Новости

Культура памяти в римской империи II в. н.э.

Работа добавлена:






Культура памяти в римской империи II в. н.э. на http://mirrorref.ru

Реферат

Культура памяти в римской империи II в. н.э.

Данный реферат посвящен выявлению упоминаний о прошлом в трудах мыслителейII в. н.э. для того, чтобы, во-первых, установить связь между восприятием исторических событий и социальными явлениями, во-вторых, выявить аспекты исторического сознания.

Рассмотрим сочинения античных авторовII в. н.э. по группам в соответствии с родом деятельности автора. Это позволит определить, влияла ли их деятельность на их взгляды и оценки прошлого. Отметим, что в тексте автор либо пишет о прошлом с какой-то целью, по какой-то причине, либо он напрямую дает определение прошлому, говорит о ходе истории. При этом последнее встречается намного реже, чем первое.

Первая группа источников была составлена государственными служащими Римской империи, к которым относятся такие должности как прокуратор, сенатор, квестор, претор, консул, император. Начнем рассмотрение источников этой группы с исторического (написанного по-гречески) произведения «Римская история» Аппиана Александрийского (ок. 95 – после 170 г.), родившегося в Александрии. Как сообщает сам Аппиан, он «дошел до влиятельного положения у себя в отечестве и выступал в Риме по судебным делам», был прокуратором в Риме [App.,Praef., 1]. «Римская история» дошла до наших дней не полностью. Целиком сохранились книги VI—VIII и XII—XVII, не сохранились книги XVIII—XXIV. Остальные книги представлены отдельными отрывками. «Например в «Библиотеке» константинопольского патриарха Фотия (IX в.). В настоящем издании собраны отрывки, имеющие самостоятельное значение, т. е. не повторяющие известные полностью тексты» [Лукомский, 1994, с. 422]. В «Римской истории» Аппиан определяет границы народов, завоеванныхримлянами. При этом отмечается, что императоры (αυτοκράτορες) являются настоящими царями (βασιλείς), хотя и не называют себя так, т.к. относятся «с уважением к древней клятве» [App., Praef., 6]. Аппиан сообщает, что за почти двести лет правления императоров значительно возросли доходы государства и «город весьма сильно украсился» [App., Praef., 7]. Автором выясняются причины успеха Римской империи. Аппиан отмечает, что Римская империя – самая большая по территории и сроку существования держава, и что державы приходят к упадку из-за «гражданских междоусобий» [App., Praef., 10]. В «Гражданских войнах», особом отделе «Римской истории», сообщены их причины – распри между сенатом и народом, богатыми и бедными. Известно, что Аппиан Александрийский умер в Риме.

Публий Корнелий Тацит (ок. 56 - ок. 117), автор пяти произведений:«Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах», «История» и «Анналы» (на латинском языке), родился в Нарбонской Галлии[Кнабе, 1981, с. 60]. В 77 г. женой автора стала дочь консула Агриколы, завоевателя и наместника Британии (77–84 гг.). Тацит первым в своем роду занял высокие должности и вошел в Сенат: в 91–92 гг. стал квестором, а в 88 г. — претором и членом коллегии жрецов [Античные писатели. Словарь, 1998]. Во время правления Нервы в 97 г. Тацит стал консулом. Сохранились свидетельства о речах Тацита: прощальная речь Виргинию Руфу, победителя Виндекса; речь, произнесенная в 100 г. на процессе против Мария Приска, поводом для которой стали злоупотребления в провинции Африка. С 98 г. Тацит начал публиковать свои историографические произведения [Античные писатели. Словарь, 1998].Тацит считает, что о прошлом нужно сообщать правду, «не повергаясь вере изъявлениям любви и без ненависти» (sed incorruptam fidem professis neque amore quisquam et sine odio dicendus est) [Tac., Hist., I, 1].

Арриан (ок. 95 – 175 гг. н.э.) родился в Никомедии (Малая Азия) и сегодня известен нам как автор «Диатриб Эпиктета», «Разговоров» и «Руководства», «Плавания по Понту Эвксинскому», «Аланики», «Похода Александра Великого», «Описания Индии», сочинения «Об охоте». Не дошло до наших дней сочинение «Ta met` Aleksandron» (история посталександрийской эпохи), «История Парфии», «История Вифинии», две работы по истории Сицилии и биография разбойника Тиллибора [Античные писатели. Словарь, 1998]. Арриан был учеником Эпиктета (Никополис, Эпир). Во время правления Адриана занимал высокие административные должности. В 131-137 гг. был наместником в Кападокии. Кроме того, под его курированием находилось черноморское побережье и защита провинции от набегов аланов. Около 140 г. переехал в Афины, где исполнял должности архонта эпонима и притана [Античные писатели. Словарь, 1998]. Все сочинения Арриана, кроме Описания Индии (ионийский диалект), составлены на аттическом диалекте [Античные писатели. Словарь, 1998].Отметим,  что  в сочинении Арриана мало нравоучений, морализирования, что было так характерно для других авторов второй софистики [Крюгер, 1993, с. 15]. О.О. Крюгер отмечает, что ««Поход» написан, очевидно, в конце или вернее после окончания активной военной деятельности Арриана, т. е. после смерти императора Адриана» [Крюгер, 1993, с. 15]. «Поход Александра», написанный в Афинах, был создан для «пользы людям» (φελείας τςςνθρώπους) [Arr. Anab. 7.30.3]. Арриан и порицает, и восхищается этой исторической личностью.

Дион Кассий Кокцеян (163 или 164 г. – ок. 230 г. н. э.), который родился либо в городе Никея, провинция Вифиния, либо в Риме,  является автором «Римской истории» (написана на древнегреческом языке). Дважды он занимал должность консула, былчленом императорского совета, а также наместником в нескольких провинциях (например, в Верхней Паннонии) [Махлаюк, Марков, 2007, с. 185]. Исследователи отмечают, что специфической чертой «Истории» является ее «персоналистичность», выражающаяся в «последовательно проводимой авторской позиции и весьма весомом автобиографическом элементе (трудно найти другого римского историка, который столь подробно сообщает о себе)» [Махлаюк, Марков, 2007, с. 185]. Другой важной чертой, по мнению А. В. Махлаюка и К. В. Маркова, является сосредоточенность внимания Диона на последних десятилетиях Республики и правлении Августа [Махлаюк, Марков, 2007, с. 186]. По их мысли, на первом плане для Диона стояли события, структурные и институциональные изменения, поведение сената и войска, но не характер отдельных людей [Махлаюк, Марков, 2007, с. 187]. Кроме того, отмечается, что написание «Римской истории» было своеобразной формой служения Империи [Махлаюк, 2011, с. 384]. Дион Кассий объясняет причины прошлых событий, последовательно излагая историю Римской империи.

Плутарх (45-127 гг.), родившийся в состоятельной семье в Херонее (Беотия)также оставил после себя обширное наследие. Обучался математике, риторике и философии (у платоника Аммония) в Афинах. На его взгляды оказали влияние Перипат и Стоя. В молодости Плутарх посетил Грецию, Малую Азию, Египет, Рим, где произошла встреча с неопифагорейцами. Также в Риме он дружил с Луцием Местрием Флором, близким соратником императора Веспасиана. Затем он вернулся в Херонею, где исполнял общественные должности[Античные писатели. Словарь, 1998]. Плутархом была организована академия, в которой он был наставником и лектором. Примерно в возрасте пятидесяти лет Плутарх стал жрецом Аполлона в Дельфах[Античные писатели. Словарь, 1998]. Все его сочинения, написанные на греческом языке, условно разделяются на моральные сочинения и «Сравнительные жизнеописания».

Составлением биографий императоров занимался упоминавшийся ранее Светоний. Заметим, чтопри составлении биографий Светоний  также руководствовался потребностями современности: в угоду Траяну и Адриану он обличал пороки первых цезарей и говорил о их положительных, с точки зрения своих современников, чертах [Штаерман, 1993,c. 254]. «Так, под влиянием решительного поворота от наступательной политики к оборонительной, ознаменовавшего начало правления Адриана, Светоний не только уделяет очень мало внимания войнам, преимущественно занимавшим внимание предшествующих античных историков, но и осуждает правителей, которые начинали воевать без крайней необходимости, одобряя, напротив, тех из них, кто проявлял мудрое миролюбие и не стремился к новым завоеваниям» [Штаерман, 1993,c. 254].

Предполагается, что жизнь и характер Петрония Арбитра, следующего автора, упоминавшего об истории в своих работах, описаны Тацитом в «Анналах». Петроний Арбитр был консулом и проконсулом в Вифинии. Его произведение на латинском языке «Сатирикон» написано в основном в прозе, встречаются и стихотворные части. «Сатирикон» - приключенческий роман. Поэт Эвмолп, один из героев романа, произносит поэму о взятии Трои, после прочтения которой он был забросан камнями [Petron.Sat., LXXXIX]. Кроме того, прошлые события, по мнению этого поэта, могут стать основой поэмы. «Вот, например, описание гражданской войны: кто бы ни взялся за этот сюжет  без  достаточных  литературных   познаний,   всякий  будет   подавлен трудностями. Ведь дело  совсем не  в том, чтобы в стихах изложить события, - это историки делают куда лучше;  нет, свободный дух  должен устремляться  в потоке сказочных  вымыслов  обходным  путем, через  рассказы о помощи богов, через   муки   поисков  нужных  выражений,  чтобы  песнь   казалась   скорее вдохновенным пророчеством  исступленной  души, чем  достоверным  показанием, подтвержденным свидетелями...» [Petron.Sat.,CXVIII]. Нам не известно, совпадают ли точка зрения автора и поэта Эвмолпа. Однако само включение исторических сюжетов в поэму говорит о заинтересованности автора в этих сюжетах.

Секст Юлий Фронтин (30 – 103 гг.) родился в Нарбоне (совр. Нарбонн, Франция) в аристократической семье. Во время правления Гальбы был сенатором, при Веспасиане – городским претором в Риме. В 73 г. был назначен консулом, а в 74 г. – легатом (наместником) в провинции Британии, с 86 или 87 г. служил проконсулом Малой Азии, в 97 г. назначен смотрителем городского водопровода в Риме, в 100 г. был ординарным консулом (вместе с Траяном). Позднее также занимал должность жреца-авгура, жреца, исполняющего гадания для предсказания исхода тех или иных мероприятий по природным признакам и поведению животных [Античные писатели. Словарь, 1998]. В сочинении «Стратегемы», написанном на латинском языке, Секст Юлий Фронтин описывает с помощью примеров из истории, как найти выход из различных ситуаций во время войны. В данном случае прошлое используется для примера, как опыт прошлого для действий в настоящем и будущем.

Марк Аврелий Антонин (121 -180), император (161—180), родился в Риме в сенаторской семье испанского происхождения, получил хорошее образование. В книге «Размышления», написанной по-гречески, Марк Аврелий оставил следующие мнения о прошлом. «Ведь настоящее у всех  равно,  хотя  и  не  равно  то,  что  утрачивается;   так оказывается  каким-то мгновением то, что мы теряем, а прошлое и будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого  отнять  то, чего  у  него  нет.  Поэтому помни две вещи. Первое, что все от века  единообразно  и  вращается  по  кругу,   и   безразлично, наблюдать ли одно и то же сто лет, двести или бесконечно долго. А другое, что и долговечнейший и тот, кому рано умирать, теряет ровно столько же. Ибо настоящее - единственное, чего они могут лишиться,  раз  это  и  только это, имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять» [M.Aur.,Med.,II, 14]. «Вновь  видеть  то,  что  уже  прошло.  Сколько  держав пережили   превращение!   Видеть  вперед,  что  будет  -  тоже возможно. Оно ведь конечно будет единообразно  и  не  уйдет  от лада  настоящего. Оттого и равно, изучать ли жизнь человеческую сорок лет или же тысячелетиями. Ну что еще ты увидишь?» [M.Aur.,Med.,VII, 49].

