Новости

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ

Работа добавлена:






ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ на http://mirrorref.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ

В статье  показана связь социально-психологических характеристик подростков сведущим отделом вегетативной нервной системы.

In  clause  the  teenager’s  social  -  psychological  characteristics  connection  with  a conducting department of vegetative nervous system is shown.

Ключевые слова: адаптация, подросток, локус контроля, вегетативный баланс.

Актуальность.В современном мире обучающиеся подростки испытывают на себевлияние множества факторов, подрывающих процессы адаптации, социализации ипрофессионального становления [4]. Наибольшее напряжение компенсаторно-приспособительных систем организма студентов испытывает на начальном этапеобучения.

Приспособление организма к факторам эмоционального напряженияосуществляется благодаря взаимодействию симпатического и парасимпатическогоотделов вегетативной нервной системы. Изменения в ее деятельности проявляются всдвигах вегетативного баланса, что свидетельствует о деятельности адаптационныхмеханизмов из-за повышенных психофизиологических нагрузок [1, 3, 5, 6]. Существуетнеобходимость учета энергетических затрат, которые сопровождают процесс обучения икоторые могут быть оценены через изменения функционального состояния учащегося.

Цельюданного исследования было оценить связь социально-психологическиххарактеристик личности с ведущим отделом вегетативной нервной системы.

Задачи исследования:

  1. теоретическийанализилитературныйобзорисследований социально-

психологических характеристик личности и вегетативного баланса;

  1. подбор диагностических методик, направленных на изучение социально-психологических характеристик личности; подбор методов изучения балансавегетативной нервной системы;
  2. осуществление диагностического этапа исследования;
  3. анализ и интерпретация полученных данных.

Объект исследования: студенты двух групп первого курса, общей численностью40 человек, обучающихся на отделении финансов, экономики и права (ОФЭП) среднегопрофессионального  образовательного  учреждения  Петровский  колледж.  Возрастной

состав групп: от 16 до 17 лет.

Предмет исследования: эмоциональная напряженность, интернальность локусаконтроля, персональный социометрический статус, вегетативный баланс.

Методы исследования:

  1. «Методика  исследования  уровня  субъективного  контроля».Автор  Дж.  Роттер.

Адаптированный вариант авторов Бажина, Голынкиной, Эткинда [7].

  1. Параметрическая социометрия. Модификация Коломинского [7].
  2. Методика  «Накопление  эмоционально-энергетических  зарядов,  направленных  насамого себя».Автор Бойко. Модификация Ильина [5].
  3. Измерение частоты сердечных сокращений.
  4. Измерение артериального давления.
  5. Индекс Кердо – показатель вегетативного тонуса [2].

Тестирование, измерение артериального давления и частоты сердечныхсокращений осуществлялось в естественных для студентов условиях – по учебным днямв аудитории в часы занятий на второй паре. Сначала в рамках психодиагностики былиспользован метод социометрии, затем проведена диагностика по другим методикам,использованным в данном исследовании. Далее осуществлялось систематическоеизмерение физиологических показателей тонуса вегетативной нервной системы уиспытуемых. Всего было проведено 5 измерений артериального давления и частотысердечных сокращений. Во время измерения артериального давления  и частотысердечных  сокращений  испытуемые  находились в  расслабленном положении  сидя

(состояние покоя), перед каждым измерением сообщались правила проведенияпроцедуры, сообщалось о возможности отказаться от испытания, давались гарантиианонимности полученных результатов.

Испытания проводились в промежуток времени с 11:00 до 12:20; в весеннийсезонный период: месяц март. Во время испытаний студенты не подвергалисьэмоциональным напряжениям связанных с экзаменационной сессией и промежуточнойаттестацией.

Методами математико-статистической обработки данных были: проверканормальности распределения результатов по критериюz-Колмогорова-Смирнова;коэффициент ранговой корреляции Спирмена;U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования.

Исследование  проводилось  в  3  этапа.  На  первых  двух  этапах  была  изучена

литература по предмету исследования, подобран ряд методик, проведенопсиходиагностическое исследование. Третий этап заключался в первичной обработкеполученных в ходе исследовании данных, была составлена сводная таблица первичныхданных, сформированы группы первокурсников с различными социометрическимистатусами, применены методы математической статистики, проведен обсчет, анализ иинтерпретация результатов.

Показатели фонового тонуса (По: Вейн, 1981)

Таблица

Вегетативные показатели n=40

Норма

Вегетативный тонус в группеn=40

Фоновый тонус ВНС

ваготония

эйтония

симпатический

гиперсимпатичес кий

мужчины (м.)

