Новости

Игровые технологии

Работа добавлена:






Игровые технологии на http://mirrorref.ru

Игровые технологии

Игровые технологии – одни из популярных технологий. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.

 Игровые технологии:

По характеру процесса:

  • обучающая
  • познавательная
  • тренинговая
  • воспитательная
  • контролирующая
  • развивающая
  • творческая
  • обобщающая
  •  коммуникативная
  • диагностическая
  • профориентационная
  •  психотехническая

По игровой методике:

  • предметная
  • сюжетная ролевая
  • имитационная
  • деловая
  • драматизация

По игровой среде:

  • без предметов
  • настольные
  • компьютерные
  •  с предметами
  • уличные
  •  на местности

Цели образования игровых технологий обширны:

- дидактические: расширение кругозора, развитие определенных умений и навыков.

- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

- развивающие: развитие качеств и структур личности.

- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

 

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, направлены на то, чтобы:

  •  вооружить их оптимальными способами   осуществления деятельности;
    •  подвести эту деятельность к процессу   творчества;

 

   Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависит от возраста.

Методика проведения игры

Перед режиссером ставится задача найти гуманистические методы воздействия на личность человека. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль организатора , который готовит игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо.

Организуя игру, важно рассматривать каждого человека как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я», в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья; недопустимо унижать достоинства людей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям, используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны, каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших .

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой занятия или игровой ситуацией. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников.

Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость независимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам организатор или участники. Например, организатор объясняет задание, а капитан каждой команды показывает всем остальным, что нужно делать,

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой. Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.

Организатор должен поощрять участников или группу участников словами «спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д. Предложить поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания, раздать призы. При подведении итогов возможны следующие варианты: если проводятся тематические игры, в которые участвуют команды, то для оценки конкурсов необходимо жюри; другой формой оценки игры может быть жетонная система. Не менее значим ритуал награждения победителей. Сначала желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а затем наградить победителей. Награды не должны быть равноценными. Могут быть продуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, рисунка, игрушки, значка и т.д. Необходимо отметить ряд требований организатору. В первую очередь – это эстетика внешнего вида, особые требования предъявляются к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому участнику и коллективу, добросовестная подготовка и профессионализм.

 

Малоподвижные игры в помещении

Игра является одной из приоритетных форм работы с людьми. Особенно интересны подвижные игры на воздухе. Но, по разным причинам, не всегда есть возможность для уличных игр. Поэтому каждый организатор игр должен уметь занять любого человека и в помещении, иметь свою «копилку» малоподвижных игр и развлечений. Говоря о значении игры, следует отметить, что знание ее теории позволяет глубже и интереснее построить содержание своей работы.

Что же такое малоподвижные игры? Это игры, в которых может участвовать различное количество людей, участники играют сидя, стоя либо же игровое пространство ограничено небольшим помещением. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые; интеллектуально-познавательные; сюжетные, ролевые, драматизация, творческие конкурсы; игры со словами.

Виды малоподвижных игр

Настольные игры

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают участников  новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Ведущий предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту.

«Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий.

Предметные игры

Предметные игры: предметы, окружающие нас, могут стать прекрасным инвентарем в любой игре. Нужно только умело их использовать в соответствии с назначением. Пример таких игр:

«Часы». Игрокам предлагается расположить часы (солнечные, песочные, механические, электронные) в порядке их появления на свет.

«Назови исполнителя». Участники получают грампластинки с заклеенным названием. Прослушав мелодию, они угадывают автора и исполнителя.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

– способствуют знакомству и сплочению в коллективе;

– создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;

– развивают важные качества личности человека– умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения организатора.

Приведем несколько примеров.

Игра-знакомство «Снежный ком». Участники садятся в круг. Первый игрок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если игроки уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася – веселый, Дима – добрый) или предмет (Вова – велосипед, Наташа – ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры могут быть посвящены любой теме. Проведение таких игр требует тщательной подготовки и выполнения некоторых требований:

1. При выборе темы и разработке интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать объем фактических знаний участников, возрастные особенности, кругозор и уровень интеллектуального развития.

2. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представление гостей, церемониал знакомства, общая песня, ритуал подъема флага и т.д.

3. Участники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции. Нарушение правил или их невыполнение учитываются системой штрафных баллов.

4. Конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

К таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Великолепная семерка», «Литературный ринг», «Ремесла древние и современные». Викторины также носят познавательный характер. Это определенный набор вопросов на одну тематику. За правильный ответ насчитываются баллы, очки. Набравший наибольшее количество баллов становится победителем.

Сюжетные и ролевые игры

Сюжетные, ролевые игры несут большую социальную нагрузку. Главное правило организации таких игр – «побольше участников, поменьше болельщиков». Эти игры имеют какой-либо сюжет, то есть завязку, кульминацию, развязку. Каждый играющий выступает в какой-либо роли, как бы «примеряет» стиль поведения своего персонажа. Например «Встреча в русской избушке на лесной опушке».

Драматизация

Ярким примером драматизации является инсценировка сказок, басен, кукольных спектаклей. Проведение предполагает 3 этапа:

1этап – подготовительный. Причем участники должны принимать в подготовке реквизита самое непосредственное участие. Это дает им возможность самовыразиться, проявить творческие способности.

2этап – инсценировка.

3этап – рефлексия. Рефлексия может проводиться в любой приемлемой форме с точки зрения организатора игры (нарисовать понравившегося героя, показать в цвете свое настроение после игры, высказать свое отношение – весело, скучно, интересно и т.д.).

Творческие конкурсы

Творческие конкурсы помогают в решении таких задач, как развитие нестандартного, нешаблонного мышления, заставят фантазировать, изобретать, преодолевать штампы и стереотипы, помогут формировать Человека Творческого.

Важно при организации творческих конкурсов учитывать возраст участников. Например, для младших школьников можно организовать такие:

«Старая сказка с новым концом» (придумать новое окончание известным сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»).

«Растительные бусы» (попробовать сделать бусы из цветов одуванчика, ягод шиповника, природного материала).

«Танцующие роботы» (станцевать как роботы летку-енку, вальс, польку).

Ребятам среднего звена можно предложить поиграть в:

«Скульптурную галерею»: галерея называется «Жертвы спорта», необходимо замереть подобно изваяниям. В галерею могут входить такие скульптуры: парашютист, забывший за что нужно дергать; вратарь, поймавший зубами шайбу.

«Нужное применение ненужному предмету»: попробовать найти применения (не менее 20) отслужившим свое предметам (перегоревшей лампочке, пустому стержню от ручки и т.д.)

Для старшеклассников:

«Советы родителям». Сочинить 10 советов родителям, у которых ребенок: во сне разговаривает на китайском языке, предпочитает есть из одной миски с кошкой.

«Человек-дерево» (изобразить плакучую иву, могучий дуб, стройную березку).

«Рецепт блюда». Составить рецепт блюд – салат «Апрельские тезисы», напиток «Ночи Смольного».

Игры со словами

Наша речь состоит из множества слов, и с каждым из них можно поиграть. Разновидностей игр со словами очень много: это и всем известные «Города», и «Первая-последняя буква», различные кроссворды, ребусы. Хороший потенциал для игр со словами заложен в устном народном творчестве: можно придумать множество вариантов использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

Например – «Сочини пословицу», «Узнай пословицу по рисунку», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Говоруша».

 

Список литературы

  • Г.Е. Муравьева «Проектирование технологий обучения»

Игровые технологии на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. Познавательное развитие. ФЭМП

2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

3. Социокультурные технологии рекреационно-развлекательного досуга (игровые развлечения)

4. Игровые технологии как средство совершенствования речевого развития младших школьников

5. Игровые модели

6. Игровые приёмы при формировании элементарных математических представлений у детей школьного возраста

7. Ресурсосберегающие технологии

8. Основы OLE-технологии

9. Интернет-технологии

10. МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