Для данной группы источников, авторы которых были государственными служащими характерно, во-первых, заинтересованность в исторических темах прослеживается у всех авторов. Во-вторых, Аппиан Александрийский, Тацит, Дион Кассий, излагая исторические события, объясняют их причины. В-третьих, Арриан, Плутарх, Светоний и Секст Юлий Фронтин в их сочинениях приводят примеры из прошлого для поучения их читателей. Марк Аврелий излагает собственное понимание истории. Прошлого, как и будущего, уже или еще нет у человека, а история, в его понимании, единообразна и развивается по кругу. Прошедшее, пишет Марк Аврелий, повторится в будущем, поэтому будущее можно узнать. Возможно, подобное понимание исторического процесса объясняет повторение примеров из прошлого в назидание читателям.

Следующая группа источников объединяет сочинения философов и риторов. Сочинение «Эпитомы Тита Ливия» (написано по-латински) или «Эпитомы» Луция Аннея Флора (ок. 70- ок. 140), происходившего из Африки, было составлено «на удивление первого народа» (ad admirationem principis populi conlaturus) [Flor. Epit. 1. pr. 3]. Автор показывает историю римского народа вкратце [Flor. Epit. 1. pr. 3]. Луций Анней Флор был странствующим философом, посетилСицилиюКрит, Киклады, Родос и Египет. Обучал литературе в своей школе в испанском Терраконе. В последние годы жил в Риме.Историю римского народа Луций Анней Флор представляет как историю жизни человека и разделяет ее на «четыре шага движения вперед» (quattuor gradus processusque) [Flor. Epit. 1. pr. 4]. «Первый возраст — при царях — длился почти четыреста лет, в течение которых римский народ боролся с соседями вокруг самого города. Это его младенчество.  Следующий возраст — от консулов Брута и Коллатина до консулов Аппия Клавдия и Квинта Фульвия — охватывает сто пятьдесят лет, за которые он покорил Италию. Это было самое бурное время для воинов и оружия. Посему кто не назовет его отрочеством?  Затем до Цезаря Августа сто пятьдесят лет, за которые он покорил весь мир. Ведь это сама юность империи и как бы некая мощная зрелость.  От Цезаря Августа до нашего века неполные двести лет, когда из-за бездеятельности цезарей римский народ словно состарился и перекипел. Лишь при Траяне-принцепсе он вновь напряг свои мускулы и, против всеобщего ожидания, старость империи, если можно так выразиться, зазеленела возвращенной юностью»([5] Prima aetas 1sub regibus fuit prope per annos quadringentos, quibus circum urbem ipsam cum finitimis luctatus est. Haec erit eius infantia. [6] Sequens a Bruto Collatinoque consulibus in Appium Claudium Quintum Fulvium consules centum quinquaginta annis patet, quibus Italiam subegit. Hoc fuit tempus viris armis incitatissimum, ideoque quis adulescentiam dixerit. [7] Deinceps ad Caesarem Augustum centum et quinquaginta anni, quibus totum orbem pacavit. Hic iam ipsa iuventus imperii et quasi robusta maturitas. [8] A Caesare Augusto in 2 saeculum nostrum haud multo minus anni ducenti, quibus inertia Caesarum quasi consenuit atque decoxit, nisi quod sub Traiano principe movit lacertos et praeter spem omnium senectus imperii quasi reddita iuventute reviruit.)[Flor. Epit. 1. pr. 5-8].

Труд Диона Хризостома (ок. 40-115 гг.), философа и ритора, родившегося в Прусе (Вифинии), «Троянская речь в защиту того, что Илион взят не был» (кроме этой речи сохранилось еще 79 грекоязычных речей) посвящен доказательству ложности некоторых мест в «Илиаде» и «Одиссее». Здесь отмечается, что прошлое должно быть известно людям таким, каким оно было в действительности. Как считает Дион Хризостом, люди привыкают к ложной трактовке событий, которую «распевают под звуки флейт у них в театре», и уже не хотят принимать истинную.  В данной речи философ доказывает, что Гомер сообщил неправду о беседах богов, о начале Троянской войны, взятии Трои. Когда Гомер решил сочинить эти истории, как говорит Дион Хризостом, еще «была жива неясная и недостоверная молва, что вполне естественно для событий столь давних»  (http://hodoi.fltr.ucl.ac.be/concordances/dion_Chrys_Troye_11_fr/lecture/19.htm) [Dio. Chrys., Or. 18.92].

Сочинение «Правдивое слово» Цельса (Кельса), философа, родившегося в Александрии (Египет) и жившего во второй половине II в. н.э., посвящено недавно возникшей религии, христианству. Критикуя его, Цельс отмечает, что оно откололось от иудаизма, заимствовало изречения Платона [Origen, C. Cels.] и учения персов или кабиров [Origen, C. Cels.].

Секст Эмпирик (II-III вв.), врач и философ,  родился в Александрии, до нас дошли его сочинения, написанные на греческом языке. Это «Пирронические записки»  в 3 книгах, «Против ученых» в 6 книгах, «Против догматиков». Автор не считал изложение исторических фактов научным, так как это может «сделать и человек, не являющийся грамматиком, а занимающийся посторонним делом» [Sext. Emp. Math., I, 14]. Например, делаются такое замечание: «впрочем, как мы показали выше, не существует также никакого научного познания ни в отношении бесчисленных фактов, ни в отношении таких, которые в разное время совершаются по-разному. Отдельные же истории, во всяком случае, по своему множеству бесчисленны, и они не являются устойчивыми ввиду того, что не одно и то же рассказывается у всех об одном и том же» [Sext. Emp. Math., I, 14]. Секст Эмпирик считает историю «беспорядочным констатирование фактов» [Sext. Emp. Math., I, 14]. В любом случае, история присутствовала в текстах этого автора, например, когда в тексте говорится о появлении той или иной науки. К примеру, как замечает А.Ф. Лосев «цитируя или критикуя тех догматиков, на которых нападали скептики, Секст Эмпирик волей-неволей является главнейшим источником для истории всей вообще античной философии» [Лосев, 1975, с. 40].

