Новости

Становление Ассирийской державы

Работа добавлена:






Становление Ассирийской державы на http://mirrorref.ru

Санкт-Петербургский

Институт искусств и реставрации

Реферат

По дисциплине: Ассирийская империя

на тему: Становление Ассирийской державы

Студент факультета  Истории и искусств:

Брыкин Михаил Андреевич.  Группа 153.

Преподаватель : Орлов Игорь Борисович

2015

Оглавление:

1 Ведение.

2. Освоение гос – ва.

3. Освоение железо.

4. Ассирийское войско.

5. Завоевательные походы Ассирийской державы.

6. Искусство.

7. Царский дворец.

8. Библиотека глиняных книг царя.

9. Заключение.

1 . Ведение

Задачи реферата :

Цель работы: рассмотреть становление Ассирийской державы . Для достижения поставленной цели выделяю следующие задачи:

  • Изучить расцвет Ассирийской империи

  • Рассмотреть боевые манеры ассирийских войск

  • Выяснить из чего делали ассирийцы оружия и про освоение железо

  • Как устроено применение прикладного искусства у ассирийского народа и в чем оно имеет сходство с шумерскими и вавилонскими произведениями искусства.

  • Рассмотреть фрагменты биографий императоров – узурпаторов.

  • Узнать про « Дворец императоров».

  • Действительно ассирийское войско имело грубое могущество или это всего лишь легенды?

  • Как зарождалась великая Ассирийская держава.

  • Освоение гос – ва.

На рубеже III – II тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии, по среднему течению р. Тигр, выделился город-протогосударство Ашшур. Вначале Ашшур входил в сферу политического господства владык шумерского Ура . Однако удачное местоположение на перекрестье торговых путей Ближнего Востока, использование торговых связей для укрепления единства с соседними народами, быстрое обогащение города позволило его правителям выйти из-под реальной власти Шумера и обособиться в самостоятельное государственное образование.

Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории наднациональной империей. Имперский строй Ассирийской державы был порожден особой административной и военной организацией, сложившейся в ходе активной завоевательной политики. [7]

[7] Всеобщая история государства и права».2011, (авторФ.Ф. Омельченко.

В I тысячелетии до н. э. активно заявляет о себе племенной мир, окружавший территорию древневосточных государств. Фракийцы, фригийцы, карийцы, арабы, но особенно киммерийцы и скифы начинают принимать участие в историк традиционных и новых политических образований.

Уже во II тысячелетии до н. э. развернулась борьба за создание обширных империй. Вавилон, Египет, Хеттское царство, Ассирия поочередно пытались утвердить свою гегемонию на Ближнем Востоке, но она, как правило, распространялась не на всю ближневосточную территорию, а только на ее отдельные части к была кратковременной. Лишь в I тысячелетии до н. э. борьба за «мировое» господство приобрела огромный размах и привела к образованию крупных военно-рабовладельческих держав древности, грандиозных империй, первой среди которых стала Ассирийская держава, добившаяся господства на всем Ближнем Востоке.

Причины активизации завоевательной политики. Уже во II тысячелетии до н. э. [3]

[3]   История Древнего Востока» ( авторы : Алексей Алексеевич Вигасин, Магомед Абдул-Кадырович Дандамаев, Михаил Васильевич Крюков) Издательство «Высшая школа», 1979 © Издательство «Высшая школа», 1988, с изменениями.

  • Освоение железа.

Люди  до появления железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были медь и бронза. Сегодня мы узнаем о новом металле и с теми изменениями, которые произошли в связи с его освоением.

Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства  метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Однако метеоритного железа было мало, и оно ценилось намного больше золота. (Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.) Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около 10 века до н.э.

В чем преимущество железа перед другими металлами? Встречается чаще, и поэтому значительно дешевле, а также железо тверже.

Открытие железа оказало очень сильное влияние на развитие народов Передней Азии.

Плавится железо при более высокой температуре, чем медь. Для плавки железа нужны специальные печи, много топлива и особые навыки литейщиков и кузнецов. Но зато железная руда встречается чаще, чем медная, и потому железо значительно дешевле меди и бронзы. Со временем в каждой семье появились железные топор, лопата, наконечник к лемеху плуга. Железо тверже бронзы. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими и плодородными почвами. В первом тысячелетии до н. э. железным оружием оснащаются большие армии.[1]

 [1]http://umc.ucoz.com/History/5/urok_19-assirijskaja_derzhava.doc

  • Ассирийское войско.

Воины-силачи раскачивали тяжелое бревно, подвешенное на кожаных ремнях к деревянной раме. Массивный наконечник бревна, окованный железом, крошил и дробил крепостную стену.[2]

[2]История Древнего мира. 5 класс,HYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm" § 18. Ассирийская державаHYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm" (авт. А.А. HYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm"Вигасина)

Ещё один пример можно привести другого царя, который  тоже выделяется своей военной гармоничностью.

К примеру великий царь Ассирии Шамши – Адад так выражает свое мнение о разных способностях двух своих сыновей, притом что оба они являются правителями важных провинций. Один из них храбр и энергичен, другой вял миролюбив. Последнему отец пишет:

« Как долго мы должны руководить каждым твоим шагом? Ты все ещё ребёнок, ты не мужчина, лицо твое лишено бороды! Сколько ты ещё будешь пренебрегать управлением в своем доме? Неужели не видишь,  как твой брат командует великими армиями? Так управляй же сам своим дворцом и своим домом.»[6]

[6]  Цивилизации Древнего Востока [стр.67] ( автор С.Москати)

… уже во времена Мари – можно вспомнить уже упоминавшегося нами царя Шамши – Адада, - но ее постепенный подъем к настоящему могуществу и первенству над другими гос – вами Древнего Востока приходится на XIV в до н.э. Около 110 г. до н.э. Типглатпласар I вторгается в Анатолию с севера, завоевывает окрестности Наири и доходит до Чёрного моря; на западе он проникает в Сирию и выходит сквозь нее к Средиземному морю:

«[Я] Тиглатпаласар, законный царь, царь мира, царь Ассирии, царь четырех концов земли, отважный герой, ведомый пророчествами Ашура и Нинурты, великих богов его покровителей; тот, кто одолел врагов… По приказу моего господина Ашура моя рука захватила [земли] от нижнего течения реки Заб до верхнего моря на западе. Три раза ходил я походом против стран наири… Я заставил склониться к моим стопам тридцать царей стран наири и взял у них заложников. Я получил в качестве дани лошадей, приученных к ярму. Я наложил на них дань и взял дары. Затем я отправился в Ливан. Я нарубил кедровых бревен для храма Ану и Адад, великих богов моих покровителей, и вывез их. Я пошел на страну Амурру. Я завоевал всю страну Амурру. Я получил дань от Библоса, Сидона и Арвада.

Из этого «военного отчета» видно, что у Ассирии появился собственный характер, грубый и воинственный; этот характер отразился не только в общественной и политической жизни, но также в литературе, законах и искусстве. Ярче всего он проявляется в царских анналах – типичной и четко определенной литературной форме. Хроники представляют нам фигуру правителя, который, следуя скорее семитским, нежели шумерским традициям, концентрирует в своих руках абсолютную власть военного характера. Это не бог, скорее представитель бога войны; в его лице объединяется политическая и религиозная власть, так что дуализм снова разрешен через личность – единого главу бюрократического государства.[6]

[6]  Цивилизации Древнего Востока [стр.69] ( автор С.Москати)

5. Завоевательные походы Ассирийской державы

Завоевательные походы Ассирии имели также своей целью овладение торговыми путями, центрами их скрещивания, морскими и сухопутными магистралями, что обеспечивало ей реализацию прибавочного продукта, определяло господствующую роль в международном обмене, закрепляло ее монополию в переднеазиатской торговле.

Поскольку в стремлении овладеть богатствами Передней Азии Ассирия не была одинока, а, наоборот, постоянно имела конкурентов (Египет, Урарту, Вавилония и др.) и, безусловно, о лее сточенных врагов в лице тех государств и народов, которые стали объектами ее завоевательной политики, большое значение приобретали также политические и стратегические мотивы тех войн и походов, которые она предпринимала.

