СЕТЕВЫЕ КУРСЫ КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа добавлена:






СЕТЕВЫЕ КУРСЫ КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ на http://mirrorref.ru

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

  1. ОПИСАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
    1. Организационная структура подразделения
    2. Услуги, предоставляемые подразделением
    3. Анализ деятельности подразделения

2. СЕТЕВЫЕ КУРСЫ КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Что собой представляет сетевой курс
  2. Основные элементы СК
  3. Сравнительный анализ дистанционной формы обучения с заочной
  4. Преимущества и недостатки использования СК перед традиционным способом обучения
  5. Рекомендации по созданию и использованию СК в учебном процессе

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Ещё недавно, до появления новых информационных технологий, принцип обучения резко отличался от сегодняшнего. Процесс обучения был весьма сложен, а усвоение материала занимало много времени и сил, поскольку теоретический материал излагался отдельно от практического. Для повышения эффективности обучающего процесса необходимо было построить обучение на различных примерах.

В настоящее время изменения коснулись самого характера образования. Использование современной вычислительной техники и уникальных возможностей интеллектуальных средств обучения позволяет изменить стиль обучения и резко сократить сроки овладения профессиональными знаниями.

К одному из видов компьютерного методического обеспечения относятся электронные учебники. Целью создания и применения таких учебников является более рациональное использование учебного времени студентами и преподавателями. Преподаватели при использовании компьютерного обучения получают возможность уменьшить объем работы по изложению рутинных разделов учебных дисциплин и частично освободиться от рутинных этапов контроля. Студенты получают возможность самостоятельного выбора порядка изучения материала, темпа изучения материала, выбора времени работы с дисциплиной и другие возможности индивидуализации обучения.

Развитие локальных и глобальных компьютерных сетей открывает перспективы для совершенствования системы образования в направлении использования дистанционного обучения. Дистанционное обучение (ДО) предназначено для повышения эффективности учебного процесса благодаря использованию информационных ресурсов и услуг сети Internet, локальных сетей, современной компьютерной техники, средств связи, новых информационных технологий и программных средств, обеспечивающих их работу.

Использование новейших информационных технологий в дистанционном обучении позволяет более активно использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов, академий и институтов, привлекая преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширяя аудиторию обучаемых, и позволяет осуществлять широкомасштабную подготовку и переподготовку специалистов вне зависимости от места жительства.

Наряду со стремительным развитием межсетевого объединения в мире Internet совершенствуется и система образования.

Известно, что способность создавать и свободно оперировать пространственными образами в процессе решения прикладных задач рассматривается сегодня как одна из фундаментальных человеческих способностей, характеризующих уровень общего интеллектуального развития человека. В современных условиях развития науки и техники наблюдается устойчивая тенденция к использованию схематического представления информации, замене реальных пространственных объектов моделями, наглядных изображений, условными обозначениями. Поэтому для специалистов любого профиля необходимы знания и умения в создании мысленной пространственной конструкции объекта по его графическому представлению.

Такими характеристиками представления информации и обладают современные средства мультимедиа, которые с помощью видео и звука делают обучающие системы более продуктивными в смысле понимания излагаемого системой материала. Более того, использование таких учебников делает обучение более интересным и легко запоминающимся, так как усвоение материала происходит посредством анимации, использующей графические объекты и звук.

С ростом среды WWW в сети Internet появилась возможность на основе гипертекста в полной мере реализовать дистанционные обучающие системы с использованием мультимедиа. Таким образом, применение гипертекстовых технологий совместно со средствами мультимедиа позволяют повысить эффективность обучения.

Современные информационные технологии (в частности среда WWW в сети Internet) позволяют достаточно просто создавать информационные материалы, даже не имея специальных знаний об используемых языках форматирования документа (существуют разнообразные конверторы из наиболее распространенных текстовых форматов в формат гипертекстовый). Такими качествами в полной мере обладают электронные учебники, создаваемые на базе гипертекстовых технологий, широко применяемых в Internet.

Стремительное развитие средств телекоммуникации делает возможным то, что недавно показывали только в фантастических фильмах. Если совсем недавно комплект оборудования для проведения видеоконференций стоил $100.000 за место, то теперь достаточно $100 за камеру, а специальное программное обеспечение можно получить в сети Internet бесплатно. Конечно, оборудование для desktop videoconferencing (DVC) не может работать с тем же качеством воспроизведения и звука, как используемые крупными корпорациями комплексы за $100.000, однако оно, согласитесь, стоит ощутимо дешевле. Есть и другие новые технологии в передаче изображения, которые активно используются для дистанционного обучения. Например, цифровое телевидение - стандарт, уже сертифицированный американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям. Год назад в Сиэттле уже началась трансляция экспериментальных передач в этом формате. Регулярные же передачи должны начаться уже в 2006 году. Однако настоящий прорыв в дистанционном обучении может обеспечить WebTV - технология, позволяющая с помощью декодера размером с книжку и стоимостью $329 принимать на ваш домашний телевизор учебные программы через Internet.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Обосновать необходимость создания универсального электронного пособия, на основе которого в дальнейшем предполагается построение сетевых курсов (СК) по изучению экономических дисциплин с последующим его использованием в дистанционном образовании (ДО) с целью эффективного обучения экономическим дисциплинам, читаемым на ВШП, и ориентированного на различные категории студентов и пользователей, желающих получить дополнительное образование и самостоятельно изучить курс, если он не предусмотрен учебным планом, углубить свои познания в определенной области, а также ликвидировать пробелы в своих знаниях из-за пропуска занятий.

Необходимость создания предлагаемого учебно-методического комплекса заключается в следующем:

  • в рациональном использовании учебного времени, как студентами, так и преподавателями;
  • в уменьшении объема работы по изложению рутинных разделов учебных дисциплин и частично освободиться от рутинных этапов контроля;
  • в приобретении возможности получения студентам самостоятельного выбора порядка изучения материала, темпа изучения материала, выбора времени работы с дисциплиной и другие возможности индивидуализации обучения;
  • в индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
  • в осуществлении самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
  • в предоставлении возможности получать образование на рабочем месте, в домашних условиях или в учебном центре недалеко от дома и без отрыва от работы.

Всего этого можно достичь путем создания сетевого курса по имеющимся дисциплинам. Что собой представляют сетевые курсы и как они организовываются повествуется в следующем разделе.

2. Сетевые курсы как база для создания универсальной системы образования

2.1. Что собой представляют сетевые курсы

Сетевые курсы (СК)представляют собой учебно-методический комплекс, реализуемый посредством компьютерной сети и специализированного программного обеспечения. Под компьютерной сетью в данном случае следует понимать совокупность компьютеров, соединённых между собой каналами связи.

В совокупности объединённых компьютеров выделяют host-ЭВМ (сервер), на котором размещается программная оболочка, обеспечивающая поддержку учебно-методического комплекса.Учебно-методический комплекс представляет собой совокупность учебно-методических материалов, включая обучающие программы и средства проверки знаний.Каналы связи обеспечивают передачу информации, содержащейся в учебно-методическом комплексе, на другие компьютеры. Также каналы связи обеспечивают распределение потоков ответной информации, например, по адресам электронной почты.

Применение СК в ДО намного эффективнее в экономическом отношении традиционных способов организации обучения, поскольку позволяют более рационально использовать существующие учебные площади и технические ресурсы, чтоснижает себестоимость предоставляемых образовательных услуг. Снижение себестоимости позволяет расширить круг лиц, заинтересованных в получении этих услуг. В связи с этим, конечно, возрастает и нагрузка на преподавателей (имеется ввиду рост числа студентов на одного преподавателя). с другой стороны, время преподавателя высвобождается из-за снижения количества лекционных часов, также исчезает необходимость проверки домашних заданий (компьютерные программы тестирования «выдают» уже готовые результаты).

2.2. Основные элементы СК

Основными элементами СКявляются четыре следующих блока:

  1. инструктивный;
  2. информационный;
  3. коммуникативный;
  4. контрольный.

Соответственно при подготовке материала, следует ориентироваться на указанные блоки. Для создания СК преподавателям нет необходимости срочно изучать курс программирования. От них требуется только качественное представление учебного материала.

