Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

Работа добавлена: 2016-04-02


Поделитесь работой в социальных сетях



Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии на http://mirrorref.ru

36. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии.

Понятия «социальная организация» и «социальная структура» в социокультурной антропологии. Социальная структура как набор взаимосвязанных статусов (позиций) и соответствующих им ролей в рамках определенной общности или сообщества. Традиции исследования социальной структуры. Основания стратификации: власть, престиж, благосостояние. Типы обществ в зависимости от характера социальной стратификации: эгалитарные, ранговые, стратифицированные. Виды стратификации: аскриптивные и достигаемые социальные статусы.

Конкретные культурные формы социальной стратификации. Касты и их распространенность в различных культурах. Э. Эванс-Причард и Р. Фирт о системах возрастных классов. Гендерная стратификация. Этнические и расовые факторы социальной стратификации в традиционных и современных обществах.

СА. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии.

Социальная структура как набор взаимосвязанных статусов (позиций) и соответствующих им ролей в рамках определенной общности или сообщества. Традиции исследования социальной структуры

1. Понятия «социальная организация» и «социальная структура» в социокультурной антропологии.СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - понятие, используемое всистемном подходе для обозначения того факта, чтолюбая социальная группа является структурированной,организованной системой, элементы которойне изолированы друг от друга, а связаны определен. отношениями, хар-ми данную соц.группу. Понятие (С.о. возниклона рубеже 18-19 вв. во Франции и проникло в социальные науки благодаря деятельности сен-симонистов, активно использ-аналогию общества с организмом и отстаивавших идею разумной организации общества.*В функциональной школе англ. социальной антропологии термин исп-ся активно, было дано несколько определений )

àС.о.Малиновский определил еекак целенаправленный способ воздействия людей на среду для удовлетворения своих потребностей (1948).

àРадклифф-Браунв ранних работах использовал термины«социальная структура» и «С.о.» как синонимы, нопозднее провел между ними различие, определивсоциальную структу-ру как «аранжировку индивидов»в системе, аС.о. -- как «аранжировку типов деятельности» в системе, или как аранжировку ролей, закрепленных за социальными статусами

àР. Фирт, впервые попытавшийся применить в рамках антропологии теорию действия, разграничилтри уровня анализа обществ: социальную структуру; функцию,с.о.; С.о., т.о. была выделе-на как особый уровень анализа (1951).С.о. как динамический аспект социальных отношенийсоставляет, по Фёрту, принципиально важную часть предмета антропологических исследований.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА -совокупность устойчивых элементов соцсистемы(институтов, ролей, статусов), относительно независимыхот незначит. колебаний в отношениях между системой и средой и обеспечивающих преемственность и устой-чивостьмоделей поведения и социальных отношений во времени. (было введено в категориальный аппарат социальных наук в 19 в.благодарясоциологической теорииСпенсера)

àСпенсер ввел это понятие;поставилизучение С.с. в центр соц.иссл.обществ.

àДюркгейм развилморфологическую концепцию С.с. (Социальная морфология- отрасль социологии икультурологии.Предмет изучения -- «морфологические факты» («формы коллек-тивного бытия»), включающие в себя геогр. среду жизни обществ в ее связи с социальной организацией, народонаселение, его плотность, объем и распределение по территории)

àР. Мертон, Парсонс и др.после 2 Мир.войны приобрело большую попул.бл-ря структ.функц-му

àРадклифф-Браун, продолжая традицию морф. подхода к изучению С.с., идущуюот Дюркгейма, развил принципы изучения структуры примитивных обществ и проделал большую работу по типологизации различных социальных структур в своих исследованиях родства и брака(изучение структуры неразрыв-но связано с изучением функций элементов системы); С.с.Радклифф-Браун определял как«аранжировку индивидов» в о-ве

Статич. и внеисторическ. понимание С.с. вызвало критику и породило попыткивнесения в функциональный подход элементов динамич. анализа (Р. Фёрт, А. Ричарде, Линтон, Лич и др.).

àР.Фирт:С.С.как уровень анализа обществанаряду  с с.орг-ей и с.ф-цией.;Фёрт разграничил понятия «С.с.» и «социальной организации», понимая под последней динамич. аспект социальных отношений

àЛеви-Стросс иное пониманиево франц. структурной антропологии;подверг критике концепции англ. структуралистов и функционалистов и отверг возможность эмпирич. вычленения С.с. из наблюдаемого поведения.

Основания стратификации: власть, престиж, благосостояние

Термин "стратификация" пришел из геологии

С.С.обозначает 1)многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2)процесс, в ходе которогогруппы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства.

Социальная стратаранговый слой(соц.слой)в рамках иерархической системы социальной стратификации

Каждая страта включаеттолько тех людей,кто имеет приблизительно равныеàнакопленные доходы(благосост) -накопленные доходы, т.е. наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведение иск\)

àвласть-измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение

àобразование  -измер.кол-вом лет обучения;

доход(благосост.), образование и власть-имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди.Престижстоитвне этого ряда, так как он - субъективный показатель.àпрестиж. - уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз налестнице профессионального престижа.

Типы обществ в зависимости от характера социальной стратификации: эгалитарные, ранговые, стратифицированные.

Эгалитарное об-во-1) первобытное общество, еще не затронутое процессами социального и имущественного расслоения; 2) общество, базирующееся на призвании всеобщей уравнительности.   Ранговое общество – пример , проф.дифференциация,цвет кожи,раса, религия могут быть основанием для ранжир-я  (пр.,Государственный чиновник высокого ранга не всегда богат, в то же время многие богатые гангстеры не считаются принадлежащими к «высшему классу»)-существует соц.дифференциация по какому-то признаку( и может сущ.без стратификации)                                                                                      Страт.об-ва- социально неоднородное общество (Стратификация включает ранговую дифференциацию);основания:доход,власть и престиж.

аскриптивные и достигаемые социальные статусы.

Статус (от лат. - положение, состояние) Э. Гидденс: «Статус(status). -социальное признание или престиж»

С.могут бытьпредписанными (аскриптивными) идостигаемыми (приобретённые).

àПредписанный (аскриптивный)социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Онобусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. (Например, дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус«золотой молодёжи»)-то есть, приобретается от рождения -национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы - инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.

àДостигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия (пример эмигранта очень наглядно показывает принцип достигнутого статуса).

àНекоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы.(например, получение степени доктора математических наук является достижением. Но однажды полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все намерения и цели человека, как предписанный статус).

В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами.

Конкретные культурные формы социальной стратификации. Касты и их распространенность в различных культурах.

В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

àРабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Обычно указывают натри причины рабства1), долговое обязательство 2)нарушение законов3) война, набеги ; Рабствослужило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

-патриархальное рабство - раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;        -классическое рабство - раб жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

àКастой- называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Кастовый строй не такой древний, как рабовл.строй, и менее распростр.Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке.Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры. Чел-кне может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закрепленоиндусской религией Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей.

В Индии4 основных каст:,брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) иоколо5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоятнеприкасаемыеони не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.В ходе индустриализации касты заменяются классами.

àСословия предшествуют классам ихарактеризуют феодальные общества, которые существовали В.Европе с IV по XIV век.;сословиесоц. группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями;основывались на земельной собственности.;характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий

Класс. Образец-Европа, В X—XIII векахглавных сословий было три:*духовенство, *дворянство и *крестьянство;В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на *дворянство, *духовенство, *купечество,* крестьянство и *мещанство(средние городские слои)

Возрастные классы

**свойственное эпохе родового строя деление общества на несколько возрастных категорий, имеющих свои права и обязанности. В той или иной форме деление на В. к. было присуще почти всем народам мира на этой стадии общественного развития. По данным этнографии, например у австралийцев, папуасов, зулусов в Африке, американских индейцев и др. имелось 3—4 В. к. (детей, молодёжи, взрослых, стариков). Возникнув из естественного половозрастного разделения труда,В. к. исчезли в процессе общественного разделения труда и распада первобытнообщинного строя

** распределение людей определенных возрастов по группам на основе выполнения ими сходных социальных или демографических функций.(престиж по старшеству во  многих племенах)

Гендерная стратификация

- это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст)Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.;Роль генд.стереотипов( Во многих племенах, особенно в тех, где наследование возможно только по мужской линии, престиж мужчины выше престижа жен. Неравноправие, основанное на половом признаке, утрачивает значение в вождестве, где престиж и доступ к ресурсам связаны с наследованием по старшинству, так как это снимает различия междуМ. иЖ.).

Этнические и расовые факторы социальной стратификации в традиционных и современных обществах

В современных многосоставных обществах, этностратификационная система проходит реально по цивилизационной границе:доминирующее положениезанимают этносы, достигшие индустриальной фазы социально-экономического развития,доминируемое- аграрные этносы. Изучение межэтнических конфликтов ввело в научный оборотпонятие этнического статуса, указывающего место индивида или группы в системе межэтнических отношений на личностном и групповом уровнях. Если индивидуальный социальный статус достигается, или “завоевывается” в современном обществе, то этнический –наследуется. В некоторых случаях он, разумеется, может быть сменен путем формального изменения национальной принадлежности.Этнический статус представляетсобой атрибут любого неизолированного этноса или этнической группы, и человек обладает им лишь постольку, поскольку принадлежит к определенной общности.

Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии на http://mirrorref.ru


Возможно Вы хотите оставить комментарий по поводу учебной работы

Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Функционализм в социальной антропологии

2. Исследование хозяйства в социальной антропологии

3. Социологическая школа в социальной антропологии

4. Этнопсихологическая школа в социальной антропологии

5. Символическое и интерпретативное направление в социальной антропологии

6. Проблематика пола и гендера в социальной антропологии

7. Мир человека и повседневность в контексте социальной антропологии

8. Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии

9. Основные модели социальной работы. Количественная методология социальной работы. Социологическая оценка эффективности социальной работы

10. Социологические и статистические методы исследований в социальной антропологии