Родившийся в Медавре (Африка), Апулей (ок. 125 - после 170 г.), оратор и философ, является автором «Флорид», в которых упоминается оСократе (II), флейтисте Антигениде (IV), Гиппие (IX), Кратите (XIV). Пифагоре и Платоне (XV), о комическом поэте Филемоне (XVI), софисте Протагоре (XVIII), философе Фалесе Милетском (XVIII), враче Асклепиаде (XIX), Эмпидокле, Платоне, Сократе, Ксенофонте и  Кратете (XX). Данные заметки были сделаны автором в целях поучения читателя, в познавательных целях. Также до наших времен сохранились следующие его книги: «Повесть об Амуре и Психее», «Метаморфозы», «Апология» или «В защиту самого себя от обвинений в магии трактат», «О Платоне и его учении»,  «О выражениях», «О божестве Сократа», «О Вселенной» [Античные писатели. Словарь, 1998].

В данной группе представлено несколько точек зрения. Во-первых, Луций Анней Флор представляет историю как жизнь человека. Он выделяет четыре возраста или  в истории римского народа: младенчество, отрочество, юность со зрелостью и старость. Дион Хризостом считал, что о прошлом необходимо знать правду, писать о событиях так, как они происходили в действительности. Это сходно с идеей Тацита. Цельс сообщает об истории появления христианства, чтобы разубедить людей, которые хотели принять эту религию. Секст Эмпирик писал о том, что об одном и том же событии сообщается разная информация, а история понималась им как беспорядочное констатирование фактов. Апулей, также как и Арриан, Плутарх и Секст Юлий Фронтин, сообщал информацию о прошлом в качестве поучительных примеров для современников.

Среди авторов источников выделяется также группа юристов. Полиэн, годы жизни которого выпадают наII в. н.э., составил сочинение «Стратегемы» на греческом языке. Известно, что Полиэн жил в Риме и выступал оратором в судах, а также представлял судебные дела перед императором. В этом сочинении описываются события, связанные с войнами, военные уловки, которые будут полезны императорам, римскому государству и эллинам. В книгу вошли события как греческих войн, так и войн римлян.

Марк Минуций Феликс жил примерно воII илиIII в. н.э., родился в Африке. Получив образование юриста, был адвокатом в Риме. Принял христианскую религию. В диалоге «Октавий», написанном на латинском языке, христианство показывается истинной религией, а язычество заблуждением. Мифы о богах, по мнению Октавия, главного героя диалога, христианина, передаются Непотом, Кассием, Таллом, Диодором и др., чтобы «оправдать пороки человеческие» (Quae omnia in hoc prodita, ut vitiis hominum quaedam auctoritas pararetur.) [M. Minucii Felicis, Octavius,XXIV, (с. 83)].

Таким образом, здесь также прослеживается поучающая и научающая роль истории. Полиэн приводит примеры из прошлого для того, чтобы читатель мог овладеть военным искусством. По мнению Марка Минуция Феликса мифы древности оправдывают пороки современных людей. Следовательно, этот автор наделяет прошлое способностью оправдывать или порицать настоящее.

Следующую группу составляют сочинения писателей и поэтов Римской империи. Точные даты жизни следующего автора не известны. Предполагается, что Луций Ампелий мог жить в период соII поV в. н.э. В его сочинении «Памятная книжица», написанном по-латински и посвященном некоему Макрину, содержится информация о том, «какого мироздание, каковы его первичные материи, каков круг земель или каковы свершения рода человеческого» (quid sit mundus, quid elementa, quid orbis terrarum ferat, vel quid genus humanum peregerit) [Ampel., Liber memorialis.Prologus]. «Памятная книжица» напоминает сборник самых необходимых знаний «обо всем». Эти знания включают знания о мире, его элементах, частях и зонах неба, знаках на небе, звездах, истории народов. Луций Ампелий в части, относящейся к истории, упоминает об ассирийских, мидийских, персидских и македонских царях, полководцах и царях лакедемонян, афинян, Рима, а также пожертвовавших собой на благо Рима людей и людей, отличившихся в поединках. Автор  перечисляет сецессии плебеев и мятежи, народы, с которыми воевал римский народ и др.

Известен также автор «Невероятных приключений по ту сторону Туле» Антоний Диоген. Это сочинение сохранилось в пересказе константинопольского патриарха ФотияI (820-896 гг.), однако оно не содержит исторических тем.

Ксенофонт Эфесский (I илиII в. н.э.) сегодня может быть назван писателем. Он является автором простого по языку романа «Эфесские повести», написанного по-гречески, о приключениях влюбленных Хаброкома и Антии. Упоминание в романе реальных исторических лиц, мест и событий, а также религиозные и философские вопросы помогли датировать роман последней третьюII в. н.э.. В романе герои поклоняются как старым олимпийским божествам (Артемиде, Гелиосу, Эроту и др.), так и египетским богам, особенно Исиде. Правление Антонинов и Северов как раз отмечено активным проникновением в римскую религию восточных культов. Христианство не отразилось в романе, но все же в нем присутствуют сходные с этой религией идеи [Козлова, 1957, с. 167].

О биографии автора романа «Дафнис и Хлоя», написанного на греческом языке, Лонга нам также ничего не известно. Действие романа происходит на острове Лесбос, вблизи Митилены. В центре повествования находится история двух подброшенных детей, воспитанных пастухами [Античные писатели. Словарь, 1998]. Лонга читали в Византии, а Западная Европа познакомилась с ним во французском переводе Амио (1559 г.). Последователями Лонга были Т. Тассо (драма Аминта), Бернарден де Сен-Пьер (роман Поль и Виргиния) и Гесснер [Античные писатели. Словарь, 1998].

