Конфликтность в сфере социально психологических отношений

Работа добавлена: 2016-04-14





41 вопрос. Конфликтность в сфере социально психологических отношений

Социально-психологические причины конфликтов

Конфликт, несмотря на преимущественно объективный характер,

имеет в своей основе и социально-психологические предпосылки, которые

заложены в отношениях между людьми:

1)Неблагоприятный социально-психологический климат,в кото-

ром отсутствует ценностно-ориентационное единство и низка сплочен-

ность рабочей группы;

2)Аномиясоциальных норм, принятых в обществе и в организации.

Аномия как рассогласованность принятых и соблюдаемых социальных

норм порождает двойные стандарты, когда личность требует от других

определенного стиля поведения, которого не придерживается сама: кому-

то из сотрудников все прощается, с кого-то спрашивается; кто-то без изъ-

яна, а кто-то имеет все мыслимые и немыслимые пороки. Одновременно

каждый старается выглядеть хорошо и в глазах других людей, и в собст-

венных глазах, для чего придумывает рациональное объяснение своим по-

ступкам, приписывая позитивные мотивы негативным поступкам, и сам

же в это верит (старается выглядеть лучше, обливая грязью других);

3)Несогласованность социальных ожиданийс выполнением

функциональных обязанностей и реализацией социальных ролей часто

возникает за счет того, что ожидания формируются на основе потребно-

стей ожидающего человека, о которых воспринимаемый субъект может

и не подозревать;

4)Когнитивный диссонансв отношениях между руководителями

с подчиненными. Это подразумевает негативное состояние, когда субъект

одновременно располагает двумя психологически противоречивыми мне-

ниями об одном и том же объекте. Состояние диссонанса переживается

как дискомфорт, от которого стремятся избавиться путем преодоления ло-

гических противоречий или изменяя отношение к ним;

5)Конфликт поколенийсвязан с различиями в манере поведения

и жизненном опыте;

6)Барьеры в общении. Часто люди, разговаривая между собой, не

понимают друг друга. Иногда эти барьеры возникают неосознанно в силу

неумения общаться и концентрации на собственных мыслях и пережива-

ниях, а иногда ставятся специально, намеренно затрудняя партнеру про-

цесс общения. К ним относятся:

– приказ, указание, команда;

– предупреждение, угроза, обещание;

– поучение, указание на целесообразность;

– совет, рекомендация или решение;

– нравоучение, логическая аргументация;

– осуждение, критика, несогласие, обвинение;

– брань, необоснованные обобщения, унижение;

– интерпретация, анализ, диагностика («Теперь мне понятно, почему

вы это сделали!»);

– выяснение, допрос;

– увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка.

Эти виды реакции мешают собеседнику, нарушая ход его мыслей,

и вызывают раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаи-

вать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли, вместо того,

чтобы открыть их перед партнером;

7)Территориальность. Это понятие разработано в экологической

психологии и подразумевает занятие личностью или группой определен-

ного пространства (рабочее пространство или комната отдыха) и установ-

ление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами);

8)Наличие в неформальной структуре рабочей группы деструк-

тивного лидера,который, преследуя сугубо личные цели, способен спло-

тить вокруг себя группировку, которая ориентируется исключительно на

него, а распоряжение руководства или формального лидера принимает

только после одобрения своего вожака;

9)Трудности социально-психологической адаптации новичков

в коллективе. При приеме нового сотрудника коллектив нестабилен и лег-

ко откликается на негативные влияния как извне, так и изнутри;

10)Респондентная агрессия– когда возмущение направлено не на

источник страдания, а на близких людей, коллег;

11)Психологическая несовместимостьнекоторых членов друг

с другом;

12)Разница в уровне интеллектаявляется предпосылкой конфлик-

та не сама по себе, а в связи с ее проявлением в поведении общающихся

людей. Зачастую за неспособность понимать ситуацию выдаются разно-

гласия из-за несовпадения рассуждений партнеров по общению. Ведь

представление о проблеме зависит от угла зрения, под которым она анали-

зируется.




Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Значение судебной практики в регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности

2. Социально-психологические особенности отношений в многодетной семье

3. Социально-трудовые отношения и важнейшие социальные процессы в сфере труда

4. Социально-психологические детерминанты зависти как характеристика межличностных отношений

5. Социально психологическиеособенности неуставных отношений у военнослужащих срочной и контрактной службы

6. Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Алексин в сфере социально-экономического развития

7. Международно-правое регулирование отношений в сфере таможенного дела. Международные организации в области таможенного дела

8. Конфликтность в менеджменте: понятия, причины, типы конфликтов. Управление конфликтной ситуацией

9. Стратегические решения в сфере МБ. Особенности организации и производства в сфере услуг

10. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева