Новости

Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева

Работа добавлена:






Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева на http://mirrorref.ru

50. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева.

«Психология отношений» - специфическая теория личности, имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей клинических проявлений, лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений «психологии отношений» является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях, переживаниях; а также связь личности с самой собой, как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и таким образом внутренне определяет его действия, переживания. Таким образом, в рамках «психология отношений» указывается, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. (в основном это идеи Мясищева)

Начало исследования личности как системы отношений связано с именами основателей русской медицинской психологии В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского. Эти исследования были продолжены и развиты их учеником В.П.Мясищевым, которому принадлежит более детальная разработка указанной концепции личности как в общепсихологическом плане, так и применительно к теории и практике медицины, и в особенности, к учению о неврозах и психотерапии.

Взгляд на личность Бехтерева В.Н.

Психологическое определение личности.

Кроме объединяющего нечала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руокводит мыслями.

Личность:

-интергрирующее в целое

- направляющее

Кроме внутреннего объединения и координации существует еще активное отношение к внешнеиу миру, которое основывается на индивидуальной переработке внешних воздействий

Личность – психический индивид со всеми его самобытными особенностями и представляющийся самодеятельным субъективным существом к окружающим внешним условиям.

Бехтерев один из идеологов бихевиоризма, так кактсчитал крайне ценными внешние проявления личности.

Личность – две тесно связанные совокупности следов: органическая и социальная сфера. Социальная сфера развивается на почве органической, расширяет её в зависимости от социальных условий до степени, когда органические воздействия подавляются социальными воздействиями подчёркивается роль социальной сферы, которая является объединяющим звеном и возбудителем всех психорефлексов. Со вступлением в социум личная сфера не ограничмвается только рефлексами. Развивается личная сфера социлаьного характера, лежащая в основе нравственных и социальных отношений.

2 совокупности следов (рефлексов):

  • биологическая сфера(органическая)
  • социальная сфера

В зависимости от преобразования этих сфер – эгоист-альтруист. Социальная сфера не устраняет органическую, а частично подовляет и дополняет.

Концепция личности Лазурского А.Ф.

Личность – единство двух психологических механизмов. Обе части связаны и влияют друг на друга значительное развитие одной черты влечёт развитие остальных.

  1. эндопсихика – в основном врождённые. Ядро личности, обнаруживает себя в основных психических функциях: память, внимание, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность
  2. экзопсихика: отношения личности к окружающему миру.

Основная задача личности – приспособление (адаптация) к окружающей среде (на всех уровнях). Процесс адаптации может быть более или менее успешным в соответствии с этим3 психических уровня:

  1. низший: максимальное влияние внешней среды на психику человека, подчинение среде вне зависимости от эндоособенностей (плохо приспособленные).Поведение лбусловлено внешней средой и человек слепо подчиняется, следовательно плохо адаптируемый
  2. средний: нормальный уровень приспособления (приспособившиеся).Ищет место в среде в зав-ти от склонностей и задатков. Более осознанный выбор Большая инициативность и работоспособность.
  3. высший: не столько приспособление, сколько возникает желание переделать окружающий мир соответственно своим влечениям и потребностям осложнение развития процесса приспособления (приспособляющиеся).

Концепция личности Мясищева В.Н.Можно выделить 2 положения, значимые для осмысления проблемы личности:

  1. Мясищев В.Н. первым в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. При этом специфика заключается в том, что в структуре личности нет отдельных составляющих, есть центральный элемент – отношение, замыкающее на себе все другие психологические характеристики – интегратор всех свойств.
  2. Развитие и углубление традиций Лазурского, развитие идей об отношении личности (см.в начале).

Отношения (к себе, к другим людям, к окружающему миру) – ядро личности, опосредует реакции и поведение человека. Важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщённости – от связи субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которые преломляясь через «внутренние условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Мясищев подчёркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Структура отношения:

  1. Когнитивный (оценочный) компонент восприятие и оценка объектов среды и самого себя. Проявляется в принятых личностью моральных ценностях, убеждениях, вкусах, идеалах.
  2. Эмоциональный компонент формирования эмоционального отношения личности к объектам окружающей среды и самому себе. Выражается посредством привязанности, любви, симпатии или неприязни, вражды, антипатии.
  3. Поведенческий (конативный) компонент выбор стратегий и тактик поведения по отношению к значимым объектам среды и самому себе. Выражается посредством потребностей.

Таким образом отдельные компоненты структуры отношений могут выступать как частичные отношения, его стороны, виды. Доминирующее отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека – направленность. Характеристики отношений:

  1. Объектно-субъектный характер (характеристики субъекта и объекта)
  2. связь с индивидуальным опытом
  3. избирательность, связанная с социальной значимостью
  4. сознательность
  5. перспективный характер (прогнозирование)
  6. регулирующая функция поведения
  7. динамичность
  8. обобщенность и целостность
  9. содержательность

Развитие отношений

Личность – система отношений развитие личности обуславливается ходом развития её отношений.

  1. до 2-х лет – период предоотношений: отсутствует элемент сознательности; неосознаваемая мотивация поведения;
  2. в возрасте 2 – 3-х лет: выраженная избирательность отношений.
  3. в школьном возрасте увеличивается число отношений.
  4. в старшем шк.возрасте: принципы, убеждения, идеалы

Важным являетсяотношение к самому себе:один из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Завершает становление системы отношений, является наиболее поздним и зависимым от всех остальных. Таким образом, высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы.Характер – устойчивые и типичные для личности отношения превращаются в черты характера, оставаясь отношениями.Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей.Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней.

Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Реферат ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2. Реферат Финансовый рынок его структура и место в системе экономических отношений

3. Реферат Личность как объект и субъект социальных отношений

4. Реферат Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника

5. Реферат Особенности школы человеческих отношений и развитие поведенческих отношений

6. Реферат Страхование в системе финансовых отношений

7. Реферат Централизованное регулирование отношений в сфере труда. Место соглашений, коллективных договоров, иных локальных актов организаций в регулировании трудовых отношений

8. Реферат Роль перестрахования в системе страховых отношений

9. Реферат Право в системе регулирования общественных отношений

10. Реферат Местные бюджеты РФ в системе межбюджетных отношений