Символическое и интерпретативное направление в социальной антропологии

Работа добавлена: 2016-04-02





18. Символическое и интерпретативное направление в социальной антропологии

Когнитивный и символический подходы в современной социальной антропологии. Когнитивный подход к изучению культуры М. Дуглас. Познание как регулятивная функция культуры. Символический подход В. Тернера. Интерпретация культуры К. Гирца.

Интерпретативный подход– парадигма в социальных науках, которой соответствует интерпретативная модель объяснения. Восходит к классической философской герменевтике (пониманию текстов). С точки зрения этой модели, все формы человеческой деятельности могут быть представлены как символические тексты, порождаемые внутри культурного контекста. Таким образом, целью исследования становится не поиск причинно-следственных связей, а истолкование, интерпретация действий людей, учитывающая «точку зрения действующего», то есть самих людей. Всякая интерпретация неопределенна, зависит от целостного контекста (фона) взаимосвязанных убеждений, ценностей и практик, а также от позиции интерпретатора. Понятиеинтерпретативной антропологии неразрывно связано с ее создателем —Клиффордом Гирцем (р. 1926) — и его программной работой «Интерпретация культур» (1973). «Символический поворот», по мнению Гирца, изменил сам предмет антропологического исследования. Исходя из посылки, что символы лежат в основе поведения, и признаваямногообразие культур, Гирц определяет последние как наследуемые системы значений, а их функцию — как наложение смысла на мир. Таким образом, антропологическое познание есть попытка интерпретации направляющих символов каждой культуры. Заимствуя у Г. Райла понятие «насыщенное описание» («thick description»), Гирц определяет свою методологию как построение «стратифицированной иерархии наполненных смыслом структур». Гирц выделяет две ступени научного анализа: на первой («ведение дневника») им прослеживается нечеткая граница между фактом и теорией вследствие осознания того, что представления информантов о собственной культуре есть не что иное, как ее интерпретация; а на второй (систематизация полученных сведений) — выявляется проблема интерпретации следующего порядка (интерпретация интерпретации). Что касается проблемы верификации полученных на этой основе теоретических обобщений, то Гирц пытается решать ее, ориентируясь на чрезвычайно мелкие социальные явления («обобщение не множества случаев, а каждого из них») и на «способность научного воображения».

Четкое определение культуры у Гирца отсутствует. “Гиртц использует слово “культура” в нескольких разных значениях... Например, в одном месте Гирц определяет “культуру” как “исторически устойчивый образ значений воплощенный в символах”, тогда как в другом месте культура определяется как “система контрольных механизмов — планов, средств, правил, инструкции (то, что компьютерные инженеры называют “программой”) — для контроля над поведением”. Согласно этой последней концепции, культура более похожа на схему организации социальных и психологических процессов, которая необходима, утверждает Гирц, потому что человеческое поведение “предельно пластично”.

Виктор Тёрнер является одним из основателей нового символического направления, поставившего своей целью исследовать роль символов в социальной коммуникации, их мировоззренческую, ценностную и нравственную значимость в современных культурах. При этом для Тернера представлял интерес прагматический аспект символов, в соответствии с которым символы функционируют в социальном вопросе как активная сила. Свои идеи он развивал в русле общей интерпретативной антропологии, которая рассматривала отдельные культуры как закрытые системы значений, и пытался читать, анализировать и истолковывать их тексты. Тёрнер исследовал лиминальные (пороговые, крайние, пограничные) сообщества и состояния коллективной жизни, феномены «анти-структуры» — явления раскола и разрыва, коллективного протеста, массовой аскезы, добровольной нищеты и утопического равенства, их роль в разные эпохи. Одним из главных предметов его интереса стало религиозное паломничество, состояние и формы жизни «в пути». Символы и системы символов, символические классификации для Тёрнера не статичны: они включены в действие (обычай, ритуал, церемониал, социальный конфликт, социальное движение) и в этом смысле должны быть поняты в их реальной работе, в «исполнении», в конкретности и динамике, как «ритуальный процесс» (название одной из главных книг Тёрнера).

Символическое и интерпретативное направления в антропологии сейчас считаются весьма перспективными, поскольку воспринимают другие культуры не просто как объект исследования, но как равноправных участников культурно-исторического процесса. Этот подход пришёл на смену «европоцентризму», в котором субъектом исследования является европейский/американский учёный, а неевропейская культура выступает в качестве объекта.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. «Формалистское» и «субстантивистское» направление в экономической антропологии

2. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

3. Функционализм в социальной антропологии

4. Исследование хозяйства в социальной антропологии

5. Этнопсихологическая школа в социальной антропологии

6. Социологическая школа в социальной антропологии

7. Проблематика пола и гендера в социальной антропологии

8. Мир человека и повседневность в контексте социальной антропологии

9. Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии

10. Эволюционно-исторические методы исследований в социальной антропологии