Функционализм в социальной антропологии

Работа добавлена: 2016-04-02





Функционализм в социальной антропологии на http://mirrorref.ru

17. Функционализм в социальной антропологии.

Б.Малиновский как основатель функционализма в социальной антропологии. Понятия «функция», «потребность», «институт».Соотношение институционального и функционального подходов.. А. Радклифф-Браун и его вклад в разработку функционального подхода. Возможности комбинации функционального и сравнительного методов. Морфологический анализ и «структурные принципы».

Первый рассматривать общество по аналогии с биологическим организмом как единое целое, а элементы общества как функциональные части предлагал Герберт Спенсер ещё вXIX веке.  В отличие от спенсеровского органического функционализма, современный функционализм выдвигает в качестве центрального понятия категории «система», «структура», «элемент», «функция». Одними из первых использовали функциональный подход в качестве методологической основы английские исследователи. Так, культур-антропологи Б. Малиновский и А. Редклифф- Браун предлагали рассматривать культуру как такое целое, каждый элемент которого (одежда, орнамент, религия или ритуалы) выполняет свою функцию. Отказываясь от принципов историцизма и эволюционизма, сторонники функционализма стали рассматривать культуры как самостоятельные системы и функциональные организмы. Культура рассматривается как целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов. Важнейшим методом функционализма стало разложение культуры на составные части и выявление зависимостей между ними. Функционалисты считают, что нередко отдельный элемент культуры играет не просто предназначенную ему роль, а выступает как такое звено, без которого культура не сможет существовать в качестве целостного образования.

Методологическое значение понятия «функция» в процессе исследований выступает в двух основных «ипостасях». Первая - указание на ту роль, которую конкретный элемент культуры выполняет по отношению к целому. Во второй - обозначает конкретный характер зависимости между частями, компонентами культуры.

Одной из важнейших предпосылок развития функционализма была постановка и попытка решения задач эффективного управления в культурах, имеющих иную природу, нежели западноевропейские. Осуществить это начинание предполагалось на основе знания структуры и функциональной значимости элементов культуры как целостных образований.

Функционалисты не разделяли эволюционистской идеи о том, что лучшее значит более развитое и отказались от поддержки теории обязательного развития всех культур в соответствии с эталонами европейской цивилизации.

Виднейшим представителем функционализма был Бронислав Каспар  Малиновский,  который считал, что важно не только описать предмет, но и исследовать, кто создал этот предмет, кто его использует, кому он принадлежит. Культура по его мнению выступает как продукт биологических свойств человека. Человек рассматривается как животное, которое должно удовлетворять свои основные потребности (биологические, физиологические, психологические), выступающие стимулами для процессов преобразования окружающей среду, что приводит к формированию нового, искусственно создаваемого окружения,- культуры. Различия между культурам определяются различиями в способах удовлетворения основных потребностей человека. Наряду с основными Б. Малиновский выделяет производные потребности, которые порождаются культурной средой. К таким потребностям относятся потребности в экономическом обмене, социальном контроле. Средства удовлетворения обеих систем потребностей выступают как некая организация, состоящая из таких первичных организационных единиц, которые Б. Малиновский называет институтами. Под институтами он понимает совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, как основной, так и производной. Основными принципами, благодаря которым различные формы человеческой активности постепенно интегрируются в социальные институты являются: репродуктивные, территориальные, произвольные, ассоциации, основанные на профессиональной принадлежности, ранге, статусе и др. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей. Семья, например, обеспечивает не только репродуктивные функции, но и физиологические и экономические.

Важную роль играла идея функциональной целостности: если в ходе изменений, происходящих в культуре, уничтожается какой- либо элемент , то вся социокультурная система может погибнуть (например, запрещается «вредный обряд», как в случае запрета англичанами обычая «охоты за головами», совершаемого юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана.  Вскоре после этого в обществе аборигенов началась дезорганизация: старейшины утратили авторитет, рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места. Приглашенные на остров антропологи выяснили, что поддерживающим символом для традиционного алгоритма сельскохозяйственных работ выступал запрещённый обряд, кроме того была нарушена церемония посвящения во взрослые, что в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим).

Другим крупнейшим представителем функционализма являлся Альфред Реджинальд Редклифф- Браун (1881- 1955), создавший научное направление, получившее название « структурного функционализма». Научные взгляды Брауна во многом близки ведущим идеям Малиновского.

Ведущей заслугой Брауна стала институализация социальной антропологии как самостоятельной дисциплины. Он определял её как «науку о человеке и человеческой жизни во всех её аспектах», и выделял три направления:

- биологическая антропология;

- археологя;

- этнография.

Задача социальной антропологии- не реконструкция конкретной культуры, а поиск общих законов социального и культурного развития. Основной метод этой науки- метод индукции, сущность которого заключается в генерализации, то есть отборе и обобщении материала. В последствии «генерализирующий» метод получил название функционального, а позднее- сравнительного.

По мнению Брауна, свойства и качества любой системы определяются как элементами, её составляющими, так и отношениями между ними. В качестве элементов (единиц) социальной системы выступают человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними характеризуются как социальные отношения.

Социальная система включала в себя:

- социальную структуру;

- общую совокупность социальных обычаев;

- специфический образ мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

Структура по Брауну это «сложная сеть реально существующих социальных отношений». Каждое общество вырабатывает свою культурную модель социальных отношений. На основе этих моделей в результате социализации вырабатываются сходные формы поведения множества людей, а индивиды в схожей структурной позиции по отношению к сети социальных отношений исполняют предписанную им социальную роль. Структура включает в себя три взаимосвязнных аспекта:

- «структура сама по себе», которая может быть обнаружена в социальных ролях, в свою очередь социальные роли могут быть представлены как узлы в сети социальных отношений. Реальная структура состоит из невидимых отношений и пребывает в статическом состоянии.

-функция, с помощью этого понятия удаётся показать структуру в действии. По Брауну, функция- социально стандартизированный способ деятельности или мышлений, направленный на поддержание существования социальной структуры.

- «изменения» или «социальная эволюция» Социальная эволюция выступает не менее важной составляющей структуры, чем функции. При этом Браун предлагал разграничить радикальные изменения, затрагивающие саамы структуру и текущие изменения, например, демографические процессы рождения и смерти.

С точки зрения Радклиффа- Брауна, любое явление культуры, в том числе религию, надо изучать «в действии», внутри той или иной социальной системы как целого.

Работы Малиновского (1884- 1942): Аргонавты Западной Океании», «Преступление и обычай в традиционном обществе», «Секс, культура и миф», проводил длительные полевые исследования на Новой Гвинеи и в Меланезии.

Работы Брауна: «Адаманские острова. Исследования по социальной антропологии», «Струкутура и функция в примитивном обществе», « Метод в социальной антропологии».

Функционализм в социальной антропологии на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Концепции социальной структуры и стратификации в социальной антропологии

2. Социологическая школа в социальной антропологии

3. Этнопсихологическая школа в социальной антропологии

4. Исследование хозяйства в социальной антропологии

5. Понятие «личность» и «социализация» в социальной антропологии

6. Символическое и интерпретативное направление в социальной антропологии

7. Мир человека и повседневность в контексте социальной антропологии

8. Проблематика пола и гендера в социальной антропологии

9. Эволюционно-исторические методы исследований в социальной антропологии

10. Роль социальной антропологии в эпоху смены парадигм