Инструктивный блоквключает в себя учебную программу и руководство по изучению дисциплины. Составляя руководство по изучению дисциплины, полезно ориентироваться на сайте своего курса, для того чтобы сориентировать студента. Применение СК в ДО предполагает высокую степень автономности студента в планировании графика обучения, однако, с тем чтобы сориентировать студента не только в информационном пространстве, но и во времени целесообразно в качестве примера определить интервалы времени, необходимые для прохождения того или иного раздела курса.

Информационныйблок представляет собой электронную версию лекций, каждая из которых состоит из введения, основной части и заключения. При подготовке текста лекций следует особое внимание уделить объектам графики. Необходимо помнить, что не все студенты имеют в своём распоряжении мощные технические и программные средства. Использование графических элементов (а также видео, аудио, анимация) очень удобно с точки зрения представления информации, но не всегда оправдано с точки зрения её доставки (это действительно может стать слишком громоздким багажом, который к тому же может так и остаться нераспакованным). Помимо информационного наполнения, в данный блок полезно включить и комплект обучающих программ по тематике дисциплины. Но опять же подготавливая перечень, нужно ориентироваться на минимальные требования к техническим средствам, на которые в итоге будут выводиться программы. Либо необходимо предусмотреть для такого случая предоставление студентам технических средств университета.

Для обеспечения использования сетевых курсов в очном образовании необходимо создание подходящих условий, когда не все обучающиеся могут одновременно находиться в одном и том же месте и в одно и то же время.

2.3. Сравнительный анализ дистанционной формы обучения с заочной

Заочное обучение возникло более ста лет тому назад. Пионерами в этом деле были англичане, заселявшие отдаленные владения Британской короны. Потом удобства обучения по почте оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных учебных центров. В Советском Союзе заочное обучение охватывало широкий круг доярок, слесарей и оленеводов, учившихся, соответственно, на бухгалтеров и инженеров-конструкторов.

Сегодня все не так. Во всем мире привычный советский вариант - с контрольными по почте и приездом на сессии - умер как анахронизм. Студенты дистанционных программ получают учебные материалы через спутниковое или кабельное телевидение, скачивают видео- и аудиозаписи через Internet, участвуют в видеоконференциях.

Строго говоря, дистанционное образование является наиболее адекватным ответом на тот вызов, который нам бросает жизнь. В последние полвека время словно сгустилось: каждый день приносит все новые открытия. В некоторых областях прикладных естественно-научных дисциплин около 80% всех накопленных человечеством знаний получено в последние 25-30 лет. Немудрено, что классическая академическая наука - все эти университеты, "столпы науки" с их пыльными кафедрами и стареющими профессорами, которые боятся дотронуться до компьютера, - не успевает за таким быстрым прогрессом. Конкуренция на рынке труда ужесточается. Знакомство с последними концепциями и достижениями научной мысли становится для самых разных категорий профессионалов жизненно необходимой задачей. Например, в США многие штаты просто обязывают учителей, бухгалтеров, администраторов яслей и работников некоторых других специальностей непрерывно профессионально совершенствоваться. Все чаще говорят о том, что обучение целесообразно рассматривать как постоянный процесс, а не как нечто странное, завершившееся много лет назад получением диплома.

Отличия дистанционного образования от заочного

Не следует путать дистанционное образование с заочным, хотя они и очень похожи. Заочное образование - поточное. Это общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, сессия зимой и летом в определенные сроки. Преподаватели вузов, честно говоря, заочников «не жалуют»: студентов-заочников у них много, а на глаза они попадаются редко.

Дистанционное образование – представляет собой обучение по индивидуальному плану, и в этом главное его отличие от заочного.

Каждый «дистанционный» студент прикрепляется к преподавателю, задача которого - курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. Общение с ним - либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.

Комплект учебных материалов «дистанционный» студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после оплаты обучения). Это не обычные учебники, к которым мы привыкли. Это и тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видео-носителях.

Важным отличием дистанционного образования от заочного является тот факт, что студент сам выбирает последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.

