Новости

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ

Работа добавлена:






ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ на http://mirrorref.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ

В статье  показана связь социально-психологических характеристик подростков сведущим отделом вегетативной нервной системы.

In  clause  the  teenager’s  social  -  psychological  characteristics  connection  with  a conducting department of vegetative nervous system is shown.

Ключевые слова: адаптация, подросток, локус контроля, вегетативный баланс.

Актуальность.В современном мире обучающиеся подростки испытывают на себевлияние множества факторов, подрывающих процессы адаптации, социализации ипрофессионального становления [4]. Наибольшее напряжение компенсаторно-приспособительных систем организма студентов испытывает на начальном этапеобучения.

Приспособление организма к факторам эмоционального напряженияосуществляется благодаря взаимодействию симпатического и парасимпатическогоотделов вегетативной нервной системы. Изменения в ее деятельности проявляются всдвигах вегетативного баланса, что свидетельствует о деятельности адаптационныхмеханизмов из-за повышенных психофизиологических нагрузок [1, 3, 5, 6]. Существуетнеобходимость учета энергетических затрат, которые сопровождают процесс обучения икоторые могут быть оценены через изменения функционального состояния учащегося.

Цельюданного исследования было оценить связь социально-психологическиххарактеристик личности с ведущим отделом вегетативной нервной системы.

Задачи исследования:

  1. теоретическийанализилитературныйобзорисследований социально-

психологических характеристик личности и вегетативного баланса;

  1. подбор диагностических методик, направленных на изучение социально-психологических характеристик личности; подбор методов изучения балансавегетативной нервной системы;
  2. осуществление диагностического этапа исследования;
  3. анализ и интерпретация полученных данных.

Объект исследования: студенты двух групп первого курса, общей численностью40 человек, обучающихся на отделении финансов, экономики и права (ОФЭП) среднегопрофессионального  образовательного  учреждения  Петровский  колледж.  Возрастной

состав групп: от 16 до 17 лет.

Предмет исследования: эмоциональная напряженность, интернальность локусаконтроля, персональный социометрический статус, вегетативный баланс.

Методы исследования:

  1. «Методика  исследования  уровня  субъективного  контроля».Автор  Дж.  Роттер.

Адаптированный вариант авторов Бажина, Голынкиной, Эткинда [7].

  1. Параметрическая социометрия. Модификация Коломинского [7].
  2. Методика  «Накопление  эмоционально-энергетических  зарядов,  направленных  насамого себя».Автор Бойко. Модификация Ильина [5].
  3. Измерение частоты сердечных сокращений.
  4. Измерение артериального давления.
  5. Индекс Кердо – показатель вегетативного тонуса [2].

Тестирование, измерение артериального давления и частоты сердечныхсокращений осуществлялось в естественных для студентов условиях – по учебным днямв аудитории в часы занятий на второй паре. Сначала в рамках психодиагностики былиспользован метод социометрии, затем проведена диагностика по другим методикам,использованным в данном исследовании. Далее осуществлялось систематическоеизмерение физиологических показателей тонуса вегетативной нервной системы уиспытуемых. Всего было проведено 5 измерений артериального давления и частотысердечных сокращений. Во время измерения артериального давления  и частотысердечных  сокращений  испытуемые  находились в  расслабленном положении  сидя

(состояние покоя), перед каждым измерением сообщались правила проведенияпроцедуры, сообщалось о возможности отказаться от испытания, давались гарантиианонимности полученных результатов.

Испытания проводились в промежуток времени с 11:00 до 12:20; в весеннийсезонный период: месяц март. Во время испытаний студенты не подвергалисьэмоциональным напряжениям связанных с экзаменационной сессией и промежуточнойаттестацией.

Методами математико-статистической обработки данных были: проверканормальности распределения результатов по критериюz-Колмогорова-Смирнова;коэффициент ранговой корреляции Спирмена;U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования.

Исследование  проводилось  в  3  этапа.  На  первых  двух  этапах  была  изучена

литература по предмету исследования, подобран ряд методик, проведенопсиходиагностическое исследование. Третий этап заключался в первичной обработкеполученных в ходе исследовании данных, была составлена сводная таблица первичныхданных, сформированы группы первокурсников с различными социометрическимистатусами, применены методы математической статистики, проведен обсчет, анализ иинтерпретация результатов.

Показатели фонового тонуса (По: Вейн, 1981)

Таблица

Вегетативные показатели n=40

Норма

Вегетативный тонус в группеn=40

Фоновый тонус ВНС

ваготония

эйтония

симпатический

гиперсимпатичес кий

мужчины (м.)

