Новости

Налоговая система РФ. Юридическая конструкция налога

Работа добавлена:






Налоговая система РФ. Юридическая конструкция налога на http://mirrorref.ru

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ

Тема 3. Налоговая система РФ. Юридическая конструкция налога

План

  1. Налоговая система: понятие и принципы построения.

Налоговая система Российской Федерации

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России.

Налоговаясистема — основанная на определенныхпринципахсистема урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманиемналоговисборов.

Налоговая система - это порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами различных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых отношений.

На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

  1. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  3. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  4. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  5. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  6. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. ЕщёАдам Смитв своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в1776г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным дляналогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приноситказначействугосударства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы[1]:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость.Нормативные актыдо начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) дляналогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность.Издержкипо собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию налоговой системы к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот жеобъект налогообложениядолжен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаковсуверенногогосударства.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеиА. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в видечетырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства— налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части IНалогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

  • сбалансированностьгосударственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, этиналоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиковисходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1.Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенствоподразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенствопредполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2.Экономическая нейтральностьотражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3.Организационная(или административная)простотасвязана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4.Гибкость налоговпредполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5.Прозрачность— предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы построения налоговой системы:

- сочетание прямых и косвенных налогов;

- универсальность налогообложения;

- равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

- однократность налогообложения;

- использование системы налоговых льгот;

- стремление к стабильности условий налогообложения;

- запрет обратной силы налоговых законов.

  1. Система налогов и сборов. Виды налогов, основания для их классификации.

истема налогов и сборов РФ– это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаютсятаможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. региональные налоги и сборы;
  3. местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Статья 12.Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:федеральные,региональныеиместные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотренопунктом 7настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотренопунктом 7настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом ипунктом 7настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотренопунктом 7настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотренопунктом 7настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаютсяспециальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные встатье 13настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных встатьях 13 - 15настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Статья 13.Федеральныеналоги и сборы

ГАРАНТ:

См.Энциклопедиии другиекомментариик статье 13 НК РФ

К федеральным налогам и сборам относятся:

1)налог на добавленную стоимость;

2)акцизы;

3)налог на доходы физических лиц;

4)утратил силус 1 января 2010 г.;

5)налог на прибыль организаций;

6)налог на добычу полезных ископаемых;

7)утратил силус 1 января 2006 г.;

8)водный налог;

9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10)государственная пошлина.

Статья 14.Региональныеналоги

ГАРАНТ:

См.Энциклопедиии другиекомментариик статье 14 НК РФ

К региональным налогам относятся:

1)налог на имущество организаций;

2)налог на игорный бизнес;

3)транспортный налог.

Статья 15.Местные налоги и сборы

ГАРАНТ:

См.Энциклопедиии другиекомментариик статье 15 НК РФ

К местным налогам и сборам относятся:

1)земельный налог;

2)налог на имущество физических лиц;

3)торговый сбор.

Статья 16.Информация о налогах

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Статья 17.Общие условия установления налогов и сборов

ГАРАНТ:

См.Энциклопедиии другиекомментариик статье 17 НК РФ

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Статья 18.Специальные налоговые режимы

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренныхстатьями 13-15настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2)упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в видеединого налога на вмененный доходдля отдельных видов деятельности;

4)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5)патентная система налогообложения.

  1. Юридическая конструкция налога: понятие и элементы.

