Новости

Профессиональная этика

Работа добавлена:






Профессиональная этика на http://mirrorref.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Профессиональная этика

Контрольный вопрос: «Сущность морали и ее основные функции»

Санкт-Петербург

2016

Оглавление

Введение..............................................................................................................3

Сущность морали, нормы, признаки...................................................................4

Функции морали ..................................................................................................8

Заключение .........................................................................................................11

Список литературы..............................................................................................12

Введение

Моралью называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Так же, можно определить мораль как о действия человека в обществе: нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.

Мораль связана со всеми сферами общественной жизни и согласовывает личные интересы с общественными. В ходе социализации человек усваивает морально-нравственные нормы: сначала в процессе воспитания, подражая окружающим; потом, по мере взросления, осмысляя и применяя к своей жизни общепринятые суждения о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизменным: принимая решения, определяя жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к уровню развития и нуждам общества. В нормах морали отражаются специфические черты развития общества на том или ином историческом этапе, поэтому все моральные правила являются порождением своего времени.

Мораль не имеет определенных институтов, но ее требования закреплены в системе права, обычаях, религиозных заповедях.

Сущность морали, нормы, признаки

Мораль – это сложное и противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания. Раскрыть природу морали можно на основе социально-исторического анализа развития человечества. Так порядок в первобытном обществе поддерживался с помощью системы табу – запретов, а в ходе исторической эволюции из запретов сложились обычаи, традиции. В процессе социального расслоения оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями составляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном —Кропоткин П.А. Этика. – М. : Юрайт, 2016. – С.15.

Следование моральным принципам - результат осмысленного и добровольного выбора человека. Исполнение нравственных норм основано на чувстве долга, требованиях совести, желании избежать стыда за свои действия или бездеятельность.

Основные принципы морали остаются неизменными: это стремление совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться о других людях и общественном благе —Скворцов А.А.. Этика : Учеб. для студентов вузов – М. : Юрайт, 2015. – С.  140

. Существуют общечеловеческие моральные принципы, смысл которых в том, чтобы не причинять зла другим людям, независимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности. Однако конкретные формы моральных норм и требований эволюционировали на протяжении всей истории человечества —Сабиров В.Ш. Этика и равственная жизнь человека. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. – С. 205.

Выделяют следующие виды моральных норм:

1. Табу - жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;

2. Обычай - сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением;

3. Традиция - устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения и поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;

4. Моральные правила - сознательно сформулированные нормы регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора.

Мораль как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется следующими основными признаками —Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов– М.; Ростов н/Д : Феникс, 2013. – С. 86

:

1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества иохватывают всех людей, закрепляют основы культуры, их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества

2. Добровольность в следовании нравственным требованиям в отличие от правовых норм, выполнение которых носит обязательный характер и контролируется правоохранительными органами, моральны нормывоспроизводятся в обществе силой традиции, общественным мнением.  Их выполнение контролируется самими людьми.

3. Всеохватность морали: правила нравственного поведения регулируют все виды деятельности человека  - в межличностном и межгрупповом общении, в производственной деятельности, в политике, в творчестве.

4.Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать,  внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение.

5. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и  индивидуального сознания.

Сущность морали  – это родовые свойства морали относящие её к социальному регулятору —Судоков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный – М. : Едиториал УРСС, 2012. – С.28

.

Пять сущностных признаков морали:

1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.

2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.

3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.

4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.

5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

Функции морали

Мораль регулирует деятельность людей -отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу —Голубева Г.А. Этика – Брянск : Альфа-пресс, 2011. – С.102

.

Функции морали:

1. Регулятивная функция. Мораль в наиболее общем виде – это один из методов регуляции общественной жизни. Отличительным признаком морали от других видов регуляции является отсутствие общественных институтов, через которые мораль могла бы осуществлять регуляцию; ее социальной опорой выступает общественное мнение. Специфика морали как особого социокультурного регулятора всепроникающая. Моральная регуляция существует везде, где есть межличностные и коллективные отношения. Способом регулирования отношений и поведения людей является одобрение и порицание, поступающее как извне, от общественного мнения, так и изнутри самой морально развитой личности.

2. Воспитательная функция. Общей исторической закономерностью является процесс утверждения в сознании людей новых нравственных начал, обычаев и традиций, норм и правил поведения. Большую роль в становлении общественного и индивидуального сознания выполняет воспитательная функция морали. Воспитательная функция развивается в процессе освоения личностью нравственного опыта, формирования положительных нравственных качеств, чувств, убеждений, привычек при помощи специфических приемов убеждения, принуждения, самодисциплины и самовоспитания. В результате нравственного воспитания человек усваивает нормы общества, обретает возможность нравственного самоопределения, выражаемого в типе поведения и нравственных установках.

3. Коммуникативная функция. Особую роль в процессе воспитания человека и усвоения им норм морали выполняет общение, или коммуникативная функция, которая представляет собой определенную знаковую систему морали. На самых ранних этапах антропогенезиса принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди обрели возможность передачи друг другу информации. В результате развития форм коммуникации чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми. Благодаря коммуникативной функции морали между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения. Выполняя важную роль передачи информации, одновременно коммуникативная функция учит правилам общения, позволяет сделать коммуникацию более гуманной, взаимно приятной. Изменяется и внутренняя сторона коммуникации, возрастает значимость духовных и психологических факторов в общении, вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию, сопереживанию.

4. Познавательная функция. Познавательная функция связана со способностью морали концентрировать нравственный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать и реализовывать наиболее оптимальные, достойные человека нравственные нормы. Реализация человеком познавательной функции морали осуществляется адекватным, истинным познанием существующих норм, ценностей, закономерностей.

5. Ценностно-ориентирующая функция. Функция состоит в ориентации по нравственным ценностям. Мораль обнаруживает себя не только как повседневный сиюминутный регулятор отношений между людьми, но и как жизненно важный для человека ориентир. Это представления о смысле жизни, предназначении человека, ценности всего человеческого, гуманного. Комплекс моральных представлений определяет, будет ли человек в целом стремиться идти по пути добра или по пути зла. «Добро» и «зло» выступают как важнейшие категории морали, с помощью которых дается нравственная оценка любого социального явления. Человек при помощи морали побуждается к хорошему поступку и ориентируется на добро.

Заключение

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Общество невозможно представить без этических норм. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать.Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни, а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями. Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу. За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой.

Список литературы

  1. Скворцов А.А.. Этика : Учеб. для студентов вузов / А.А. Скворцов. – М. : Юрайт, 2015. – 320 с.
  2. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 528 с.
  3. Сабиров, В.Ш. Этика и нравственная жизнь человека : монография / В.Ш. Сабиров, О.С. Соина. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. – 486с.
  4. Голубева, Г.А. Этика / Г.А. Голубева. – Брянск : Альфа-пресс, 2011. – 368с.
  5. Кропоткин, П.А. Этика / П.А. Кропотин. – М. : Юрайт, 2016. – 442с.
  6. Судоков, А.К.  Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон / А.К. Судоков. – М. : Едиториал УРСС, 2012. – 240с.

Профессиональная этика на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат Профессиональная этика юриста или юридическая этика

2. Реферат Профессиональная этика журналиста

3. Реферат Профессиональная этика муниципальных служащих

4. Реферат Профессиональная этика педагогических работников

5. Реферат Профессиональная этика и ее роль в сфере деловых отношений

6. Реферат Деловая этика. Этика бизнеса и деловых отношений

7. Реферат Профессиональная карьера личности

8. Реферат Профессиональная мораль служащего

9. Реферат ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО

10. Реферат Профессиональная деятельность психолога с педагогами