Богатое наследие дошло до наших дней и от Лукиана (ок. 120 – ок. 190). Он происходил из бедной семьи ремесленника, живущей в городе Самосата на западном берегу Евфрата, стал ритором, философом, служил начальником канцелярии при римском наместнике. В его деятельности совмещалась государственная служба с занятиями философией и риторикой. Лукиан составлял сочинения на аттическом диалекте греческого языка. Лукиан известен нам как автор восьмидесяти прозаических произведений, двух трагических пародий и пятидесяти трех эпиграмм. В сочинении «Как следует писать историю» Лукиан дает советы историкам и показывает отрицательные стороны написанных недавно исторических произведений. Это сочинение дает взглянуть на мнение Лукиана об отношении к прошлому. Прежде всего, историк, по мнению Лукиана, должен быть неподкупным и излагать события так, как они происходили в действительности. В тексте приводятся примеры произведений историков, которые «заботятся о сегодняшнем дне и о пользе» [Lucian., HistC, 13], пишут о незначительных или вымышленных событиях. Делая общий вывод, Лукиан говорит: «Но прежде всего ум историка должен походить на зеркало, правдивое, блестящее и с точным центром; какими им воспринимаются образы вещей, такими они должны и отражаться, ничего не показывая искривленным или неправильно окрашенным, или в измененном виде. Задача историков не такова, как у ораторов; то, о чем надо говорить, должно быть рассказано так, как оно есть на самом деле. Ведь все это уже совершилось — надо только расположить все и изложить» [Lucian., HistC, 51].

В деятельности Марка Корнелия Фронтона (ок. 100 – 160 г.) также совмещалась государственная служба с занятиями риторикой. Он происходил из Кирты в Нумидии, занимал высокие посты вплоть до консула в 143 г.Его письма, написанные по-гречески и по-латински, были обнаружены только в 1815 г. на палимпсестах VI в. н. э. из Амбросианской и Ватиканской библиотек. Фронтон использовал сентенции, обороты, выражения, фразеологические выписки старых писателей. Таким образом этот автор пытался возродить латинский язык и римскую литературу. [Античные писатели. Словарь, 1998].

Птолемей Хенн (Птолемей Гефестион) (первая половинаII в. н.э.) жил в Александрии. Известно, что он является автором четырех произведений: «Новая история для многознающих», «Удивительные истории», драма «Сфинкс», поэма «Анфомер». «Новая история для многознающих» сохранилась в подробном составленном на латинском языке в пересказе константинопольского патриарха ФотияI (820-896 гг.). Эта книга рассказывает о богах и героях мифов, героях Илиады и Одиссеи, а также упоминает об Александре Македонском, его отце Филиппе, Аристотеле, Геродоте, Гомере и др. Патриарх ФотийI отмечает в  предисловии  к своему пересказу «Новой истории для многознающих», что она предназначена для образования и помогает в короткий срок узнать большое количество информации. Однако эта книга наполнена и вымышленными фактами.

Флавий ФилостратII (ок. 170 – между 244 и 249) родом из (Лемноса) Африки, получал образование в Афинах. Был приближенным Юлии Домны, жены Септимия Севера. Он является автором «Жизни Аполлония Тианского», «Жизнеописания софистов», диалога «Героика», «Картин» и сборника посланий [Марков, 2011, с. 191-192б]. Эти сочинения были написаны на греческом языке. «Жизнеописания софистов» являются рассказом о жизни Горгия, Протагора и Гиппия, Герода Аттика и др.

Марк Валерий Марциал (ок. 40 – 104 гг.) родился в городе Бильбилис (около совр. города Калатаюда в Испании), получил риторическое образование в Испании. В 64 г. Марциал переехал в Рим. В этом городе он познакомился со знатными семействами: Сенеками, семействами Юния Галиона и Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Здесь же поэт подружился с Силием Италиком, Квинталианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Друзья в дальнейшем оказывали материальную поддержку Марциалу. Например, в 98 г. Плиний Младший помог ему вернуться на родину. Марциал работал только в жанре эпиграммы и  писал по-латински. Сегодня известно пятнадцать книг эпиграмм. Они делятся на группы: Книга зрелищ (эпиграммы, связанные с играми, устроенными императором Титом в 80 году по случаю открытия амфитеатра, названного Колоссием или Колизеем), Подарки (надписи на подарках), Гостинцы (стихотворения, посвященные подаркам), книги эпиграммI-XII. В Книге зрелищ Марциал восхваляет современный ему Рим, сравнивая его с чудесами пирамид, Вавилоном, храмом Тривии (Дианы) в Эфесе, алтарь из рогов в Делосе (надгробный памятник на могиле царя Мавзола) – все это показано проигрывающим перед «цезарским амфитеатром» (Omnis Caesareo cedit labor Amphitheatro/unum pro cunctis fama loquetur opus) [Mart.,Spect., 1]. В «Книге зрелищ» Марциал, воспевая богатство римской державы, обращается к императору Титу как к «цезарю» (Caesar), «главе, руководителю» (principis) (4), августу (Augusti) (28 (30)). Однако в эпиграмме 33 Марциал высказывает отрицательное отношение к императору Домициану (81-96 гг.), младшему брату императора Тита, третьему правителю империи из династии Флавиев: «Флавиев род, как тебя обесчестил твой третий наследник! / Из-за него не бывать лучше б и первым двоим» «Флавиев род, насколько тебя разобщил/ умертвил/ увлек третий наследник! /» (Flauia gens, quantum tibi tertius abstulit heres! / paene fuit tanti, non habuisse duos.). Эти строки были написаны уже в 81 г., после смерти императора Тита.

Децим Юний Ювенал (50/60 – после 127 г.) родился небольшом городе Аквин близ Рима. Происходил Ювенал из семьи состоятельно вольноотпущенника, либо был его воспитанником. Он получил риторическое и грамматическое образование и писал на латинском языке. Примерно до началаII в. сочинял декламации, вел адвокатские дела. Первые сатиры Ювенал написал только после смерти императора Домициана (96 г. н.э.). По мысли Ювенала, прошлое также как и настоящее было полно пороков, но в меньшей степени (Juv.,I, 1, 90): «Разве когда-либо были запасы пороков обильней,/ Пазуха жадности шире открыта была и имела / Наглость такую игра? Ведь нынче к доске не подходят, / Взяв кошелек, но, сундук на карту поставив, играют (et quando uberior uitiorum copia? quando / maior auaritiae patuit sinus? alea quando / hos animos? neque enim loculis comitantibus itur / ad casum tabulae, posita sed luditur arca).