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

В ст. 17 Налогового кодекса РФ названы общие условия установлегния налогов и сборов. Законодатель определил, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщигки и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения,налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчислегния налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях также могут предусматриваться налоговые льготы и основания для ихиспользования. Полагаем, что ст. 17 Налогового кодекса РФ не даетполного представления о составе налога. Перечень указанных в ней элементов не позволяет отразить в законе о конкретном налоге всеего необходимые характеристики, что приводит к искажениям в возгникновении и развитии налогового правоотношения между налогоплагтельщиком и государством при уплате налога. Об этом свидетельствугют как теоретические исследования состава налога ученымигналоговедагми, так и складывающаяся практика налогообложения.Изучение элементного состава налога волновало умы ученых в тегчение нескольких веков1 . Но и среди современных ученых, теоретиковналогового права, нет единого подхода к определению состава налога.А. В. Брызгалин рассматривает налог как комплексное экономикогправовое и общественное явление, которое включает совокупностьопределенных взаимодействующих составляющих, именующихся в тегории права как элементы налога. По его мнению, каждый элементналога имеет самостоятельное юридическое значение. Он выделяет тригруппы элементов налога: основные, факультативные и дополнительные.К основным (обязательным) элементам А. В. Брызгалин относит: налоггоплательщика, объект налогообложения, налоговую базу, налоговыйпериод, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок уплатыналога, сроки уплаты налога. Во вторую группу включены факультагтивные элементы налога, которые, на его взгляд, не обязательны, номогут быть определены законодательным актом. Эта группа представленалишь одним элементом — льготой. К числу дополнительных элементовотнесены следующие: предмет налога, масштаб налога, единица налога,источник налога, налоговый оклад, получатель налога.Ю. А. Крохина и Н. П. Кучерявенко делают акцент на выделенииправового механизма налога. Правовой механизм налога, по их мнению,регулируется путем закрепления императивного набора элементов,определяющих содержание и особенности реализации налоговой обязангности. При этом они также выделяют обязательные (в их числе основгные и дополнительные элементы) и факультативные элементы правогвого механизма налога, но подходят к их разделению на группы синых позиций. Основные элементы определяют фундаментальные, сущгностные характеристики налога, которые формируют представление оналоговом механизме. К ним относятся: плательщик налога, объектналогообложения, ставка налога. Дополнительные элементы детализигруют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полнуюсистему налогового механизма. К дополнительным элементам правовогго механизма налога Ю. А. Крохина и Н. П. Кучерявенко относят:

налоговые льготы; предмет, базу, единицу налогообложения; источник уплаты налога; методы, сроки и способы уплаты налога; особенностиналогового режима; бюджет или фонд поступления налога; особенносгти налоговой отчетности. К факультативным элементам они относят особенные элементы, характерные исключительно для данного налога, например, ведение специальных кадастров по имущественным наглогам, специфических реестров; бандерольный способ уплаты.С. Г. Пепеляев использует понятие юридического состава налога иуказывает, что установить элемент юридического состава налога —значит принять (утвердить, узаконить) чтоглибо в качестве одного изоснований возникновения налогового обязательства или способа егоисполнения. Все элементы юридического состава налога он объединягет в две группы: существенные (либо сущностные) и факультативные.В первую группу включены следующие элементы: налогоплательщик(субъект налога), объект налога, предмет налога, масштаб налога,метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложегния, тариф ставок (налоговая ставка (норма налогового обложения) иметод налогообложения), порядок исчисления налога, отчетный перигод, сроки уплаты налога, способ и порядок уплаты налога. В группу факультативных элементов входят: порядок удержания и возврата негправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговыеправонарушения, налоговые льготы. При этом ни в одну из групп невключена налоговая база.По признакам постоянства и изменчивости содержания элементовналогов, в пределах территориальных границ государства, М. Ю. Берегзин выделяет императивные и диспозитивные элементы. К императивгным относятся фиксированные элементы, содержание которых устанавгливается Налоговым кодексом РФ, и переменные элементы налога. Вчисле последних: налоговая ставка, порядок уплаты и сроки уплаты,т.е. те элементы, которые могут устанавливать субъекты федерации имуниципалитеты, в пределах, определенных Налоговым кодексом РФ.Диспозитивные элементы являются дополнительными к императивнымэлементам и не влияют на законность установления и введения налогга. К ним отнесены налоговые льготы и сроки предоставления налогогвых деклараций5.Несколько иной подход использует К. С. Бельский. Он рассматривагет состав налога в узком и широком плане. По его мнению, ст. 17Налогового кодекса РФ устанавливает состав налога в узком плане. В широком плане состав налога включает следующие элементы: нормагтивное основание, субъект налогообложения, объект налогообложения, размер налога, налоговые льготы, порядок уплаты налога, время (срогки) уплаты, ответственность за совершение налогового правонарушегния, право налогоплательщика обжаловать действия налоговых органов6 .Полагаем, что в рассматриваемом случае некоторые из элементов немогут входить в состав налога. Так, нормативное основание представгляет собой закон, которым устанавливаются элементы налога, а следогвательно, он не может входить одновременно и в состав налога. Прагво налогоплательщика обжаловать действия налоговых органов такжене может образовывать состав налога, так как это субъективное правоналогоплательщика. Как субъективногправовое явление оно действуетв системе: норма права — субъективное право — правоотношение. Аэлементы налога — это явления, относящиеся к статике налога, т.е. кобъективному праву. Таким образом, наукой не выработано единого критерия отнесенияэлементов налога к той или иной группе, а подчас элементами налоганазваны правовые явления, которые относятся к субъективному прагву. Вместе с тем справедливо будет отметить, что такие элементыналога, как налогоплательщик (субъект налога), объект налога, налогговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисленияналога, порядок уплаты налога, сроки уплаты налога, выделяются авгторами как основные, с небольшими изменениями в этом перечне. Чтокасается дополнительных и факультативных элементов, то здесь обнагруживается значительный разброс не только в выделении элементов,но и в понимании состава налога.Статья 57 Конституции РФ устанавливает основной принцип взаимоготношения человека и государства в финансовогэкономической сфере,провозглашая, что каждый обязан платить законно установленныеналоги и сборы. Детализация этого принципа дается КонституционнымСудом РФ, уточняющим, что налог или сбор может считаться законгно установленным только в том случае, если законом зафиксированысущественные элементы налогового обязательства, т.е. установить наглог можно только путем прямого перечисления в законе о налогесущественных элементов налогового обязательства7

  1. Методы и способы исчисления налоговой базы.

IV. Понятие налогооблагаемой базы. Методы формирования и определения размера налогооблагаемой базы

1.Налогооблагаемая база — это количественное выражение предмета налога.

Налогооблагаемая база (база налога) выступает основой для исчисления суммы налога. При расчете суммы налога (налогового оклада)Налогооблагаемая база — это всегда умножаемое, т. е.то, к чему применяется ставка налога.

Налогооблагаемая база определяется следующим образом:

Налогооблагаемая база = Единица налогообложения х Число единиц

Налогооблагаемые базы в зависимости от выбранного масштаба налогаподразделяются следующим образом:

налогооблагаемые базы со стоимостными показателями;

например, для исчисления налога на имущество физических и юридических лиц используется стоимость имущества;

налогооблагаемые базы с физическими показателями;

например, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применяется объем добытого сырья.

2.Для правильного определения момента возникновения налоговой обязанностибольшоезначение имеет метод формированияналогооблагаемой базы во времени по конкретному налогу.

Традиционно порядок определения налогооблагаемой базы рассматривался как бухгалтерский вопрос. Теперьон отражён в налоговом законодательстве (Налог на прибыль организацийст.271-273 НК).

Существует два основных метода.

-Первый метод –кассовый илиметод присвоения учитывает реальный момент получения средств и производства выплат в натуре.

В соответствии с этим методом, например,доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы.

Этотметод учитывает только те суммы (имущество),которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т. п.

- При применениивторого метода -накопительного,илиметода начислений важен момент возникновения имущественных прав и обязательств.

Так,доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде независимо от того, получены ли они в действительности.

Для определения произведенныхзатрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в налоговом периоде, независимо от того, произведены ли по этим обязательствам выплаты.

3.В теории налогообложения выделяют несколько способов определенияразмера налогооблагаемой базы, некоторые из которых нашли свое отражение и в российском налоговом законодательстве.

В частности,выделяют 4 способа:прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный) и паушальный.

-Основным способом определения размера налогооблагаемой базыявляетсяпрямой способ, в соответствии с которымопределяются реальные и документально подтвержденные показатели налогоплательщика.Прямым способом определяется база по большинству налоговых платежей.

Например, при исчислении налога на прибыль налогоплательщик отражает в учетных и налогово-отчетных документах всю выручку и доходы, полученные за соответствующий период, затем вычитает документально подтвержденные расходы и получает налогооблагаемую прибыль - базу для исчисления налога на прибыль.

- Российскому законодательствуизвестен также икосвенный способопределения налогооблагаемой базы, илирасчет по аналогии.

Так, в соответствии с п. 7.ст31 НК (Права налоговых органов) ип.3.ст.91 НК (Доступ должностных лиц …)при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов,проводящих налоговую проверку,на указанные территории или в помещения(кроме жилых помещений)составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком,на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

- Весьмаблизок к вышеуказанномуусловный (презумптивный) способ,по которому налогооблагаемая база, как правило,определяется на основании вторичных признаков. Например, специальный налоговый режим (Единый налог на вменённый доход). Объектом налогообложения по нему является вменённый доход, который определяется не на основании реального дохода, а на основании вторичных признаков – площади торгового зала, количества транспортных средств, и т.п.

-Паушальный способоснован на определении не условной налогооблагаемой базы, а условной суммы налога. В России это специальный налоговый режим в виде патентной системы налогообложения.

5.С исчислением налогооблагаемой базы тесносвязана проблема инфляционного воздействия на налоги и налогообложение.

Особенно негативно инфляция сказывается на налогоплательщике, так как он вынужден уплачивать налог фактически с фиктивных доходов и объектов, которые образуются в результате обесценения национальной денежной единицы.

Для нейтрализации негативных последствий инфляции налоговое законодательство зарубежных стран предусматривает различные механизмы, например ведение шкалы доходов в условных единицах, которая пересматривается ежегодно (Швеция); систему переоценки объектов недвижимости для целей поимущественного налогообложения (США); систему возмещении по налогам (Франция) и т. д.

Однако широкое распространение получил такой эффективный метод инфляционной корректировки, как индекс инфляции (индекс-дефлятор).

В соответствии со ст. 346.12 НК - коэффициент - дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициенты - дефляторы публикуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Он применяется в отношении налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщики-организацииисчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы,относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налогапроизводится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений)перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам,также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Остальные налогоплательщики - физические лицаисчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

В случаях, предусмотренных Кодексом,налоговые органыисчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

  1. Налоговые льготы: понятие, виды и порядок использования.

VI. Понятие и виды налоговых льгот.

1.Налоговые льготы представляют собой важнейший элемент любого налога.

Как указал в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П Конституционный Суд РФ, налоговые законы должны предусматривать определенные льготы, причем без прямой увязки с доходами. Кроме того, при выборе формы налогообложения любой законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости, а справедливые льготы отдельным гражданам исправляют этические пороки формального равенства между всеми гражданами.

В современных условиях при установлении и взимании налогов необходимо учитывать большое число различных условий и обстоятельств.

Налоговая льгота — это предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборовв формепреимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов,полного или частичного освобождения от уплаты налога,а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

В этой связибольшое значение имеетисключительный характер налоговых льгот.

Налоговая льгота всегдаподразумевает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого размер налоговых изъятий для плательщика снижается или смягчается. Воспользоваться льготным порядком налогообложения плательщики налогов могут при строго определенных условиях, которые предусмотрены в налоговом законе.

2.С юридической точки зрения, льгота — это всегда специальная норма, которая действует в строго определенных случаях.В этой связи налоговые льготы нельзя отождествлять с иными налоговыми механизмами, при использовании которых размер или тяжесть налоговых обязательств плательщика снижается. Так, очень часто соотносят с льготами те или иные способы исчисления налогооблагаемой базы плательщика.

В частности,в соответствии с гл.25 НК о налоге на прибыль,прибыль для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В этой ситуации представляется естественным, чтопри увеличении расходов сумма налога на прибыль снижается.

Однакорасходы, не являются какими-то льготами, а выступают общими расчетными показателями при определении налогооблагаемой прибыли.Но среди этих общих показателей некоторые расходы в определенных случаяхи при соблюдении соответствующих требованийвыступают в качестве льготы по налогу на прибыль (если их может применить не каждая организация)

Например, по Налогу на прибыль организаций не учитываются при налогообложении расходы в виде сумм материальной помощи работникам.

3.Принципиальным для исчисления налогов и для применения ответственности является определение характера налоговых льгот; в частности, применение налоговой льготы — это право или обязанность налогоплательщика?

В соответствии с п.3.ст.21, п.2.ст.56. НК,использование льгот является правом налогоплательщика, что подразумевает возможность выбора — применять или не применять льготу. Дело в том, чтоне всегда налоговая льгота представляет собой благо для плательщика, поскольку налоговые механизмы в некоторых случаях бывают достаточно взаимосвязаны, влияя на экономику предприятия и его взаимоотношения с партнерами.

Вместе с тем налоговое законодательство в ряде случаев содержит такие положения, согласно которым плательщики налогов лишены права выбора, а льготные механизмы выступают здесь в виде обязательных методик при исчислении налога, т. е.иногда можно сделать вывод, что применение налоговых льгот является обязанностью, а не правом налогоплательщиков.

Например, согласно утратившей силу п/12 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 года № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», организации, производящие и реализующие товары (работы, услуги), указанные в подп.«ф» и «ы» данного пункта, имеют право не применять предоставленную льготу. Это положение дает основание полагать, что только для этих трех групп предприятий льготы являются правом, для остальных же — это обязанность.

Применение налоговых льгот всегда должно быть правом налогоплательщика, за исключением случаев, специально указанных в законодательстве. При этом налоговое законодательство должно расшифровывать, в чем состоит право, а в чем — обязанность. Так,если применение льгот есть право, которым пользуется налогоплательщик, то в случае выявления в ходе проверки налоговыми органами сокрытой (заниженной) прибыли или иного неучтенного (заниженного) объекта налогообложения она должна быть уменьшена на сумму неиспользованных льгот. Если применение льготы есть обязанность, то ее неприменение, повлекшее недоплату какого-либо налога, должно служить основанием для применения финансовых санкций.

4. В практике налогообложения до сих поростается без ответа вопрос, касающийся сроков, в течение которых плательщик имеет право воспользоваться льготой.

Так, по мнению некоторых налоговых органов,если налогоплательщик не воспользовался в соответствующий период налогообложения какой-либо налоговой льготой, то он навсегда лишается права на ее применение.

Это обосновывается в ряде случаев тем, чтосовременное налоговое законодательство не предусматривает возможности восстановления налоговых льгот.

На наш взгляд, подобнаяточка зрения ошибочна.

По нашему мнению,неприменение налоговой льготы в срок не лишает плательщика права воспользоваться ею. Поэтому в данном случае, при соблюдении определенных условий, налогоплательщик может применить общие правила о возврате из бюджета переплаченных сумм налога.

5.Очень важными составляющими налоговой льготыявляются порядок, процедура и условия ее применения плательщиком.Само наличие налоговой льготы в законе ещене означает того, что налогоплательщик может ею автоматически воспользоваться. Данное положение вытекает из ст.56 НК, согласно которой льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством.

В этой связи налогоплательщик, чтобы получить ту или иную льготу, долженобосновать свое право на нее.

Так,определённый перечень документов должен представляться в соответствии со ст. 165 НКдля подтверждения права на получение возмещения НДС при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов

С другой стороны, право налогоплательщика на льготу не зависит от какого-либо специального разрешения налогового органа. В том случае, если налоговая инспекция считает, что налогоплательщик не имеет права на льготу или воспользовался ею с нарушением установленного порядка, то она может действовать в рамках своей компетенции по взысканию недоимки и применению финансовых санкций, предусмотренных налоговым законодательством.

6. При предоставлении и применении налоговых льгот должно соблюдаться положение, согласно которомузапрещается предоставление налоговых льгот, носящихиндивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Данное положение означает, чтолюбые налоговые льготы могут быть предоставлены только определенному кругу или определенной категории плательщиков. Персональные льготы по российскому налоговому законодательству недопустимы.

Оченьважным условием предоставления льгот является также и то, чтодополнительные льготы по налогообложению субъекты РФ и муниципальные образованиямогут предоставлять только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджета.

Рассматривая вопросы о предоставлении налоговых льгот, нельзя не сказать о том,что они могут реально применяться только тогда, когда непосредственно предусмотрены налоговым законодательством.

7.Неполный перечень налоговых льготсодержался в ст. 10 Закона об основах налоговой системы.

Прочие налоговые льготы предусмотрены в НК.

В зависимости от субъектов и элементов налогового производства можно выделитьчетыре группы налоговых льгот:

—предоставляемые отдельным субъектам — комбинация из перечисленных ниже льгот, налоговые каникулы;

— предоставляемые по объекту — изъятия, скидки;

— по ставкам — понижение ставки;

— по срокам уплаты — более поздние сроки уплаты, налоговый кредит.

При этом необходимо учитывать, чтопервая группа льгот предоставляется только некоторым субъектам из всего перечня налогоплательщиков.

Способы предоставления льгот для этих налогоплательщиковмогут быть различными, включая понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.

Остальные три вида налоговых льгот, за исключением случаев, когда они предоставляются отдельным субъектам,распространяются на всех налогоплательщиков на равных условиях.

Так,например, все плательщики НДС, реализующие продукты питания, предусмотренные законодательством,применяют пониженную ставку налога — 10%.

Указанные налоговые льготы могут предоставляться в следующих формах:

  1. 1) Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий лиц.

Земельным налогом предусматриваетсяосвобождение для участников Великой Отечественной войны, инвалидов и т. д. Такоеосвобождение является постоянным.

Особым случаем освобождения отдельных категорий лиц от уплаты налогавыступает налоговый иммунитет.

Возникнув в средние века в основном для духовенства и дворянства, налоговый иммунитет сохранился до наших дней.

Современное общее международное право и специальные межгосударственные соглашенияпредусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Большинство государств на основе взаимности предоставляют налоговый иммунитет также служащим дипломатических и консульских учреждений, а также членам их семей, которые не являются гражданами этих стран.Налоговый иммунитет может быть предоставлен в соответствии с национальным налоговым законодательством в Великобритании, например, налоговым иммунитетом пользуются члены королевской семьи, Британский музей, благотворительные и другие организации.

2) Изъятие из облагаемой базы определенных частей объекта налога.

При исчислении налога на доходы в совокупный доход не включается стипендии.

Изъятия, как и освобождения, могут предоставляться на постоянной основе (например, льгота при уплате НДС) или на ограниченный срок (например, льгота при исчислении налога на прибыль малыми предприятиями).

3) Установление необлагаемого минимума, т. е.минимальной части объекта, не облагаемой налогом.

Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум.

В соответствии с российским законодательством по утратившему силу налогу на имущество переходящего в порядке наследования или дарения, размер необлагаемого минимума составлял 80 и 850 МРОТ.

4) Вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика.

Например,совокупный годовой доход физических лиц уменьшается на суммы, перечисляемые на благотворительные цели.

Размеры вычетов могут бытьлимитированные (при исчислении налога на доходы физических лиц льготируются расходы на иждивенцев) инелимитированные (например, суммы, полученные от продажи недвижимости, находившейся в собственности более трёх лет).

5) Понижение налоговых ставок.

Так, по НДС установлена пониженная ставка 10%.

6) Вычет из налогового оклада этосамая эффективная налоговая льгота, котораянепосредственно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет.

Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика. К примеру, в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга на протяжении двух лет (1994 и 1995) существовала льгота, в соответствии с которойсуммы благотворительной помощи, направляемые предприятиями и организациями на ремонт школ и учреждений образования,полностью вычитались из суммы налога на прибыль, подлежащего внесению в районный бюджет.

7) Возврат ранее уплаченного налога означаеткомпенсацию плательщику налога, уплаченного ранее. Такая льгота имеет наименованиеналоговой амнистии (не путать с освобождением от налоговой ответственности).

Например, при экспорте продукции предприятия-экспортеры имеют право отнести на уменьшениеНДС, причитающегося взносу в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам сырья, комплектующих и т. д.

Однакоэтот механизм можно считать льготным только условно, так как, по нашему мнению,в данном случае имеет место специальный порядок расчета налоговых платежей, но не льгота в том смысле, в котором мы ее сформулировали выше.

8) Отсрочка и рассрочка уплаты налога.

Под отсрочкой понимается перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок,

под рассрочкой — распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Далее См. гл. 9 НК

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит.

Задачи и упражнения

№1.ООО «Трейд» при осуществлении коммерческой деятельности (розничная продажа канцелярских товаров) использует общую систему налогообложения.

Укажите основные налоги, которые данная организация должна уплачивать в бюджеты разных уровней в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ.