Побуждало к войне и стремление к грабежу чужих территорий, который осуществлялся как непосредственно во время военных действий, так и в виде единовременной дани, систематического выплачивания налогов, всевозможных даров в пользу государства-победителя. Для Ассирии грабеж завоеванных территорий превратился в постоянную статью пополнения доходов, своеобразную выгодную отрасль ассирийской экономики, в один из источников ее однобокого развития.

В покоренных землях ассирийцы разрушали крепостные стены и уничтожали храмы. Они уводили в плен целые народы, лишая крова сотни тысяч людей. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили к себе. Богатой добычей похвалялись их цари, а художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови. Наконец, война играла большую роль и во внутренней политике Ассирии. Победоносные войны давали народу не только материальные блага, они отвлекали его внимание от острых внутренних социальных проблем.

Ассирийские завоевания в IX в. до н. э. К началу IХ в. до н. э. ассирийское государство окрепло, восстановило свою власть в Сезерной Месопотамии и возобновило захватническую внешнюю политику.

Особенно активизировалась она в правление двух царей: Ашшурнадирапала II (883—859 гг. до н. э.) и Салманасара III (859—824 гг. до н. э.).

При первом из них Ассирия успешно воевала на севере с племенами Наири, у которых в это время начался процесс складывания Урартского государства. Ряд поражений ассирийские войска нанесли мидийским   племенам,   жившим   к   востоку от Тигра. После нескольких столкновений с Вавилоном был захвачен ряд северных пограничных вавилонских пунктов.

Но основным направлением в развитии внешней политики Ассирии было западное— район Восточно - средиземноморского побережья. Почему именно туда стремились ассирийские владыки? Это был район, щедро одаренный природными богатствами, высокоразвитый экономически и выгодно расположенный географически. Обилие полезных ископаемых (металлов, драгоценных и полудрагоценных камней), великолепный строевой лес, благовония были известны на всем Ближнем Востоке. Через Восточное Средиземноморье проходили важнейшие международные сухопутные торговые пути, на его территории находились крупнейшие торгово-ремесленные центры тогдашнего мира: Тир, Сидон, Дамаск,    Библ,    Арвад,    Каркемиш.    Здесь кипела городская жизнь, была высокая плотность населения, так что любой поход в этот район давал в руки завоевателей не только сырье, продукты потребления, рынки сбыта, но и большие людские ресурсы, причем это были по преимуществу хорошо обученные и высококвалифицированные ремесленники.

Этот район был и стратегически важным плацдармом в глубь Малой Азии, на острова Средиземного моря, в Египет.

Именно в этом направлении и предпринимает главные военные походы Ашшурна-Цирапал II. Ему удалось разбить арамейские племена, жившие в Северной Сирии, и утвердиться на караванных путях, шедших через Сирийско-Месопотамскую степь к средиземноморским торговым центрам. В продвижении на запад он достиг берегов Средиземного моря, и ряд правителей сирийских княжеств и финикийских городов принесли ему дань.

Завоевательную политику Ашшурнацирапала продолжал его сын Салманасар Ш, также действовавший в традиционных для Ассирии направлениях.

На севере велись войны с молодым Урартским государством. Салманасеру III вначале удалось захватить его столицу и обратить в бегство урартского царя, но Урарту далее консолидировалось и войны с ним приняли затяжной характер.

Большой успех принесла ассирийцам борьба с Вавилоном. Их войска вторгались далеко в глубь страны и доходили до берегов Персидского залива. Вмешавшись в борьбу претендентов на вавилонский трон, Салманасар III помог утвердиться на нем тому из них, кто признал верховную власть Ассирии. В последнее десятилетие его правления имели место столкновения с мидянами на востоке.

И все-таки важнейшим продолжало оставаться западное направление завоевательной политики.

В 856 г. до н. з. Салманасар III окончательно покорил княжество Бит-Ади-ни, с которым воевал еще его отец. В летописи этого царя отмечается, что ему принесли дань и выразили покорность «цари того берега Евфрата»; это были правители сиро-хеттских княжеств Северной Сирии и юго-востока Малой Азии, представлявшие собой союз, группировавшийся вокруг Каркемиша. Дальнейшее продвижение проходило уже с упорными боями. Дамасское царство создало многочисленную коалицию для борьбы с Ассирией, к которой присоединился даже Египет.

Ожесточенное сражение произошло при" городе Каркаре на реке Оронт в 853 г. до н. э, Хотя Салманасар III своей летописи говорит о разрушении Каркара, о гибели 14 000 неприятельских воинов, о захвате пленников, видимо, его успех не был решающим. Дамаск и другие центры сопротивления не были взяты, а трофеи в целом оказались невелики.

Лишь в 840 г. до н. э. после шестнадцати походов за Евфрат, Ассирии удалось добиться решающего перевеса. Газаил, царь Дамаска, был разбит и осажден в своей столице, захвачена богатая добыча и  многочисленные пленники,  И  хотя сам город не сдался, сила Дамасского царства была сломлена. Тир, Сидон и Израильское царство поспешили принести дань ассирийскому царю.

Захват сокровищ, получение дани и угон пленников позволили ассирийским-' царям развернуть в стране обширное строительство. Пышно отстраивался и украшался древнейший Англур. Но особое внимание в IX з. до н. э. было обрашеко на город Кальху (совр. Нимруд), новую ассирийскую столицу. При раскопках найдены развалины дворца Ашшурнацирапала II с парадными залами, стены которых украшали барельефы со сценами сражений, религиозных обрядов, различные орнаменты, надписи; остатки «ботанического» сада с редкими породами деревьев, зверинца. Вход во дворец «стерегли» могучие двухметровые крылатые быки с лицом человека — добрые духи-покровители. Найдены также руины храмов и других дворцовых построек с хорошо укрепленной цитаделью, с помещениями для гарнизона, арсеналом, плацем для парада, со складскими помещениями. Исследованы остатки мощных крепостных сооружений города и находившегося близ него так называемого форта Салманасара III.

IX век до н. з. был временем экономического и военно-политического подъема Ассирии, и его часто называют временем ее «второго возвышения».

Упадок могущества Ассирии в первой половине VIII в. до н. э. В конце IX и первой половине VIII в. до н. э. Ассирийское государство снова вступает в полосу кризиса и упадка, вызванных целым рядом причин. Много численные войны IX в, до н. э. надолго отзлекали массы рядового населения страны, участвовавшего в походах, от производительного труда, что приводило к упадку экономики Ассирии и разорению мелких производителей. К трудному положению народных масс прибавились стихийные бедствия: неурожаи, эпидемии, усугубившие тяжелое внутриполитическое положение страны и вызвавшие восстания низов. В 763 г. до н. э. вспыхнул мятеж в Ашшуре, продолжавшийся два года и распространившийся на другие города и области страны: Аррапху, Гузану. Только через пять лет был установлен «мир в стране».

Внутри господствующего класса Ассирии шла борьба между различными слоями и политическими группировками. Военная знать враждовала с торгово-ростовщическими и жреческими кругами. Одним был нужен мир для торговли, другим — война для приобретения богатств. Знать добивалась от царей прав на освобождение своих владений от налогов и повинностей, что увеличивало ее влияние и богатство, царская же казна и армия сокращались. Усиливались сепаратистские устремления наместников. Время от времени при дворе появлялись могущественные «временщики», преимущественно из среды высшей военной знати, что вызывало недовольство даже в царской семье, вело к обострению династических распрей и дворцовым переворотам.[3]

[3] История Древнего Востока» ( авторы :Алексей Алексеевич Вигасин, МагомедАбдул-Кадырович Дандамаев, Михаил Васильевич Крюков)Издательство «Высшая школа», 1979 © Издательство «Высшая школа», 1988, с изменениями.

  • Искусство.

