Структурно-функциональные методы исследований в социальной антропологии

Работа добавлена: 2016-04-02





Структурно-функциональные методы исследований в социальной антропологии на http://mirrorref.ru

23. Структурно-функциональные методы исследований в социальной антропологии.

А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, Э. Эванс-Причард и др. Понятие структуры и функций. Возможности структурно-функционального анализа (методологии).

1. А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс, Э. Эванс-Причард и др. Понятие структуры и функций.

Во всех явлениях культуры, считал Леви-стросс необходимо выявить структурные элементы, совокупность которых образует бессознательную структуру человеческого разума.В концепции Леви-Строса речь идет о2 структурах:1. структура человеческого разума 2. структура окружающей человека физич реальности.Именно эта структура организует наш опыт, а в соответствии с этим определяет наше видение мира.Э. Причард: Структура выступает в роли первичных качеств – это то, что действительно существует и играет роль причины. В роли вторичных качеств выступает культура. С одной стороны это результат воздействия окружающего мира на органы чувств человека. С другой проявление таких качеств определяется выбором символических знаков в данном обществе. Любые соц отношения людей – это своеобразная структура.Р.-Б.: основной термин-соц структура. – сложная сеть реально существующих соц отношений. Структура включает в себя 1. структура сама по себе, которая м.б. обнаружена в соц ролях;2. функция, с пом этого понятия удается показать структуру в действии. Функция – социально стандартизированный способ деятельности или мышления, направленный на поддержание существования соц структуры. 3. изменения или соц эволюция. Малиновский: сторонник функционализма. В обществе всё взаимосвязано каждый элемент имеет свою функцию, надо только её обнаружить. если мы считаем что этот элемент лишний, то это говорит лишь о нашем непонимании этой культуры. Основные потребности(в пище, еде) и производные(культура, общение)

2. Возможности структурно-функционального анализа (методологии).

Структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем.С.-ф. а. различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга.С.-ф. а. в совр. буржуазной социологии связывается с именами Парсонса и Мертона, в трудах к-рых получили развитие идеи раннего функционализма, сформировавшегося как особое методологическое направление в рамках общей антропологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун.В основу анализа Парсонс кладет различение между категориями структурными (система ценностей, социальные нормы, типы общностей и роли их участников) и функциональными (самосохранение, интеграция, достижение цели и адаптация). Руководствуясь идеалистическим взглядом на об-во, он считает осн. регулятивом социальных отношений систему ценностей и норм выполняющих функцию цементирования социальной структуры. Мертон в своей интерпретации С.-ф. а. отказывается от специального выделения структурных категорий, утверждая, что в процессе функционирования об-ва жесткая связь между структурными элементами и определенными функциями отсутствует. Строя аппарат С.-ф. а. на сугубо функциональном основании, он различает функции по их благоприятным или неблагоприятным последствиям для системы (функция и дисфункция) и по их очевидности для участника системы (явные и скрытые, или латентные, функции). Все виды функций объединяются им в модели С.-ф. а. социального явления - парадигме. Подобные взгляды являются реакцией на эмпиризм совр. амер. социологии. С др. стороны, функциональное объяснение социальной системы противопоставляется марксистской науке об об-ве. Метафизичность, антиисторизм и идеализм этих взглядов являются следствием признания в качестве исходного понятия равновесия социальной системы (Парсонс), отрицания исторического процесса, стремления игнорировать глубинные социальные конфликты буржуазного об-ва. За оторванность от социальной реальности, умозрительность, спекулятивный характер объяснения общественных явлений социологические идеи Парсонса и Мертона подвергаются критике даже в рамках самой буржуазной социологии. Марксистская критика идет дальше и вскрывает гносеологические и классовые корни этих социологических концепций. Вместе с тем критика взглядов Парсонса и Мертона не означает отвержения аналитического аппарата С.-ф. а. как одного из средств исследования системных объектов (Системный анализ, Системный подход). Анализируя историю и структуру капитализма, Маркс указывал, что законы становления социально-экономической целостности - не то же самое, что законы ее функционирования, хотя эти законы органически взаимосвязаны. «Капитал» Маркса является классическим образцом структурного (системного) и функционального анализа капиталистической экономики и капиталистического об-ва в целом как сложной развивающейся системы. Осн. структурными категориями марксистской социологии выступают понятия общественно-экономической формации, разделения труда, различных сфер общественной жизни и общественных институтов и т. п. С.-ф. а.- особенно действенное средство изучения социальных явлений при переходе от постановки проблем в рамках теории к конкретным социальным исследованиям. В марксистской социологии он не противопоставляется историческому (генетическому) подходу, а выступает в единстве с ним, что и делает возможным всестороннее, конкретное изучение исследуемых объектов.

Структурный анализ в социальной антропологии (К. Леви-Стросс. Э. Эванс-Притчард). СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, функциональный подход, функционализм - один из наиболее развитых и детально (от метатеории до эмпирических исследований) разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов (на уровнях общества, социума и культуры, личности, любого социального "объекта" - группы, общности, института, организации) как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (функцию внутри этой целостности). Соотносится со структурным подходом (структурализмом), имеет с ним общие "генетические" корни и теоретико-методологические основания. В середине 20 в. структурный и функциональный анализы были переосмыслены в рамках "объединяющего" их системного подхода как два различных аспекта системного анализа, т.е. исследования систем как целостных единств, и две взаимодополняющие и взаимопроникающие друг в друга (пересекающиеся) стратегии их исследования. Это дало основания универсализировать функциональный и структурный подходы как воплощающие всеобщие принципы любого научного познания, однако релевантной им областью остается, все же, социогуманитарное знание. При этом если структурный анализ в различных своих версиях активно проникал в гуманитарное знание (а во многом и зарождался в нем) - прежде всего в лингвистике и литературоведении, то собственно С.-Ф.А. и возник, и локализовался прежде всего в социальном знании (главным образом, в социологии и британо-американской антропологии).

Функционализм в социальной антропологии (Б. Малиновский)Бронислав Малиновский (1884 — 1942) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии. Охватывает центральные постулаты психоанализа и предвосхищает важнейшие акценты школы Культура и Личность: биологическая и психологическая необходимость; соответственно, главная функция любой культуры - исполнение психологических и биологических потребностей личности. В частности экспрессивный компонент культуры (напр. религия, магия, искусство, игра) есть инструмент для исполнения этих нужд. Исследовал явление Эдипова комплекса. “Аксиомы функционализма”: А. Культура является инструментальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с проблемами Б. Культура является системой объектов, действий и установок В. Культура является целостностью, в которой все ее элементы независимы. С. Элементы закреплены в институции. Д. Культура может анализироваться в различных аспектах, таких как образование, социальный контроль, экономика, система познания, верований, мораль, а также как способ творческой и художественной деятельности. Все культуры основываются на “базовых потребностях”. Эти базовые потребности затем ведут к культурным “императивам” или вторичным потребностям, которые затем преобразовываются в культурные “ответы” (Потребность в пище – первичная потребность; потребность в охотничьих навыках и оружии – вторичная потребность; экономика, обмен – культурный ответ) Функционализм Малиновского основывался скорее на потребностях индивида, чем на нуждах социальной системы. Основные потребности локализуются скорее в индивидуальном сознании, чем в сознании группы. Эта индивидуализация культурного ответа и зарождения является стержнем его отличного направления и точкой разрыва его функционализма со структурным функционализмом. 

Структурный функционализм А.Редклиффа-Брауна. “Изучение культуры возможно не автономно, а лишь в контексте характеристики социальной системы, и поэтому следует говорить не о культуре, а о социальных системах”. Культура и социальные структуры - практически тождественные понятия, или, во всяком случае, непосредственно связанные друг с другом. Такой взгляд, писал он, “Возможна ли наука о культуре? Боас считал, что нет. Я с ним согласен. Вы не можете иметь особой науке о культуре. Вы можете только изучать культуру в качестве характеристики социальной системы. Поэтому, если вы стремитесь создать науку, то это будет наука о социальных системах”. P.S Бесспорно, это одно из самых разумных высказываний за последнее время. Мужику респект, но чрезмерно развивать тему не стоит, дабы не задеть потециально имеющиеся у преподавателя нежные чувства к его предмету. I. СУТЬ ПОДХОДА Жизнь организма — это функционирование его структуры. Индивиды, посредством системы социальных отношений, связаны в единое целое. Непрерывность, целостность социальной структуры не разрушается, если в каких-то ее клеточках происходят изменения. Эта непрерывность проистекает из процесса социальной жизни, которая состоит из действий и взаимодействий индивидов и организованных групп, в которые эти индивиды объединяются. Социальная жизнь общины может быть, таким образом, определена как функционирование социальной структуры”. Каждая структурная социальная система есть самодостаточное, гомеостатическое, гармоничное единство. Каждый фрагмент культуры изучается как часть, являющейся функцией по отношению к целому. Взаимоотношения и функциональная взаимозависимость являются ключевыми понятиями анализа культуры в рамках структурного функционализма. Этот анализ предполагает также изучение эволюции структурных изменений — не радикальных и революционных, но постепенных и медленных — трансформаций одних форм в другие”. 

Структурно-функциональные методы исследований в социальной антропологии на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Методы экспедиционных (полевых) исследований в социальной антропологии

2. Эволюционно-исторические методы исследований в социальной антропологии

3. Социологические и статистические методы исследований в социальной антропологии

4. Структурно-функциональные особенности вегетативной НС

5. Генезис сознания и его структурно-функциональные характеристики

6. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

7. Нейрон, как структурно-функциональная единица ЦНС. Классификация нейронов, функциональные структуры нейрона. Механизм возникновения возбуждения. Интегративная функция нейрона

8. Функционализм в социальной антропологии

9. Этнопсихологическая школа в социальной антропологии

10. Исследование хозяйства в социальной антропологии