№ 2.Используя различные основания классификации налогов, определите вид следующих платежей:

- НДС;

- налог на прибыль организаций;

- налог на игорный бизнес;

- НДФЛ;

- земельный налог;

- транспортный налог.

№ 3. Гражданину Михайлову М.М. в фирме «Оберег» начислили заработную плату в размере 20 000 рублей, из которых удержали налог на доходы физического лица по ставке 13% на общую сумму 2 600 рублей и перечислили в адрес Инспекции ФНС по городу Томску.

На основе данных сведений и действующего законодательства о налогах и сборах РФ определите элементы налогообложения.

№ 4.Приведите примеры налогов, объектом обложения которых являются:

- операции по реализации товаров;

- прибыль;

- доход;

- отдельные объекты.

№ 5.Определите налоговый период и отчетный период по следующим налогам:

- НДС;

- акцизы;

- налог на прибыль организаций;

- налог на доходы физических лиц.

По каким налогам налоговый период установлен на срок менее одного года? Как соотносятся понятия «налоговый период» и «отчетный период»?

№ 6.На основе норм Части второй Налогового кодекса РФ укажите, по какой ставке будет исчисляться:

- налог на добавленную стоимость при реализации альбомов для рисования;

- акциз на дизельное топливо;

- налог на доходы физических лиц в отношении приза в 6000 рублей, полученного за участие в конкурсе?

Назовите виды налоговых ставок.

№ 7. На основе положений Налогового кодекса РФ назовите налоговые освобождения и иные налоговые стимулы, которые не содержат в себе признаки налоговых льгот, предусмотренных ст. 56 НК РФ.

Соотнесите категории «налоговое стимулирование», «налоговая льгота», «специальные налоговые режимы», «механизмы уменьшения налогового бремени».

№ 8. Решением налогового органа ООО «Строй-МК» было привлечено к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания недоимки и штрафа за занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций.

ООО «Строй-МК» с решением налоговой инспекции не согласилось, ссылаясь на то, что оно в тот момент не являлось плательщиком налога на имущество организаций. ООО «Строй-МК» приобрело недвижимое имущество и не учитывало приобретенное имущество в составе основных средств, так как соответствующие документы на государственную регистрацию перехода права собственности еще не были поданы. До этого момента обязанность по уплате налога на имущество организаций лежит на продавце.

Укажите кто прав в представленном споре? С какого момента покупатель-организация объектов недвижимости становится плательщиком налога на имущество организаций?

9. ООО «Магистраль» не включило в налогооблагаемую базу сумму полученной в 2014 году предварительной оплаты за товар, переданный обществом покупателю в 2015 году, в котором и были отражены доходы от его реализации. Организация применяет кассовый метод определения доходов и расходов.

Правомерны ли действия ООО «Магистраль». Как следует поступить налоговому органу?

№ 10. На предприятии «Орбита» из-за удара молнии произошел пожар, в результате которого погибла значительная часть его имущества, используемого в производстве мебели (его основного вида деятельности).

Имеет ли данное предприятие право на какие-либо налоговые льготы в связи со случившимся? Если да, то на какие, по каким налогам и в каком порядке их можно получить?

Нормативные акты к теме

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом внесенных поправок).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая):Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в последней редакции).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в последней редакции).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в последней редакции)

5. По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений закона Чувашской республики "О налоге с продаж", закона Кировской области "О налоге с продаж" и закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан:Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 № 2-П //Собрание законодательства РФ 2001. № 7. Ст. 701.

6. По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации:Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 № 37-О //Собрание законодательства РФ 2002. № 20. Ст. 1913.

7. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации :Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 // Вестник ВАС РФ. 2005.

8. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации :Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 //Вестник ВАС РФ. 2011.

9. "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689):Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 24.12.2010)// Рос. газ. 2001. № 91-92

Налоговая система РФ. Юридическая конструкция налога на http://mirrorref.ru


Похожие рефераты, которые будут Вам интерестны.

1. Элементы закона о налоге как юридическая конструкция

2. Юридическая конструкция правового положения личности

3. Налоговая система

4. Система Налоговая инспекция (ГНИ)

5. Налоговая система Германии

6. Налоговая система Великобритании

7. Кипр: налоговая система

8. Налоговая система Франции

9. Налоговая система методичка

10. Налоговая система Испании