У всех великих царей Ассирии в столицах были такие дворцы, и нам не нужно обращаться в своих поисках к более поздним временам. Уже в начале 2-го тысячелетия до н. э. в Мари во дворце насчитывалось более двухсот шестидесяти комнат и внутренних двориков, занимавших все вместе площадь более шести акров.

Одна из характерных черт ассирийской архитектуры, хотя и получившая очень ограниченное распространение, – это использование колонн, о чем мы уже упоминали. В Северной Месопотамии камень был гораздо более доступным материалом, чем в Южной, и использовался, естественно, чаще. Обычно колонны использовались для устройства портиков и крытых галерей; ассирийцы называли такой тип зданиябит-хилани. Можно ли рассматривать эту черту как оригинальную? Вероятно, нет; позже мы увидим, что происхождением она обязана другим народам. Вообще, это очень характерно для ассирийской цивилизации: ее собственные черты не новы, а новые – принадлежат не ей.

С другой стороны, статуи животных претерпели значительное развитие. Больший реализм нечеловеческих фигур, по сравнению с человеческими, сохранился, но появился и новый тип памятника, получивший распространение преимущественно в Ассирии. Это ортостат, представляющий собой статую, встроенную в боковую стену парадных дворцовых ворот и соединяющую в себе таким образом черты статуи и рельефа. У ортостата есть свой ряд традиционных тем: это львы, быки и особенно фантастические крылатые быки с человеческими головами. Это преобладающий вид для больших ворот; в его великолепных формах сочетается реалистическая точность деталей и нереальность композиции в целом. Эта фигура, бесспорно, имеет религиозное значение и является стражем ворот; таким образом, как обычно в Месопотамии, религия творит и утверждает высшую реальность.

По-прежнему встречаются памятные стелы. Некоторые из них заняли достойное место в истории искусства. В качестве примера можно назвать стелу аккадского царя Нарам-Сина, жившего в 3-м тысячелетии до н. э.; человеческая фигура на ней изображена с живостью и чувством движения, совершенно незнакомыми шумерам. Один из вариантов стелы – обелиск – становится в Ассирии отдельной формой. Лучшее ее выражение – знаменитый черный обелиск Салманасара III, четыре стороны которого покрыты рельефами и надписями, посвященными военным экспедициям царя.

Печати тоже по-прежнему в ходу. Особенности тонкой работы и выбор тем позволяют нам не только проследить в подробностях историю этого вида искусства, но и дополнить с его помощью историю соответствующего искусства в целом. Мы не можем здесь провести полный анализ особенностей стиля и тематики, но важно отметить особую и значительную функцию, которую они выполняют.

Единственный тип рельефа, который не встречается у вавилонян и ассирийцев и может поэтому считаться чисто шумерским, – это рельеф на квадратной каменной плите с отверстием. С другой стороны, в Ассирии возникает и получает распространение новый тип, превосходящий все остальные по частоте встречаемости и художественному значению. Он тесно связан с эпохой, регионом и даже с конкретным менталитетом, а потому может быть определен с большой точностью. Речь идет о настенных украшениях.

Надо отметить, что и деяния ассирийских царей уже не укладываются в традицию шумерских или даже вавилонских правителей: мирного строителя храмов сменил воин; сражение, которое раньше рассматривалось как необходимое зло, теперь стало поводом для упоения и хвастовства – и даже любимым занятием монарха в часы досуга.

У ассирийского типа настенных рельефов есть вавилонская параллель времен последней, халдейской династии, точно так же прочно зафиксированная во времени и пространстве. Это цветной рельеф из глазурованного кирпича.

Но этот тип рельефа по природе своей больше подходит для внешней отделки дворца: в Вавилоне он украшает ворота и улицы. Более того, он исполняет чисто декоративную функцию, поэтому вместо сцен с изображением нескольких фигур мы видим здесь фигуру некоего животного – льва, быка или фантастического дракона, повторенную через правильные интервалы и окруженную каймой из геометрического орнамента. На голубом кирпичном фоне ярко выделяются животные и орнамент белого, желтого или красного цвета. Это утонченное и элегантное искусство, великолепный пример высших достижений месопотамской цивилизации.