женщины (ж.)

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

n=1

n=2

n=0

n=0

n=5

n=20

n=6

n=6

ВИК (баллы)

-2,3 ±1,8

+7,5 ±1,3

от -8,4 до +30,6

средние значения

-4,2

-7

0

0

6,22

9,52

17,77

26,87

Примечание:n – число исследуемых в группе; м – мужчины, ж – женщины.

Рис. 1. Средние значения исходного тонуса ВНД в исследовательской группе первокурсников: ваготонический (3 чел.): -6,06; симпатический (25 чел.): 8,86; гиперсимпатический (12 чел.): 22,32. Среднее значение индекса Кердо группы (40 чел.): 11,78.

В ходе исследования была осуществлена первичная обработка данных,результатами которой являются общие сведения о составе группы по исходному тонусувегетативной НС. Представлена таблица средних значений показателя индекса Кердо удевушек и молодых людей, определяющего исходный тонус вегетативной нервнойсистемы первокурсников. Как видно на таблице у первокурсников преобладаетсимпатическое доминирование вегетативной НС. Ваготонический тип 3 человека:средний показатель –6,06; симпатический тип 25 человек: средний показатель – 8,86;гиперсимпатический тип 12 человек: средний показатель – 22,32. Среднее значениеиндекса Кердо всей выборки 40 чел. – 11,78.

Определение гиперсимпатического исходного тонуса вегетативной нервнойсистемы нами было осуществлено на основе усредненных значений показателей ВИКпри эмоциональном стрессе (у мужчин этот показатель в среднем составляет 10,0 баллов,а у женщин 21,4 баллов)

Рис 2. Диаграмма средних значенийуровня эмоциональнойнапряженности  (ЭН)первокурсников и показателямиколичественного выражениедиастолического давления вмиллиметрах ртутного столба (Д.) ичисло ударов пульса в минуту (Чсс).Полученное эмпирическое значениекоэффициента Спирменаr=0,133

Рис 3. Диаграмма средних значенийуровня эмоционального напряженияпервокурсников и показателямииндекса Кердо.

Полученное эмпирическое значениекоэффициента Спирмена

r= -0,115

Среднее значение эмоциональной напряженности по мелодике «Накоплениеэмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя»: у испытуемых с

ваготоническим тонусом нервной системы: 10, у испытуемых с симпатическимтонусом нервной системы: 8,56, у испытуемых с гиперсимпатическим тонусомнервной системы: 6,09.

Если опрашиваемый набирает 14-18 баллов – у него имеется большая скрытая эмоциональная напряженность; сумма, меньшая 6 баллов, свидетельствует о слабой напряженности или ее отсутствии.

Далее  нами  был  осуществлена  оценка  ранговой  корреляционной  связи  между

эмоциональной напряженностью и средними показателями тонуса ВНС, которыепредставлены в виде показателя количественного выражения диастолического давленияв миллиметрах ртутного столба (Д.) и числа ударов пульса в минуту (Чсс), а такжесредних значений индекса Кердо. Получено эмпирическое значение коэффициентаСпирмена в первом случае (Д/Чсс)r=0,133.

При анализе связи эмоциональной напряженности и значений индекса Кердополучена обратная связьr= -0,115.Эти данные говорят о наличии незначительной связимежду показателями и соответствуют предположению, что чем выше у первокурсниковуровень эмоциональной напряженности, тем выше у них уровень парасимпатическогодоминирования.

Далее нами были повергнуты анализу результаты показателей уровняинтернальности локуса контроля по методике «Уровень субъективного контроля» (УСК).Представлены средние значения показателей по методике и процентное соотношениеисходного тонуса ВНД у первокурсников.

В ходе корреляционного анализа и оценки связи между общей интернальности по УСК и средними показателями тонуса ВНС, получено эмпирическое значение коэффициента Спирменаr = - 0,188для показателей количественного выражения диастолического давления в миллиметрах ртутного столба (Д.) и числа ударов пульса в минуту (Чсс), а также средних значений Кердо.

При анализе связи общей интернальности по УСК и значений индекса Кердо получена обратная связьr= -0,115.Результаты находятся вне зоны значимости. Однако на точечных диаграммах наглядно представлено, что более высокий уровень общей интернальности свойственен первокурсником с более высокими значениями индекса Кердо, соответствующими симпатическому доминированию в работе ВНС.

