Новости

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ИНДЕКСА АЛЬФА-РИТМА У СТУДЕНТОВ

Работа добавлена:






ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ИНДЕКСА АЛЬФА-РИТМА У СТУДЕНТОВ на http://mirrorref.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ

ИНДЕКСА АЛЬФА-РИТМА У СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены особенности межполушарной асимметрии индекса альфа-ритма в затылочных областях. Прослежены связи между коэффициентоммежполушарной асимметрии, темпераментом и способностью к саморегуляции спомощью БОС. В исследовании приняли участие 40 студентов университета.Обнаружено, что большинство имеют левополушарную асимметрию, что объясняетсявероятным стрессовым состоянием.

The paper describes the features of alpha rhythm asymmetry index in the occipital brain regions. It was researched the relationships between the coefficient of asymmetry, temperament and ability to self-regulation with biofeedback. The study involved 40 students of the university. Found that most of participants have left hemisphere asymmetry that explains by the

probablestressstate.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия, альфа-ритм, темперамент,саморегуляция, биологическая обратная связь

В настоящее время появляется все больше работ, в которых различные показателимежполушарной асимметрии головного мозга используются как своего рода маркерыфункциональных состояний, личностных особенностей, когнитивных процессов ипсихических нарушений [2, 7, 9]. Понимание и выработка методов регуляциимежполушарных отношений открывает возможности управления функциональнымисостояниями человека. В этом смысле большой интерес представляет асимметрияосновного ритма ЭЭГ человека – альфа-ритма, а также ее взаимосвязь с особенностямисаморегуляции и базовой психологической характеристикой – темпераментом.

Альфа-ритм – наиболее часто встречающийся ритм,  который состоит из волнсинусоидальной формы, с частотой 8-13 Гц и амплитудой 50-100 мкВ. Наблюдается всостоянии спокойного бодрствования, медитации и длительной монотоннойдеятельности. В первую очередь появляется в затылочных областях [6]. Десинхронизацияальфа-ритма возникает при интенсивном поступлении сенсорных стимулов, активнойдеятельности. Депрессия альфа-ритма и повышение сенсорной чувствительностиявляются двумя компонентами ориентировочной реакции (реакции активации) [1].

Индекс ритма – время наличия определенного ритма (активности) по отношениюко всему времени регистрации ЭЭГ, выраженное в процентах. Асимметрия – отсутствиесоразмерности, сходства, соответственности размерности потенциала в одноименныхструктурах двух полушарий мозга [5].

Низкий индекс альфа-ритма в затылочных областях соответствует невротическим

и неврозоподобным расстройствам [5]. Повышение индекса альфа-ритма в затылочныхобластях благодаря альфа-стимулирующему тренингу с биологической обратной связьювызывает устойчивость к стрессу, развитие навыков глубокой психической релаксации,улучшение творческих способностей и памяти [3].

В норме наблюдается наличие функциональной асимметрии с незначительнымпревышением    амплитуды    в    правом    полушарии,    что является    следствием

функциональной асимметрии мозга, связанной с большей активностью левогополушария [5]. Есть сведения, что противоположная левосторонняя асимметрия альфа-ритма в затылочной области у девочек-подростков связана со склонностью к суицидам иагрессивности, что объясняется в терминах сниженной левосторонней задней активации[12]. Программа тренинга с биологической обратной связью (БОС), обучающаяспособности увеличивать альфа-активность в правом полушарии при одновременномснижении альфа-активности в левом полушарии, может быть использована в терапиидепрессивных расстройств у подростков [3]. Отличающийся паттерн ЭЭГ-асимметриинаблюдается у маленьких детей с высоким риском аутизма по сравнению с детьми снизким риском этого расстройства [11]. Доминирование правого полушария впротивоположность наиболее распространенному доминированию левого полушариядостоверно чаще встречается у больных алкоголизмом [2]. Некоторые исследователиговорят о  циклах переключения доминантности  полушарий, например, важную рольнарушения переключения полушарий головного мозга играют в патогенезе биполярногорасстройства (маниакально-депрессивного психоза) [там же].

Таким образом, межполушарная асимметрия, и в частности, асимметрия альфа-ритма, является значимой физиологической характеристикой, имеющей отношение кпсихическому статусу человека. Однако специфика этого отношения не являетсядостаточно ясной. Исходя из этого, нам показалось интересным проследить взаимосвязимежполушарной асимметрии альфа-ритма в областях его наибольшей представленностис базовыми свойствами психики – темпераментом, и со способностью к саморегуляциикак необходимому условию успешной адаптации человека в окружающей среде.

Способность к саморегуляции в широком смысле состоит в сознательном уменииуправлять своими психическими, физическими состояниями и поведением в процесседостижения жизненных целей [10].

Темперамент рассматривается в качестве «относительно устойчивой, врожденнойбазовой диспозиции, определяющей вариативность многих поведенческих черт» [цит. по8, с. 32]. Многочисленные исследования доказывают значительно большую, чем длядругих психологических характеристик, связь темперамента с психофизиологическими инейродинамическими свойствами человека [там же].

Цель данного исследования – выявить связь межполушарной асимметрии индексаальфа-ритма со свойствами темперамента, психофизиологическими особенностями испособностью к саморегуляции с помощьюБОС у студентов.

Гипотезы:

  1. Предполагается, что особенности асимметрии индекса альфа-ритма могут бытьсвязаны со свойствами темперамента, как базовыми психологическими особенностями,наиболее сильно «привязанными» к материальной основе психики – нервной системе.
  2. Так как, согласно литературным данным, от асимметрии альфа-ритма зависятособенности доминирующего эмоционального фона (депрессивность, агрессивность,тревожность), она может быть ассоциирована с физиологическими проявлениями стрессаи со способностью к саморегуляции.В качестве физиологических проявлений стресса

были  выбраны  рекурсия  дыхания  и  потенциал  кожи.  Показателями  саморегуляции

выступали способность к увеличению объема диафрагмального дыхания по сравнению сгрудным и снижению потенциала кожи с помощьюБОС-тренинга.

Задачи исследования:

  1. Измерить индекс альфа-ритма в затылочных областях и коэффициентмежполушарной асимметрии индекса альфа-ритма.

  1. Измерить рекурсию грудного и диафрагмального дыхания, и потенциал кожипальцев руки до и после БОС-тренингов по рекурсии дыхания и снижениюПК.
  2. Проследить связь кМПА со свойствами темперамента.
  3. Выявить связь кМПА с психофизиологическими особенностями исследуемыхлиц – рекурсией грудного и диафрагмального дыхания и способностью к снижениюПК.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборку исследования составили 40 студентов 2 курса факультета психологииХНУ им. В.Н. Каразина (медиана возраста 18 лет, диапазон возраста 17-20 лет), из них 34девушки и 6 юношей.

Длядиагностикитемпераментаиспользовалсяпсихометрическийтест–

«Опросник формально-динамических характеристик поведения» Я. Стреляу,измеряющий следующие свойства темперамента: динамичность, настойчивость,сенсорную чувствительность, эмоциональную реактивность, выносливость, активность).Шкалы содержат по 20 пунктов, поэтому максимально возможный балл по каждомусвойству темперамента – 20, минимальный – 0 [8].

Для оценки психофизиологических показателей использовались:

  1. Двухканальная монополярная ЭЭГ в затылочных отведениях А1-О1 и А2-О2 помеждународной системе 10-20 [6] с  автоматизированной количественной обработкойиндексов мощности основных ритмов. Коэффициент межполушарной асимметрии(кМПА) подсчитывался по формуле кМПА=((П-Л)/(П+Л))*100%, где П – значениеспектральной плотности мощности альфа-ритма ЭЭГ в правом полушарии, а Л – в левомполушарии [13]. Положительное значение кМПА соответствует правостороннейасимметрии индекса альфа-ритма, а отрицательное – левосторонней.
  2. Рекурсия грудного (РГД) и рекурсия диафрагмального дыхания (РДД) отражаетглубину дыхания. Для измерения использовались два тензометрических поясныхдатчика, которые одевались на область груди и диафрагмы. Значения рекурсии дыханиямогут колебаться в диапазоне от -200 до 200 условных единиц при максимальноглубоком вдохе/выдохе, но в среднем колеблются в диапазоне ±20 у.е.
  3. Потенциал кожи (ПК) измерялся по методу Тарханова, от крайних фаланг 2-го и 3-

го пальцев левой руки. Ранее электрический потенциал кожи и электрическаяпроницаемость кожи (метод Ферре) объединялись общим термином – кожно-гальванический рефлекс (КГР).

Запись физиологических показателей производилась на программно-аппаратномкомплексе «РЕАКОР» (Медиком МТД, г. Таганрог, РФ) с четырьмя полиграфическимиканалами и возможностью предъявления сигнала биологической обратной связи. Призаписи электрических сигналов (ЭЭГ, ПК), кроме основных датчиков, применялсяреферентный электрод, одеваемый на руку испытуемых [3].

Исследование  со  студентами  проводилось  после  занятий  с  13.30  до  17.00.

Доминирующее субъективное состояние испытуемых – легкое утомление ирасслабление. Запись ЭЭГ производилась сидя в кресле с закрытыми глазами в течении2-х минут. Лаборатория не являлась звуко- и светоизолированной. Запись рекурсиидыхания и ПК производилась во время прохождения БОС-тренингов в тех же условиях соткрытыми глазами. Респираторный тренинг был направлен на увеличение рекурсиидиафрагмального дыхания и уменьшение рекурсии грудного, так как этот способдыхания является более физиологическим, способствующим релаксации, снижениюгипервентиляции и невротических состояний. Ритмическое диафрагмальное дыханиеиспользуется в большинстве техник саморегуляции – йоге, медитации, аутотренинге ит.п. Во время БОС-тренинга испытуемые старались дышать согласно задаваемому ритму.

Увеличение РДД и уменьшение РГД подкреплялось улучшением аудио-визуальной стимуляции. БОС-тренинг по ПК состоял в задаче расслабиться и уменьшитьдемонстрируемый в виде графика на экране потенциал кожи во время появлениянеприятных аудиостимулов.  ПК возрастает при эмоциональном напряжении, чтовыражается в усилении потоотделения кистей рук. Психологический тест темпераментавыполнялся дома в свободное время. Все испытуемые добровольно и с интересомприняли участие в исследовании.

Для обработки данных использовались: критерий Колмогорова-Смирнова дляпроверки данных на нормальность, критерий значимости различий Стьюдента,корреляционный анализ Пирсона и Спирмена. Обработка выполнена с помощьюпрограммыSTATISTICA 6.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Таблица.Статистические параметры изучаемых психофизиологических показателей

Показатели

Сред.

Мин.

Макс.

Ст. откл.

Динамичность (св. темперамента)

13,7

5

20

3,9

Настойчивость (св. темперамента)

12,0

4

19

3,8

Сенсорная чувствительность (св. темперамента)

15,2

2

20

4,1

Эмоциональная реактивность (св. темперамента)

10,1

0

19

4,2

Выносливость (св. темперамента)

10,7

1

20

4,9

Активность (св. темперамента)

11,2

2

20

4,7

кMПA

-4,1

-38,9

27,7

11,7

Индекс альфа-ритма в левом полушарии

38,3

14,2

75,5

14,8

Индекс альфа-ритма в правом полушарии

35,0

12,0

59,3

13,1

РГД, исходный уровень

-0,2

-91,0

19,0

15,6

РГД, итоговый уровень (после БОС-тренинга)

-0,2

-4,0

1,0

0,8

Разница между исходной/итоговой РГД

-0,02

-91,0

19,0

15,5

РДД, исходный уровень

2,3

-2,0

17,0

5,1

РДД, итоговый уровень(после БОС-тренинга)

0,05

-3,0

2,0

0,7

Разница между исходной/итоговой РДД

-2,3

-17

3

5,1

ПК, исходный уровень

0,7

0,1

2,4

0,5

ПК, итоговый уровень(после БОС-тренинга)

0,7

0,0

3,2

0,6

Разница между исходным/итоговым ПК

0,09

-2,3

2,2

0,6

Проверка данных на нормальность показала, что все показатели, кроме рекурсиидыхания являются нормально распределенными. Показатели теста темпераментаизмеряются в ранговой шкале. Поэтому для обработки показателей рекурсии дыхания итемперамента использовался непараметрический корреляционный анализ Спирмена, адля остальных данных – вышеуказанные параметрические методы.

В среднем индекс мощности альфа-ритма в общем спектре ЭЭГ у исследуемыхлиц в левом затылочном отведении (А1-О1) составил 38,3% и в правом (А2-О2) – 35,1%.Согласноt-тесту Стьюдента для зависимых выборок различия по индексу альфа-ритмамежду полушариями значимы: для выборки студентов-психологов характерен значимоболее высокий индекс альфа-ритма в левом полушарии:n=40;df=39;t=2,79; р=0,008.

Хотя в целом в выборке и преобладала левосторонняя асимметрия, она быласвойственна не всем: 65% (26) участников исследования имели левостороннююасимметрию и 35% (14) – правостороннюю, которая считается более благоприятной.Сравнение  средних  значений  выраженности  альфа-ритма  в  полушариях  по  группам

исследованных с левополушарным и правополушарным доминированием показывает,

что значимые различия по группам наблюдаются только по индексу альфа-ритма в левомполушарии. В группе с левополушарной асимметрией средний индекс альфа-ритма влевом полушарии составил 42,6%, а в группе с правополушарной асимметрией – 30,4%(n=40;df=39;t=2,6; р=0,012). В правом полушарии индекс альфа-ритма в группах сразным межполушарным доминированием практически одинаков: 35,2% и 34,8%соответственно (n=40;df=39;t=0,1; р=0,92). Для этого анализа применялсяt-тестСтьюдента для независимых выборок.

Основные статистические параметры изучаемых психофизиологическихпоказателей отражены в таблице.

При проверке корреляционных связей кМПА альфа-ритма и характеристиктемперамента   студентов   обнаружена   прямая   связь   между   кМПА   альфа-ритма   и

сенсорной чувствительности, как формально-динамической характеристикойтемперамента:rs=0,42;p=0,008.То есть, чем больше выражена правополушарнаяасимметрия альфа-ритма в затылочных областях – тем больше сенсорнаячувствительность и наоборот, чем больше левополушарная асимметрия – тем меньшесенсорная чувствительность. Не обнаружено достоверных связей кМПА с другимисвойствами      темперамента      (динамичностью,      настойчивостью,      эмоциональной

реактивностью, выносливостью и активностью).

Корреляционный анализ кМПА альфа-ритма и респираторных показателейпозволил выявить достоверную обратную связь между кМПА альфа-ритма и итоговой

рекурсией грудного дыхания после дыхательного БОС-тренинга:rs=-0,57;p<0,001. Тоесть, чем сильнее у испытуемых выражена левосторонняя асимметрия альфа-ритма, тембольше у них рекурсия грудного дыхания, и наоборот, чем сильнее у испытуемыхвыражена правосторонняя асимметрия альфа-ритма, тем меньше у них рекурсиягрудного дыхания, которая косвенным образом отражает его глубину и объем.

Обнаружена прямая связь между кМПА альфа-ритма и способностью к угашениюпотенциала кожи в результате прохождения БОС-тренинга по данному параметру: кМПАсвязан со степенью снижения ПК (разницей между исходным и итоговым уровнем ПКпосле БОС-тренинга)r=0,48;p=0,004. Это означает, что чем больше у исследуемых лицвыражена правополушарная асимметрия спектральной мощности альфа-ритма взатылочных областях – тем лучше они могут угасить кожный потенциал с помощьюБОС, и, наоборот, чем более у испытуемых выражена левополушарная асимметрияальфа-ритма, тем меньше они могут произвольно снизить такой показательсимпатической активации НС как кожный потенциал.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Наличие левосторонней асимметрии индекса альфа-ритма в затылочных областяху большинства студентов можно объяснить возможным пребыванием их в трессовомсостоянии по различным причинам. Стресс может менять межполушарные отношения,

так как уже есть сведения об асимметричной представлености волокон вегетативной НСв полушариях (преимущественой представленности волокон симпатической НС в правомполушарии и парасимпатической НС – в левом), а также преимущественной связиправого полушария с диэнцефальными структурами и левого полушария – смезенцефальными (ретикулярной формацией). При стрессе активируютсядиэнцефалические системы, а также симпатическая нервная система, которые приводятчаще всего к увеличению активности правого полушария [4]. А так как альфа-ритм – эторитм покоя, то активизация правого полушария приводит к снижению индекса альфа-ритма в правом полушарии и соответственно он оказывается более выраженным в левомполушарии.

Сенсорная чувствительность в тесте темперамента Я. Стреляу понимается какспособность субъекта реагировать на слабовыраженную стимуляцию, например, настимулы с низкими показателями интенсивности. В частности, лица с высокой сенсорнойчувствительностью сразу замечают на себе ползающее насекомое, чувствуют слабыезапахи цветов, кофе, косметики, дыма, бытовой химии, замечают мерцание звезд, мелкиедефекты предметов, различают вкус воды из разных источников и т.п. Люди с низкойчувствительностью плохо ощущают вкус и запах пищи, с трудом разбирают шепот,оттенки красок, не ощущают слабое движение воздуха (легкий сквозняк) и п.д.

Прямая корреляция между сенсорной чувствительностью и кМПА означает, чтоправостороннее  доминирование  альфа-ритма  связано  с  более   высокой   сенсорной

чувствительностью к слабым раздражителям, а левостороннее доминирование альфа-ритма характерно для лиц с низкой чувствительностью к слабым стимулам.

Обратная связь кМПА альфа-ритма с рекурсией грудного дыхания послереспираторного  БОС-тренинга  показывает,  что  лицам  с  левосторонней  асимметрией

затылочного альфа-ритма хуже удается уменьшить амплитуду грудного дыхания врезультате БОС-тренинга и перейти к другому стереотипу дыхания – диафрагмальному.Чем более у испытуемого выражена правосторонняя асимметрия – тем меньше у негоамплитуда  грудного  дыхания  после  тренинга,  а  значит,  он  лучше  научился  методу

дыхательной саморегуляции. Грудное дыхание связано с повышением симпатической

регуляции организма и свойственно тревожным лицам [3]. Интенсивное поверхностное(грудное) дыхание наблюдается во время панических атак. Оно приводит кгипервентиляции, нарушениям мозгового кровообращения, судорожной активности.Вероятно, поэтому левосторонняя асимметрия альфа-ритма и устойчивость стереотипагрудного дыхания связаны.

Способность к угашению потенциала кожи связана с большей правополушарнойасимметрией альфа-индекса. То есть более высокий индекс альфа-ритма в правомполушарии характерен для лиц, способных к произвольному снятию такогофизиологического показателя стресса как потливости рук методами саморегуляции, вчастности методом БОС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Для большинства студентов-психологов (преимущественнодевушек) характерна левополушарная асимметрия индекса альфа-ритма, что можетобъясняться стрессовым состоянием. Количество участников с левополушарнойасимметрией по отношению к участникам с правополушарной асимметрией составляетпримерно 2:1. Правополушарная асимметрия альфа-индекса в затылочных областяхсвязана с более высокой сенсорной чувствительностью как характеристикойтемперамента и с большими способностями к саморегуляции. Напротив, лица слевосторонней асимметрией имеют более низкую чувствительность к слабым сенсорнымстимулам, меньшую способность к снижению потенциала кожи и изменению стереотипа

дыхания на более эффективный, то есть имеют пониженную способность справляться сэмоциональным напряжением. Таким образом, правополушарная асимметрия альфа-ритма в затылочных областях сопровождается более тонким восприятием мира иявляется преимуществом для выработки способности к саморегуляции и управлениюстрессом с помощью метода БОС. С другой стороны, для лиц с левополушарнойасимметрией БОС-тренинг на изменение межполушарных отношений может статьрезервом для коррекции психологических проблем.

Литература

  1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб.: Речь, 2011.635с.
  2. Егоров А.Ю. Нейропсихология и паттерны аддиктивного поведения / А.Ю.Егоров // В кн.: Руководство по аддиктологии. Наркология и аддиктология. / Под. ред.проф. В.Д. Менделевича. СПб: Речь, 2007.

3         Комплекс    реабилитационный    психофизиологический    для    тренинга    с

биологической обратной связью «РЕАКОР»: методические указания. Таганрог:НПКФ «Медиком МТД», 2007. 162с.

  1. Левашов О.В. Современные подходы к изучению функциональной асимметрии полушарий мозга / О.В. Левашов // Асимметрия.2012. №4.– С. 40-50.
  2. Поворинский  А.Г.  Пособие  по  клинической  электроэнцефалографии   /А.Г. Поворинский, В.А. Заболотных.Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. 64 с.
  3. Психофизиология. Учебник для вузов / Под. ред.Ю.И. Александрова.  СПб.:

Питер, 2001. 496 с.

  1. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / отв. Ред.В.Ф.Фокин. М.: Научный Мир, 2009.836с.
  2. Стреляу  Я.  Методика  диагностики  темперамента  (формально-динамических

характеристик поведения): учебно-методическое пособие / Я. Стреляу, О. Митина,Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук.М.: Смысл, 2009. 104с.

  1. Фокин В.Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний / В.Ф. Фокин // Асимметрия.2007. №1. С. 4–9.
  2. Boekaerts M. Handbook of self-regulation / M. Boekaerts, P. Pintrich, M. Zeidner.

Elsevier Academic Press. 2005.

  1. Gabard-Durnam L. Patterns of Hemisphere Asymmetry in EEG Activity in Infants at High Risk for Autism / L. Gabard-Durnam, A. L. Tierney, C. A. Nelson, H. Tager-Flusberg

// Proceeding of the International Meeting for Autism Research. May, 2010, Philadelphia, USA.URL: https://imfar.confex.com/imfar/2010/webprogram/Paper6954.html

  1. Graae F. Abnormality of EEG Alfa Asymmetry in Female Adolescent Suicide Attempters / F. Graae et al. // Biol Psychiatry. 1996. Vol. 40. P. 706-713.
  2. O'Reilly J. Statistical Pattern Recognition Methods Applied to Evoked Electroencephalogram  Data  in  Depressed  Patients  /  J.O'Reilly  //  EE  4BI6  Electrical

Engineering Biomedical Capstones.2010. Paper 45. 40 p. URL: http://digitalcommons.mcmaster.ca/ee4bi6/45.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ ИНДЕКСА АЛЬФА-РИТМА У СТУДЕНТОВ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Возможности интернет-банкинга «альфа-клик» от ао «альфа-банк» и эффективность его применения в современных условиях

2. Функциональные особенности сердечной мышцы: особенности возбуждения и возбудимости (кривые ПД и Ферворна желудочков). Сопряжение возбуждения с сокращением. Изменения ритма сердца

3. Понятие о симметрии и асимметрии

4. Исследование индекса глобальной конкурентоспособности

5. Особенности проявления ценности Я у студентов-психологов старших курсов

6. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

7. Социально-психологические особенности студентов как критерий успешности изучения иностранных языков

8. ТИПОВЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

9. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ

10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ПРОБЕГА АЛЬФА-ЧАСТИЦ