Наконец, малые формы в Ассирии также достигли расцвета; встречаются статуэтки и металлические пластинки с рельефами (к примеру, на великолепных мемориальных воротах ассирийского царя Салманасара III на таких пластинках воспроизводятся все те же сюжеты настенных барельефов, только в ином материале); драгоценности и украшения великолепной работы; резная и гравированная слоновая кость – форма, появившаяся еще у шумеров, но именно у ассирийцев достигшая величайшего расцвета. Примером наших слов может послужить богатая коллекция изделий из слоновой кости, найденная в Нимруде: она включает чрезвычайно живые рельефы женских фигур, подобных «даме у окна» (фото 15) или лицу, названному из-за приятной и загадочной улыбки «Моной Лизой»; замечательно реалистичные и точные фигурки животных (здесь хорошим примером может послужить инкрустация из слоновой кости, золота, лазурита и сердолика, на которой лев убивает негра на поле цветущих лотосов). [6]

[6] Цивилизации Древнего Востока [стр. 96 – 101] ( автор С.Москати)

  • Царский дворец

Возвращение войска в Ниневию. Царей покоренных стран запрягли в колесницу ассирийского владыки.

О Ниневии, столице могущественного Ассирийского царства, рассказывалось не только в древних документах, о ней упоминалось и в самой Библии. В книге «Бытие» (10, 11) говорится: «Из сей земли (Сеннаар – Н.И.) вышел Ассур и построил Ниневию»[3]. Случилось это в глубокой древности, но о расширении Ниневии долго не было никаких известий – вплоть до того времени, когда туда был послан Иона.

Ниневия (буквально «великий город перед лицом Бога») была очень большим городом, по расчетам ученых, его окружность составляла приблизительно 150 километров. Эта площадь включала не только жилые постройки, но также сады, пастбища и места для развлечений.

Но примерно в конце VII века до нашей эры грозная держава ассирийцев рухнула. Эрих Церен в упоминавшейся уже книге «Библейские холмы» пишет, что высокая культура ассирийцев была окончательно похоронена. Все города, все поселки, все дворцы и храмы – решительно все было ограблено, разрушено и сожжено.

Враги Ассирии сторицей отплатили ей за все удары, которые она когда-либо наносила. Тишина опустилась на огромную территорию верхнего Тигра.

Когда греческий историк Ксенофонт в конце V века до нашей эры проходил по коренным землям бывшей ассирийской державы, он еще видел остатки огромных стен и обуглившиеся развалины храмов, но народ, который отсюда владычествовал над всем миром, исчез.

Ксенофонт не знал даже, что там жили ассирийцы. Он не знал самих имен таких городов, как Ниневия и Калах. Так основательно вавилоняне и мидийцы сумели более двух с половиной тысячелетий назад уничтожить следы ассирийской мировой державы.

Почти два века спустя, осенью 331 года до нашей эры, Александр Великий победил великого персидского царя Дария при Гавгамелах. В то время, когда Александр нанес смертельный удар персидской державе, уже не было ни одной человеческой души, которая смогла бы объяснить молодому завоевателю, что он стоит на трагической земле Ниневии.

История и время стирают с лица земли целые государства, стерли они и древнюю Ниневию. И никто не мог указать место «великого города перед лицом Бога» любознательному археологу П.Э. Ботта, когда он в 1842 году появился в Месопотамии. Здесь в пустынной и скудной стране возвышалось множество холмов, и большинство из них скрывали остатки древних поселений. Но где начинать раскопки?

Из предыдущей главы мы уже знаем, что П.Э. Ботта не нашел проклятой пророками Ниневии. А через четыре года после него в этих местах появляется другой археолог – Астон Генри Лэйярд, которому посчастливилось открыть действительно древнюю Ниневию.