Клавдий Элиан (ок. 170 г. - после 222 г.), служивший в Пренесте (город близ Рима) первосвященником, в «Пестрых рассказах», жанр которых определяется как развлекательно-дидактическая беллетристика или как сборник примеров, составленный для нужд риторической школы [Полякова, 1963, С. 134], упоминает о «греческих поступках», эллинах [Aelia.VH, I, 21], персах («У персов строго блюдется такой обычай: когда мимо их домов проезжает царский поезд, все сообразно достатку подносят что-нибудь царю») [Aelian. VH, I, 31]. Таким образом, автор имел представление о коллективе эллинов и персов, т.е. группах людей, которым присущи определенные обычаи. Клавдий Элиан в первой книге этого труда ссылается на Аристотеля, «рассказы египтян», Каллимаха, «писавших об Индии», Харона из Лампсака, «рассказы», «детей из Коса».

Авл Геллий (II в.) учился в Риме, переехал в Афины до 165 г.. В 169 г. был издан его труд «Аттические ночи», собрание «занятных вещиц» (memoriarum delectatiunculas, забавных рассказов) [Gell.,Praef., 23], в  двадцати книгах на латинском языке. Эти записки Авл Геллий начал составлять шутя, без усилий, «ради забавы» [Gell.,Praef., 4]. Название книга получила по месту и времени своего создания [Gell.,Praef., 10]. «Аттические ночи» написаны для распространения знаний и пробуждения интереса к наукам.  [Gell.,Praef., 12].

Афиней (IIIII вв.), родившийся в Навкратисе (Египте),  написал труд «Пир мудрецов», рассказывающий о многих науках и личностях прошлого. Он был написан по-гречески и состоял из тридцати книг, но до нас дошли только пятнадцать.

В данной группе источников прослеживается несколько подходов к прошлому. Во-первых, в текстах Ксенофонта Эфесского, Лонга, Марка Валерия Марциала исторический компонент не был выявлен. Они не обращались напрямую к историческим сюжетам, однако, возможно, что при более тщательном анализе эти сюжеты могли бы быть выявлены. Во-вторых, наиболее распространенная цель обращения к историческим темам состоит в распространении знаний. Эта цель видна в сочинениях Луция Ампелия, Птолемея Хенна, Флавия ФилостратаII, Авла Геллия, Афинея, Клавдия Элина. Лукиан также как и Тацит и Дион Хризостом, считает, что о прошлом должна быть известна правда: при написании истории нельзя заботиться о выгоде. Децим Юний Ювенал сравнивал прошлое с настоящим  и отмечал, что в прошлом не было столько пороков.

Последняя группа источников – сочинения ученых (астрономов, математиков, географов). Известно, что Клавдий Птолемей (ок. 100 – ок. 147 (178 ?)) родился в Александрии и является автором следующих трактатов: «Альмагест», «Гипотезы планет», «Канопская надпись», «Четверокнижие», «Гармоника», «Оптика», «География».

Павсаний Перигет (ок. 115 – после 180), родившийся в Магнезии (Лидия), является автором «Описания Эллады», для написания которого им было совершено путешествие по этим местам [Никитюк, 1996, с. 28]. Этот трактат представляет собой описание местности (области Пелопоннеса и Средней Греции) и памятников соседствует с пояснением их происхождения и описанием связанных с ними событий. «В основном Павсаний предпочитает старое — новому, тайное — общеизвестному, что нашло свое отражение в том, что более всего его привлекают постройки V— III вв. до н. э. и, особенно, сакральные памятники — святилища, гробницы, изображения богов и богинь. Он выбирает, но в то же время стремится к полноте изложения и поэтому дает многочисленные описания памятников светского характера — статуй и зданий. Решив же описывать только наиболее знаменитые города — Афины, Коринф, Эпидавр и другие, он не может пропустить и маленькие, если там есть что-либо замечательное (например, Палантий — (VIII, 43, 1))» [Никитюк, 1996, с. 23]. Для «Описания Эллады» Павсаний использовал книги своих предшественников, материальные источники, например статуи, и сообщения, людей встречавшихся ему на пути [Никитюк, 1996, с. 26-27]. Среди исторических экскурсов Павсания можно выделить три группы: «генеалогии, краткие заметки, сопровождающие описание того или иного памятника, и связные очерки истории Греции со времени Филиппа II до конца I в. н. э». [Никитюк, 1996, с. 30]. Павсаний упоминает сведения о прошлом от поздней архаики доII в. н.э. В этом отрезке времени больше всего внимания уделяется периоду с конца IV до середины II в. до н. э. [Никитюк, 1996, с. 31]. О современной ему Греции, об истории римского владычества, о правящих императорах Павсаний упоминает мало [Никитюк, 1996, с. 32].

О биографии Юлия Гигина Громатика (II в. н.э.) известно лишь то, что прозвище свое он получил от измерительного инструмента громы, применявшегосядля разметки полевых лагерей, и что он является автором «Астрономии», написанной на латинском языке. В рукописях это сочинение называется по-разному: «Об астрологии», «Об астрономии», «Книга астрономических вопросов», «Об измерении сферы», «О созвездиях», «О небесных знаках» и др. [Петров, 1997, с. 7]. «Название «Астрономия» встречает против себя возражение, поскольку автор использует не слово astronomi, а astrologi. Возможно, что авторским названием было «Сфера» или «О сфере». На это предположение наводит фраза из Предисловия, 6: «помимо нашего собственного описания сферы мы не оставили без внимания и надлежащего разъяснения темные места Аратова сочинения»» [Петров, 1997, с. 7]. В книге Юлий Гигин описывает расположение материков на Земле, находящейся в середине мира [I, 8.1], во второй книге излагает легенды, связанные с созвездиями, а также рассказывает о планетах, в третьей книге описывает созвездия, в четвертой книге рассказывает о небесных сферах, устройстве мира и его движении.

