Социологическая школа в социальной антропологии

Работа добавлена: 2016-04-02


Поделитесь работой в социальных сетях



Социологическая школа в социальной антропологии на http://mirrorref.ru

Тема 14. Социологическая школа в социальной антропологии.

Понятие социологической школы; стадии развития общества О. Конта; социология культуры Э. Дюркгейма (понятие механической и органической солидарности, теория разделения труда); социологический подход к изучению древних обществ (теория первобытного мышления Л. Леви-Брюля).

Почти одновременно с зарождением диффузионизма в европейской культурной антропологии и этнологии сформироваласьсоциологическая школа.По мнению ряда исследователей, она оказалась более плодотворной, чем диффузионизм. Отличие от других научных направлений здесь проявляется в первую очередь в специфике предмета исследований: если эволюционисты видели главный предмет социально-культурологического знания в человеке, сторонники диффузионизма – в культуре, то представители социологической школы – в человеческом обществе. Они исходили из того, что человеческое общество не выступает в качестве простой суммы индивидов, а проявляется прежде всего как система связей между людьми, в первую очередь нравственных, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Представителями французской социологической школы считаются: французский философ, один из основателей социологииОгюст Конт (1798–1857), Эмиль Дюркгейм (1858–1917), Люсьен Леви-Брюль (1837–1939).

Основные положения

С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.

Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).

Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.

Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество.

О. Конту принадлежит заслуга формулирования универсального закона "трех стадий" развития человеческого духа (касающегося как всего человечества, так и отдельного человека). В его основу положены морфологические представления о человеке, проходящем последовательно "три стадии": теологическую ("фиктивный способ мышления"), метафизическую ("абстрактный способ мышления") и позитивную ("научное мышление, установление законов явлений"). Подобным образом, на основе закона исторического прогресса, логично вытекающего из закона "трех стадий", развивалось и человеческое общество.

2.1 Теологическая стадия

Эта стадия где господствует религиозное мировоззрение, охватывает длительный период истории человечества: от первобытного общества до 1300 г. иделится на три периода: период фетишизма, монотеизма и теологическая эпоха.

2.2 Метафизическая стадия

3.3 Позитивная эпоха

Наступающая новая эпоха вызвана потребностью в новом мировоззрении, базирующемся на данных наук, которые обретают все большее значение в социальной жизни. Позитивное мировоззрение объединяет в себе три «ряда социального развития», сформировавшихся в конце средневековья: эстетического, философского и научного под эгидой индустриального, который будет определять дальнейшее развитие «остальных рядов». Распространение позитивного мировоззрения способствует свободе «личной деятельности», развитию в человеке «интеллегентности», альтруистических чуств, постепенно одерживающих победу над эгоистическими. Формирующийся промышленный строй, использующий достижения науки и техники, обеспечивает гармоническое развитие всех элементов общества. Что ведет к установлению мира и справедливости, материальному благополучию, утверждению альтруистических социальных чувств и распространению гуманистических идей. Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгаяиерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет своюфункцию.

Научное наследие Э. Дюркгейма.

     Для   понимания   дюркгеймовского   «социологизма»,   т.е.   концепция

социальной   реальности,   состоит   из   нескольких   базовых   постулатов:

онтологический и методологический.

    Онтологическая  сторона  «социологизма»,  т.  е.  Концепция  социальной

реальности.

  1) Социальная реальность включена в универсальный природный порядок,  она  столь же устойчива,  основательна  и  «реальна»,  как  и  другие  виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии  с  определенными законами.

  2) Общество – это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

    Противопоставление этих 2-х  начал  человеческой  природы  выступает  у Дюркгейма  в  следующих  противоположностях:  1)  определяемое  социально  и биологически заданное; 2) факторы,  специфичные  для  отдельных  обществ,  и выделяемое  или  постулируемые  характеристики  человеческой   природы;   3) факторы, общие для данного общества или группы,  и  характерные  для  одного или  нескольких  индивидов;  4)   сознание   и   поведение   ассоциированных индивидов, с одной  стороны,  и  изолированных  индивидов  –  с  другой;  5) социально  предписанные  обязанности  и  стихийно  формирующиеся  желания  и действия; 6) факторы, исходящие «извне»  индивида  и  возникшие  внутри  его сознания; 7) мысли и действия, направленные на  социальные  объекты,  и  те, что  являются   сугубо   личными   и   частными;   8)   альтруистическое   и эгоцентрическое поведение.