В исторической литературе основателем Ниневии считается Синахериб, сын царя Саргона. Он перенес столицу Ассирии из Дур-Шаррукина в Ниневию, обустроил город с невиданной роскошью и окружил его стеной (протяженностью около 12 километров) с пятнадцатью воротами. Чтобы снабжать Ниневию водой, по приказу Синахериба с гор провели канал шириной в 20 метров. Сложенный из каменных плит, канал этот (длиной более 50 километров) то шел через тоннель, то пересекал долины по акведуку, стоящему на сплошном основании. В одной из найденных надписей ученые прочитали, что Синахериб щедро одевал и кормил строителей канала.

Древние ассирийские строители отвели русло реки Тебильту от холма Куюнджик, а на самом холме возвели для царя огромный дворец. По приказу грозного владыки возвели террасу высотой почти в 10этажный дом, на которой и были построены царский дворец, храмы и зиккурат.

Древние ассирийские строители отвели русло реки Тебильту от холма Куюнджик, а на самом холме возвели для царя огромный дворец. По приказу грозного владыки возвели террасу высотой почти в 10этажный дом, на которой и были построены царский дворец, храмы и зиккурат.

Сначала археологи откопали во дворце 27 монументальных порталов, рядом с которыми стояли фигуры крылатых быков и львов – стражей Ассирии. Сам Г. Лэйярд впоследствии, уже в возрасте 70 лет, в книге о своих приключениях в Персии и Месопотамии писал: «В центре каждой стены (зала. – Н.И.) был огромный вход, который охранялся быками-колоссами с человеческими головами. Этот замечательный зал был не менее 124 футов в длину и 90 футов в ширину. Длинные стороны зала были обращены на север и на юг. Зал, казалось, являл собой центр, вокруг которого были сгруппированы главные помещения этой части дворца.

Стены зала были полностью покрыты тщательнейшим образом созданными и обработанными барельефами. К несчастью, все барельефы, а также гигантские чудовища у входа в той или иной степени подверглись огню, который разрушил помещение. Однако значительное число из них сохранилось.

Узкий проход, ведущий из большого зала, открывается в комнату 240 на 19 футов, от которой отходили два других прохода. Тот, что выходил на запад, был входом в широкую просторную галерею, длина которой доходила до 218 футов, а ширина 25 футов.

Это была галерея, соединявшая комнаты с остальной частью здания».

Несмотря на то, что многое было разрушено, археологи нашли алебастровые плиты с барельефами, протяженность которых (если их выложить в одну линию) равнялась примерно трем километрам. Эти отдельные куски и рассказали ученым о строительстве сказочного царского дворца. Вот Синахериб сам руководит рабочими, которые несут лопаты, везут телеги, груженые канатами и строительными инструментами для транспортировки крылатых колоссов. Другой барельеф рассказывает о добыче каменной глыбы из каменоломни, доставке ее в мастерскую художника, который и превращает ее в скульптуру.

Доставка глыб из каменоломен производилась на лодках. В камне просверливались две дырки, через которые пропускали два каната, а третий прикрепляли к лодке. За каждый канат брались группы людей (по сто человек на один канат), одни из которых шли по воде, а другие по суше.

Каждая группа одета в костюмы, отличные от костюмов другой группы. Головы одних украшены шалями с бахромой, а волосы их падают на плечи длинными кудрями. У других на голове надеты вышитые тюрбаны, а волосы собраны на затылке. Большинство строителей одеты в короткие туники с длинной бахромой, но есть среди них и совсем нагие.

Иногда скульпторы приступают к работе прямо на берегу, и необтесанная глыба постепенно превращается в быка с человеческой головой. После этого готовую скульптуру переносят в царский дворец, вернее, укладывают на сани, похожие на лодку, и тащат их уже с помощью четырех канатов. Чтобы облегчить труд и ускорить движение, строители подкладывали под сани-лодку ролики, которые потом постепенно переставляли.

На других барельефах изображено возведение самой платформы. Царь стоит в колеснице и сам наблюдает за работой. Евнух держит коней царской колесницы, а слуга поднял зонтик над головой царя. Рядом с царем – телохранитель, а за ним выстроился целый ряд воинов с копьями и стрелков из лука.[4]

[4] Энциклопедии » 100 HYPERLINK "http://www.litlib.net/bk/12748"великих  дворцовHYPERLINK "http://www.litlib.net/bk/12748" мира » (автор Н.Ионина)  стр. 2

  • Библиотека глиняных книг.

Ниневия была царской резиденцией почти девяносто лет и своего расцвета достигла при царе Ашшурбанипале, который правил в 669—633 годы до нашей эры. Во время правления Ашшурбанипала «вся земля была мирным домом», войн почти не было, и свободное время Ашшурбанипал посвящал своей библиотеке, которую он собирал с большой любовью, систематически и со знанием древнего «библиотечного дела ».

«Того, кто посмеет унести эти таблицы...

пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,

а имя его и его наследников пусть

Будет предано забвению в этой Стране...»

                                                  

 Один из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был человеком образованным. Он приказывал привозить в свой дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. В ней хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваление богов, молитвы и заклинания. Были и сочинения мудрецов о движении небесных светил. На небосводе древние ученые искали все то, что было им известно на земле: созвездие напоминали на земные города, например Вавилон, а где- то между звездами текли могучие реки Тигр и Евфрат.[2]

История Древнего мира. 5 класс,HYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm" § 18. Ассирийская державаHYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm" (авт. А.А. HYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm"Вигасина)

Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении книг из Ниневийской библиотеки. Никто из подданных царя, конечно же, не осмелился...

восхваления богов, молитвы и заклинания. Были и сочинения мудрецов о движении небесных светил. На небосводе древние ученые искали все то, что было им известно на земле: созвездия напоминали земные города, например Вавилон, а где-то между звездами текли могучие реки Тигр и Евфрат. 

Но в 1854 году в библиотеку Ашшурбанипала проник Ормузд, преступивший законы древней Ассирии ради спасения ее в памяти человечества. И если первооткрывателем Ниневии был Г. Лэйярд, случайно обнаруживший несколько табличек из Ниневийской библиотеки, то саму библиотеку раскопал именно Ормузд, один из первых археологов — представителей коренного населения страны.

 Среди развалин дворца Ашшурбанипала он обнаружил несколько комнат, в которые, казалось, кто-то нарочно свалил тысячи клинописных табличек. Впоследствии ученые подсчитали, что в библиотеке хранилось около 30 000 тысяч «глиняных книг». Во время пожара, когда впоследствии город умирал под ударами мидийских и вавилонских воинов, в губительном для Ниневии огне «глиняные книги» прошли обжиг, закалились и, таким образом, сохранились. Но, к сожалению, многие разбились.[9]

[9] (http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post127227341/) Н.А. Ионина

  • Заключение.

       Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.[5]

[5]  Осипов Ефрем, 1997г. © 

Источники и список литературы :

  • http://umc.ucoz.com/History/5/urok_19-assirijskaja_derzhava.doc

  •  История Древнего мира. 5 класс,HYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm" § 18. Ассирийская державаHYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm" (авт.HYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm" А.А. HYPERLINK "http://new-ref.ru/istoriya/istoriya-drevnego-mira.-5-klass-a.a.-vigasina/index.htm"Вигасина)

  • История Древнего Востока» ( авторы :Алексей Алексеевич Вигасин, МагомедАбдул-Кадырович Дандамаев, Михаил Васильевич Крюков)Издательство «Высшая школа», 1979 © Издательство «Высшая школа», 1988, с изменениями.

  • » Энциклопедии » 100 великих  дворцов мира » (авторН.Ионина)  стр. 2

  • Осипов Ефрем, 1997г. © 

  • Цивилизации Древнего Востока ( авторС.Москати)

  • Всеобщая история государства и права».2011, (авторФ.Ф. Омельченко.

  •  Н.А. Ионина

  • (http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post127227341/) Н.А. Ионина

Становление Ассирийской державы на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ

2. Зарождение и становление дизайна

3. Становление и развитие менеджмента в США

4. Становление Афинского полиса

5. Становление классической политэкономии

6. Становление и развитие ЗП как отрасли права

7. Становление лактации и профилактика мастита

8. Становление и развитие финансов как науки

9. Становление организационного поведения как дисциплины

10. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ Г. ОЛПОРТА