О происхождении и жизни следующего мыслителя нам также известно немного. Мы отнесем его сочинение в эту группу, так как  оно представляет собой материал по истории философии. Примерными датами жизни Диогена Лаэртского считаются конецII – началоIII в. н.э. Казалось бы, что слово «лаэртский» означает, что Диоген происходил из города Лаэрты. Однако ученым не известно о существовании такого города. Возможно, это прозвище было им получено по имени одного из героев гомеровского эпоса [Лосев, 2011, с. 4]. Его труд «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», написанный по-гречески, посвящен истории философии античного мира и является сборником множества известных по этому предмету сведений. Причем Диоген Лаэртский считал, что от эллинов берет начало не только философия, но и «весь род людей» ( Λανθάνουσι δ᾽ αὑτοὺς τὰ τῶν Ἑλλήνων κατορθώματαἀφ᾽ ὧν μὴ ὅτι γεφιλοσοφίαἀλλὰ καὶ γένος ἀνθρώπων ἦρξεβαρβάροις προσάπτοντες.) [Diog. Laert.,Prologue, 3]. Автор описывает и подход, по которому философия зародилась у варваров [Diog. Laert.,Prologue, 5,6].

Таким образом, в работе Клавдия Птолемея, так же как и в работах Ксенофонта Эфесского, Лонга, Марка Валерия Марциала, нет исторических тем. Юлий Гигин Громатик упоминает лишь легенды, связанные с созвездиями. Павсаний Перигет, говоря о географии Греции, уделяет большое внимание историческим заметкам. И Ксенофонт Эфесский подчеркивает роль эллинов в развитии философии, жизнь философов, по его мнению, должна быть известна читателям.

В заключение этой главы перейдем к общим выводам. Идея о том, что о прошлом должна быть известна правда, т.е. о написании истории так, как было в действительности, распространена в группе источников, составленных государственными служащими, философами, риторами, писателями и поэтами (Аппиан Александрийский, Публий Корнелий Тацит, Дион Кассий, Лукиан, Дион Хризостом). Возможно, эта идея связана с распространением интереса к истории, отмеченного Лукианом в трактате «Как следует писать историю» (2). Результатом этого стало появление множества историков, сочинения которых были больше похожи на поэзию и содержали «украшения, мифы и похвальные речи и свойственные им преувеличения»  (8).

Во-вторых, наиболее распространенная цель обращения к историческим темам состоит в распространении знаний. Во всех группах источников были выявлены случаи, когда примеры из прошлого используются для обучения и поучения читателей. Данная направленность, как можно предположить была связана с изменением нравов. Например, Арриан, Плутарх, Светоний, Фронтон, Клавдий Элиан, Апулей и Секст Юлий Фронтин в их сочинениях приводят примеры из прошлого для поучения читателей. Полиэн приводит примеры из прошлого для того, чтобы читатель мог овладеть военным искусством. Эта цель  также видна в сочинениях Луция Ампелия, Птолемея Хенна, Флавия Филострата II, Авла Геллия, Афинея. В связи с этим приведем мысль Маркова К.В. о сочетании двух, как может показаться, разнонаправленных компонентах сочинений римских историков: «с одной стороны, это тот общественно-исторический «римский миф», который представлен традиционным набором примеров (exempla), персонажей и характеров, воплощающих римские ценности, и служит одной из основ римской идентичности; с другой стороны, это прямая обращенность исторического нарратива к «злобе дня», превращающая историю не просто в средство моралистического назидания и абстрактных политических уроков, но в источник идей, понятий, образцов, которые могут и должны служить для исправления пороков и изъянов современной общественно-политической ситуации [Махлаюк, Марков, 2007, с. 185].

Некоторые авторы (из групп государственных служащих, философов и риторов, поэтов и писателей) выделили отдельно свое понимание исторического процесса. Например,  Марк Аврелий излагает свое понимание истории так. Прошлого, как и будущего, уже или еще нет у человека, а история, в его понимании, единообразна и развивается по кругу. Прошедшее, пишет Марк Аврелий, повторится в будущем, поэтому будущее можно узнать. Возможно, подобное понимание исторического процесса объясняет повторение примеров из прошлого в назидание читателям. Луций Анней Флор представляет историю как жизнь человека. Он выделяет четыре возраста в истории римского народа: младенчество, отрочество, юность со зрелостью и старость. Секст Эмпирик писал о том, что об одном и том же событии сообщается разная информация, а история понималась им как беспорядочное констатирование фактов. Менее ясно представление об истории написано у двух следующих авторов. По мнению Марка Минуция Феликса, мифы древности оправдывают пороки современных людей. Следовательно, этот автор наделяет прошлое способностью оправдывать или порицать настоящее. Децим Юний Ювенал сравнивал прошлое с настоящим  и отмечал, что в прошлом не было столько пороков.

Философ Цельс включил в своё сочинение историю появления христианства ради того, чтобы убедить людей не принимать христианство. Таким образом история выполняет некую прикладную роль в этом тексте.

Схожая роль прослеживается в следующих текстах. Павсаний Перигет, говоря о географии Греции, уделяет большое внимание историческим заметкам.   И Ксенофонт Эфесский подчеркивает роль эллинов в развитии философии, жизнь философов, по его мнению, должна быть известна читателям. История была привлечена к составлению этих текстов для того, чтобы подчеркнуть важность эллинской культуры. В данном случае прошлое Греции стало темой их сочинений, т.к. культура греческих городов была востребована среди образованных и связанных с государственным управлением групп населения Римской империи.

В группах источников, авторы которых были писателями, поэтами и  учеными, выявлено, что в текстах Ксенофонта Эфесского, Лонга, Марка Валерия Марциала и Клавдия Птолемея исторический компонент отсутствует. Они не обращались напрямую к историческим сюжетам, однако, возможно, что при более тщательном анализе эти сюжеты могли бы быть найдены. Юлий Гигин Громатик упоминает лишь легенды, связанные с созвездиями.