Однако дистанция огромного размера не позволяет учиться спустя рукава. Жесткая отчетность - на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед своим преподавателем (тесты, контрольные работы и т.п.). И пока не отчитается, дальше не двинется.

"Дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного (там пишется, что вы прослушали полный курс такого-то университета, но не указывается, на какой форме обучения).

Что эффективнее: дистанционное образование или заочное?

Существуют различные подходы к оценке эффективности различных систем обучения. Остановимся на тех из них, которые позволяют оценить относительную эффективность, основываясь на анализе технологий обучения. Так, можно выделить следующие основные процессы, определяющие эффективность исследуемой системы образования в целом: методологию формирования системы знаний; методологию формирования системы профессиональных умений и навыков; рентабельность образовательного процесса и разумную стратегию цен за обучение.

Ниже сформулированы некоторые утверждения или правила, которые позволяют перейти уже от методологий к более конкретным критериям относительной сравнительной эффективности систем образования:

  1. Система образования более эффективна по сравнению с другой, если учебная нагрузка студента в течение рассматриваемого периода (семестр, год) в этой системе будет более равномерной, чем в сравниваемой. Это утверждение основывается на том, что в большинстве случаев невозможно сформировать систему знаний при неравномерной учебной нагрузке или перегрузке студентов, либо за короткий интервал времени;
  2. Система образования более эффективна по сравнению с другой, если отношение числа часов занятий, формирующих умения и профессиональные навыки к общему числу занятий будет больше аналогичного отношения в сравниваемой системе. Другими словами, для того чтобы сформировать профессиональные умения и навыки, необходимо провести достаточное количество практических занятий, тренингов, деловых игр и других занятий, на которых отрабатываются сложные профессиональные умения и навыки; с учетом внедрения интерактивных сетевых деловых игр в технологии дистанционного обучения, процент соотношения практических занятий к общему числу часов будет значительно больше и должен приблизиться к показателям очной формы обучения. Особенности организации и ведения заочного обучения не позволяют увеличить значение данного показателя до приемлемого уровня.
  3. Cистема обучения должна быть рентабельной при разумной политике цен.

Таким образом, по критериям формирования знаний, умений и навыков рассматриваемая нами технология дистанционного обучения значительно превосходит по качественным параметрам заочную форму обучения.

Привлекательность ДО

Человек жаждет познаний, готов к поиску и переменам, но жизнь банально корректирует его мечты. Как преодолеть вроде бы уже ставшие непреодолимыми препятствия на пути к нужным знаниям - работа, семья, финансы, отсутствие загранпаспорта или отказ в визе? Как человеку, обремененному заботами, все-таки получить необходимое образование?

В конце нашего века ответ достаточно прост - это можно сделать с помощью дистанционного обучения (ДО).

По зарубежной статистике, большинство ДО-студентов - это люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свой профессиональный опыт без отрыва от производства. Тем не менее, дистанционная форма обучения подходит почти всем.

Родители, бизнесмены, все занятые люди находят, что ДО - эффективный путь к знаниям, позволяющий гармонично совместить учебу и повседневную жизнь. Люди, по состоянию здоровья не способные учиться очно, также находят, что ДО часто единственный путь к интересующему их образованию. А для пенсионеров это возможность, не вызывая лишних эмоций у окружающих, снова почувствовать радость познания.

Учиться дистанционно можно как по одиночке, так и в on-line-классе. При этом студент сам выбирает, когда ему учиться - ночью или днем, летом или зимой, и где это делать - в комфортной домашней обстановке или в одном из центров ДО.

Часто возникает вопрос о качестве обучения. Вот лишь один пример, который может послужить ответом.

Профессор социологии Калифорнийского государственного университета нашел новый путь повышения успеваемости студентов - он решил отлучить их от аудиторий. В один из семестров Jerald G. Schutte в произвольном порядке разделил класс на две группы. Студенты одной из них посещали занятия как обычно: слушали лекции, выполняли домашние задания и сдавали тесты, а студенты другой прошли аналогичный курс дистанционно. Последние получали задания и оценки через Internet, брали необходимую информацию с WEB-сайта университета, задавали вопросы и отсылали профессору выполненные контрольные по электронной почте, а также с помощью Internetа участвовали в групповых дискуссиях. В аудитории они появились только для сдачи экзамена за семестр. И что интересно: "сетевые" студенты продемонстрировали результаты в среднем на 20% выше результатов своих однокурсников из обычной группы. Безусловно, в данном случае у "сетевых" была большая мотивация, и делать обобщающие выводы на основе одного эксперимента не стоит. Но конкретный результат говорит о многом. Относительная анонимность участия в дискуссиях по Internetу позволила многим студентам задавать те вопросы, которые они никогда бы не задали в реальной аудитории в присутствии своих друзей.

За рубежом сейчас происходит колоссальная трансформация системы образования и обучения в связи с внедрением новых технологий и информатизацей общества. Прежде всего, это выражается в том, что многие традиционные учебные программы становятся доступны и в форме ДО. Понять значение дистанционного образования помогает простая арифметика и элементарное представление о географии. Например, в США только 15 млн. университетских мест, а последние исследования показывают, что около 100 млн. людей хотели бы продолжить свое образование. В Китае то же соотношение: 5 млн. на 80 млн. Мы не располагаем точными данными по России, но хороших учебных заведений в сравнении с числом желающих учиться в ней немного.

Для тех, кто стремится получить новую или смежную специальность, ДО - просто находка. Ребенок может качественно подготовиться к дальнейшему образованию в школе или университете. Студент - не только прослушать дополнительные лекции или курсы по своей специальности, но, при настойчивости, и получить зарубежный диплом. Работающий человек, не рискуя потерять свое место в компании, может приобрести новые знания или повысить свою квалификацию. Редкий руководитель с радостью отпустит ценного сотрудника поучиться за границу, но понимание, что вы будете учиться дистанционно, никуда не уезжая, может даже подвигнуть его оплатить вашу учебу.

Надо отметить, что в самых престижных университетах мира существует стойкая оппозиция дистанционному обучению как полноценной замене традиционной очной формы. Они не спешат запускать полностью дистанционные программы. Дело в том, что проблемы начинаются с самого основного - идентификации студента. Кто сидит за персональным компьютером и сдает экзамен - сам студент или его приятель-отличник - проверить пока невозможно. Поэтому дистанционные программы зачастую включают в себя и обязательную очную сессию, в ходе которой студенты на месте сдают экзамены - не виртуально, а на самом деле. Кроме того, для организации учебных и экзаменационных телеконференций бывает недостаточно пропускной способности телефонных линий разных стран.

Те, кто учатся дистанционно, знают больше

В современном мире все большее количество людей предпочитают учиться дистанционно.

Взрослые люди, обремененные семьями, детьми, работами, считают, что ДО - единственно возможный способ приобрести новые знания и навыки, так необходимые на стремительно эволюционирующем рынке труда.

Люди, страдающие физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия в «реальных» классах, пенсионеры и инвалиды больше не отлучены от образования. Современные технологии ДО позволяют им изучать любой предмет, не покидая собственной комнаты (и не вставая с инвалидного кресла).

Наконец, люди, живущие в отдаленных уголках планеты, в маленьких городах и деревнях, больше не обязаны повторять подвиг Михайлы Ломоносова. Теперь им не обязательно тратить деньги и силы на транспортировку себя, любимых, на другой конец Земного шара - компьютер и выход в Internet решат эту проблему в считанные минуты.

К числу несомненных достоинств дистанционного образования относятся, конечно же, тот факт, что вы можете учиться тогда, когда вам это удобно, в любое время суток. Интенсивность и продолжительность занятий вы тоже можете регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и тот же материал, Альберту Эйнштейну и Васе Пупрыткину может потребоваться разное количество времени. Посещая занятия в обычном вузе, мы невольно становимся заложниками учебного расписания, рассчитанного на «среднего» студента. Если вы чуть поумнее среднего, вы обречены играть в карты на лекциях, чтобы не умереть со скуки; если вы по причине, например, болезни пропустили занятие, у преподавателя не будет времени объяснить вам уже пройденную тему. Технологии ДО позволяют легко избежать подобных накладок. В любой момент вы можете по электронной почте или в режиме on-line связаться со своим преопдавателем и задать ему любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал.

Несколько нестандартный ракурс: ваша оценка будет более объективная, если вы учитесь дистанционно. Дело в том, что при дистанционном обучении не возникает личных симпатий и антипатий преподавателя к студенту. Преподаватель не знает, кто ваш папа; преподаватель не видит ваших ярко-зеленых ногтей или кольца в носу. Более того, нередко контрольные работы поступают на проверку … анонимно, под регистрационными номерами, что гарантирует непредвзятость оценки. Правда, данное преимущество ДО может для некоторых обернуться и недостатком, потому что вопрос дачи взятки «виртуальному» учителю, который находится в другой стране, представляется весьма и весьма проблематичным.

Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием и проблему стоимости ДО. В общем и целом, программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем традиционное образование. «Дистанционные» студенты не занимают классы, за аренду которых надо платить; «дистанционные» студенты не бьют стекла, не вырезают на партах математические формулы, не крадут мышки из компьютерного класса, не портят нервы декану; «дистанционные» студенты больше времени занимаются самостоятельно, и учебное заведение экономит на зарплатах профессоров (а на Западе, кто не знает, профессор Университета получает приличные деньги, не то что на бескрайних просторах постсоветской Родины). Короче говоря, ДО по цене гораздо доступнее.

И еще. Когда я была маленькой, я, как и все детки, училась в институте, на дневном отделении. Но поскольку помимо пищи духовной хотелось еще иногда и хлеба насущного, приходилось параллельно работать в одной организации. Так вот, мне до сих пор снится гримаса отвращения, которая искажала лицо моего шефа каждый раз, когда я пытались отпроситься с работы пораньше накануне очередного экзамена. Отсюда - мораль: работающему человеку гораздо проще уговорить начальство оплатить дистанционное повышение своей квалификации, чем отпроситься на «очные» курсы. Ни один нормальный руководитель не отпустит ценного сотрудника учиться, поверьте мне как жертве очного образования.

2.4. Преимущества и недостатки использования СК перед традиционным способом обучения

К преимуществам использования сетевых курсов можно отнести:

  • Применение СК в ДО обеспечиваетдоступность учебных материаловс любого компьютера, подключённого к сети. Причём физически этот компьютер может находиться за тысячи километров от места базирования информации, что позволяет существенно расширить круг лиц, желающих получить образование именно в МЭСИ. Студенту не нужно приезжать на лекции, а преподавателю, соответственно, их проводить. Кроме этого, данные об усвоении студентом учебного материала отражаются в блоке «Сведения о студентах», и преподаватель может наблюдать за процессом обучения буквально не выходя из дома (если, конечно, дома есть соответствующие технические и программные средства).
  • Возможность использования гибкого графика обучения. Все непонятные вопросы студентом могут быть отправлены преподавателю, например, по электронной почте. Преподаватель, в свою очередь, в удобное для себя время обрабатывает поступившие вопросы, тем самым определяя слабые места в представлении материала. Ответы при этом могут быть «вывешены» на сайте учебного курса, либо разосланы по адресам электронной почты.
  • Возможность быстрого обновления информации, что особенно важно для дисциплин, тесно связанных с применением законодательства. При дистанционной форме обучения этот аспект более важен, чем при очной, потому что количество часов очного общения с преподавателем, который в устной форме мог бы сообщить о произошедших изменениях, весьма невелико. При использовании сетевых технологий передача информации значительно упрощается.
  • Предоставляют не только доступ к информационным ресурсам, но и возможность неограниченной по времени работы с пакетами прикладных программ. В качестве примера можно привести какие-либо учебные программы, позволяющие моделировать рабочие ситуации, т.е. такие ситуации, с которыми обучающийся может в дальнейшем столкнуться на практике. В равной степени это относится и профессиональным программным оболочкам (например, «1С: бухгалтерия»). В случае использования сетевых технологий преподавателю не нужно из-за одного-двух непонятливых студентов задерживать всю учебную группу и опять не укладываться в 1ч 20мин. Каждый может тренироваться столько времени, сколько лично ему нужно для полного овладения определёнными навыками. При этом сокращается и количество «глупых» вопросов преподавателю, поскольку студент сначала всё-таки «залезет» в раздел «Справка», в которой обычно предусмотрены пояснения к самым простейшим операциям.
  • Использование СК позволяет также организовать обмен информацией не только в режиме так называемого отложенного времени (сегодня послал вопрос, завтра или послезавтра получил ответ), но и в режиме реального времени. Для этого на сервере может быть зарезервировано место, где в определённое время «соберутся» участники виртуального семинара, с тем чтобы обсудить животрепещущие вопросы, оставаясь при этом территориально удалёнными друг от друга.

Имея массу положительных характеристик, суть которых можно выразить одной фразой – создание максимально благоприятных условий процессу обучения, - СК обладают и рядомограничительных моментов. Эти ограничения можно представить в виде определённых требований.

Для получения максимальной эффективности от использования в учебном процессе СК необходимо:

  1. чтобы преподаватель (а также студенты) свободно владел технологиями передачи данных;
  2. чтобы преподаватель (а также студенты) имелсвободный доступ к сети, так как прекращение доступа означает невозможность продолжения обучения с применением сетевых технологий.

Что касается первого ограничения, оно легко устранимо. Для этого нужно организовать буквально пару занятий, на которых преподаватели (а также студенты) могли бы получить основные навыки работы с СК.

Наряду с перечисленными ограничениями существует и ещё одно –некачественная работа каналов связи. Каналы связи – это своего рода дороги, по которым движутся потоки информации.

2.5. Рекомендации по созданию и использованию СК в учебном процессе

При использовании сетевых курсов в учебном процессе необходимо:

  1. Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения
  2. Осуществлять контроль процесса обучения с диагностикой ошибок и с обратной связью.
  3. Обеспечить осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности.
  4. Высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислений.
  5. Визуализировать учебную информацию.
  6. Моделировать или имитировать изучаемые процессы или явления.
  7. Усилить мотивацию обучения за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций.
  8. Не повторять ту информацию, которая помещена в сетевом курсе.
  9. Поощрять взаимодействие между студентами в группе и обсуждение проблемных ситуаций (как на занятиях, так же и при использовании обратной связи в сетевом курсе).
  10. Постоянно дополнять материалы сетевого курса новой и актуальной информацией.
  11. На занятиях больше внимания уделять новым данным, не нашедшим пока отражение в сетевом курсе, или приглашать экспертов в данной области для обсуждения.

Добиться эффективности использования СК в ДО можно в том случае, если принять ряд следующих условий:

Во-первых, сделать ставку наобучение в режиме отложенного времени, потому что в реальном времени постоянно будут возникать проблемы со связью и некоторые участники просто «выпадут» из общей дискуссии.

Во-вторых, проведениетестирования с помощью средств СК при удалённом доступе целесообразно рассматривать в качествеэлемента самопроверкистудентом собственныхзнаний.

Для реальной оценки уровня знаний студента необходима организация очных контрольных занятий, которые также могут предполагать использование технологии СК. Имеется ввиду проведение сетевого тестирования под наблюдением преподавателя. Преимущество сетевого тестирования перед обычной его формой заключается в том, что не требует ручной обработки тестов, а значит экономит время преподавателя. И непосредственно по окончании тестирования преподаватель готов сообщить его результаты, но даже и это он может возложить на компьютер.

Возвращаясь к первому замечанию, следует добавить, что отказываться от использования возможностей СК при удалённом доступе в реальном времени не стоит. Однако, существует возможность проведения виртуального семинара в режиме отложенного времени. Речь идёт о листах рассылки. Подписавшись на лист рассылки, преподаватель и студенты становятся участниками дискуссионной группы. В результате каждое сообщение, отправленное на лист рассылки любым из участников группы, автоматически рассылается всем подписчикам этого листа. При этом необязательно всем участникам дискуссионной группы в определённое время дружно садиться за компьютеры (как в режиме реального времени), они могут изучить приcланную им информацию и ответить в любое удобное для себя время.

Подводя итог, следует сказать, что применение СК в ДО может быть эффективным только тогда, когда их потенциальные пользователи умеют свободно обращаться с подобного рода технологиями, а также имеют свободный доступ к ресурсам, обеспечивающим их применение.

ВЫВОДЫ

Проведя небольшое исследование современных методик обучения можно сделать следующее заключение, что введение в учебный процесс новейших образовательных технологий и современных технических средств повышает качество подготовки специалистов и, одновременно, способствует появлению новых образовательных услуг.

Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг - это обучение с использованием глобальной сети Internet, или дистанционное обучение. Интерпретация и мнения о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и диаметрально противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение - есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка обеспечивает полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивает всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т.п. Тем более, средств для этого вполне достаточно, учитывая разнообразие уже созданных компьютерных технологий. И здесь, видимо, уже скоро возникнет необходимость в стандартизации подходов.

Наиболее трудоемкой и, более того, пока еще не очень ясной остается задача реализации лабораторного практикума в системе дистанционного обучения.

Решение вопросов компьютеризации ВУЗа позволяет развернуть работу по интеграции всех видов педагогической деятельности в единую систему, базирующуюся на освоении, разработке и внедрении в практическую деятельность новых технологий преподавания и администрирования учебного процесса.

Слабым звеном в процессе внедрения новых информационных технологий в образование является создание и накопление электронных источников информации наравне с упрощением процедуры доступа к ним. Решение подобных задач необходимо для развития реальных систем дистанционного образования. В противном случае система ДО будет ориентирована на узкий круг лиц, владеющих современными телекоммуникационными технологиями. Уже постановка таких задач подразумевает и пути их решения, т.е. развитие сети представительств, где под контролем специальных служб образовательного учреждения любой желающий сможет пройти необходимое обучение и получить доступ к компьютерным технологиям, а также к глобальным компьютерным сетям, а через них и к образовательному процессу системы ДО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.
  2. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55-63.
  3. Андреев А.А. Направление и методика применения портативных персональных компьютеров в ДО.// Дистанционное образование № 4, 1997.
  4. Андреев А.А. Конспект лекций по курсу Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: МИЭП. 1997. с. 47
  5. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 48-43.
  6. Андреев А.А., Краюшенко Н.Г., Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения // Матер. VII Междунар. конф. “Применение новых технологий в образовании (29 июня - 2 июля) 1996 г. г.Троицк.
  7. Андреев А.А. Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г.
  8. Андреев А.А. Модель компьютерной сети для преподавания при дистанционном обучении. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1996 г. с. 6-77.
  9. Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр - 1996 г., № 1 с. 36-41. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5-6 с 48-54.
  10. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3. Зановьев С.И. Каким должны быть учебно-методические пособия для заочников // Вестн. высш. школы, 1965, № 6.
  11. Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов заочников. М., 1985, 212 с.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 28 листов.

Обоснование необходимости создания универсального электронного пособия, на основе которого в дальнейшем предполагается построение сетевых курсов (СК) по изучению экономических дисциплин с последующим его использованием в дистанционном образовании (ДО) с целью эффективного обучения в Высшей Школе Предпринимательства Харьковской государственной академии технологии и организации питания.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, СЕТЕВОЙ КУРС, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СЕТЕВЫЕ КУРСЫ КАК БАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Разработка универсальной системы визуализации

2. АРХИТЕКТУРА УНИВЕРСАЛЬНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ УСТРОЙСТВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ

3. Сетевые операционные системы

4. Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования

5. Программное обеспечение. Сетевые операционные системы. Классификация. Основные модули

6. Лимфообразование и лимфообращение. Значение лимфатической системы. Механизм образования тканевой жидкости и лимфы. Регуляция образования и течения лимфы

7. Анализ практических основ создания и развития собственного бизнеса без образования юридического лица на примере индивидуального предпринимателя Хорошкина Дмитрия Ивановича

8. Влияние глобализации на систему технического образования. Стратегия национальной системы технического образования в условиях глобализации

9. Разработка методологии создания и прототипа рекомендательной системы

10. Основы создания информационной системы контроля процессов видеостудии

5 stars - based on 250 reviews 5