Дюркгейм  настаивает  на  применении  в  социологии   объективных   методов, аналогичных методам естественных  наук.  Отсюда  множество  биологических  и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.

    Социологический способ объяснения провозглашается  единственно  верным, исключающим  другие  способы  или  включающим  их  в  себя.   Социология   в результате выступает не только как специфическая наука о социальных  фактах, но и как своего рода наука наук,  призванных  обновить  и  социологизировать самые различные отрасли знания: философию, логику, этику, историю.

Книга Дюркгейма«О разделении общественного труда» (1893)  в  сравнении

с другими его трудами вызвала во всем мире куда больше откликов.

  В  своем  труде  знаменитый  социолог  различал  два  типасоциальной

солидарности : «механическую» и «органическую». «Механическая»  солидарность

основана на сходствах; она свойственна «сегментарным» обществам,  в  которых

индивидуальные   сознания   целиком   поглощены   коллективным    сознанием.

«Органическая»  солидарность  основана   на   различиях;   она   свойственна

«организованным» обществам, в которых существуют различия между  индивидами, функциональная дифференциация  и  функциональная  взаимозависимость.  Первый тип солидарности поддерживается общим для всех членов  общества  или  группы «коллективным  сознанием»,   второй   тип   формируется   и   поддерживается разделением общественного труда.  В обществах с преобладанием  «органической»  солидарности  коллективное сознания сохраняются, но сфера его действия уже, его предписания  становятся более общими  и  неопределенными.  Развитие  разделения  труда  обеспечивает переход от первого типа солидарности ко второму. В  свою  очередь,  развитие разделения   труда   обусловлено   ростом   «объема»    обществ,    т.    е. народонаселения, и их «плотности», выражающейся в  интенсификации контактов и взаимодействий между индивидами. Последние факты  вызывают  потребность  в разделении   труда,   представляющим   «смягченную    форму»    борьбы    за существование, так  как вследствие  увеличения  населения  и  его  плотности вновь появляющиеся индивиды  вынуждены  либо  эмигрировать,  либо  покончить самоубийством, при нормальной социальной эволюции, создавать новые  функции, т. е. разделять труд. Если разделение труда  не  создает  солидарности,  оно является аромическим и представляет собой факт социальной политологии.Моральв истолковании гениального социолога  неотделима  от  социальной солидарности и также постоянно находилась  в  центре  его  исследовательских интересов.  Доказывая  в  своей  книге,  что  разделение   труда   порождает солидарность, он одновременно  доказывал,  что  оно  выполняет  нравственную функцию.   Очень интересные выводы делает Э. Дюркгейм  из  своего  исследования  о природе самоубийств«Самоубийство» (1897). Действительные причины самоубийств –  общественные  силы,  изменяющиеся от общества к обществу , от группы к  группе,  от  религии  к  религии.  Они исходят от групп,  а  не  от  изолированных  индивидов.  Какими же средствами  можно  укрепить  процесс  вовлечения  индивида  в коллектив, тем самым  предотвратив  самоубийство?  Дюркгейм  последовательно станавливался на семье, религиозной и политической группах,  в  особенности на государстве, и пытаясь доказать, что  ни  одна  из  этих  трех  групп  не представляет  собой  близкого  к  индивиду  социального  окружения,  которое обеспечивало  бы  ему  безопасность,  целиком  подчиняясь  его   требованиям солидарности. Единственная  общественная  группа,   которая   может   способствовать вовлечению индивидов в коллектив – это профессиональная группа, или,  говоря языком Дюркгейма, корпорация.

Книга «О разделении общественного труда» (1893), представляющая собой докторскую диссертацию, была первым обращением социологии к исследованию конкретных экономических процессов. Исследуя типы правовых отношений, отражающих солидарность в обществе, Дюркгейм доказывает, что разделение труда создает новый тип взаимодействия людей в обществе — органическую (или естественную) солидарность. В этом для него — соци-альная функция экономического процесса разделения труда. Главную причину возникновения разделения труда Дюркгейм видел в распаде сегментарной структуры общества. Примитивное общество состоит из ряда кланов и племен, не связанных между собой, и в рамках каждого клана люди примерно одинаковы. Но постепенно происходит рост физической и моральной плотности—население возрастает в объеме при неизменной территории проживания, моральная плотность связана с ростом числа взаимодействий людей или общения в связи с несколькими причинами — переходом от кочевого к оседлому образу жизни, от деревни к городу, с развитием средств коммуникации— языка, дорог, почты и т, д.Итак, по Дюркгейму, разделение труда возникает потому, что у людей нет другого выхода, они могут сохранить общество только в условиях дифференциации деятельности и возрастания солидарности. Дюркгейм в своей теории разделения труда доказывает тезис возрастающей солидарности общества с ходом экономического развития.

«коллективное сознание», не сводимое к отдельным индивидам; это понятие введено Дюркгеймом как связующая категория между обществом и ценностными представлениями) людей в обществе? В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от идеи о двух типах общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное Я, т. е. Я – то МЫ. Социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.Во–вторых, органическую солидарность, которая порождается разделение общественного труда и, которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с тем становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

Концепция первобытного мышления Л.Леви-Брюля

ФРАНЦУЗСКИЙ исследователь Л.Леви-Брюль (1857-1939) все свои работы посвятил исследованию одной темы - своеобразию первобытного мышления, качественно отличного от логического мышления. На его выбор основного предмета научной деятельности существенно повлияло знакомство с работой Дж.Фрезера Золотая ветвь и с исследованием китайского историка С. Цяня Исторические записки. Основные работы Л.Леви-Брюля - Первобытное мышление (1922) и Сверхъестественное в первобытном мышлении (1931). Исходное понятие для всех исследований Леви-Брюля - коллективные представления, заимствованное им у Э.Дюркгейма. Коллективные представления, согласно определению Э.Дюркгейма, это идеи (верования, моральные понятия), которые человек получает не из своего индивидуального жизненного опыта, а благодаря воспитанию, общественному мнению, обычаям. Леви-Брюль поставил перед собой задачу: выяснить законы этого аспекта культуры, специально изучить особенности проявления коллективных представлений в различных по уровню развития типах обществ. Представления, называемые коллективными...могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Так, например, язык, хоть он и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, которые на нем говорят, тем не менее несомненная социальная реальность, базирующаяся на совокупности коллективных представлений. Язык навязывает себя каждой из этих личностей, он предшествует ей и переживает ее(2).Особенности коллективных представлений обусловлены разнообразием культур. Для традиционного (архаичного) общества большую значимость имеют эффективная направленность, коллективные чувства, нежели чисто умственная деятельность. Большую роль в таких культурах играет феномен внушения и социально-психологического заражения во время религиозных обрядов эмоциями страха, религиозного ужаса, желания, надежды и т. д. Определяющим фактором коллективных представлений традиционных культур является вера в сверхъестественные таинственные силы и в общение с ними. Более того, Леви-Брюль настаивал, что даже в самом повседневном восприятии простейших предметов обнаруживается глубокое различие, существующее между нашим мышлением и мышлением первобытных людей. Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают не тем же сознанием, что и мы(7). К наиболее ярким примерам первобытного мышления Леви-Брюль относит страх потерять свою тень. В приведенной цепочке утверждений отчетливо видна тенденция к выделению не двух типов мышления, а двух совершенно различных типов восприятия мира. При этом в рассуждениях Леви-Брюля сквозит уверенность, что наше мышление правильное, прогрессивное, а их - нецивилизованное. В своей книге Леви-Брюль ни разу не поставил вопроса о назначении мистического типа мышления, его функциональной значимости. Как действует культура в целом в свете мистического понимания мира? Ученый стоит на эволюционистской точке зрения о необходимости и обязательности выделения стадий в развитии мышления и соответственно культуры от пралогической к логической.

Социологическая школа в социальной антропологии на http://mirrorref.ru


Возможно Вы хотите оставить комментарий по поводу учебной работы

Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Этнопсихологическая школа в социальной антропологии

2. Основные модели социальной работы. Количественная методология социальной работы. Социологическая оценка эффективности социальной работы

3. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

4. Функционализм в социальной антропологии

5. Исследование хозяйства в социальной антропологии

6. Символическое и интерпретативное направление в социальной антропологии

7. Проблематика пола и гендера в социальной антропологии

8. Мир человека и повседневность в контексте социальной антропологии

9. Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии

10. Структурно-функциональные методы исследований в социальной антропологии