Если обратиться к языку написания текстов, а также происхождению авторов, то можно сделать следующие выводы. Большинство авторов (20) происходили из провинций Римской империи, только два автора родились в Италии. При этом большая часть текстов была составлена на греческом языке (20), остальные тексты написаны на латинском языке (15). Греческий и латинский языки были языками образованной и связанной с управлением государством части Римской империиII в. В письменной речи оба языка использовались почти наравне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кознова И.Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // Социология власти. 2003. № 2. С. 23-34.

Кознова И.Е. Историческая память российского крестьянства в XX веке: Автореф. дис. …док. истор. наук : 07. 00. 02. Самар. гос. ун-т. Самара, 2005. 40 с.

Копельман З.Л. Дополнение № 2 к курсу «Скорбь познания». URL:  http://www-r.openu.aC.il/kurs/skorb_poznaniya-add.html (дата обращения: 30.04.2016).

Крюгер О.О. Арриан и его труд «Поход Александра» // Арриан. Поход Александра . Пер. с латинского М. Е. Сергеенко, предисловие О.О. Крюгера.  М.: МИФ, 1993. С. 5-46.

Лимонов В.А. Идея исторического циклизма в античной картине мира (римская античность) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 8. № 35. С. 64-70.

Лосев А.Ф. Диоген Лаэртский и его метод // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов; пер. М.Л. Гаспарова. М.: АСТ Астрель, 2011. С. 3-54.

Лосев А.Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 1. Вступит, статья и пер. с древнегреч. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1975.  С. 5-60.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика / сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2010. 703 с.

Лукомский Л.Ю. Римская история Аппиана // Аппиан. Римские войны. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1994. С. 413-428.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006. 320 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592 с.

Марков К.В. Греческое прошлое и римское настоящее в трудах Флавия Филострата: проблематика и методология новейших исследований // Мнемон Исследования и публикации по истории античного мира, 2011а. № 10. С. 421-434.

Марков К.В. Образы прошлого в трудах Флавия Филострата и проблематика исторической памяти в изучении феномена Второй софистики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского,  2011б. № 5-1. С. 191-197.

Марков К.В. Римская империя и императорская власть в оценках и суждения греческих авторов времен Антонинов и Северов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015. № 3. с. 63–71.

Марков К.В. Специфика употребления и смысловое содержание понятия δημοκρατία в сочинениях греческих авторов Второй софистики // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира: Сб. статей / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. Вып. 14. СПб., 2014. 516 с.

Махлаюк А.В. Историк «века железа и ржавчины» // Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV—LXXX. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. С. 372-437.

Махлаюк А.В., Марков К.В. Прошлое и современность в «Римской истории» Диона Кассия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007. № 6. С. 185-189.

Никитюк Е.В. Историко-антикварное сочинение Павсания в русле так называемого Греческого возрождения // Павсаний. Описание Эллады. Т. 1 / 3-е изд., испр., пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. В. Никитюк., отв. ред. Э. Д. Фролов. Т.1. СПб.: Алетейя, 1996. С. 20-40.

Нора П. Проблематика мест памяти Франция-память Пер. М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50.

Петров А.В. Астрономия» Юлия Гигина и ее место в культуре Римской империи // Юлий Гигин Громатик. Астрономия. Пер. с лат. А.И. Рубана, вступ. стат. А.В. Петрова. СПб.: Алетея, 1997. 222 с.

Полякова С.В. Клавдий Элиан и его «Пестрые рассказы» // Элиан. Пёстрые рассказы. Перевод с древнегреческого, статья, примечания и указатель С.В. Поляковой. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1963. С. 125-144.

Постников М.М. Критическое исследование хронологии древнего мира. Т.1. М.: Крафт+, Леан, 2000. 448 с.

Приходько Е.А., Лебедева С.Л. Историческая память и историческое сознание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 132-135.

Репина Л.П. Историческая культура как предмет исследования // История и память: историческая культура Европы до начала нового времени / под редакцией Л. П. Репиной. М.: Кругь, 2006. 768 с.

Репина Л.П. Культурная память и проблемы  историописания (историографические заметки) / Л. П. Репина. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.

Репина Л.П. Социальные кризисы и катаклизмы в исторической памяти: теория и практика исследований, 2015. 16 c.

Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: история, 2014. № 2. С. 106-126.

Самохвалова Н.Е. Парфянская держава в географической картине мира Страбона //  Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2. История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 41. С. 92-96.

Сергиева О.В. Homo historicus // Источник: Культура в современном мире, 2011. № 2. URL: http :// infoculture . rsl . ru (дата обращения: 30.04.2016).

Синицына Н.А. Историческая память как социальный регулятив // Наука. Инновации. Технологии. 2007. № 6. С. 191-196.

Стратановский Г.А. Страбон и его «География» // Страбон. География в 17 книгах. М.: Ладомир, 1994. С. 775—790.

Суриков И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М.: Языки славянских культур, 2011. 504 с.

Культура памяти в римской империи II в. н.э. на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Кризис в Западной Римской империи в III-V вв. и возникновение протофеодальных отношений. Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств

2. Реферат Источники рабства в ранней Римской империи

3. Реферат Политические и военные проблемы падения Римской империи

4. Реферат СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

5. Реферат Современные представления о механизмах памяти. Виды памяти. Физическая и химическая теория памяти

6. Реферат Определение понятия «память». Психологические характеристики памяти. Виды памяти

7. Реферат Общая характеристика трехкомпонентной теории памяти. Сравнительный анализ способов кодирования информации в различных отделах памяти

8. Реферат Определение памяти. Виды памяти; их возможные классификации. Запоминание осмысленного и бессмысленного материала. Классические кривые забывания

9. Реферат Общая характеристика нарушений памяти. Феномены памяти

10. Реферат Организация памяти ПК. Виды памяти