женщины (ж.)

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

n=1

n=2

n=0

n=0

n=5

n=20

n=6

n=6

ВИК (баллы)

-2,3 ±1,8

+7,5 ±1,3

от -8,4 до +30,6

средние значения

-4,2

-7

0

0

6,22

9,52

17,77

26,87

Примечание:n – число исследуемых в группе; м – мужчины, ж – женщины.

Рис. 1. Средние значения исходного тонуса ВНД в исследовательской группе первокурсников: ваготонический (3 чел.): -6,06; симпатический (25 чел.): 8,86; гиперсимпатический (12 чел.): 22,32. Среднее значение индекса Кердо группы (40 чел.): 11,78.

В ходе исследования была осуществлена первичная обработка данных,результатами которой являются общие сведения о составе группы по исходному тонусувегетативной НС. Представлена таблица средних значений показателя индекса Кердо удевушек и молодых людей, определяющего исходный тонус вегетативной нервнойсистемы первокурсников. Как видно на таблице у первокурсников преобладаетсимпатическое доминирование вегетативной НС. Ваготонический тип 3 человека:средний показатель –6,06; симпатический тип 25 человек: средний показатель – 8,86;гиперсимпатический тип 12 человек: средний показатель – 22,32. Среднее значениеиндекса Кердо всей выборки 40 чел. – 11,78.

Определение гиперсимпатического исходного тонуса вегетативной нервнойсистемы нами было осуществлено на основе усредненных значений показателей ВИКпри эмоциональном стрессе (у мужчин этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов,а у женщин 21,4 баллов)

Рис 2. Диаграмма средних значенийуровня эмоциональнойнапряженности  (ЭН)первокурсников и показателямиколичественного выражениедиастолического давления вмиллиметрах ртутного столба (Д.) ичисло ударов пульса в минуту (Чсс).Полученное эмпирическое значениекоэффициента Спирменаr=0,133

Рис 3. Диаграмма средних значенийуровня эмоционального напряженияпервокурсников и показателямииндекса Кердо.

Полученное эмпирическое значениекоэффициента Спирмена

r= -0,115

Среднее значение эмоциональной напряженности по мелодике «Накоплениеэмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя»: у испытуемых с

ваготоническим тонусом нервной системы: 10, у испытуемых с симпатическимтонусом нервной системы: 8,56, у испытуемых с гиперсимпатическим тонусомнервной системы: 6,09.

Если опрашиваемый набирает 14-18 баллов – у него имеется большая скрытая эмоциональная напряженность; сумма, меньшая 6 баллов, свидетельствует о слабой напряженности или ее отсутствии.

Далее  нами  был  осуществлена  оценка  ранговой  корреляционной  связи  между

эмоциональной напряженностью и средними показателями тонуса ВНС, которыепредставлены в виде показателя количественного выражения диастолического давленияв миллиметрах ртутного столба (Д.) и числа ударов пульса в минуту (Чсс), а такжесредних значений индекса Кердо. Получено эмпирическое значение коэффициентаСпирмена в первом случае (Д/Чсс)r=0,133.

При анализе связи эмоциональной напряженности и значений индекса Кердополучена обратная связьr= -0,115.Эти данные говорят о наличии незначительной связимежду показателями и соответствуют предположению, что чем выше у первокурсниковуровень эмоциональной напряженности, тем выше у них уровень парасимпатическогодоминирования.

Далее нами были повергнуты анализу результаты показателей уровняинтернальности локуса контроля по методике «Уровень субъективного контроля» (УСК).Представлены средние значения показателей по методике и процентное соотношениеисходного тонуса ВНД у первокурсников.

В ходе корреляционного анализа и оценки связи между общей интернальности по УСК и средними показателями тонуса ВНС, получено эмпирическое значение коэффициента Спирменаr = - 0,188для показателей количественного выражения диастолического давления в миллиметрах ртутного столба (Д.) и числа ударов пульса в минуту (Чсс), а также средних значений Кердо.

При анализе связи общей интернальности по УСК и значений индекса Кердо получена обратная связьr= -0,115.Результаты находятся вне зоны значимости. Однако на точечных диаграммах наглядно представлено, что более высокий уровень общей интернальности свойственен первокурсником с более высокими значениями индекса Кердо, соответствующими симпатическому доминированию в работе ВНС.

Рис. 4 Ио – шкала общей интернальности; Им – шкала интернальности в области межличностных отношений; Из – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни; Ип – шкала интернальности в области производственных отношений.

Рис. 6. Диаграмма корреляции уровняобщей интернальности и показателейколичественноговыражениядиастолическогодавлениявмиллиметрах ртутного столба (Д.) ичислом ударов пульса в минуту (Чсс).Полученное  эмпирическое  значениекоэффициента Спирмена

r = - 0,188

Рис 7. Диаграмма корреляции уровняобщей интернальности и показателейиндекса Кердо.

Полученное  эмпирическое  значениекоэффициента Спирмена

r=0,195

Рис 8. Диаграмма корреляции уровняинтернальности  в  области  здоровья(Из)  и  показателей  количественноговыражения диастолического давленияв миллиметрах ртутного столба (Д.) ичислом ударов пульса в минуту (Чсс).Полученное  эмпирическое  значениекоэффициента Спирмена

r= -0,211

Рис 9. Диаграмма корреляции уровняинтернальности  в  области  здоровья(Из) и показателей индекса Кердо. Полученное  эмпирическое  значение коэффициента Спирмена

r=0,189

Рис. 10. Сравнительная диаграмма средних значений показателей индекса Кердо ипоказателей персональных индексов испытуемых. Полученное эмпирическое значениеUэмп = 229,5

Более подробно нами рассмотрена связь значимой в нашем исследованииметодики – уровня интернальности в области здоровья (Из) и показателей тонуса ВНС.Получены значения показателей выражения Д./Чсс и уровня интернальности в областиздоровьяr= -0,211и уровня интернальности в области здоровья и индекса  Кердоr=0,189.Делаем вывод о том, что чем выше симпатическое доминирование, тем вышеуровень интернальности в области здоровья.

По результатам данных, полученных методом параметрической социометрии,отмечается следующее.  Осуществлен сравнительный анализ  групп первокурсников свысоким позитивным и негативным персональными статусами. Полученноеэмпирическое значение по критерию Манна-УитниUэмп = 229,5. Значение являетсявысоким.

Рис. 11. Диаграмма корреляции показателей социометрического статуса и индекса Кердо. Полученные значения коэффициента Спирмена: общий социометрический статус и индекс Кердо:r=-0,284;позитивный социометрический статус и индекс Кердо:r=-0,242;негативный социометрический статус и индекс Кердо:r=-0,153

Однако нами дополнительно осуществлен корреляционным анализ исследуемыхпоказателей.На точечной диаграмме представлены полученные эмпирические значениясвязи: общий социометрический статус и индекса Кердоr=-0,284;позитивныйсоциометрический статус и индекс Кердо:r=-0,242;негативный социометрическийстатус и индекс Кердо:r=-0,153.Полученные результаты свидетельствуют о том, что упервокурсников с более высоким позитивным социометрическом статусом существуетпарасимпатическое доминирование в работе ВНС.

Заключение.Полученные в данной экспериментальной работе результаты будутвнедрены в ВУЗы, колледжи, техникумы, лицеи, школы Санкт-Петербурга, с которымисотрудничает НПЦ «ПСН» и предложены к рассмотрению в АППО СПб на кафедруздоровье сбережения.

Литература.

  1. Булгакова О.С. Психофизиологические функциональные системы и стресс.СПб.: НПЦ ПСН. 2012. 147с.
  2. Вейн А.М. и др. Вегетососудистая дистония.М.:Медицина. 1981. 230с.
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса.СПб.: Питер. 2009. 336с.
  4. Гусарова С.В. Сравнительная динамика поведенческих и психофизиологическиххарактеристик лицеистов 1,2 и 3 курсов обучения // Вестник психофизиологии.2012. №4. С.28-32.
  5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека.СПб.: Питер. 2005.410с.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. М.:ПЕР СЭ, 2008.626с.
  7. Шемякина Е.Ю. Социальная психология. Практикум. 2008. СПБ.: изд. СПбГУСЭ.82с.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Личностные характеристики юношей, воспитывающихся в неполных семьях материнского типа

2. Реферат Адаптация первокурсников в колледже

3. Реферат ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

4. Реферат Личностные универсальные учебные действия

5. Реферат Личностные особенности одаренных школьников

6. Реферат СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

7. Реферат Личностные факторы успешных деловых коммуникаций

8. Реферат ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СИТУАЦИИ РАЗВОДА

9. Реферат ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

10. Реферат ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН»)