Рис. 4 Ио – шкала общей интернальности; Им – шкала интернальности в области межличностных отношений; Из – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни; Ип – шкала интернальности в области производственных отношений.

Рис. 6. Диаграмма корреляции уровняобщей интернальности и показателейколичественноговыражениядиастолическогодавлениявмиллиметрах ртутного столба (Д.) ичислом ударов пульса в минуту (Чсс).Полученное  эмпирическое  значениекоэффициента Спирмена

r = - 0,188

Рис 7. Диаграмма корреляции уровняобщей интернальности и показателейиндекса Кердо.

Полученное  эмпирическое  значениекоэффициента Спирмена

r=0,195

Рис 8. Диаграмма корреляции уровняинтернальности  в  области  здоровья(Из)  и  показателей  количественноговыражения диастолического давленияв миллиметрах ртутного столба (Д.) ичислом ударов пульса в минуту (Чсс).Полученное  эмпирическое  значениекоэффициента Спирмена

r= -0,211

Рис 9. Диаграмма корреляции уровняинтернальности  в  области  здоровья(Из) и показателей индекса Кердо. Полученное  эмпирическое  значение коэффициента Спирмена

r=0,189

Рис. 10. Сравнительная диаграмма средних значений показателей индекса Кердо ипоказателей персональных индексов испытуемых. Полученное эмпирическое значениеUэмп = 229,5

Более подробно нами рассмотрена связь значимой в нашем исследованииметодики – уровня интернальности в области здоровья (Из) и показателей тонуса ВНС.Получены значения показателей выражения Д./Чсс и уровня интернальности в областиздоровьяr= -0,211и уровня интернальности в области здоровья и индекса  Кердоr=0,189.Делаем вывод о том, что чем выше симпатическое доминирование, тем вышеуровень интернальности в области здоровья.

По результатам данных, полученных методом параметрической социометрии,отмечается следующее.  Осуществлен сравнительный анализ  групп первокурсников свысоким позитивным и негативным персональными статусами. Полученноеэмпирическое значение по критерию Манна-УитниUэмп = 229,5. Значение являетсявысоким.

Рис. 11. Диаграмма корреляции показателей социометрического статуса и индекса Кердо. Полученные значения коэффициента Спирмена: общий социометрический статус и индекс Кердо:r=-0,284;позитивный социометрический статус и индекс Кердо:r=-0,242;негативный социометрический статус и индекс Кердо:r=-0,153

Однако нами дополнительно осуществлен корреляционным анализ исследуемыхпоказателей.На точечной диаграмме представлены полученные эмпирические значениясвязи: общий социометрический статус и индекса Кердоr=-0,284;позитивныйсоциометрический статус и индекс Кердо:r=-0,242;негативный социометрическийстатус и индекс Кердо:r=-0,153.Полученные результаты свидетельствуют о том, что упервокурсников с более высоким позитивным социометрическом статусом существуетпарасимпатическое доминирование в работе ВНС.

Заключение.Полученные в данной экспериментальной работе результаты будутвнедрены в ВУЗы, колледжи, техникумы, лицеи, школы Санкт-Петербурга, с которымисотрудничает НПЦ «ПСН» и предложены к рассмотрению в АППО СПб на кафедруздоровье сбережения.

Литература.

  1. Булгакова О.С. Психофизиологические функциональные системы и стресс.СПб.: НПЦ ПСН. 2012. 147с.
  2. Вейн А.М. и др. Вегетососудистая дистония.М.:Медицина. 1981. 230с.
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса.СПб.: Питер. 2009. 336с.
  4. Гусарова С.В. Сравнительная динамика поведенческих и психофизиологическиххарактеристик лицеистов 1,2 и 3 курсов обучения // Вестник психофизиологии.2012. №4. С.28-32.
  5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека.СПб.: Питер. 2005.410с.
  6. Николаева Е.И. Психофизиология. М.:ПЕР СЭ, 2008.626с.
  7. Шемякина Е.Ю. Социальная психология. Практикум. 2008. СПБ.: изд. СПбГУСЭ.82с.

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС У ПЕРВОКУРСНИКОВ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Личностные характеристики юношей, воспитывающихся в неполных семьях материнского типа

2. Адаптация первокурсников в колледже

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ В ВУЗЕ

4. СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА

5. Личностные универсальные учебные действия

6. Личностные особенности одаренных школьников

7. Личностные факторы успешных деловых коммуникаций

8. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ СИТУАЦИИ РАЗВОДА

9. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛЕРУА МЕРЛЕН»)

10. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА