой учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу.

3.Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его психических состояний.

4.Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики. Содержательность, яркость и выразительность, образность, эмоциональность, грамотность речи. Оптимальный темп, владение искусством паузы.

5.Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, организовать индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, и .во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу (уметь правильно планировать и контролировать свою деятельность и поведение, распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6.Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся. Развитость таких волевых качеств как: решительность, выдержка, настойчивость, требовательность. Наличие чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, Уверенность в себе.

7.Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти индивидуальный подход к учащемуся, педагогический такт, уравновешенность в общении, доброжелательность, справедливость.

8.Педагогическое воображение — предвидение последствий педагогической деятельности, воспитательное проектирование личности учащихся, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.

9.Способность к распределению внимания - быстрое и деловое реагирование на все, происходящее в классе, умение распределять внимание между несколькими видами деятельности.

Как видно из приведенных определений педагогических способностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через определенные действия и умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящие в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся, есть, по сути, умение организовывать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к распределению внимания, и т.д. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских умений могут лежать несколько способностей.

Стили педагогического общения. Влияние стиля педагогического общения на эффективность учебной деятельности и межличностные отношения в школьном коллективе на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Тест Стиль педагогического общения

2. Индивидуальный стиль педагогического общения

3. Вербальные и невербальные средства педагогического общения

4. Стратегии взаимодействие участников педагогического общения и их фонетическая реализация

5. РОЛЬ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

6. Культура педагогического общения как условие благоприятного климата в школе

7. КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (ВЕЖЛИВОСТЬ) НА МАТЕРИАЛЕ УPOKAХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

8. Цели и содержание делового общения. Стили общения

9. Сравнительный анализ мотивов учения первоклассников из классов учителей с разными стилями педагогического общения

10. Особенности развития общения, игры, предметной и учебной деятельности слепых и слабовидящих